Развитие как процесс усвоения ребенком общественно исторического опыта

Развитие как процесс усвоения ребенком общественно исторического опыта thumbnail

В отечественной психологии психическое развитие рассматривается как усвоение общественно-исторического опыта (А.Н.Леонтьев), в процессе чего происходит очеловечивание психики ребенка. У животных существуют механизмы поведения двух типов. Во-первых, врожденные, наследственные механизмы, в которых зафиксировано само поведение, сам врожденный, видовой опыт. Во-вторых, механизмы приобретенного поведения, в которых зафиксированы способности к приобретению индивидуального опыта.

У человека есть особый опыт, которого нет у животных, — это опыт общественно- исторический, который определяет в значительной мере развитие ребенка. Дети рождаются разными по индивидуальным особенностям в строении и функционировании организма и отдельных его систем. Для полноценного психического развития необходима нормальная работа коры головного мозга и высшей нервной деятельности. В случае недоразвития или мозговой травмы нарушается нормальный ход психического развития.

Но биологический фактор, включающий наследственные и врожденные особенности, составляет лишь предпосылку для психического развития. Врожденные особенности ребенок приобретает в процессе своей внутриутробной жизни. Изменения в функциональном и даже анатомическом строении зародыша могут быть вызваны характером питания матери, режимом ее труда и отдыха, заболеваниями, нервными потрясениями и пр.

Наследственные особенности передаются в виде определенной физико-биологической организации. Так, к ним относятся тип нервной системы, задатки будущих способностей, особенности строения анализаторов и отдельных участков коры головного мозга. Как наследственные, так и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Психическое развитие зависит во многом от того, в какую систему взаимоотношений будет включена та или иная унаследованная особенность, как будут к ней относиться воспитывающие его взрослые и сам ребенок.

Главную, определяющую роль в психическом развитии ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Его он не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребенка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному.

Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. А биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно, преломляясь через особенности социальных условий жизни. При таком понимании развития складывается и иное понимание социальной среды. Она выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное, например некоторые асоциальные формы поведения. Причем социальная среда не складывается только из непосредственного окружения ребенка. Она представляет собой взаимосвязь трех компонентов. Макросреду составляет общество, как определенную социально-экономическую, социально-политическую и идеологическую систему. В ее рамках протекает вся жизнедеятельность личности. Мезосреда включает национально-культурные и социально-демографические особенности региона, в котором проживает ребенок.

Микросреда — это непосредственная среда его жизнедеятельности (семья, соседи, группы сверстников, культурные, воспитательно-образовательные учреждения, которые он посещает). Причем в разные периоды детства каждый из компонентов социальной среды неодинаково влияет на психическое развитие.

Условиями усвоения социального опыта выступают активная деятельность ребенка и его общение со взрослым.

Благодаря деятельности ребенка процесс воздействия на него социальной среды превращается в сложное двустороннее взаимодействие. Не только окружающее воздействует на ребенка, но и он преобразует мир, проявляя творчество. Предметы, находящиеся вокруг ребенка, способствуют формированию его представлений (ручкой можно писать, иголкой шить, на пианино играть). Результатом освоения опыта выступает овладение этими предметами, а значит, формирование человеческих способностей и функций (письмо, шитье, музицирование).

В самих предметах зафиксирован способ их употребления, который ребенок самостоятельно открыть не может. Ведь функции вещей не даны непосредственно, как некоторые физические свойства: цвет, форма и пр. Назначением предмета владеет взрослый, и только он может научить малыша его использованию. Ребенок и взрослый не противостоят друг другу. Ребенок является изначально социальным существом, поскольку с первых дней рождения попадает в социальную среду. Взрослый, обеспечивая его жизнь и деятельность, использует при этом общественно выработанные предметы. Он выступает как посредник между ребенком и миром предметов, как носитель способов их употребления, направляя процесс освоения предметной деятельности.

При этом деятельность ребенка становится адекватной назначению предмета. Взрослый организует и направляет деятельность ребенка в соответствующие формы, с помощью которых он усваивает общественно-исторический опыт. С помощью предметной, бытовой, игровой, трудовой, продуктивной деятельности ребенок посредством общения со взрослым осваивает разные сферы деятельности. Происходит становление двух ее важнейших компонентов — мотивационно-целевого («Ради чего, зачем осуществлять действия?») и операционно-технического («Как делать, с помощью каких средств, способов?»).

Носителем обоих компонентов выступает взрослый. В процессе психического развития происходит овладение ребенком той или иной стороной деятельности (Д.Б.Эльконин).

Так, в младенчестве ребенок осваивает мотивационную сторону деятельности взрослого, в раннем возрасте способы действия с предметами, а в дошкольном вновь начинает получать ориентацию в более широкой сфере жизни и деятельности взрослых.

Главным механизмом психического развития человека является механизм усвоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности. Освоенные во внешней форме протекания, процессы преобразуются во внутренние, умственные (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. В. Гальперин и др.).

Общество специально организует процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта, контролирует его ход, создавая специальные воспитательно-образовательные учреждения: детские сады, школы, вузы и пр.

Обучение — это процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков. Подчеркнем, что обучаться ребенок начинает с момента рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Детская деятельность бывает различной в зависимости от обстоятельств, применяемых педагогических воздействий и возраста, но во всех случаях имеет место обучение в широком смысле слова (А.В.Запорожец). Если же взрослый ставит перед собой сознательную цель научить ребенка чему-либо, отбирает для этого методы и приемы, то обучение приобретает организованный, систематический и целенаправленный характер. При соответствующем обучении меняется характер отдельных психических процессов или функций, разрешаются одни противоречия и создаются новые.

Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, то есть формирование всех сторон личности.

Так же как и обучение, воспитание начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Воспитывают ребенка образ жизни родителей, их внешний вид, привычки, а не только специально составленные беседы и упражнения. Поэтому огромное значение имеет каждый момент общения со старшими, каждый, пусть даже самый незначительный, с точки зрения взрослого, элемент их взаимодействия.

В то же время, хотя психическое развитие определяется условиями жизни и воспитания, оно, как уже отмечалось, имеет свою собственную внутреннюю логику. Ребенок не подвергается механически любым внешним воздействиям, они усваиваются избирательно, преломляясь через уже сложившиеся формы мышления, в связи с преобладающими в данном возрасте интересами и потребностями. То есть всякое внешнее воздействие всегда действует через внутренние психические условия (С. Л. Рубинштейн).

Особенностями психического развития определяются условия для оптимальных сроков обучения, усвоения определенных знаний, формирования тех или иных личностных качеств.

Поэтому содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка. Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как звенья единого процесса. С.Л.Рубинштейн писал: «Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается, т. е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество; ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т. е. самое созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается».

Источник: 

Урунтаева Г.А., Детская психология

Источник

В процессе усвоения общественно-исторического опыта происходит психическое развитие ребенка, в результате чего очеловечивается его психика. Поведение животных, как известно, базируется на наследственных механизмах, в которых зафиксировано врожденный видовой опыт, а также на механизмах приобретенной поведения, в которых зафиксировано способности к приобретению индивидуального опыта.

Психическое развитие в значительной степени зависит от условий жизни и воспитания, одновременно он имеет свою внутреннюю логику.

Психическое развитие — становление ребенка как субъекта жизнедеятельности, социального существа, способного бережно относиться к природе, людям, которые ее окружают, к себе, предметного мира, произведений искусства.

Человек имеет особый (общественно-исторический) опыт, которого лишены животные, в значительной мере определяет развитие ребенка. Основную роль в нем играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Ребенок его наследует, а присваивает. его психическое развитие разворачивается по образцу, который существует в обществе, обусловлен характерным для данного уровня развития общества формой деятельности. Поэтому в разные исторические эпохи дети развиваются по-разному. Это означает, что формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально, биологический фактор влияет на развитие опосредованно, меняясь через особенности социальных условий жизни.

Условиями усвоения социального опыта является активная деятельность ребенка и характер его общения со взрослыми. Благодаря деятельности ребенка процесс воздействия на нее социальной среды превращается в сложную обоюдную взаимодействие: не только окружение влияет на ребенка, но и она превращает мир, проявляя элементы творчества. Предметы, которые находятся вокруг ребенка, способствуют формированию его представлений (ручкой можно писать, иглой шить, на пианино играть). Результатом усвоения опыта является овладение этими предметами, то есть формирование человеческих способностей и функций (письмо, шитье, игра на музыкальном инструменте).

В предметах зафиксирован способ их использования, который ребенок самостоятельно открыть не может, ведь функции вещей не данные непосредственно, как некоторые физические свойства (цвет, форма и т.п.). Знанием о назначении предмета обладает взрослый, и только он может научить малыша использовать этот предмет. Взрослый и ребенок не противоречат друг другу. Младенец является социальным существом, поскольку с первых дней жизни попадает в социальную среду. Взрослый, обеспечивая его жизнь и деятельность, используя при этом общественно выработанные предметы. Он выступает в качестве посредника между ребенком и миром предметов, носитель способов их использования, направляет процесс усвоения им предметной деятельности. При этом деятельность ребенка становится адекватной назначению предмета. С помощью предметной, бытовой, игровой, трудовой, продуктивной деятельности, через общение со взрослыми ребенок усваивает особенности различных сфер человеческой деятельности, общественно-исторический опыт. Благодаря этому происходит становление двух ЕЕ важнейших компонентов — мотивационно-целевого (для чего, почему выполнять действие?) И операционно-технического (как сделать, с помощью каких средств, способов?). Носителем обоих компонентов является взрослый.

В процессе психического развития происходит овладение ребенком той или иной стороной деятельности (Д. Эльконин): в младенческом возрасте он усваивает мотивационную сторону деятельности взрослого, в раннем возрасте — способы действия с предметами, в дошкольном — приобретает способность глубже ориентироваться во всех сферах жизни и деятельности взрослых.

Итак, основным в психическом развитии человека является механизм усвоения социальных видов и форм деятельности, которые сложились исторически. Эти процессы, усвоенные во внешней форме, превращаются во внутренние, умственные (Л. Выготский, А. Леонтьев, П. Гальперин и др.).

Источник

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • • что такое общественно-исторический опыт;
  • • условия присвоения общественно-исторического опыта;

уметь

• определять особенности высших психических функций;

владеть

навыками анализа целостного характера работы психики человека.

Даже в наше время, когда мы уже достаточно далеко ушли от обезьян, стать человеком представляет известную трудность.

Ф. Кривин

Становление человека как социального существа

В этой главе мы продолжим разговор о социальной сущности человека и кратко рассмотрим становление человека как социального существа. Если мы принимаем положение, что человек есть существо социальное, то должны ответить на следующие вопросы.

  • • Как происходит процесс становления субъекта социальных соотношений?
  • • Откуда берется в человеке социальное, если в генотипе этого нет?
  • • Откуда берутся человеческие виды деятельности и соответствующие им мозговые механизмы управления, если в генотипе они не прописаны?

Если мы признаем, что человек как социальное существо рождается в обществе, то тогда он есть продукт истории развития человечества, и мы должны объяснить, как история человечества «входит» в отдельного человека.

В поисках ответа на упомянутые выше вопросы мы должны задуматься над следующим.

  • • Что позволяет человеку как одному из животных видов становиться социальным существом?
  • • Что в жизни человечества дает возможность, а что служит причиной становления ребенка как члена общества, приобретшего новые потребности, новые качества и новые виды деятельности?

Мы можем дать только принципиальное решение этих проблем, более подробно эти вопросы изучаются в курсах возрастной и социальной психологии.

Понятие «общественно-исторический опыт»

Одной из важнейших особенностей жизни человечества является формирование общественно-исторического опыта достижений человечества. Мы упоминали о том, что у животных можно выделить три вида опыта, которые есть и у человека (табл. 8.1).

Таблица 8.1

Различные виды опыта у животных и человека

Вид опыта

Наличие опыта

у животных

у человека

1. Генетический, передается по наследству

+

+

2. Личный, индивидуальный, как правило, исчезает вместе со смертью носителя

+

+

3. Сообщества, передается через обучение

+

+

4. Общественно-исторический

+

У человека формируется новый вид опыта, куда входят все достижения человечества (знания и умения). Это становится возможным благодаря внешней форме хранения опыта. Если генетический опыт хранится в генах организма, личный опыт – в памяти индивида и его поведении, опыт сообществ – в заимствованном от других поведении его членов, то опыт людей начинает храниться в орудиях и предметах человеческой деятельности, а затем в языке. Такой способ позволяет ничему не пропадать и накапливаться во времени, посему этот опыт и получил название общественный (достижения нс индивидуальные, не сообщества, а всего человечества) и исторический (прирост опыта в истории человечества). Схематично это показано на рис. 8.1.

Схема накопления общественно-исторического опыта

Рис. 8.1. Схема накопления общественно-исторического опыта

Хранение опыта независимо от памяти его создателя позволяет каждому человеку, живущему в любую историческую эпоху, пользоваться огромным объемом опыта, накопленного человечеством до него.

Условия присвоения общественно-исторического опыта

Общественно-исторический опыт, как и само общество с его институтами и производством (трудовая деятельность), является для ребенка внешним условием сто жизни. Но эти условия чувственно ему не даны, а потому ребенку нужен проводник в мире опыта. Вот почему лишенный контактов с другими людьми, ребенок не развивается как общественное существо. Подчеркнем еще раз – для присвоения богатства общественно-исторического опыта ребенок должен общаться с взрослыми. В норме первым таким взрослым является мать ребенка.

Но мы помним, что развитие психики невозможно без активности самого субъекта, в данном случае ребенка. Поэтому вторым условием для присвоения общественно-исторического опыта является собственная, адекватная присваиваемому содержанию активность ребенка. Именно эти два условия выделяет А. Н. Леонтьев как необходимые для успешного освоения общественно-исторического опыта, которое он рассматривает как процесс становления человека членом общества, освоившим способы употребления человеческих предметов и нормы и правила отношений с другими людьми.

Ребенок, входя в мир человеческой культуры, должен, прежде всего, освоить значение предметов и употреблять их по принятому в обществе назначению. Другими словами, он должен научиться воспринимать не объекты его поля действий, а предметы человеческой культуры.

Незнание этих значений позволяет использовать предметы человеческой культуры лишь как объекты с определенными физическими свойствами (вспомним, как использовал королевскую печать Том из романа М. Твена «Принц и нищий»).

Еще более показательным является описанное свидетелями использование пожилой женщиной немецкой противотанковой гранаты как колотушки для забивания деревянного колышка в землю.

Мы отмечали, что значение предмета есть знание о нем, результат действия человека по изготовлению и использованию предмета. Раскрытие этого значения для ребенка может произойти, если он овладеет принятыми в обществе способами использования этого предмета. Но ребенку от рождения дана лишь способность подражать действиям окружающих и исследовательская потребность. Сочетание этих возможностей позволяет ему пытаться, например, использовать ложку при еде, как это делают взрослые, или карандаш для письма.

Но первая же попытка показывает ребенку, что одного желания делать так, как взрослые, мало: нужно уметь делать это, а значит, как сказали бы ученые, надо иметь соответствующие мозговые механизмы и умения (мозга и руки) делать то, что делают взрослые. При совершении генетически заданного движения (двигательного поведения) исследовательская активность адаптировала бы движение к физическим условиям поля действия, но здесь это невозможно, потому что человеческое поле действия с его социальными и предметными требованиями пока закрыто для ребенка, и открыть его может только взрослый.

Мы привычно и правильно понимаем общение, прежде всего, как речь, как обмен информацией. Но существует еще один вид общения – как совместно-разделенное действие взрослого и ребенка, где взрослый осуществляет и управление, и ориентировку действия, а за ребенком остается только инициатива действия. Постепенно в таких действиях взрослый передает функцию управления и ориентировки ребенку, оставляя за собой контроль за исполнением действия и поправки при ошибках. При этом взрослый постоянно рассказывает, как надо выполнять действие, и сопровождает управление словесными приказами. Освоение ребенком действия означает, что он с помощью взрослого должен построить у себя систему ориентировки и управления новым действием. Это построение у себя новой функциональной системы и есть процесс присвоения ребенком общественно-исторического опыта.

Понимание интериоризации

Участие взрослого в этом процессе позволило Л. С. Выготскому попять интериоризацию как перенос отношений «взрослый – ребенок» во внутренний план сознания ребенка. Еще раз подчеркнем, что реально этот перенос означает создание ребенком у себя с помощью взрослого новых функциональных систем, способных выполнять человеческие действия с предметами культуры. Эта линия развития ребенка по освоению способов действий человека и способов ориентировки в сфере исполнения человеческих действий обеспечивает его интеллектуальное развитие, развитие его познавательных процессов с формированием того, что Л. С. Выготский назвал высшими психическими функциями (ВПФ).

Другая линия присвоения общественно-исторического опыта связана с освоением способов отношений между людьми и формированием у ребенка таких свойств или качеств, которые делают его личностью. Она начинается в более позднем возрасте и представляет собой формирование умений ориентироваться и регулировать свое поведение на основе социальных правил и моральных норм (требований), которые ребенок постигает тоже с помощью взрослых. Взрослые вначале дают оценки поведения самого ребенка и других людей, обучают правилам поведения, учат ребенка учитывать прямые и косвенные, ближние и отдаленные последствия своих действий для себя и других людей. Своим поведением значимые для ребенка взрослые (родители и ближайшие родственники) открывают ребенку нравственный смысл его действий и действий других людей. В этом процессе общение ребенка и взрослого представлено в при мерах поведения взрослых и оценках поведения ребенка со стороны вначале родителей, бабушек и дедушек, а затем – всего общества.

В этом же дошкольном возрасте ребенок усваивает способы произвольной регуляции своих действий и эмоций, учится подчиняться приказам и требованиям других людей. Эти воспитывающие воздействия взрослых имеют успех только тогда, когда сам ребенок действует в мире так, что вынужден учитывать, а затем и считаться с этими социальными требованиями. Напомним, что действие и деятельность в целом всегда имеют три результата:

  • 1) продукт действия (цель);
  • 2) образ ситуации и действия как итог ориентировки в поле действия;
  • 3) последствия для себя и других (рис. 8.2).

Намеренные и не планируемые результаты действия

Рис. 8.2. Намеренные и не планируемые результаты действия

Изготовление продукта развивает конструктивные способности ребенка; формирование ориентировки ведет к развитию высших психических функций и интеллекта в целом; учет последствий поведения намечает линию личностного развития. Эта третья линия развития в определенном возрасте вначале формируется в сюжетных ролевых играх детей. В таких играх может быть много условностей, но должны сохраняться как в реальной жизни функции предметов и персонажей игры и отношения между людьми. Игра и есть та собственная активность ребенка, в которой открываются и закрепляются правила отношений людей.

Мы кратко рассмотрели лишь начальные этапы присвоения общественно-исторического опыта. В истории человечества этот процесс развивался, и мы сегодня знаем, что основным способом развития ребенка стал процесс направленного обучения и воспитания. Если в истории человечества это достигалось вначале непосредственно в трудовой деятельности и жизни вместе с взрослыми, то затем появились школа, профессиональное обучение, в том числе высшее, а сейчас – это непрерывное образование, чтобы успеть за темпами обновления техники.

Источник