Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста
Наталья Островская
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит одной из приоритетных задач охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Важнейшей составляющей психического здоровья детей является эмоциональная сфера.
Эмоции играют большую роль в развитии ребенка: определяют эффективность обучения, принимают участие в становлении творческой, трудовой, учебной деятельности, взаимоотношениях ребенка со сверстниками.
Продолжительное время система дошкольного образования в России
была ориентирована, прежде всего, на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. По мнению многих отечественных авторов, среди которых Л. А. Абрамян, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина, эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,если его участники не способны: во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации воспитательно-образовательного процесса. Решающая роль в ее развитии принадлежит воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения.
Очень важно, чтобы воспитатель был ориентирован не только на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе. Среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития).
Эмоционально — развивающаясреда включает в себя следующие компоненты:
Первым компонентом является взаимодействие педагога с детьми. Значимым фактором являются эмоционально-личностные особенности воспитателя, а также его речь. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой.
Вторым, компонентом эмоционально-развивающей среды является оформление интерьера группы (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы — это наличие специально-организованных зон,среди которых: «Уголок уединения», «Уголок настроения» и т. д.). При оформлении «Уголков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Музыкальный фон в группе создает соответствующая музыка — не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка и т. д.
Третьим компонентом является эмоционально-активизирующая
совместная деятельность воспитателя с детьми. Она включает в себя в
первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника.
В игре активно формируются или перестраиваются психические
процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными.
Развитию эмоционального благополучия детей способствует проведение психогимнастических упражнений. Это условие, которое не
предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако
рекомендовано психологами и медиками.
Психогимнастика, по мнению Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой,
представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка
(его познавательной и эмоционально-личностной сферы).
Основная цель занятий по психогимнастике — овладение навыками
управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности
понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и
полноценно переживать.
Эффективно воздействуют на психическое состояние детей проведения лечебно-профилактических мероприятий (водные закаливающие процедуры, психотренингов, релаксационных пауз, снимающих напряжение и стресс. Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие, связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.
Таким образом, изучив подходы к организации развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что организованная психолого-педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и устранить недостатки в личностном развитии.
Источник
Ирина Ливадняя
Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое настроение и внутреннее состояние. Отсюда и возникают трудности в отношениях со взрослыми и сверстниками. Важную роль в жизни ребенка играют эмоции.
В настоящее время увеличивается число дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии. Отмечается состояние эмоциональной напряженности, занижена самооценка, повышен уровень тревожности. Часто возникающие отрицательные ситуации, неумение справляться с возникшими проблемами, невнимательные окружающие все это приводит к нарушению эмоционального состояния у детей. Если вовремя не обратить внимание на нарушения в эмоциях, которые возникают у детей, то это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы. Надо заметить, что положительные эмоции приносят пользу для психического и физического развития.
Вот почему необходимо ввести детей в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенные эмоциональные состояния, объяснить, что они означают.
Эмоциональное развитие детей до 3 лет достигает такого уровня, что они могут вести себя образцово. Но то, что у детей есть способность к так называемому хорошему поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. Для этого возраста характерны резкие перепады настроений, т. к. их эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. На настроение детей начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Малыши начинают оценивать поведение окружающих людей, появляется первичная самооценка «Я хороший», как правило, в этом возрасте она максимально завышена.
К 4-5 годам у детей снижена утомляемость, эмоциональный фон настроения становится более стабильным, дети становятся более выносливыми.
К 6-7 годам дети становятся, более сдержанны, сдерживают слезы, агрессию, скрывают свои страхи. Повышается самокритичность, самоконтроль, появляется чувство собственного достоинства, чувствительны к словам и их оттенкам, отношению к окружающим. Также ярко выражена потребность в признании, понимании, одобрении. В общении со сверстниками отношения становятся более гибкими. Авторитетом для подражания для девочек становится — мать, для мальчиков – отец. Идет постоянное сравнение поведения сверстников и родителей, нахождение соответствия и различий между ними. К этому возрасту дети должны:
Испытывать чувства привязанности, любви и нежности к своим близким;
Быть общительными, взаимодействовать со сверстниками на равных;
Обладать адекватной самооценкой, уверенностью;
Реализовать свою потребность в понимании со стороны близких и значимых для них лиц.
Все это можно сформировать при разумном эмоциональном воспитании детей. Детям важно помочь научиться распознавать свои чувства и чувства других, познакомить с миром чувств и эмоций, развивать познавательные и творческие способности.
Чтобы дети выросли эмоциональноустойчивыми и психически здоровыми нужно:
Общаться с детьми, интересоваться их переживаниями, внутренним состоянием;
Проявлять любовь объятиями, ласковым взглядом, поглаживанием;
Быть доброжелательными и терпимыми;
Постоянно вселять веру детей в их силы и возможности;
Одобрять даже самые незначительные успехи детей.
Формирование положительных эмоций должно рассматриваться как одно из основных задач воспитания детей. Особенно это важно в дошкольный период – один из самых значимых этапов жизни детей.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ.
«Представь свое имя в движении» (с 6 лет)
Цель: игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.
Ход игры: Дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, подсказывающее их имя. Упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения.
«Мое настроение»
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.
Ход игры:Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.
«Передача чувств»
Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
Ход игры: Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.
Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2—3 минуты):
Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.
Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.
Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?
«Сижу, сижу на камушке»
Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику).
Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.
Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем,
А кто ж меня верно любит,
А кто ж меня сменит,
Меня сменит-переменит,
Еще приголубит?
После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.
«Эмоции героев»
Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.
Ход игры: Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д. В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определённой возрастной группы.
«Интересный разговор»
Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение.
Процедура проведения. У детей в каждой руке по прищепке.Ритмичное открывание и закрывание прищепок обеими руками по ходу проговаривания текста:
Лягушонок: «Квак-квак!»
А утенок: «Кряк-кряк!»
Все сказали, все спросили,
Хорошо поговорили!
Источник
Людмила Аникина
Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Статья. «Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную игру путем эффективного использования дидактических игр и упражнений».
Главная цель :
Это развитие эмоциональной сферы дошкольников — научить детей понимать эмоциональныесостояния свои и окружающих их людей: дать представления о способах выражения собственных эмоций, а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Поэтому эмоции, которые дети испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Эмоции и чувства — это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе.
Эмоции — это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.
Чувства — это своеобразно выраженные переживаемые человеком отношение к окружающей действительности.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё.
С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам.
К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящие между двумя и шестью годами, сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности.
Развивать эмоциональную среду лучше всего через театральную деятельность.
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества.
Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Работу лучше начинать с различных игр для сближения детей друг с другом,такие как например: «Солнышко и домик», «Подарки», и т. д., использовать различные упражнения, этюды, игры, пальчиковую гимнастику. Эти игры и упражнения способствовают развитию умений произвольно управлять своими действиями, эмоциями.Дети с удовольствием играют в такие игры-упражнения как: «Азбука настроений», «Злые и добрые герои», «Гномики», «Тучки», «Выбери девочку», «Эмоции» и т. д. Для этих игр и упражнений разработать и сделать дидактические пособия.
Используя технологию театрализованных игр, можно добиться хорошего результата в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. В результате игр и упражнений дети приобретают навыки, умения и опыт необходимый для адекватного поведения в обществе, способствующий наилучшему развитию личности ребенка, подготовки его к жизни.
Можно использовать игры на эмоции, направленные на развитие у детей способности понимать, осознавать и правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции.
Это такие игры как «Дракончик». У каждой головы дракона разное настроение. Нужно назвать какое настроение у каждой головы, найти пиктограмму и придумать почему у этой головы такое настроение.
Игра «Тучки».
Игра развивает воображение,выразительность движений. Взрослый читает стихотворение Н. А. Екимова, а дети изображают тучки в соответствии с текстом, и тучка на фланелеграфе выбирают соответствующие эмоцию.
«Домик настроения» и «Эмоции» — игры на различения разных эмоций. В игре «Эмоции» картинки разрезаются пополам по линии делящей лицо на верхнюю и нижнюю части, смешиваются. Детям раздаются пиктограммы. Дети находят картинки, которые соответствую пиктограмме.
Желательно чтобы в каждом уголке группы были игры и пособия на формирование эмоциональной сферы. Например, в природном уголке живут комнатные растения, у которых есть глазки, ротик, носик, которые бывают грустные, когда их забывают полить. Дети определяют их эмоциональное состояние, находят на кубике пиктограмму, рассказывают, что нужно сделать, чтобы растение стало веселое и довольное. В книжном уголке стоит кубик с иллюстрациями из различных сказок. На них изображены герои сказок с различными эмоциональными настроениями. Дети вспоминают название сказки, рассказывают ее содержание. Разыгрывают эпизод из сказки.
В игре «Сказочный хоровод» детям предлагается изобразить походки различных животных, изобразить различные эмоциональные состояния.
Игра развивает чувства общности, выразительности движений, способности изображать различные эмоции.
Дети с удовольствием играют в такие игры – упражнения, как «Сказочные герои», «Гномики», «Настроения». Все эти игры на различения основных эмоций. Со средней группы с усложнением. Нужно придумать «Как испортить настроение сказочному герою». В старших группах дети могут придумывать целые сказки, которые мы зарисовали и делали книжки-самоделки.
Так же в работе можно использовать упражнения на различения эмоций «Найди лишний». Среди изображений одной эмоции нужно найти лишнюю. Надо составить картотеку иллюстраций на эмоции, которые можно использовать в своей работе. Раскраски, в которых дети раскрашивают рисунки и сами рисуют эмоциональное состояние героя.
Многие игры, которые можно использовать в работе, помогают инсценировать литературные произведения. Это игры «Пиктограммы». Рассматриваем карточку с тем или иным персонажем сказки и пробуем изобразить его. Эта игра способствует развитию умений произвольно управлять своими действиями, эмоциями. Игры «Собери сказочного героя», «Лото», «Колобок» учат распознавать эмоциональные проявления, обогащают и активизируют словарь детей за счет слов, обогащающих различные эмоции, чувства, настроения.
Театрализованная деятельность позволяет детям знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Дети инсценируют стихотворения или придумывают сказки сами.
Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. В этом могут помочь этюды. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительности движений, мимикой, жестами, позой, походкой.
Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально – чувственного опыта у детей длительная работа, которая требует участия родителей. В индивидуальных беседах с родителями стоит обсуждать проявление драчливости и агрессивности детей. Так же предметом для разговора могут быть детские страхи, отношение
сверстников к ребенку, настроение их, интересы, потребности.
В конце года как итог дети показывают спектакли для родителей или для малышей. Закрепляют знания о театральном искусстве, показывают навыки владения театральной куклой, навыки владения выразительными движениями.
Источник