Развитие эмоциональной сферы ребенка с аутизмом
Развитие эмоциональной
и коммуникативной сфер
ребенка с РДА
Не секрет, что удетей с РДА ослаблена эмоциональная реакция на близких, вплоть до полного отсутствия внешнего реагирования, так называемая «аффективная блокада». Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы у детей-аутистов крайне взаимосвязано: с одной стороны, не испытывая положительных эмоций, ребенок не будет с вами общаться и, с другой стороны, не общаясь с вами ребенок будет ограничен в получении каких-либо эмоций. Поэтому развиваем эмоции и умение общаться в комплексе и постепенно.
Этап I. Установление контакта.
Если вы становитесь «источником» положительных эмоций ребенка, то вам будет проще установить с ним контакт.
Итак, что делать:
Учесть интересы ребенка в игре. Вы, если вы хороший наблюдатель, то знаете, что ребенку интересно и что вызывает у него положительные реакции, поэтому на первых порах используем только знакомые приятные ребенку игры и игрушки, часто это кубики, палочки, шарики, веревочки). Результат: формирование доверия к вам, интереса к совместной деятельности в вами.
Четко распланировать игру с ребенком. Это необходимо для того, чтобы вы чувствовали себя уверенно и, если что-то пойдет не так, знали, как поступить и не волновались, потому что ваше волнение сразу передастся ребенку и контакт будет потерян. Результат: ребенок чувствует себя уверенно рядом с вами.
Обеспечить положительный эмоциональный настрой – говорить ласковым, приятным тоном, умеренно громким, без резких перепадов. Не допускайте грубостей и крика. Результат: ребенок чувствует себя безопасно рядом с вами.
Сами испытывайте положительные эмоции при игре. Это очень важно. Ребенок чувствует любую фальшь и, если вы не испытываете искренних положительных эмоций, ребенок поймет, что вы врете – контакт и доверие будут потеряны. Станьте ненадолго ребенком и радуйтесь вместе! Результат: ребенок «заражается» положительными эмоциями.
Сформируйте четкую последовательность игры. Стереотипия для ребенка с РДА – это, своего рода, пещера, в которую он уходит, чтобы чувствовать себя безопасно и спокойно. Не бойтесь стереотипий – они есть и в нашей жизни (вспомните, например, любой ваш рабочий день – у него есть четкий алгоритм и, когда он резко меняется, например, вы проспали на работу, вы остро ощущаете дискомфорт; то же происходит и с ребенком, когда меняется стереотип действий). Ребенок должен четко понимать, что будет дальше. Результат: ребенок спокоен и не сталкивается с пугающими его неожиданностями.
Это фундаментальные принципы работы с ребенком. Так вы установите с ним начальный эмоциональный контакт и снизите его тревожность, характерную всем аутистам.
Этап II. Запуск сенсорных систем.
На данном этапе также действуют принципы, описанные на первом этапе.
Сенсорная игра – это способ эмоционального наполнения жизни ребенка. Игры и манипуляции развивают положительные эмоции ребенка и снижают его эмоциональное напряжение.
Что использовать на данном этапе:
Визуальные раздражители (то, что ребенок видит). Можно использовать: лавовые лампы, световые проекторы, игрушки и материалы ярких цветов. Словом, все, на чем может ребенок остановить свой взгляд.
Аудиальные раздражители (то, что ребенок слышит). При использовании данных раздражителей внимательно наблюдайте за реакцией ребенка – аутисты очень чувствительны и могут крайне негативно реагировать на определенные звуки. Вы можете просто включать ребенку музыку (преимущественно, классическую, инструментальную, спокойную), использовать музыкальные инструменты, имитацию голосов животных, звуки природы.
Тактильные раздражители (то, что ребенок трогает). Активно используйте сенсорные коробки — это емкости с разным наполнением, которые позволяют ребенку обогащать его тактильные ощущения. Что делать с наполнением: — трогать, перебирать пальцами, сжимать;
— пересыпать руками и инструментами (ложками, совками);
— переливать (игры с водой);
— закапывать, откапывать что-то;
— сортировать (при смешении, например, крупного с мелким, можно отсортировывать крупное; также сортировать можно по цвету, форме, гладкое и шершавое, твердое и мягкое и т.д.).
Вестибулярные раздражители (то, как ребенок двигается). В данном случае вы используете разные двигательные упражнения и игры – прыжки, хлопки, раскачивания, притопы и прочее. Неплохо использовать движения, сопровождающиеся стихотворной речью, например, стишок-игра «Мышки»:
Вышли мышки как-то раз
(шагают)
Посмотреть, который час.
(ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны)
Раз, два, три, четыре
(хлопают)
Мышки дернули за гири.
(движения руками сверху вниз)
Вдруг раздался громкий звон
(закрывают руками уши)
Побежали мышки вон
(бегут)
Обонятельные раздражители (воздействие запахами). Можно нюх ребенка использовать активно – то есть направленно давать ему что-то понюхать (кусочек лимона, гвоздику, корицу), активно обогащая его сенсорный опыт. Или использовать пассивно, как, например, при ароматерапии. При распылении запахов в помещении важно учитывать, какое влияние на психику имеет тот или иной запах, с какого возраста можно его использовать и соблюдать нормы для сеансов ароматерапии. Например, с 3-х лет можно уже использовать запахи ромашки (успокаивает), мяты (стимулирует умственную активность), лаванды (успокаивает, снимает напряжение), чайного дерева (выравнивает психику, снижает тревогу).
Не проводите сеансы ароматерапии самостоятельно без консультации специалиста!
В какой последовательности
нужно запускать сенсорные раздражители:
1.Визуальные;
2.Аудиальные;
3.Тактильные;
4.Вестибулярные;
5.Обонятельные.
Важно!!!Не забывайте про принципы, описанные на первом этапе! Соблюдая их и запуская сенсорные системы, вы становитесь для ребенка не только «источником» положительных и новых эмоций, но и помогаете получить новые ощущения, новые способы взаимодействия с миром. Успехи совместной деятельности на данном этапе укрепят ваш эмоциональный контакт с ребенком, обогатят его эмоциональный и сенсорный опыт и вызовут интерес к взаимодействию с вами и окружающим.
Особым инструментом развития на первых двух этапах являются
телесно-ориентированные игры с ребенком
– это не только движения (о чем было написано в разделе вестибулярных раздражителей), но и любые игры, основанные на вашем телесном контакте с ребенком: всем известные «По кочкам, по кочкам…», «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая…», даже просто объятия, поглаживания и щекотки. Такой активный тесный контакт с ребенком запускает все анализаторы. Благодаря таким играм ребенок получаетмаксимально положительный опыт общения с окружающим миром и больше доверяет ему.
Этап III. Обучение ребенка базовым эмоциям.
Обучение строится на развитии моторики ребенка и усвоения им мышечных реакций различных эмоций. Это невербальный способ общения ребенка с окружающими. Коротко говоря, на данном этапе мы развиваем у ребенка
мимику и пантомимику, свойственную определенным эмоциям.
Обучение мимической гимнастике.
Для успешного усвоения мимических реакций необходима работа с зеркалом, чтобы ребенок наблюдал за вашей и своей мимикой.
Пусть сначала ребенок освоится перед зеркалом, познакомится со своим отражением, самостоятельно погримасничает, поцелует его. Даже дети-аутисты проявляют интерес к своему отражению.
Когда вы чувствуете, что ребенок достаточно готов для обучения гимнастике (он вас слушает, выполняет с вами упражнения, смотрит на вас и себя в зеркале), вы приступаете к элементарным упражнениям. Инструкции должны быть четкими, лаконичными, после чего идет непосредственная демонстрация ребенку эмоции.
Ира радуется! (демонстрируете улыбку, приподнимаете брови). Можете сопровождать звуками: «А!»
Хвалите ребенка при попытках повторить ваши движения.
Ира удивилась! (сморщен лоб, подняты брови). «О!»
После каждого упражнения следует расслабление мышц.
Ира сердится! (сжатые губы, брови вместе). Можно порычать «Ррр!»
Ира грустная! (внутренние кончики бровей подняты, уголки губ опущены). Тихий выдох «Ммм…»
Ира удивилась! (брови подняты, рот приоткрыт). Лучше сопровождать воскликом «Ого!»
Ира испугалась! (брови высоко подняты, глаза широко открыты, рот широко открыт). Резкий вдох «Ах!»
Ира, ужас! Зажмурься! (зажмурить глаза). Ложная тревога – расслабься! (открыть свободно глаза, спокойно поморгать)
(Презрение) Ира, фууу… (верхняя губа поднята, нос сморщен)
(Отвращение)Ира, беее… (, опустить голову чуть вниз, оттянуть нижнюю губу вниз)
Следует обучать не только мимике эмоций, но и другим мимическим движениям, например:
Ира, пахнет! (приподнять голову, глубокий вдох, резкий или продолжительный выдох) «Ааах…»
Ира, лягушка! (надуть щеки)
Ира, рыбка! (вытянуть губы вперед, открывать и закрывать беззвучно рот – как рыба).
Ира, моторчик! (выпускать воздух через слегка сжатые губы) «Брррр…»
Ира, поцелуй! (вытянуть губы вперед, имитировать поцелуи)
Обучение пантомимике
Вместе с обучением мимике, обучаем и разным жестам – пантомимике.
Это можно также делать перед зеркалом, в двигательных упражнениях, в стихах с движениями. Все движения, которым обучаете, необходимо сопровождать конкретным словом/словосочетанием.
Можете научить ребенка принимать определенную позу и использовать смысловые жесты, например:
«Мне холодно» -плечи приподняты и сжаты, руки перед грудью крест-накрет;
«Мне жарко» — махи кистями рук на лицо;
«Я хочу есть» — легкие похлопывания себя по животу.
«Дай» — руки вытянуты перед собой ладонями вверх;
«Отойди» — кисти рук расположены вертикально ладонями наружу
«Мне нравится» — большой палец вверх «Ок».
Уровень развития мимики и пантомимики позволит научиться ребенку выражать свои эмоции и считывать эмоции других людей.
Освоение ребенком невербальных способов выражения своих желаний или состояний заметно облегчит ваше с ним общение и в дальнейшем поможет ребенку успешно социализироваться в обществе.
Источник
Наталья Алыкова
Консультация «Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с ранним детским аутизмом»
Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с ранним детским аутизмом
Нарушение эмоционально-волевой сферы является ведущим признаком при РДА и может проявиться в скором времени после рождения.
Так, при аутизме часто отстает в своем формировании самая ранняя система социального взаимодействия с окружающими людьми — комплекс оживления. Это проявляется в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных эмоциональных реакций в виде смеха, речевой и двигательной активности на проявления внимания со стороны взрослого. По мере роста ребенка слабость эмоциональных контактов с близкими взрослыми продолжает нарастать. Дети не просятся на руки, находясь на руках у матери, не принимают соответствующей позы, не прижимаются, остаются вялыми и пассивными. Обычно ребенок отличает родителей от других взрослых, но большой привязанности не выражает. Дети могут даже испытывать страх перед одним из родителей, иногда стремятся ударить или укусить, делать все назло. У этих детей отсутствует характерное для данного возраста желание понравиться взрослым, заслужить похвалу и одобрение. Слова «мама» и «папа» появляются позже других и могут не соотноситься с родителями. Все вышеназванные симптомы являются проявлениями одного из первичных патогенных факторов аутизма, а именно снижения порога эмоционального дискомфорта в контактах с миром. У ребенка с РДА крайне низкая выносливость в общении с миром. Он быстро устает даже от приятного общения, склонен к фиксации на неприятных впечатлениях, к формированию страхов.
Стоит заметить, что крайне редко наблюдается проявление всех вышеназванных симптомов в полном объеме, особенно в раннем возрасте (до трех лет). В большинстве случаев родители начинают обращать внимание на «странности» и «особенности» ребенка лишь по достижении им двух или даже трёх лет.
У детей с РДА наблюдается нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии. Они могут неожиданно выбежать на проезжую часть, у них отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим.
У всех без исключения детей отсутствует тяга к сверстникам и детскому коллективу. При контакте с детьми у них обычно наблюдается пассивное игнорирование или активное отвержение общения, отсутствие отклика на имя. В своих социальных взаимодействиях ребенок крайне избирателен. Постоянная погруженность во внутренние переживания, отгороженность аутичного ребенка от внешнего мира затрудняют развитие его личности. У такого ребенка крайне ограничен опыт эмоционального взаимодействия с другими людьми, он не умеет сопереживать, заражаться настроением окружающих его людей.
Степень выраженности аутистических расстройств у разных категорий детей варьирует. Согласно классификации О. С. Никольской и др. (1997, выделяют четыре категории аутичных детей.
Первая группа. Это дети наиболее глубоко аутичные. Они отличаются максимальной отрешенностью от окружающего мира, полным отсутствием потребности в контакте. У них отсутствует речь (мутичные дети) и наиболее ярко выражено «полевое» поведение. Действия ребенка при этом не являются результатом внутренних решений или каких-то обдуманных желаний. Напротив, его действиями руководит пространственная организация объектов в помещении. Ребенок перемещается по комнате бесцельно, едва касаясь предметов. Поведение детей этой группы не является отражением внутренних устремлений, а, наоборот, проявляется как эхо посторонних впечатлений.
Эти дети пресыщаемы, у них не развиваются контакты с окружающим миром, даже избирательные, точнее, они не вступают с ним в контакт.У них отсутствуют активные средства защиты: не развиваются активные формы аутостимуляции (моторные стереотипии). Аутизм проявляется в выраженной степени отрешенности от происходящего вокруг и в желании, чтобы их оставили в покое. Дети не пользуются речью, а также жестами, мимикой, изобразительными движениями.
Вторая группа. Это дети, у которых контакт нарушен в меньшей степени, однако также достаточно сильно выражена дезадаптация к среде. У них более ярко проявляются стереотипии, избирательность в еде, одежде, выборе маршрутов. Страх перед окружающими наиболее отражен в выражении лиц этих детей. Однако они уже устанавливают контакты с социумом. Но степень активности этих контактов и их характер у этих детей проявляется в чрезвычайной избирательности и фиксированности. Предпочтения формируются очень узко и жестко, характерно обилие стереотипных моторных движений (взмахов рук, поворотов головы, манипуляций разными предметами, трясения палочками и веревочками и т. д.). Речь этих детей более развита, чем у детей первой группы, они пользуются ею для обозначения своих потребностей.Однако во фразе также присутствует обилие стереотипии и речевых штампов: «дать пить», или «Коле дать пить». Ребенок копирует речевые штампы, воспринятые из внешнего мира, не называя себя в первом лице. С этой целью могут быть использованы также фразы из мультфильмов,например: «Испеки-ка ты мне, бабка, колобок».
Третья группа. Особенности этих детей проявляются в первую очередь в их экстремальной конфликтности при установлении контактов с внешним миром. Их поведение доставляет близким особые беспокойства. Конфликты могут завершаться в виде агрессии, направленной на кого-то, или даже самоагрессии. Речь этих детей развита лучше. Но она, как правило, монологична. Ребенок говорит фразой, но для себя. Его речь имеет «книжный», наученный, неестественный оттенок. Ребенок не нуждается в собеседнике. Двигательно это наиболее ловкие дети среди всех групп. Эти дети могут проявлять особые познания по некоторым дисциплинам. Но это, в сущности, манипуляции знаниями, игра какими-либо понятиями, так как проявить себя в практической деятельности эти дети могут с трудом. Они совершают мыслительные операции (например, задания по математике) стереотипно и с большим удовольствием. Подобные упражнения служат им источником положительных впечатлений.
Четвертая группа. Это особо ранимые дети. В большей степени аутизм проявляется у них не в отсутствии, а в неразвитости форм общения. Потребность и готовность к вступлению в социальное взаимодействие у детей этой группы выражены больше, чем у детей первых трех групп. Однако их незащищенность и ранимость проявляются в прекращении контакта при ощущении малейшего препятствия и противодействия.
Дети этой группы способны устанавливать глазной контакт, но он носит прерывистый характер. Дети производят впечатление робких и застенчивых. В их поведении просматриваются стереотипии, но уже больше в проявлении педантизма и стремлении к порядку.
Источник
Эмоциональная сфера является важнейшей системой регуляции поведения человека, которая обеспечивает реализацию его отношения к окружающему миру и адекватное взаимодействие с другими людьми. Недостаточная разработка теоретических и методологических аспектов возводит проблему ее изучения в ранг наиболее сложных в современной психологии.
Особое значение исследование эмоциональной сферы имеет в случае отклоняющегося развития. При любом виде аномального онтогенеза наблюдаются специфические эмоциональные проявления, которые часто затрудняют обучение и социальную адаптацию проблемного ребенка.
Это необходимо учитывать при планировании и организации коррекционной психолого-педагогической помощи. Обращение к патологии развития является одной из реальных возможностей понимания закономерностей психической нормы. Поэтому изучение различных форм психического дизонтогенеза может быть полезно для выявления причин, вызывающих те или иные отклонения от нормы.
В течение последних десятилетий специалистов разного профиля привлекают внимание расстройства аутистического спектра у детей, что связано с ростом распространения такого рода нарушений.
Детский аутизм все чаще рассматривается как важная психолого-педагогическая проблема.
Аутизм представляет собой спектр расстройств, признаки которых могут существенно варьировать как по глубине, так и по клиническим проявлениям у разных детей.
Но, несмотря на то, что со времени первого описания аутизма прошло почти полвека, проблемы этой аномалии развития еще далеки от разрешения.
Чем больше наше общество изучает аутизм, тем эффективнее мы становимся в определении критериев, которые называют аутистичными. И хотя все больше людей ежегодно получают диагноз «аутизм», критерии остаются прежними.
Ребенок получает диагноз «аутизм», когда у него можно наблюдать, по крайней мере, шесть специфических типов поведения в трех областях:
- — социального взаимодействия,
- — коммуникации,
- — поведения (ребенок имеет повторяющиеся и
стереотипные модели поведения, и ограниченные специфические интересы).
Несформированность или нарушения эмоционально-волевых особенностей вызывает у ребенка в затруднении интеллектуальных заданий, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка. Расстройства в эмоциональной сфере детей не только снижают интеллектуальные возможности, но и могут приводить к нарушению поведения, а также вызывать явления социальной дезадаптации.
Лица с нарушением аутичного спектра живут в нашем мире, но воспринимают его отличным от нас способом — непредсказуемым, непонятным, фрагментарным. Мир для них как бы окутан туманом, из которого выныривают люди, предметы и они не знают чего от него ждать.
Конечно, такой мир вызывает у них страх, в нем аутисты чувствуют себя неуверенно, к нему им трудно приспособиться. Возможно, из-за такого мировосприятия у них возникает желание выделить свою территорию, сделать свое собственное пространство неизменным, максимально «законсервированным», подчинить его определенной стереотипной последовательности.
И поэтому эмоциональные расстройства, такие как депрессия, фобии, тревога часто сопровождают диагноз «Аутизм».
Лимбическая система человека, которая ответственна за эмоциональную сферу, за адекватное эмоциональное реагирование на различные раздражители и стимулы окружающей среды демонстрирует крайне недостаточную функцию у аутических детей: они часто и бурно реагирует на незначительные стимулы, маленькие детали — при этом игнорируя важные события в эмоциональной жизни.
Реакция на слуховые, зрительные, тактильные и другие чувствительные раздражители совершенно неадекватна.
Дети с аутизмом очень часто проявляют беспокойство в таких ситуациях, в которых дети с обычным развитием реагируют абсолютно спокойно. Такие обыденные действия, как стрижка ногтей, волос, поход в супермаркет за покупками, или необычное расположение мебели в комнате могут вызвать у ребенка чувство тревоги и страха, и это прямым образом отразится на его поведении.
Без сомнения, тревожность является реальной и серьезной проблемой для многих людей с расстройствами аутистического спектра. Специалисты часто слышат это от родителей, учителей и врачей, а также подростков и взрослых с расстройствами аутистического спектра.
Одними из часто встречающихся симптомов тревожности являются специфические фобии, необычные по содержанию.
Так, дети с аутизмом могут до смерти бояться пчел или комаров, дождя или града — того, что обычно не пугает других детей.
В отличие от детей с аутизмом здоровые дети могут бояться темноты, больших собак или пауков, т.е. их страхи более понятны.
Некоторым подросткам с разными формами аутизма присущи более общие страхи, связанные с учебой, с тем, что их дразнят, и по поводу девушек, но опять же — с необычными отклонениями.
Самое большое беспокойство у детей с разными формами аутизма вызывают перемены. Они всеми силами стараются избегать их.
Действительно, «сопротивление переменам» было одним из ключевых симптомов аутизма, описанных Лео Каннером более полувека тому назад. Дети с аутизмом хотят, чтобы рядом с ними никогда ничего не менялось.
Так же ведут себя и большинство других детей, но в том, что касается «сопротивления переменам», странным является следующее: у детей с аутизмом тревогу вызывают не принципиальные перемены (переход из одной школы в другую или переезд из одного дома в другой), а скорее более тривиальные изменения — другой цвет стен в комнате, покупка новой машины, изменение маршрута школьного автобуса, новые шторы на окнах в гостиной.
Перемены, подобные этим, способны спровоцировать патологическое состояние тревоги и отчаянные попытки вернуть все так, как было раньше. Рождение брата или сестры или смерть домашнего животного часто остаются незамеченными или воспринимаются с притворным равнодушием и хладнокровием.
Аутист очень благодарен, когда другие придерживаются установленных правил и схем. Он болезненно реагирует на перестановку вещей, на смену привычного распорядка. Мельчайшее изменение может вызвать у него приступ паники. Отсутствие привычной детали окружения означает для него крах безопасного мира.
В основе такого навязчивого повторения одних и тех же действий и обстоятельств — страх не справиться с новой ситуацией.
По показателям личностной тревожности можно оценить параметры активности личности в плане ее характерологических свойств. В целом тревожность — субъективное проявление неблагополучия личности. Тревожность возникает, прежде всего, в силу нарушения форм внутриличностного и межличностного общения — например, между родителями и детьми.
Если ребенок страдает повышенной тревожностью, он, скорее всего, испытывает ощущение сильного внутреннего напряжения. Это может также проявляться в учащенном сердцебиении, мышечном напряжении, потливости и болях в животе.
Сильная тревога может привести к проявлению повторяющегося поведения, которое не имеет никакого функционального предназначения, например, ребенок может бесцельно измельчать бумагу или рвать одежду. У ребенка расширяются глаза, сердце начинает сильно стучать, он начинает плакать, или вырываться, и обычно, пока источник страха не исчезнет, ребенок на успокоится.
Психологические и физические симптомы тревожности тесно связаны друг с другом и могут приводить к замкнутому кругу, который трудно разорвать.
К психологическим симптомам тревожности относятся:
- — быстрая потеря терпения,
- — проблемы с концентрацией внимания,
- — постоянные мысли о наихудшем варианте развития событий,
- — проблемы со сном,
- — полная увлеченность или навязчивые мысли об одном и том же предмете.
К физическим симптомам тревожности можно отнести:
- — чрезмерную жажду,
- — расстройства желудка,
- — проблемы с кишечником,
- — приступы сердцебиения,
- — мышечные и головные боли,
- — покалывание кожи,
- — треморы.
Конечно же, люди с расстройствами аутистического спектра часто испытывают трудности с устным общением.
Таким образом, внешние проявления тревоги могут быть единственным признаком того, что их что-то беспокоит.
Некоторые исследователи также предполагают, что внешние, физические симптомы тревоги среди людей с расстройствами аутистического спектра особенно заметны.
Таким образом, тревожность является очень распространенной проблемой у людей с аутизмом. Она появляется по различным причинам и способность людей справиться с ней может быть различной. Тревожность влияет как на разум, так и на тело, и может привести к самым различным симптомам.
Тем не менее, социальная тревожность, или боязнь новых людей и незнакомых социальных ситуаций, особенно распространена среди детей с аутизмом. детский аутизм тревожность коррекционный
Следовательно, можно сделать вывод о том, что аутизм — это уход от действительности с фиксацией на своем внутреннем мире, на аффективных переживаниях.
Как психопатологический феномен это болезненный вариант интроверсии. Проявляется в эмоциональной и поведенческой отгороженности от реальности, свертывании или полном прекращении общения, «погружении в себя».
Часто поведение детей и взрослых с аутизмом может казаться странным и ставящим в тупик. Однако очень часто оно объясняется особенностями сенсорного восприятия — того, как мозг перерабатывает информацию от органов чувств.
Подавляющее большинство людей с аутизмом имеют те или иные виды гиперчувствительности (чрезмерной чувствительности к стимулам) или гипочувствительности (недостаточного восприятия стимулов), а «странное» поведение часто объясняется сенсорным поиском — непроизвольной попыткой получить недостающую стимуляцию от органов чувств.
Источник