Развитие эстетической культуры ребенка в семье
Валентина Тюняева
Роль семьи в художественном-эстетическом воспитании дошкольников
Художественно — эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творческие создавать продукты ручного творчества.
Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащает жизнь человека, его духовный мир, но и организует, направляет его поведение и поступки. Поэтому важной задачей родителей является развитие у ребёнка эстетической восприимчивости ко всему окружающему.
Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Например, ребёнок тянется к яркой игрушке, он выражает радость от общения с природой. Часто мы слышим от ребёнка восторженные восклицания: Посмотри, какой красивый цветок!», «Смотри, какая бабочка!». Но часто взрослые не обращают на это должного внимания. Поэтому, первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество прочно входили в жизнь семьи.
Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита, воспитана. Ребенок, способный любоваться предметами окружающего мира, сумеет более бережно подойти к ним, будет стараться не повредить их, не сломать. Это формирует в ребёнке гуманистическое отношение к природному миру. Самое страшное в человеке — это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к предметам и явлениям окружающего мира.
Большое значение имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть, рассматривать. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребёнка о предмете. Обе стороны, познавательная и эмоциональная, находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому развитие у ребёнка культуры видения, способности к наблюдению, к внимательному рассматриванию предметов и явлений является важной стороной воспитательной работы в семье. Но для того, чтобы развивать у детей эстетическое восприятие, взрослый должен обладать способностью эстетического видения.
Любая экскурсия с детьми на природу, прогулки в город, имеют большое значение для ребёнка. Надо обращать внимание на особенности и красоту отдельных зданий в городе, на их различия, на яркость и красочность. Любоваться красотой цветущих деревьев, кустов, цветов. Замечать перемены, которые происходят в природе: цвет листьев меняется в зависимости от времени года, перелётные птицы улетают на юг, а потом опять возвращаются, облака и тучи на небе имеют разный цвет, форму. Умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Объекты для наблюдения в целях расширения представлений ребёнка о мире, его изменчивости и красоте найдутся всегда: это и летающие над лугом птицы, и сидящий на цветке пушистый шмель, и плавно опускающиеся на землю снежинки, и подгоняемые ветром опавшие листья.
Образное эстетическое восприятие ребёнка качественно обогащается в тех случаях, когда взрослый использует потешки, прибаутки, образные выражения, поэтические строки. Сам процесс восприятия должен быть эмоционально-радостным, вызывать у ребенка положительное отношение к действительности, желание наслаждаться красотой, изобразить увиденное.
Большое значение для развития художественно-эстетических способностей ребёнка, имеет рисование. С самого начала важен здоровый подход к изобразительной деятельности ребёнка в семье. Не следует преувеличивать художественные способности ребёнка, говоря при нём, что это будущий художник, но и нельзя относиться небрежно, как к ненужному баловству, к его творчеству.
Рисуя, ребёнок не просто изображает те или другие предметы или явления окружающей жизни, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе и эстетические. Стремясь передать это отношение, ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашами и красками.
Самое главное — вовремя заметить тягу ребёнка к творчеству и поддержать его. Большое значение в развитии эстетической восприимчивости детей имеет образное, хорошо найденное слово взрослого. Оно помогает детям понять, какие качества, свойства предмета, могут быть отнесены к положительной его эстетической оценке, то есть делают его красивым. Красиво то, что просто, тщательно и любовно выполнено, что правдиво, красочно, тонко и изящно по форме, приятно по цветовым сочетаниям.
Воспитание живой эстетической восприимчивости ребёнка к окружающему миру и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое её поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребёнка с искусством — всё это доступно родителям. И это будет прочным фундаментом дальнейшего художественно-эстетического развития формирующейся личности ребёнка.
Но, к сожалению в семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень россиян, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Поэтому «Программа воспитания в детском саду» предусматривает не только непосредственную воспитательную образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий детского сада и семьи, в которой он воспитывается.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям: вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный детским садом; повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания, консультации.
Воспитатель помогает родителям создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.
Виды работы с родителями, по развитию интереса к художественно — эстетическое творчеству разнообразны — организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др.
Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и коллективная.
Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, поручения родителям и т. п.
Коллективные формы – это консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т. д.
Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является тесное общение с семьёй. Оно позволяет воспитателю познакомиться с жизнью ребёнка, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки. Обычно в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется, иллюстрации заменяются новыми, а так же ежеквартально выходит мини – газета для родителей в которой также затронуты вопросы о здоровье и воспитании детей.
Таким образом, установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек. В целях повышения эффективности взаимодействия, педагогам необходимо использовать разнообразные формы организации работы с родителями. Добиваться как можно более активного включения родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения, а для этого активизировать все свое педагогическое мастерство, творческое отношение в решении данного вопроса.
Правильно организованные действия педагогов и родителей позволят ребенку получить основы эстетического воспитания и музыкальной культуры. Это откроет для ребенка мир творческого развития, будет способствовать его социализации и подготовит к полноценной взрослой жизни.
Источник
Лариса Елкина
Роль семьи в эстетическом воспитании детей
Статья «Роль семьи в эстетическом воспитании детей«
Проблема эстетического воспитания — это проблема современного мира вообще и молодежи в частности. Современной молодежи очень трудно оценить эстетическую красоту того или иного произведения, поскольку само понятие эстетики в современном мире утратило свою ценность, уступив место практичности и доступности. Чаще дети большую часть своего свободного времени готовы провести за компьютером, чем сходить в театр, на концерт или прочитать книгу. Поэтому заниматься эстетическим воспитанием ребенка нужно с самого раннего детства. Необходимо уже с самого раннего возраста развивать у детей чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.
Эстетическое воспитание ребенок должен получать не только в общеобразовательной школе или школе дополнительного образования, но и дома. В современном мире свое свободное время, чаще всего, дети проводят за компьютером, телевизором или телефоном. Это не только не способствует развитию эстетического воспитания, но и вредит здоровью. Задача взрослых, помочь детям увидеть не только экран монитора, но и окружающий мир.
Эстетические чувства, восприимчивость к красивому, не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки.
В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».
В семье эстетическое воспитание осуществляется посредством включения в программу воспитания ребенка таких элементов, как музыка, рисование, пение, литература, декоративно-прикладное творчество, развивающие игры для детей. Но самая первая задача семьи, если дело идет об эстетическом воспитании ребенка, — это развитие у него эстетической восприимчивости ко всему окружающему. Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита и воспитана. Ребенок, способный любоваться цветком или бабочкой, сумеет более бережно подойти к ним, будет стараться не повредить им, не сломать их. Уже на основе этой первичной эстетической восприимчивости у ребенка развиваются эстетические чувства и отношения, которые являются необходимой предпосылкой формирования гуманистического отношения к окружающему миру.
Как же можно и должно воспитывать способность к эстетической восприимчивости у ребенка в семье? Большое значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть, рассматривать мелкие детали в крупном. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребенка о предметах, способствуя развитию эстетической восприимчивости. Любая экскурсия на природу, прогулки в городе, в парке имеют большое значение для ребенка. Во время прогулки родители должны обращать внимание ребенка на окружающий мир: «Посмотри, какое красивое сегодня нежно-голубое небо, с легкими, как бы танцующими, облаками. Обрати внимание на листочки осины, осенью они темно-красные, а у березки золотистые. И как красивы все эти оттенки вместе в осеннем лесу». В городе также надо обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий, памятников архитектуры, на яркость и красочность праздничного оформления города. Восприятие всего этого, эстетические чувства, вызываемые окружающим миром, имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребенка не только к родной природе, но и к своему городу, к своей стране.
Большие возможности для развития художественно-эстетической восприимчивости у детей дают также занятия по рисованию. Очень важен с самого начала здоровый подход к изобразительной деятельности ребенка в семье. Не следует преувеличивать художественные способности ребенка, говоря при нем, что это будущий художник, но и нельзя относиться небрежно, как к ненужному баловству, к его творчеству. Рисуя, ребенок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами свое отношение к окружающему миру. Поэтому процесс рисования у ребенка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль имеют чувства ребенка, в том числе и эстетические. Стремясь передать это отношение, ребенок ищет средства выражения, овладевая сначала пальчиковым рисованием, затем карандашом и красками. Рисуют дети, в основном, всегда с большим увлечением. Самое главное для родителей — вовремя заметить эту тягу ребенка к творчеству и поддержать его. Это будет хорошим подспорьем в воспитательном процессе. Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое его поощрение, проведение домашних выставок картин, посещение картинных галерей вместе с ребенком — все это доступно любой семье. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности ребенка. Дети любят рисовать сами, и это их желание необходимо всемерно поддерживать, обеспечивать ребят красками, карандашами, бумагой, не скупиться на совет, помощь и внимание к их рисунку. Чтобы не отбить у детей охоту рисовать, необходимо избегать резкого осуждения неудачных рисунков, не называть их «мазней», не говорить, что рисунок ни на что не похож. Важно заметить, что ребенок, прежде чем нарисовать что-либо, пытается внимательно рассмотреть предмет. Надо помочь ему увидеть, какие оттенки имеет лепесток цветка, сколько различных зеленых карандашей надо, чтобы окрасить листья дерева; пусть при изображении любых предметов ребенок насладится их формой и окраской. Очень часто младшие школьники рисуют только машины и дома. Это значит, что у них недостаточно развита наблюдательность. Родители должны им помочь научиться видеть и восхищаться тем, что расположено вокруг. Они могут показать им летний, осенний или зимний пейзаж, подсказать, как его изобразить на бумаге, объяснить, что такое передний план, средний и дальний. Показать, как нарисовать лес, речку, дорогу, как подобрать нужный цвет красок. В этом родителям могут помочь книги из серии «Учись рисовать».
В подростковом и старшем школьном возрасте интерес к изобразительному искусству у детей усиливается под влиянием школы, телевидения, и особенно после посещения картинных галерей. Родители должны пользоваться любой возможностью, чтобы сходить с детьми на выставки картин, скульптуры, изделий народного художественного творчества.
Большую роль в эстетическом воспитании также играют книги. С дошкольного возраста дети, затаив дыхание, слушают сказки о Красной Шапочке, которую съел волк, о Сером волке, который помог Ивану победить злого царя, и другие. Сказочные образы вызывают у ребят горячие чувства симпатии к смелым и благородным поступкам, и отвращение ко всему злому и низкому. Сказки развивают в детях чувство справедливости, непримиримость к злу, помогают детям разобраться в том, что хорошо, а что плохо. У детей появляется желание подражать любимым героям в своих играх и поступках. С литературой знакомить детей уже желательно в возрасте от 2-3 лет, когда они способны понимать смысл прочитанного. Лучше всего для начала выбирать стихотворения известных детских поэтов, талант которых проверен годами. Современные красочные книги способны увлечь малыша яркими рисунками, но далеко не всегда их содержание может называться литературным произведением. Поэтому не стоит рисковать и лучше приобретать книги опытных мастеров с простыми и в то же время небанальными рифмами и интересными сюжетами. Очень правильно поступают те родители, которые уже с дошкольного возраста 2-3 раза в неделю читают вслух и обсуждают с детьми художественные произведения, обращая внимание на поэтическое описание природы, красоту родного языка, на характеристику героев. Чтение стихов приучает детей к красивым оборотам речи, прививает любовь к поэзии. Детям надо чаще слышать стихи великих русских поэтов — С. Маршака, С. Михалкова, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Твардовского, А. Барто, Н. Некрасова, А. Фета, Ф. Тютчева, которые будут развивать их память, образность художественной речи. Ребенка школьного возраста можно начинать знакомить с классической литературой, выбирая интересные ему произведения и стараясь не давать читать сложные, перегруженные смыслом произведения, которые способны отбить охоту читать даже у самых любознательных детей. Есть много книг, например, из серии «Жизнь замечательных людей», которые надо рекомендовать учащимся средних и старших классов. Они знакомят с творчеством и жизнью выдающихся писателей, художников, музыкантов, ученых, рассказывают о высоких нравственных качествах этих людей, о благородстве и красоте их труда. Такие книги помогают в создании нравственных идеалов, стремиться к которым может и подросток и юноша.
Одним из видов искусства является музыка. Известно, что без музыки, песен и танцев наша жизнь скучна и неинтересна. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности. В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны. Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально — образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Во многих семьях есть детские музыкальные инструменты – игрушки — металлофон, ксилофон, арфа, дудочка. Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxу, иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы. Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах — как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и просто фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого активна — это совместное слушание музыки, совместное пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально — ритмические движения, игры с музыкой. К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание музыкальных сказок, музыки к мультфильмам. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, ведь ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание. Более свободная форма музыкальной деятельности — слушание музыки одновременно с другой деятельностью, например, тихими играми или рисованием. Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений ребенка, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки. Музыка может звучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии. Композитор Д. Кабалевский писал, что есть искусство «развлекательное», смысл которого в том, чтобы развлекать человека, украшать его отдых. Но высшее предназначение всякого большого, истинного искусства намного шире. Оно состоит в том, чтобы обогащать духовный мир человека, делать его лучше, умнее, сильнее. Очень важно, чтобы родители и дети слушали не только веселую, легкую музыку, но и оперную, и симфоническую. К сожалению, в большинстве семей, и взрослые, и дети предпочитают слушать легкую развлекательную музыку. Поэтому с детских лет необходимо посещать с детьми лекции-концерты, ходить с ними в оперу и на балет. Полезно устраивать в семье «домашние концерты», на которых поют и играют, танцуют и декламируют все члены семьи. Пусть дети поют в школьном хоре, учатся в музыкальной школе, слушают диски с музыкой, где есть записи произведений различных музыкальных жанров: и эстрадные песни, и русские народные, и арии из опер, и мюзиклы. Это позволит им выработать хороший музыкальный вкус, поможет отличать настоящее искусство от подделки. Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться использовать его возможности наиболее полно.
Семья должна вырабатывать у детей умение отличать действительно художественное творчество от различного рода подделок в искусстве, развивать нетерпимое отношение к уродливым явлениям в окружающей жизни, к некрасивым поступкам. В этом плане используются различные формы и методы. Родители должны разрешать своим детям посещать различные мероприятия и кружки, участвовать в экскурсиях и походах, посещать краеведческие и художественные музеи, бывать в театрах и концертных залах, на выставках скульптур и различных миниатюр, давать детям, возможность ездить в туристические поездки по стране, знакомясь с её культурными и историческими достопримечательностями. Дома важно устраивать обсуждение увиденного и услышанного, обращая внимание детей на художественную или историческую ценность экспонатов или постановок, учиться оценивать их красоту и совершенство. Родители должны учить детей различать, что хорошо, что плохо. Нужно показать детям истинное искусство, то, что можно считать образцом для подражания!
Как же родителям помочь ребенку увидеть красоту в природе, в художественных произведениях, в волнующей музыке? Конечно же, с помощью своего личного примера. Читать с детьми, ходить в музеи и театры, слушать не только популярную, но и классическую музыку. Да, не каждый ребенок станет художником, музыкантом, но ребенок способный восхищаться красотой природы, красотой звучания музыки, благородными поступками героев, постепенно осознает, что все это надо ценить, оберегать и защищать. Помните, воспитывая эстетическую восприимчивость, мы оберегаем ребенка от такой опасной черты характера, как равнодушие, которое впоследствии может сделать жизнь его бесцельной и скучной, бесполезной и для самого человека, и для общества.
Педагоги давно заметили, что если ребенок предоставлен самому себе, если старшие не ведут с ним бесед, не читают ему книг, не рассказывают сказок, не поют детских песенок, у ребенка слабо развивается пытливость, любознательность, мышление. Придя в школу, такой ребенок часто не понимает смысла самых простых слов и выражений, язык его беден, интерес к обучению притуплен. Он не знает окружающей жизни, не понимает явлений природы, легко поддается различным домыслам и слухам, верит небылицам, не знает, откуда берутся хлеб, сахар и другие простые предметы. Конечно, родителям подчас трудно отвечать на многочисленные детские вопросы. Ну что же, неплохо, если им для этого понадобится заглянуть в книгу, многое прочесть, над многим задуматься. Это надо для того, чтобы дети уважали своих родителей, чтобы не упал родительский авторитет. Чем больше наши дети будут задавать вопросов, и получать на них правильные ответы, тем глубже у них будет желание к познанию, тем лучше они будут учиться в школе.
Для ребенка среда – это, прежде всего его семья. Все зависит от того, каков уровень культуры в семье, каковы её интересы. Когда родители понимают, что обязаны не просто вырастить ребёнка, а вырастить его культурным, с широкими запросами человеком – только тогда решаются проблемы эстетического воспитания в семье. Сейчас имеется много доказательств того, что при полноценном эстетическом развитии ребенка лучше идет формирование его умственных способностей, глубже усваиваются нравственные нормы поведения, развиваются трудовые и физические способности, то есть формируется всесторонне развитая личность. Эстетическое воспитание в семье, охватывающее в основном дошкольный и школьный периоды жизни детей, плодотворно лишь в том случае, если развитая в детстве потребность созерцать и самому создавать прекрасное с годами будет только укрепляться и совершенствоваться!
Источник