Развитие кругозора ребенка дошкольного возраста
Кристина Мамыкина
«Расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск и приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и другие).
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет его творческая, исследовательская деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Будучи не в состоянии справиться с простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.
Исходя из данной проблемы, определила тему работы по самообразованию «Расширение кругозора детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности».
Все исследователи экспериментирования выделяли основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним; осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Активное внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ основано на создании условий для самостоятельного исследования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка», — писал Н. Н. Поддъяков.
По его мнению, «… в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Процесс познания — творческий процесс, и задача педагогов, а значит и моя, — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Цель: разработать и реализовать систему работы по расширению представлений детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
— изучить проблему расширения кругозора детей дошкольного возраста посредством включения в опытно-экспериментальную деятельность в психолого-педагогической и методической литературе, на интернет-сайтах.
— разработать проект непосредственной деятельности с детьми (определение целей, форм работы, перспективного планирования);
— создать необходимую предметно-пространственную среду для реализации образовательного проекта;
— спланировать систему взаимодействия с семьей;
— разработать конспекты совместной познавательно-экспериментальной деятельности и внедрить в практику через кружковую работу с детьми;
— отследить степень освоения детьми опытно-экспериментальной деятельности;
— обобщить и представить опыт работы.
Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста — один из видов культурных практик, с помощью которого ребенок познает мир. Наблюдения за демонстрацией опытов и практические упражнения в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того, что их окружает. Дети задумываются о таких явлениях природы, как замерзание и таяние льда, распространение звуков в воздухе и воде, изменение цвета предметов и веществ, появление запахов. Опыты, проведённые детьми, способствуют созданию изучаемого явления и обобщению полученных естественным путем результатов. Создаются условия и для расширения кругозора детей.
Актуальность данной темы очевидна также и для формирования основы дальнейшего умственного развития личности ребенка с такими качествами, как организованность, целеустремленность, собранность, умение планировать свою деятельность.
Свою работу начала с построения предметно-развивающей среды:
— создала уголок экспериментирования в группе с помощью родителей;
— оформила картотеку опытов и экспериментов;
— подобрала презентации;
— подобрала мини-библиотеку по направлению «Детское экспериментирование».
В процессе разработки проекта «Ужасно интересно, все то, что неизвестно» столкнулась с отсутствием литературы по вопросам расширения кругозора познавательных представлений детей, с отсутствием примерного тематического планирования, не дублирующего темы непосредственно образовательной деятельности по и формированию целостной картины мира и познавательно-исследовательской деятельности.
Но все-таки в результате было разработано перспективное планирование, конспекты совместной исследовательской, экспериментальной деятельности.
Тематика имеет расширяющую кругозор и познавательные представления направленность.
В ходе проекта решаются следующие цели и задачи:
• Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.
• Развивать креативность, вариативность и гибкость мышления, умение находить решение поставленных задач.
• Формировать умение находить причинно-следственные связи и зависимости, существующие в окружающей действительности.
• Обогащать, активизировать словарь, развивать связную речь — монологическую и диалогическую.
• Воспитывать самостоятельность и инициативность, уверенность в собственных силах.
В ходе совместной партнерской деятельности с педагогом у детей формируется умение ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы, решать их опытным путем, делать выводы, толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Например,Почемучка задает вопрос: «Почему опадают листья» и дети получают возможность выдвинуть свои гипотезы, порассуждать или решить проблемный вопрос «одинаковые листья с одного дерева»; провести опыт «как грибница впитывает воду» (в качестве грибницы мох, опыт-эксперимент «где спряталась вода в овощах и фруктах».
Для поддержания интереса к экспериментированию практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя — куклы Незнайки, Маши, Чиполлино, Капитошки. Дети часто задают много вопросов «отчего?», «почему?», «зачем?». Часто этим же занимается и кукла Почемучка, живущая в группе.
Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям (осенние листья в больших карманах Почемучки, овощи от Чиполлино, которые нужно узнать на ощупь) — все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности. Герои стали для ребят настоящими друзьями, с которыми можно посоветоваться, обратиться к ни м с просьбой, разделить радость открытий.
Помимо экспериментальной деятельности используются игровая, двигательная, коммуникативная, художественно-продуктивная деятельности.
Итогом совместных мероприятий стали книжки-малышки, альбомы, рисунки-исследования, дневники наблюдений, коллажи, коллекции.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без тесного контакта с семьей. Родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером, что каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
Мне бы очень хотелось, чтобы родители следовали мудрому совету В. А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительском собрании, через различные виды наглядной агитации (папки-раскладушки, памятки) убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям, огорчениям, признания права на собственную точку зрения, поддержания познавательного интереса, их стремления узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений действительности.
Итак, система работы, реализуемая в ходе проекта, способствует расширению познавательных представлений детей, их интеллектуальному развитию, делает их любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями, а также повышению уровня моей профессиональной компетенции.
2 Определение уровня сформированной деятельности экспериментирования
Уровень овладения детьми деятельностью экспериментирования определила с помощью диагностики. Прежде всего, выделила компоненты деятельности экспериментирования и те характеристики, которые определяются как навыки деятельности
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
• видеть и выделять проблему;
• принимать и ставить цель;
• решать проблемы;
• анализировать объект или явление;
• выделять существенные признаки и связи;
• сопоставлять различные факты;
• выдвигать гипотезы, предположения;
• отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
• осуществлять эксперимент;
• делать выводы, рассуждения;
• фиксировать этапы действий и результаты графическим или другим способом.
Также важным показателем является отношение детей к деятельности экспериментирования (интерес, активность участия в обсуждении и процессе деятельности).
Источник
Маленькие дети, едва начиная замечать окружающий мир, проявляют к нему самый настойчивый интерес. Все хочется рассмотреть, потрогать, изучить, а то и попробовать на вкус! Задача родителей — позволить ребенку удовлетворить свое любопытство, разумеется, под их строгим контролем. Дать потрогать кусочек ваты, макаронину, кошечку, камушек. Пусть ребенок запоминает свои ощущения от прикосновения, учится различать предметы и материалы по их качествам: камень холодный, а вода мокрая, крупа рассыпчатая, а стекло гладкое. А как только дитя начнет понимать вашу речь, необходимо разговаривать с ним об окружающей его природе, о том, что он видит, о том, как можно использовать свойства предметов. Подобные занятия пробуждают в ребенке чувство прекрасного, развивают интеллект, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.
Самое подходящее место для таких упражнений — улица. Выходя на прогулку во двор или сквер, не берите на себя роль молчаливого охранника, сводя свои функции исключительно к наблюдению за ребенком, будьте активны, будьте ведущим и заводилой, чтобы малышу было интересно гулять.
Зима
Снег — неисчерпаемый источник для наблюдений, игр, размышлений. Покажите ребенку различие между влажным и сухим снегом, между льдом и снежинками, обратите его внимание, как идет снегопад: хлопьями или отдельными снежинками. Покажите, как из снега лепить снежки и играть в них, скатайте снежную бабу. Обратите внимание ребенка на то, как деревья и кусты закутались, как в покрывало, в снег. Поймайте несколько снежинок и рассмотрите их вместе с малышом. Попутно уже можно вводить в словарь ребенка новые слова: кристалл, шестигранник. Пусть пока он их не может повторить, но как они звучат и что означают, он уже будет знать.
Зимой легче увидеть самых разных птиц, которые летом обычно прячутся в листве деревьев. Воробьи, снегири, галки, вороны, сороки, голуби, синицы, а кому повезет, то и дятел. В сквере можно покормить птичек семечками, и пока они будут насыщаться, можно рассказать о том, что большинство птичек улетели на юг и вернутся к нам только весной. Обратите внимание малышка на то, как блестят на солнышке перышки, на то, как птички различаются по окрасу, какие у них клювы и как они берут ими зернышки, какие у них лапки и коготки, как они машут крылышками, когда летят.
На горке покажите малышу лед и расскажите, чем он отличается от снега. Какой он? Гладкий, скользкий, прозрачный, твердый, холодный. А еще его ни в коем случае нельзя лизать.
Какое небо зимой? Серое, низкое. Солнышко — белое, светит слабо и совсем не греет. А что случилось с речкой или прудом? Они замерзли, рыбки ушли на дно и спят, вода холодная, купаться нельзя.
Весна
На весенних прогулках следует обращать внимание на те изменения, которые происходят в природе. На многочисленные ручейки и лужицы, на веселую капель — зима плачет, потому что ей пришла пора уходить, а в каждой капельке отражается солнце. Небо стало голубым, прозрачным, высоким, воздух свежий, пахнет весной. Птички повеселели и уже поют свои первые песни, радуются наступающей весне. Вспомните свое детство — сделайте бумажные кораблики и отпустите их в плавание по ближайшему ручью, это подарит незабываемые впечатления ребенку.
Весной изменения происходят стремительно, природа каждую неделю обновляется, и это — прекрасный повод вести наблюдение за тем, как растет травка, появляются листики на деревьях, как они увеличиваются с каждым днем, как пахнут молодые листочки, как появляются бутоны и первые цветы. А следом — и первые бабочки и пчелки. Можно и даже нужно показывать разные растения и говорить, как они называются.
Весна — время появления потомства у многих животных. Если радом с вами есть четвероногое семейство — можно показать его ребенку, рассказать, как называют детенышей у разных животных. Обратить внимание на то, что большое животное это мама, а маленькие — детки. Если вы живете в городе, то можно показать открытки или фотографии из журналов и интернета с изображением медведицы с медвежатами, кошки с котятами, собаки со щенками и т.д. Обязательно надо говорить о том, что дети животных, как все дети, нуждаются в защите и помощи. Что мама заботится о них, как умеет, а люди не должны причинять им зла.
Лето
Это время года весьма плодотворно для маленьких непосед — ведь летом многие отправляются на отдых к морю. Смена климата и окружающей природы представляет большой интерес не только для детей, но и для самих взрослых. У вас есть возможность сравнить речку, пруд и море — что больше? Какого цвета вода в море? А в речке? Солнышко на юге светит жарче, потому что он тут ближе к земле. Чем отличается эта местность от той, где вы живете постоянно? Ракушки, морские камни, рыбки, ящерки, дельфины, пальмы — все то, чего нет дома, будет очень интересно для ребенка. Если же вы остаетесь дома, то и тут есть чем заняться. Например, наблюдать за тем, как на яблоне формируются плоды, растут, наливаются соком и вкусом. Можно даже выбрать одно яблочко или грушу, и пусть этот плод будет «принадлежать» вашему сыну или дочке. Можно даже приклеить на него первую букву имени ребенка, вырезанную из бумаги — когда плод созреет, это «персональное» яблоко с отпечатавшейся буквой будет особо вкусным для ребенка.
Купание в реке или море — огромное поле для исследований. Переливайте вместе с ребенком воду из одной посудины в другую, пропускайте между пальчиков, пусть он попробует поймать водичку. Напомните ему, что зимой водичка замерзает и превращается в снег и лед. Играя с песком, не забудьте про старые добрые забавы: формочки для песка. Стройте с ребенком город, делайте фигурки, лепите песчаных колобков, копайте тоннели и ямы, прокладывайте дороги для игрушечных автомобилей.
В саду или в лесу растут ягоды, начинает созревать земляника, черника, смородина, вишня, малинка. Показывайте разные ягоды, давайте их пробовать, сравните вкус (сладкая, кислит), сравните форму (круглая, вытянутая, похожа на сердечко), цвет (красная, синяя, зеленая, желтая), размер, чем спелая ягодка отличается от незрелой. Если у вас есть огород, то покажите малышу, как растут разные овощи — картофель, помидоры, морковка.
Если начался дождь, то надо пояснить, что это капельки воды, которые падают с неба из тучки. А зимой дождик замерзает и становится снегом.
Не забывайте о листве и траве. Что произошло с ними летом? Они уже выросли, вместе цветов появились коробочки с семенами, это детки у травки и цветочков. Они упадут на землю, и из них вырастет новая трава, новые цветы. А в листиках живут разные насекомые, жучки, паучки, букашки, бабочки.
Осень
Осенью природа готовится к зиме — это основная тема ваших занятий. Осенью окружающий мир тоже очень быстро меняется. Трава и листва становятся яркими, разноцветными, листики с веток начинают падать на землю — деревья готовятся к зимнему сну. У зверюшек и птичек выросли дети, стали самостоятельными. Погода становится холоднее, солнышко не такое жаркое, темнеет раньше, а рассветает позже. Мы тоже готовимся к зиме, надеваем теплую одежду, теплые ботиночки, убираем велосипеды.
Во время прогулки по саду или по парку, наберите разноцветных листьев — их можно использовать для аппликации. Дайте ребенку подержать шишку, желудь, «носик» клена, орешек — пусть сравнит их, сравнит свои ощущения.
Осенью ребенок может принимать посильное участие в уборке урожая. Не забудьте про «именное» яблочко! Малышу можно поручить срывать яблоки и груши с низкорастущих веток и складывать их в общую корзину. Пусть соберет палочки с земли и отнесет в мусор. Если вам посчастливится увидеть косяк перелетных птиц, обязательно покажите их малышу.
Для того, чтобы расширить кругозор ребенка, не нужно обладать какими-то специальными знаниями и образованием. Просто рассказывайте ему все, что знаете о мире, что он в состоянии понять. Обращайте его внимание на все: на звезды и пролетевший самолет, на яркие качели в саду и на падающий листик. Эти семена взойдут потом обильными всходами, радующими и вас, и окружающих.
Азбука воспитания
Источник