Развитие коммуникативной деятельности ребенка этапы освоения речи

Развитие коммуникативной деятельности ребенка этапы освоения речи thumbnail

Наталья ляцкая
Развитие коммуникативной деятельности в онтогенезе

Развитие коммуникативной деятельности в онтогенезе

Проблема развития речи у детей глубоко изучена и широко представлена в отечественной педагогике и психологии (Л. С. Выготский [1], Н. С. Жукова [2] и другие). Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка, на основе подражания речи окружающих.

В развитии коммуникативной функции общения выделяется ряд этапов (М. И. Лисина [3]):

1 этап. Установление отношений ребенка с взрослым, причем взрослый выступает в данном случае в роли взрослого, как взрослого. Он является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания.

2 этап. На этом этапе взрослый выступает уже не носителем образцов, а равным партнером по совместной деятельности.

3 этап. Между детьми устанавливаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности.

4 этап. На этом этапе ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Данный этап, с одной стороны, позволяет ребенку использовать усвоенный материал не шаблонно, а творчески, способствует развитию позиций субъекта деятельности, помогает увидеть смысл предметов и явлений; с другой стороны, – задавая товарищам нормы и образцы деятельности, демонстрируя способы ее выполнения, ребенок учится контролировать и оценивать других, а затем и себя, что исключительно важно в плане формирования психологической готовности к школьному обучению.

Потребности, мотивы и средства общения образуют устойчивые сочетания – формы общения, которые закономерно сменяются на протяжении детского возраста. Развитие общения ребенка со взрослым М. И. Лисина [4] рассматривала как смену своеобразных форм.

Итак, формой общения называется деятельность общения на определённом этапе ее развития, взятая в целостной совокупности ее свойств.

Форма общения характеризуется следующими параметрами:

1) время ее возникновения в онтогенезе;

2) ее место в системе общей жизнедеятельности;

3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми в данной форме общения;

4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению;

5) основные средства общения.

Процесс становления у детей первой функции речи, т. е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.

Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии). Но, по всей видимости, такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного детства.

Предметом общения, как деятельности, является другой человек, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах) также входит в продукт общения.

Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. И чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослым.

Появление и развитие речи делает возможным следующий этап в развитии общения ребенка со взрослым, который существенно отличается от предыдущих.

Две первые формы общения были ситуативными (ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, потому что основное их содержание непосредственно присутствовало в конкретной ситуации. И хорошее отношение взрослого, выраженное в его улыбке и ласковых жестах (ситуативно-личностное общение, и предметы в руках взрослого, которые можно увидеть, потрогать, рассмотреть (ситуативно-деловое общение, находились рядом с ребенком, перед его глазами. Содержание следующих форм общения уже не ограничивается наглядной ситуацией, а выходит за ее пределы. Предметом общения ребенка со взрослым могут стать такие явления и события, которые нельзя увидеть в конкретной ситуации взаимодействия. Содержанием общения могут стать и собственные переживания, цели и планы, отношения, воспоминания. Очевидно, что появление внеситуативного общения существенно раздвигает горизонты жизненного мира дошкольника.

Внеситуативное общение становится возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью. Ведь речь – это единственное и универсальное средство, позволяющее человеку создать устойчивые образы и представления о предметах, отсутствующих в данный момент перед глазами, и действовать с этими образами и представлениями, которых нет в данной ситуации взаимодействия.

Внеситуативное общение может проходить только в речевой форме. Такое общение предъявляет новые требования к поведению взрослого. Здесь уже недостаточно просто быть внимательным к ребенку и играть с ним в игрушки. Нужно обязательно разговаривать, рассказывать о том, чего сам дошкольник еще не знает, не видел, расширять его представления о мире.

Существуют две формы внеситуативного общения – познавательная и личностная. При нормальном ходе развития внеситуативно-познавательное общение складывается примерно к четырем-пяти годам. Явным свидетельством появления у ребенка такого общения становятся его вопросы, адресованные взрослому. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. В старшем дошкольном возрасте внеситуативно-личностное общение, существующее самостоятельно, не включенное ни в какую другую деятельность. Оно побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе. Старший партнер является для него уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, а конкретной личностью с определенными качествами (семейным положением, возрастом, профессией). Все эти качества очень важны для ребенка. Взрослый для него – это компетентный судья, образец для подражания

В общении детей со сверстниками выделяют также ряд последовательно сменяющих друг друга форм общения (М. И. Лисина [3]):

1. Эмоционально-практическая;

2. Ситуативно-деловая;

3. Внеситуативно-деловая.

Эмоционально-практическая форма общения возникает на третьем году жизни ребенка. От сверстника ребенок ожидает соучастия в своих забавах и самовыражениях. Основные средства общения являются экспрессивно-мимические. Примерно в 4 года возникает вторая форма общения со сверстниками – ситуативно-деловая. Потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т. д. Роль общения со сверстниками у детей старше 4-х лет заметно возрастает среди других видов активности ребенка. Это связано с преобразованием ведущей деятельности дошкольников — сюжетно-ролевой игры. Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей 6-7 лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию. Усложнение игровой деятельности ставит детей перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения – речь.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999.

2. Жукова Н. С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. — М.: Соц. -полит. журн., 1994. — 96 с.

3. Лисина М. И. Потребность в общении//Лисина М. И. Проблемы онтогенеза

4. Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников- Издательство «Феникс» 2004. 224 стр.

Источник

Формирование
языковой компетентности и речевых
навыков в онтогенезе происходит в тесной
зависимости от развития коммуникативной
деятельности, так как и то и другое
является средством реализации этой
деятельности.

Многочисленные
исследования психического развития
младенцев показывают, что коммуникативное
поведение начинает формироваться
примерно с трех месяцев. К моменту
перехода от доречевой фазы развития к
речевой эта форма поведения приобретает
определенный устойчивый поведенческий
сценарий (Лисина М. И., 1985, 1986, Исенина Е.
И., Барановская Т. И., 1999, Пантина Л. С.,
1993, Mussen
P.,
Conger
J.
J.,
Kagan
J.,
Huston
A.
C,
1987, Winnicott
D.
W.,
1998). Основные параметры коммуникативной
деятельности, влияющие на развитие
ФСЯР: коммуникативная потребность,
коммуникативная компетентность и
коммуникативная среда. Как свидетельствуют
многочисленные исследования, младенец
уже в первые месяцы после рождения
является в определенной степени
коммуникативно компетентным и
коммуникативно активным (Брунер Дж.,
1984, Stern D., 1973). Уже в первые месяцы жизни
он достаточно избирательно реагирует
на определенные изменения внешней
среды, используя доступные ему средства.
Такой поведенческий феномен, как
«комплекс оживления», является яркой
иллюстрацией социальной ориентированности
младенца, самоценности для него процесса
общения. На протяжении почти всего
первого года жизни лепетно-мимические
«высказывания» несут преимущественно
эмоциональную информацию об изменении
его самочувствия: голоде, страхе и других
проявлениях комфорта или дискомфорта.
Другой род информации, которую младенец
адресует близким взрослым, — сообщение
об удовлетворенности их реакциями на
его «высказывания» (Исенина Е. И., 1986,
Clark H., Clark Е., 1977, Bruner J., 1984, Butterworth G.,
Harris-M., 2000). В процессе этих ранних форм
общения у ребенка начинают формироваться
элементарные представления о сценариях
коммуникативного поведения и
соответствующие навыки. Подтверждение
этого — феномены реципрокности,
согласованного последовательного
чередования высказываний (Исени¬на Е.
И., 1986, Исенина Е. И., Барановская Т. И.,
1999, Винарская Е. Н., 1987, ЛепскаяН. И., 1997,
Цейтлин С. Н., 2001, Bruner J., 1984, Stern D., 1973).
Другим примером служит феномен
разделенного совместно со взрослым
внимания, являющийся основой «совместной
референции» (Bruner J., 1984). По мнению
последнего, важнейшую роль в формировании
такой совместной деятельности диалога
приобретает совместная игра.

Большое значение
для развития коммуникативного и
эмоционального поведения имеет степень
совпадения экспрессивности младенца
и сенситивности, откликаемости матери
(Исенина Е. И., Попцова Е. В., Коротких Т.
И., 1996, ЛепскаяН. И., 1997, Van derStelt, 1993, Winnicott
D. W., 1998). Высокоэкспрессивный младенец
чувствует себя весьма дискомфортно с
низко сенситивной матерью. Он нуждается
в частых и эмоционально насыщенных
репликах матери в ответ на его
коммуникативные вокознаки и кинезнаки.
Не получая этого, он оказывается в
состоянии эмоциональной депривации,
переживает дефицит материнской любви.
Слабоэкспрессивный младенец с
высокоэкспрессивной матерью испытывает
сенсорную перегрузку, что тоже является
дискомфортным для него. Опыт коммуникации
в системе «мать—дитя» формирует
индивидуальный стиль отношений между
матерью и ребенком, тип привязанности
(Ainsworth M. D., 1979, Crittenden P. M., 1988). Основными
носителями информации в процессе
коммуникации являются интонационно-мелодические
контуры. В совокупности с мимическими
и пантомимическими действиями (мимеознаки
и кинезнаки, по Е. И. Исениной) они являются
на этом этапе основными языковыми
средствами.

К концу первого
полугодия жизни частично созревают
такие мозговые структуры, как полосатое
тело, первичные отделы моторной коры,
обеспечивающие возможность произвольных
движений. Это меняет как двигательное
поведение младенца, так и характер его
вокализаций. Медленные, глобальные
тонические сокращения мышц гортани,
языка и губ дополняются быстрыми,
фазическими сокращениями артикуляционных
мышц. Сочетание обоих видов движений
позволяет осуществить артикуляцию
слогоподобных звукокомплексов. У
младенца появляется лепет: сначала
ранний, спонтанный, а затем — поздний,
подражательный, произвольный по форме
регуляции.

Переход от доречевого
к речевому этапу развития начинается
с формирования когнитивного и
сенсомоторного обеспечения речевых
актов. Благодаря этому ребенок овладевает
конвенциональными формами звуковой
коммуникации с использованием как
супрасегментарных, просодических
(интонационно-мелодических), так и
сегментарных языковых средств. В этот
же период начинают вырабатываться
ранние формы речевого общения. Таким
образом, в это время закладываются
основы нового для ребенка вида деятельности
— коммуникативно-речевой.

Процесс совершения
коммуникативно-речевых актов имеет
сложную структуру. Он включает оценку
коммуникативной ситуации, построение
(или выбор) сценария коммуникативно-речевого
поведения с учетом ситуации, использование
экстравербальных источников информации
(мимическую экспрессию собеседника,
социальную ситуацию общения и др.),
операции доязыкового (уровень
предметно-образных схем по Н. И. Жинкину)
и языкового программирования высказывания,
планирование и реализацию моторной
программы речевых актов (Исенина Е. И.,
1989, Сахарный Л. В., 1989, БазжинаТ. В.,
1992, Лепская
Н.
И.,
1997, Bruner J., 1984, Clark H., Clark E., 1984). Будучи
сложно-организованной и имеющей обширный
комплекс вербальных и экстравербальных
предпосылок и детерминант,
коммуникативно-речевая деятельность
в своем формировании зависит не только
от их зрелости, но и от состояния общей
способности к организации деятельности.
Поэтому основными языковыми средствами
и формальными операциями порождения
речи ребенок овладевает раньше и легче,
чем относительно зрелыми формами
коммуникативно-речевой деятельности.
Практика коррекционной работы у детей
с недоразвитием речи показывает, что
наблюдается значительный разрыв во
времени между овладением навыками,
например, правильного грамматического
оформления высказываний и включением
этих навыков в обиходную речь.

Достаточно данных
свидетельствует о том, что все
вышеперечисленные экстравербальные
компоненты коммуникативно-речевого
поведения влияют не только на содержательную
сторону, прагматику высказываний, но и
на их стилистическое и синтаксическое
оформление. Особенно заметно это
проявляется у детей с интеллектуальным
дефицитом. Даже при отсутствии первичных
нарушений языка и речи у большинства
таких детей доминируют упрощенные
синтаксические конструкции, высказывания
редуцированы, свернуты и стереотипны.

Период, на протяжении
которого формируется речевая деятельность,
достигая зрелой формы, имеет протяженность
приблизительно с 10 месяцев до 14—16 лет.
Половина этого срока уходит на созревание
у ребенка операциональной базы и освоение
им основных языковых средств, а вторая
половина — на развитие деятельностной
стороны речевого акта в ситуациях
решения когнитивных или коммуникативных
задач. Онтогенез коммуникативно-речевой
деятельности можно разделить на несколько
этапов.

I этап — инициальный,
он охватывает период от 10 до 18 месяца
жизни. Его основное содержание —
овладение простейшими навыками речевого
общения с помощью самых элементарных,
неструктурированных форм высказываний
— голофраз.

На II этапе, раннем
(18—30 мес.), ребенок начинает формировать
языковую систему, включая подсистемы
языковых средств, и продолжает
совершенствовать навыки речевого
общения.

III этап — средний
(30 мес. — 6 лет), характеризуется завершением
формирования языковой способности и
достижением достаточно высокого уровня
языковой и коммуникативно-речевой
компетентности, в это время начинается
формирование метаязыковых навыков.

IV этап — поздний
(6-12 лет), его основным содержанием
является совершенствование прагматики
речи в широком диапазоне коммуникативных
и социальных ситуаций, овладение навыками
построения сложноорганизованных связных
текстов, развитие контекстной
монологической речи, освоение письменной
речи. Выделение первых трех этапов
достаточно традиционно (Гвоздев А. Н.,
1948, 1949, 1961, Жукова Н. С, Мастюкова Е. М.,
Филичева Т. Б., 1990, Stern W., 1924, Ingram D., 1991).
Выделение четвертого этапа встречается
редко. Однако именно в этот возрастной
период ребенок осваивает сложные формы
речевой деятельности (контекстную,
монологическую речь), письменную речь
и его вербально-логическое мышление
начинает занимать ведущее место в
интеллектуальных процессах (Эльконин
Д. Б., 1940, Узнадзе Д. Н., 1966, Леонтьев А. А.,
1969, Лисина М. И., 1985, Piaget 1, 1932).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    20.03.20155.5 Mб225Копейчиков — Правознавство, 2006.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

олеся зайцева
Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников

Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников.

Речевое развитие – это индивидуальный психический процесс постепенного освоения родного языка и использования его как средства общения и познания.

Коммуникация – это общение ради передачи определенной информации и понимания ее смысла собеседником.

Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.

К началу дошкольного возраста (3 года):

— ребенок владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами; понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов, игрушек;

— ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

— ребенок проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;

— ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок; стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства.

К завершению дошкольного возраста (7 лет):

— ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; может построить речевые высказывания в различных ситуациях общения; может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности;

— ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

— ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Наша задача, как воспитателей – развитие свободного общения детей.

Общение включает в себя:

1. Коммуникация (обмен информацией):

информационно-коммуникативные умения.

умение услышать и понять обращенную информацию;

умение передать информацию;

умение получать информацию о партнере, поддерживать тему разговора, видеть изменение темы общения;

умение использовать средства вербального и невербального общения для передачи информации.

2. Интеракция (обмен действиями):

регуляционно-коммуникативные умения.

умение согласовывать свои действия с потребностями партнеров по общению;

умение помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;

умение совместно решать бытовые и учебные задачи;

умение регулировать поведение партнера;

умение оценивать результаты совместного общения.

3. Социальная перцепция (восприятие и понимание партнера):

аффективно-коммуникативные умения.

умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению

умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению;

умение оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Этапы развития общения.

Ситуативно-личностное общение (от рождения до 6 месяцев).

Ситуативно-деловое общение (от 6 месяцев до 3 лет).

Внеситуативно-познавательное (от 3 до 5 лет).

Внеситуативно- личностное (от 5 до 7 лет).

Современные технологии развития речи и коммуникативных умений дошкольников.

1. Технологии проектной деятельности.

2. Технологии развития детского речевого творчества.

3. Интерактивные технологии.

4. Технологии коллекционирования.

5. Технологии исследовательской деятельности.

6. Информационно-коммуникативные технологии.

7. Технологии создания портфолио ребенка или группы.

Формы работы по развитию свободного общения детей.

1. НОД (непосредственно-образовательная деятельность):

-образовательные ситуации (игровые обучающие ситуации):

—реально-практические: чтение литературного произведения,

рассматривание картины, иллюстрации; уход за обитателями уголка природы; рассматривание игрушки; организация опыта.

—имитационно-игровые: «накормим куклу Катю»; «у меня зазвонил телефон»; «телепередача»; «интервью»; «помощь идет».

2. Образовательная деятельность в режимных моментах:

-организация индивидуальных и коллективных разговоров с детьми;

-решение бытовых проблемных ситуаций;

-чтение и обсуждение книг социально-нравственного содержания;

-беседы;

-ситуации общения (ситуации-проблемы: «почему так говорят?», «отчего да почему?»; ситуации-оценки: «рукодельница и ленивица», «что такое хорошо, что такое плохо»; ситуации-прогнозы: «если бы, да кабы»; ситуации-описания: «что у тебя, а что у меня»; ситуации-загадки: «шуточные вопросы», «отгадай загадку»)

—планируется воспитателем или возникает спонтанно;

—является формой для упражнения детей в использовании освоенного

речевого содержания;

—возникает в разных видах детской деятельности;

—требует организации развивающей среды.

3. Индивидуальная работа с детьми в условиях развивающей среды:

-реализация индивидуальной образовательной траектории ребенка;

-игры на общение;

-общение в разных видах деятельности (игровой, трудовой, художественной и т. д.)

4. Взаимодействие с родителями в образовательной деятельности.

Организация развивающей среды.

Литературный центр

(условия для литературного развития ребенка)

Задачи: -обогащать литературный опыт детей;

-воспитывать интерес к книге, к слушанию и чтению

художественных произведений;

развивать умение обращаться с книгами;

-воспитывать индивидуальные литературные предпочтения

деятельности;

развитие выразительности речи.

детей;

-воспитывать желание делиться литературным опытом,

развивать речевые умения.

Центр творческой художественно-речевой деятельности

(условия для развития творческих способностей детей, для стимулирования детского сочинительства)

Задачи: —развитие творческих проявлений в речевой деятельности;

развитие разных сторон речи детей;

-стимулирование речевого взаимодействия детей;

развитие умения отражать литературный опыт в

творческой

РЕЧЬ — ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ!

Поэтому, ЦЕЛЬ работы по развитию речи дошкольников – становление коммуникативной компетентности ребенка – способности посредством речи решать игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи.

Задачи развития речи.

1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Связная речь – это умение выражать свои мысли логично и последовательно, понятно для слушателя.

Развитие монологической речи предполагает освоение форм монолога (повествование, описание, рассуждение) и разных видов рассказов (на наглядной основе, словесной основе, по воображению.

Освоение морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам и их согласование между собой).

Освоение способов словообразования (с помощью частей слов, однокоренных и сложносоставных слов).

Освоение синтаксической стороны речи (использование разных типов предложений).

2. Обогащение активного словаря (развитие словаря).

-обогащение и активизация словаря за счет разных частей речи;

-освоение понятийной стороны слова (видовые и родовые понятия);

развитие лексической выразительности за счет освоения эпитета, сравнения, метафоры и образных фразеологических оборотов.

Вся работа с детьми направлена на освоение слов, обозначающих названия предметов, действий на основе целостного восприятия; освоение слов, обозначающих особенности предметов и объектов; освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения; освоение переносных значений известных слов.

3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

развитие восприятия и различения фонологических средств языка;

-воспитание чистого и правильного звукопроизношения;

-воспитание правильного словопроизношения;

-воспитание общеречевых навыков, лежащих в основе развития интонационной культуры речи.

4. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте).

-освоение звукового анализа слов;

-составление предложений;

-обучение процессу чтения;

-подготовка мелкой моторики рук и обучение печатному письму.

Частью НОД (непосредственно-образовательной деятельности) является и воспитание культуры речевого общения.

Виды этикета для дошкольника – это:

-этикет приветствия

-этикет знакомства

-гостевой этикет

-этикет телефонного общения

-этикет убеждения и спора

-этикет общения в сложных жизненных ситуациях.

Требования к современным технологиям развития речи и коммуникативных умений дошкольников.

1. Ориентация не на обучение, а на развитие и воспитание детей.

2. Основное назначение технологии – становление позиции субъекта деятельности.

3. Технология должна содержать здоровьесберегающий характер.

4. Основа технологии – личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком.

5. Соответствие концепции и содержанию образовательной программы.

Источник