Развитие компетенций у ребенка в дополнительном образовании детей

Развитие компетенций у ребенка в дополнительном образовании детей thumbnail

Формирование ключевых компетенций через исследовательскую деятельность

в учреждениях дополнительного образования детей

Хасанова Л.Б., зав. отделом

Зименс М.Ф., методист

Саражакова Л.М., методист

ГБОУ РХ ДОД «РЦДОД»,

г. Абакан

   « Если ученик в школе не научился

                                                                                    сам ничего творить, то и в жизни

                                                                                    он будет только подражать, копировать»

                                                                                                                           Л.Н. Толстой

В современных условиях развития рыночной экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы образования, вводятся новые стандарты обучения. В основе новых стандартов лежит модульно — компетентностный подход. И чтобы мы смогли работать по этим стандартам, мы должны иметь представление о компетентностном подходе в образовании.  В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

 Важными целями образования должны стать развитие у учащихся умение действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, умение усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.

 Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации, уметь самостоятельно  добывать необходимые ему в данный момент знания и использовать их по назначению.

 Таким образом, «компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность» (И.Д.Фрумин).

Дополнительное образование сегодня – это необходимое звено в воспитании многогранной личности, в её образовании и профессиональной ориентации. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, адаптироваться в современном обществе, развивать интеллект, творческий потенциал и пр. Именно дополнительное образование является одной из тех сущностных основ, которая позволяет формировать универсальные знания, самостоятельность мышления и деятельности.

В условиях модернизации Российского образования ребёнку помогают стать компетентным — использование новых технологий, которые направлены на мыслительную деятельность,  и коммуникативность.

Наиболее успешными являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, исследовательской, проектной деятельностью.

Формированию ключевых компетенций в Центре дополнительного образования детей способствуют республиканские мероприятия: конкурсы проектов — «Город мастеров», «Техносалон», «Молодое поколение выбирает»; конкурсы исследовательских работ учащихся —  «Человек и Космос», «Ветеран живет рядом», «Моя семья в истории Хакасии – эхо далекой войны», «Мой город (район, село) в военное лихолетье», «Дом, где согреваются детские сердца», «Семейная реликвия», «Родительский дом – начало начал»; олимпиады — «Золотое перо» по журналистике, «Русь мастеровая» по декоративно-прикладному направлению.

 При подготовке исследовательских работ воспитанники:

  • учатся принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков —  это ценностно-смысловая компетенция;
  • работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека — это общекультурная компетенция;
  • самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учатся на собственных ошибках и ошибках товарищей — это учебно-познавательная компетенция;
  • детям приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии — это информационная компетенция; 
  • учатся представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы — это коммуникативная компетенция;
  • ребёнок, выполняя работу над исследованием, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет — это и социально-трудовая  компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования.

ГБОУ РХ  ДОД «Республиканский центр дополнительного образования детей» в ноябре 2011 года организовал и провёл республиканский конкурс исследовательских работ «Ветеран живёт рядом», посвящённый 70 – летию формирования 309-й Краснознаменной Пирятинской ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии.

 При подготовке к конкурсу на первом этапе у обучающихся формировались информационно-коммуникативные компетенции. Они самостоятельно искали, анализировали и отбирали необходимую информацию (архивные материалы, статьи из газет, литературу по данной теме). Воспитанники встречались с ветеранами  и их родственниками, проводили интервьюирование.  Юные исследователи выступили на классных часах, школьных конференциях по защите избранных тем.

На втором этапе ребята проследили боевой путь 309-й стрелковой дивизии от Сибири до города Бреслау, изучили географическую карту городов, рек, гор и озёр России, познакомились с героическими подвигами наших земляков. На этом этапе учащиеся определялись с целеполаганием исследовательской работы, планировали свою деятельность. Проведя исследование, обучающиеся выявили, что в Республике Хакасия на сегодняшний день живёт 20 ветеранов 309-й Краснознамённой Пирятинской дивизии. На основе полученных знаний,  у детей формировались учебно-познавательные компетенции.

В процессе исследовательской деятельности ребята находили интересные, неожиданные факты из семейных архивов, альбомов. Оказалось, что у некоторых ребят за Родину воевали их прадедушки и прабабушки. Это и есть общекультурная компетенция, общекультурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций.

При знакомстве с исследовательскими работами  участников конкурса, можно было увидеть, что «юные исследователи» духовно обогатились, развили необходимые современному человеку личностные качества, культуру мышления и поведения, освоили способы духовного и интеллектуального саморазвития. В этом выразилась компетенция личностного совершенствования.

С целью патриотического воспитания подрастающего поколения и профориентационной подготовки школьников Центром организован и проведён республиканский конкурс исследовательских (краеведческих) работ «Дом, где согреваются детские сердца». В этом конкурсе нашла своё отражение особенность национальной культуры человека и человечества отдельных народов, их традиций — формировались общекультурные компетенции. В работе были использованы способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями – формирование коммуникативных компетенций. Владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (изучали историю предков, родителей) – формировались социальные компетенции. Информационная компетентность обеспечивает навыки деятельности воспитанников с информацией, содержащейся в окружающем мире – формирование информационных компетенций.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способствовать к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И мы строим процесс обучения так, чтобы помочь раскрыться духовным качествам ребёнка, научить его мыслить, прививаем навыки практических действий обучающимся.

         В заключение перечислим советы, которые необходимы при формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования:

  • Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а педагог своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  • На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
  • Помогайте воспитанникам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите  учиться.
  • Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
  • Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  • Приучайте воспитанников думать и действовать самостоятельно.
  • Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
  • Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.
  • Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  • В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого воспитанника, объединяйте в дифференцированные подгруппы обучающихся с одинаковым уровнем знаний.
  • Изучайте и учитывайте жизненный опыт воспитанников, их интересы, особенности развития.
  • Поощряйте исследовательскую работу воспитанников.
  • Учите так, чтобы воспитанник понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  • Объясняйте воспитанникам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить о них, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить педагогу достижение наиважнейшей цели – формирования и развития свободной личности гражданского общества.

Источник

Библиографическое описание:

Писнова, О. Ю. Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере дополнительного образования как компонент комплексной дополнительной общеобразовательной программы / О. Ю. Писнова. — Текст : непосредственный, электронный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 168-172. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7531/ (дата обращения: 08.04.2020).

Предпосылками возникновения новой формы оценивания результативности процесса обучения послужила концепция модернизации образования. В последние годы повышение качества образования достигается за счет общепредметного содержания как компонента образовательного стандарта. Дополнительное образование в данном случае не является исключением и, несмотря на то, что до сих пор не является регламентированным, должно содержать стандарты, характеризующиеся основными элементами общепредметного содержания образовательных стандартов: реальностью объектов изучаемой деятельности, общекультурным содержанием образования, общеучебными умениями, навыками, способами деятельности и образовательными компетенциями.

Именно компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования и является решением появившегося противоречия между необходимостью обеспечения современного качества образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем из-за увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Дополнительное образование в данном случае не является исключением. Наибольшую сложность здесь представляет нерегламентированность оценивания в дополнительном образовании общепринятых ЗУНов, а тем более — необходимого минимума развиваемых компетенций.

В комплексных дополнительных общеобразовательных программах компетентностный подход может быть раскрыт через описание формирования компетенций средствами содержания образования. При этом, направления развития компетенций могут быть различными: как частными (для каждого модуля комплексной программы), так и условно объединенными в группы (для всей программы).

При проектировании данного компонента комплексной программы необходимо учитывать, что «компетенция» должна отражать заданные требования к образовательной подготовке учащегося, а «компетентность» — уже состоявшееся личностное качество.

В современной педагогике термин «компетентность» рассматривается как совокупность таких понятий, как «подготовленность», «обученность», «воспитанность».

Ключевыми компетенциями (по А. В. Хуторскому) являются ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования. Этот перечень ключевых компетенций представлен в общем виде и может меняться в зависимости от ступени обучения, учебного предмета и образовательной области. Так, например, в дополнительном образовании информационная и коммуникативная компетенции обычно рассматриваются как единое целое.

Как и общепринятые ЗУНы, компетенции формируются различными методами. В таком случае, для педагога представляется широкое поле деятельности, в том смысле, что приемы, используемые при формировании компетенций, могут меняться в зависимости от возраста учащихся, уровня начальных (уже сформированных) компетенций и эмоционально-психологического фона в объединении детей.

Достижение результата образования должно опираться на современные педагогические технологии. Для примера, информационно-коммуникативную компетенцию можно развивать проблемно-поисковыми, логическими методами, через метод проектов, решение ситуационных и информационно-технологических задач. Результатом при формировании информационно-коммуникативной компетенции может стать готовность использования информационно-коммуникативных технологий при решении поставленных задач, готовность стать источником информации в процессе общения и способность анализировать и продуктивно ориентироваться в разнообразном содержании информационных потоков.

Таким образом, при разработке комплексных дополнительных общеобразовательных программ нового поколения этапы формирования компетенций необходимо смоделировать, причем в самой программе они могут быть прописаны различными способами. В так называемой «Модели выпускника» прописываются компетентности, т. е. владение (обладание) человеком соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение с точки зрения деятельности.

Оценка этапов определения уровня сформированности компетенций учащихся творческого объединения проводится на основе контрольных снятий показаний уровня развития компетенций не менее 2–3 раз в год. Для этого необходимо указать цель контроля (диагностики), критерии контроля, уровни оценочных критериев (можно упрощенно свести к 2 понятиям «сформировано» — «не сформировано»), методы и приемы контроля и по желанию педагога можно отметить, каким методом формировалась каждая компетенция. При этом, если диагностика проводится в начале учебного года, то для 1 года обучения нам необходимо установить уже существующий уровень, который впоследствии и принимаем за некую отправную точку.

Например, чтобы оценить динамику формирования информационно-коммуникативной компетенции, необходимо: провести входной контроль для оценивания начального уровня владения компетенцией, провести промежуточный и итоговый контроль в течение 1 учебного года. На втором году обучения достаточно провести промежуточный и итоговый контроль. При этом методы диагностики для определения информационно-коммуникативной компетенции могут быть представлены в виде тестирования, тренинга, наблюдения, защиты проекта, т. к. сформированность компетенции может диагностироваться независимо или в комплексе с другими компетенциями. Если в учебном заведении принят единый стандарт ключевых компетенций, можно проводить сквозной мониторинг.

Мониторинг уровня развития компетенций необходимо проводить на протяжении всего периода обучения. При этом нельзя дробить некий конечный результат, компетентность, по годам обучения, т. к. компетентность — это динамическая категория, формирование которой не заканчивается в одночасье по причине ее окончательного формирования. Можно сказать, что о формировании компетентности в рамках одной предметной области, или в нашем случае модуля комплексной программы, говорить нецелесообразно, оно не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению поставленных задач. Наглядно основные компоненты компетентности могут выглядеть так (рис. 1):

Развитие компетенций у ребенка в дополнительном образовании детей

Рис. 1. Основные компоненты компетентности.

Представление компетентности таким образом может стать системообразующей основой отдельных ступеней обучения по вертикали и выявить межпредметные связи по горизонтали. Поэтому компонент комплексной программы, отвечающий за развитие ключевых компетенций, в условиях разработки образовательного стандарта второго поколения является программообразующей единицей, позволяющей достигать развитие личности не только на уровне предметных, но и метапредметных результатов обучения (Таблица 1. И Таблица 2).

Потенциал дополнительного образования, построенного на системе компетентностного подхода, гораздо выше, чем это может показаться на первый взгляд. Благодаря особенности организации занятий в системе дополнительного образования становится возможным организовать образование подлинно личностно-значимое для учащегося на каждом этапе развития и удовлетворения потребностей самого учащегося, запросов семьи и общества.

Для педагога дополнительного образования стандартом всегда выступала дополнительная общеобразовательная программа. Реализация комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Пирамида» стала предпосылкой разработки «образовательного стандарта» дополнительного технологического образования в Доме детского творчества. Нормативной основой определения критериев результативности образовательного процесса, при этом, выступает единая компетентностная модель выпускника, учитывающая личностные и метапредметные результаты.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, информационно-коммуникативная компетенция, комплексная программа, компетенция, задача, умение, Диагностическая карта, итоговый контроль, комплексная дополнительная общеобразовательная программа, общепредметное содержание.

Источник