Развитие когнитивной сферы у ребенка

Алёна Шаповалова
Когнитивная сфера у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Е. Н. Шаповалова, воспитатель МБДОУ детский сад №37

г. Новочеркасска, слушатель АПиП, ЮФУ

Е. В. Бочарова к. с. н. преподаватель АПиП ЮФУ

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

Современный человек вынужден обрабатывать большой поток информации, в связи с развитием разнообразных форм массовой коммуникации. Объем знаний, необходимых для жизни увеличиваются с каждым днем, поэтому развивать когнитивную сферу необходимо с детства. Развивать внимание, так же важно, как и учить письму, счету, чтению. Развитие когнитивной сферы ребенка в дошкольном возрасте является важнейшей частью его общего психологического развития.

Развитие навыков концентрирования внимания – одна из главных задач в дошкольном возрасте. Более того, ребенок к подготовке к школе должен уметь не отвлекаться при выполнении различных действий, следовать инструкции и контролировать полученный результат. Поэтому очень важно, определить у ребенка требующие коррекции особенности развития внимания, вовремя начать коррекционную работу.

Ребенок в процессе своего развития старается имитировать речь своих близких, усваивая при этом, закономерности языка. На основе этих закономерностей, ребенок начинает строить свою речь. Особенности любого языка требует высокого уровня внимания и мышления, так как в процессе овладения языком необходимо владеть анализом, обобщением и дифференциации. Поэтому, познавательный процесс играет регулятором темпа и развития речи ребенка.

Ж. Пиаже раскрыл когнитивный базис развития речи. По мнению Ж. Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Так как именно мышление помогает развитию языку. Язык, по мнению ученого, лишь частный случай символической функции, которая формируется лишь к определённому периоду развития ребёнка. Однако, с появлением речи, мышление ребенка перестраивается и развивается с огромной силой.

Жизненный опыт во многом определяет постепенный рост состава речи ребенка, усложнением его деятельности и общения со взрослыми. В дошкольном возрасте складываются три функции речи,которые имеют важное значение в формировании интеллекта:

1. Коммуникативная функция. В процессе общения ребенок усваивает новые слова и словосочетания. Развивается интеллект и эмоциональная сфера.

2. Познавательная функция. В процессе игровой деятельности ребенок развивает восприятие и вербальную память.

3. Регулирующая функция. Данная функция позволяет ребенку планировать интеллектуальную деятельность.

Восприятие в дошкольном возрасте становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Речь оказывает влияние на восприятие, ребенок дошкольного возраста активно использует названия свойств, качеств, признаков, состояний различных объектов.

Ребенок, в старшем дошкольном возрасте, осваивает приемы и средства создания различных образов, а память приобретает интеллектуальный характер. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится сознательно управляемым, более того, начинается постепенный переход от наглядно-образного к вербально-логическому мышлению. (Жана Пиаже).[2]

В течение дошкольного возраста речь ребенка качественно видоизменяется. К старшему дошкольному возрасту завершается процесс фонематического развития речи, усваиваются грамматические формы языка и активно увеличивается словарный запас. К шести-семи годам речь ребенка становится средством общения и мышления.

Важным показателем когнитивного развития дошкольника является высокий уровень его самосознания. Самосознание, во всех основных параметрах, формируется к концу шести-семи годам, на основе интенсивного интеллектуального и личностного развития ребёнка в дошкольном детстве. Самосознание считается архиважным когнитивным и личностным новообразованием дошкольного детства. Дошкольник осознаёт свои физические возможности, свои умения и переживания, нравственные качества и некоторые психические процессы. Формирование самосознания ребёнка-дошкольника зависит от интериоризации им общественных норм.

С процессом развития речи происходит скачок в интеллектуальном развитии ребенка с появлением вербального и понятийного мышления. Слово включается в познавательную деятельность и становится орудием мышления.

У детей с трудностями в обучении отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное свободное своеобразие и большая распространённость нарушений речи (Е. В. Мальцева, В. А. Ковшиков и др.). Особенностью клинической составляющей нарушений у большинства таких детей является сложность речевой симптоматики, наличие комплекса речевых расстройств, сочетания различных нарушений речи. [3]

У большинства детей с трудностями в обучении наблюдается недоразвитие импрессивной и экспрессивной речи, несформированность устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отражённой речи.

Импрессивная речь таких детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи дошкольников с нарушениями психического развития свойственны нарушения звукопроизношения, скудный словарный запас, слабая сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, речевая инактивность (Н. Ю. Борякова, Е. В. Мальцева, Е. С. Слепович и др.). Структура речевого нарушения детей с трудностями в обучении является очень вариативной и характеризуется комбинаторностью различных симптомов.

Отмечено также, что для дошкольников с трудностями в обучении интонационная выразительность речи не сформирована. У детей данной нарушены процессы дифференциации различных видов интонации, их имитация, а также самостоятельное воспроизведение. Восклицательная интонация дается сложней всего в дошкольном возрасте. У детей отмечается недоразвитие эмоциональной выразительности, что оказывает определенное влияние на способность выразить свои эмоции через интонационное оформление собственной речи.

В процессе порождения связных речевых высказываний большое значение имеет планирование высказывания. В устной речи это планирование должно совершаться быстро, оно не допускает длительной подготовки, так как большие паузы разрушают целостность текста. У детей с трудностями в обучении имеется отставание в развитии планирующей функции речи. Нарушения речи часто носят системный характер и затрагивают многие стороны речевой деятельности.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что у большинства дошкольников с трудностями в обучении имеется недоразвитие связной речи, которое наблюдается на протяжении всего дошкольного возраста. Только обладая хорошо развитой речью дошкольник может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы и аргументировано излагать свои мысли.

Список литературы:

1. Баскакова И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. – М.: Издательство «Институт практической психологии»,Воронеж: «МОДЭК», 2005. – 64с.

2. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. Под ред. Проф. Т. Б. Филичевой. – М.: «Гном-Пресс»; 2006. – 64с.

3. Ульенкова У. В. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов. // Дефектология. 2006. – №1. – С. 18-24.

Источник

Как происходит когнитивное развитие ребёнка? Почему для корректного и эффективного развития когнитивной сферы детей важны позитивные отношения между ребёнком и его родителями? Какие методы и способы можно применять дома для развития когнитивных процессов вашего ребёнка? Об этом — педагог-психолог Дарья Кацукова, специально для CogniFit («КогниФит»).

Как отношения с родителями влияют на когнитивное развитие ребёнка?

Детско-родительские отношения играют центральную роль в развитии самосознания – через них ребёнок приобретает опыт отношения не только к другим, но и к самому себе. Становление психики детей происходит в семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений. 

Как происходит когнитивное развитие ребёнка? Согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, в первую очередь, с родителем. Родители, передавая ребёнку определённые знания, организуя его жизнь и деятельность, развивают его психику, формируют его способности. Глубокие изменения психики ребёнка-дошкольника происходят не сами по себе, а под определённым влиянием воспитания и обучения. 

В связи с чем особую актуальность приобретают позитивные детско — родительские отношения, нацеленные на  развитие когнитивных способностей и процессов у детей. Позитивные детско-родительские отношения характеризуются высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включённостью детей в обсуждение семейных проблем, учётом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребёнка; ограничением собственной субъективности в видении ребёнка. 

Сегодня социально-экономические преобразования диктуют необходимость для родителей создать комфортные условия воспитания ребёнка в семье, что способствует эффективному  формированию когнитивной сферы ребенка, развивает у него способность эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Родители, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность, развивают определённые психологические черты.

Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Или мозг вашего ребёнка? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Общий когнитивный тест: проверьте основные способности вашего мозга

Как развить когнитивную сферу ребёнка?

Когнитивное развитие ребёнка: как могут помочь родители? Для эффективного развития когнитивной сферы ребёнка в семье можно порекомендовать следующие методы:

1. Создание позитивной атмосферы в семье за счёт использования разнообразных современных технологий обучения.  Среди современных методов и приёмов развития когнитивных процессов у детей родители активно используют последние достижения науки и техники.  Одним из таких новшеств является интерактивный стол, который используется  для развития когнитивных процессов у детей дошкольного возраста.

Интерактивный стол представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью, где под руководством родителей происходит управление с помощью прикосновений рук человека или других предметов. Это первый многофункциональный сенсорный стол, позволяющий эффективно вовлекать детей в процесс обучения. Он был специально разработан для детей дошкольного возраста и даёт им возможность совместно с родителями  выполнять интерактивные задания и участвовать в обучающих и развивающих играх. 

2. Метод аналогий и альтернатив.  Цель этого приёма – развитие творческого мышления у ребенка. Ребёнку дают задание, в ответ на которое он должен придумать все возможные альтернативы его решения. То есть разработать множество возможных идей, которые могут быть реализованы как решения. Например: как добраться до замка принцессы, который стоит на горе? Пешком, прилететь на шаре, прорыть тоннель; придумать решения по аналогии.

То есть, если вы с такой задачей ещё не сталкивались, то можно рассмотреть схожие задачи из опыта, и применить решения, которые к этим задачам применялись. Например, как построить большой песочный замок? Мы помним, что домики из «Лего» строятся постепенно из отдельных деталек. Значит, замок из песка мы можем построить тоже постепенно, а вместо деталек  у нас будут горсти песка в ладошках.

Данный метод развивает способность мыслить масштабно, даёт начальный опыт по выстраиванию логических связей,  развивает нестандартность мышления, способствует развитию памяти и причинно-следственных связей, гибкости ума. Иными словами, вы в игровой форме приучаете ребёнка думать, размышлять, быстро находить целый комплекс решений. Если  заниматься с ребёнком  регулярно, то буквально через 2-3 занятия вы уже заметите, что ребёнок «вошёл во вкус», и у него уже действительно хорошо получается. Желательно, чтобы был график занятий.

3. Метод образно-понятийного мышления. Этот приём развития связан непосредственно с творческим мышлением ребенка. Метод заключается в том, то  сначала необходимо рассказывать ребёнку о свойствах, форме, назначении предмета. Даёте тактильный контакт. Потом через время  спрашиваете, какой это предмет. Приведём пример: показываем лимон. Он кислый, желтый, ароматный, прохладный, продолговатый, с пупырышками с двух сторон. Нужен для лимонада, добавляется в чай, помогает при простуде. Растёт на дереве. Данный метод  способствует развитию  ассоциативной памяти, вырабатывается системное мышление, глубокое запоминание на подсознательном уровне, вырабатывается цельность мысли, единство запоминаемого образа, развивается воображение. 

Когнитивное развитие ребёнка: методы развития когнитивной сферы детей

4. Метод угадывания. Ставится задача, с которой ребёнок раньше не сталкивался. Опыта нет, как и возможности пробовать и выстраивать оптимальное решение. Ситуация неопределенности. Цель приёма – активизировать внутренние резервы, его интуицию. Данный метод  позволяет включать глубинные механизмы психики, развиваться природной интуиции, у ребёнка вырабатывается стрессоустойчивость.

Например, рисунок с тремя дорогами. Одна — тёмная, с летучими мышами. Вторая — зелёная, но с едва заметным болотом и красивыми хищными цветами. Третья – обычная, с птичками. Ребёнку нужно выбрать по заданию: дорогу, которая ведет к колдунье, дорогу в царство Водяного или безопасную дорогу домой.

5. Метод заметок. Приём довольно прост. Вы носите с собой блокнот и ручку. И все интересные мысли вашего ребёнка записываете. 

При этом он знает, что вы записываете именно его идеи и высказывания, что это нужно. Если ребёнок уже умеет писать сам – просто помогите ему, чтобы он это делал регулярно. 

Цель – сформировать особый тип творческого поведения. Данный метод  способствует превращению импульсивного потока мыслей в чёткий поток образов, у ребёнка вырабатывается привычка структурировать свои мысли и деятельность, создается чёткая логическая связь между сознанием, генерирующим идеи, и его физической реализацией, происходит резкий скачок качества и количества творческих мыслей.  Ребенок довольно быстро привыкает, глубже понимает суть вещей  и в дальнейшем сам способен давать оценку своим идеям. 

5. Метод мозгового штурма. Самый «модный» современный приём творческого развития ребенка. Приём хорош тем, что допускает полную свободу мысли. Работает на основе полного запрещения критики. Идеи выражаются свободно, любые, самые фантастические и нелогичные. Цель – полностью раскрепостить мышление от рамок.

Данный метод позволяет родителям  развить высокую умственную активность ребенка, помогает активизировать творческое мышление, ассоциативную память, логику и фантазию. Лучше делать регулярно в группах. Обычно на мозговой штурм выделяется немного времени. Если работа в группе – по две минуты на одно выступление. Когда процесс пошел, – через короткое время происходит «взрыв» — своеобразный пик, когда идеи у участников появляются быстро и в большом количестве.

После мозгового штурма обязательно нужно подвести итоги, выбрать лучшие идеи и похвалить своего ребёнка. Дети обычно испытывают восторг от свободного полёта своих идей, и потом ещё долго переживают повышенные эмоции. Итогом регулярных занятий станет развитое воображение дошкольника, находчивость и способность находить решения даже там, где их, казалось бы, не могло быть.

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.

Персональная когнитивная тренировка мозга от CogniFit («КогниФит»)

Итак,  можно констатировать, что каждый из приемов – особенный. И каждый помогает развиваться.

В заключение хотелось бы отметить, что  позитивный настрой родителей, активное включение их в воспитательный процесс своего ребёнка способствует превращению спонтанной и непосредственной активности ребёнка в эффективное развитие когнитивных процессов, самостоятельности, инициативы, творчества и способности найти новые творческие решения.

Источники

  • Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 2017. 60 с.
  • Гарбузов, В.И. Воспитания ребенка в семье. Совет психотерапевта [Текст] / В.И. Гарбузов – М.: КАРО, 2015. – 296с. 
  • Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] – М.: Издательство института психотерапии, 2013 – 279с. 
  • Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен [Текст] – М.:МПСИ, 2016 – 496с. 
  • 5. Харитонова, Т.И. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии [Электронный ресурс] // Психология и педагогика. Методика и проблемы практического применения. – 2016. – 54 с.
  • 6. Харламова, Т.М. Родители и дети: психология и взаимоотношения [Монография] /Л.М. Баландина, Д.М. Корниенко — Перм. гос. гуманит. ун-т — Пермь 2017. -24 с. 

Источник

Юлия Волковая
Консультация для воспитателей «Развитие когнитивной сферы дошкольников средствами нетрадиционного рисования»

Развитие когнитивной сферы дошкольников средствами нетрадиционного рисования

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В. А. Сухомлинский.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время именно в системе детского сада существуют оптимальные условия для стимулирования развития мышления детей. Это позволяет улучшить процесс подготовки ребенка к школьному обучению. Возникновение и развитие мышления — социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы мышления. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов. Под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой. Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве. В дошкольном возрасте мышление ребёнка поднимается на новую, более высокую ступень развития. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. Для этого в дошкольных учреждениях используют нетрадиционные приемы рисования.

Характеристика когнетивной сферы дошкольников.

Когнетивная сфера – это развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, воображение и мышление.

Действия восприятия формируются в связи с овладением теми видами деятельности, которые требуют выявления и учета свойств предметов и явлений. Для развития зрительного восприятия формы, величины, цвета особое значение имеют продуктивные виды деятельности.

Дошкольное детство – возраст преобладания непроизвольного внимания и памяти. Ребенок внимателен к тому, что представляет для него интерес, возбуждает эмоции, и запоминает то, что привлекает его внимание и «запоминается само». Значительно легче запоминаются наглядные образы.

Совершенствование всех видов познавательных действий опирается на развитие речи ребенка. Слово фиксирует усваиваемые детьми сенсорные эталоны, включается в процессы мышления. Речь направляет работу воображения, внимания и памяти. Через речь ребенку передается опыт психической деятельности человечества.

В тесной связи с совершенствованием восприятия развивается мышление ребенка. У дошкольника оно начинает предварять практическое действие. Это происходит благодаря тому, что ребенок научается переносить способ действия, сложившийся в прошлом опыте, на другую ситуацию, не тождественную первой.

Мыслительные операции:

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам.

Классификация – это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков.

Анализ— расчленение в плане представлений или материального моделирования предмета или явления на составные части.

Воображение – это процесс порождения образов в отсутствии реальной стимуляции органов чувств со стороны объективно существующих явлений и предметов. Воображение находится в тесной связи со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью. Воображение, как и другие познавательные процессы, нуждается в развитии. Оно возникает и развивается в процессе основных видов деятельности игры, труда, учения, общения, в том числе через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительному искусству.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие».

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. В начале, это непосредственное знакомство со свойствами материалов, познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок начинает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалам будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, т. е. видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму и цвет. В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах.

Для умственного развития детей и роста их познавательной активности большое значение имеет постепенно расширяющийся запас на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Занимаясь рисованием, дети усваивают опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть ножницы). Также дети знакомятся с различными свойствами воды, рисование по- сырому, рисование в технике набрызга).

Комментированное рисование как средство развития когнетивной сферы.

Развитие способностей детей к созданию изображения, формирование их изобразительно – игровых и технологических умений, навыков всё это происходит на фоне комментированного рисования. Поэтому в своей работе с детьми я использую именно этот приём, разработанный О. П. Гаврилушкиной

Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но учитывая скачок умственного развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей детей. Как отмечает Г. Н. Давыдова изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.

Материалов, которым можно наносить изображение богат. А это значит, что мы заставляем детей классифицировать, анализировать материал для рисования.Также основная цель таких занятий: развитие способности смотреть на мир и видеть его глазами художника-фантазера, приобщение к произведениям искусства, воспитание нравственного отношения к миру и к себе через мышление, воображение и восприятие. При использовании нетрадиционных приемов рисования на занятиях по изобразительной деятельности у детей происходит развитие творческого, образного мышления, фантазии, наблюдения. Следовательно, эти виды деятельности развивают зрительную, зрительно моторную память, образование ясных зрительных представлений. Наличие такого вида представлений дает пищу для работы мышления, воображения, способствует созданию ребенком выразительного художественного образа, положительно влияют на эмоциональное.

Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, функции, которых способствуют развитию абстрактно – логической памяти, мышления, обогащают жизненный опыт детей. Благодаря этой взаимосвязи,мышление совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной деятельности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения в реально – существующие результаты творчества, которые воздействуют на ребенка. Поэтому я использую в своей работе нетрадиционные методы и приемы рисования, которые стимулируют развитие мышления, помогают раскрыться ребенку. Технология их выполнения интересна и доступна, позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию моторики руки и координации движения, способствует развитию речи и помогает подготовить руку к письму.

Приёмы комментированного рисования.

Самый простой вариант использования: я рисую и комментирую свои действия, при этом ребёнок выступает в роли того, кто угадывает содержание рисунка, восстанавливая его детали вместе с деталями рассказа, постепенно вовлекаясь в процесс рисования и меняясь ролями со взрослым.

Более сложный вариант в условиях работы с группой детей. Использую, как совокупность игровых педагогических ситуаций. Я на глазах у детей зарисовываю на доске или мольберте ситуации, отражающие бытовой, познавательный и эмоциональный опыт детей (дети становятся объектами изображения, и комментирую их.Например: «Я хочу нарисовать картину о красоте природы летом. Я буду рисовать быстро, как будто рассказывать красками, а вы мне будете по – настоящему рассказывать о признаках лета, ваших эмоциях, Я дополняю ответы, делаю их грамматически правильно оформленными, логически законченными предложениями.

Продолжительность такого комментированного рисования занимает не более 10 минут даже в старших группах. Можно нарисовать наблюдения детей на прогулке, также рассказывая красками. Потом можно перейти к рассказыванию по картине.

Следующий прием — рисование в парах. .Рисование в парах.Есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы В конце работы предлагаю рассказать о том, что у них получилось.

• Расскажи, что у вас получилось?

• Расскажи, что вы делали сначала, а что – потом?

• Расскажи, о чём рассказывает ваш рисунок? Что здесь происходит?

• У вас получилось это изобразить? Почему вы так думаете?

«Оживление картины» — распределяются роли персонажей, изображенных на рисунке, затем используя приемы словесного рисования передают ее содержание и особенности композиции. Прием направлен на развитие анализирующего восприятия и мышления, зрительно – двигательной координации в условиях коллективной работы.

«Дополнение изображения, созданного взрослым»воспитатель

демонстрирует незаконченный рисунок или на глазах у детей создаёт его.

Предлагает детям дополнить изображение до целого. Затем либо дополняет

изображение, действуя рукой ребёнка, либо предлагает действовать ему

самостоятельно. (техника – кляксография)

Источник