Развитие креативности ребенка в семье

Библиографическое описание:
Захарова О. Г. Креативность и условия для её развития у дошкольников в семье [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. С. 17-20. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14421/ (дата обращения: 03.03.2020).
Статья посвящена наиболее востребованному в современном обществе понятию «креативность». На основании исследований ученых данного понятия, дается общее определение креативности. Представлены основные критерии, которые необходимы для развития креативности. Отмечено, что особое значение в развитии креативных способностей у дошкольников имеет семья. Описаны основные условия, необходимые для того, чтобы ребенок-дошкольник в семье вырос креативной личностью.
Ключевые слова: креативность, беглость, гибкость, оригинальность, семья, условия.
Современный ХХI век. Век прогресса и новых технологий. Век творческой и креативной личности. Изменчивость мира делает представления о креативности не роскошью, которой обладают только избранные, а жизненной необходимостью любого человека. Во всех сферах жизни необходим креативный, творческий подход. В образовании, промышленности, банковском деле без творческих людей — никуда. Всегда нужны те, кто способен взглянуть на проблему под другим ракурсом и найти оригинальное решение, которое до этого времени не предлагалось. Соответственно, в соответствии с потребностями государства в творческих людях, необходимо развивать творческие способности уже с детства, когда ребенок наиболее открыт, любознателен, интересующийся всем вокруг и первыми кто закладывает основы творческого потенциала является семья.
Креативность — это умение создавать что-то новое и необычное, способность импровизировать и решать по-новому задачи. Это индивидуальность, которая проявляется у каждого человека по-разному. Креативность рассматривается как творческие способности, которые есть у всех, только их необходимо развивать.
Изучению понятия креативности посвящено большое количество работ, зарубежных (Дж. Гилфорд, Э. П. Торранс, С. Медник, Р. Стернберг, Дж. Рензулли и др.) и отечественных (Д. Б. Богоявленская, Я. А. Пономарев, В. Н. Дружинин, М. А. Холодная, Т. Н. Тихомирова, А. И. Савенков и др.) ученых, где рассматривались разные концепции, подходы и точки зрения. Остановимся на общем определении креативности, которая рассматривается учеными как способность к творческому (дивергентному) мышлению. Дивергентное мышление — альтернативное мышление, отступающее от логики, оно проявляется в решении задач, имеющих одно условие и бесконечное множество правильных ответов [4, c.33].
Также были определены основные критерии для оценки и развития креативности:
– беглость мышления;
– оригинальность мышления;
– гибкость мышления;
– разработанность (способность разрабатывать идею) [5; с.99].
Согласно данному подходу, развивать необходимо творческое (дивергентного) мышление, с помощью следующих качеств, которые бы обеспечивали успех в проявлении творчества: беглость, она же способность предлагать большое количество идей; гибкость, то есть тенденцию к генерированию непохожих друг на друга идей; оригинальность идей, способствующей к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо устаревших; показатель разработанности, то есть проявляющийся в способностях к изобразительной и конструктивной деятельности. Все эти качества присутствуют в каждом ребенке дошкольного возраста.
Дошкольный возраст ученые определяют, как наиболее благоприятный для развития творческих способностей.
Бесспорен тот факт, что все зарождается с детства… Именно в детстве появляются задатки особенностей характера, познавательных и творческих способностей, проявление интереса к всему окружающему. Известный педагог, ученый Юрий Азаров, который посвятил свои труды воспитанию детей в семье, очень точно отметил, что «детство — особое психическое состояние. Оно — синоним творчества и энергии … постоянные открытия, неуемная энергия … пытливость … решения приходят мгновенно, увлечения и интересы накатываются, как волны в шторм»… [1, с.248].
В этом отношении все дети любят и могут творить. Исследование окружающего пространства — это творчество, детская игра — это творчество, дети рисуют — это тоже творчество. Дошкольники творят, создают, придумывают что-то новое непрерывно, иначе они просто не смогли бы развиваться и познавать мир. Главное не разрушить эту способность к познанию, которая стимулирует к развитию креативности.
Развиваться ребенок начинает с самого рождения, как только он попадает в этот мир. И первой микросредой, где он оказывается, является семья. В семье его окружают любящие взрослые, которые постепенно и закладывают основы всех сторон развития ребенка. Именно семья заботится о сохранении и укреплении здоровья ребенка и его физической формы, определяет успешность интеллектуального развития и детской любознательности, помогает раскрыться способностям дошкольника.
Креативность начинается с любопытства и интереса. Что же такое любопытство? По мнению ученых (А. В. Запорожец, Л. И. Божович и др.), любопытство определяется как потребность в «умственных впечатлениях», когда пытаешься узнать что-то новое, подмечаешь необычное в обычном, постоянно ищешь новые стимулы, ситуации и возможности для новых впечатлений, и такая характеристика поведения свойственна каждому ребенку [4]. Дети дошкольного возраста очень любопытны, их привлекает внимание все новое — облака, жук, дедушкин кашель или кривой гвоздь. У них появляется интерес почему происходит то или иное явления, из чего состоит предмет, развиваются способности к умственной познавательной активности, которая постепенно трансформируется в познавательную потребность.
В. С. Юркевич, изучающая способности, утверждала, что они не даются от природы никому, но проявление познавательной потребности «… от природы…в достаточной степени дается всем без исключения детям» [7, с.27].
Главным условием к проявлению познавательной способности являются положительные эмоции, ребенок должен радоваться, получать удовольствие в процессе любой деятельности. Вовремя этих сильных эмоций развитие познавательных способностей происходит практически незаметно, легко и быстро. Если эмоциональный всплеск отсутствует, то развить такие способности невозможно даже за годы усиленного умственного труда. Ребенок, задавая вопросы взрослому, проявляет познавательную активность. Вопросы помогают расширять у детей представления о окружающей действительности и осваивать новые способы взаимодействия с ней [6]. Семья — это первые близкие люди, к которым ребенок обращается, спрашивает, не стоит игнорировать вопросы, которые очень часто задает ребенок, а стараться понятно давать на них ответы. Общение — суть жизни любого человека. Если взрослые обращают внимание ребенка на различные вещи, развивают его собственное восприятие, учат его видеть, слышать и чувствовать, для того чтобы открыть ему доступ к окружающему миру, то ребенок вырастит более развитым во всех областях.
Согласно такому подходу, успешность в развитии ребенка будет только в том случае, если все члены его семьи общаются с ним. Тем самым расширяют его знания и опыт, которые являются предпосылками к креативности.
Исследования Дина Кейта Симотона показали, что ключ к успешной креативности — это количество выдвигаемых идей. Выдающиеся, гениальные личности непрестанно творили — они выдавали одну идею за другой, чтобы прийти к чему-то новому. Дети — в этом тоже гениальны, они могут выдвигать большое количество идей в разных направлениях своего опыта и знаний, поэтому необходимо расширять кругозор ребенка. Способность выдвигать большое количество идей учеными называется беглостью. Это всего лишь один из критериев креативности, овладение которым недостаточно, необходимо чтобы эти идеи отличались своей оригинальностью.
Оригинальность — еще один компонент креативного мышления. По оригинальности дети очень сильно отличаются от взрослых. Они легко могут придумать необычное название изображаемому персонажу, сюжет к сказке или название постройки. Они постоянно ставят эксперименты и создают самые немыслимые комбинации. То соединят стеклянные шарики с пластилином, то начнут играть в мяч с помощью машин. Они могут нарисовать фиолетовую траву, деревья с руками, пингвинов в шляпах, при этом не бояться выглядеть глупо. У них нет стереотипов и ограничений в проявлении воображения и фантазии. При этом фантазия способствует развитию воображения, которое необходимо для проявления творчества, новых идей, появлению различных мыслей. Великий ученый Альберт Эйнштейн сказал: «Я верю в интуицию и вдохновение… Временами я ощущаю полную уверенность в том, что прав, хотя и не знаю, на чем это основывается…Воображение важнее, чем знания, так как знания ограничены, а воображение охватывает весь мир, способствуя прогрессу и порождая эволюцию» [2,c.43]. Человек не может жить сохранять и воспроизводить только прежний опыт, он также комбинирует, творчески перерабатывает и создает из элементов прежнего опыта новые положения и новое поведение. Именно творческая деятельность делает человека смотрящим в будущее, развивающим его и видоизменяющим настоящее. Именно такую творческую деятельность психологи связывают с проявлением воображения и фантазии. Уже в раннем детстве проявляются творческие процессе, которые лучше всего выражаются в играх детей. Когда ребенок играет с палкой и воображает, что это пистоле, когда в процессе игры он превращается в доктора, машиниста — все это не обходится без творчества. Процесс воображения и фантазии для ребенка, который происходит естественно, непринужденно, формирует в нем самостоятельность, которая дает предпосылки к исследовательской деятельности, к экспериментам, что тоже положительно влияет на проявление творческого потенциала. Основы самостоятельности закладываются в дошкольном возрасте взрослым, который создает определенную атмосферу для творчества. Важно давать ребенку творить. Отпускать его вперед и лишь слегка страховать его. Например, родители подарили ребенку новую игрушку, необходимо дать возможность ребенку самостоятельно изучить её, а не показывать сразу как в неё играть. Только тогда прийти на помощь, когда ребенок сам попросит, но не полностью показать все действия с данным предметом, а только немного подсказать. И дальше ребенок уже начнет сам придумывать, фантазировать и воображать разнообразные варианты игры с данной игрушкой. Чем больше идей у ребенка будет возникать в процессе любой деятельности, тем выше уровень креативности.
Есть вероятность, что идей могут быть похожи друг на друга. Поэтому необходимо развивать еще одно качество у ребенка — гибкость, которая проявляется в способности генерировать как можно больше идей и выходить за рамки какой-то одной категории. Для этого можно использовать технику свободных ассоциации, когда загадывается одно слово и вместе с ребенком можно создавать ассоциативные связи с этим словом. Например, загадываем слово «морковь», необходимо подумать над тем, с чем ассоциируется морковь, кроме еды. В итоге может получится: огурец, морковь (и то, и другое овощи), зрение (полезна для глаз), земля (растет на земле), палка, оружие, и т. д.
В педагогике принято считать, что ребенок опосредованно учится у взрослых, которые находятся рядом с ним. При этом в нашем случае при развитии творческих способностей, взрослый сам должен быть хоть чуть-чуть креативным и умело, ненавязчиво, показать ребенку, те оригинальные, нестандартные, творческие проявления в различных действиях, чтобы ребенку захотелось подражать взрослому, но не дословно, а по подобию, внося свое. Большое значение имеет совместная деятельность взрослых и детей: игры (дидактические, развивающие, спортивные и т. п.), художественное творчество, трудовая деятельность также является хорошим стимулом в развитии творческих способностей. Главное не быть лучше ребенка, а всегда на шаг отставать от него, чтобы дать ребенку проявить себя.
Еще одним условием для раскрытия творческого потенциала у ребенка служит вовлечение его в любой процесс деятельности, в котором бы он с удовольствием мог заниматься творчеством и исследованием предметов и явлений: это и рисование рисунков, и конструирование постройки, и детские эксперименты, опыты и т. п. Семье только необходимо предоставить необходимые условия и материалы для проявление творческих способностей, а также поддерживать желание ребенка создавать что-то новое, необычное. Главное показать ребенку, что творить — это увлекательно, и очень скоро творчество станет важным элементом его жизни.
Таким образом, креативность у дошкольника развивается в той семье, в которой придерживаются следующих условий:
- Решающей для развития в ребенке креативности является психологическая атмосфера семьи, взаимоотношение между членами семьи и их отношение к ребенку. Он должен себя чувствовать в семье комфортно, а также только с помощью общения ребенок может накапливать и расширять свой жизненный опыт, необходимый для проявления творчества.
- Благоприятно влияет на развитие креативности принцип свободного воспитания т. е. предоставление ребенку право на выбор деятельности, которой он хочет заняться, не ограничивать во времени, способствовать в проявлении воображения и фантазии. Задача взрослых помогать ребенку развиваться, организовывая содержательную среду.
- Для развития творческих способностей у ребенка-дошкольника рядом должна находиться творческая личность как образец для подражания.
Ребенок, в процессе наблюдения за образцом креативного поведения, не только берет пример, повторяет взрослого, но и в дальнейшем уже может создавать свои, интересные вещи творческой деятельности.
- Развитию творческих способностей ребенка способствует его самостоятельная, исследовательская деятельность. Задача взрослого находиться рядом, и если ребенку понадобится помощь, слегка направить его в нужном направлении, не выполняя полностью все за него.
- В семье должны стимулировать ребенка к творчеству; если у него происходят неудачи, то проявлять сочувствие; терпеливо относится к необычным идеям, несвойственным к реальной жизни; исключать в оценке деятельности ребенка замечания и осуждения [3].
Любой ребенок — это «особый мир», и помочь ему развиться в этом огромном мире может только тот, кто знает его лучше всех, кто сумеет разделить вместе с ним огорчения и тревоги, радости и успехи. А кто ближе всех? Конечно, семья!!!!! Именно члены семьи самые близкие люди, которые находятся рядом, всегда помогут, все объяснят и все поймут. Именно внимание взрослого к ребенку — это самое главное условие, которое придает ему силы, способствует развитию и становлению креативной личности.
Литература:
- Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю. Азаров. — М.: Эксмо,2015. — 496 с.
- Бьюзен, Т Умные родители — гениальный ребенок / Т. Бьюзен; пер. с англ. С. Э. Борич. — 3-е изд. — Минск: Попурри, 2017. — 464 с.
- Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие. — М.: Издательство АСТ,2015. — 528 с.
- Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания / А. И. Савенков. — 2-е изд.,доп. И перераб. — М.: Национальный книжный центр,2017. — 240 с.
- Савенков, А. И. Психология детской одаренности / А. И. Савенков. — М.: Генезис, 2010.- 440 с.
- Тихомирова, Т. Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды / Т. Н. Тихомирова. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. — 230 с.
- Юркевич, В. С. Одаренный ребенок. Иллюзия и реальность / В. С. Юркевич. — М.: Просвещение, 1996. — 136 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, способность, семья, дошкольный возраст, развитие креативности, идея, проявление воображения, креативная личность, творческая деятельность, творческий потенциал.
Источник
Роль семьи в развитии творческих способностей детей
В воспитании ребенка очень важную роль играют социальная среда, семья, авторитет родителей, семейные отношения. Многое может сделать семья для развития способностей её маленького члена. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности ребенок проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию устойчивых интересов и склонностей ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать развитию его творческих способностей.
Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и танцевать, узнавать мелодии. Немного позже они начинают конструировать, занимаясь с детским «Конструктором».
Созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых рукоделием – к рукоделию, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности и т.д..
Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни. Не надо говорить «придет время — будет трудиться», не будет, если мы с вами не научим и не приучим его к труду.
Способности, в том числе и творческие, формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Стремясь развить творческие способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Необходимо давать ему возможность самовыразиться в какой-либо деятельности. Не подавляйте в ребенке самостоятельность, стараясь все сделать за него, и не отмахивайтесь от него, ссылаясь на свою занятость, а проявляйте свой интерес к творчеству ребенка, постоянно хвалите и подбадривайте его.
Развитие творческих способностей детей следует признать одной из самых важных задач в воспитании личности. От этого зависит его будущее, его место в социуме.
С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную творческую деятельность, его интересы и способности.
Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребёнок. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. И поэтому родители и учителя должны помочь ребенку развить и закрепить его творческие возможности.
Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель и родители должны подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.
Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Наоборот, Не надо внушать способному ребенку, что он исключительный человек, так как зачастую такие дети не могут адекватно переживать свои поражения и неудачи.
Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо понял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъявлять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.
Первейшая цель каждого педагога — создать условия для выявления и последовательного развития уникального потенциала каждого воспитанника. При этом нужно чётко осознавать, что главное условие организации современного образовательного процесса строится на таком понятии как «содействие», то есть совместное действие педагога, родителя и ребёнка. Никогда никакая семья не даст ребенку того, что могут дать ему школа и учреждение дополнительного образования, и никакие, самые лучшие социальные институты не заменят ребёнку семью. Поэтому только в содружестве и общими усилиями школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.
Уважаемые родители, я обращаюсь к вам! Занимайтесь со своими детьми: вяжите, плетите, вышивайте, стряпайте, вырезайте, чеканьте. Учите их тому, что вы умеете или закрепляйте те умения, которые они получили в школе. Не жалейте на это время. Долг родителей — создать в каждой семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками в творчестве будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; на их социализацию, на их место в жизни.
Роль семьи в развитии творческой личности ребенка
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одарённых людей. Несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связанны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве им, как правило, не дают «раскрыться» и проявить свою индивидуальность. Тем не менее это не всегда трагично ни для отдельного человека, ни для общества в целом. Черты характера, способствующие творческой продуктивности можно обнаружить достаточно рано. Родителям следует обратить внимание на их развитие.
Творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких детей нередко раздражают взрослых и вгоняют в краску более социально приспособленных детей. Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребёнка, тем более вероятно, что родители и другие члены семьи будут его одёргивать и ограничивать.
Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых дома и в школе. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Задача родителей в этой ситуации – воспринять как — будто бы эксцентрические идеи и поступки как интересные и многообещающие, хотя порой и утомительные. Если же родители склонны рассматривать такие необычные проявления личности ребёнка как повод для раздражения, они рискуют подавить, а не развить творческие наклонности ребёнка.
Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что – то, что до тебя ещё никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперёд, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно ещё не задавленно догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
До сих пор отводится решающая роль специальной микросреде, в которой формируется ребенок, и, в первую очередь, влияние семейных отношений. Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры:
1) гармоничность – негармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;
2) творческая – нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации;
3) общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;
4) ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижений или независимости».
Особый интерес представляет изучение взаимоотношений творчески одарённого ребёнка с родителем противоположного пола. Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребёнка. Результаты их работ показывают, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери — на творчество мальчиков. У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям своих одарённых дочерей, расширяющих горизонты их будущей карьеры и укрепляющих их независимость, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто утверждает стереотипно зависимые или пассивные модели поведения в дочерях.
Матери, занятые деловой или творческой карьерой, зачастую вне дома, склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость.
Традиционно отцы воспринимаются как кормильцы, ответственные за принятие решений, как носители высшего авторитета. А матери, напротив, считаются источником внимания, заботы и эмоциональной поддержки и часто своего рода буфером между отцом и ребенком.
Те, кто исследовал связь между отношениями родителей и детей с творческими способностями последних, считают, что когда отцы проявляют больше «женских», экспрессивных свойств, а матери – больше «мужского», инструментального, то их дети противоположного пола более развиты в творческом плане. Нежные, любящие отцы, много времени уделяющие детям, и матери, воспитывающие независимость, любознательность и гибкость, таким образом, развивают в дочерях и сыновьях черты и мотивационные компоненты, ведущие к высокопродуктивному творчеству.
Интересно в этой связи отметить, что матери, весьма озабоченные развитием творческих способностей своих детей и уделяющие этому много сил и времени, не добивались заметных успехов. По всей видимости, желательно проявлять не столь интенсивную заботу и не связывать ребенка слишком жесткими схемами.
Огромную роль в развитии способностей детей играет роль семейно-родительских отношений:
1. Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье.
2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребёнок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов быть креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.
3. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.
4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения в детстве. Это событие характерно для жизни как крупных политиков, выдающихся учёных, так и преступников и психически больных.
5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребёнка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.
Одним из основных условий развития творческих способностей является создание атмосферы, благоприятствующей появлению идей и мнений. Первая ситуация на пути создания такой атмосферы – развитие чувств психологической защищённости у детей. Следует помнить, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемые или глупые, — это самое верное средство подавить их творческие способности. К мыслям, высказываемым детьми, родителям следует относится с уважением. Более того, родители должны поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.
Восприятие и ценности творчески одарённого ребёнка значительно отличаются от тех, что присущи социальной группе, членом которой он является. Такой ребёнок нуждается в понимании и поддержке родителей, с тем чтобы сохранить творческие способности и не быть асоциальным. Родители не могут устранить все препятствия на пути ребёнка, но могут помочь ему преодолеть их и вырасти настоящей творческой личности.
Источник