Развитие эмоциональной сферы ребенка с дцп

Развитие эмоциональной сферы ребенка с дцп thumbnail

Светлана Решетникова
Статья на тему «Развитие эмоциональной сферы детей с ДЦП»

План:

1. Введение.

а) Особенности развития эмоциональной сферы детей с ДЦП.

б) Значение детских фантазий.

Эмоциональная сфера является регулятором отношений человека к внешнему миру. Она выполняет защитную функцию, сигнализирует другим о состояниях человека. Задача человека — избавляться от отрицательных эмоций и получать положительные. Это стремление заложено в человека как регулятор его выживания в окружающей среде.

Есть ли необходимость говорить об эмоциях в наш трезвый рациональный век? Ответом на вопрос могут быть слова П. К. Анохина: «Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишённую эмоций, как сейчас же перед нами откроется пропасть взаимного непонимания. Мир таких людей становится миром бездушных роботов». Процесс гуманизации предполагает формирование не отдельных качеств психической деятельности ребёнка, а развитие личности в целом, подразумевая гармоничное развитие как интеллектуальной, так и эмоциональной сферы.

«Эмоции возникают под воздействием окружающей среды, они не поддаются ни приказу, ни насилию».(К. С. Станиславский)

В такой мере,как механизмы движения, механизмы эмоций не подвластны управлению. Важно, что такие механизмы активно существуют и могут быть пущены в ход,задача заключается в том, как «включить», запустить эти механизмы. Одним из таких ключиков может быть игровой сенсоматорный тренинг — система игр,которая предусматривает воздействие на каналы восприятия ребёнка, его моторику и речь.

Например: игра на развитие зрительного анализатора «Наша группа». Задание детям — рассмотреть группу и найти предметы круглой формы, квадратной, треугольной…

Игра на развитие слухового анализатора – «Кто, что услышит»-дети стоят спиной к воспитателю, глаза закрыты и должны определить раздающиеся звуки: звон, стук, гром, шелест, шорох.

Игра на развитие осязательного анализатора «Чудесный мешочек». В мешочке набор предметов различных по фактуре (гладкие, пушистые) и форме. Ребёнок ощупывает предмет в мешочке, описывает свои ощущения, определяет предмет.

Игра на развитие вестибулярного анализатора —«Инопланетяне». Предлагаю детям представить,что они роботы, которыми управляют пришельцы с другой планеты. Команды: глаза закрыты, правую руку вперёд, левую вверх; наоборот: правую руку на пояс, левую-на плечо; правую руку на голову, левую на живот; наоборот…Цель сенсорных игр – совершенствование слухового, зрительного, осязательного восприятия. В результате коррекционной работы оно обостряется к звукам, оттенкам, расширяется диапазон осязательных впечатлений, которые в повседневной жизни оставались незамеченными. Дети становятся более открытыми миру, сенсорным впечатлениям.

Так же проводила с детьми игры на развитие внешней выразительности: мимические «Дрессировщики» -предлагала детям научить обезьянку строить рожицы.

Пантомимическая игра «Берёзка»— при помощи телодвижений изобразить берёзку, сквозь землю пробивается росток (из упора присев-плавно распрямиться в полный рост, руки вверх.) Жарко греет солнце (улыбнулись, берёзка превратилась в высокое стройное дерево. Налетел лёгкий ветерок, зашелестели листочки (шевелят пальчиками, закачалась берёзка, усилился ветер, но не сломалась, осталась высокой и стройной.

Игры на развитие внешней выразительности призваны «установить равновесие в деятельности нервной системы: умерить слишком возбуждённых и растормошить заторможенных» (М. Бехтерев, урегулировать направления и линии движения; снять скованность, неловкость невербальной речи; научить детей адекватным способам экспрессивного выражения эмоций. И понятно, что кроме радости и удовольствия, которые доставляет детям эта работа, очевидны успехи в развитии эмоциональной сферы, памяти, мышления, внимания, поведения и социализации.

Различные эмоциональные нарушения у ребёнка с ДЦП – это не редкость. Он отстаёт в эмоциональном развитии и медленно взрослеет. Это проявляется вспыльчивостью, раздражительностью, несдержанностью.

Дети с ДЦП очень часто отстают в психоэмоциональном развитии, но они как правило стремятся руководить другими детьми. Это одна из причин плохих отношений со сверстниками.

Взрослеют такие дети медленнее. Это не значит, что они вообще никогда не повзраслеют. Процесс взросления растягивается у них на более долгое время и он идёт скачками. Им требуется больше времени, чтобы стать ответственными, самостоятельными; больше поддержки семьи и профессиональной помощи. Дети с ДЦП импульсивны и им очень трудно отложить получение желаемого или удовольствия на потом.

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:

— биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;

— социальными условиями – воздействием на ребёнка семьи и педагогов.

2. Способность к творчеству у детей проявляется в неизменных стремлениях что-то фантазировать и сочинять, придумывать и шкодничать. Многие родители беспокоятся,а не врушка ли растёт. Научиться отличать фантазию от реальности – это одна из наиболее трудных задач, с которыми сталкивается маленький ребёнок.

Фантазия — источник творческой духовности человека. Если бы не было фантазии, не было бы музыки, живописи, литературы. Позволяя ребёнку фантазировать, мы уходим от стандартов в мышлении, поведении, выражении эмоций. «Фантазия помогает осознать действия ребёнка, понять что творится в его душе»(Эда Ле Жан).

«Фантазия помогает осознать и признать страхи, мысли, которые ребёнок скрывает».

Фантазёры изменяют мир, творят стихи, музыку, делают невероятные открытия. Если бы наши дети всё делали только по образцу, только по указанию взрослого, то мы не смогли бы наслаждаться их сказками, небылицами, необычными рисунками.

В дошкольном возрасте ребёнок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависят от нас – воспитателей детского сада. Грамотное общение с детьми во многом определяет эмоциональное самочувствие детей, способствует раскрытию внутреннего потенциала ребёнка, влияет на характер его взаимоотношений со сверстниками. Воспитатель совместно с родителями помогает ребёнку вступить в мир новых взаимоотношений и адоптироваться в нём, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.

Китайская мудрость гласит: «Делай великое, пока оно ещё мало, потому что великое начинается с малого».

Понять всё это можно так: чем раньше мы научим ребёнка быть в ладу с окружающим и самим собой, тем легче ему будет со временем найти своё место в жизни, среди других людей, тем лучше мы, взрослые и наши дети будем понимать друг друга.

Источник

наталия гуцу
Особенности развития личности и эмоционально—волевой сферы у детей с церебральным параличом

Семья, повстречавшаяся с диагнозом ДЦП, старается приобрести максимум информации, касаемо данного заболевания. Начинается изучение последних новинок из сферы медицины, фармакологии, поиски новых специалистов. Но в изучении вопроса, теряется один из значимых аспектов, решающий для последующего лечения. Если глянуть на болезнь глазами своего карапуза, то можно лучше понять её, естественно оказать лучшую помощь в лечение и реабилитации. Формирование личности больного ДЦП, подчиняется нескольким факторам:

* биологическим особенностям связанным с характером заболевания;

* социальным условиям — влияние на ребёнка семьи и педагогов в образовательных учреждениях. Хочется подчеркнуть что на развитие и формирование личности ребенка оказывает его непосредственное положение связанное с ограничением движений и речи, а так же отношение семьи к данному заболеванию, окружающая обстановка, атмосфера. Нужно помнить что личностные особенности детей, страдающих ДЦП это показатель тесного взаимодействия этих двух факторов. И именно родители, при большом стремлении, могут уменьшить фактор общественного влияния. Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана с условиями ее формирования, которые существенно разнятся от условий развития полноценного ребёнка. Большинство больных ДЦП характеризуется задержкой психического развития по типу так называемого психического инфантилизма—незрелостью эмоционально– волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга, связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребёнка может соответствовать возрастным нормам, а эмоциональная сфера остается несформированной. При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, то есть они эгоцентричны, не способны эффективно работать в коллективе, а также сопоставлять свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении главенствует элемент «детскости». Критерии незрелости эмоционально — волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Их проявление в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью и быстрой утомляемостью. Невзирая на эти особенности поведения, эмоционально — волевое нарушение может проявляться по-разному. Таким проявлением может быть повышенная возбудимость. Дети такого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них типичны резкие перепады настроения: они то чересчур веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся утомлёнными и мнительными. Другую категорию детей характеризует пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация, где предстоит выбор, ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т. д.). Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей, больных ДЦП.

Но наблюдается ряд качеств, которые характерны для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.

Повышенная утомляемость — одна из отличительных особенностей, которая характерна практически для всех детей с ДЦП. В процессе учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение — ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.

Еще одна область, где родители сталкиваются с серьезными проблемами — это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.

Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка можно разделить на:

внешние, к которым относятся условия и характер заболевания, отношение окружающих к больному ребенку;

и внутренние, такие как отношение ребенка к самому себе и к собственной болезни.

Слабость воли у большинства детей, страдающих ДЦП, напрямую связана с особенностями воспитания. Очень часто в семье с больным ребенком можно наблюдать такую картину, где внимание близких сосредоточено исключительно на его болезни, родители проявляют беспокойство по каждому поводу, ограничивают самостоятельность ребенка, опасаясь, что он может пораниться или упасть, оказаться неловким. В такой ситуации сам ребенок неизбежно будет чрезмерно беспокоен и тревожен. Даже грудные малыши тонко чувствуют настроение близких и атмосферу окружающего их пространства, которые в полной мере передаются и им. Эта аксиома верна для всех детей — и больных, и здоровых. Что же говорить о детях, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, которых отличает повышенная впечатлительность и острота чувств?

Или еще одна картина: несчастная мать, которая, заботясь о ребенке, забывает о своей собственной жизни и становится заложницей болезни. Она выглядит уставшей и несчастной. Но любому ребенку нужна счастливая мать, способная отдавать любовь и тепло, а не свое здоровье и нервы. У больного малыша такая потребность в тысячу раз выше.

Все это приводит к тому, что ребенок растет безынициативным, неуверенным в своих силах и возможностях, робким. Он смиряется со своей болезнью и не стремится к самостоятельности. Он заранее рассчитывает на то, что окружающие все сделают вместо него. Со временем ребенок привыкает к такому положению вещей, находит его удобным. А отсюда и появляется ярко выраженный эгоцентризм, стремление манипулировать людьми.

Важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП подтверждает и тот факт, что встречающиеся среди них ребята с высоким уровнем волевого развития являются выходцами из благополучных в смысле психологического климата семей. В таких семьях родители не зациклены на болезни ребенка. Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого. Они стараются сформировать у ребенка адекватную самооценку. Их отношение можно выразить формулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже».

Не стоит упускать из виду и отношение к болезни самого ребенка. Очевидно, что на него существенным образом влияет обстановка в семье. Исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. На сложившуюся ситуацию дети могут реагировать по-разному:

одни замыкаются в себе, становятся чрезмерно робкими, ранимыми, стремятся к уединению;

другие наоборот становятся агрессивными, легко идут на конфликт.

На плечи родителей ложится нелёгкая задача по формированию у ребенка отношения к собственному физическому дефекту. Им потребуется очень много терпения и понимания в этот сложный период развития.

Ни в коем случае нельзя пренебрегать помощью специалистов. Так как переживания ребенка по поводу своей внешности реально преодолеть благодаря хорошо поставленной психологической работе с ним. В первую очередь особенности развития личности и эмоционально- волевой сферы ребёнка с ДЦП зависит от отношения к нему родителей и близких, а затем от специфики заболевания.

Недуг малыша не является главной причиной всех неудач и сложностей в воспитании. Чтобы сделать из своего ребенка полноценную личность и просто счастливого человека в наших руках, т е в руках родителей достаточно возможностей, главное вовремя на все реагировать. Чтобы у ребенка сформировалась адекватная оценка к себе и к миру, родителям и близким, необходимо отказаться от излишней опеки по отношению к нему. От того, как воспринимает ребенка семья — как инвалида, не способного добиться в жизни успеха, либо как человека, пусть в чем-то не похожего на окружающих, но занимающего активную жизненную позицию — и будет зависеть сила волевых качеств ребенка. Для того, чтобы работа с ребенком оказалась плодотворной, он сам в первую очередь должен быть заинтересован в ней. Лучше сделать перерыв, предложив ему во что-нибудь поиграть, или же просто оставить одного ненадолго.

Источник

Содержание:

  • Особенности личности
  • Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка
  • Практические рекомендации

Каждый родитель, столкнувшийся с тяжелой болезнью своего ребенка, стремится получить максимум информации, имеющей хоть какое-то отношение к проблеме. Знания помогают семье реально взглянуть на болезнь и способы ее лечения, дают необходимые силы для борьбы с недугом, позволяют следить за последними тенденциями в области медицины. Но, порой, в погоне за аннотациями к лекарствам нового поколения и поиском очередного специалиста, мы упускаем из вида личность самого малыша. А ведь попытка взглянуть на болезнь «изнутри» — глазами больного ребенка — и есть лучший способ ее понять.

Особенности личности

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:

  • биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;
  • социальными условиями — воздействием на ребенка семьи и педагогов.

Другими словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны — отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, — результат тесного взаимодействия этих двух факторов. Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия.

Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент «детскости». Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.

Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному.

В одном случае это будет повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.

Другую категорию, напротив, отличает пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т.д.). Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей, больных ДЦП.

Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.

Повышенная утомляемость — еще одна отличительная особенность, характерная практически для всех детей с ДЦП. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение — ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.

Еще одна область, в которой родители могут столкнуться с серьезными проблемами — это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.

Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка

Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка можно разделить на:

  • внешние, к которым относятся условия и характер заболевания, отношение окружающих к больному ребенку;
  • и внутренние, такие, как отношение ребенка к самому себе и к собственной болезни.

Слабость воли у большинства детей, страдающих ДЦП, напрямую связана с особенностями воспитания. Очень часто в семье с больным ребенком можно наблюдать такую картину: внимание близких сосредоточено исключительно на его болезни, родители проявляют беспокойство по каждому поводу, ограничивают самостоятельность ребенка, опасаясь, что он может пораниться или упасть, оказаться неловким. В такой ситуации сам ребенок неизбежно будет чрезмерно беспокоен и тревожен. Даже грудные малыши тонко чувствуют настроение близких и атмосферу окружающего их пространства, которые в полной мере передаются и им. Эта аксиома верна для всех детей — и больных, и здоровых. Что же говорить о детях, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, которых отличает повышенная впечатлительность и острота чувств?

Или еще одна картина: несчастная мать, которая, заботясь о ребенке, забывает о своей собственной жизни и становится заложницей болезни. Она выглядит уставшей и несчастной. Но любому ребенку нужна счастливая мать, способная отдавать любовь и тепло, а не свое здоровье и нервы. У больного малыша такая потребность в тысячу раз выше.

Все это приводит к тому, что ребенок растет безынициативным, неуверенным в своих силах и возможностях, робким. Он смиряется со своей болезнью и не стремится к самостоятельности. Он заранее рассчитывает на то, что окружающие все сделают вместо него. Со временем ребенок привыкает к такому положению вещей, находит его удобным. А отсюда и появляется ярко выраженный эгоцентризм, стремление манипулировать людьми.

Важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП подтверждает и тот факт, что встречающиеся среди них ребята с высоким уровнем волевого развития являются выходцами из благополучных в смысле психологического климата семей. В таких семьях родители не зациклены на болезни ребенка. Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого. Они стараются сформировать у ребенка адекватную самооценку. Их отношение можно выразить формулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже».

Нельзя упускать из виду и отношение к болезни самого ребенка. Очевидно, что и на него существенным образом влияет обстановка в семье. Исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. На сложившуюся ситуацию дети могут реагировать по-разному:

  1. ребенок замыкается в себе, становится чрезмерно робким, ранимым, стремится к уединению;
  2. ребенок становится агрессивным, легко идет на конфликт.

Нелегкая задача по формированию у ребенка отношения к собственному физическому дефекту опять же ложится на плечи родителей. Очевидно, что этот непростой период развития требует от них особенного терпения и понимания. Нельзя пренебрегать и помощью специалистов. К примеру, переживания ребенка по поводу своей внешности вполне реально преодолеть благодаря хорошо поставленной психологической работе с ним.

Таким образом, особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП во многом зависят не только от специфики заболевания, но в первую очередь от отношения к ребенку родителей и близких. А потому не стоит считать, что причина всех неудач и сложностей воспитания — недуг малыша. Поверьте, в ваших руках достаточно возможностей для того, чтобы сделать из своего малыша полноценную личность и просто счастливого человека.

Практические рекомендации

  • Если у вашего ребенка наблюдаются нарушения сна, постарайтесь подкорректировать его режим дня. Необходимо создать для него спокойную обстановку, отказаться от чрезмерно активных, шумных игр перед сном. По мере возможностей, сократите действие внешних раздражителей на его органы чувств. Откажитесь от прослушивания музыки, либо пусть это будут мягкие ненавязчивые инструментальные композиции. (Песни с текстами на знакомом ребенку языке будут являться дополнительной нагрузкой для восприятия, а, следовательно, еще одним раздражителем, мешающим ребенку расслабиться и погрузиться в сон.) Ограничьте просмотр телевизора.
  • Чтобы у ребенка сформировалась адекватная оценка к себе и к миру, родителям и близким, необходимо отказаться от излишней опеки по отношению к нему. От того, как воспринимает ребенка семья — как инвалида, не способного добиться в жизни успеха, либо как человека, пусть в чем-то не похожего на окружающих, но занимающего активную жизненную позицию — и будет зависеть сила волевых качеств ребенка.
  • Если в процессе занятий с ребенком вы заметили, что он утомлен — стал раздражителен, агрессивен, или, напротив, излишне замкнут — не стоит пытаться продолжить работу. Для того, чтобы работа с ребенком оказалась плодотворной, он сам в первую очередь должен быть заинтересован в ней. Лучше сделайте перерыв, предложите ему во что-нибудь поиграть, или же просто оставьте его одного ненадолго. Вполне вероятно, что через какое-то время малыш восстановит энергию, и вы сможете продолжить занятия с новыми силами.

Источник