Развитие эмоций у ребенка 5 7 лет

Развитие эмоций у ребенка 5 7 лет thumbnail

Ирина Сергеевна Панова
Развитие эмоциональной сферы у детей 5–7 лет

Развитие эмоциональной сферы у детей 5–7 лет

Эмоции это процесс, который отражает субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Содержание эмоций меняется на протяжении всего дошкольного возраста, появляются новые эмоции и чувства, происходит трансформация эмоциональных переживаний, и это связано с изменением структуры и содержания деятельности ребенка.

Развитие эстетических эмоций (способность чувствовать и переживать прекрасное в окружающей жизни и в произведениях искусства) происходит под влиянием различных продуктивных видов деятельности, ознакомления с окружающей природой, музыкой.

Развитие интеллектуальных эмоций (удивление, любознательность, уверенность или сомнение в своих действиях, радость от правильного решения той или иной задачи) происходит под влиянием занятий и дидактических игр, способствующих совершенствованию познавательной деятельности дошкольника.

Развитие нравственных эмоций происходит в результате выполнения нравственных требований, и играют огромную роль в личностном развитии ребенка.

Постепенно дошкольник осваивает формы выражения эмоций, такие как мимика, интонация, пантомимика. Очень важно начать нравственное развитие и воспитание ребенка именно с развития эмоциональной сферы.

Публикации по теме:

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций».Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций».
2 слайд: Цели и задачи : — продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Картотека игр для развитие эмоциональной сферы
Картотека игр для развития эмоциональной сферы детей Игра «Детский сад» Цель: развивать способность распознавать.

Конспект открытого занятия «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности»
Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности».

Мастер-класс «Развитие эмоциональной сферы детей средствами музыкально-театрализованной деятельности»
Мастер-класс на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей средствами музыкально-театрализованной деятельности» Слайд 1 Добрый день, уважаемые.

Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкально-ритмических игр»
Опыт работы на тему: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкально – ритмических игр» Музыкальный руководитель.

Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей посредством «Сказкотерапии»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Петушок» с. Новые Горки Опыт работы на тему : «РАЗВИТИЕ.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Развитие эмоциональной сферы ребенка через музыкальную деятельность»
Проект краткосрочный для детей старшего дошкольного возраста «Развитие эмоциональной сферы ребенка через музыкально-художественную деятельность».

Развитие чувственно-эмоциональной сферы дошкольников через применение различных техник рисования
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения.

Развитие эмоциональной сферы детей посредством экспериментальной деятельности на опытническом участке детского садаРазвитие эмоциональной сферы детей посредством экспериментальной деятельности на опытническом участке детского сада
Развитие эмоциональной сферы детей процесс трудоемкий. Мы развиваем эмоции и чувства детей на каждом возрастном этапе, как в непосредственно.

Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников. Фотоотчет о реализации проекта «Я и мой внутренний мир»Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников. Фотоотчет о реализации проекта «Я и мой внутренний мир»
Отчет педагога — психолога по теме самообразования: Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через проект: «Я и.

Источник

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются Березкин Д.И. Эмоции:// Психологический журнал. -2009. №4. — С. 40-45..

Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В.К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам… Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия». (4)

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам.

В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.

Мы описали основные виды качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими людьми. Каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, а они, в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам — например, по следующим Воробьева В.Н. В стране эмоций: Учебник.- М.: «Академия Развития», -2007-315 с.: интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе.

Основными моментами эмоционального развития ребенка 5-7 лет являются: — выражение эмоциональных форм в социальной сфере; —чувство долг развивается в эстетических, интеллектуальных и моральных чувствах; — благодаря речи эмоциональная сфера получается осознанной, что указывают на психическое и физическое состояние ребенка. Чтобы рассмотреть эмоциональное развитие на разных этапах онтогенеза дадим сравнительную характеристику. Эмоции появляются у ребенка при новых интересах, мотивах и потребностях.

При изменении мотивационной сферы возникают мотивы, которые содержат в себе цели, от них возникают социальные эмоции, они свою очередь делятся, и возникает иерархия мотивов. Если выделить какой то основной мотив то получим устойчивые переживания, причем они приходят не сразу, а постепенно со временем Мы можем сказать что эмоции обладают теперь восхищением, и они способны ребенка заставить переживать, показать грусть, эмоциональное состояние Гарсков Г.Г. Дошкольное воспитание: Учебник — М.: «Академия», 2009. — С. 25-26.

Роль эмоций существенно изменяется. Допустим ребенок что делал у него не получалось, он не получал желаемого результата, приложил усилия, получилось, на его лице радость, получил положительный опыт в деятельности чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку. Постепенно дошкольник начинает предвидеть эмоциональные результаты своей деятельности. Приведем примеры: на 8 марта ребенок делает открытку, догадывается, что мама будет довольна, или разбил чашку, знает, что мама его накажет, и вот здесь можно сказать о проявлении высших форм как интонация, мимика, чувства, переживания другого человека.

Появляются новые мотивы, которые способны подчинить и предвосхитить развитие эмоций. Происходит включение речи в эмоциональном процессе, обеспечивается их интеллектуализация, явления становиться более сознательными. Дети 5-7 лет, уже могут управлять и выражать свои эмоции при помощи слова, но бывает и так, когда дошкольник с трудом сдерживает эмоции это, например, при чувстве голода, жажды. Появляется симпатия, дети 5-7 лет выбираю себе сверстника, они могут сочувствовать, переживать за товарища, проигрывать все это в сюжетно-ролевой игре, главным образом, сюжетно-ролевая игра приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Так, ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признания окружающих ребенка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева, или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. И тогда можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие.

Главные источники чувств всегда отношения с близкими ему людьми. На этапах воспитания взрослый вкладывает внимание, любовь, заботу, ребенок был объектом чувств то на этапе 5-7 лет он субъект эмоциональных отношений Ефимкина Ю.С. Психология: Учебник — М.: «Академия» 2004. — 54 с..

Младшие дошкольники дают оценку своему поступку, с точки зрения его непосредственного значения для окружающих людей («Маленьких нельзя обижать, а то они могут упасть»), то старшие — обобщенную («Маленьких нельзя обижать, потому что они слабее. Им надо помогать, мы же старше»). Всегда нужно полагать какая будет ситуации и искать пути решения, признание собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня.

Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют

Если ребенок совершает хороший достойный поступок он испытывает радость, может даже и гордость, а если ребенок повел себя недостойно, он показывает обиду, злость, ребенок в любом случае всегда будет переживать за то что он совершил.

Итогом нашего рассуждения будет следующие: особенностью эмоционального развития детей 5-7 лет, выражаются в следующем Додонова Б.И. Информационные теории эмоции» // Психологический журнал. -2008. №2. — С. 104-116.:

1) появляются социальные формы; мотивов

2) виды деятельности;

3) формируются — нравственные, интеллектуальные и эстетические чувств;

4) появляется оценка результатов своей деятельности;

5) ребенок становиться субъектом эмоционального отношения. Очень важным этапом в развитии личности — является дошкольный возраст. Здесь рассматриваются такие — общечеловеческие ценностные приоритеты, как культура, мир природы, физическая, психическая развития. Все это проявляется в деятельности дошкольника. Ребенок в течение жизни получает огромное количество эмоциональных впечатлений, среди которых есть немало негативных, пугающих. Социальная среда строит и развивает эмоциональную сферу ребенка. Благодаря дошкольному образовательному учреждению, которое является начальным звеном системы народного образования, поспособствует специфике воспитания и условиям жизнедеятельности, определяемыми не только возрастными возможностями, но и условиями жизнедеятельности в них детей.

педагогический эмоциональный чувство ребенок

Источник

Кузнецова Яна Сергеевна
Консультация «Особенности эмоциональной сферы детей 6–7 лет»

Старший дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка – обучению в школе.

Данный возрастной период считается кризисным – кризис 7 – ми лет (рождение социального «Я» ребенка). Одной из важных особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов. В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, увеличивается объем памяти, развивается связная речь, восприятие и воображение, мышление переходит от наглядно – действенного к наглядно – образному. Самооценка становится более адекватной. Ребенок готов к расширению своего микромира; уже хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится.

Эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости)он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций (взгляды, улыбки, жесты, позы, движения). Кроме того, ребенок осваивает выражение чувств с помощью интонации, мимики, что помогает ему понять переживания другого человека.

Для детей данного возраста становится характерным более адекватное проявление эмоций, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый стабильный эмоциональный фон определяет растущая способность детей управлять своими эмоциями.

От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения со взрослыми.

Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Ребенок ориентирован на внешнюю оценку, он создает собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия, и вызывает у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослыми, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств ребенка.Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным.

По мере развития личности ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности.

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников: научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово); совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Источник

Наталья Глухина
Возрастные особенности развития эмоций у дошкольников

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии ребенка, понимание своих эмоций и чувств — главный компонент в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.

Чувства малыша менее осознанны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко и столь же быстро могут гаснуть. Для осуществления процесса взаимодействия дошкольник должен распознавать эмоциональное состояние, настроение других людей, выражать собственные эмоции так, чтобы они были понятны и вызывали ту реакцию, которую ожидает ребенок, другими словами, находить с людьми общий эмоциональный язык. В дошкольном возрасте закладываются также основы эмоциональной отзывчивости.

Эмоциональное развитие — это закономерный процесс, в каждом возрастном этапе есть новообразования, которые можно успешно использовать в формировании эмоциональной сферы. Давайте рассмотрим их.

На втором году жизни у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу.

Отмечается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи.

Формируются симпатии к отдельным людям.

Закрепляются чувства стыда и огорчения при поступках, вызывающих осуждение со стороны окружающих.

Ребенок доволен, когда его хвалят.

На третьем году жизни появляется чувствительность детей к отношению сверстника, что приводит к окончательному формированию потребности в общении с ним.

Общение детей друг с другом имеет форму эмоционально — практического взаимодействия. Решающая роль в процессе формирования общения со сверстниками принадлежит взрослому. Эффективным методом воздействия взрослого на контакт с ребенком является организация субъективного взаимодействия с ним.

Внимание ребенка непроизвольно и крайне неустойчиво. Ребенок может забыть, что шел за мячом, если перед ним прокатить машинку. Интересную сюжетную картинку ребенок рассматривает 8-10 секунд.

Увлекательной деятельностью занимается 10 – 15 минут.

Многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут.

Распределять внимание между несколькими предметами не могут.

Детям трудно переключить внимание по первому указанию взрослого.

Ребенок хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения.

Испытывает удовлетворение, если смог что – то выполнить.

Переживает, если его ругают.

Понимает, если плохо делает кто — то другой.

Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.

Доброжелательно относится к детям, получает удовольствие от общения со сверстниками.

Настороженно относится к незнакомым людям, новым ситуациям.

Возникают страхи, боязни темноты.

Ребенок начинает понимать юмор, осознанно смеяться.

Владеет неречевыми способами эмоционального общения.

Свои чувства выражает взглядом, мимикой, жестами, позой, тоном, выразительными движениями.

Эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно.

Дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно.

Эмоции выступают в качестве главного мотива поведения.

У ребенка формируется личностная позиция «Я сам».

Это кризис трех лет — кризис «самости».

Дети начинают активно идентифицировать себя со взрослыми: «я- как папа; я — как мама и т. п.», копируя их внешнее поведение, повторяя речевые выражения, моделируя в игре домашние ситуации.

В 3-4 года проявляется способность оценивать свои поступки, результаты деятельности;

Ребенок осознанно огорчается, если не получается задуманное;

Все больше приобретают интерес для ребенка его сверстники;

Характерны трудности и конфликты между детьми, так как социальный опыт и речевые возможности невелики;

В условиях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией интересов детей;

У детей появляется способность отодвинуть поступок на более позднее время – это показатель развития воли;

Способность управлять своим вниманием очень невелика;

Переключение внимания с помощью словесной инструкции требует неоднократного повторения;

Устойчивость внимания незначительная и зависит от степени заинтересованности ребенка (на индивидуальном занятии с взрослым 15 -20 минут с перерывами);

Объем внимания не превышает одного объекта;

В этом возрасте появляется целая группа страхов, связанных со сказочными героями, темнотой пустой комнаты. Особенно к этому предрасположены малообщительные дети, ограниченные в контактах. У таких детей кроме страхов могут возникать, упрямство, капризы.

В четыре года устойчивость внимания ребенка возрастает. Дети могут сосредоточенно заниматься какой — либо деятельностью в течение 15 — 20 минут: лепить, рисовать, клеить, строить и т. п., а игры у некоторых детей длятся 30 минут. В игровой ситуации ребенок может действовать сразу с 2 — 3 предметами. Происходит дальнейшее развитие чувства привязанности к сверстникам.

Дети любят шутить, понимают шутки других.

Формируются и проявляются возможности детей сдерживать свои эмоции, а также произвольно с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций.

Важным личностным механизмом считается соподчинение мотивов.

Ребенок может подавить свои непосредственные побуждения: не реагировать на привлекательный предмет.

Наиболее сильным мотивом становится поощрение, получение награды, похвалы.

Начинает формироваться самооценка, самолюбие, связанное с достижением успеха, через соревнование, соперничество.

Дети могут адекватно отнестись к успеху и неудаче.

Многие преувеличивают свои достижения.

Дети имеют разнообразные переживания, но еще в полной мере не осознают их.

Проявляется обоснованная детская агрессивность: удары ногами и кулаками, щипание, угрозы, разрушение построек сверстников и т. п.

Недостаточное или враждебное внимание и отношение взрослых в семье приводит к депрессиям, тревожности, враждебности,

агрессивному поведению, чувству неполноценности.

В возрасте 5-6 лет эмоциональный образ (аффект) становится первым звеном в структуре поведения. Эмоциональный мотив регулируе6т действия ребенка.

• Ребенок начинает радоваться, печалиться на только потому, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.

• Появляются эмоции сочувствия, сопереживания другому.

• Последовательно развивается соподчинение мотивов, и детям в этом возрасте легче ограничить свои непосредственные желания.

• Сильным стимулом в деятельности является успех, но многих детей побуждает и неуспех.

• Появляется способность оценивать свое поведение с позиций моральных норм.

• К шести годам еще сохраняется завышенная самооценка, но дети хвалят себя уже не в такой открытой форме.

• Существенное влияние на поведение ребенка оказывает интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них.

• Дети способны устанавливать и сохранять положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

• Ребенок становится чувствительным к оценкам взрослых.

• Мотивом деятельности часто выступают стремление завоевать симпатию сверстников, которые им нравятся, самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть и т. п.).

• Повышается устойчивость внимания, его объем, переключаемость возрастает, произвольность становится более целенаправленной. Дети могут удерживать внимание для решения самых различных задач.

• Дети осознают правила в поведении, в игре, стараются их выполнять.

6 — 7 лет

• Появляются эмоции сочувствия, сопереживания.

• Умеют соподчинить свои действия с деятельностью других детей.

• Могут ограничивать свои непосредственные желания.

• Сильным стимулом в деятельности является успех ребенка, но многих побуждает и неуспех.

• Дети способны оценить ситуацию или поведение с позиции моральных норм.

• В этом возрасте еще сохраняется завышенная самооценка (6 лет, адекватная самооценка с 7 лет.

• Дети активнее проявляют интерес к миру взрослых (копирование поведения взрослых, моделирование домашних ситуаций и т. п.).

• В этом возрасте дети очень чувствительны к оценкам взрослых. Любая обида порождает недоверие – дети стараются завоевать симпатию со стороны сверстников путем демонстративного поведения (предпочитают соревновательные игры силового и материального характера).

• Ребенок в этом возрасте пытается показать себя и доказать свою значимость.

• К 7 годам складывается половая идентификация (у мальчиков свои игры, у девочек – свои).

• Дети способны самостоятельно, добросовестно выполнять трудовые поручения.

Таким образом — зная об особенностях развития эмоционально — волевой и личностной сфер, вы можете помочь гармоничному развитию ребенка, и сохранить его психическое здоровье.

Источник