Развитие коммуникативных способностей ребенка в семье
светлана геннадьевна комиссарова
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка»
Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка
Влияние семьи на развитие личности ребенка огромно. Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания. Родители не замечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в детстве. Задача взрослых – помочь ребенку вступить в сложный мир взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.
Роль общения для развития речи, личности ребенка имеет огромное значение. Речь формируется в процессе коммуникации, поэтому необходимо активизировать контактность ребенка; развивать эмоционально-волевую, психическую сферы, воображение.
Семья — первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность.
Стадии формирования речевой коммуникативности ребенка в семье:
• до момента рождения
• первый год жизни ребенка
•дошкольный возраст
Формирование речи начинается еще до рождения. Ребенок слышит нежное пение матери, ее ласковый голос, прекрасную, спокойную музыку. В период младенчества на первое место выходит общение, которое начинается с улыбок, взглядов родителей, близких родственников. На этом этапе развития ребенка очень важны такие характеристики голоса, как высота, сила и интонация. Малыш понимает язык переживаний, чувств. И чем он эмоциональнее, тем легче ребенку в дальнейшем будет контактировать, и общаться с другими людьми, так как круг общения ребенка постепенно расширяется. С момента начала общения ребенка со взрослым и со сверстниками меняется и само общение. Оно обогащается мимикой, жестикуляцией, эмоциональностью.
Пользуясь языком как средством общения, ребенок приобщается к человеческой культуре, человеческому слову. С помощью языка ребенок познает окружающий мир, свое место в нем, самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия с другими людьми.
Речь малыша формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Она во многом зависит от родителей, от их образования, культурного развития ребенка (речевого, интеллектуального, психического эмоционального и т. д.). Поэтому родители должны понимать, что ответственность за развитие речи ребенка в первые годы жизни малыша полностью должна возлагаться на них.
Родители детей, особенно с речевыми нарушениями должны обращать внимание на правильное и полноценное формирование всех сторон речевого развития — фонематическую, лексическую и грамматическую. Раннее обучение ребенка родному языку в дальнейшем облегчит пользование им. При этом необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и возможности каждого ребенка, уникальность и неповторимость его речи.
Одним из таких средств, помогающим решить различные проблемы в коммуникации, является искусство, которое воздействует на становление личности ребенка, его социализацию, формированию художественно-эстетического вкуса, мировоззрения. формирует положительное эмоциональное состояние, корректирует коммуникативные проблемы.
• Необходимо отметить, что роль художественной силы в данном случае велика. С помощью искусства возможно расширить умственный кругозор ребенка. Обогатить его словарный запас, развить художественный вкус, включить его в творческую деятельность, эмоциональную сферу. Огромное значение приобретают произведения народной культуры (былины, считалки, скороговорки, потешки, частушки, колыбельные песни, сказки, стихи и т. д.). сожалению, очень многие родители об этом позабыли, а ведь, слушая сказки с волшебными превращениями и поучительной моралью, ребенок начинает жить жизнью героев, сопереживая им. Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов, может стать семейной традицией, ритуалом, которого ребенок очень ждет. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, учить различать отрицательное и положительное, сопоставлять сказочные события с реальной действительностью, обсуждать поступки героев, преломляя через собственный опыт. Сказка же является притягательной формой для ребенка, так как позволяет свободно фантазировать и мечтать, постигать мир переживаний и чувств.
Очень важно научить ребенка не только рассказывать, но и уметь слушать, не ограничивая и не перебивая собеседника. Этого же ребенок ждет и от самых близких людей (отца и матери). Научив ребенка ведению диалога, мы научим его общению, в котором между собеседниками возникает заинтересованность миром другого человека, обоюдное взаимодействие и доверие. Очень важны беседы с родителями. Именно в них формируется культура речи и мышления. Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи, а значит и развития его коммуникативных навыков огромную роль играет семья. Создавать благоприятную речевую среду, расширить круг общения ребенка. Организовывать совместное времяпровождение. — основные задачи родителей.
Очень важно, чтобы в момент становления речи ребенка рядом с ним были любящие, понимающие, заботливые родители, умеющие и желающие общаться с ним и помогающие ребенку в развитии коммуникативной сферы, социализации.
1. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям предлагаются следующие упражнения.
«Как можно нас называть по – разному?» Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они — это его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.
«Улыбка» — дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
«Комплимент» — дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье. «). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное» слово.
2. Для совершенствования у детей общаться без слов сначала дают детям распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме, а затем предлагают игры:
«Угадай» — один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;
«Походки» — один ребенок изображает походку кого — либо (человека, животного, птицы и т. д., а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;
«Иностранец» — один ребенок, изображая иностранцев с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;
«Расскажи стихи без слов». «Изобрази пословицу».
3. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям предлагают:
изобразить как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи;
произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.
4. Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации анализируют с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используют аналогичное поведение известных им сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение сравнивают с поведением Карабаса — Барабаса, Бармалея и т. д.
5. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения им предлагают:
— участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);
— сюжетные творческие игры, с повторением сцен — ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);
— разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;
— следующие упражнения, игры:
•»Опиши друга» — двое детей становятся спиной к друг другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем, выясняется, кто оказался точнее;
«Подари подарок другу» — при помощи мимики и жестов дети изображают подарок и дарят его друг другу;
«Царевна — Несмеяна» — дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру. ;
«Сравнения» — дети сравнивают себя с какими — то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение;
«Волшебный магазин» — взрослый предлагает детям купить что — нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.
6. Для закрепления коммуникативных умений у детей предлагают им такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.
Речь сопровождает каждую деятельность ребенка. Она развивается сама по себе, если жизнь ребенка наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями.
В результате совместной работы с родителями дети лучше ориентируются в человеческих отношениях, понимают эмоциональное состояние людей. чувствовать настроение взрослого и сверстника, проявлять сопереживание, отзывчивость, сдерживать желания и эмоции в разных ситуациях, уступать сверстнику, отстаивать свою точку зрения, обращаться с просьбой, отказываться и предлагать помощь.
В заключении хочется сказать, что работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении. Ведь во главе воспитания культурного человека стоят прежде всего — родители.
Источник
Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.
Трудно назвать хотя бы один полезный навык, который не нужно было бы развивать с детства, ведь дети отлично впитывают информацию. И один из самых важных навыков, который стоит привить ребенку – это умение общаться с людьми и грамотно доносить свои мысли. Это позволит ему успешно социализироваться и благодаря этому стать успешным человеком.
Коммуникативные способности – это индивидуальные психологические особенности личности, которые обеспечивают эффективное взаимодействие между людьми в процессе общения. Их можно улучшать при помощи грамотных методик, настойчивости и практики.
По мнению Ларисы Чернецкой, автора книги «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников», в ребенке необходимо развить три основные составляющие навыки коммуникации.
Первая составляющая: «область желания». Это значит, что нужно выработать потребность в общении, которая определяет желание ребенка общаться с окружающими. Без него не будет никакого прогресса. Если взрослый человек может себя мотивировать самостоятельно, то ребенок этого пока делать не умеет.
Если ребенок не проявляет интереса к общению с ровесниками, это может быть вызвано одной из двух причин:
- физиологические причины: нарушение функций головного мозга;
- психологические причины: проблемы в семье, неудачный опыт общения с ровесниками, то есть эмоциональные травмы.
Вторая составляющая: «область знания». Это то, насколько ребенок имеет представление о правилах и нормах эффективного общения. Так как сам он понятия не имеет об этих нормах, задача их объяснения и демонстрации ложится на плечи родителей. Вы должны показать ему основные приемы: как поддерживать разговор, как разрешать конфликты, выпутываться из трудных ситуаций.
Третья составляющая: «область умений». Эта составляющая делится на несколько компонентов:
- умение адресовать сообщение;
- умение привлечь к себе внимание собеседника;
- аргументированность сообщения;
- доброжелательность;
- умение принять точку зрения собеседника;
- умение заинтересовать собеседника своим мнением;
- активное слушание;
- проявлять эмпатию (сопереживать);
- разрешать конфликтные ситуации.
Если у ребенка развиты все три составляющие, можно говорить о том, что у него развитые коммуникативные навыки.
Вернемся к первой составляющей. Как вызвать «область желания»? Ответ прост: при помощи игр. Все мы знаем, что дети любят играть. Они позволяют им социализироваться, а также проявлять лидерские способности, творческое воображение и умение работать в коллективе.
Поэтому ваша основная задача – найти такие игры и упражнения, которые развивают коммуникационные навыки ребенка и при этом вызывают неподдельный интерес. Вот некоторые из них.
Важно: данные игры подойдут для детей 3-7 лет.
Упражнения и игры для детей на развитие коммуникативных навыков
1
Закончи историю
Это упражнение поможет не только развить коммуникативные навыки у детей, но и поднимет им настроение. Начните рассказ и предложите ребенку закончить его. Данное упражнение пусть и не основано на диалоге, однако научит выражать мысли, причем связно, логически. Так ребенок научится размышлять и делать выводы.
2
Избавление от слов-паразитов
Если ваш ребенок уже употребляет слова-паразиты наподобие «ну», «эм», «как его» и прочие, нужно разобраться с этой проблемой, пока она не перекочевала во взрослую жизнь и не стала укоренившейся привычкой.
Попросите ребенка рассказать сюжет любимой сказки или мультфильма. Заранее скажите, каких слов не стоит произносить и пообещайте маленькие награды, если ему это удастся.
Данное упражнение научит его осознанно относиться к своим словам, а также очистит речь от мусора.
3
Что происходит на картинке?
Это одно из тех упражнений, которые позволяют грамотно выражать свои мысли, структурировать рассказ и быть хорошим собеседником.
Попросите ребенка объяснить, что он видит на картинке. Поощряйте его описывать цвета, людей, декорации и каждую деталь, которую он видит. У старших детей спросите, что, по их мнению, могло произойти до сцены, и что, по их мнению, произойдет позже.
4
Угадывание эмоций
Возьмите сказку или историю с эмоциональным содержанием. Начните читать ее ребенку. Задавайте подобные вопросы:
- Почему главный герой рассердился?
- Что чувствует сейчас этот персонаж? Почему?
Повышение эмоционального интеллекта научит вашего ребенка считывать эмоции других людей и реагировать соответствующе. Лучшие собеседники – именно те, которые понимают чувства других.
5
Импровизация
Это упражнение замечательно для детей всех возрастов. Выберите тему, с которой ваш ребенок знаком или просто любит, и попросите его рассказывать о ней 2 минуты. После этого усложните задачу: выберите другую тему и увеличьте время до 3 минут.
6
Ролевая игра
Составьте карты с различными видами деятельности. Ориентируйтесь на возраст ребенка. Карты могут включать:
- игру с другом, где надо поделиться игрушкой;
- спор с другом;
- быть учителем;
- быть напуганным чем-то.
Вытаскивайте карты. Пусть ваш ребенок изображает то, что находится на карточке. Это поможет ему научиться смотреть на ситуацию с других точек зрения, а также понимать людей.
А теперь – несколько советов, которые помогут повысить навыки общения вашего ребенка.
Советы родителям
Некоторые советы могут показаться очевидными, но это лишь докажет, насколько они важны и нуждаются в воплощении в жизнь.
Регулярно разговаривайте со своим ребенком. Если ребенок не очень общителен, нужно в первую очередь провоцировать его на диалоги с вами. Придумывайте интересные темы, которые могут быть ему интересны, задавайте открытые вопросы, поощряйте длительные размышления.
Не стоит философствовать и пытаться заинтересовать ребенка чем-то далеким ему. Говорите о том, что находится вокруг него, сделайте диалоги актуальными. При этом постоянно вводите новые слова и концепции.
Попросите ребенка описать свой день. Поощряйте своего ребенка рассказывать о том, что произошло с ним в этот день. Вы знаете, что зачастую школьники-подростки на вопрос «Как дела в школе?» отвечают «Нормально» и идут в свою комнату.
Спросите лучше у них «Что тебе понравилось сегодня в школе, а что нет?». Это научит его анализировать прожитый день и описывать свои чувства.
Дополняйте сказанное ребенком. Не стоит общаться в режиме интервью – это выглядит фальшиво и уныло. Вместо этого возьмите за правило дополнять последнюю фразу ребенка.
Если ребенок похвалился своим рисунком, скажите ему: «Вау, похоже, ты очень постарался и проявил много терпения. Что бы ты хотел нарисовать в следующий раз?».
Научите ребенка языку тела. Мы знаем, что большее количество информации во время разговора передается при помощи языка тела, поэтому этот навык нужно развивать с детства.
Скажите ребенку: «Я скрестил руки, потому что немного зол на тебя» или «Я бы хотел, чтобы ты смотрел мне в глаза, когда разговариваешь со мной».
Вы также можете попросить ребенка показать, как двигаются его любимые персонажи из сказок и мультфильмов. Особенно важно, чтобы это были моменты, когда персонажи выражают какие-либо сильные эмоции.
Читайте вместе. Не имеет значения, что вы будете читать. Но желательно, чтобы в книге было много диалогов. Даже если ваш ребенок выбирает одни и те же книги каждую ночь, он развивает лучшее понимание персонажей, сюжета и используемых слов.
Спрашивайте мнение. Эффективное общение требует умения размышлять о своих чувствах. Поэтому попросите ребенка взвешивать ежедневные решения.
Это может быть что-нибудь простое вроде: «Как думаешь, когда нам следует пойти в библиотеку?», – или сложное: «Как считаешь, куда бы нам лучше поехать в отпуск?». При этом научите ребенка взвешивать «за» и «против».
Поощряйте ребенка вести дневник. Лучший способ научить ребенка правильно выражать свои мысли – поощрять его вести дневник.
Запись в дневнике о повседневных действиях и чувствах поможет вашему ребенку формировать мысли. Это позволит ему почувствовать себя более подготовленным к ответам на вопросы.
Книги
Если хотите детальнее разобраться в теме развития коммуникативных навыков детей, обратите внимание на следующие книги:
- «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников» Лариса Чернецкая.
- «Общение с трудными детьми» Антон Макаренко.
- «Педагогическая поэма» Антон Макаренко.
- «Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраст» Светлана Коноваленко, Мария Кременецкая.
- «Развиваем память с нейропсихологом» Анастасия Сунцова, Светлана Курдюкова.
- «Не рычите на собаку!» Карен Прайор.
- «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Адель Фабер, Элейн Мазлиш.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Источник