Развитие энциклопедических знаний у ребенка

Как дать ребенку энциклопедические знания

Несомненно, что интеллектуальный человек – это человек, обладающий широким кругозором, умеющий сопоставлять факты, делать выводы.

Приготовьте калькулятор – он вам наверняка пригодится!

Знания основаны на информации, а получение информации происходит через факты. Каждый факт представляет собой один бит информации. Когда такой факт правильно предъявляется ребенку, то его можно назвать битом интеллекта. Этот факт не только будет способствовать развитию детского мозга, но и ляжет в основание всех его будущих знаний.

По Доману, расширение кругозора, подача энциклопедических знаний происходит тоже по системе показа карточек – «битов интеллекта».

Эти карточки содержат один бит информации. На них наклеен аккуратный рисунок, иллюстрация или фотография.

Каждая карточка должна быть посвящена только одному факту. Например, если на ней изображена ворона, то это должна быть только ворона – без пейзажа или каких-либо других животных. Изображение на карточке должно восприниматься единственным образом. Если изображена ворона, то она должна быть воспринята именно как ворона, а не как «большая черная птица».

В карточках необходим элемент новизны, то есть на них должно быть изображено то, что еще неизвестно ребенку.

Картинка на карточке может называться «битом интеллекта» только в том случае, если соответствует следующим требованиям:

• отчетливо видны все детали;

• изображен только один предмет;

• есть специальное название;

• изображенный предмет незнаком вашему ребенку;

• карточка должна быть большого размера;

• карточка должна быть чистой.

Кроме того, все карточки должны содержать элемент новизны, то есть на них надо изображать то, что еще неизвестно вашему ребенку.

Посмотрите примеры трех карточек. На каждой изображен медведь, но только одна из карточек правильная.

На первой карточке изображен очаровательный плюшевый мишка, не имеющий ничего общего с настоящим медведем. Эта картинка хороша для иллюстрации сказки, но совершенно не годится для получения достоверной информации о животном.

На второй карточке медведь изображен на фоне пейзажа. Карточка содержит не только изображение животного, поэтому она двусмысленна, хотя под ней и написано «медведь». Кроме медведя, там изображены и другие предметы.

Третья иллюстрация служит примером правильной карточки. Медведь изображен во всех деталях на пустом белом фоне и, кроме него, на рисунке ничего больше нет.

Убедитесь в том, что вы правильно поняли все требования к карточкам «бит интеллекта» и лишь потом приступайте к выполнению этой программы.

Откуда лучше брать материал для карточек «бит интеллекта»? Основным источником являются книги, журналы, карты, почтовые открытки, путеводители. Чем именно пользоваться – дело вашей изобретательности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Часть 3 Практические навыки и знания

Глава 1. Полезные знания о сне

1. Узнайте, что происходит во время сна

«Когда мы спим и видим сны, то подготавливаем себя к завтрашнему дню, осознавая и принимая то, что принес день прошедший…»
Жак Ревель, нейрофизиолог
Человеческий сон, ставший в последние годы предметом

Различение объекта и предмета знания
Оформление определенной совокупности знаний об окружающем мире в качестве самостоятельной научной дисциплины в своем исходном пункте опирается на представление о специфическом предмете исследования. Содержание понятия «предмет»

1.1. Парадигмы развития в системе гуманитарного знания

Натурализм – парадигма природной обусловленности психики человека
Первая из наиболее распространенных парадигмальных установок – в своем крайнем выражении – натурализм, понятийный строй которого задается

Как сделать энциклопедические карточки
Вам понадобятся: фотографии, рисунки, почтовые открытки, канцелярский клей, белый картон, фломастер, ручка и ножницы.Если рисунок, который вы хотите использовать для карточки, имеет неудачный фон (например, слишком мрачный),

Учите спрашивать, собирать и передавать знания
Мужская и женская стратегии поиска и ориентировки могут быть освоены детьми обоих полов, если мы не будем держаться как безумные за половые стереотипы. Мальчикам тоже пригодится умение задавать вопросы в затруднительных

Давайте ребенку порулить. Идите на уловки, чтобы делегировать ребенку выполнение операций
Есть простые приемы, как переадресовать ребенку его же запросы и предложить самому порулить ситуацией, игрой.• Прикинуться несмышленышем, копируя ребенка: «А как? А почему? А я не

Не следует ли дать ребенку вдоволь накричаться?
Мы решили усыпить «выплакивание» в главе, посвященной ночному уходу за ребенком. Мы хотели бы усыпить его навечно как «лечение» для страдающего от колик ребенка. Этот жестокий метод борьбы с коликой создает ситуацию, в

Дать полную свободу, жестко очертив границы
– Еврейское воспитание сочетает две, казалось бы, разнонаправленные вещи: свободу ребенка и жесткость требований, – рассказывает психолог Рэдклиф. – Хорошая метафора, описывающая этот стиль: просторная, свободная комната с

Источник

Новая темаКомментироватьСтраница 1 из 2   [ Сообщений: 22 ]На страницу 1, 2  След.
 
Для печати
Пред. тема | След. тема 
АвторСообщение

Мария Дм

 Заголовок сообщения: Книга Л Даниловой: Как дать ребенку энциклопедические знания

Добавлено: Ср дек 06, 2006 12:29 am 

Надежное плечо

Зарегистрирован: Вт ноя 08, 2005 1:23 pm
Сообщения: 579
Откуда: МО, г.Пушкино

«Как дать ребенку энциклопедические знания» (Лена Данилова, Михаил Федотов) выходила несколькими тиражами, ниже фото обложки одного из тиражей.

Глава 1 РАННЕЕ РАЗВИТИЕ: МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ

Раннее или своевременное

«Оставьте ребенку детство!»

Энциклопедические знания по Доману

Подводные камни методики Глена Домана

«Правый мозг», или почему у них получается

Принципы

Глава 2 «БИТЫ» ДОМАНА НЕ ПО ДОМАНУ

Тематические альбомы с точки зрения петербургского папы

Фотоальбомы с точки зрения московской мамы

Из опыта изготовления альбомов и работы с ними

Компьютерные файлы

Универсальные пособия (совсем не по Доману)

Программа-минимум или золотая середина

Глава 3 ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ

Какие знания нужны новорожденному

Заниматься ли с новорожденным?

На что посмотреть?

Изучаем мир руками

Учимся смотреть и слушать

Делаем игрушки

Первые «уроки» с картинками

Первое знакомство с литературой

…и музыкой

Чему можно научить двухмесячного ребенка

Общение со сверстниками

Привычный поход по квартире

Даем картинки в руки

Учимся читать?

Полочка рядом со стоящим в кровати ребенком

Тянем игрушку за веревочку

Начали ползать

Глава 4 ОТ ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА

Не квартира, а новогодняя елка

Начинаем смотреть альбомы

Развиваем ручки

Музыка и звуки

Где хранить игрушки малыша

Развлекаем и учим

Перетягиваем!

Играем в кубики

О групповых занятиях и культурных мероприятиях

Начинаем рисовать

Пульт управления

Первая «настоящая» развивающая игра

Как ускорить развитие речи

Учимся понимать вопросы

Цвета и размеры

Коробки-копилки

Глава 5 ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

Чему учить годовалого ребенка

Кто я? Кто люди вокруг меня?

Ребенок и его семья

Как мы устроены

Наш дом

Вокруг нашего дома

Родной город

Транспорт

Неживая природа

Живая природа

Первый поход в зоопарк

Погода и времена года

Время и память

Искусство малышу

Слушаем музыку

Математика

Развивающие игры

Начинаем знакомить с географией

Литература

Глава 6 СТРАШЕ ТРЕХ ЛЕТ

Люди и их занятия. Орудия труда, предметы производства

Спорт. Энциклопедические знания на бегу

Система Домана. Взгляд из Югославии

География

Биология

Химия

Знакомимся со временем

Игры и пособия по истории

История искусства

Астрономия

Знакомство с мировой музыкальной культурой

Литература

Другие науки

Глава 7 СКОРО В ШКОЛУ

Учить ли детей писать по-письменному?

Идем навстречу школе

Содержание книги подробное и говорит само за себя. Первые две главы — общие принципы, остальные пять – описание занятий с детьми разного возраста по разных областям энциклопедических знаний (в главах 3-4 по отдельным занятиям указан более узкий возрастной диапазон ). Написана книга очень хорошо: все по теме, кратко и вместе с тем всеобъемлюще. В конце каждой главы о занятиях по возрастам приведен список художественной литературы для чтения. Фото двух страниц из книги

Непосредственно текст книги занимает 107 страниц, остальная часть книги – приложения, необходимые для занятий. Большая часть приложений – это готовые картинки (вырезаете и играете). Ниже полный список приложений:

1. Моя семья (плакат — мини генеалогическое дерево для малыша в форме)

2. Как устроен человек (плакат – на картинке нарисована девочка, у которой предполагается рассматривать части тела)

3. Мебель (картинки и надписи по складовому принципу)

4. Посуда (картинки и надписи по складовому принципу)

5. Фрукты и ягоды (картинки и надписи по складовому принципу)

6. Овощи (картинки и надписи по складовому принципу)

7. Одежда и обувь (картинки и надписи по складовому принципу)

8. Транспорт (картинки и надписи по складовому принципу)

9. Как устроены машина, самолет, корабль (картинка машины, самолета, корабля с указанными названиями частей техники в черно-белом изображении для дальнейшего раскрашивания)

10. Дорожные знаки (картинки и надписи по складовому принципу)

11. Породы собак (картинки и надписи по складовому принципу)

12. Птицы (картинки и надписи по складовому принципу)

13. Рыбы (картинки и надписи по складовому принципу)

14. Насекомые (картинки и надписи по складовому принципу)

15. Звери из леса (картинки и надписи по складовому принципу)

16. Кто живет с человеком (картинки и надписи по складовому принципу)

17. Звери и птицы жарких стран (картинки и надписи по складовому принципу)

18. Музыкальные инструменты (картинки и надписи по складовому принципу)

19. Посчитаем игрушки (картинки и надписи по складовому принципу)

20. Геометрические фигуры (образцы для плаката)

21. Стороны света (рисунок)

22. Государства и их столицы (справочная информация)

23. Столицы европейских государств (справочная информация)

24. Шаблон флага

25. Океаны (справочная информация)

26. Самые длинные реки (справочная информация)

27. Самые крупные острова (справочная информация)

28. Самые высокие горные вершины (справочная информация)

29. Дни недели

30. Неделя

31. Сезоны

32. Месяцы

33. Единицы измерения времени (справочная информация)

34. Количество спутников у планет Солнечной системы (справочная информация)

35. Метрическая система мер (справочная информация)

Пример приложения 6 «Фрукты и ягоды»

_________________
Доченька Юля родилась 29.12.04 (7 лет)

Вернуться к началу

   

 

m o o n y

 Заголовок сообщения:

Добавлено: Пт дек 08, 2006 12:04 pm 

Житель форума

Зарегистрирован: Пт дек 01, 2006 12:10 am
Сообщения: 283
Откуда: ХМАО-ЮГРА

Видела в продаже книгу немного в другом исполнени нос оооооооооооочень мелким шрифтом, поняьно, что книга для родителей, но глазки уставать будут. У меня уже есть 2 книги Лены, и мне интересно, не перекликается ли эта книга с «Энциклопедией развивающих игр». Мария, не могли бы вы дать парочку цитат из разделов: химия, биология и астрономия?

_________________
мои карапузы:

Андрей — 06.02.2003

Юля — 03.03.2005

Вернуться к началу

   

 

Лена Данилова

 Заголовок сообщения:

Добавлено: Пт дек 08, 2006 12:51 pm 

Форум-мама

Зарегистрирован: Ср апр 06, 2005 5:41 pm
Сообщения: 26068

m o o n y писал(а):

мне интересно, не перекликается ли эта книга с «Энциклопедией развивающих игр».

Совсем немного…

Вернуться к началу

   

 

марк

 Заголовок сообщения:

Добавлено: Чт дек 14, 2006 10:24 pm 

Бывалый форумчанин

Зарегистрирован: Сб май 06, 2006 5:58 pm
Сообщения: 66
Откуда: Ставрополь

В приложении 8 на картинку трамвая подпись велосипед(опечатка?)-издание 2006 года. Посмотрите-у кого нибудь есть такое?

_________________

Вернуться к началу

   

 

Мария Дм

 Заголовок сообщения:

Добавлено: Чт дек 14, 2006 10:46 pm 

Надежное плечо

Зарегистрирован: Вт ноя 08, 2005 1:23 pm
Сообщения: 579
Откуда: МО, г.Пушкино

кажется, у нас тоже такая опечатка была (издание 2004 года), точно не скажу, т.к. приложения разрезаны, но что-то такое припоминаю. Еще в муз инрсументах вместо «гармони» написано «баян»

_________________
Доченька Юля родилась 29.12.04 (7 лет)

Вернуться к началу

   

 

Све.

 Заголовок сообщения:

Добавлено: Пн янв 08, 2007 5:38 pm 

Житель форума

Зарегистрирован: Вс ноя 05, 2006 4:18 pm
Сообщения: 736
Откуда: Одесса

Это была наша первая книга по РР. С нее мы и начали Применили кучу советов. Тогда компьютера еще не было, все рисовали вручную (по стенам у нас красовались цветы и геометрические фигуры), из приложений сделали альбомчики. Даже перерывалась куча рекламных буклетов из супермаркетов в поисках новых картинок. Делали копилочки для монеток разного размера из баночек из-под сухого молока Нестле. Папа все мечтал сделать пульт управления, но так до него руки и не дошли. И главное, из этой книги я узнала адрес сайта Лены Даниловой. И уже когда появился компьютер, это был один из первых сайтов, куда я пошла.

Очень спасибо Вам, Лена, за эту книгу. Если бы не она, у нас , может, и не наступило бы прозрения . Мы и понятия не имели про кубики Зайцева, Домана, Никитина и вообще, что есть такое понятие как РР. А начинающим осваивать РР рекоендую ее (может есть и более подходящие для начала, не знаю, поправьте меня, но эта у нас была просто на ура)

_________________
Жеке уже ШЕСТЬ!!! ОГО-го!!!!(12.01.2005)
Про юного детсадовца Женю и принцессу Евочку
Маленькой принцессе Евочке 1,5 годика (22.06.2009)

Вернуться к началу

   

 

Tancha

 Заголовок сообщения:

Добавлено: Чт янв 25, 2007 10:17 am 

Бывалый форумчанин

Зарегистрирован: Вт янв 02, 2007 11:02 pm
Сообщения: 80
Откуда: Киров

У меня, наверное, одно из первых изданий этой книги «Как дать ребенку энциклопедические знания».

Первое время после рождения ребенка я даже не задумывалась о каких-то специальных занятиях. Казалось, что всего делаю достаточно. Но когда Маше было 3 месяца (май 2004 года), в магазине увидела эту книгу. Купила сразу же. Прочитала за 2 дня на улице, пока ребятенок спал в коляске. О многих именах узнала впервые и с тех пор загорелась РР. Сразу же зашла на сайт, его адрес встретился в тексте, перечитала весь. Сейчас не реже 2-3 раз в неделю просматриваю, а с недавнего времени и зарегистрировалась. Видимо стало не хватать общения.

Книга замечательная. На мой взгляд, одна из лучших для первого ознакомления с РР. Все методики, предложенные в ней легко выполнимы, а главное весьма эффективны. Очень понравилось, что в приложении имеются некоторое количество картинок, слов и т.д. Можно сразу же приступить к занятиям. На сайте имеется много текстов из этой книги, но в печатном варианте большинство рекомендаций и советов дано более развернутом виде. Опять же книга всегда под рукой. Часто заглядываю в книгу, делаю поправки на возраст ребенка. Всегда нахожу что-то новое, на что раньше не обращала внимания. Вообще книга на вырост от 0 до …

Вернуться к началу

   

 

Елена Кузнецова

 Заголовок сообщения:

Добавлено: Сб мар 31, 2007 12:58 am 

Житель форума

Зарегистрирован: Ср дек 13, 2006 3:18 am
Сообщения: 723
Откуда: Москва, Марьино

Купила книгу.

ИМХО в приложениях подписи к картинкам уж больно мелкие (менее 1 см в высоту), внимание к себе не привлекают.

В моих альбомах подписи высотой 2-3 см. Может, я не права?

_________________
У меня трое!
Два сыночка (Глеб и Егор 07.10.2005) и лапочка дочка (Анюта 31.05.1999)

У нас две новости — хорошая и плохая.
Плохая — мои дети уже выросли из спорткомплекса «Ранний старт — стандарт»
Хорошая — специально для них разработан спорткомплекс «Ранний старт — олимп»!!!

Вернуться к началу

   

 

Негрустинка

 Заголовок сообщения:

Добавлено: Пт апр 13, 2007 5:43 am 

Житель форума

Зарегистрирован: Вс май 28, 2006 6:53 pm
Сообщения: 255
Откуда: Иркутск

Елена Кузнецова писал(а):

ИМХО в приложениях подписи к картинкам уж больно мелкие (менее 1 см в высоту), внимание к себе не привлекают.
В моих альбомах подписи высотой 2-3 см. Может, я не права?

По-моему, тоже, буквы мелкие слишком. Приходится слова от руки переписывать.
И еще, вопрос, наверное, к автору книги. В чем смысл огромные куски текста из одной книги вставлять в другую? Я имею ввиду РР. Первый год.

То есть я не ожидаю конечно, что в каждой книге будет все принципиально новое — подходы, методики, игры…. Но темы некоторые перепечатаны слово в слово…

Или я не понимаю чего-то?

_________________
дочка Яна и сынок Глеб

Предпочитаю обращение на «ты» . Женя.

Вернуться к началу

   

 

Лена Данилова

 Заголовок сообщения:

Добавлено: Чт апр 19, 2007 8:09 pm 

Форум-мама

Зарегистрирован: Ср апр 06, 2005 5:41 pm
Сообщения: 26068

Негрустинка писал(а):

Или я не понимаю чего-то?

Вы всё правильно понимаете — трудно об одном и том же писать совершенно разные вещи.

Довольно дурацкая работа — переписывать один и тот же текст другими словами….
«Первый год» — олько о первом годе.

Но в «Энц знаниях» нельзя было обойтись без первого года, потому и пришлось туда брать некоторые куски.

Ведь не у всех есть и та и другая книга. Сложно в книге написать — «вот об этом почитайте в другой книге». Хоть частями, но приходится копировать информацию.

Сейчас я бы, конечно, сделала иначе. Но в тот момент, когда остро требовалось быстро сдлелать несколько книг, пришлось делать именно так….

Вернуться к началу

   

 

Саша Сейдаметова

 Заголовок сообщения:

Добавлено: Сб май 05, 2007 3:58 pm 

Надежное плечо

Зарегистрирован: Пт дек 15, 2006 3:23 pm
Сообщения: 571
Откуда: Украина, г.Одесса

Хочу поделиться. Купила » Обучение с пеленок». Перечитала неск раз. Начала приложения разрезать и делать альбомы. Купила обычные фотоальбомы 9/13 и за работу. Использовала темы, которых у меня до этого не было : одежда, посуда, мебель. Т.К. животных — море презентаций, музык. инструменты, инстр в гараже, транспорт — все это у меня было. Все красочное, крупные рисунки. Много презентаций было купленов м агазине Розумник, там картинки — копия презентаций из диска по Глену Доману. Они все шли на ура. Ведь там настоящие фотографии ж-х, транспорта…А вот эти картинки не понравились(из Лениной книги). Вот и пыляться вырезанные карточки. Надеюсь, когда подрастет пригодятся знаки дорожного движения. Че теперь с ними делать?

_________________
Мама двух зайцев…)

Вернуться к началу

   

 

Мария Дм

 Заголовок сообщения:

Добавлено: Сб май 05, 2007 5:35 pm 

Надежное плечо

Зарегистрирован: Вт ноя 08, 2005 1:23 pm
Сообщения: 579
Откуда: МО, г.Пушкино

sanechkas писал(а):

Использовала темы, которых у меня до этого не было : одежда, посуда, мебель.

sanechkas писал(а):

Че теперь с ними делать?

Мне кажется, в возрасте 2 и 2 смотреть альбомы про одежду, посуду и мебель уже не интересно, какого бы качества картинки не были…

Эти карточки можно использовать для сортировки, раскладывания по различным признакам, например, смешать в кучку по 5 картинок животных домашних и диких и предложить ребенку разложить их отдельно. Или по признаку кто/что летает (картинки транспорта+птицы+посторонние картинки), а кто/что нет и др.

Можно использовать для игр «третий/четвертый лишний?» и др игры с карточками (кстати, в этой же книге есть примеры таких игр)

_________________
Доченька Юля родилась 29.12.04 (7 лет)

Вернуться к началу

   

 

Саша Сейдаметова

 Заголовок сообщения:

Добавлено: Сб май 05, 2007 10:47 pm 

Надежное плечо

Зарегистрирован: Пт дек 15, 2006 3:23 pm
Сообщения: 571
Откуда: Украина, г.Одесса

Дело в том, что я показывала эти карточки не в 2 и 2, а в возрасте 1 год и 9 мес.

За совет спасибо.

_________________
Мама двух зайцев…)

Вернуться к началу

   

 

Мария Гаврилина

 Заголовок сообщения:

Добавлено: Пн сен 24, 2007 12:27 am 

Новичок

Зарегистрирован: Сб июн 23, 2007 7:05 pm
Сообщения: 34
Откуда: МО,Ступино

Сегодня купила книгу «Как дать ребёнку энциклопедические знания», шрифт по-моему действительно мелковат, а вот размер картинок меня устраивает, т.к. после года такие картинки уже можно показывать ребёнку.

_________________

Вернуться к началу

   

 

Мария Дм

 Заголовок сообщения:

Добавлено: Пт окт 12, 2007 1:23 pm 

Надежное плечо

Зарегистрирован: Вт ноя 08, 2005 1:23 pm
Сообщения: 579
Откуда: МО, г.Пушкино

Мария Дм писал(а):

Эти карточки можно использовать для сортировки…

Мы нашли еще одно применение для этих карточек. Теперь у нас карточки отдельно, а подписи отдельно. Нужно к нужной карточке подобрать правильную надпись. Правда, подписи я переделываю, т.к. мы используем не «зеленую» раскраску слова по складам, а черно-серую. При наличии шаблона и принтера, это быстро

_________________
Доченька Юля родилась 29.12.04 (7 лет)

Вернуться к началу

   

 

Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментироватьСтраница 1 из 2   [ Сообщений: 22 ]На страницу 1, 2  След.


  • Портал » Список форумов Всё о раннем развитии детей Что такое раннее развитие? Зачем это нужно? Всё о методиках развития детей Книги, игры и методики Л. Даниловой


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения


Найти:

Перейти:  

Источник