Развитие эмоции у здорового ребенка

На чтение 9 мин.
Эмоции ребенка – это одно из самых важных направлений его развития, которому, к сожалению, уделяется мало времени. Бывает, что малыш неплохо читает и пишет, владеет навыками в области рисования или лепки, удивляет своей артистичностью, рассказывая стихотворения или танцуя, однако рассказать о своих чувствах не может. Он не умеет подобрать те слова, которые полностью отразят все его внутренние переживания и чувства, не знает, как правильно рассказать об этом.
Эмоции новорожденного видны на лице
Первые эмоции ребенка
Ребенок с рождения испытывает эмоции, вначале – это самые элементарные переживания, затем, по мере развития, их внутренний мир обогащается, а эмоциональное развитие становится разнообразнее.
Переступая порог школы, ребенок ощущает множество различных вариаций чувств, однако не всегда может понять, что именно с ним происходит. В этом и состоит миссия родителей – рассказать и показать, что означает та или иная эмоция у детей любого возраста, как она проявляется в мимике и жестах, как ее распознать у себя, каким становится голос или позиция тела. Искренний диалог с ребенком поможет установить доверительные отношения, и он никогда не будет скрывать своих истинных чувств.
Что такое эмоции – определение
Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста потребует огромного внимания, однако все попытки объяснить и показать должны быть ненавязчивыми. Все должно происходить естественно и непринужденно.
И, конечно, все сказанное должно подтверждаться наглядными примерами. При совместном просмотре мультфильмов, следует комментировать эмоции героев такими словами: «вот собачка плачет, она скучает», «девочка смеется, ей весело, она рада, что играет со своими лучшими друзьями». Гуляя по улице или находясь дома, также лучше отыскивать любое эмоциональное проявление: «мальчик улыбается, он рад, что увидел маму и бежит к ней», «папа устал, он не разговаривает, лег отдохнуть». Очень важно показывать сравнения: веселый гномик или грустный гномик, злой волшебник или добрый волшебник, признаки, по которым можно определить данные эмоции, выражение лица, жесты, голос. Со временем ребенок сам научится определять и классифицировать эмоции, а родители будут лучше понимать свое чадо.
Развитие малыша в 1 год
Отличными помощниками в развитии внутреннего мира малыша дошкольного возраста являются игрушки.
Они учат ребенка познавать себя. Разговаривая с ними, он может поругать или наказать, пожалеть или утешить, пожаловаться или поделиться новостью о каком-либо радостном событии. Очень важно обеспечить ребенка различными видами игрушек, которые помогут осуществить эмоциональное развитие в различных направлениях.
Музыкальные игрушки для творческого развития
Каким же игрушкам лучше отдать предпочтение?
- Игрушки, отражающие специфику реальной жизни. К этой категории относятся куклы или всевозможные семейства зверушек, все бытовые кукольные принадлежности – посуда, мебель, кукольный домик, медицинские игрушечные приборы, все виды транспортных средств – машинки, паровозики, лодки.
- Игрушки, позволяющие выплеснуть негативные эмоции или накопленную агрессию. Это, в первую очередь, спортивный инвентарь: мячи, скакалки, боксерские груши и другие приспособления, дикие животные или другие негативные персонажи из мультфильмов.
- Не нужно забывать и о творческой составляющей развития эмоций и чувств у детей младшего возраста, поэтому лучше позаботиться о наличии в арсенале красок, пластилина, карандашей и цветной бумаги. Фантазию, изобретательские наклонности и стратегическое мышление помогут развить конструкторы, настольные игры, пирамидки или кубики. Ну, а азбука подогреет интерес к изучению и познанию мира букв и звуков.
Азбука эмоций – отличная книга для детей
Нужно отметить, что те игрушки, которые очень нравятся взрослым – это автоматические средства передвижения или какие-либо роботы, не представляют особой ценности для развития малыша. Они не способствуют развитию эмоций у детей дошкольного возраста, необходимых навыков, не удовлетворяют его потребности развиваться творчески. Игрушка – это отражение внутреннего мира ребенка и по любимым игрушкам можно судить о его наклонностях, основных качествах характера и способностях.
Игрушки для совсем маленьких детишек дошкольного возраста направлены на развитие органов слуха, зрения и осязания. Естественно, они должны быть приятными на ощупь, теплыми и красочными, с сопутствующей приятной мелодией, если это уместно.
Самодельные игрушки приносят много радости
Немало восторга вызывают у ребенка игрушки, выполненные своими руками. Особую радость чувствуют дети дошкольного возраста, когда они дарят изготовленные поделки дорогим и близким людям. Осознание творения добра всегда поощряется взрослыми, поэтому реакция на такой подарок должна быть радостной, без критичных замечаний или безразличного отношения. Большое разочарование у детей может вызвать вид любимой сломанной игрушки в мусорном ведре. Игрушка для малыша – это символ его развития, каждая из них впитывает какие-либо определенные эмоции, заставляет вспомнить о счастливых моментах, вызывает чувства надежности, любви, сострадания.
Выкидывать игрушки – означает расстаться с верными друзьями, перечеркнуть все важное, что живет в детской душе.
Старые игрушки можно отремонтировать и подарить кому-то
Наилучший выход из создавшейся ситуации может быть найден. В таком случае, лучше отремонтировать ее и подарить нуждающимся детям или отнести в детский сад. Психологическое состояние ребенка улучшится от осознания того, что игрушке подарена вторая жизнь и именно он преподнес ее другим деткам.
Чтобы разнообразить игрушечное окружение ребенка, нет необходимости слишком часто посещать дорогие магазины. Соблазн получить понравившуюся вещицу довольно велик, а если приобрести ее нет возможности, то тогда не избежать горьких слез и тяжелых страданий. Целесообразнее изготавливать игрушки из подручных средств, так довольно часто можно пополнять детскую коллекцию новыми интересными поделками. Сейчас можно отыскать множество оригинальных идей и сделать игрушку своими руками. Такая игрушка будет невероятно цениться малышом, так как она имеет немаловажное эмоциональное значение для него.
Не нужно много игрушек – важнее сама игра с ребенком
Многие родители не оказывают должного внимания своим чадам, предпочитая откупиться очередной дорогостоящей игрушкой. Да, отвлечь на некоторое время внимание соблазнительным и ярким предметом можно, но ребенок – существо живое и нуждается в общении и совместном времяпрепровождении.
Другие методы развития эмоциональности
Обговаривать детские психологические проблемы можно, играя или рисуя. Дети дошкольного возраста в непринужденной обстановке легко «раскрываются» и повествуют обо всех внутренних переживаниях. Совместное сочинение сказки – также отличный способ понять, о чем думает ребенок, что его тревожит. Если ребенок агрессивный, капризный или замкнутый – это свидетельство того, что существует некая психологическая проблема, требующая разрешения.
Положительные и отрицательные эмоции – как развиваются
Сказочные герои, их подвиги помогут малышу поверить в себя и победить страх, смятение или неуверенность.
Придумывая персонаж сказки, можно его наделить качествами, присущими ребенку, также можно подчеркнуть и внешнее сходство, цвет глаз или волос. Характер героя сказки выражается такими определениями, как смелый, робкий, задира, драчун и другие. Перед ребенком раскрывается масса возможностей решения проблемы, и он обязательно выберет правильный выход из пугающей его ситуации. Сказку обязательно следует закончить положительно, чтобы ребенок почувствовал радость и облегчение.
Рисование – отличный способ эмоционального развития
Еще одним способом проникнуть во внутренний мир ребенка является рисование. Для начала лучше предложить ему произвольную тему, затем можно попросить его нарисовать сюжет рассказа или повести. Обсуждая рисунок с малышом, можно поинтересоваться, что он чувствовал, изображая тот или иной предмет.
Дети дошкольного возраста не умеют сознательно скрывать свои чувства, поэтому слушая его рассказ, нужно уделить внимание изменениям в его мимике, лице и поведении.
Театральные постановки очень нравятся детям
Эмоции ребенка нестабильны. Он может плакать, а через минуту заливаться смехом. Такие проявления являются нормой для малыша и это не повод для беспокойства. Во многом реакция ребенка на внешние раздражители зависит от модели поведения родителей. Если мама по любому поводу паникует и плачет, несомненно, малыш будет беспокойным и плаксивым. Дети дошкольного возраста копируют реакции взрослых, ведь они еще не осознают, что правильно, а что нет. Средством выражения эмоций у детей дошкольного возраста может быть плач или крик, спокойная просьба или принудительные действия. Домашняя атмосфера и взаимоотношения оказывают огромное влияние на психологическое состояние ребенка. Родители своим поведением способствуют эмоциональному развитию детей и эмоциям, становлению их как личностей.
Игры вызывают положительные эмоции у детей
Роль окружения в формировании эмоций
Формирование чувств и эмоций у дошкольников во многом зависит и от общения со сверстниками. Острое соперничество и сравнение достижений малыша с успехами других детей способствует возрастанию количества негативных экспрессий. Неудачи и препятствия, в этом случае, расцениваются детьми остро и могут спровоцировать конфликт с ровесником. Коллективные соревнования сглаживают негативное эмоциональное проявление, так как удача или поражение делятся на всех участников группы, сила и интенсивность эмоций снижается.
Очень важно грамотно подойти к первым неудачам малыша, поддержать его и успокоить, настроить на дальнейший труд и самоусовершенствование.
Занятие в садике – игра об эмоциях
Коллективная трудовая деятельность, полезная для окружающих и направленная на общее благосостояние, разнообразит эмоциональное состояние малыша. Он получает радость от достижения цели или огорчается, если что-нибудь не получается, учится сочувствовать чужим неудачам и получает истинное удовлетворение, осознавая свой вклад в общее дело.
Развитие эмоций и чувств у детей происходит совместно с другими психическими процессами, одним из которых является речь. Также чувства малышей сопровождаются яркими и выразительными мимическими реакциями и голосовыми интонациями, которые представляют собой средство выражения эмоций и чувств.
Физическая активность – источник положительных эмоций
Коммуникабельность дошкольника во многом предопределяет его эмоциональное развитие. Дети – оптимистичные создания, они, в целом, бодры и жизнерадостны.
События, затрагивающие окружающих, направленные на эмоциональное состояние другого человека, находящие отклик в душе ребенка, называется эмпатией. Это один из компонентов развития чувств и эмоций детей. Учась сопереживать, сочувствовать, понимать внутренний субъективный мир собеседника, дети дошкольного возраста развиваются нравственно, что крайне необходимо в современном социальном обществе. Гуманные чувства – показатель наивысшего развития человечества. Причины поведения ребенка кроются в скрытых переживаниях, изучение его эмоций крайне важно, так как позволяет понять его состояние и определить истинное отношение к внешнему миру, определить дальнейший путь развития ребенка как личности.
Источник
Все люди – существа эмоциональные. Но дети, в меру возрастных особенностей и жизненного опыта, способны более ярко демонстрировать собственные эмоции. Плач, смех, крик, визг, истерики, «надутое» личико, «сияющие» глаза и многое другое — все это проявления эмоций. Благодаря этому, мы видим отношение детей к окружающему миру, событиям, людям, поскольку они привыкли не скрывать своих эмоций.
Что такое эмоции, и какими они бывают?
Эмоции – это внутренние переживания человека. Они выражают отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям и носят ситуативный характер. К эмоциям относят настроение, страсть, аффект, чувства, стресс. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Отрицательные эмоции у ребенка возникают по разным причинам. Это и противоречие между сильным желанием и невозможностью удовлетворить его, и конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к ребенку, неуверенному в собственных силах, и частые негативные эмоциональные состояния взрослых, и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны. Но самая распространенная причина, почему малыш испытывает негативные эмоции, это – приказательный тон родителей, требующий срочно выполнить их волю, применение взрослыми обвинений, угроз, оскорблений, в то время как правильнее было бы провести с провинившимся ребенком доверительную беседу и совместный анализ возникшей ситуации.
Когда ребенок впервые проявляет эмоции?
Доказано, что связи в мозге, которые отвечают за эмоции, образуются одними из первых после того, как ребенок появился на свет. Уже восьминедельным малышам знакомы простые состояния недовольства и удовлетворенности. Чем взрослее ребенок, тем сложнее чувства испытывает он. В 5 лет он уже знаком с радостью и грустью, завистью и сопереживанием, гордостью и стыдом. Следовательно, эмоции его становятся все более сложными. И нередко малыш сам может не понимать, что с ним происходит. Дело в том, что эмоции развиваются неравномерно, как будто наслаиваясь одна на другую. Каждый последующий эмоциональный слой – все более сложный. Этот процесс практически завершится, когда ребенку исполнится 10.
Как развивать эмоции у детей?
Это может показаться странным, но так оно и есть: эмоции ребенка нуждаются в постоянном развитии, что достигается путем проявления внимания и одобрения со стороны взрослых. Посудите сами: малыш прибежал к маме и радостно, подпрыгивая, сообщил, что он только что сделал тако-о-ой замок из песка! Мама, выказывая явную заинтересованность, идет с ребенком во двор, чтобы посмотреть на шедевр, увидев который восхищается и хвалит малыша. Но, возможен и другой вариант развития событий. Мама может сослаться на занятость и проигнорировать просьбу ребенка, отделавшись сухо брошенным «молодец, только не мешай мне». В результате маленький человечек почувствует обиду и то, что его «работа» никому не нужна и не интересна. В первом примере похвала и выделение ребенку нескольких минут играют огромную роль в формировании его как личности, это сподвигает его на достижение дальнейших успехов. Во втором случае малыш будет лишен возможности узнать, что такое радость, вместо этого наступит спад эмоций, который приводит к пассивности. Очень важно, чтобы так называемое обучение эмоциям происходило в первые годы жизни, поскольку со временем это будет невозможно.
Хваля и поощряя ребенка, не перестарайтесь. Дети очень чутки к эмоциональной фальши. Поэтому преувеличенные восторги и неестественное умиление приведут к обратному результату: ребенок не сможет целостно и полно воспринимать красоту, он перестанет доверять, прежде всего, вам, а впоследствии – словам и эмоциям других людей.
Большую роль в воспитании чувства прекрасного и формировании эмоциональной сферы являются игрушки, которые окружают ребенка. Поэтому не покупайте малышу игрушек, которые не соответствуют его возрастным потребностям, и следите, чтобы они были выразительные, красивые, вызывающие только положительные эмоции. Особое место в развитии эмоциональной сферы ребенка занимает искусство. Рисуйте с малышом, ходите на выставки (сначала, например, это могут быть выставки детских рисунков), пойте, ходите на концерты, занимайтесь с ним музыкой или просто включайте диски.музыка как самый эмоциональный вид искусства развивает способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности. Благодаря музыкальному развитию, формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Огромную роль в формировании позитивных эмоций у малыша играют сказки. Возьмите себе за правило ежедневное чтение перед сном. Читайте выразительно, с яркими эмоциями. Тогда малыш сможет прочувствовать услышанное, сформировать личное отношение к тем или иным поступкам героев, сделает определенные выводы.
Как справляться с негативными эмоциями?
Если с позитивными эмоциями все понятно, то как быть с негативными, к которым относятся эмоции, связанные с гневом, ненавистью, страхом, тревогой? Зачастую ребенок проявляет такие эмоции не намеренно, пытаясь вывести из равновесия взрослых или «насолить» им. Дело в том, что иногда дети, особенно до 10-летнего возраста, не могут описать, что творится в их душе, и чем они недовольны. Чтобы избежать последствий, вызванных негативными эмоциями, разговаривайте с малышом. Научитесь его слушать, а затем научите малыша слушать самого себя и определять свои эмоции. Предложите ребенку (конечно, не раньше, чем в 4-5 лет) описать чувства, которые он испытывает в данный момент. Пусть он расскажет вам, в какой цвет он бы покрасил свое настроение, если бы это было возможным. Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения. Например, вы можете строить «рожицы» перед зеркалом, посредством мимики изображая различные эмоции. Этот метод подходит абсолютно всем детям, начиная с 1-1,5 лет. Для «выплескивания» негативных эмоций можно придумать множество способов. Например, колотить руками подушку. Но учтите, что это должна быть одна, отведенная для этой цели подушка, и ни в коем случае не игрушка. Можно взять чашку и кричать в нее, сколько душе угодно, пока злость не иссякнет. В тазик или ванну с водой можно швырять резиновые игрушки. Ребенок сам не заметит, как увлечется и вовсе забудет о своем недавнем состоянии.
Кто-то с недоверием, ухмыльнется, мол, легче дать несколько раз по попе и не возиться с ребенком. Эффект, якобы, быстрый и надежный. Но имейте в виду, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать и подавлять – очень вредно. Кроме того, что это негативно скажется на психике ребенку, в старшем возрасте это может привести к серьезным последствиям: заболеваниям сердца, неврозу, повышенному давлению. Более того, дети, которых не понимали взрослые, сами, став таковыми, не поймут окружающих, они будут раздражительны и агрессивны. Нередко у таких людей отмечаются проблемы общения.
Воспитывайте у ребенка терпеливость и умение спокойно общаться с людьми. Для этого можно поиграть в такую игру. Возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет, пусть это будет игрушка или книга, а ребенок должен уговорить вас отдать этот предмет. Вы же не должны сразу сдаваться: отдаете вещь, когда посчитаете нужным. Потом поменяйтесь местами. После окончания игры поговорите с ребенком. Пусть он ответит, почему, по его мнению, вы отдали ему игрушку, как правильнее нужно просить, обсудите свои чувства, возникавшие во время игры.
Держите себя в руках!
Без лишних слов понятно, что взрослые – не железные. У них также случаются срывы. Ритм современной жизни, условия, в которых находятся взрослые, тяготы повседневной жизни, осознание того, что они в ответе за своих близких (особенно за детей), приводят к разного рода стрессам. С негативными эмоциями, переполняющими взрослых, необходимо уметь справляться. Дело в том, что ребенок может “заразиться” отрицательными эмоциями взрослого, поэтому важно научиться управлять своим эмоциональным состоянием и научить этому ребенка. Научитесь расслабляться. В прямом смысле. Расслабьте свои мышцы, особенно мышцы лица. Таким образом, вы получите некоторую власть над своими эмоциями. Вы можете выплеснуть их таким способом, чтобы малыш не понял, в чем дело. Например, пойте. Выберите что-нибудь из своего репертуара, что подходит именно вашему теперешнему состоянию. Купите себе мороженое! Возможно, именно это «остудит» ваши эмоции. Ну, или шоколадку. Правда, не привыкайте к таким методам, а то через некоторое время вас постигнет депрессия по поводу лишних килограммов.
Источник