Развитие эмоциональной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Развитие эмоциональной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья thumbnail

Екатерина Никитина
Эмоциональное развитие детей с ОВЗ

Эмоциональное развитие детей с ОВЗ

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Опыт моей работы небольшой, 4года, но тем не менее хочется рассказать о своей практической деятельности.

Наш детский сад – детский сад комбинированного вида, в нем есть две логопедические группы, в которых работают логопеды. Логопедические группы посещают не только дети с общим недоразвитием речи, но и дети с задержкой психического развития.

Для обеспечения комплексной работы с такими детьми необходима и психологическая коррекционно-развивающая работа. Одной из важных задач работы психолога с детьми является эмоционально-личностное развитие.

Дети с ОНР также как и дети с ЗПР помимо нарушений в интеллектуальном развитии имеют определенные проблемы в эмоционально-личностной сфере.

Эмоциональное развитие детей с ЗПР задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Для этой группы детей характерны такие черты как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, повышенная утомляемость, нарушения самоконтроля. Во всех видах деятельности наблюдается дефицит опыта общения, проблемы формирования нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Следствием речевых трудностей детей с ОНР является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации. Детям с ОНР свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, повышенная обидчивость и ранимость, страхи. Ограниченность речевого общения ребенка во многом способствует развитию отрицательных качеств характера: застенчивость, нерешительность, негативизм, замкнутость, заниженная самооценка, агрессивность.

Проблема специфики эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья является исключительно актуальной, т. к. нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном становлении ребенка не могут не отразиться на формировании личности в целом. К тому же ближайшее будущее для дошкольника – поступление в школу, новый большой мир. Поэтому наша задача – подготовить детей к школе не только в интеллектуальном плане, но в эмоционально-личностном. Чтобы ребенок чувствовал себя равным в общении с другими, уверенным, инициативным.

В связи с этим я хочу рассказать вам об одном из эффективных методов развития эмоциональной сферы детей – о психогимнастике.

Итак, психогимнастика – это комплекс специальных игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы.

Важную роль в процессе общения играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Мимика, жесты, пантомимика – первые помощники в общении. Овладение языком жестов и движений помогает детям не только быть интересными в общении, но и познавать людей, обретать друзей.

Таким образом, психогимнастика, другими словами, — это игры и упражнения, направленные на обучение детей выразительным движениям мимики, жестов, осанки и позы.

Планируя коррекционно-развивающие занятия с детьми, я опиралась на такие работы как «Психогимнастика» М. И. Чистяковой и «Психологическая помощь дошкольнику» Н. Г. Яковлевой. Курс в среднем состоит из 30 занятий и проводятся в течение учебного года с октября по апрель 1 раз в неделю. Занятия проводятся с детьми подготовительных групп. Помимо эмоционального развития, важной является задача познавательного развития, подготовки детей к обучению в школе. Поэтому для решения этих задач проводимые занятия состоят из трех частей:

1 часть: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики –

психогимнастика.

2 часть: развитие и коррекция познавательной сферы психики. Включает

в себя развитие основных психических функций – восприятия,

памяти, внимания, мышления, речи и воображения.

3 часть: снятие психомышечного напряжения – обучение детей приемам

саморасслабления. Здесь используется как собственно релаксация

(музыка, формулы внушения, так и психомышечные тренировки,

которые также являются элементами психогимнастики.

Остановлюсь поподробнее на первой части занятий. Здесь использовались следующие виды заданий:

1) Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

Прежде всего, в начале курса занятий необходимо объяснить детям что такое мимика, жесты и т. д., раскрыть смысл этих понятий, потому что данные понятия являются для них новыми, малознакомыми.

2) Игры по обучению выразительным движениям. Например, показать жестом слова «маленький», «он», «высокий» и т. д. Показать как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот и т. д.

3) Игры по распознаванию выразительных движений. Дети отгадывают что хотел показать им другой ребенок.

4) Знакомство детей с эмоциональными состояниями (радость, грусть, гнев, удивление, страх, с их схематичными изображениями. Обращается внимание детей на детали: какие глаза, рот, брови и т. д.

5) Этюды на развитие умения выражать интерес, внимание, удивление, радость, печаль, гнев, страх, вину, стыд. Детям предлагается ситуация, которую они должны показать, обыграть.

6) Игры на распознавание эмоциональных состояний: один ребенок показывает, остальные угадывают.

7) Этюды и игры на сопоставление отдельных черт характера – отрицательных и положительных (например, «Жадный пес», «Вежливый ребенок»).

8) Игры и этюды по развитию коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений детей (агрессивности). Здесь также используются упражнения на сплоченность группы, а также совместные работы детей – общий рисунок, аппликация.

9) Снятие мнимых неадекватных страхов, тревоги: разыгрывание этюдов на выражение страха, рисование на тему «Мои страхи» с последующим «избавлением» или обесцениваием страхов.

10) Обучение правилам этикета: этюды на выражение правил хорошего

тона в различных ситуациях.

Как видно, задания достаточно разнообразны и направлены на обучение детей:

— произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные

ощущения;

— различать и сравнивать эмоциональные ощущения;

— произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать

эмоции по заданному образцу;

— улавливать, различать и понимать так называемые «приятные»

эмоциональные состояния;

— сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно

проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);

— отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние

другого проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение

участниками общения).

Почему психогимнастика является эффективным методом не только эмоционального развития, но методом коррекции нежелательных качеств личности (агрессии, страхов). Всем нам знакомо явление, когда испытываешь грусть, боязнь чего-то, нам говорят «поделись, расскажи, тебе станет легче». Так и в психогимнастике, отражение вовне свои негативные ощущения приводит к уменьшению силы этих ощущений. Кроме того, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, нервного напряжения.

Специальной диагностики для оценки результативности коррекционно-развивающих занятий я не проводила. Порой отзывы педагогов, родителей, собственные наблюдения говорят больше.

У многих детей, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, смелость, доброта, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства других и легче выражают свои. Группа становится более гармоничной, сплоченной, уменьшается число конфликтов.

Для работы с детьми собственноручно изготовлены следующие пособия:

1. Зеркальный домик.

Цель: эмоциональное развитие, отражение чувств.

2. Песочная анимация.

Цель: снятие психомышечного напряжения.

3. Куб эмоций.

Цель: развитие эмоциональной сферы.

4. Эмоциональные яблочки.

Источник

Формирование
эмоций является одним из важнейших
условий становления личности человека.
Развитию эмоциональной сферы ребенка
способствуют семья, детский сад, вся та
жизнь, которая окружает и постоянно
воздействует на него.

Существует
ряд специфических психопатологических
особенностей, характерных для данной
категории детей.

К
ним относятся:

  • примитивность
    эмоций;

  • сниженный
    интерес к предметам и явлениям;

  • повышенный
    уровень агрессивности, проявление
    враждебности, недоброжелательности к
    окружающим;

  • двигательная
    расторможенность;

  • сниженный
    уровень самоконтроля;

  • негативизм
    и упрямство;

  • проявление
    жестокости.

Наряду
с активными реакциями протеста наблюдаются
пассивные реакции, когда ребенок
становится малоактивным, избегает
контактов с окружающими, не отвечает
на вопросы, стремится к уединению,
отказывается от игр, коллективных видов
деятельности.

На
этом фоне у него усиливаются такие
эмоциональные нарушения как:

  • плаксивость;

  • обидчивость;

  • неустойчивость
    настроения;

Задачами
коррекции и развития эмоционально-волевой
сферы детей являются:

  • формирование
    коммуникативного поведения в процессе
    эмоционально-положительного взаимодействия
    со взрослыми и сверстниками;

  • развитие
    эмоциональной отзывчивости, сочувствия;

  • развитие
    уверенности в себе и самоутверждения.

Для
большинства детей с ограниченными
возможностями здоровья характерна
повышенная утомляемость. Они быстро
становятся вялыми или раздражительными,
плаксивыми, с трудом сосредотачиваются
на задании. При неудачах быстро утрачивают
интерес, отказываются от выполнения
задания, у некоторых детей в результате
утомления возникает двигательное
беспокойство. Ребенок начинает суетиться,
усиленно жестикулировать и гримасничать,
у него усиливаются насильственные
движения, появляется слюнотечение. В
игре он пытается схватить все игрушки
и тут же их бросить, темп речи убыстряется,
речь становится малопонятной для
окружающих. Организованность в игровой
деятельности у такого ребенка формируется
с большим трудом.

У
других детей с ограниченными возможностями
здоровья отмечается повышенная
возбудимость, беспокойство, склонность
к вспышкам раздражительности, упрямству.
Для них характерна быстрая смена
настроения: то они чрезмерно веселы,
шумны, то становятся раздражительными,
плаксивыми. При воспитании такого
ребенка следует разговаривать с ним
спокойным тоном, проявлять доброжелательность
и терпение.

Многие
дети с ограниченными возможностями
здоровья отличаются повышенной
впечатлительностью: болезненно реагируют
на тон голоса, отмечают малейшие изменения
в настроении матери, крайне болезненно
реагируют на ее слезы. Поэтому необходима,
прежде всего, спокойная домашняя
обстановка. Все размышления о здоровье
ребенка, переживания по этому поводу,
ссоры, слезы в его присутствии недопустимы.

У
большинства детей с ограниченными
возможностями здоровья наблюдается
расстройство сна: они плохо засыпают,
спят беспокойно, со страшными сновидениями,
иногда с плачем и криком. Такой сон не
приносит отдыха нервной системе: утром
ребенок встает вялым, отказывается от
занятий. Поэтому, если у ребенка расстроен
сон, родителям обязательно надо
посоветоваться с врачом. Кроме того,
при воспитании таких детей очень важно
соблюдать режим дня, создавать спокойную
обстановку перед сном: избегать шумных
игр, просмотра видео- и телепередач и
различных резких раздражителей.

Все
эти особенности определяют соблюдение
определенного режима при воспитании
ребенка с ограниченными возможностями
здоровья. Родителям нужно, посоветовавшись
с врачом, организовать четкий режим
питания и сна и проводить систематические
курсы лечения. Если воспитание такого
ребенка в семье ведется не правильно,
все нарушения нервной деятельности
могут усиливаться, принимать стойкий
характер.

У
большинства детей с ограниченными
возможностями здоровья представления
об окружающем мире ограниченны. Поэтому
очень важно постепенно расширять
кругозор ребенка, знакомить его с
различными предметами и явлениями,
приучать к новым явлениям осторожно,
не перегружая обилием впечатлений.
Прежде чем показать ребенку каких-либо
домашних животных, необходимо рассказать
о них, показать их на картинках.

Особый
уход требуется к ребенку с болезненно
выраженным чувством страха. Родители
должны очень осторожно знакомить его
с предметами, которых он боится, помогать
ему, постепенно преодолевать свой страх.
Особое значение для предупреждения
страха и развития таких отрицательных
черт характера, как неуверенность,
боязливость, имеет воспитание у ребенка
активности. Он должен обязательно
выполнять дома посильную работу; его
надо научить с учетом его двигательных
возможностей самостоятельно есть,
одеваться, привить элементарные бытовые
навыки. Важно, чтобы ребенок с ограниченными
возможностями здоровья не только
обслуживал себя, но и постоянно имел
определенные обязанности, выполнение
которых значимо для окружающих: помочь
накрыть на стол, убрать посуду и т.д. В
результате у него появляется интерес
к труду, чувство радости, что он может
быть полезен старшим, уверенность в
своих силах.

В
ходе любой деятельности расширяется
кругозор ребенка, развивается его
интеллект. Многие родители, боясь, что
ребенок упадет, уронит посуду, обольется
или неправильно оденется, не дают ничего
делать ему самостоятельно. Это приводит
к тому, что он растет пассивным, вялым.
Он отказывается от выполнения заданий,
не может соблюдать правила коллективных
игр. Таким образом, желая избавить
ребенка от трудностей, постоянно опекая
его, оберегая от всего, что может огорчить,
родители тем самым ставят своего ребенка
в трудное положение на многие годы.
Терпение, организованность и выдержка
– главные условия воспитания в семье
ребенка с ограниченными возможностями
здоровья.

Дети
данной категории, как и все дети, начиная
с раннего возраста, прежде всего, должны
научиться некоторым общим правилам
поведения. Доброе отношение близких
людей в сочетании с требовательностью
помогут ему в этом. Необходимо также,
чтобы ребенок начинал принимать себя
таким, каков он есть, чтобы у него
постепенно развивалось правильное
отношение к своей болезни, к своим
возможностям. Ведущая роль в этом
принадлежит родителям: именно у них
ребенок будет заимствовать оценку и
представление о себе своей болезни. В
зависимости от реакции и поведения
родителей он будет рассматривать себя
или как инвалида, не имеющего шансов
занять активное место в жизни, или,
наоборот, как человека, вполне способного
достичь каких-то успехов.

Родители
должны понять сами и внушить ребенку с
ограниченными возможностями здоровья,
что болезнь является лишь одной из
сторон его личности, что у него есть
много других качеств и достоинств,
которые надо развивать. Ни в коем случае
они не должны стыдиться ребенка с
ограниченными возможностями здоровья
– тогда и он сам не будет уходить в себя,
в свое одиночество. Такой ребенок будет
лишен эгоцентризма, направленности
только на себя, он будет с удовольствием
выполнять посильную работу и радоваться
тому, чего достигнет. Это даст ему
возможность вести спокойную, богатую
впечатлениями и положительными
переживаниями полноценную жизнь.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Назгуль Латыпова
Проект «Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии»

Проект «Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии»

Актуальность

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития, из них больше всего — это дети с ограниченными возможностями здоровья. Этой категории детей свойственны: эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, агрессивность, тревожность, отсутствие развитой самооценки и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии действительно сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Столкнувшись с этими проблемами в своей практике, мы поняли, что необходима целенаправленная и организованная работа, которая не толькообогатит эмоциональный опыт детей с ОВЗ, но и значительно смягчит или даже полностью устранит недостатки в их эмоционально — личностном развитии. Психологи считают, что дошкольный возраст самый благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Но мы не должны забывать о том, что дети с проблемами в развитии являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Изучив методическую литературу по данному направлению, мы сделали вывод, что одной из таких форм является метод арт-терапия. Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку происходит выход внутренней некомфортности, сильных негативных эмоций, что в свою очередь помогает понять собственные чувства и переживания. Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности. Иными словами у детей с ОВЗ расширяются возможности социальной адаптации посредством арт-терапии.

Исходя из выше сказанного, мы решили обратить на эту проблему особое внимание и выбрать тему: «Развитее эмоционально — личностной сферы детей с ОВЗ посредством метода арт-терапии» для более тщательного изучения.

Цель проекта: изучить систему работы по коррекции и развитию эмоционально — личностной сферы детей с использованием метода арт-терапии.

Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:

• Провести теоретический анализ литературы и описать особенности эмоционально- личностной сферы детей ОВЗ;применение арт-терапии в коррекционных целях

• Разработка и внедрение в образовательный процесс комплексно-тематическое планированиепо реализации проекта

• Осуществить психопрофилактическую, просветительскую и консультативную работу с родителями воспитанников и педагогами;

Ожидаемый результат:

• позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;

развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;

• снижение эмоциональной тревожности;

• повышение самооценки;

развитие коммуникативных навыков;

развитие самосознания;

• закрепление положительных поведенческих реакций.

• положительная динамика эмоционально- личностного развития детей ОВЗ;

Методы и приемы:

• Беседа и чтение художественной литературы:

• Рассматривание иллюстраций:

• Игры (пальчиковые, дидактические, настольные, подвижные и сюжетно- ролевые):

• Продуктивная деятельность: лепка, аппликация, рисование, раскрашивание).

Участники проекта: дети ОВЗ, педагоги и родители воспитанников.

Этапы реализации проекта:

1 – подготовительный

2 – основной

3 – итоговый

1.1. Изучение психолого- педагогической литературы

Характеристика эмоционально – личностной сферы детей ОВЗ

Термин «эмоция» является производным от латинского emoveo — потрясаю, волную. В психологии эмоции понимаются как психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие.

Дошкольное детство — период познания мира эмоций и человеческих отношений, становления личности, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, эмпатии, усложнение и осознание переживаний,— вот неполный перечень особенностей, характерных для эмоционально-личностного развития дошкольника.

1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

2. Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.

3. Получить материал для психодиагностики.

4. Проработать подавленные мысли и чувства.

5. Установить контакт с клиентом.

6. Развить самоконтроль.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

8. Развить творческие способности и повысить самооценку.

Арт-терапия относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Именно поэтому в последнее время данный метод всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими, эмоционально-личностные нарушениями и даёт положительные результаты. Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:

• Формированию представлений о себе,

• Изучению и выражению своих чувств и эмоций;

• Формированию позитивногосамовосприятия;

Развитию коммуникативных навыков;

Эмоциональному сближению;

• Снятию психоэмоционального напряжения;

Развитию способностей к различным видам творческой деятельности.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта выделяются следующие виды арт-терапии:

• Изотерапия

• Сказкотерапия

• Музыкотерапия

• Песочная арт-терапия

• Библиотерапия

• Игротерапия

• Цветотерапия

• Куклотерапия

2. Этап – основной.

2.1. Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов арт-терапии для развития эмоционально – личностной сферы у детей ОВЗ.

Педагогическая арт-терапия — это волшебная страна. Там ребенок научится быть самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а так же богатство образов и красок произведений великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти особый ключик. Наполняя внутренний мир малыша яркими впечатлениями, помогая ему овладевать разнообразием техники и приемами рисования, радуюсь каждой новой удаче вместе с ним. Все дети очень любят рисовать. В своих маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и дают возможность выплеснуться своему «Я».

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Цель изотерапии — повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.

[Сказкотерапия — психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии.

Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.

Песочная арт-терапия – пожалуй, самое распространенное и любимое

младшими дошкольниками упражнение.

Все, что нужно для песочной арт-терапии – это обыкновенный ящик с песком, или песочница. Рисуя сухим или мокрым песком, строя из песка замки, создавая песочные фигуры, ребенок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается.

Игротерапия — вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В

рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования

по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние.

Метод куклотерапия призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Рисование – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развивать эмоции, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять себя, выразить свои мысли, быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний прошлого и настоящего.

Изотерапия имеет огромный потенциал в нескольких направлениях,

вот несколько из особо ярких:

• рисование стимулирует развитие мелкой моторики;

развитие высших психических функций: мышление, внимание, воображение, речь;

• рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений (левого и правого полушария);

развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка;

развитие умения общаться и взаимодействовать;

развитие чувства уверенности в себе, развитие мотивации познания, творчества и учения.

• коррекция страхов, переживаний и гореваний ребенка;

• релаксационное направление изотерапии, так как ребенок снимает напряжение при помощи творчества, отдыхает от негативных мыслей и эмоций.

Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями, нарушениями различного спектра, сопровождающимися трудностями поведения и эмоций.

Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Рисуночная терапия в этом случае рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.

Таким образом, в настоящее время арт-терапия не только не утратила своей актуальности, но, напротив, получила развитие и повсеместное распространение, благодаря доказанному опытом поколений корректирующему и лечебному эффекту. Ее с успехом применяют у взрослых и детей, в методические программы детских садов включены занятия арт-терапией. Особенно яркие результаты дает арт-терапия для дошкольников и детей-инвалидов. Доступность методов и отсутствие противопоказаний позволяют заниматься арт-терапией людям всех возрастных категорий и при любом состоянии здоровья.

В результате арт — терапевтической работы у детей удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, повышается самооценка, дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.

2.2. Методы арт-терапии в работе с семьей

Семейная арт-терапия сочетает арт-терапию и семейную психотерапию. Она использует изобразительные средства в работе с семьей и при этом опирается на теоретико-методологические разработки семейной психотерапии.

Как и семейная психотерапия, семейная арт-терапия занимается диагностикой и психотерапией семейных проблем, но при этом в качестве ведущего инструмента взаимодействия с членами семьи применяет визуально-пластические средства. Именно изобразительная деятельность членов семьи в процессе семейной арт-терапии дает основной материал для исследования и решения семейных проблем

Первоначально необходимость использования рисования обосновывалась представлениями психоанализа, согласно которым любой конечный продукт творчества пациента расценивался как индикатор бессознательных процессов его психики (страхов, конфликтов, фантазий, воспоминаний детства). Наглядный художественный образ возникал в искусственно созданном терапевтическом пространстве. Рождение картины, ее форма и структура являлись проекциями внутреннего мира клиента. Как и во сне, в рисовании осуществляется смещение и сгущение образов. Это снимает барьер цензуры «Сверх-Я» и посредством творчества открывает путь к выражению бессознательных идей в символической форме. В результате этот мир вначале становился видимым, а затем, с помощью интерпретации, доступным для осознания. Тем самым изобразительное творчество выступало как процесс психической структуризации и самоорганизации, который помогал клиенту в восстановлении его расстроенной или разрушенной личности.

Большое влияние на становление арт-терапии оказала гуманистическая психология, согласно которой создание художественных произведений стимулирует активность, экспериментирование и рост личности, раскрывает ее перспективы. Главным при этом считался внутренний поиск способа самовыражения, а не акцент на проблемах, которые надо актуализировать и разрешить.

Включение рисунков в семейное консультирование и психотерапию дало возможность специалистам получать важную диагностическую информацию о связях между членами семьи, их статусе, ролях, способах коммуникации. Это предоставило условия для определения целей и мишеней психологического воздействия, оценки динамики семьи. Индивидуальное и совместное рисование позволяло родственникам без страха проявлять свои чувства, оказывало терапевтический эффект и укрепляло семейные отношения

Используя арт-методы, специалист опосредует процесс исследования клиентом собственных способов решения конфликтов. Рисунок подчас настолько образен, что это облегчает взгляд внутрь себя. Особенно это помогает в работе с людьми вербально ограниченными, полными злости или сопротивляющимися, им легче выразить себя с помощью искусства. Очень важно выслушать рассказ клиента о том, что он нарисовал. Обычно это становится мотивом для дискуссии и побуждает к разговору о проблеме. Рисунки неоценимы в интерпретации, так как они «объектны», постоянны и им не так легко перечить. В ряде случаев полезным является сравнение с более ранними продуктами творчества — для оценки динамики взаимодействия и изменения.

2.3. Арт-терапия в работе с педагогами

Арт-терапия – это вид лечения, который использует искусство в целях терапии. Это исцеление посредством любого художественного творчества. Педагоги использовали различные виды терапии: все виды рисунка (рисунок, живопись, графика, монотипия и др., мозаика и коллажи, лепка, цветотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, драматерапия, сказкотерапия и т. д.

Каким образом происходит исцеление? Создавая произведение искусства, педагоги на время отстранялись от пережитого и переосмысливали его. Не стоило переживать им за то, что не обладали какими-то определенными талантами, арт-терапия не нацелена на создание полноценного искусства. Здесь важен не результат, а процесс. Они просто творили свое мироощущение – рисовали горе, грусть, счастье.

Благодаря занятиям арт-терапией,многие педагоги начали чувствовать гармонию с собой и с окружающим миром, осознавать свой жизненный путь, начинали смотреть на события, произошедшие с собой, с другого ракурса, и понимать, куда следует двигаться, в чем развиваться.

Основная идея арт-терапии – посредством создания собственного искусства отвлечься от тяжелых переживаний и справиться с болезнью. Через различные виды искусства человек самовыражается, отдает часть своей души.

Благодаря занятиям