Развитие комплексной помощи семьи и ребенку

Развитие комплексной помощи семьи и ребенку thumbnail

Марина Мачехина
Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в России

Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом. Особенности и проблемы данной семьи определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий.

Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в России, так и во всем мире является ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.

Ранняя комплексная помощь — это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

Ранняя комплексная помощь формируется как часть системы, специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей а также детей, чье развитие обусловлено действием множественных факторов риска.

От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Особенности развития ребенка в раннем возрасте пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля.

Она представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения,образования и социальной защиты населения:

1. Обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи.

2. Определение уровня развития ребенка’ и проектирование индивидуальных программ раннего образования.

3. Обучение и консультирование семьи.

4. Оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца (группы развития).

5. Целевая работа по развитию сенсомоторной сферы ребенка.

6. Психологическая и правовая поддержка семьи.

7. Ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция.

8. Координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенка в рамках индивидуальной программы развития.

Создание системы профилактики, ранней диагностике и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, сделанных Россией на этом пути в настоящее время.

Важность предоставление качественных услуг на самых ранних этапах развития ребенка с особыми потребностями на сегодняшний день не оставляет сомнения и является неотъемлемым правом детей, а тех семей, в которых они воспитываются. Это право закреплено как в международных конвенциях, так и в национальных законах уже в целом ряде стран. Как подчеркивают рассмотренные страны, реализация этого права и создание системы Раннего вмешательства стало возможным не только благодаря усилиям профессионалов и специалистов, непосредственно предоставляющих услуги Раннего вмешательства, но и государственных и общественных деятелей, представителей различных ведомств как на местном, так и на региональном и национальном уровнях. Важно отметить, что не смотря на различный исторический, культурный и экономический контекст, формирование и развитие систем Раннего вмешательства имеет в рассмотренных странах ряд общих черт,а именно:

— переход от медицинской к социальной модели инвалидности;

— создание общих концептуальных рамок Раннего вмешательства на стыке различных дисциплин;

— налаживание взаимодействия между различными ведомствами, создание межведомственных комиссий на различных уровнях для развития и координации услуг Раннего вмешательства;

— создание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность служб раннего вмешательства, а также принятие соответствующих законов на национальном или федеральном уровнях (хотя в Российской Федерации закон о Раннем вмешательстве еще не принят, в настоящее время идет его обсуждение);

— обеспечение механизмов финансирования Раннего вмешательства, как правило из различных источников, с вовлечением различных министерств;

— широкое информирование общественности, политических деятелей и специалистов о важности Раннего вмешательства и основных механизмах функционирования системы Раннего вмешательства;

— внедрение протоколов раннего выявления и диагностики с максимальным использованием уже существующих ресурсов;

— создание сети служб Раннего вмешательства, отвечающих принципам доступности (финансовой и географической, междисциплинарности, семейно-центрированности, работы в естественной среде развития ребенка, а также научности и доказательности;

— создание профессиональных ассоциаций, определение критериев и стандартов качества услуг Раннего вмешательства;

— развитие системы подготовки кадров как в высших учебных заведениях так и на рабочих местах, разработка тренингов и курсов повышения квалификации.

Рассмотренные нами примеры развития и организации системы Раннего вмешательства в различных странах подтверждают, что на сегодняшний день Раннее вмешательство в силу своих значительных преимуществ является важной социально- экономической стратегией развития общества и таким образом неотъемлемой частью государственной политики.

Литература

1. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). —Уфа: Лето, 2012.

2. Емелина О. И. Становление системы помощи детям раннего возраста за 2. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.

3. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.

4. Малофеев Н. Н., Разенкова Ю. А., Урядницкая Н. А. О развитии службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам в Российской Федерации [Текст] // Дефектология. 2007. No 6. С. 6068.

5. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста, Дефектология №3, 1998, с 49 — 57.

6. Назарова Н. М. — Том 3. Педагогические системы специального образования — файл n1.doc

7. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики, Дефектология №3, 2002. с 11-13.

Читайте также:  Особенности физического и психического развития недоношенного ребенка

8. Разенкова Ю. А. Региональная политика в области ранней помощи: проблемы и перспективы // Дефектология. 2003. No 4. С. 7278.

Интернет ресурсы:

1.https://www.downsyndrome.ru/files/oogo/File/n4_website.pdfhttp:

2. https://www.autism.ru/read.asp?id=24&vol=0 Чистович Л. А., Кожевникова Е. В. Возможный российский вариант программ раннего вмешательства

3. https://gigabaza.ru/doc/69754-p13.html

4. https://www.studfiles.ru/preview/1722967/

5. https://studopedia.ru/8_113636_programmi-ranney-pomoshchi.html

6. ttps://www.unicef.org/ukraine/ukr/Early_Intervention_Concept_RUS.pdf

Источник

Татьяна Урсуленко
Оказание комплексной помощи семье с гиперактивным ребёнком

Консультация педагога – психолога Урсуленко Т. Ю.на тему:

«Оказание комплексной помощи

семье с гиперактивным ребёнком».

По наблюдениям специалистов в области психического здоровья, количество

гиперактивных детей с каждым годом возрастает. Пристальное внимание

к таким детям обусловлено, прежде всего, их неспособностью выдерживать

регламентированный режим детского сада; особенности поведения таких

детей сказываются на их успеваемости, взаимоотношениях со взрослыми

и сверстниками. Гиперактивный ребенок сложен для взаимопонимания

и взаимодействия с окружающими, для воспитания и обучения как внутри

своей семьи, так и за её пределами. Зачастую, ввиду постоянных замечаний,

упрёков, у гиперактивного ребёнка формируется низкая самооценка, снижается познавательная мотивация, развивается устойчивая, тяжёлая дезадаптация.

Основными проявлениями гперактивности являются слабость

концентрации внимания, двигательная активность, импульсивность.

Американские психологи П. Байкер и М. Алворд разделяют признаки

гиперактивности на три блока и предлагают следующие критерии

(гиперактивность у детей в возрасте до 7 лет подтверждается при наличии

хотя бы шести из перечисленных признаков):

Дефицит активного внимания.

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим желанием берётся за выполнение задания, но так и

не заканчивает его.

4. Неорганизован.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий, заданий…

7. Часто бывает забывчивым.

Двигательная расторможенность.

1. Постоянно ёрзает.

2. Проявляет признаки беспокойства.

3. Спит намного меньше, чем другие дети.

4. Очень говорлив.

Импульсивность

1. Начинает отвечать, не дослушав.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается.

3. Плохо сосредоточивается.

4. Не может дождаться вознаграждения, похвалы (если между действием

вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень

результаты. Наряду с указанными кардинальными признаками такие дети

часто проявляют агрессию, оппозиционное упрямство, имеют место

изменчивость настроения, боязливость или тревога, выступающие в

различных сочетаниях и выраженные в различной степени. При этом

уровень интеллектуального развития таких детей не зависит от степени

гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

По результатам наших наблюдений, неоднородность состояния

гиперактивных детей требует необходимости комплексного применения

различных подходов.

1. Медикаментозное лечение.

В качестве основных препаратов, эффективно применяемых в детской практике, являются препараты ноотропного ряда.

2. Психокоррекционная работа.

Работа психолога направлена на повышение самооценки, формирование

познавательной мотивации, творческих способностей.

Психокоррекционная работа начинается с индивидуальных занятий

с опорой на положительное подкрепление. На фоне приятных сенсорных

впечатлений выстраивается игровой сюжет, который переносится в рисунок,

игру за столом, что позволяет удерживать ребёнка на определённом месте и

постепенно переходить к формированию самоконтроля и познавательной

мотивации. Активное внимание стимулируется через увлечение ребёнка.

Эффективным является включение гиперактивных детей в

психокоррекционную группу для дошкольников с нарушениями

конструктивного коммуникативного взаимодействия. Занятия проводятся

с использованием психологических игр и упражнений (подвижные игры,

психогимнастика, свободное и тематическое рисование, сочинение историй,

сказкотерапия, релаксационные упражнения, что способствует улучшению

внимания, развитию самоконтроля, повышению самооценки таких детей.

Важным моментом является регламентация психологом времени пребывания

такого ребёнка в группе, создание гибкого режима работы.

3. Работа с семьёй.

Родители гиперактивного ребёнка, как правило, испытывают значительные трудности в воспитании, поэтому искренняя поддержка и профессиональная помощь так им необходимы.

Главная задача психолога и педагога – научить родителей принимать

своего ребёнка таким, какой он есть.

Очень важным моментом для родителей является сознание того, что

окружающие не отвергают их ребёнка, а относятся к нему с уважением и

пониманием, позитивная настроенность специалистов детского сада,

готовность прийти на помощь, разрешить сложную ситуацию. Необходимо

заранее договориться о правилах поведения с ребёнком, о системе

поощрений и наказаний. Постоянное взаимодействие педагогов и психологов

с родителями гиперактивного ребёнка, построенное на доверии, единая

линия поведения и воспитание приносят позитивные результаты. Отсутствие

рассогласованности со стороны взрослых, четкая направленность работы

делают ребёнка значительно спокойнее и целенаправленнее, придают уверенность в собственных силах.

Работу с родителями целесообразно вести в рамках обучающих занятий,

которые организовываются индивидуально для каждой семьи.На таких занятиях необходимо обсуждение следующих вопросов:

тактика поведения с ребёнком,

способы разрешения конфликтов,

недопустимость жестокого обращения с ребёнком.

4. Педагогическая коррекция.

Индивидуальный подход, терпимое, мягкое, поощрительное отношение

при сохранении требовательности, соблюдение посильного для ребёнка

режима. Целесообразно поэтапное включение таких детей в коллективную

работу. При развитии психических процессов необходимо также соблюдать

данный принцип. Например, проводя работу, направленную на тренировку

внимания, можно подобрать игры и упражнения для тренировки сразу двух

функций (внимание и контроль двигательной активности). Как уже отмечалось, лучше начинать с индивидуальных форм работы, а затем постепенно

увлечь ребёнка в коллективные игры, при этом обязательно заинтересовав его.

При определении тактики взаимодействия с гиперактивным ребёнком

эффективным является соблюдение родителями и педагогами «Правил

поведения с ребёнком» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина) (см. рубрику «Отрывные

странички»).

Как отмечает специалист по работе с такими детьми доктор медицинских

наук профессор Ю. С.Шевченко: «Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве,

способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…». Поэтому в решении проблем гиперактивного ребёнка так необходима помощь врачей

(психиатра, психотерапевта, невропатолога, психологов, педагогов, дефектологов, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить

такого ребёнка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, оказание помощи семьям с гиперактивными детьми является наиболее эффективным при комплексности и индивидуальности

лечебного, психокоррекционного и педагогического подходов.

Специалисты Психотерапевтической клиники доктора Шаца «Семейный

круг» оказывают широкий спектр психологических и медицинских услуг,

в клинике работают профессионалы-единомышленники – психиатры, психотерапевты психологи, педиатр, невропатолог, проводится психологическое

консультирование и психотерапия детей и взрослых индивидуально и в группах, различные виды тестирования, тренинги и групповые занятия для

детей, подростков и родителей, только здесь разработана комплексная модель оказания психологической (психотерапевтической) помощи, основанная

на совместной выработке психотерапевтом и психологом индивидуальной

программы для каждого пациента. Специалисты клиники «Семейный круг»

приложат максимум усилий, используя все свои знания и опыт, чтобы помочь вам и ваши детям разрешить сложные проблемы.

Литература.

1. И. В. Дубровина, К. С. Лебединская.

«Профилактика гиперактивности».

Читайте также:  Помощь родителей в профессиональном развитии ребенка

2. Ю. С. Шевченко.

«Коррекция поведения детей гиперактивностью».

3. А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда.

«Гиперактивные дети». «Как помочь им и их родителям».

4. О. А. Шаграева, Г. Г. Филиппова.

«Оказание комплексной помощи семье с гиперактивным ребёнком».

5. Е. К. Лютова, Г. Б. Монина.

«Правила поведения с ребёнком».

Источник

Конец XX столетия отмечен в России повышенным интересом специалистов различного профиля (социологов, демографов, экономистов, психологов, педагогов и др.) к проблемам современной семьи. Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. Внимание ученых объясняется не только профессиональной проблематикой, но свидетельствует и о наличии значительных трудностей в развитии этого социального института. Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, которым характерен высокий уровень проявления «проблемности». Существенные изменения, происшедшие в последние десятилетия в России в плане гуманизации отношения к лицам с отклонениями в развитии, определяют особый интерес к семье, в которой воспитывается такой ребенок. Практика свидетельствует о том, что в таких семьях выявляется высокий уровень потребности в оказании им помощи. По данным научного Центра здоровья детей РАМН число детей, нуждающихся в адресной помощи специалистов, уже в дошкольном возрасте варьирует от 25% до 40%, а 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Такие дети должны обучаться и воспитываться в специальных условиях, включая и создание адекватной микросоциальной среды в семье. Следует отметить, что часть родителей, обеспокоенная возникшими проблемами, пытается разрешить их собственными силами. Родители детей с отклонениями в развитии принимают активное участие в создании родительских ассоциаций, просветительских фондов, центров милосердия и социального партнерства (общество «Даун синдром»; «Ассоциация родителей детей с нарушениями слуха»; «Общество помощи аутичным детям «Добро» и многие другие). Однако, несмотря на значительный рост подобных негосударственных учреждений в последние годы, основная масса родителей остается безынициативной в отношении разрешения проблем своих детей. Положение семей, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, к сожалению, усугубляется тем, что своевременная поддержка и профессиональное им содействие задерживаются в связи невысокой активностью государственных структур и полным отсутствием как концептуальных подходов и теоретико-методологического обоснования психологической помощи, так и практических разработок по данному вопросу. В связи с этим особую важность приобретает проблема создания психоло — педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.

Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в России, так и во всем мире, является ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии.

Ранняя комплексная помощь — это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

Ранняя комплексная помощь формируется как часть системы, специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей а также детей, чье развитие обусловлено действием множественных факторов риска.

От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Особенности развития ребенка в раннем возрасте пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля.

Она представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения:

1. обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи;

2. определение уровня развития ребенка’ и проектирование индивидуальных программ раннего образования;

3. обучение и консультирование семьи;

4. оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца (группы развития);

5. целевая работа по развитию сенсомоторной сферы ребенка;

6. психологическая и правовая поддержка семьи;

7. ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция;

8. координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенка в рамках индивидуальной программы развития.

Предполагалось, что внедрение таких программ уменьшит вероятность отставания в развитии младенцев и детей раннего возраста из групп риска, повысит компетенцию членов семьи в удовлетворении их особых потребностей, уменьшит вероятность сегрегации детей (изоляция в специальных учреждениях в отрыве от семьи и общества), повысит возможность их социальной адаптации, полноценной интеграции в общество и впоследствии даст шанс к независимой самостоятельной жизни.

В процессе становления и развития западной системы ранней помощи выделились два основных направления конструирования программ.«раннего вмешательства»: психотерапевтическое и социально-педагогическое.

Раннее психотерапевтическое вмешательство направлено на создание условий: для удовлетворения особых потребностей; социально-эмоционального развития младенцев и детей раннего возраста. Концептуальная идея этого направления заключается в том, что нарушения межличностных отношений в диаде «мать -дитя» гораздо более успешно поддаются коррекции в ходе психотерапевтических сеансов, проводимых одновременно с родителями и ребенком. Наиболее известными в мировой практике являются следующие модели раннего психотерапевтического вмешательства.

Модель «Тренировка взаимодействия» (Field, 1982) направлена на качественное изменение поведения взрослого в ходе сеансов: развивающего взаимодействия в диаде «мать—дитя». Разработан набор инструкций для матери с целью углубления эмпатийных контактов с младенцем (увеличение периодов зрительных контактов «глаза в глаза», имитация поведения младенца, игры, соответствующие возрасту ребенка, и т.д.).

Модель «Руководство взаимодействием» (McDonough, 1993) направлена на «позитивное; изменение отношений взрослого к ребенку. В рамках этой модели с помощью видеотехники фиксируется поведение взрослого и ребенка в процессе игрового взаимодействия. В ходе последующего анализа отдельных фрагментов видеозаписи члены семьи могут проследить обратную связь влияния собственного поведения на поведение младенца.

Системная модель (SternrBraschweis ler-Stern, 1989) психотерапевтического раннего вмешательства представляет взаимозависимые и находящиеся в постоянном динамическом взаимодействии элементы; поведение и репрезентации; (сохранившиеся в памяти переживания, ролевые представления, влияющие на текущее взаимодействие самого младенца, родителей и психотерапевта). Психотерапевтическое воздействие на один элемент системы изменяет и трансформирует влияние по всей системе.

Во всех моделях психотерапевтического вмешательства отражены методы, способствующие нормализации семейного микроклимата, позитивному изменению отношений к ребенку, формированию социальных связей семьи.

Равнее социально-педагогическое вмешательство ориентировано на удовлетворение особых потребностей в образовании и социализации, младенцев и детей раннего, возраста. Результаты научных исследований в этом направлении привели к осознанию необходимости; разрабатывать программы раннего развития ориентированные не только на детей, но и на их семьи: семейно-центрированные программы раннего вмешательства. Именно семья как первичное социальное окружение ребенка является наиболее важным фактором, оказывающим решающее влияние на его развитие. Диапазон семейно-центрированного обслуживания: состоит из следующих элементов:

Читайте также:  Семьи имеющие ребенка с проблемами в развитии

— информационная поддержка и помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута с привлечением возможностей всех действующих образовательных структур как государственной, так и негосударственной систем образования; .

— разработка и реализация индивидуальных программ поддержки ребенка членов семьи, помощь в организации взаимодействия родителя и ребенка;

— реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс;

— обеспечение целостного мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации ребенка на основе взаимосвязи между отдельными аспектами помощи (медицинским, психологическим, социально-бытовым, педагогическим); составляющими единый комплекс и вместе с тем являющимися самостоятельными компонентами.

Не менее важным положением семейно-центрированного подхода является командный принцип работы сотрудников службы ранней помощи. Причем родители и другие члены семьи входят, в команду специалистов раннеговмешательства как полноправные, члены и становятся центральными фигурами при реализации каждого из этапов индивидуального плана обслуживания семьи.

Одним из важных направлений раннего социально-педагогического вмешательства в западных моделях является организация лекотек (leko — игрушка) — библиотек игрушек. Лекотеки, впервые возникли в середине 60-х гг.’ прошлого столетия в скандинавских странах. К 1990 г. они были организованы уже в 21 стране, а в стране — основательнице этого движения Швеции -их было к тому времени около 75.

Концепция лекотек предполагала использование игры и игрушек для приобретения опыта семейно-соседских отношений, общения, налаживания социальных контактов семей, имеющих детей с особыми потребностями. Помещения лекотек использовались для встреч родителей объединенных общимипроблемами с профессионалами для обсуждения возможности взаимопомощи и разработки программ развития детей. Ведущий специалист лекотеки, которым обычно бывает педагог в области специального образования, организует комплексную диагноз тику с целью определения уровня развития ребенка, вместе с «командой» сотрудников разрабатывает индивидуальную программу его развития и координирует работу всех специалистов в процессе ее реализации. Он также занимается вопросами включения детей с особыми потребностями в систему дошкольного образования, организует обучение и консультирование работников детских садов в области специальной педагогики и психологии.

Большая часть лекотек в европейских странах интегрирована в крупные абилитационные центры, которые обеспечивают комплексное (медико-социально-психолого-педагогическое) обслуживание семей и детей с отклонениями в развитии. Специфической особенностью лекотек является равноправное сотрудничество профессионалов и родителей.

Опыт лекотек с убедительностью свидетельствует о том, что оптимальной ситуацией для полноценного развития ребенка является его пребывание в семье при условии, что родители активно включаются в абилитационный процесс, организуемый специалистами, в компетенцию которых, входит не только стимуляция развития ребенка в ходе специальных игр и занятий, отслеживание динамики его развития, но и целенаправленное обучение родителей способам специфического взаимодействия — с ребенком в повседневной жизни семьи. В процессе регулярных встреч в неформальной обстановке лекотек специалисты через различные формы обучения детей и родителей фиксируют значимые параметры развития ребенка, помогают создать в условиях семьи специальную развивающую среду, в случае необходимости связывают родителей с соответствующими медицинскими, образовательными учреждениями, а также корректируют систему семейных взаимоотношений. Подобный вид деятельности является инновационным для отечественной практики образования и предполагает иной тип организации коррекционно-педагогического процесса основанный на привлечении параспециалистов в лице родителей.

Основными критериями эффективной деятельности лекотек являются следующие:

1. рост востребованности услуг со стороны родителей; педагогов, детей;

2. увеличение перечня проблем, в отношении которых может оказываться квалифицированная помощь;

3. качественный рост показателей развития ребенка, независимо от степени ограничений жизнедеятельности;

4. нормализация внутрисемейных отношений;

5. расширение социальных контактов семьи

6. качественный рост компетентности родителей, педагогов и других специалистов в области решения проблем раннего детства.

Становление в нашей стране системмы ранней комплексной помощи является сегодня одним из приоритетов развития системы специального образования. Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи предполагает активное (субъект-субъектное) взаимодействие всех ее участников (специалистов, членов семьи, самого ребенка) в абилитационном процессе.

В России имеется ряд методических разработок отечественных ученых (Е.МаМастюкова, Е.А.Стребелева, Н.Н.Печора,,Э.Л.Фрухт и др.), представляющих систему ранней диагностики и, психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Эти разработки являются основой для практического применения в ПМС-центрах, ПМП-консультациях и службах. Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л.С.Выготского о значимости практической деятельности для активации мыслительных процессов. Положения его теории о «зоне актуального развития и о профилактике вторичных дефектов, «социального вывика» оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в той области специального образования, которая затрагивает раннюю диагностику и стимуляцию развития младенцев, и детей раннего возраста из групп медицинского, генетического и социального риска, а также имеющих врожденные дефекты развития. Эти теоретические положения лежат в основе создания методического обеспечения для работы с такими детьми.: Однако их применение ограничено отсутствием государственной целостной системы выявления, учета, ранней диагностики и комплексной ранней помощи* В некоторых научных учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга ведутся исследования, посвященные этой актуальной проблеме. Несколько групп специалистов в этих городах ведут работу на уровне локальных экспериментов с категорией детей раннего возраста из различных групп риска, пытаясь трансформировать западный опыт организации системы «раннего вмешательства».

В частности, в Санкт-Петербурге разработана и апробируется региональная модель ранней помощи: междисциплинарная семейно-центрированная программа ранней помощи в дошкольном учреждении системы образования (Р.Ж.Мухамедрахимов, 1999). Эта. Программа предполагает следующие этапы обслуживания ребенка и семьи:

1. Первичное обращение в программу по направлениям из учреждений города или самостоятельно.

2. Включение семьи в число потенциальных клиентов и первый контакт.

Составление анамнеза и социального паспорта семьи, определение сроков проведения первого этапа диагностики уровня взаимодействия матери и ребенка.

Определение качества отношений и характеристик взаимодействия, заполнение опросника потребностей семьи.

Междисциплинарная оценка «командой» специалистов программы особых потребностей ребенка и его семьи.

Определение направлений и стратегии «раннего вмешательства», обсуждение длительности программы для конкретной семьи и ребенка (однократная, кратковременная, долговременная), назначение сотрудника, ответственного за ведение данной семьи и ребенка в рамках индивидуальной программы.

7. Осуществление преемственности с другими городскими образовательными программами (перевод в дошкольную группу, соответствующую возможностям данного ребенка, и т.п.).

В качестве еще одной успешно действующей в Санкт-Петербурге программы ранней помощи можно назвать деятельность негосударственного образовательного учреждения повышения квалификации — Санкт-Петербургского института раннего вмешательства (Е.В.Кожевнйкова). В рамках программ этого учреждения осуществляются проекты в области консультирования и сопровождения детей с врожденными дефектами развития, и детей из групп риска, а также их семей. Реализуются проекты, нап?