Развитие эмоций и навыков общения у ребенка
Тамара Марьина
Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников в игре
Педагог-психолог I- ой квалификационной категории Марьина Тамара Васильевна.
МДОУ № 3 «Теремок» г. Днестровск, Молдова.
В дошкольный период особенно активно развиваются психические процессы. Формируются произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг и др.). Именно в этом возрасте «сеют семена» будущего. Немало нужно любви, терпения и, конечно, знаний, чтобы они взошли здоровыми и крепкими.
Ребёнок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское сообщество из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым – это может привести (и приводит) к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости.
Для развития эмоциональности и общительности детей можно использовать любимые ими виды деятельности: рисование, танцы, игры. Можно также проводить специально организованные занятия, в ходе которых можно помочь детям решить их эмоциональные проблемы, развить воображение, ловкость, смекалку, уверенность в себе и получить огромную радость от общения с детьми, завоевать их доверие и дружбу.
Понимание духовного мира и эмоциональной сферы ребёнка, умение почувствовать его настроение позволяют взрослым установить с ним эмоциональный контакт и своевременно оказать помощь в налаживании контактов с ровесниками, а также помочь родителям осознать (и преодолеть) трудности в воспитании ребёнка.
Задача педагога – психолога – помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научиться вступать в контакт и вести разговор, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.
Проанализировав свой опыт работы с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу: игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры мы помогаем ребёнку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
Содержание проводимых мною игр- занятий предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, что и называется культурой общения. В ходе игр- занятий я стремлюсь подвести детей к тому, что считаю главным: к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников.
На занятиях целесообразно использовать этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному. В качестве своеобразного отдыха предлагаю подвижные игры. Они позволяют детям расслабится, «выпустить пар».
Итак, что могут сформировать у детей игры-занятия?
Коммуникативные способности и качества.
Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.
Позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».
Умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.
Умение выражать свои потребности чувства с помощью вербальных и не вербальных средств.
Умение взаимодействовать и сотрудничать.
Чего желательно ожидать от детей во время игр?
Желание принимать в них активное участие.
Доброжелательного настроя в играх.
Что требуется от взрослого во время игр?
Терпение (оно необходимо любому педагогу).
Умение принимать всех детей такими, какие они есть.
Умение выслушивать любой ответ, любое предложение, любое решение ребёнка.
Способность к импровизации.
Помните: каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Научитесь не сравнивать одного ребёнка с другим.
Ниже приводятся примерные конспекты игр-занятий. Их можно творчески переработать с учётом возможностей своих воспитанников, главное – это сохранить в них игровой характер, использовать музыку и изобразительную деятельность. Предлагаемые конспекты можно использовать для проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми один раз в неделю.
Основные цели игр-занятий:
Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир.
Учить свободно входить в контакт со взрослыми и сверстниками.
Создать безопасную обстановку индивидуального и группового взаимодействия.
Оказывать помощь в осознании ребёнком самого себя, своих эмоций, достоинств, возможных успехов и достижений.
Основные принципы построения занятий:
Поддержка положительного эмоционального тонуса и стимуляция общей активности.
Установление обратной эмоциональной связи путём развития различных эмоций, положительного опыта общения.
Формирования доброжелательного отношения к ребёнку сверстников через положительную оценку педагогом его достоинств.
Основные методы:
Имитационные и ролевые игры.
Психогимнастика.
Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка.
Танцы.
Младшая группа.
Занятие «Гномы».
Цель. Развитие эмоций, навыков общения, выразительности движений.
Предварительная работа. Рассмотреть картинки с изображением гномов, рассказать о них, прочитать сказки, изготовить волшебную коробочку и колпачки гномов.
Материал. Листы бумаги с незаконченными портретами гномов (по числу детей).
Ход занятия.
Педагог -психолог. Сейчас мы станем гномами. Они радуются, когда им весело, сердятся, когда их обманывают… Покажите, как они это делают. (Дети показывают). Идут гномы по лесу осторожно, чтобы не наступить на жучков, не поломать травинку, не смять цветы. (Дети имитируют движения). А вот и ручеёк. (На полу мелом изображён извилистый ручеёк: то узкий, то широкий. Дети встают цепочкой, держат друг друга за талию или плечи и идут, широко расставив ноги.) Почему один гном плачет? Оказывается, он потерял колпачок. Что будем делать? Как успокоить гнома? (Найти колпачок.)
Дети выходят на поляну и находят незаконченные портреты гномов: надо их дорисовать (улыбка, глаза, колпачки и т. д.)
Закончив рисование, садятся в круг. Звучит музыка. Один ребёнок стоит в круге и танцует, остальные постепенно включаются в танец на своих местах.
Занятие «Доброе слово и кошке приятно».
Цель: учить способам общения между людьми. Формировать выразительные средства общения (интонацию, мимику, пантомимику). Воспитывать потребность в доброжелательном общении; необходимость в общении друг с другом.
Материал. Маски-шапочки разных животных (по числу детей). Игрушечные заяц, котёнок. «Цветок добрых слов» Большой лист белой бумаги, на котором точками нарисован контур сердца.
Ход занятия.
Дети произвольно сидят на ковре. Педагог –психолог организует игру «Пора вставать».
Мои детки, мои детки,
Мои детки крепко спят,
Мои детки, мои детки,
Потихонечку сопят.
Вот так!
Педагог-психолог и дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом, выдох ртом «Хо-о-о-о!» (несколько раз).
Затем педагог-психолог громко говорит: «Солнце встало! Хватит спать! Хватит спать! Пора вставать!»
Дети «просыпаются» и, встав на носки и подняв руки вверх, делают вдох. Затем, быстро опустив руки вдоль туловища, и опустившись на всю ступню, делают выдох (несколько раз).
Педагог-психолог. Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!
Дети отвечают словами приветствия, улыбками или кивком головы и вместе с педагогом-психологом говорят: «Солнце встало! Хватит спать! Хватит спать! Пора вставать! Здравствуйте!
Дети выстраиваются в круг, берутся за руки, играют в кругу «Не сердись, улыбнись!» Каждый ребёнок поворачивает головы к рядом стоящему партнёру, смотрит ему прямо в глаза и говорит ласково, сердечно улыбаясь: «Не сердись, улыбнись». Игра заканчивается, когда все дети обратятся друг другу с этой просьбой.
Педагог-психолог. К нам в гости пришёл зайчик. Он очень хочет поздороваться с каждым из вас. И вы тоже, наверное, хотите поздороваться с ним? Но учтите: каждый должен сделать это по- разному, по-своему.
Дети подходят и приветствуют зайчика, каждый по-своему: кланяются, жмут лапу, гладят по головке, улыбаются, произносят добрые слова.
Педагог-психолог. Что вы можете сказать о том, как себя чувствует зайчик? Объясните своё мнение.
Примерные ответы детей: ему хорошо, он радуется, улыбается, потому что он понял, что мы рады ему, любим его, он у нас не чужой.
Педагог-психолог. Давайте и мы улыбнёмся зайчику и друг другу ещё раз. (Дети улыбаются). А что вы сейчас чувствуете? Почему? Верно это от того, что мы стали с вами добрыми волшебниками. А какие волшебные слова вы знаете?
Ответы детей: Здравствуйте! доброе утро! мы тебе рады! И т. п.
Педагог-психолог. Мы поиграем с вами в игру «Пожалуйста».
Дети встают в круг. Педагог-психолог показывает какое-нибудь движение, прикасается ладонью к рядом стоящему ребёнку и говорит: «Пожалуйста!» Тот отвечает: «Спасибо!» — и делает такое же движение. Все повторяют его несколько раз. Затем ребёнок «передаёт» движение следующему, говоря: «Пожалуйста!» — и прикасается к нему ладонью. Игра продолжается до тех пор, пока все дети по очереди не «передадут» друг другу движение.
Педагог-психолог. Случается, что вы обижаете друг друга, ссоритесь. Давайте устроим конкурс: кто придумает лучший способ примирения?
Предложения детей.
Педагог-психолог. Автор стихотворения «Поссорились» (А. Кузнецов) предлагает свой способ примирения:
Дам ей Мишку извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!
Педагог-психолог. Так как же нужно поступить и что надо сказать, если случайно обидел товарища? (Ответы детей). А ещё зайчик принёс из леса цветок. Необыкновенный. Он называется «Цветок добрых слов». На каждом его лепестке живут добрые слова. Давайте произнесём эти слова. (Показывает лепестки – дети называют добрые слова: сильный, умный, верный, храбрый, красивая, добрая, ласковая, весёлый, озорной).
Педагог-психолог. Какими счастливыми становятся люди, которые услышат эти слова! Как радостно забьётся их сердце! Давайте сделаем всем ещё один сюрприз. Соединим точки вот на этом листе. Расколдуем рисунок. (Дети соединяют точки и получают изображение сердца). Это сердце очень счастливое, доброе, нежное: оно услышало много хороших слов.
Дети под музыку раскрашивают сердце. Выполнение коллективной работы ещё больше сближает их.
Источник
Маргарита Сергеевна Рудакова
Консультация «Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста»
Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания. Учить чувствовать – это самое трудное, что есть у воспитания. Дружбу, товарищество, братство нужно воспитывать с раннего детства. Ребенок должен уметь чувствовать тончайшие переживания другого человека, тогда, когда он делает что-либо для счастья, радости, душевного спокойствия других людей. Любовь маленького ребенка к матери, отцу, бабушке, дедушке, если она не одухотворена творением добра, превращается в эгоистическое чувство. А надо воспитать в детском сердце подлинную человеческую любовь – тревогу, волнение, заботу, переживание за судьбу другого человека. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботу о судьбе другого человека. Нравственный облик личности ребенка зависит от того, из каких источников черпал он свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно чтобы дети узнали высшую радость – радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, воспринимаемых путём восприятия эмоциональной сферы, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. У детей в дошкольном возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче.
В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, учится облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.
Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Эффективное нравственное воспитание невозможно без общения с малышом на темы нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом, восприятие идёт на фоне эмоциональной сферы, что способствует благоприятному усвоению. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление в развитии эмоционально – нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста — способствовать эмпатии (сочувствию).
Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства. По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости, доброты, нежности, заботы и др. Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом.
Дети после ссоры часто произносят небольшие рифмованные стишки, так называемые «мирилки», для того, чтобы помириться. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства.
Стишки- «мирилки»
1. Мирись- мирись, больше не дерись.
Если будешь драться-
Я буду кусаться!
А кусаться не причем,
Буду драться кирпичом!
Нам кирпич не нужен,
Давай с тобой подружим!
2. Ручку за ручку
Мы крепко возьмем,
Раньше мы дрались,
А теперь ни почем!
3. Ссориться не будем.
Будем мы дружить,
Клятву не забудем,
Пока будем жить!
4. Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
— Ты мой друг!
— И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!
5. Я мирюсь, мирюсь, мирюсь,
И я больше не дерусь.
Ну а если подерусь, —
В грязной луже окажусь!
6. Давай с тобой мириться
И во всем делиться.
А кто не будет мириться-
С тем не будем водиться!
7. Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей,
И мириться нам скорей!
8. Мир, мир навсегда,
Больше ссориться нельзя,
А то бабушка придет,
И по попе надает!
Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я».
Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности, в общении. Поможет здесь игра. В игре дошкольник наиболее самостоятелен: сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и своей фантазией. В творческом характере игры заключено ее воспитательное значение. Насильственное вмешательство в нее взрослого лишает малыша и радости от игры, и интереса к ней, гасит его фантазию. Но это не значит, что родители должны полностью устраниться, отказаться от возможности через игру влиять на ребенка. Непосредственное участие взрослых в играх младших дошкольников даже необходимо, так как они не умеют еще использовать игрушки, играть вместе с другими детьми. Так что в этом случае нужен показ игровых действий, помощь в налаживании доброжелательных взаимоотношений со сверстниками в пока еще примитивных играх: посоветовать поделиться или поменяться игрушками и т. п. Желательно участие взрослых в подвижных играх малышей (салочки, прятки и др., так как организаторские возможности младших дошкольников незначительны.
Развивая эмоционально-нравственную сферу детей, целесообразно проведение игр и упражнений, позволяющих ребятам чувствовать себя более уверенно.
Игры и упражнения.
1. «Назови себя». Цель. Учить представлять себя коллективу сверстников.
Ход. Ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
2. «Позови ласково» Цель. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Ход. Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию, ласково назвав его по имени.
3. «Волшебный стул». Цель. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Ход. Один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
4. «Передача чувств». Цель. Учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
Ход. Ребёнку предлагается передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.
5. «Перевоплощение». Цель. Учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.
Ход. Дети (по очереди) загадывают определённый «образ», изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.
6. «Моя любимая игрушка». Цель. Развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая её настроение, поведение, образ жизни.
Ход. Дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя её, и рассказывают о ней. Остальные отгадывают.
7. «Подарок другу». Цель. Развивать умение невербально «описывать» предметы.
Ход. Один ребёнок становится «именинником»; остальные «дарят» ему подарки, передавая движениями и мимикой своё отношение к «имениннику».
8. «Разноцветный букет». Цель. Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Ход. Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один «букет» и устраивают хоровод цветов.
9.«Пирамида любви». Цель. Воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.
Ход. Дети сидят по кругу. Педагог говорит: каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет из вас называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая пирамида у нас получилась. Высокая, потому что мы любимы и любим сами.
Игры и упражнения помогают детям в установлении контактов друг с другом, создают атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви, дают элементарные сведения о культуре общения и через коммуникативно-речевые ситуации, игры, упражнения стимулируют развитие диалогической и монологической речи, развивают умение выражать свои суждения и мнения.
Таким образом, развитию эмоционально – нравственной сферы детей и навыков общения, в современном мире, необходимо уделять большее внимание, в этом нам помогут любовь, отзывчивость, доброта и терпение. И воспитывать эти качества у детей необходимо именно в дошкольные годы.
М. С. Рудакова, воспитатель, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида №206»
Источник