Развитие эмоционально личностной сферы ребенка

Развитие эмоционально личностной сферы ребенка thumbnail

Светлана Катанаева
Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

ОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Катанаева С. В.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 10 «Росинка»

г. Южно-Сахалинск

Одной из самых серьёзных социальных проблем, с которой сталкивается педагог-психолог ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезмерной интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни.

В последние годы становится всё больше детей с нарушениями эмоционально-личностной сферы, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, неуверенность в себе, наличие страхов у детей. Это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Как писал Л. С. Выготский «Эмоции являются центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего, ребёнка».

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но значительно реже испытывают чувства восхищения, удовольствия. К сожалению, эмоциональная недостаточность нередко оказывается причиной разных форм социально-психологической дезадаптации.

Именно поэтому одним из приоритетных направлений своей работы я выбрала «Коррекцию и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста».

Как писал М. Горький «В каждом человеке есть бубенчик и, если его тронуть, человек зазвенит самым прекрасным, что в нём есть».

Исходя из выбранного направления, были выделены следующие задачи.

1. Коррекция эмоционально-личностных проблем детей.

2. Раскрыть перед ребёнком многообразие эмоционального мира.

3. Сформировать у детей осознание себя личностью, понимание собственной уникальности и уникальности других людей.

4. Развивать способность понимать других людей и их эмоциональное состояние.

5. Совершенствование у детей способности адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Работа в данном направлении началась с диагностики, направленной на изучение уровня агрессивности, страхов, тревожности, сформированности коммуникативных навыков и детско-родительских отношений.

На основе полученных данных были выявлены эмоционально-личностные особенности детей и сформированы коррекционные группы. Анализ этих данных позволил определить следующие направления работы:

1. Коррекционные занятия педагога-психолога с детьми.

2. Работа с педагогами ДОУ.

3. Работа с родителями детей, посещающих коррекционные занятия.

В работе с детьми я использую 2 программы, это:

1. «Ребята и зверята» Автор Н. Л. Кряжева.

Программа по анималотерапии – вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи.

В работе с детьми анималотерапия тесно связана со сказкотерапией, куклотерапией, арттерапией, игротерапией, телесно-ориентированными методами.

Особенность анималотерапии является возможность расширения невербального поведения. Животные ведь не говорят, а издают звуки. И поэтому дети учатся понимать настроение животного по следующим сигналам: поза, движения, взгляд, звуки. Это очень важно, так как детям сложно выразить свои чувства и эмоции словами.

На занятиях, дети принимают на себя роль какого-либо животного, копируют его поведение, повадки. При этом замкнутые, нерешительные, тревожные дети в образе собачки учатся быть активными, проявлять инициативу. И наоборот, активные, агрессивные, конфликтные дети в роли кошки, учатся сдерживать и контролировать свои эмоции и действия.

2. План-программа психосоциального развития детей старшего дошкольного возраста. Автор-составитель Катанаева С. В.

Программа состоит из трёх блоков.

1. Мотивационный. На занятиях дети познают себя, свою индивидуальность, неповторимость.

2. Когнитивный. На этих занятиях дети учатся понимать состояние другого, его особенности, потребности, замечать изменения настроения, эмоционального состояния.

3. Поведенческий. На занятиях дети учатся выбирать социально приемлемые формы поведения в различных ситуациях, учатся бесконфликтному общению.

Но вся эта работа невозможна без создания необходимых условий. Известно, что среда является одним из средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды для коррекционно- развивающих занятий учитывались следующие условия:

1. Сенсорная комната (для эмоциональной разгрузки, снижения эмоционального напряжения, расслабления).

2. Куклы, игрушки-животные, маски

животных (для работы

по программе анималотерапии).

3. Мягкий ковёр и подушки — забавные зверушки (для создания атмосферы покоя и безопасности, а так же для налаживания эмоционального контакта с детьми).

4. Элементы музыкотерапии (для релаксации, снятия телесных, двигательных зажимов).

5. Широкий спектр арттерапевтических средств (для выражения эмоционального состояния детей).

6. «Часы настроения», «Книги настроений», «Кубик эмоций» (для знакомства с эмоциями, их внешними проявлениями).

Немаловажное значение в коррекции и развитии эмоционально-личностной сферы

детей имеет работа с педагогами. Так как необходимо продолжать работу с детьми в группе детского сада. Для этого используются различные формы работы:

индивидуальные консультации

групповые консультации («Защита прав и достоинства маленького ребёнка». «Безопасность ребёнка в детском саду и семье» и т. д.)

семинары-практикумы («Секреты хорошей дисциплины». «Знакомим детей с эмоциональным миром человека» и т. д.)

знакомство с анималотерапевтическими играми и упражнениями для работы с детьми («Зверинец», «Улитка», «Осьминог», «Петушиные бои» и другие.)

памятки («Создание психологического комфорта в группах детского сада». «Проблемы личностного развития». «Признаки психоэмоционального напряжения у детей» и т. д.)

Зная особую восприимчивость, тонкую организацию духовной жизни детей, а так же особую значимость семьи в становлении личности ребёнка, привлекаю родителей к развитию эмоционально-личностной сферы детей. Использую следующие формы работы:

индивидуальные консультации

групповые консультации («Домашние питомцы и их значение в развитии детей». «Как привить ребёнку дисциплину». «Профилактика эмоциональных нарушений у детей». «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений» и т. д.)

анкетирование («Животные – мои друзья», «Мой стиль воспитания ребёнка в семье», «Организация общения с детьми в семье»)

семинары-практикумы («Умеете ли вы общаться с вашим ребёнком».)

информация в родительских уголках («Наказание или поощрение?» «Что нужно знать об эмоциональном развитии детей» «Страх перед животными». «Роль матери о отца в психическом развитии и воспитании детей» и т. д.)

оформление выставки «Мой ласковый и нежный зверь»

ознакомление с играми и элементами анималотерапевтических техник, позволяющих регулировать отношения в семье («Мышонок и кот», «Любопытная кошка», «Сонный медведь», «Шаловливые обезьянки» и другие.)

Результаты коррекционной работы показали:

1. Снижение эмоционально-личностных проблем.

2. Стабилизация эмоционального состояния.

3. Осознание себя личностью (осознание своих индивидуальных особенностей).

4. Развитие эмпатии, умения понимать состояние другого.

5. Сплочение детского коллектива, развитие приемлемых способов взаимодействия.

6. Оптимизация детско-родительских отношений.

Список литературы:

1. Агафонычев, В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост – наше лекарство [Текст]. – СПб.: Наука и Техника,2006. – 304 с.

2. Алябьева, Е. А. Коррекционно- развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст]. – СПб.: Речь, 2003, — 160 с.

4. Кряжева Н. Л. Кот и пёс спешат на помощь [Текст]. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000. – 176 с.

5. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет [Текст]. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 160 с.

6. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры [Текст]. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 160с.

7. Практические семинары и тренинги для педагогов. — Вып. 1. Воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие [Текст] / авт. -сост. Е. В. Шитова, — Волгоград: Учитель, 2009. – 171 с.

8. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия [Текст] / авт. -сост. Е. В. Коробицыка. – Волгоград: Учитель, 2009. – 133 с.

9. Хухлаева, О. В. Лесенка радости [Текст]. – М.: Изд. Совершенство, 1998.

Развитие эмоционально личностной сферы ребенкаРазвитие эмоционально личностной сферы ребенка

Источник

В последние годы в системе дошкольного
воспитания и обучения стала прослеживаться
тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка.
При этом развитию эмоциональной сферы часто
уделяется недостаточное внимание. Как
справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В.
Запорожец, только согласованное
функционирование этих двух систем –
эмоциональной сферы и интеллекта, их единство
могут обеспечить успешное выполнение любых форм
деятельности.

Умственное развитие ребёнка тесным
образом связано с особенностями мира его чувств
и переживаний. Маленькие дети часто находятся в
“плену чувств”, поскольку ещё не могут
управлять своими чувствами, что приводит к
импульсивности поведения, осложнениям в общении
со сверстниками и взрослыми.

Всем известно, что дети эгоцентричны,
поэтому так важно научить ребёнка смотреть на
ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая
ребёнка “взгляду со стороны”, мы тем самым
помогаем ему по – другому взглянуть на себя, по –
иному оценить собственные мысли, чувства и
поведение. Так ребёнок получает возможность
более полно и адекватно выразить себя через
общение.

Однако ни для кого не секрет, что
лучший друг для современного ребёнка – это
телевизор или компьютер. Дети стали меньше
общаться не только с взрослыми, но и друг с
другом. А ведь живое человеческое общение
существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает
яркими красками сферу их ощущений. Современные
дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Они не всегда способны осознавать и
контролировать свои эмоции, а это приводит к
импульсивности поведения. Поэтому так актуальна
и важна работа, направленная на развитие
эмоциональной сферы.

Для решения этой задачи и составлена
программа по развитию и коррекции эмоциональной
сферы “Ребята, давайте жить дружно!”

Цель программы: повышение осознания
ребёнком своих эмоциональных проявлений и
взаимоотношений и тем самым обеспечение
всесторонне гармоничное развитие личности,
эмоциональный комфорт.

Для решения поставленной цели
поставлены следующие задачи.

  • Способствовать самопознанию ребёнка, помогать
    ему осознавать свои характерные особенности и
    предпочтения.
  • Развивать навыки социального поведения,
    чувство принадлежности к группе.
  • Помогать ребёнку прожить определённое
    эмоциональное состояние; объяснить, что оно
    означает, и дать ему словесное обозначение.
  • Учить ребёнка выражать свою любовь к близким,
    воспитывать интерес к истории его семьи.
  • Воспитывать заботливое отношение к животным,
    учить понимать их настроение.
  • Вырабатывать у ребёнка положительные черты
    характера, способствующие лучшему
    взаимопониманию в процессе общения;
    корректировать его нежелательные черты
    характера и поведения.
  • Развивать творческие способности и воображение
    в процессе игрового общения.

Система работы по эмоциональному
развитию состоит из 66 занятий и рассчитана на три
года: средняя, старшая и подготовительная группы

Одну и ту же тему проходят в разных
возрастных группах, при этом используются игры и
упражнения, соответствующие данному возрасту,
содержание которых качественно расширяются и
углубляются. Таким образом, происходит развитие
от простого к сложному, и любой ребёнок может в
своём индивидуальном темпе обучаться по этой
программе.

Занятия строятся в доступной и
интересной для детей форме. Для этого
используются: развивающие игры; упражнения;
этюды; рассматривание рисунков и фотографий;
чтение художественных произведений; рассказ
педагога – психолога и рассказы детей; сочинение
историй; беседы; моделирование и анализ заданных
ситуаций; слушание музыки; рисование; мини –
конкурсы, игры – соревнования.

Форма круга создаёт ощущение
целостности, облегчает взаимопонимание и
взаимодействие детей. В начале и в конце занятий
может использоваться какая – либо игра,
упражнение для настроя детей. Почти каждое
занятие завершается созданием детьми какого –
либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский
рисунок – итог работы на занятии, который
объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания
и умения, полученные в ходе занятия. К каждому
занятию прилагается домашнее задание для
совместного выполнения ребёнком и родителями.

Краткая характеристика разделов

Система работы по эмоциональному
развитию состоит из 5 разделов. При работе по этим
разделам происходит постепенное
психологическое развитие ребёнка. Пространство
вокруг ребёнка начинает расширяться: в него
включаются другие люди (ровесники и взрослые).
Окружающий мир окрашивается цветами радуги:
ребёнок учится определять настроения, владеть
своими чувствами. Затем в мир ребёнка входят
животные. Они по праву занимают одно из важных
мест в его жизни и постепенно подводят к самому
сложному – пониманию своего места в семье и
своих взаимоотношений с близкими.

Тематический план занятий

Раздел

Темы занятий

Время проведения занятий

  1. Я и Я
“Тайна моего имени”

“Автопортрет”

“Мой внутренний мир”

“Мой любимый сказочный герой”

1 – я неделя ноября

2 –я неделя ноября

3 – я неделя ноября

4 – я неделя ноября

  • Я и другие
“Мы так похожи”

“Мы такие разные”

“Язык жестов и движений”

“Давайте жить дружно”

“Мальчики и девочки”

1 – я неделя декабря

2 – я неделя
декабря

3 – я неделя декабря

4 – я неделя декабря

2 – я неделя января

  • Я и мои эмоции
“Радость”

“Удивление”

“страх”

“Гнев”

“Горе”

“Интерес”

“Наши эмоции” (итоговое занятие по разделу)

3 – я неделя января

4 – я неделя января

1 – я неделя февраля

2 – я неделя февраля

3 – я неделя февраля

4 – я неделя февраля

1 – я неделя марта

  • Я и животные
“Мой ласковый и нежный зверь”

“Общение
с животными”

2 – я неделя марта

3 – я неделя марта

  • Я и моя семья
“С кем я живу”

“Правила домашнего
этикета”

4 – я неделя марта

1 – я неделя апреля

Итоговые годовые занятия

“Путешествие в сказку”

“Я знаю, я
умею, я могу!”

2 – я неделя апреля

3 – я неделя апреля

Итого:

22 занятия

Раздел 1. “Я и Я”

Задачи

Средняя группа

  • Способствовать осознанию ребёнком своего
    имени.
  • Дать детям представление о том, для чего в
    разных ситуациях общения нужны глаза, уши, нос,
    рот, руки.
  • Учить различать свои индивидуальные
    особенности (внешность, лицо, походка, пол).
  • Формировать адекватную самооценку.

Старшая группа

  • Способствовать самопознанию ребёнка (обучение
    детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих
    чувств).
  • Учить детей описывать свои желания и чувства.
  • Учить детей осознавать свои физические и
    эмоциональные ощущения.
  • Помогать ребёнку поверить в свои силы.
  • Гармонизировать потребность ребёнка в
    социальном признании.

Подготовительная группа

  • Способствовать психическому и личностному
    росту детей.
  • Продолжать формировать позитивное отношение к
    своему “Я”.
  • Помогать ребёнку осознавать свои характерные
    особенности, предпочтения; способствовать
    пониманию того, что он, как и каждый человек,
    уникален и неповторим.
  • Помогать детям отрегулировать имеющиеся у них
    неуверенность, тревожные состояния, страхи,
    которые препятствуют полноценному развитию
    детей.
  • Гармонизировать притязания ребёнка на
    социальное пространство его личности (права и
    обязанности).

Раздел 2. “Я и другие”

Задачи

Средняя группа

  • Предотвратить возможность возникновения у
    детей социальной дезадаптации.
  • Дать детям начальные знания о культуре жеста,
    возможности выражать свои мысли и чувства при
    помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы.
  • Сформировать чувство принадлежности к группе,
    помочь ребёнку почувствовать себя более
    защищённым.
  • Дать представление о внешности и манере
    держаться у представителей разных полов и
    необходимости оказания помощи друг другу в игре
    и совместной деятельности.

Старшая группа

Расширить представления детей о различных
способах коммуникации с окружающими.

  • Дать детям дополнительные сведения о важности и
    значимости органов чувств, памяти, внимания,
    эмоций, жестов и движений в процессе общения.
  • Сформировать позитивное отношение к
    сверстникам.
  • Учить детей понимать собеседника по выражению
    лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций,
    а также выражать свои эмоциональные реакции,
    мысли и чувства.
  • Учить понимать различия между мальчиками и
    девочками в основных чертах характера и
    поведения.

Подготовительная группа

  • Развивать способность детей к эмпатии
    (сопереживанию).
  • Формировать умения устанавливать и
    поддерживать контакты, сотрудничать и разрешать
    конфликтные ситуации.
  • Учить эмоционально воспринимать и понимать
    окружающих, а также выражать собственные
    чувства.
  • Дать детям представление о мужественности и
    женственности; о понимании своих возможностей
    при общении с партнёрами противоположного пола в
    различных ситуациях и игровой деятельности.

Раздел 3. “Я и мои эмоции”

Задачи

Средняя группа

  • Дать детям первичные знания о некоторых базовых
    эмоциях: радости, удивлении, страхе, гневе, горе,
    интересе.
  • Учить детей различать эмоции по их
    схематическим изображениям.
  • Учить детей передавать заданное эмоциональное
    состояние, используя различные выразительные
    средства (мимику, пантомимику, интонацию).
  • Развивать у детей эмпатию (способность к
    сопереживанию).

Старшая группа

  • Продолжать знакомство детей с эмоциями радости,
    удивления, страха, гнева, горя.
  • Расширять представления детей об этих эмоциях,
    предлагая сравнивать их.
  • Учить понимать свои чувства и чувства других
    людей; рассказывать об этом.
  • Учить контролировать свои эмоции.

Подготовительная группа

  • Закреплять полученные знания об эмоциях.
  • Учить понимать относительность в оценке
    чувства.
  • Продолжать способствовать открытому
    проявлению эмоций различными социально –
    приемлемыми способами (словесными, физическими,
    творческими).

Раздел 4. “Я и животные”

Задачи

Средняя группа

  • Дать знания о том, чем человек отличается от
    животных.
  • Учить наблюдать за животными, играть с ними,
    заботиться о них.
  • Учить изображать животных, используя различные
    выразительные средства.
  • Помогать преодолевать возможный страх.

Старшая группа

  • Закреплять знания детей о внешнем виде,
    повадках животных.
  • Продолжать воспитывать заботливое отношение к
    животным, сострадание к бездомному животному.
  • Продолжать учить подражать характерным
    движениям, позе, эмоциональным реакциям животных
    и видеть их аналоги в человеческом поведении.

Подготовительная группа

  • Дать детям представление о связи и
    взаимозависимости человека и животного.
  • Продолжить учить детей видеть общие и
    специфические особенности общения разных
    животных между собой и понимать их (по жестам,
    движениям, эмоциональным реакциям).
  • Закреплять умение определять по движениям,
    позе, эмоциям настроение животных.
  • Подводить детей к пониманию того, как важно
    учиться у животных доброте, чуткости и
    бескорыстию; формировать умение переносить всё
    хорошее из мира животных в общение с людьми.

Раздел 5. “Я и моя семья”

Задачи

Средняя группа

  • Воспитывать у детей чувство глубокой любви и
    привязанности к самому близкому и родному –
    маме.
  • Учить детей выражать внимание и сочувствие к
    маминой заботе обо всех членах семьи и её труду.
  • Учить детей понимать свою роль в семье.
  • Учить детей ценить хорошие отношения, получать
    радость от общения со своими близкими и
    предлагать им посильную помощь.

Старшая группа

  • Учить видеть достоинства и недостатки
    собственного поведения и поведения окружающих
    взрослых.
  • Формировать у детей “кодекс чести”, умение
    поступать по справедливости, подчинять свои
    желания общим интересам.
  • Дать представление о важности и значимости
    различных профессий (на примере родителей).
  • Продолжать учить детей проявлять уважение,
    доверие, взаимопонимание и взаимопомощь,
    заботливое отношение к членам семьи.

Подготовительная группа

  • Воспитывать интерес детей к истории своей
    семьи.
  • Продолжать формировать нравственность во
    взаимоотношениях с родителями, а также с
    незнакомыми взрослыми и сверстниками.
  • Учить высказывать своё мнение о друзьях,
    замечая их хорошие и плохие поступки; общаться,
    несмотря на разницу желаний и возможностей.

Требования к уровню подготовки
воспитанников

Пройдя подготовку по программе “Давай
познакомимся!”, дети средней группы будут знать
и уметь следующее:

Знать

  • Имена всех детей в группе;
  • Для чего нужны глаза, уши, рот, нос, руки в
    процессе познания окружающего мира и общения;
  • Чем отличаются мальчики и девочки по манере
    держаться и внешности;
  • Названия некоторых базовых эмоций (радость,
    удивление, страх, гнев, горе, интерес);
  • Отличия человека от животного;
  • Как можно выражать свою любовь к маме и радовать
    членов своей семьи добрыми делами и хорошими
    поступками;
  • Состав своей семьи.

Уметь

  • Отмечать свои индивидуальные особенности
    (внешность, лицо походка, пол) и свои отличия от
    других детей;
  • Опознавать с помощью органов чувств хорошее и
    плохое настроение окружающих;
  • Правильно выражать свои эмоциональные реакции,
    мысли и чувства;
  • Оказывать помощь друг другу в игре и совместной
    деятельности;
  • Делиться с друзьями сладостями и игрушками;
  • Различать эмоции по схемам – пиктограммам;
  • Передавать заданное эмоциональное состояние
    при помощи мимики, пантомимики, интонации;
  • Наблюдать за животными; изображать их голоса,
    характерные движения, настроения;
  • Употреблять в речи “волшебные” слова (спасибо,
    пожалуйста, извините);
  • Правильно определять свою роль в семье (сын,
    дочь, внук, внучка)

Пройдя подготовку по программе “Давай
познакомимся!”, дети старшей группы будут знать
и уметь следующее:

Знать

  • Как можно объяснить имена некоторых сказочных
    персонажей;
  • Различия между мальчиками и девочками в
    основных чертах характера и поведении;
  • О существовании индивидуальных особенностей
    своих сверстников;
  • Важность различных профессий (на примере
    родителе);
  • Какие достоинства собственного поведения
    помогают при общении с окружающими и какие
    недостатки этому общению мешают.

Уметь

  • Осознавать своё тело и его специфические
    особенности;
  • Понимать и описывать свои желания и чувства;
  • Осознавать свои физические и эмоциональные
    ощущения;
  • Различать определённые эмоциональные
    состояния взрослых и детей по особенностям
    жестов, мимики, движений;
  • Воспроизводить выразительные позы и движения;
  • Сравнивать эмоции;
  • Контролировать свои эмоциональные реакции;
  • Подражать характерным движениям, позе,
    эмоциональным реакциям животных и видеть их
    аналогии в человеческом поведении;
  • Оценивать поступки и видеть достоинства и
    недостатки собственного поведения и поведения
    окружающих взрослых в быту;
  • Уступать друг другу в конфликтных ситуациях;
  • Останавливать другого ребёнка, если он делает
    что-то плохое;
  • Вести доброжелательный диалог, используя
    различные средства выразительности;
  • Выражать благодарность за проявление к ним
    внимания и доброты.

Пройдя подготовку по программе “Давай
познакомимся!”, дети подготовительной группы
будут знать и уметь следующее:

Знать

  • Что означают их имена;
  • Что такое “мужественность” и
    “женственность”, понимать особенности общения
    с партнёрами противоположного пола;
  • Об относительности в оценке чувств;
  • О связи и взаимозависимости человека и
    животного;
  • Какие существуют особенности общения разных
    животных между собой;
  • Историю собственной семьи.

Уметь

  • Понимать свою индивидуальность, свой внешний и
    внутренний мир;
  • Устанавливать и поддерживать контакты,
    сотрудничать и решать конфликтные ситуации,
    находить компромиссные решения;
  • Выражать свои чувства и распознавать чувства
    других людей через мимику, жесты, движения,
    интонацию;
  • Понимать своего собеседника по выражению его
    лица, позе, эмоциям, жестам.
  • Рисовать пиктограммы, обозначающие различные
    эмоции;
  • Переносить доброту, чуткость, бескорыстие из
    мира животных в общение с людьми;
  • Принимать гостей у себя дома;
  • Общаться, несмотря на разницу желаний и
    возможностей, высказывать своё мнение о друзьях,
    замечая их хорошие и плохие поступки;
  • Оказывать помощь другим детям в трудной
    ситуации;
  • Рисовать своё генеалогическое древо.

Список используемой литературы

  1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет
    Екатеринбург, 1997.
  2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению:
    характер, коммуникативность. Ярославль, 1997.
  3. Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Я, ты, мы: Учебно –
    методическое пособие по социально –
    эмоциональному развитию детей дошкольного
    возраста. М., 1999.
  4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь,
    боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы
    эмоционального развития детей дошкольного и
    младшего школьного возраста. М., 1999.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.
    Ярославль., 1997.
  6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников:
    занятия, игры. М., 1999.
  7. Твоё имя/составитель И. Воробьёва. М., 2000.
  8. Хухлаева О.В. Лесенка радости: Коррекция
    негативных личностных отклонений в дошкольном и
    младшем школьном возрасте. М., 1998.
  9. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995.
  10. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П.,
    Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности
    ребёнка, навыков общения со взрослыми и
    сверстниками. СПб., 2000.

Источник