Развитие коммуникативных навыков ребенка как выход из конфликтов
Юлия Крымова
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в конфликтных ситуациях.
В современном мире мы все чаще сталкиваемся с проблемами дошкольников в коммуникативной сфере. Дошкольники становятся заложниками технического прогресса, темпа жизни и нехваткой времени у взрослых. Несомненно, мы должны учитывать, что в условиях жесткой конкуренции, завышенных требований в организациях, родителям требуется больше сил и времени, что бы сохранить свой социальный статус и достойным образом обеспечить существование своей семьи. Как следствие всего этого – дошкольники получают слишком мало внимания со стороны взрослых, а вместе с вниманием и опыта общения. Не малую роль в этой проблеме играют и современные средства массовых коммуникаций, транслирующие далеко не гуманные, а иногда и откровенно жестокие фильмы и мультфильмы, герои которых решают конфликтные ситуации силой и оружием. Эти стереотипы поддерживаются и компьютерными играми, и производителями игрушек. И вот уже для дошкольника примером поведения и источником получения опыта в сфере коммуникация становится очередной герой комиксов или компьютерной игры. Именно он создает стереотипы поведения и общения для маленького человека. А всегда ли эти ориентиры верны и правильны?
Проблеме развития коммуникативных навыков просвещено большое количество публикаций, научных работ и педагогических разработок. Это дает возможность как педагогам, так и «продвинутым» родителям решать непростые задачи развития и воспитания гармоничной личности. Однако как показывает практика – большинство родителей не имеет достаточно времени и сил для поиска такого рода информации и реализации данного опыта на практике. В нашем центре ведется активная работа по просвещению родителей в сфере детских и детско-родительских отношений. Наши мамы и папы посещают курсы для родителей, а так же индивидуальные консультации. Однако основная нагрузка лежит на педагогах. Принципом нашей работы по развитию коммуникативных навыков дошкольников в конфликтных ситуациях является принцип решения конфликта «здесь и сейчас». Данное условие помогает не только участникам конфликта, но и свидетелям происходящего (присутствующим детям и родителям) получить опыт конструктивного решения конфликта. Перед тем как рассмотреть практику психологической работы наших педагогов, давайте определим само понятие конфликта и его основные виды.
Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т. е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе (вспомним античных философов).
Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Круг участников конфликта ограничивается группой людей. Именно такое определение конфликта дает психологический словарь.
Мы возьмем за основу следующее определение конфликта: под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.
Существует три типа конфликтов: внутриличностные, социальные и зооконфликты. Мы будем рассматривать первые два. При возникновении конфликтной ситуации ход занятия останавливается и задача педагога – помочь детям решить ее конструктивным путем. Если конфликт явный, то есть участвует несколько детей или детских групп, педагог предлагает каждой из сторон высказать свои недовольства или несогласия. В этот момент определяется объект и субъект конфликта. Объектом конфликта принимается действие или ситуация, а субъектом – противостоящие стороны. Педагог предлагает детям высказывать не только свои недовольства, но и эмоциональные переживания, связанные с конфликтом. Данное условие помогает снять эмоциональное напряжение субъектов конфликта через «Я — посыл». Далее, когда все стороны столкновения высказались, им предлагается предложить свои способы выхода из сложившейся ситуации. При этом педагог отслеживает что бы соперничество (противостояние) перешло в союзничество или компромисс, а не стало уходом или избеганием конфликта одной из сторон. Соответственно, при таких условиях и под контролем педагога, дошкольники получают не только положительный опыт разрешения конфликтов, но и развивают свои коммуникативные навыки.
Однако не всегда субъекты конфликта могут договориться сами. Тогда педагог подключает детей, которые не являются вовлеченными в ситуацию, а просто наблюдают со стороны. Они предлагают свои способы решения, при этом взрослый контролирует, чтобы из обсуждения были исключены оценочные высказывания в адрес субъектов. Дошкольники обсуждают только фактическую ситуацию и ее последствия. Конфликт считается разрешенным только тогда, когда субъекты соглашаются с определенным решением добровольно, и остаются довольны им.
В итоге, и субъекты конфликта, и его свидетели развивают свои коммуникативные навыки через активное и пассивное участие в его решении. Такого рода опыт считается более эффективным, чем монологические наставления взрослого, даже если каждое его слово – прописная истина.
Субъектом конфликта может быть и один человек. Такую ситуацию разглядеть сложнее, но не менее важно. Внутриличностный конфликт чаще наблюдается у детей стеснительных, замкнутых. Такой ребенок не станет кричать или плакать. Его конфликт можно определить по потухшему блеску в глазах, прерванному порыву поднять руку или встать со стула, опущенным плечам и нахмуренным бровям. Взрослому необходимо тактично и осторожно, создавая комфортную и обстановку, предложить малышу рассказать о своих переживаниях. Грамотный педагог заранее знает какая ситуация привела к внутриличностному конфликту и как его разрешить. Но его задача активизировать самого ребенка, поддержать и дать возможность принять активное участие в поиск решения. При затруднении субъекта конфликта, так же можно привлечь свидетелей ситуации. Но, все же, основная задача педагога развить коммуникативные навыки самого субъекта, создать условия для активного вербального общения.
Для педагога данный способ разрешения детских конфликтов конечно сложнее и требует большего терпения и профессионализма. При этом цели и задачи конкретного тематического занятия иногда отходят на второй план, или даже не реализуются. Тогда педагог корректирует содержание следующей встречи, с учетом сложившихся обстоятельств. Мы уверенны, и практика это доказывает, что потраченное на решение конфликта время сейчас, компенсируется в будущем. Самое главное – это судьба человека, на корою влияет каждое слово и каждое событие. И от того, как сейчас решился конфликт, какой опыт получил дошкольник, зависит то, как сложится его будущее.
Литература
1. Гришина Н. В. Психология конфликта. –СПб: Питер, 2000.
2. Пиз Аллан. Язык телодвижений. М.: Эксмо – Пресс, 2000.
3. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1997.
Источник
Деловая игра
«Развитие коммуникативных навыков ребёнка:
как выходить из конфликтов?»
(для родителей детей 5‒6 лет)
«Единственная настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения!»
Антуан де Сент-Экзюпери
Цель: определить вместе с родителями способы развития коммуникативных навыков ребёнка, а также конструктивные способы решения конфликтов.
Задачи:
создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей, установить с родителями эмоциональный контакт;
повышать компетентность родителей в вопросах развития коммуникативных навыков у ребёнка;
способствовать самостоятельному анализу родителями проблемы конфликтологической компетентности детей;
способствовать поиску родителями эффективных способов взаимодействия с ребёнком, способствующих развитию коммуникативных навыков.
Категория участников: педагог, психолог, родители.
Этапы
Организационный. Содержание деятельности: педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы (оформляет комнату, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное слово, проводит игры на приветствие и раскрепощение участников).
Основной. Содержание деятельности: педагог проводит основную работу по теме в виде мини-лекции, дискуссий, упражнений, игр.
Заключительный. Содержание деятельности: подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.
Материалы и оборудование:
стулья по количеству участников;
доска и мел;
картинки с изображением дорожных знаков (Приложение 1).
Ход собрания
Игра «Слово за слово» (раскрепощение участников, сплочение группы).
Задача участников ‒ составить коллективное вступительное слово. Ведущий произносит короткую приветственную фразу и передаёт право голоса следующему участнику, который в свою очередь продолжает приветствие по-своему. Участники по кругу произносят по одной приветственной фразе, можно незаконченной. Например, ведущий говорит: «Здравствуйте», следующий продолжает: «Я рад видеть вас», следующий: «Рад, что все мы нашли время, чтобы собраться», следующий: «Надеюсь, что сегодня будет интересно» и т.д.
Обсуждение игры (анализ особенностей общения в коллективе, анализ применения коммуникативных навыков).
Для того чтобы высказался каждый участник, можно использовать мяч или мягкую игрушку, которую участники передают друг другу как символ права голоса.
Вопросы для организации обсуждения:
«Трудно ли было вам придумать собственную фразу?»;
«Старались ли вы, чтобы ваша фраза гармонично вписывалась в общую тему?»;
«Помогали ли вам фразы предыдущего участника, наталкивали на мысль или наоборот сбивали?»;
«Как вы думаете, почему происходило именно так?».
Цель ведущего – подвести родителей к выводу о том, что успех в общении зависит от готовности каждого участника к взаимодействию, от настроения участников, от наличия или отсутствия общих интересов.
«У наших детей также общение складывается более или менее успешно в зависимости от многих факторов. И один из главных – это коммуникативные навыки, или умение общаться. Эти навыки есть у каждого живущего в обществе человека, даже самого маленького. Но вопрос в том, насколько они развиты. И наша задача ‒ научить детей общаться культурно, бесконфликтно, конструктивно (плодотворно)».
2. Мозговой штурм «Что такое общение?» (активизация мыслительной деятельности родителей).
В произвольном порядке родители высказывают свои мнения по поводу определения понятия «общение». Педагог записывает на доске основную суть высказываний и формулирует с помощью родителей определение понятия.
Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. (Лисина М.И.)
3. Мини – лекция «Общение детей 5-6 лет» (повышение психолого-педагогической компетентности родителей).
В дошкольном возрасте в общении ребёнка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, которые существенно влияют на развитие его личности.
Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям (в отличие от общения со взрослыми). От взрослого ребёнок ждёт оценки своих действий или информации. У взрослого ребёнок учится и постоянно обращается к нему с вопросами: «А как нарисовать лапы?», «А куда положить тряпочку?» Взрослый выступает и арбитром в разрешении возникших между детьми спорных моментов.
В среде же ровесников ребёнок демонстрирует свои способности и умения. У детей ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей. В 5‒7 лет дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, «планами на будущее» («Кем я буду, когда вырасту»).
К шести годам ребёнку становится важнее вместе играть, чем утвердиться в глазах сверстника. Дети чаще говорят о себе с позиции «мы». Приходит понимание того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя дошкольники по-прежнему ссорятся, а нередко и дерутся. [1]
Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов (игрушки, книги, вещи), поведения, трудностей в общении, потребностей (физиологических или психологических). Конфликт – это всегда столкновение интересов, когда цель одного человека может быть достигнута только за счёт интересов другого.
Как же дети пытаются разрешить возникшие конфликтные ситуации? (Этот вопрос можно задать родителям, они обязательно вспомнят примеры из жизни и ответят, что дети, решая конфликт, поступают по-разному: кто-то уступает, кто-то лезет в драку, кто-то пытается договориться). Способы выхода из конфликта: компромисс, соперничество, уход, и сотрудничество.
В соответствии с правилами выхода из конфликта, лучшее решение – это решение, максимально соответствующее интересам каждой из сторон. Самой лучшей стратегией, позволяющей решить такую задачу, является сотрудничество. В этом случае стороны не только идут на взаимные уступки, они активно взаимодействуют, создавая альтернативные пути решения проблемы. Участники конфликта стремятся совместными усилиями устранить возникшие трудности. В результате использования такой стратегии можно не только успешно решить имеющуюся проблему, но и заложить основы для дальнейшего плодотворного сотрудничества. [2]
Как же научить детей решать конфликты самым конструктивным способом – через сотрудничество?
Вы наверно слышали, что сложные ситуации на дороге тоже называют конфликтами. Для того чтобы урегулировать дорожное движение и избежать конфликтов, существуют знаки дорожного движения. Мы с вами тоже используем эти знаки для того чтобы составить список правил общения.
Игра «Правила общения» (составление правил для общения с детьми и общения детей между собой).
Педагог предъявляет родителям картинки с изображением дорожных знаков и предлагает придумать к каждому знаку правило общения.
Родители делятся на три группы, каждой из которых предлагается свой набор знаков. Первой группе достаются «запрещающие» знаки, второй – «предупреждающие», третьей – «предписывающие». Правила общения, которые будут придуманы, должны соответствовать знакам. Например, в первой группе могут придумать правило общения, запрещающее применение физической силы, крик, оскорбления и т.д. Предупреждающие знаки – «Того, кто плохо себя ведёт, ждёт тайм-аут» и т.д. Предписывающие – «Говори вежливые слова», «Будь приветлив, и с тобой будут дружить» и т.д.
Необходимо направлять родителей, не допускать формулирования таких правил, как «Нельзя злиться!», т.к. злость (или гнев) – эмоция, запретить которую невозможно. В данном случае лучше переформулировать правило: «Нельзя кричать, драться».
«Конечно, эти правила придуманы нами не только что, наши дети их хорошо знают. Но всё-таки иногда бывает не лишним напомнить об этих правилах.
Не всегда дети (да и взрослые тоже) соблюдают такие правила общения. Проблема здесь не обязательно связано с недостатками воспитания. С чем же ещё? Давайте разбираться.
В процессе общения у собеседников возникает множество различных эмоций. При конфликте, конечно, преобладают эмоции отрицательные, которые часто мешают взаимопониманию.
Давайте вспомним, какие эмоции возникают у нас в конфликтной ситуации?
(Родители называют отрицательные эмоции.)
Гнев, обида, раздражение толкают человека на то, чтобы в ответ больнее ударить или замкнуться.
Первое, что нужно сделать, когда возникает конфликт – это выразить свои эмоции. Но делать это нужно в приемлемой форме».
Упражнение «Копилка эмоций» (помощь родителям в определении преобладающих в конфликте эмоций, осознании, в какой форме они обычно выражаются – в конструктивной или деструктивной).
Каждый участник вспоминает какую-либо конфликтную ситуацию из жизни (либо придумывает её) и фиксирует на листочке свои способы выражения отрицательных эмоций. Все листочки складывают в коробочку, и затем ведущий читает каждую записку. Обвиняющие фразы (те, которые начинаются с местоимения «ты» или «твоё», описывающие действия оппонента) откладываются в одну сторону, конструктивные фразы (начинающиеся с местоимения «я» / «мне», описывающие чувства) – в другую сторону.
«Наше упражнение неспроста называется «Копилкой эмоций». Очень часто мы копим отрицательные эмоции, не зная как их выразить, и это отражается на наших взаимоотношениях и даже на здоровье. Эти эмоции нужно выражать. Но как же это сделать, не испортив отношений с собеседником?
Мини-лекция «Я-сообщение» (психолого-педагогическое просвещение родителей).
Для того чтобы выразить свои эмоции и чувства, нужно сначала осознать их.
Правила «Я-сообщения»:
о своих чувствах нужно говорить от первого лица, т.е. начинать нужно со слов «я» / «мне», например, «Мне обидно / неприятно», «Я рассердился» и т.д.;
описывать негативные действия оппонента необходимо в безличной форме (не «ты дерёшься», а «дерутся»);
Приведём несколько примеров «Я-сообщений»: «Мне больно и обидно, когда меня кто-то толкает», «Я рассердился из-за того, что на меня кричали», «Мне неприятно, когда со мной так разговаривают» и т.д. Нужно предложить родителям составить собственные примеры «Я-сообщений».
Упражнение «Не „кто виноват?“, а „что делать?“» (донести до родителей, что при возникновении конфликта главной задачей является его разрешение, а не поиск виноватого).
«Нужно научить детей не искать виноватых, а искать способы исправления ситуации. Ведь не бывает, чтобы в ссоре была виновата только одна сторона. Если кто-то проявляет агрессию, значит, другой её провоцирует».
Родителям предлагаются различные ситуации, к которым нужно найти решение, т.е. ответить на вопрос «Что делать?»
Ситуация 1. Один ребёнок забрал у другого машинку, тот в ответ ударил его. (Ответом родителей может быть: «Договориться играть по очереди».)
Ситуация 2. Дети спорят о том, в какую игру играть – в семью или в магазин. (Можно поиграть в семью, при этом кто-то из членов семьи будет работать в магазине.)
Ситуация 3. Дети не приняли в свою игру ребёнка, потому что у них уже были распределены все роли, в отместку непринятый ребёнок сломал их постройку. (Нужно восстановить постройку и добавить какую-либо роль для вновь пришедшего ребёнка.)
Обсуждение:
Какие мысли и эмоции возникали у вас в процессе выполнения упражнения? (Вероятно, родители ответят, что возникало желание разобраться в том, кто прав, кто виноват.)
«Мы с вами замечательно придумываем выходы из конфликтных ситуаций для детей. Но для того, чтобы научить детей решать конфликты, нужно, чтобы они сами придумывали эти варианты. Детей нужно учить бесконфликтному общению, помогать им, говоря: «Давай подумаем, что можно сделать», «Как же нам теперь быть?» и т.д. Не подсказывайте детям готовые решения, это приводит к пассивности ребёнка. Он должен приобретать свой собственный опыт общения. К тому же Вы можете и не знать всех тонкостей взаимоотношений ребёнка с друзьями, и Ваш совет может оказаться неудачным в данном конкретном случае».
Упражнение «Мне запомнилось…» (подведение итогов).
Участникам по очереди предлагается продолжить фразу «Мне запомнилось…»
Следует нацелить участников на то, чтобы они отметили самые ценные рекомендации и советы.
Педагог может порекомендовать родителям самостоятельно посмотреть видеолекцию «Как научить ребенка решать конфликты», размещённую на портале «Омск РиД»: https://rid-omsk.irooo.ru/index.php/obuchayushchee-video.
Источники:
URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/05/29/osobennosti-obshcheniya-doshkolnikov-so-sverstnikami
URL: https://fb.ru/article/166246/konflikt-vyihod-iz-konflikta-strategii-i-sposobyi-vyihoda-iz-konflikta
Приложение 1
Дорожные знаки для игры «Правила общения»
Предупреждающие знаки
Запрещающие знаки
Предписывающие знаки
Источник