Развитие эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста
Под
эмоциональной сферой личности принято
понимать не только эмоции, а сложный
комплекс эмоций и других эмоциональных
явлений: тона, эмоциональных свойств
личности. Благодаря им появляется
понятие эмоциональных типов личности
и эмоционально устойчивых отношений
(чувств), каждое из которых имеет свои
четкие признаки и отличия друг от друга.
В
жизни каждого человека эмоции имеют
огромное значение. Но для ребенка эмоции
становятся и определителем ценности
предметов и явлений, своеобразным
эталоном их качества. Именно с помощью
чувств дошкольник воспринимает небольшой
мир, окружающий его, благодаря им он
может показать взрослым, что он чувствует
и ощущает.
В отечественной
психологии, начиная с работ Л.С. Выготского,
утвердилось мнение о многоуровневости
эмоций, как об основной из фундаментальных
закономерностей их проявления и развития.
Наиболее ярко эта идея проявляется при
рассмотрении возрастных этапов развития
эмоций, в частности на этапах младенческого,
раннего и дошкольного детства.
Основные изменения
в эмоциональной сфере у детей на этапе
дошкольного детства обусловлены
установлением иерархии мотивов,
появлением новых интересов и потребностей.
Чувства
ребенка-дошкольника постепенно теряют
импульсивность, становятся более
глубокими по смысловому содержанию.
Тем не менее, остаются трудноконтролируемыми
эмоции, связанные с органическими
потребностями, такими как голод, жажда
и т. д. Изменяется и роль эмоций в
деятельности дошкольника. Если на
предыдущих этапах онтогенеза основным
ориентиром для него являлась оценка
взрослого, то теперь он может испытывать
радость, предвидя положительный результат
своей деятельности и хорошее настроение
окружающих.
Постепенно
ребенком-дошкольником осваиваются
экспрессивные формы выражения эмоций
— интонация, мимика, пантомимика. Овладение
этими выразительными средствами, кроме
того, помогает ему глубже осознать
переживания другого.
Свое влияние на
эмоциональное развитие оказывает
развитие познавательной сферы личности,
в частности, включение речи в эмоциональные
процессы, что приводит к их интеллектуализации.
На протяжении
дошкольного детства особенности эмоций
проявляются вследствие изменения общего
характера деятельности ребенка и
усложнением его отношений с окружающим
миром. Физическому и речевому развитию
ребенка сопутствуют и изменения в
эмоциональной сфере. Меняются его
взгляды на мир и отношения с окружающими.
Способность ребенка сознавать и
контролировать свои эмоции возрастает,
как понимание поведения, например в тех
областях, где важно мнение взрослых по
поводу того, что такое «плохое» и
«хорошее» поведение. Взрослым надо
хорошо представлять себе, чего следует
ожидать от детей, иначе появятся неверные
оценки, не учитывающие возрастные
особенности ребенка. Идеальное отношение
взрослого к малышу — это постепенное
подстраивание под эмоциональное развитие
и становление личности ребенка. К трем
годам эмоциональное развитие ребенка
достигает такого уровня, что он может
вести себя образцово. То, что дети
способны к так называемому «хорошему»
поведению, еще не значит, что оно постоянно
будет таким. У малышей нередки проявления
недовольства в виде слез, истерик и
крика. Хотя для старших истерики не так
характерны, как для младших, у них сильны
самоощущение и желание независимости.
Если четырехлетний ребенок в споре
аргументирует с помощью речи, ему незачем
впадать в истерику. Но если взрослый не
ответит малышу на его вопрос: «А почему
я должен?» — то может случиться срыв.
Если четырехлетний ребенок очень устал
или перенес полный напряжения день, его
поведение скорее напомнит поведение
ребенка, более младшего возраста. Это
сигнал взрослому, что в данный момент
на ребенка навалилось слишком много,
чтобы он мог вытерпеть. Ему нужны ласка,
утешение и возможность некоторое время
вести себя так, как если бы он был младше.
Чувства дошкольника непроизвольны. Они
быстро вспыхивают, ярко выражаются и
быстро гаснут. Бурное веселье нередко
сменяется слезами. Вся жизнь ребенка
раннего и дошкольного возраста подчинена
его чувствам. Управлять своими
переживаниями он еще не может. Поэтому
дети гораздо больше подвержены переменам
настроения, чем взрослые. Их легко
развеселить, но еще легче огорчить или
обидеть, так как они почти совсем не
знают себя и не умеют владеть собой. Вот
почему они способны пережить целую
гамму чувств и волнений за необычайно
короткий промежуток времени. Ребенок,
который катается по полу от смеха, может
внезапно расплакаться или прийти в
отчаяние, а минуту спустя, с еще не
высохшими глазами, опять заразительно
смеяться. Подобное поведение детей
совершенно нормально. Кроме того, у них
бывают хорошие и плохие дни. Ребенок
может быть сегодня спокойным и задумчивым
либо капризным и хнычущим, а назавтра
— живым и веселым. Иногда мы можем
объяснить его плохое настроение
усталостью, огорчениями в детском саду,
недомоганием, ревностью к младшему
брату и т.д. Другими словами, его длительное
плохое настроение вызвано тревожным
состоянием из-за какого-то конкретного
обстоятельства, и, хотя всеми силами
стараемся помочь ребенку избавиться
от него, часто бывает, что чувства малыша
вызывают полное недоумение. Если плохое
настроение не затягивается надолго — к
примеру, на несколько дней — и не переходит
какие-то границы, нет нужды беспокоиться.
Но если ребенок очень долго находится
в подавленном настроении или с ним
происходят резкие и неожиданные перемены
нужна консультация психолога. Но в
большинстве случаев лучше не придавать
слишком большого значения переменам
настроения ребенка, что позволит ему
самостоятельно обрести эмоциональную
стабильность. Настроение ребенка во
многом зависит от взаимоотношений с
взрослыми и сверстниками. Если взрослые
внимательны к ребенку, уважают его как
личность, то он испытывает эмоциональное
благополучие. Проявляются и закрепляются
положительные качества ребенка,
доброжелательное отношение к другим
людям. Если взрослые приносят ребенку
огорчения, то он остро переживает чувство
неудовлетворения, перенося, в свою
очередь, на окружающих его людей, свои
игрушки негативное отношение. С развитием
эмоциональной сферы дошкольника
постепенно происходит отделение
субъективного отношения от объекта
переживаний. Развитие эмоций, чувств
ребенка связано с определенными
социальными ситуациями. Нарушение
привычной ситуации (изменение режима,
уклада жизни ребенка) может привести к
появлению аффективных реакций, а также
страха. Неудовлетворение (подавление)
новых потребностей у ребенка в кризисный
период может вызвать состояние фрустрации.
Фрустрация проявляется как агрессия
(гнев, ярость, стремление напасть на
противника) или депрессия (пассивное
состояние). Около 4-5 лет у ребенка начинает
формироваться чувство долга. Моральное
сознание, являясь основанием этого
чувства, способствует пониманию ребенком
предъявляемых ему требований, которые
он соотносит со своими поступками и
поступками окружающих сверстников и
взрослых. Наиболее ярко чувство долга
демонстрируется детьми 6-7 лет.
Интенсивное
развитие любознательности способствует
развитию удивления, радости открытий.
Эстетические чувства также получают
свое дальнейшее развитие в связи с
собственной художественно-творческой
деятельности ребенка. Ключевыми моментами
эмоционального развития ребенка
дошкольного возраста являются:
освоение социальных
форм выражения эмоций; — формируется
чувство долга, получают дальнейшее
развитие эстетические, интеллектуальные
и моральные чувства;
благодаря речевому
развитию эмоции становятся осознанными;
эмоции являются
показателем общего состояния ребенка,
его психического и физического
самочувствия.
Для четкого
понимания различий в эмоциональном
развитии на разных этапах онтогенеза
можно рассмотреть их сравнительную
характеристику.
Общение как фактор
в развитии эмоциональной сферы ребенка.
Общение один из
важнейших факторов общего психического
развития ребенка.
Общение, как и
всякая деятельность, предметно. Предметом,
как и объектом, деятельности общения
является другой человек, партнер по
совместной деятельности.
Ребенок дошкольного
возраста существо эмоциональное: чувства
господствуют над всеми его сторонами
жизни, придавая им особую окраску. Он
полон экспрессии — его чувства быстро
и ярко вспыхивают. Ребенок шести-семи
лет, конечно, уже умеет быть сдержанным
и может скрыть страх, агрессию и слезы.
Но это происходит в том, случае, когда
это очень и очень надо. Наиболее сильный
и важный источник переживаний ребенка
— его взаимоотношения с другими людьми
— взрослыми и детьми. Потребность в
положительных эмоциях со стороны других
людей определяет поведение ребенка.
Эта потребность порождает сложные
многоплановые чувства: любовь, ревность,
сочувствие, зависть и др. Когда близкие
взрослые любят ребенка, хорошо относятся
к нему, признают его права, постоянно
внимательны к нему, он испытывает
эмоциональное благополучие — чувство
уверенности, защищенности. В этих
условиях развивается жизнерадостный,
активный физически и психически ребенок.
Эмоциональное благополучие способствует
нормальному развитию личности ребенка,
выработке у него положительных качеств,
доброжелательного отношения к другим
людям. Именно в условиях взаимной любви
в семье ребенок начинает учиться любви
сам. Чувство любви, нежности к близким
людям, прежде всего к родителям, братьям,
сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует
ребенка как психологически здоровую
личность. Если оценивать особенности
чувств шестилетнего ребенка, то надо
сказать, что в этом возрасте он не защищен
от всего многообразия переживаний,
которые у него непосредственно возникают
в повседневном общении с взрослыми и
сверстниками. Его день насыщен эмоциями.
В одном дне вмещаются переживания
возвышенной сорадости, постыдной
зависти, страха, отчаяния, тонкого
понимания другого и полного отчуждения.
Шестилетний ребенок — пленник эмоций.
По каждому поводу, который подбрасывает
жизнь, — переживания. Эмоции формируют
личность ребенка. Эмоции утомляют его
до полного изнеможения. Устав, он
перестает понимать, перестает выполнять
правила, перестает быть тем хорошим
мальчиком (или девочкой), тем хорошим
малышом, которым может быть. Он нуждается
в отдыхе от своих собственных чувств.
При всей подвижности эмоций и чувств
шестилетнего ребенка характеризует
увеличение «разумности». Это связано
с умственным развитием ребенка. Он уже
может регулировать свое поведение. В
то же самое время способность к рефлексии
может привести не к развитию душевных
качеств, а к демонстрации их для получения
от этого своеобразных дивидендов —
восхищения и похвалы окружающих.
Шесть лет — это
возраст, когда ребенок начинает осознавать
себя среди других людей, когда он отбирает
позицию, из которой будет исходить при
выборе поведения. Эту позицию могут
строить добрые чувства, понимание
необходимости вести себя так, а не иначе,
связанные с этим совесть и чувство
долга. Но позицию могут строить и эгоизм,
корысть, расчет. Шестилетний ребенок
не так наивен, неопытен, непосредственен,
как это кажется. Да, у него мал опыт, его
чувства опережают разум. Но при этом он
уже занял определенную позицию по
отношению к взрослым, к пониманию того,
как надо жить и чему следовать. Внутреннее
отношение ребенка к людям, к жизни — это,
прежде всего, результат влияния взрослых,
его воспитывающих.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
11.02.20159.56 Mб21kraig психология развития.doc
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Эмоции помогают определённым образом воспринимать действительность, реагировать на неё. Умение искренне радоваться, понимать чувства и эмоциональные состояния людей, чётко выражать свои желания и общаться с людьми, быть восприимчивым к искусству и проявлениям жизни — всё это зависит от того, как сформирован ребёнок эмоционально. То, как развита эмоциональная сфера ребёнка дошкольного возраста, влияет на понимание маленьким человеком мира и успешного взаимодействия с ним. О важности и особенностях эмоциональной сферы дошкольника вы узнаете в нашей статье.
Особенности эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста
Проблема современности в том, что многие дети имеют проблемы в эмоциональном развитии, а именно — не умеют откликаться на чувства и состояния других, неадекватно реагируют на многие вещи. Сегодня лучшими друзьями в ребёнка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия — просмотр мультфильмов и компьютерные игры. В результате подобного образа жизни дети меньше общаются и с взрослыми, и со сверстниками; дошкольники не внимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать и уместно проявлять эмоции. А ведь общение значительно обогащает жизнь, делая её яркой, наполненной эмоциями и впечатлениями.
Дошкольный период — достаточно короткое время жизни человека. Поэтому важно именно в это время заложить хорошие основы личности. Немаловажным является эмоциональное развитие ребёнка, которое имеет свои особенные характеристики.
Когда ребёнку 1-3 года, то его эмоциональная сфера характеризуется:
- отсутствием эмпатии
- характерными эмоциональными реакциями, связанными с его желаниями
- неумением выбирать и принимать решения
- эгоцентризмом
- зарождением самосознания (малыш начинает узнавать своё отражение в зеркале, отзываться на имя, пытается быть самостоятельным, начинает употреблять местоимение «я»
- завышенной самооценки (Я — хороший)
- не умением видеть последствия действий
- важностью для ребёнка оценки взрослого, реакции не неё.
В возрасте 4-6 лет эмоциональная сфера ребёнка характеризуется:
- более спокойным эмоциональным фоном восприятия
- проявлением эмоций по цепочке «желание, представление, действие, эмоция»
- более управляемыми эмоциональными процессами
- развитием эмоционального предвосхищения (ребёнок старается предвидеть будущий результат и то, как его оценят)
- появлением аффективных реакций
- появлением новых мотивов для деятельности
- способностью оценивать своё поведение.
Ребёнок 4-5 лет — это маленький человек, обладающий достаточно разнообразным спектром эмоций. Его чувства и переживания связаны, по большей мере, с атмосферой в семейном кругу. Новые умения и интересы способствуют появления целого спектра разнообразных эмоций ребёнка, а также потребностей и мотивов. У дошкольника постепенно усложняется гамма эмоций и чувств: он уже может чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, гнев, бодрость, нежность, застенчивость, удивление, удовольствие и т. д. Дошкольник уже может выражать чувства, применяя разную интонацию и мимику.
Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста:
- они ещё не могут управлять своими эмоциями, переживаниями
- они осваивают социальные формы проявления чувств
- чувства и эмоции у них становятся более разумными и произвольными
- у дошкольников начинают формироваться высшие чувства (эстетические, нравственные, интеллектуальные).
Смотрите видео о важности эмоционально-чувственного воспитания человека
Если пожелаете узнать, в какой степени у вашего ребёнка развиты те или иные эмоции и чувства, рекомендуем прибегнуть к методам диагностики эмоциональной сферы ребёнка.
Диагностика
Основные диагностические методы эмоциональной сферы детей:
- тестирование
- наблюдение
- опрос
- беседа
- анкетирование
- анализ образцов детского творчества (рисунков).
Проводя наблюдение за дошкольником, обратите внимание такие факторы, как эмоциональный фон, настроение, степень выраженности эмоций, уровень эмоциональной подвижности. Наблюдая, можно легко заметить, насколько богат эмоциональный фон ребёнка, умеет ли малыш контролировать свои эмоции, присуща ли ему эмоциональная неустойчивость.
Используя один из методов диагностики или в комплексе, можно выяснить:
- насколько адекватна реакция дошкольника на явления
- как он воспринимает и интерпретирует состояния и настроения других людей
- широту диапазона эмоций, которые ребёнок понимает и переживает, глубину его переживаний, способы передачи эмоций с помощью речи;
- адекватно ли проявление эмоций при общении.
Указанные методики могут использовать как профессиональные детские психологи, так и воспитатели детских садов.
Эмпатия у детей
Важнейшим компонентом эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста является развитие эмпатии, а именно — способности к сочувствию и пониманию переживаний и эмоций других людей. Ребёнок, у которого развита эмпатия, всегда войдёт в положение того или иного человека и предложит ему свою помощь.
«Это интересно. Автор теории эмоционального интеллекта Дениел Гоулман убеждён, что жизненный успех зависит не только от уровня интеллекта, но и от хорошего умения управлять собственными эмоциями. А понимая свои эмоции, человек будет чувствовать и осознавать эмоции других».
Формирование эмпатии у дошкольника — это залог успешного обучения в школе, его лёгкой социализации, беспроблемного общения. Хотя бы поэтому родителям обязательно следует уделять внимание развитию эмпатии наряду с развитием интеллектуальных, коммуникативных, познавательных, творческих и других способностей малыша.
Советы по развитию эмпатии:
- Создайте в семье тёплую атмосферу, где будет царствовать любовь и взаимопонимание.
- Разбирайте с ребёнком разные жизненные ситуации.
- Знакомьте малыша с принципами существования в обществе.
- Объясняйте, как правильно поступать с людьми в разных ситуациях.
- Поясняйте, какие последствия может нести то или иное поведение людей.
- Развивайте у малыша позитивные социальные черты характера: оптимизм, доверие, прощение, солидарность.
- Учите малыша делать полезные поступки, помогать другим. Не забывайте о похвале.
- Сопереживайте ребёнку, общайтесь с ним о том, что он чувствует.
- Развивайте ребёнка эмоционально: обсуждайте тематические изображения и фотографии, изображайте эмоции перед зеркалом, играйте в эмоциональные игры.
- Будьте для ребёнка примером для подражания: придерживайтесь тех же принципов, которым вы обучаете малыша.
Эмоциональное воздействие
Секрет воспитания дошкольника с помощью эмоционального воздействия заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребёнка, а направлять их в нужное русло.
Если малыш посещает детский сад, то его эмоциональное становление будет более эффективным, так как он будет находиться в обществе сверстников и вместе с ними постигать новое, учиться общаться с ними.
Работу по эмоциональному совершенствованию дошкольников нужно проводить в двух направлениях:
- формирование умения распознавать и сравнивать эмоции: весело, скучно, грустно, спокойно, страшно, интересно и пр.
- формирование умения правильно выражать эмоции и определять эмоции, переживаемые окружающими.
Эмоциональное воздействие на ребёнка осуществляется следующими средствами:
- сюжетно-ролевые игры
- психогимнастические игры
- подвижные игры
- коммуникативные игры
- игры и задания на развитие произвольности
- игры для развития воображения
- игровые упражнения
- мимические этюды
- прослушивание музыки и обсуждение её
- чтение сказок и рассказов
- знакомство с живописью.
В ходе занятий малыш будет переживать разные эмоциональные состояния, будет пытаться говорить о том, что чувствует, познакомится с опытом таких же ребятишек, благодаря чему он станет лучше понимать себя и окружающих.
Формирование эмоциональной сферы
Формирование эмоций и чувств у дошкольников зависит от условий:
- Дошкольник должен общаться со сверстниками: именно в общении формируются чувства и эмоции.
- Нужно организовывать целенаправленную деятельность, способствующую развитию эмоций и чувств (прослушивание музыки, музыкальные занятия, чтение).
- Развивать эмоции и чувства у дошкольников лучше всего с помощью их основного вида деятельности — игры.
- Трудовая и творческая деятельность помогает формированию эмоциональных переживаний: радости от успеха, вдохновению, сочувствию усилиям сверстников, чувству удовлетворения или недовольства результатом.
«А знаете ли вы, что если человек эмоционально благополучен, то у него высокая самооценка, он ориентирован на достижение целей, не имеет проблем в общении, может легко строить и поддерживать отношения. То есть, эмоциональное благополучие — это гарант успешности ребёнка в будущем. Зависит эмоциональное благополучие ребёнка не от его врождённых особенностей, а от оптимальной системы воспитания в семье».
Компоненты успешного формирования эмоциональной сферы дошкольника:
- Правильная организация режима ребёнка, комфортная для него.
- Активизация двигательной деятельности малыша, его физического развития (утренняя зарядка, подвижные игры, физкультминутки).
- Игры (ролевые, сюжетные, дидактические, коммуникативные и проч.).
- Знакомство с искусством и самостоятельное творчество.
- Чтение и обсуждение сказок.
- Психогимнастика (эмоциональные этюды, мимика, пантомимика).
- Организация совместной деятельности детей.
- Задания с использованием наглядных пособий.
Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребёнка, его успешного общения, развития и дальнейшей жизни. Малыш реагирует на окружающий мир с посредством эмоций. Поэтому нужно развивать эмоциональную сферу ребёнка с раннего возраста с помощью разных видов воздействия, отдавая предпочтение игровым методам.
- Автор: Юлия
- Распечатать
Оцените статью:
Источник