Развитие коммуникативных способностей ребенка дошкольника

Развитие коммуникативных способностей ребенка дошкольника thumbnail

Дошкольники много времени проводят в общении со сверстниками. Наблюдая за детскими играми, родители радуются, если их ребенок легко контактирует с окружающими, и тревожатся, если общение не складывается. Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста позволяет своевременно преодолевать сложности и способствовать формированию полноценных отношений со сверстниками и взрослыми.

Формирование коммуникативных способностей в дошкольном возрасте

Речь – универсальное средство коммуникации, помогающее передавать чувства, знания, пожелания. Без слов трудно попросить о чем-то или сообщить о своих намерениях.

Общение младших дошкольников

Однако малыши в силу своих ограниченных возрастных возможностей таким важнейшим средством только начинают овладевать.

С первых лет жизни ребенок нацелен на общение. Он дружелюбен, улыбчив, охотно идет на контакт. Но, если до трехлетнего возраста малыш пытается взаимодействовать с окружающими, держась за мамину или папину руку, то в дошкольном возрасте ему все чаще приходится обходиться без прямой поддержки взрослого.

Общаясь друг с другом, дети развиваются, приобретают новый опыт. Некоторые из них инициативны, занимают ведущую позицию в игре. Другие откликаются на эту инициативу и принимают предложенные правила. Третьи проявляют наблюдательность и перенимают те формы общения, которые им приглянулись.

Развитию коммуникативной культуры детей способствует помощь воспитателей и родителей. Взрослые поддерживают, подсказывают, как лучше поступить, а также помогают выработать способность к проявлению важных элементов общения, составляющих основу эмоционального интеллекта:

  • Сочувствию и сопереживанию;
  • Умению представить, что ощущает другой;
  • Сдерживанию эмоций (без криков, плача и топота ногами);
  • Пониманию того, что каждый человек индивидуален и может чувствовать по-другому.

Невербальная стадия общения

Невербальное общение – это беседа без использования речи. Данная форма контакта доступна в любом возрасте. Исследователи возрастного развития говорят, что детям свойственно отлично имитировать мимику взрослых, их еще не сковывают рамки условностей и норм.

Особенно важно это умение для установления контакта со сверстниками. В младшем дошкольном возрасте познакомиться и договориться при помощи речи довольно сложно, зато на помощь приходят подручные средства.

Игра рядом

Играя рядом в песочнице, дошкольник улыбкой приглашает нового друга делать куличики вместе. Подтвердить это предложение очень просто – протянуть лопатку или формочку. Так же малышам свойственно стремление показать, что они уже умеют. Внимание чаще привлекается прикосновением, а показ песочного замка происходит при помощи рук.

Симпатию и антипатию на этом этапе дошкольникам также проще проявить невербально. Тем, кого они любят, достаются объятия, поцелуи. Взрослые и дети, не пользующиеся расположением малыша, могут увидеть в свой адрес нахмуренный лобик, спину ребенка или даже попытку спрятаться за мамину юбку.

Коммуникативно-речевая стадия

С наполнением словарного запаса развитие коммуникативных способностей у дошкольников ускоряется. Появляются вопросы: «Куда?», «Где?». К невербальным сигналам, приглашающим пообщаться, малыш добавляет простые пояснения: «Моя машина», «Сыпь песок в ведерко».

В 4 года ребенку легко даются повествовательные предложения. Общаясь с другими детьми, дошкольник открывает для себя причастность к сообществу и радостно констатирует: «Мы катаем машинки», «Мы бегаем».

Обсудить условия игры

Пятилетние дети способны пригласить сверстника в игру, активно употребляют более сложные конструкции: «Давай играть в магазин, я буду продавать, а ты — покупать».

В общении младших дошкольников бывают и конфликтные ситуации. По большей части, они провоцируются детским эгоцентризмом. Иногда ребенок ни за что не соглашается дать свою игрушку. С другой стороны, есть дети, которые, увидев привлекательную машинку или совочек у другого ребенка, хотят немедленного получить их.

В любом из этих случаев важно, чтобы взрослый пояснял ребенку, как обращаться с просьбой, чтобы друг поделился с ним игрушкой. Необходимо обучать маленьких коммуникаторов принятым вежливым фразам, регулирующим общение.

С пяти лет дошкольник, благодаря развитию связной речи и осознанию важности слов для коммуникации, переходит на более высокую ступень общения. Коммуникативные способности на этой стадии приобретают особую важность.

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников

Ребенок, который предпочитает проводить время в одиночестве, часто делает это по причинам неумения быть интересным и правильно общаться. Находясь среди сверстников, он может испытывать застенчивость, неуверенность в себе или проявлять агрессивность. Поэтому дошкольное развитие требует выделения значительного количества времени для формирования коммуникативных навыков.

Общение дошкольников

Условия развития способностей к общению подразумевают два взаимодополняющих пути. Первый – активное общение со взрослыми и перенимание их модели общения, стиля коммуникативного поведения. Второй – проведение времени с ровесниками, в течение которого дети постоянно учатся друг друга.

С развитием коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста формируются устойчивые мотивы общения, стремление взаимодействовать, как со взрослыми, так и сверстниками.

Заимствование коммуникативных моделей взрослых

Общаясь со взрослыми, дошкольник развивает основные составляющие коммуникативных навыков. Готовая модель, которую они наблюдают у родственников и воспитателей, позволяет им разобраться в следующем:

  • Когда вступать контакт, то есть, понять, при каких условиях беседы уместны, а когда следует помолчать;
  • Как организовать общение, как решать конфликты, наглядно увидеть эмоциональное сопереживание;
  • Каких норм и правил требует общение, то есть определить для себя границы допустимой резкости, откровенности, шутливости.

Также диалоги со взрослыми – это получение информации о знаниях и культурных ценностях. На примере дети учатся рассказывать, обучаются тому, как сделать свои истории интересными и увлекательными.

Развитие способностей в общении с детьми

Принципиальное отличие коммуникации со сверстниками – это повышенная эмоциональная насыщенность. В этом случае отступают рамки, и дети обучаются быть искренними и артистичными. В их общении присутствуют беспричинный смех, кривляние, громкие высказывания, переходящие в крик.

Таким образом дети экспериментируют, самостоятельно ища способы привлечь к себе внимание без помощи взрослых.

Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:

  • Непредсказуемые сочетания слогов и звуков – попытки создать свой язык;
  • Отсутствие правил;
  • Наличие грубых слов, помогающих выпустить эмоции.

Если беседуя с взрослыми, дошкольник больше спрашивает и слушает, то в разговорах со сверстниками он стремится высказаться сам, даже если для этого приходится перекрикивать других. Более того, от воспитателей и родителей дошкольник ожидает оценки или новых сведений. Просто болтая с друзьями, он обучается выражать себя и эмоции, излагать желания, показывать настроение с помощью слов и даже пытается брать на себя функции лидера, демонстрируя инициативность и стараясь управлять остальной компанией.

Средства развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Для целенаправленного развития коммуникативных способностей специалисты выделяют направления, демонстрирующие наибольший результат:

  • Любительский театр;
  • Игровая деятельность.

Развитие способностей коммуникации в театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность помогает детям не только обогатить собственный словарь. Разыгрывая сценки из сказок, превращаясь в одного из персонажей, дошкольник получает возможность посмотреть на окружающий мир другими глазами.

театрализованные игры

Кроме того, если дошкольник не решается проявить активность в реальной жизни, в условиях театрализованной среды он получает возможность взаимодействовать с другими. Происходит расширение круга общения, нарабатываются навыки коммуникации.

Новые краски, звуки, образы – все это обогащает речь. Во время репетиций ребенок сам не замечает, как начинает более богато интонировать, иначе произносить звуки, более четко проговаривать слова.

Дошкольник, участвуя в театрализованных играх, добивается следующих результатов:

  • Развивает выразительность речи;
  • Расширяет лексикон;
  • Избавляется от телесных зажимов и раскрепощается;
  • Развивает артистизм, уверенность при выступлении на публике;
  • Научается устанавливать контакты с людьми разных возрастов.

Игра как средство формирования коммуникативных способностей

Игра – основной или ведущий тип деятельности у дошкольников, поэтому развитие многих способностей проводится при помощи игровой терапии.

Подвижные игры

Подвижные игры являются эффективным средством раскрепощения детей, у которых наблюдаются сложности коммуникации.

В подвижных играх уравнивают всех участников, для всех принимаются единые правила, что является важным для вовлечения в действия самых застенчивых и малообщительных детей.

Сюжетно ролевые игры предоставляют возможность одновременно поддерживать ролевые отношения с позиции своего персонажа, а также реальные отношения в качестве партнеров по игре. Поэтому сюжетная игра является такой благодатной площадкой для развития коммуникативных способностей дошкольников.

Дидактические коммуникативные игры нацелены на формирование конкретных умений и навыков, важных для успешного общения:

  • умения устанавливать контакт, то есть располагать к себе;
  • освоения мимики и жестов как средств невербального общения;
  • умения сопереживать;
  • навыков урегулирования конфликтов;
  • выразительности речи.

Комбинация обоих методов, систематически применяемая в дошкольном возрасте, эффективно готовит ребенка к школе и предупреждает возможные проблемы, связанные с построением взаимоотношений с педагогами и ровесниками.

Источник

Кермен Манджиева
Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста

Научная статья

«Коммуникативные навыки у детей

дошкольного возраста»

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, то есть их воздействие друг на друга и реагирование на соответствующие воздействия. Под общением также понимается обмен информацией между людьми при их взаимодействии друг с другом в указанном выше понимании значения термина. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

В дошкольном возрастепоследовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослым:

• Ситуативно-личностное;

• Ситуативно-деловое;

• Внеситуативно-познавательное;

• Внеситуативно-личностное.

Группа детского сада – первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В школьном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только деловыми качествами, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением и пониманием содержания нравственных качеств. Отношения ребёнка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Таким образом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребёнка. Вследствие этого существует единая система формирования коммуникативной функции ребёнка, развития его личности. Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

Вскрыть противоречия в развитии общения, предупредить различные сложности в формировании личности ребенка возможно при своевременном выявлении и учете особенностей его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому в начале учебного года я провожу обследование коммуникативнойсферы у каждого ребенка по следующим параметрам: сформированность самооценки, нравственных представлений, особенностей отношений ребенка к себе и другим, эмоционально-волевых отношений, поведения в конфликтных ситуациях, личностного поведения. Результаты проведенного обследования служат основанием для заключения о личностном состоянии ребёнка, развитости у него коммуникативных навыков. Обследование коммуникативной сферы детей проводится в начале учебного года (октябрь) и в конце учебного года (май). Полученные данные в ходе первичного обследования позволяют выявить направления коррекционной работы по данному аспекту на год. Индивидуальная работа – необходимый момент развития навыков общения у детей, в связи с этим по результатам исследований на год заполняется таблица «Направления индивидуальной работы по развитию коммуникативных способностей у дошкольников», служащая основанием для выбора воспитательных задач педагогической работы. Итоговое обследование коммуникативной сферы позволяет проследить динамику развития навыков общения у каждого ребёнка, а также сделать выводы об эффективности, проводимой в течение учебного года воспитательной работы по данному направлению.

При осуществлении воспитательной работы с детьми по развитию навыков общения внимание акцентируется на создание благоприятного климата и использование комплексного подхода к диагностической и педагогической работе. Цель работы заключается в формировании у детей навыков активной самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого ….Основные задачи работы:

• обучение понимания самого себя и умению «быть в мире с собой»;

• воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания;

• развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях;

• формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) как средствами человеческого общения;

• формирование навыков самоконтроля в процессе общения и самооценки своего эмоционального состояния;

• выработка у детей черт характера, являющихся основой для развития положительных партнерских качеств;

• развитие творческих способностей и формирования способов их выражения в процессе коммуникативной деятельности;

• развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей;

• коррекция отрицательных черт характера и поведения.

Игра – основной вид деятельности ребёнка, она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями и способностями. В игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развития ребёнка, вне игры нет воспитания личности.

Поэтому в качестве основных видов деятельности, формирующих навыки общения,используются следующие:

— наблюдения;

-рассматривание рисунков и фотографий;

-свободное и тематическое рисование;

-упражнения подражательно-исполнительного характера;

-этюды;

-импровизация;

-моделирование и анализ заданных ситуаций;

-игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные;

-творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, режиссерские;

-сочинение историй;

-беседы;

-дискуссии;

-мини-конкурсы;

В воспитательной работе по развитию коммуникативных навыков применяются разнообразные дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные игры и упражнения и материалы,например:

• Пиктограммы

• Пантомимические фигуры

«Снежинки»

«Кляксы»

«Создай настроение»

«Угадай настроение»

«Хорошо – плохо»

«Люблю – не люблю»

«Веселая смесь»

«Цветик – семицветик»

«Дерево Радости и Печали»

«Дразнилки»

«Домашний фотоальбом»

• Кубик эмоций

• Кукла «Бобо»

«Оживи камешки»

«Расскажи сказку с помощью кружков»

• Игры – драматизации с помощью театра масок, настольного и кукольного театра

• Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.

Эффективности проводимых мероприятий по развитию навыков общения у дошкольников способствует создание атмосферы сотрудничества и партнерства. Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у воспитанников коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.

Источник

Алина Царькова
Мастер-класс «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Слайд 1.

Добрый день! Уважаемые коллеги разрешите представить Вам мастер – класс как с помощью игровой технологии можно «Развивать коммуникативные способности детей дошкольного возраста».

Слайд 2.

Актуальность проблемы игры, её социальная значимость рассматривается в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах Дошкольного образования, как важное средство социализации личности дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (статья 31). Но с каждым новым поколением детей меняется игровое пространство. В детство довольно агрессивно вторглись компьютеры, телевизоры и различные гаджеты, которые не оставляет места для взаимодействия детей со сверстниками. И если рассматривать современных детей, то мы видим, что коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. Этому способствует и то, что в некоторых семьях ребенок воспитывается один, родители заняты работой, а бабушки и дедушки еще тоже молоды и работают.

Работая с детьми мы наблюдаем, что ребенок, который мало общается со сверстниками и не умеет организовать общение, чувствует себя уязвленным и отвергнутым,что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Слайд 3. И перед нами педагогами стоит важная задача, прописанная во ФГОСАХ это

– создавать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;

развивать коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развивать умение детей работать в группе сверстников.

Слайд 4

Как говорил Сухомлинский — Через игру происходит приобщение ребенка к культуре общества. Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений. В процессе таких игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.

Отсутствие же коммуникативных навыков приводит к задержке психического развития ребенка, а в будущем – к формированию негативной жизненной позиции.

Слайд 5.

Чтобы не допустить этих негативных факторов, в формировании личности дошкольника, в своей работе я использую игры социально-личностного характера. Изучив различных авторов, которые занимались вопросами «общения и развития коммуникативных способностей» таких как (А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Г. Арушанова, А. В. Запорожец, Т. А. Репина, Кравцова, я создала свою классификацию игр. Представляю еёвашему вниманию:

1. Игры, развивающие умение действовать в коллективе

2. Игры успокаивающие

3. Игры на доверие

4. Игры, построенные на тактильных ощущениях.

5. Игры знакомства

6. Игры для снятия напряжения

7. Игры на развитие внимания

8. Игры на установление доброжелательных отношений

9. Игры на умение решать конфликтные ситуации.

Все эти игры легки в применении, не требуют специального дорогостоящего оборудования, и специальной подготовки их можно проводить в групповой комнате, музыкальном и спортивном залах и на игровой площадке.

С помощью этих игр у детей:

-снимаются телесные зажимы;

-происходит эмоциональная разрядка;

-развиваются воображение, мимика и жестикуляция;

-активизируется внимание;

-проявляются навыки правил поведения;

-повышается самооценка.

Игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Они помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе.

Давайте поподробнее познакомимся с некоторыми играми

1. Слайд 6. 1. Игры знакомства.

Такие игры хорошо использовать для вновь прибывших детей в детский сад, вернувшихся после длительной болезни и отпуска. Ведь приходя в садик, ребёнок попадает в систему специфических межличностных отношений, что порождает у него чувство неуверенности, страха и чтобы преодолеть этот барьер я использую это вид игры в своей педагогической деятельности.

«Назови себя»,

«Волшебный стул»

«Представь своё имя в движении»

Слайд 7.

2. Игры успокаивающие

Эти игры я использую в такой момент, когда дети возбуждены, они помогают снять психическое напряжение после эмоциональной нагрузки. Хороший эффект достигается когда я использую спокойную классическую Чайковского, и релаксирующую музыку «Шум дождя», «Поход к морю», «Путешествие на облаке», «Кто лучше слышит».

Слайд 8.

3. Игры для снятия напряжения, агрессии.

Цель таких игр сгладить конфликтные ситуации между детьми, снизить агрессию, учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

«Зеркало»,

«Волшебный мешочек»

«Передача чувств»

Слайд 9.

4. Игры на доверие

Не секрет, что детям сложно доверится сверстнику, установить доверительные отношения с ними и тогда мне на помощь приходят такие игры как «Клеевой ручеек», «Слепой-поводырь», «Скульпторы»

Слайд 10.

5. Игры, построенные на тактильных ощущениях.

Такие игры создают положительный настрой и учат внимательно относиться друг к другу, преодолевать застенчивость, робость

«Рука к руке»

«Нос к носу»

Слайд 11.

6. Игры на развитие внимания.

Серия этих игр помогают развивать умение подчиняться водящему, быть внимательным, согласовывать свои действия с действиями других «Я сегодня вот такой!», «Повторяй за мной»

Слайд 12.

7. Игры на установление доброжелательных отношений.

Используя этот вид игры я учу детей развивать умение замечать положительные качества у других, выражать это словами, делать комплименты, обогащать речевое развитие детей.

«Назови ласково»,

«Вежливые слова»

«Волшебный букет цветов».

Слайд 13.

8. Игры на умение решать конфликтные ситуации

При помощи этих игр развивается умение обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику, развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека. Это «Игры-ситуации», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Слайд 14.

10. Особое место занимают игры, развивающее умение действовать в коллективе. Сейчас я приглашаю помочь мне 6-8 человек. И следующая игра — с Парашютом

Игровой парашют – это яркая ткань, состоящая из нескольких цветных секторов. Диаметр парашюта 3 метра. Парашютом можно играть и в спортивном зале, и в группе, а лучше на прогулке.

Игры в парашют –не соревновательные: они учат согласованности действий и умению чувствовать движения других игроков. Для детей очень важно ощутить, что именно в движениях они могут почувствовать себя частью команды.

Парашют настолько привлекателен сам по себе, что обычно детей не приходиться долго уговаривать – они сами мчатся к нему со всех ног.

Парашют полезен как тихим, медлительным детям, так и очень активным.

1. Игра «Ветер»

берёмся за парашют и плавно его поднимаем и опускаем,при этом для синхронизации движений можно приговаривать:

Дует ветер (поднимать парашют вверх)

Ветерок (Опускают вниз)

Задувает (Поднять парашют вверх)

Листья (Опустить вниз).

2. Игра «Под грибком»

Есть у Сутеева прекрасный рассказ «Под грибом». В дождливую ветряную погоду под грибком спрятались много зверушек, от самого маленького муравья до самого большого зайчика. Покажем сказку и спрячемся под ним.

Дует, дует ветерок,

Все ребята под грибок!

3. Игра «Веселый мяч»

Будем поднимать и опускать разные сектора парашюта, стараясь перекатывать мяч так, чтобы он не упал с парашюта,и при этом произнося слова:

Летит мой мяч,

Летит к тебе,

Смотри, не прозевай!

Лови его, держи его

И снова мне бросай.

Друг весёлый, мячик мой!

Всюду, всюду он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять,

Хорошо мне с ним играть!

4. Игра «Подбрось мячик»

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскач?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Слайд 15.

Практическая значимость использования игрового парашюта для детей:

— значительно повышается общий эмоциональный фон;

— снижается уровень тревожности;

— повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со сверстниками.

— сокращаются сроки адаптации в детском коллективе.

Слайд 16.

Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребёнка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Умение общаться и взаимодействовать со сверстниками – залог успешного обучения в школе.

Слайд 17.

А закончить свое выступление я хочу словами педагога Фридриха Фребеля о том, что «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе, и около себя, мир и с миром»

Спасибо за внимание!

Источник