Развитие качеств личности ребенка в старшем дошкольном возрасте

Развитие качеств личности ребенка в старшем дошкольном возрасте thumbnail

Доклад на родительское собрание «Развитие личности 5-6 летнего ребенка»

Педагог-психолог Благих А.В.

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. «А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй». У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. В   играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей, воспитателей,  выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».  Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребёнка.

       Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.  Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в гpyппах старших дошкольников. Интерес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное — связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового.

     К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

     Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.        

     Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

      Ha фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

      Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

     Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

Вам как его родителям важно:

 ♣ С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его маги- ческого мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

♣ Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению

♣ Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать. — Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками. Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

♣ Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их.

♣ Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность

Источник

В дошкольном периоде появляется личностная форма поведения, связанная не только с выделением собственного «я», но и с принципиально новым типом отношений ребенка к окружающему миру. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствует о преимущественной ориентации его на социальное окружение. Тем самым создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых ценностей и нравственных критериев.

Ценностные ориентации формируются в общении со взрослыми, в процессе усвоения ребенком норм и правил поведения. В то же время происходит накопление практического опыта непосредственного взаимодействия с социальным окружением. Превращение социальных ценностей в значимые для самого ребенка осуществляется в дошкольном возрасте посредством преобразования эмоциональной сферы, которая начинает связываться с правилами поведения и взаимоотношений людей. В результате к концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционально непосредственных к опосредованным нравственным критериям и отношениям.

П.М. Якобсон показывает, что у старшего дошкольника нравственные оценки действий и поступков превращаются из требований извне в собственные оценки и включаются в комплекс переживаемых им отношений к тем или другим действиям и поступкам. Усвоение нравственных ценностей представляет собой процесс образования в сознании ребенка их структуры, включающей следующие три элемента в их взаимосвязи: все более глубокое понимание нравственного смысла поступков, их оценочную сторону и эмоциональное к ним отношение. Примером такого усвоения нравственных ценностей в возрастном плане на протяжении дошкольного возраста являются опыты А.Е. Козыревой, описанные А.А. Люблинской. Проведенные эксперименты отчетливо показали, что в дошкольном возрасте осуществляется переход от непосредственного эмоционального отношения к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок поведения в различных ситуациях и которые начинают регулировать и подчинять себе саму эмоциональную сферу.

Формирование нравственных понятий в дошкольном возрасте происходит различными путями. При характеристике моральных категорий (доброта, смелость, справедливость) дети или называли конкретные случаи поведения, или давали общий смысл понятия. Причем ответы в общей форме встречались не только у старших, но и у младших дошкольников. Ответы в общей форме у детей 4 лет составляли 32 %, а в 7 лет — 54 %. Неправильные ответы дети 4 лет давали в 23 % случаев, а у детей 7 лет они составляли только 7 %. Эти данные свидетельствуют о том, что процесс усвоения нравственных понятий осуществляется в дошкольном возрасте не только от частного, конкретного к более общему пониманию морального содержания ситуаций. В общении со взрослым ребенок усваивает моральные понятия вначале в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что, несомненно, ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Усвоение нравственных понятий и представлений в их первичной форме создает возможность более глубокого проникновения в мир взрослых и способствует переходу ребенка на новый уровень развития. Его поступки, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками носят уже не непосредственно эмоциональный характер, а начинают опосредоваться и регулироваться моральными нормами.

Старший дошкольник 6-7 лет способен сам применять нравственные оценки и пользоваться общими критериями «хорошо — плохо», по которым он осуществляет размежевание социально полезных и отрицательных поступков других людей и своих собственных.

Ориентация ребенка на выполнение положительно оцениваемых поступков, выступая в качестве регулятора его поведения, тем самым служит основой для формирования у него разнообразных личностных свойств. При этом важны социально значимые эталоны поведения, которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребенка люди. Особое значение в качестве эталона поведения для дошкольника имеют персонажи сказок, где в конкретной, образной, доступной ему форме акцентируются положительные и отрицательные черты характера, что облегчает первоначальную ориентацию ребенка в сложной структуре личности человека.

Личность складывается в процессе реального взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения им норм и нравственных критериев, регулирующих его поведение. Различные индивидные, физические, темпераментные особенности как базовые в формировании личности проявляются и фиксируются ребенком в процессе непосредственного взаимодействия в группе, развитие же нравственных качеств опосредовано общением со взрослыми, усвоением нравственных знаний.

Физические возможности человека определяются более точно, чем моральные качества. В оценке последних ребенок 5-7 лет часто применяет понятие неадекватно и в очень общей форме. Личностные эффекты формируются в результате сложного взаимоотношения двух разных линий:

реального поведения, поступков ребенка и усвоения им правил нравственных критериев поведения.

Свойства личности и индивида, несмотря на их разное происхождение, санкционируются обществом, приобретая тем самым социальную ценность. Это способствует отбору и ускоренному развитию социально значимых свойств.

Итак, образование личности посредством нравственных критериев и оценок управляется взрослыми, которые способствуют отбору и тренировке социально значимых свойств. Самостоятельность ребенка начинает проявляться в том случае, когда он применяет к себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует свое поведение. Это означает, что в этом возрасте складывается такая сложная форма личности, как самосознание.

Б.Г. Ананьев выделял в генезе самосознания формирование самооценки, которое связано с развитием оценочных отношений в семейной и коллективной жизни ребенка. Относительная адекватность оценочных суждений ребенка определяется постоянной оценочной деятельностью воспитателей, формированием ими оценочных отношений в группе в связи с выполнением правил поведения, в различных видах деятельности (занятия, игры, дежурство).

О сложном характере формирования самооценок детей говорят факты, полученные в исследовании М. М. Абрелевой. Влияние оценок родителей на самооценку старшего дошкольника опосредуется характером взаимоотношений в семье. Происходит интериоризация оценок того родителя, который для ребенка представляется безусловно значимым лицом, носителем эталонных оценок. Селективность интериоризации обусловливается, с одной стороны, стилем воспитания родителей, а с другой, социальной перцепцией и пониманием детьми компетентности матери и отца, потребностью ребенка в самоуважении. Следует подчеркнуть широкий диапазон факторов, приводящих к образованию личностных свойств. Они складываются в общении со взрослыми и детьми, в разнообразных формах познания и в различных видах деятельности – в игре, на занятиях и т.д. Конвергенция, взаимодействие разных путей и детерминант развития ребенка в дошкольном возрасте и приводит к возникновению многообразных, сложных, социальных по своей сущности личностных свойств.

В дошкольном возрасте личностные свойства ребенка начинают выступать в качестве существенных факторов, регулирующих взаимоотношения его с другими детьми и взрослыми и влияющих на ускорение дальнейшего хода социального и культурного развития. В силу глубоких преобразований, которые происходят в 3-7 лет по мере включения ребенка в социальное окружение, этот возраст можно рассматривать как начальный период образования личности, когда впервые создается набор основных свойств, определяющих статус ребенка в группе.

Дошкольный период является начальным этапом формирования субъекта деятельности. В процессе общения, познания и практической деятельности складываются его основные компоненты, имеющие как общие, так и специфические черты. Переход к дошкольному периоду знаменуется тем, что ребенка перестают удовлетворять простые манипулятивные действия, которыми он овладевал в предыдущие годы.

Развитие одного из основных компонентов субъекта деятельности – целеполагания, происходит именно в дошкольном возрасте. До этого маленький ребенок еще не может предвидеть результата своих действий, представить цель и действовать в соответствии с нею, хотя уже в младенческий период начинают складываться зачатки преднамеренных действий. Лишь после того, как в результате определенных действий у ребенка получается, например, какая-либо постройка из кубиков, он может назвать то, что у него вышло.

Тесное взаимодействие складывающихся сложных новообразований, таких как личностные характеристики и свойства субъекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации индивида и прежде всего его психофизиологического уровня, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни.

Источник

На
протяжении дошкольного возраста
происходит быстрое развитие не только
психических процессов, но и свойств
личности ребенка. В дошкольном возрасте
начинает реально складываться в основных
чертах его личность, формируется новый
тип поведения. Если в раннем детстве и
у младших дошкольников в общей картине
поведения преобладают импульсивные
действия, то к старшему дошкольному
возрасту развивается способность к
произвольному управлению своими
действиями и поступками. (Асеев, С. 76-77)

Весь
дошкольный возраст как период развития
личности ребенка можно разделить на 3
подпериода:

  1. 3-4 года, когда
    преимущественно развивается эмоциональная
    саморегуляция;

  2. 4-5 лет, когда
    происходит преимущественное развитие
    нравственной саморегуляции;

  3. около 6 лет и
    включает формирование деловых личностных
    качеств ребенка. (Немов, С. 158)

Развитие
эмоциональной саморегуляции состоит
в том, что на протяжении дошкольного
периода эмоциональные проявления,
чувства ребенка приобретают большую
глубину и устойчивость. Еще одним важным
направлением развития чувств является
увеличение их «разумности», связанное
с умственным развитием ребенка. Так,
уже ребенку 3-х лет приятна похвала
взрослых, его огорчает порицание. У
ребенка возникает чувство гордости и
стыда, зависящие от оценки, которую дают
его поведению взрослые. (Мухина, С. 202)

Одной
из ведущих потребностей дошкольника
является потребность в эмоциональном
благополучии – в ласке, защите, внимании
и уважении. Ее удовлетворение учит
ребенка платить другим «любовью за
любовь». Обратные проявления по отношению
к ребенку (грубость, невнимание) формируют
чувство неуверенности в себе, страха,
недоверия, невротические реакции,
недоверчивость. Особое место здесь
занимает чувство страха – за себя, за
других; страх быть покинутым и т.д. На
базе этих страхов может сформироваться
«невротическая триада» – тики, заикание,
энурез. (Сапогова, С. 281)

В связи
с тем, что у ребенка эмоциональные
проявления начинают носить разумный
характер, т.е. ребенок начинает радоваться
успеху и наоборот, то у него начинает
развиваться самооценка и рефлексия.
Это происходит путем сравнивания
результатов своей деятельности и
аналогичной деятельности других людей,
благодаря чему ребенок учится оценивать
свои собственные возможности. На основе
самооценки формируется уровень
притязаний.

Далее
в процессе индивидуального развития
ребенка у него формируется представление
о прилагаемых усилиях, вслед за которым
возникает и конкретизируется представление
о способностях. (Немов, С. 162)

Поскольку
самооценка является неотделимой
характеристикой самосознания, то можно
говорить, что у дошкольника повышается
уровень самосознания. Связано это прежде
всего с тем, что ребенок отделяет себя
от других людей, начиная оценивать в
сравнении себя и других. (Мухина, С.
178)

Мы также
отметим, что в дошкольном возрасте
происходит усвоение нравственных норм,
формирование более или менее устойчивых
моральных представлений, а также
способность к нравственной саморегуляции.

Основную
роль в усвоении моральных представлений
детей играют взрослые, которые занимаются
их обучением, воспитанием, а также
сверстники. Особую, однако, роль продолжает
играть мать ребенка, которая является
основным взрослым, который одобряет
либо не одобряет то или иное поведение
ребенка.

Перестройка
мотивационной сферы связана и с усвоением
морально-этических норм. Выносить
моральную оценку событию ребенок может
на основе формирующегося внутреннего
действия в воображаемых условиях, что
позволяет ему активно пережить события
и поступки, в которых сам не участвовал.
(Сапогова, С. 279)

Под
влиянием оценок взрослых у дошкольников
возникают зачатки чувства долга, первые
моральные потребности. Удовлетворяя
притязания на признание со стороны
взрослых и детей, ребенок старается
вести себя соответственно социальным
нормам. (Сапогова, С. 279)

В
дошкольном возрасте формируется и
чувство ответственности за поступки,
поэтому здесь впервые появляются
«ябеды».

Для
старших дошкольников часто свойственно
явление альтруизма (отдает лучшую
игрушку, например, видя страдания
другого). (Сапогова, С. 280)

К
старшему дошкольному возрасту, наряду
с эмоциональной саморегуляцией,
появляются более сложные чувства –
чувство прекрасного, красоты, ритма,
гармонии. Формируется внутренний мир,
в котором ребенок анализирует возникшие
чувства, переживания.

Первыми
дети усваивают нормы и правила бытового
поведения, гигиенические нормы, нормы,
связанные с собственными обязанностями,
с обращением с животными, своими вещами.
Последними усваиваются нормы, касающиеся
обращения с людьми.

В
процессе роста ребенка нравственные
нормы поведения становятся привычными,
приобретают устойчивость, теряют
ситуативный характер. К концу дошкольного
возраста у большинства детей складывается
своя нравственная позиция, которой они
следуют, т.е. возникает личностная
нравственная саморегуляция. У ребенка
формируются начала нравственного
самосознания. (Немов, С. 159-160)

Прежде,
чем перейти к рассмотрению особенностей
формирования деловых личностных качеств
ребенка, необходимо уяснить, что: довольно
рано у ребенка возникает качество,
которое играет в его личностной судьбе
существенную роль. Это стремление к
признанию и одобрению со стороны
окружающих. Из этого качества вырастают
потребность, а в дальнейшем и мотивация,
в достижении успехов, целеустремленность,
чувство уверенности в себе, самостоятельность
и т.д.

Реализация
вышеуказанных качеств происходит
благодаря дальнейшему развитию мотивов
общения, в силу которых ребенок стремится
расширить свои контакты с окружающими.
В старшем дошкольном возрасте мотивы
общения расширяются и уже содержат не
только мотивы любознательности, но и
деловые и личные. Деловые мотивы – они
побуждают ребенка к общению с людьми
ради решения задачи какой-либо. Личные
мотивы направлены на решение таких
внутренних проблем как оценка своих
поступков, отношение к себе окружающих
и т.п.

Рассмотрим,
как происходит развитие такого делового
мотива, как мотивация достижения успехов.

Вначале
– в младшем дошкольном возрасте – дети
учатся различать задачи по степени их
сложности. Затем, когда цель достигнута,
они начинают судить о своих возможностях.

Далее,
в 5-летнем возрасте происходит конкретизация
представлений о своих возможностях.

К
6-летнему же возрасту понятие возможности
уже трансформируется в представление
о своих способностях.

Однако
окончательно оформляется мотивация
достижения успеха после того, как ребенок
становится способным выбирать адекватный
своим способностям образ действий. Но
это уже происходит за пределами
дошкольного возраста.

Центральным
моментом в развитии личности дошкольника
является то, что у ребенка к 6-летнему
возрасту возникает соподчинение мотивов.
Это означает, что дети научаются
действовать исходя из более высоких,
нравственно значимых мотивов, подчиняя
им свои действия и сопротивляясь
сиюминутным желаниям, противоречащим
основным мотивам поведения. (Немов, С.
161-164)

Главное
личностное новообразование – иерархия
мотивов
– есть результат (Леонтьев)
столкновения непосредственных желаний
ребенка с прямым или косвенным требованием
взрослых действовать по заданному
образцу. То, что называют произвольностью
поведения, есть подчинение своих
поступков образцу, а возникновение
первых морально-этических представлений
есть процесс усвоения образцов поведения,
связанных с их оценкой со стороны
взрослых.

Умение
соподчинять мотивы выявляется в ситуациях
выбора и там, где непосредственные
желания ребенка сдерживаются различными
ограничителями, например, запретом
взрослых, собственным контролем
(произвольностью). Собственный контроль
возможен после 5 лет, а до этого наиболее
силен мотив поощрения/взыскания
родителями. (Сапогова, С. 277-278)

В целом
мотивационную сферу дошкольников
характеризуют такие группы мотивов,
как: 1) мотивы, связанные с интересом к
деятельности и отношениям взрослых; 2)
игровые мотивы; 3) мотивы установления
и сохранения положительных взаимоотношений
со взрослыми и другими детьми; 4) мотивы
самолюбия, самоутверждения; 5) познавательные
мотивы; 6) соревновательные мотивы; 7)
мотивы достижения; 8) нравственные
мотивы; 9) общественные мотивы.

Трудно
представить, как бы смогло произойти
формирование у ребенка таких личностных
свойств как: эмоциональная и нравственная
саморегуляция, соподчинение мотивов,
— если бы этот процесс не обеспечивался
развитием воли ребенка.

Волевые
действия проявляются не только в
регуляции личностных свойств, поведения,
но и в организации развития способности
к произвольности познавательных
процессов.

Волевое
развитие в дошкольном возрасте проходит
следующие ступени. В младшем дошкольном
возрасте поведение ребенка складывается
почти целиком из импульсивных поступков,
проявления воли наблюдаются лишь время
от времени при особо благоприятных для
этого обстоятельствах.

В среднем
дошкольном возрасте количество волевых
проявлений возрастает, но они все еще
не занимают значительного места в
поведении.

Только
в старшем дошкольном возрасте ребенок
становится способным к сравнительно
длинным волевым усилиям.

Развитие
волевых действий у дошкольника имеет
3 стороны: 1) развитие целенаправленности
действий; 2) установление отношений
между целью действий и их мотивом; 3)
возрастание регулирующей роли речи в
выполнении действий. (Мухина, С. 204-206)

В младшем
и среднем дошкольном детстве продолжается
формирование характера ребенка. Он
складывается под влиянием наблюдаемого
детьми характерного поведения взрослых.

Вершиной
же личностного развития ребенка в
дошкольном детстве является персональное
самосознание, включающее осознание
собственных личностных качеств,
способностей, причин успехов и неудач.
(Немов, С. 167-168)

Возникает
осознание себя во времени: оформляется
индивидуальное прошлое («когда я был
маленький») и индивидуальное будущее
(«когда я вырасту и стану большим»).
Осознание себя во времени имеет и другую
сторону: ребенок начинает интересоваться
началом и концом собственной жизни
(откуда я взялся, почему двое родителей);
возможно появление страхов (огня, воды,
землетрясений), связанных с концом
жизни. Страхи, связанные со смертью,
порождают ряд «обереговых» ритуалов
(обходить трещины на асфальте), своеобразных
игр-«страшилок» (про «кровавую руку»,
про «черный плащ»).

Компонентом
самосознания является психосексуальная
идентификация.

К концу
возраста складывается общая схема
образа «Я» («Я-концепция»).

На
основе возникновения личного самосознания
возникает кризис 6-7 лет.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник