Развитие эмоций и навыков общения у ребенка скачать бесплатно

Тамара Марьина
Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников в игре

Педагог-психолог I- ой квалификационной категории Марьина Тамара Васильевна.

МДОУ № 3 «Теремок» г. Днестровск, Молдова.

В дошкольный период особенно активно развиваются психические процессы. Формируются произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг и др.). Именно в этом возрасте «сеют семена» будущего. Немало нужно любви, терпения и, конечно, знаний, чтобы они взошли здоровыми и крепкими.

Ребёнок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское сообщество из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым – это может привести (и приводит) к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости.

Для развития эмоциональностии общительности детей можно использовать любимые ими виды деятельности: рисование, танцы, игры. Можно также проводить специально организованные занятия, в ходе которых можно помочь детям решить их эмоциональные проблемы, развить воображение, ловкость, смекалку, уверенность в себе и получить огромную радость от общения с детьми, завоевать их доверие и дружбу.

Понимание духовного мира и эмоциональной сферы ребёнка, умение почувствовать его настроение позволяют взрослым установить с ним эмоциональный контакт и своевременно оказать помощь в налаживании контактов с ровесниками, а также помочь родителям осознать (и преодолеть) трудности в воспитании ребёнка.

Задача педагога – психолога – помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научиться вступать в контакт и вести разговор, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Проанализировав свой опыт работы с детьми дошкольного возраста,я пришла к выводу: игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры мы помогаем ребёнку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Содержание проводимых мною игр- занятий предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, что и называется культурой общения. В ходе игр- занятий я стремлюсь подвести детей к тому,что считаю главным: к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников.

На занятиях целесообразно использовать этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному. В качестве своеобразного отдыха предлагаю подвижные игры. Они позволяют детям расслабится, «выпустить пар».

Итак, что могут сформировать у детей игры-занятия?

Коммуникативные способности и качества.

Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

Позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».

Умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

Умение выражать свои потребности чувства с помощью вербальных и не вербальных средств.

Умение взаимодействовать и сотрудничать.

Чего желательно ожидать от детей во время игр?

Желание принимать в них активное участие.

Доброжелательного настроя в играх.

Что требуется от взрослого во время игр?

Терпение (оно необходимо любому педагогу).

Умение принимать всех детей такими, какие они есть.

Умение выслушивать любой ответ, любое предложение, любое решение ребёнка.

Способность к импровизации.

Помните: каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Научитесь не сравнивать одного ребёнка с другим.

Ниже приводятся примерные конспекты игр-занятий. Их можно творчески переработать с учётом возможностей своих воспитанников, главное – это сохранить в них игровой характер, использовать музыку и изобразительную деятельность. Предлагаемые конспекты можно использовать для проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми один раз в неделю.

Основные цели игр-занятий:

Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир.

Учить свободно входить в контакт со взрослыми и сверстниками.

Создать безопасную обстановку индивидуального и группового взаимодействия.

Оказывать помощь в осознании ребёнком самого себя, своих эмоций, достоинств, возможных успехов и достижений.

Основные принципы построения занятий:

Поддержка положительного эмоционального тонуса и стимуляция общей активности.

Установление обратной эмоциональной связи путём развития различных эмоций, положительного опыта общения.

Формирования доброжелательного отношения к ребёнку сверстников через положительную оценку педагогом его достоинств.

Основные методы:

Имитационные и ролевые игры.

Психогимнастика.

Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка.

Танцы.

Младшая группа.

Занятие «Гномы».

Цель. Развитие эмоций, навыков общения, выразительности движений.

Предварительная работа. Рассмотреть картинки с изображением гномов, рассказать о них, прочитать сказки, изготовить волшебную коробочку и колпачки гномов.

Материал. Листы бумаги с незаконченными портретами гномов (по числу детей).

Ход занятия.

Педагог -психолог. Сейчас мы станем гномами. Они радуются, когда им весело, сердятся, когда их обманывают… Покажите, как они это делают. (Дети показывают). Идут гномы по лесу осторожно, чтобы не наступить на жучков, не поломать травинку, не смять цветы. (Дети имитируют движения). А вот и ручеёк. (На полу мелом изображён извилистый ручеёк: то узкий, то широкий. Дети встают цепочкой, держат друг друга за талию или плечи и идут, широко расставив ноги.) Почему один гном плачет? Оказывается, он потерял колпачок. Что будем делать? Как успокоить гнома? (Найти колпачок.)

Дети выходят на поляну и находят незаконченные портреты гномов: надо их дорисовать (улыбка, глаза, колпачки и т. д.)

Закончив рисование, садятся в круг. Звучит музыка. Один ребёнок стоит в круге и танцует, остальные постепенно включаются в танец на своих местах.

Занятие «Доброе слово и кошке приятно».

Цель: учить способам общения между людьми. Формировать выразительные средства общения (интонацию, мимику, пантомимику). Воспитывать потребность в доброжелательном общении; необходимость в общении друг с другом.

Материал. Маски-шапочки разных животных (по числу детей). Игрушечные заяц, котёнок. «Цветок добрых слов» Большой лист белой бумаги, на котором точками нарисован контур сердца.

Ход занятия.

Дети произвольно сидят на ковре. Педагог –психолог организует игру «Пора вставать».

Мои детки, мои детки,

Мои детки крепко спят,

Мои детки, мои детки,

Потихонечку сопят.

Вот так!

Педагог-психолог и дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом, выдох ртом «Хо-о-о-о!» (несколько раз).

Затем педагог-психолог громко говорит: «Солнце встало! Хватит спать! Хватит спать! Пора вставать!»

Дети «просыпаются» и, встав на носки и подняв руки вверх, делают вдох. Затем, быстро опустив руки вдоль туловища, и опустившись на всю ступню, делают выдох (несколько раз).

Педагог-психолог. Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!

Дети отвечают словами приветствия,улыбками или кивком головы и вместе с педагогом-психологом говорят: «Солнце встало! Хватит спать! Хватит спать! Пора вставать! Здравствуйте!

Читайте также:  Развитие дыхания у заикающегося ребенка

Дети выстраиваются в круг, берутся за руки, играют в кругу «Не сердись, улыбнись!» Каждый ребёнок поворачивает головы к рядом стоящему партнёру, смотрит ему прямо в глаза и говорит ласково,сердечно улыбаясь: «Не сердись, улыбнись». Игра заканчивается, когда все дети обратятся друг другу с этой просьбой.

Педагог-психолог. К нам в гости пришёл зайчик. Он очень хочет поздороваться с каждым из вас. И вы тоже, наверное, хотите поздороваться с ним?Но учтите: каждый должен сделать это по- разному, по-своему.

Дети подходят и приветствуют зайчика,каждый по-своему: кланяются, жмут лапу, гладят по головке, улыбаются, произносят добрые слова.

Педагог-психолог. Что вы можете сказать о том, как себя чувствует зайчик? Объясните своё мнение.

Примерные ответы детей: ему хорошо, он радуется, улыбается, потому что он понял, что мы рады ему, любим его, он у нас не чужой.

Педагог-психолог. Давайте и мы улыбнёмся зайчику и друг другу ещё раз. (Дети улыбаются). А что вы сейчас чувствуете? Почему? Верно это от того, что мы стали с вами добрыми волшебниками. А какие волшебные слова вы знаете?

Ответы детей: Здравствуйте! доброе утро! мы тебе рады! И т. п.

Педагог-психолог. Мы поиграем с вами в игру «Пожалуйста».

Дети встают в круг. Педагог-психолог показывает какое-нибудь движение, прикасается ладонью к рядом стоящему ребёнку и говорит: «Пожалуйста!»Тот отвечает: «Спасибо!» — и делает такое же движение. Все повторяют его несколько раз. Затем ребёнок «передаёт» движение следующему,говоря: «Пожалуйста!» — и прикасается к нему ладонью. Игра продолжается до тех пор, пока все дети по очереди не «передадут» друг другу движение.

Педагог-психолог. Случается, что вы обижаете друг друга, ссоритесь.Давайте устроим конкурс: кто придумает лучший способ примирения?

Предложения детей.

Педагог-психолог. Автор стихотворения «Поссорились» (А. Кузнецов)предлагает свой способ примирения:

Дам ей Мишку извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!

Педагог-психолог. Так как же нужно поступить и что надо сказать, если случайно обидел товарища? (Ответы детей). А ещё зайчик принёс из леса цветок. Необыкновенный. Он называется «Цветок добрых слов». На каждом его лепестке живут добрые слова. Давайте произнесём эти слова. (Показывает лепестки –дети называют добрые слова: сильный, умный, верный, храбрый, красивая, добрая, ласковая, весёлый, озорной).

Педагог-психолог. Какими счастливыми становятся люди, которые услышат эти слова! Как радостно забьётся их сердце! Давайте сделаем всем ещё один сюрприз. Соединим точки вот на этом листе. Расколдуем рисунок. (Дети соединяют точки и получают изображение сердца). Это сердце очень счастливое, доброе,нежное: оно услышало много хороших слов.

Дети под музыку раскрашивают сердце. Выполнение коллективной работы ещё больше сближает их.

Источник

Развитие эмоций и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: закрепление умений узнавать и называть эмоциональные состояния людей по их мимическим проявлениям, а так же адекватно выражать свои чувства;

развитие у детей интереса друг к другу, формирование и закрепление навыков взаимодействия;

воспитывать уважение и взаимопонимание к товарищу

Материал: «свиток» с заданиями, пиктограммы эмоций, «волшебная» палочка, корона, аудио запись звуков моря, мольберт, акварель, кисти, подставки для кисточек, шаблоны ракушек.

Ход занятия:

Приветствие: 

Игра «Назови ласково по имени и скажи: Я рад (а)»
Стоя в кругу, участники обращаются друг к другу по очереди:
«Я рад (а) тебя видеть ». Заканчивая фразу, обнимают друг друга. После того, как все дети по кругу обменялись приветствиями, говорят хором: «Мы рады друг друга видеть».
Психолог: Ребята, посмотрите, у меня есть чемоданчик, а в нем сюрприз. Злой волшебник закрыл его на замок.  Давайте выполним задания, которые он нам оставил и откроем его. (Достаёт «свиток» с заданием)

1 задание:

Игра «Кто в теремочке живёт?»

Правила игры:

Одна часть помещения остаётся свободной, в другой части в ряд спинками к играющим выстраиваются стулья — домики, в которых живут разные эмоции, Выбирается водящий. Он встаёт в свободной части помещения.

 По сигналу ведущего все дети превращаются в «волшебных человечков», которые свободно двигаются по залу под музыку. Как только музыка заканчивается, все «человечки» разбегаются по «домам». Они смотрят на пиктограмму, висящую на спинке стула, а затем садятся на него верхом, т.е. лицом к спинке стула.

  Водящий по очереди обходит все «домики», стучится в «двери»-спинки стульев — и спрашивает: «Кто в теремочке живёт?». В ответ участник, занявший «домик», должен с помощью мимики показать то чувства, которое изображено на пиктограмме. Водящий отгадывает эмоцию. Следующим водящим может быть тот, чья эмоция не отгадана. Игра повторяется. Во время музыкальной паузы ведущий перевешивает пиктограммы эмоциональных состояний.

Молодцы! Шкатулка открылась, а вот и волшебная палочка.

Игра «Волшебная палочка»

Цель: игра направлена на развитие навыков общения, умения понять чувства другого.

Правила игры:

  1. У одного ребенка в руках «волшебная палочка» .
  2. Ребенок с «волшебной палочкой» касается другого и задает вопрос «Что мне для тебя сделать?».
  3. Тот, до кого дотронулась «волшебная палочка» предлагает какое-либо действие – спеть, попрыгать, рассказать историю и т.д.

-Посмотрите, а здесь есть и корона (достаёт корону и одевает её на одного ребёнка) . Ой! Она оказывается превращает нашу девочку в принцессу-Несмеяну! Давайте попробуем её рассмешить.

Игра «Принцесса Несмеяна»

Цель: игра предназначена для развития у детей навыков общения, артистических способностей.

Правила игры:

  1. Среди участников выбирается принцесса Несмеяна. Принцессу можно посадить на импровизированный трон.
  2. Дети по очереди подходят к принцессе и стараются ее рассмешить любыми способами – показывают рожицы, пантомимы, рассказывают смешные истории и т.д. Обязательным условием является то, что до принцессы нельзя дотрагиваться руками.
  3. Тот ребенок, который рассмешил Несмеяну, садится на трон и игра продолжается.

Ребята я предлагаю вам при помощи волшебной палочки отправиться на море. Хотите? (Педагог взмахивает палочкой и  начинает звучать шум моря).

Игра «У моря»

Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, эмпатии, снятие напряжения.

Описание игры.
Педагог говорит: «Представьте, что вы на берегу у моря. Теплое, ласковое солнышко. Мы загораем. Подставьте солнышку подбородок, слегка разожмите губы и зубы (вдох). Летит жучок, собирается сесть на язычок. Крепко закрыть рот (задержать дыхание). Энергично двигать губами и руками. Жучок улетит. Слегка открыть рот. Облегченно вздохнуть. Нос загорает, подставить нос к солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть (вдох). Сморщить нос, поднять верхнюю губу к верху, рот оставить полуоткрытым (задержать дыхание). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (выдох). Брови – качели. Снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслаблены мышцы лица (в тени, полусвет).

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам рост вес рассчитать

А теперь вернёмся в детский сад. ( Педагог машет палочкой)

-Ребята, на море всегда есть ракушки. Есть они и у нас, но они почему-то белые, не яркие. Давайте раскрасим их в цвет своего настроения.

(Дети раскрашивают ракушки и приклеивают их на картон большого формата, импровизированное море) Давайте поговорим о том у кого какое настроение (рассказы детей).

Прощание:

Игра «Благодарю тебя»

Цель: учить детей выражать положительное отношение к другому, развивать чувство принадлежности к группе.

Описание игры.
Дети становятся в круг, начинает игру взрослый. Он протягивает руку тому, кто стоит слева, и говорит: «Спасибо, мне было очень приятно играть с тобой на занятии». Тот, чьё имя было названо, обращается со словами благодарности к соседу и берёт его руку в свою, и так до завершения круга.

Источник

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного старшего  возраста.

В основу работы с детьми была положена идея В.А. Сухомлинского о том, что  «ввести ребёнка в сложный мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста». Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определённые

психологические качества  (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

Внедряя в практику новые подходы к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста, личностно-ориентированную модель общения с ними, многие педагоги пришли к выводу: изменения необходимо начинать с себя, ориентируясь на девиз: « Каждый педагог- психолог». С этой целью организовали «Психологический  лекторий», на котором обсуждали особенности детского развития, проводили специальные тренинги,  настраивающие педагога на партнёрские отношения с детьми. Необходимо также изменит обстановку  в учреждении, приблизив, насколько это возможно, условия в нём к домашним. Для этого, в частности, в жизнь нашего  общего с детьми дома ввели разнообразные обычаи: Утро радостных встреч (после выходных, болезней), Семейные праздники, Походы к друзьям, Дни самоуправления, Весёлые каникулы, Изучаю мою родословную (составление семейных альбомов). Большое внимание уделяем эмоционально благополучному микроклимату. Дети по «барометру настроения» (цветной шкале) определяет эмоциональное состояние своё и других детей; разбирая поступки литературных героев, анализируют свои действия и находят выход из конфликтных ситуаций. Постепенно дети начали чувствовать себя более уверенно, потому что понимали, что в трудную минуту их поддержат доброта, ласка и забота товарищей. Развивая эмоционально-нравственную сферу детей, используем комплекс психогимнастических  игр и упражнений, подбор которых осуществляется эмпирическим путём и базируется  на многолетнем опыте работы с детьми. Очерёдность введения игр определялась принципами постепенности и последовательности принятия ребёнком норм бесконфликтного общения.

Игры и упражнения.

  1. «Назови себя». Цель. Учить представлять себя коллективу сверстников. Ход. Ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
  2. «Позови ласково» Цель. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Ход. Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.
  3. «Волшебный стул». Цель. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. Ход. Один ребёнок садится в центр на « волшебный стул», остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
  4. «Передача чувств». Цель. Учить передавать различные эмоциональные  состояния невербальным способом. Ход. Ребёнку даётся  задание передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.
  5. «Перевоплощение». Цель. Учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов. Ход. Дети (по очереди) загадывают определённый «образ», изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.
  6. «Моя любимая игрушка». Цель. Развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая её настроение, поведение, образ жизни. Ход. Дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя её, и рассказывают о ней. Остальные отгадывают.
  7. «Подарок другу». Цель. Развивать умение невербально «описывать» предметы. Ход. Один ребёнок становится «именинником»; остальные «дарят» ему подарки, передавая движениями и мимикой своё отношение к «имениннику».
  8. «Скульптор». Цель. Учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников. Ход. Один ребёнок – скульптор, трое-пятеро детей — глина. Скульптор «лепит» композицию из «глины», расставляя фигуры по заданному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название «композиции».
  9. «Волшебный цветок». Цель. Учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе. Ход. Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает.
  10.  «Разноцветный  букет». Цель. Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. Ход. Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе  другой цветок  для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один «букет» и устраивают хоровод цветов.
  11. «Свеча». Цель. Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Ход.  Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение 5-8 секунд пристально смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2 – 3 секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.
  12. «Солнечный зайчик». Цель. Продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки. Ход. Детям  предлагают с помощью зеркала «поймать» «солнечного зайчика». Затем педагог говорит, что он тоже поймал «зайчика», предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда «зайчик» возвращается к педагогу, он обращает внимание на то, что за это время «зайчик», обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях. «Зайчика» выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем.
  13. «Пирамида любви». Цель. Воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности. Ход.  Дети сидят по кругу. Педагог говорит: каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы.  (рассказы детей).А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет из вас называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук?  Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая пирамида у нас получилась. Высокая, потому что мы любимы и любим сами.
  14. «Волшебники». Цель. Продолжать воспитывать дружелюбное  отношение друг к другу, умение проявлять внимание и заботу. Ход. Детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнить свои желания и желания других.
Читайте также:  Этапы речевого развития ребенка картинки

Опыт показал, что сначала дети испытывали трудности в общении, были замкнуты, робки, неуверенны, не могли обратиться друг к другу, не умели поддержать разговор. Неумение слушать и слышать сверстника не позволяло им выполнять задачи типа «Постройте вместе гараж и постарайтесь так вывести из него свои машины, чтобы  не было столкновений». Уже через полгода  дети научились быстро выполнять аналогичные задания, договариваться друг с другом, быть более доброжелательными  и внимательными друг к другу. Однако, помимо названных позитивных сдвигов в поведении детей, наблюдалось и некоторая несогласованность их поведенческих реакций. Стало очевидно, что игр и игровых упражнений недостаточно. Так появилось мини-программа «Введение в мир общения». Её задачи: помочь детям в установлении контактов друг с другом, создать атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви, дать элементарные сведения о культуре общения и через коммуникативно-речевые ситуации, игры, упражнения стимулировать развитие диалогической и монологической речи, развивать умение выражать свои суждения и мнения.

Введение. 1. Понятие «общения». 2. Зачем люди общаются. 3. Цели и средства общения (словесные и несловесные).

Тема 1. Я и моё имя. Кто я. Как меня зовут. Что означает моё имя. Что такое имя, отчество, фамилия. Игра «Давайте познакомимся» или «Назови себя». Представление себя в образе сказочного героя.

Тема 2. Моя семья. У меня своя история. Моя семья. Понятие родословной. Мои предки. Рисование «Древо рода моего».  Рассказов «Составление рассказов «Портрет моей семьи». «Этикет общения в семье». Семейные традиции. Рисование «Наша дружная семья».

Тема 3. Творческое объединение «Родничок» —  новая семья. «Родничок» — дом радостных встреч. Группа – моя новая семья. Эмблема группы. Традиции группы. Правила общения в группе со сверстниками и взрослыми. Игра «Волшебный цветок». Коллективное рисование « наша группа». Составление рассказа «Наша жизнь в «Родничке». Игра «Составление букета». Межличностное общение. Разрешение конфликтных ситуаций.

Тема 4. Мы узнаём мир по именам.

Имена вещей. Слова- названия предметов окружающего мира. Игра «Кто там? Кто там?» Составление рассказов « Моя любимая игрушка». Игры: «Слушай, как звучит слово» ( тихо, громко, коротко, длинно); « Узнай предмет по описанию».

Тема 5 . Словесные формы общения.

Диалогическая и монологическая формы речи. Чем отличается диалог от монолога. Правила « красивой речи». Учимся говорить красиво (внятно, понятно, чётко, последовательно, не торопясь). Пересказ знакомой сказки (в лицах). Формирование регулирующей функции речи: « Послушай – подумай – скажи». Составление рассказа-сочинения «Если бы я был волшебником…» Правила ведения диалога со взрослыми (понимать вопросы собеседника и соотносить с ними свои ответы). Игра «Слушатель – рассказчик». Работа в парах по составлению рассказов по серии картинок.

Тема 6. Движения и жесты в общении. Выразительные движения  и  жесты – помощники общения. Взаимосвязь словесных и несловесных форм общения. Уместность использования движений и жестов при общении. Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем». Жест и его значение.  Многозначность жеста. Игра «Отгадай, кого изображаю». Сравнение словесных и пластических способов общения.  Игровое упражнение  «В мире животных и птиц» (звукоподражание  и  пластическая имитация повадок животных и птиц).

Тема 7. Мимика и её роль в общении.

Что такое мимика. Театральные маски как символическое изображении мимики. Изучение эмоций и чувств своих  и окружающих. Игра «Определи эмоции» (по схемам). Изучение мимики своего лица —  работа с зеркалом. Описание собственного чувственного состояния.  Игра «Барометр настроения». Символическое изображение различных настроений  детей, соотнесение его с фразеологическими оборотами (слёзы градом), сравнениями (надулся, как пузырь).

Тема 8.  Роль интонации в общении.

Интонация как средство выразительности речи. Роль интонации в общении. Игровое упражнение «Узнай сказку по репликам героев». Драматизация знакомой сказки с интонационной передачей особенностей и эмоционального состояния героев. Игра «Расскажи стихотворение по схеме». Изменение интонации речи в зависимости от цели беседы. Игра «Произнеси фразу с определённой интонацией».

Тема 9. Рисование как своеобразная графическая речь.

Общение с помощью символов, рисунков.  «Запись» слов и высказываний с помощью рисунков. Игровое упражнение «Письмо заболевшему другу». Использование символических  изображений для обозначения чувств и настроений. Рисование «Портрет нашей группы». Составление рассказов по книжкам «Сказки в картинках». «Чтение» стихов и сказок, записанных с помощью символов и схем.

Тема 10. Школа вежливости.

Усвоение форм речевого этикета в различных ситуациях (знакомство, прощание, благодарность). Разбор ситуаций  «Правильно ли мы общаемся в «Родничке», на дне рождения друга». Игра «Волшебные слова». Обсуждение поступков  сверстников на примере литературных героев. Составление рассказов «Мой самый вежливый поступок».

В результате было  отмечено, что отношения детей в группе улучшились, дети стали доброжелательнее, у них появилась потребность в анализе своих слов и действий, повысилась культура поведения. Подводя предварительные итоги  опыта по развитию эмоционально – волевой сферы детей и навыков общения,  я хочу подчеркнуть актуальность данной темы: в современном мире нам помогут выжить любовь, доброта и терпение. И воспитывать эти качества у детей необходимо именно в дошкольные годы.

\

Источник