Развитие креативности у ребенка задания
Креативность
Творческое начало есть в каждом человеке. Оно помогает находить интересные нетривиальные решения, создавать новое, выявлять закономерности и несоответствия, реализовываться. Однако если креативность не развивать, со временем она угаснет.
Что это такое
Креативность – это способность нестандартно мыслить, действовать нешаблонно, создавать новое, аккумулировать идеи. В России этот термин прижился благодаря специалистам по маркетингу, которые подразумевали под ним возможность создавать оригинальные идей для продвижения товара. Позже иностранный термин закрепился в психологии и вошел в повсеместный обиход.
В широком смысле под креативностью понимается творческое начало, умение находить новые образы, идеи, нестандартно решать типовые задачи.
Параметры креативности
Определенные умения и особенности характера говорят о творческом потенциале человека. Решительность, сообразительность, умение рисковать, широкий кругозор – все эти качества свойственны креативному человеку.
К другим параметрам относят:
- нестандартность, оригинальное решение задач;
- способность выдавать много идей за короткий промежуток времени;
- гибкость мышления и действий;
- развитое образное представление;
- использование метафор и ассоциаций;
- внимательность – нахождение противоречий и необычных элементов;
- придание абстрактным образам реальных форм.
Креативность и творчество: сходство и отличия
Большинство людей не видят существенного различия этих двух понятий. Однако, творчество – деятельность, процесс, относящиеся к искусству, эстетики. Креативность же больше направлена на утилитарное, практическое применение. Иностранный термин часто применяют в маркетинге, бизнесе, образовании. Эти качества личности могут, как дополнять друг друга, так и существовать независимо.
10 упражнений на развитие креативности
В каждом человеке присутствует творческое начало, но не каждый доволен его уровнем. Существуют игры, задания, техники, упражнения для развития креативности.
Найди взаимосвязь
Это упражнение можно делать одному, в паре или в компании друзей. Для начала необходимо случайным образом выбрать 2 слова. Для этого нужно взять книгу, закрыть глаза и ткнуть пальцем в 2 слова. Затем нужно найти их взаимосвязь, и использовать в одном предложении. Задание можно усложнить, попробовав составить небольшой рассказ, используя 5 случайных слов.
6 шляп
Интересное упражнение для развития креативности и ухода от стандартных, обыденных решений. Этот способ позволяет разыграться фантазии и посмотреть на проблему с разных точек зрения.
Суть упражнения в разделении ролей. Озвучивается задача, которую нужно решить. Каждому одевается вымышленная шляпа определенного цвета. В зависимости от нее, обладатель должен найти ответ, согласно своей роли.
Цвет шляпыЧто символизируетКак действоватьзеленаятворчествопоиск оригинальных, нестандартных решенийбелаялогикаопираться на факты, имеющиеся данныежелтаяоптимизмс вдохновением и энтузиазмом искать решениечернаяпессимизмскептически относится к задачекраснаяэмоцииинтуитивный подходсиняяфилософияобъединить все предыдущие способы и сделать вывод
Если подходящей компании нет, упражнение можно выполнить самостоятельно, поочередно примеряю ту или иную шляпку. Этот подход помогает найти решение даже тогда, когда, кажется, что выхода уже нет.
Вымышленное животное
Часто техники для развития креативности напоминают детские игры и задания. Это неспроста, ведь люди с самого рождения наделены творческим потенциалом, который у большинства не реализован. Дети еще не привыкли мыслить шаблонно, поэтому действуют интуитивно, полагаются на ощущения. Это врожденная способность у большинства взрослых стерлась.
Для ее «оживления» можно воспользоваться упражнением «вымышленные животные». Нужно вооружиться фломастерами и чистым альбомным листом. Далее необходимо изобразить несуществующего зверя, птичку или рыбку придумать название, и описать его.
50 вариантов
Задание заключается в том, чтобы придумать 50 нестандартных способов применения обычного предмета. Так, пустую консервную банку можно использовать:
- для хранения продуктов;
- в качестве меры объема;
- для выращивания цветов;
- как подслушивающее устройство;
- для изготовления поделки.
Оригинальное название
Это задание хорошо выполнять в паре с ребенком. Придумайте новое название привычным вещам. Так, лимон может стать цитрусином, стол – обедником, а форточка – окнушкой. Не ограничивайте себя, проявите фантазию.
Письменные пятиминутки
Творческое мышление можно развить, выделяя ежедневно несколько минут для выполнения письменных заданий. Их можно придумывать самостоятельно, а можно взять из предложенного списка:
- опишите свою любимую игрушку, используя примерно 100 слов;
- придумайте рассказ о пустой бутылке;
- напишите монолог от лица бабочки, которая недавно была гусеницей;
- составьте список 15 причин для развития креативного мышления;
- сочините рассказ, используя слова: «ветер», «книга», «небоскреб».
- назовите 7 обстоятельств, из-за которых будет стыдно фотографу;
- подготовьте инструкцию, как научить ребенка убирать за собой посуду.
Ряд ассоциаций
Выберите любой предмет в комнате и напишите к нему 5 прилагательных, например, окно: стеклянное, мокрое, белое, большое, соседнее. Затем добавьте еще 5 прилагательных, которые не подходят по смыслу, например, окно: шоколадное, горячее, громкое, быстрое, живое. Сделать это будет труднее, чем первую часть задания, так как мозг привык думать шаблонно.
Рисунок обоими руками
Включить оба полушария в работу можно, используя простое упражнение. Для его выполнения необходимо взять по фломастеру в левую и правую руку и приступить к рисованию. Важно сосредоточиться на том, чтобы рисунки зеркально отображали друг друга.
Не старайтесь сделать идеальную картинку, не зацикливайтесь на результате. Ваша задача сконцентрироваться на самом процессе, действии.
Расшифровка иероглифов
Представьте, что вам предоставили шанс расшифровать древние манускрипты. Найдите в интернете фрагменты египетских писем, всмотритесь в иероглифы, и постарайтесь их «прочитать».
Сундучок идей
Выделите место, в котором будете хранить записочки с интересными идеями. Фиксируйте то, что приходит в голову, даже, если это изначально кажется глупым и бессмысленным. Так, вы не только научитесь прислушиваться к идеям, которые вас озаряют, а потом испаряются бесследно, но и, возможно, сто-то притворите в жизнь.
Еще больше упражнений на развитие креативности смотрите в следующем видео.
Продолжительность 5:30 мин.
Креативные профессии
Творческий подход ценится во многих сферах деятельности: реклама, политика, наука, бизнес, искусство. Читая требования работодателя, часто можно встретить такой пункт, как креативность.
Современный бизнес и технологии не стоят на месте, постоянно растут и развиваются, поэтому и сотрудники должны соответствовать быстрому темпу. Консервативный подход, особенно малого и среднего бизнеса, может привести предприятие к банкротству. Чтобы избежать этого, нужно идти в ногу со временем, быть на гребне волны, следить за меняющимися тенденциями. Для этого нужно соответствующее мобильное мышление. Конечно, не для каждой ниши это актуально — для большинства.
Среди маркетологов креативность ценится на вес золота. Сейчас огромная конкуренция на рынке товаров и услуг, поэтому все хотят выделиться, показать свою индивидуальность. Хорошо с этой задачей справится креативный человек. Выгодная подача продукта, броский слоган, нестандартное применение товара способны увеличить продажи в разы.
Статьи по теме:
Источник
Автор Алексей Шаполов На чтение 12 мин. Обновлено
Какие упражнения для развития креативности используют успешные люди? Я прочитал большое количество статей и книг в поисках нужной информации. Теперь хочу поделиться с вами упражнениями, которые нашёл за время поисков.
Самые лучшие упражнения для развития креативности
№1. Ассоциации
Берёте любое слово и подбираете к нему 5-10 ассоциаций. Например, ассоциации к слову арбуз — зелёный, спелый, сочный, красный, косточки, семечки, вкусный, сладкий.
Чем больше ассоциаций вы придумаете, тем лучше.
№2. Два слова
Откройте словарь на первой попавшейся странице. Возьмите одно слово и запишите его. Откройте другую страницу и выпишите ещё одно слово.
Выявите 3 сходства и 3 различия этих слов. Составьте с ними несколько предложений. Не бойтесь, если придётся поломать голову. Иногда попадаются такие слова, которые, кажется, невозможно связать вместе.
упражнения для развития креативности
№3. Нестандартные способы применения
Возьмите любой предмет и придумайте необычные способы его использования. К примеру, зубной пастой можно очищать изделия из серебра, лечить мозоли и отбеливать ногти.
№4. Противоположное полушарие
Привыкли писать правой рукой? Начните писать левой. Если вы держите ложку в левой руке, научитесь держать её в правой.
Смена руки позволяет развивать оба полушария головного мозга.
№5. Безмолвный час
В течение часа вы должны отвечать на все вопросы: «Да» или «Нет». Нельзя использовать никаких других ответов. Попытайтесь, чтобы никто не заметил перемены в вашем поведении.
№6. Один ответ
Более сложный вариант предыдущего упражнения. Теперь на все вопросы вам нужно отвечать только «Да» или только «Нет».
№7. Два в одном
Возьмите два слова и придумайте способы их совместного применения. Клубника + сумка = сумка в форме клубники.
№8. Фантазёр, реалист и скептик
Это упражнение для развития креативности лучше выполнять с напарником.
Вы должны взять проблему, которую нужно решить. Сначала вы предлагаете самые безумные и фантастические варианты её решения. Потом думаете, как реализовать идеи, предложенные мечтателем. После этого становитесь скептиком и стараетесь указать все ошибки, допущенные реалистом и фантазёром.
№9. Журналист
В городе Y работает компания X. Она решила в рамках благотворительности построить для местного детдома спортзал.
Официальная городская газета создаст такой заголовок: «Компания X бесплатно строит спортзал для детского дома». Журналисты из «жёлтой прессы» в погоне за читателями составят заголовок так: «Компания X пиарится за счёт сирот».
Ваша цель — стать журналистом обеих газет и придумать как можно больше вариантов заголовков. Только вместо компании X и детского дома вы должны выбрать свою компанию и свой проект. Подумайте, что могут написать о вас СМИ.
№10. Расшифровка египетских иероглифов
Найдите в интернете надписи из египетских иероглифов. Подумайте, что они означают. На основе этих догадок составьте историю. Главное, не подсматривайте, что эти иероглифы на самом деле значат.
№11. Рассказ из 100 слов
Одно из самых интересных упражнений на креативность. Вам нужно составить рассказ из ограниченного количества слов. В данном случае — из 100 слов.
Если хотите можете написать рассказ из 75 или 50 слов. Только помните, что чем жёстче ограничения, тем труднее в них уложиться.
№12. Слова наоборот
Это упражнение для развития креативности можно выполнять везде — на улице, в метро, на работе. Когда вы видите надпись, старайтесь прочитать её задом наперёд. Кассир — «риссак». Вокзал — «лазков». После того, как вы потренируетесь на отдельных словах, переходите к фразам и предложениям.
№13. Зеркальный рисунок
Возьмите по карандашу в каждую руку. Начните рисовать какие-нибудь фигуры одновременно двумя руками, чтобы они были зеркальными отображениями друг друга. Когда вы освоите простые геометрические фигуры, начинайте рисовать более сложные предметы.
№14. Составление биографий
Когда вы будете ехать в автобусе, обратите внимание на первого попавшегося человека, дайте ему характеристику и придумайте биографию.
Это очень интересное упражнение на креативность мышления. Оно помогает развивать воображение и придумывать истории.
№15. 250 идей
Представьте, что вам дали годовой отпуск. Целый год вы можете не работать, не учиться, а делать всё, что захотите. Придумайте себе 250 занятий. Запишите на листе или в текстовом редакторе, что вы будете делать весь год.
№16. Друдлы
Друдлы — это картинки, которые могут быть интерпретированы по-разному. Кому-то может показаться, что картинке изображены горы, а кому-то — деревья. Найти друдлы вы можете здесь.
№17. Слова
Правила игры такие же, как и в оригинале. Ваш соперник называет слово, а вы придумываете новое слово на его последнюю букву. Ограничение: можно называть только такие слова, которые поместятся в пятилитровую бутылку.
№18. Цифры и ассоциации
Подберите к каждой цифре ассоциацию: 1 — карандаш, 2 — лебедь, 3 — часть косточки, 4 — флаг и т.д.
№19. Придумайте название книги по описанию
Прочитайте следующие описания книг и придумайте им названия.
№20. Хамелеон
Возьмите какое-нибудь утверждение. К примеру: «инопланетян не существует». Приведите доводы за и против.
№21. Писатель-юморист
Это, скорее, шуточное упражнение. Оно хорошо развивает креативность. Суть его состоит в следующем — сочинить:
- историю жизни спички во время Великой Отечественной войны;
- 5 правил покраски волос с помощью бензина;
- автобиографию Крокодила Гены.
№22. Поэт
Откройте стихотворение любимого поэта. Возьмите его последнюю строчку и начните ей собственное стихотворение.
Это упражнение для развития креативности в особенности пригодится тем, чья профессия связана с придумыванием слоганов и написанием текстов.
№23. Роль
Когда вы будете смотреть телевизор, старайтесь ставить себя на место героев и думать, как бы вы поступили в данной ситуации. Пытайтесь находить креативные способы решения проблем.
№24. Без звука
Снова включите телевизор. Выключите звук и постарайтесь представить, о чём говорят герои.
Теперь попробуйте другой вариант упражнения. Включите звук и закройте глаза. Представляйте картинки происходящего в голове и ни коем случае не открывайте глаза, как бы вам не хотелось.
№25. Метод Леонардо да Винчи
Этим упражнением пользовался Леонардо да Винчи. Он считал, что даже на забрызганной красками стене можно разглядеть сходство с рекой, лесом, долиной, утёсами.
Учитесь видеть в обыденных вещах необычные образы. Наблюдайте за облаками. Что они вам напоминают?
№26. Придумать нереальное
Что было бы, если бы у медведя были копыта? Как выглядел бы пингвин с зубами? Придумайте 10 видов новых животных и порассуждайте, какую пользу они могли бы принести Земле.
№27. Сочинение анекдотов
Все юмористы — творческие люди. Сочините и сами несколько анекдотов. Потренируйтесь в остроумии.
Сочинять смешные шутки не так легко, как кажется на первый взгляд. У вас получится не сразу, но продолжайте тренировать навык сочинительства.
№28. Буриме
Эта игра возникла во Франции. Её суть следующая: вы должны придумать стихотворение на заранее заданные рифмы. Например, «кот — огород», «собака — заплакал», «лёд — мёд».
Выбежала из-за угла собака,
Мальчик испугался и заплакал.
Сначала будут получаться практически бессмысленные сроки, но потом вы научитесь.
№29. Анаграммы
Анаграммы — это слова из одинаковых букв, расположенных в разном порядке. Кот — ток, ломоть — молоть, кулон — клоун — колун и т.п.
Слова для практики: города, верность, растение, лепесток, лесопромышленность.
№30. Одна буква
Составьте 5-10 предложений, в котором все слова начинаются на одну и ту же букву. Пример — рядом росло разительного роста растение.
Буквальный смысл не важен. Важно составить предложения.
№31. Старые новые понятия
Придумайте новые определения старым словам. Для примера можете взять «Энтимологический словарь» Б.Ю. Нормана. Вот выдержки из этого словаря:
АБОРДАЖ — количество абортов за отчетный период
БАЙКЕР (неол.) — рассказчик баек
БАЛОВАТЬ — посещать балы
БУКАШКА — 1. (уменьш.) маленькая буква; 2. (разг.) букинистический магазин
ВЕЛИКОЛЕПИЕ (архитект.) — обилие лепных украшений
№32. Дорисуй
В эту игру лучше всего играть в компании друзей. Первый человек рисует какую-нибудь фигуру. Второй дорисовывает ещё несколько линий. Третий подрисовывает свои детали
И так по порядку, пока не получится целостная картина. Это упражнение — хороший способ развить креативное мышление.
№33. Пантомим
Ведущий загадывает одному игроку слово, которое тот должен изобразить. Говорить нельзя, зато можно использовать движения и мимику лица. Остальные игроки должны отгадать слово. Тот, кто отгадал слово первым, становится ведущим. Старый ведущий играет роль пантомима.
№34. Визуализация
Загадайте какой-нибудь предмет. Например, тетрадь. Теперь представьте её в воображении до мельчайших подробностей. Полистайте, посмотрите, что написано на страницах.
Сначала образы будут нечёткими. Когда вы сможете легко представлять простые предметы, переходите к чему-нибудь посложнее.
№35. Новые слова
Придумывайте новые слова, которых до этого никогда не было. Пыхтеблок — двигатель, странномаркет — магазин антиквариата.
№36. Новый маршрут
Вы каждый день ходите на работу, в магазин, парк или просто на прогулку. Старайтесь менять свой маршрут как можно чаще.
№37. Название для блюда
Если вы любите готовить, то поэкспериментируйте с созданием необычных блюд. Придумывайте им названия.
№38. Семь раз отмерь…
Почти каждая проблема имеет несколько способов решения. Когда вы в следующий раз столкнётесь с трудной задачей, перечислите хотя бы 2 варианта решения.
Это упражнение можно выполнять с любыми задачами — со строительством дома, с написанием текста, с походом в магазин.
№39. Логические задачи
Чтобы решить логическую задачу, нужно отказаться от решения, которое видно при поверхностном взгляде, и найти что-то оригинальное и необычное.
Начать тренироваться можете с решения следующих задач.
Упражнения для развития креативности
№40. Классификации
Вы берёте список первых попавшихся слов и придумывайте, как их можно классифицировать по общему признаку.
Упражнение развивает умение искать оригинальные и неочевидные критерии.
Для тренировки даю вам три списка слов.
№41. Иностранец
Вообразите себя в роли иностранца, который плохо понимает русский язык. Когда вы говорите «не вешай нос», он представляет средневековую казнь — повешение за нос. Когда вы говорите «метать бисер перед свиньями», он воображает такую картину.
Предложите варианты того, что он может подумать, если услышит следующие фразы.
Упражнение учит рассматривать знакомые вещи с необычного ракурса. Это очень важное умение для творческого человека.
№42. Только со мной
Вам нужно ответить на несколько вопросов:
- Что может случиться только с маленькими детьми?
- Что может произойти только с миллионерами?
- Что может случиться исключительно с гражданами России?
- Что может произойти с людьми в возрасте старше 40 лет?
Выполняя это упражнение, вы научитесь генерировать идеи и оценивать, подходят ли они для решения проблемы или нет.
№43. Безумный архитектор
Запишите 10 существительных, которые первыми придут на ум. К примеру: клавиатура, тетрадь, ананас, диван, слон, тигр, Африка, лист, колонки, телефон.
Теперь возьмите лист бумаги и нарисуйте дом, чтобы в нём присутствовали все эти предметы. Слон может быть изображён на обоях, а Африка на карте.
№44. Послание в будущее
Вы должны составить письмо к себе в будущем, примерно через 10 лет. Спросите себя, чем вы занимаетесь, как проводите свой день, с кем общаетесь, как всего достигли.
№45. Любимое место
Достаньте ручку и подробно опишите место, которое вы любите посещать. Напишите, где оно находится, что вы там делаете, что там есть, почему вы любите туда ходить.
№46. Философский рассказ
Напишите рассказ на философскую тему — в чём смысл жизнь, что будет после смерти, почему большинство людей не достигает своей мечты и т.д.
№47. Описание картин
Опишите, что вы видите на картине. Можете использовать картины Пабло Пикассо
№48. Хокку
Хокку — это японские стихотворения-трёхстишья. Обычно они описывают природные явления и жизнь человека. На русском языке у них нет рифмы.
Например, хокку Мацуо Басё:
В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень:
Белеет свежий срез.
Придумайте своё хокку. Я вот придумал такое:
С неба каплют капельки дождя,
Словно кем-то гонимый:
Я иду тропинкою домой.
№49. Дайте новую жизнь старым вещам
Сделайте что-нибудь новое из старых вещей. Кресла из автомобильных шин. Поделки из бутылок. Зеркала из теннисных ракеток.
Новая жизнь стаканам из-под сметаны
Как использовать эти упражнения?
Нужно ежедневно уделять 10-15 минут для выполнения упражнений на развитие креативности. Не зацикливайтесь на чём-то одном. Периодически меняйте упражнения.
Однако если вам сильно понравилось какое-то из них, то можете практиковать только его. Прогресс будет заметен через 2-3 недели.
Дополнительные советы
Одними упражнениями не обойтись. Следующие занятия также повышают креативность мышления:
- Чтение.
- Просмотр фильмов.
- Путешествия.
- Посещение художественных выставок.
- Рисование.
- Знакомство с новыми людьми.
- Физическая активность.
- Сочинение стихов.
- Писательство.
- Общение.
Чтение книг
Как повышали креативность известные люди?
Ёсиро Накамацу, величайший изобретатель Японии, использовал кислородное голодание. Он опускался под воду, задерживал дыхание и всплывал за несколько секунд до того, как утонуть и задохнуться.
Томас Эдисон спал 3 часа в сутки, чтобы у него оставалось время для изобретений. Иногда он не спал по 72 часа подряд. Именно в такие «дни бодрствования» он изобрёл батарейки, лампочку, фонограф и ещё более 1000 изобретений.
Чарльз Диккенс упражнялся в отгадывании причин смерти людей в морге. Чем-то это напоминает упражнение «Составление биографий»
Напишите в комментариях, какие упражнения для развитие креативности используете вы!
До скорого!
Ваш Шаполов Алексей
Источник