Развитие экспрессивной речи у ребенка

Развитие экспрессивной речи у ребенка thumbnail

Правильное развитие речевого аппарата является одной из основ гармоничного становления личности. Экспрессивная речь представляет собой умение выстаивать правильные ассоциации между значениями слов и производимыми звуками.

Поэтому любые искажения четкости, ритма или выпадение отдельных слогов предупреждают о патологических процессах, требующих диагностики.

Что такое экспрессивная речь

Термин означает словесную форму, выраженную вслух, окрашенную эмоционально. У детей такая способность формируется в результате подражания действиям взрослых: вначале возникает идея, затем внутреннее высказывание, а после — озвучивание.

Слуховой анализатор и зона Вернике отвечают за понимание письменной и устной речи, правильное восприятие звуковых сигналов, словообразование.

В раннем периоде детства требуется поощрять и стимулировать желание детей говорить, не приспосабливаясь к невнятному произношению.

Социальная адаптация с развитием эмоционального интеллекта происходят за счет регулярных вербальных контактов, поэтому ребенку полезно слушать четкую дикцию взрослых и практиковаться самостоятельно.

Расстройство экспрессивной речи

При данном заболевании слабо развита артикуляция, нет четкого понимания, как использовать речевой аппарат для сотворения звуков, страдают все виды речевой деятельности.

Вначале может наблюдаться нормальное усвоение новых слов, но затем прогресс останавливается, исчезает способность адекватно комбинировать грамматические средства.

Интерес к познанию и интеллект детей с моторной алалией обычно не нарушены, предметно-практические способности развиты в полной мере.

Поэтому первую тревогу у родителей вызывает молчание ребенка при понимании ним ситуации и логичной реакции на вербальное обращение.

Подчас определения диагноза следует исключить сопутствующие болезни — неправильное развитие аппарата артикуляции иногда сочетается со структурными изменениями мозговых тканей.

Тогда ЭЭГ регистрирует эпилептиформную активность или замедленную работу участков мозга, регулирующих мышцы голосового аппарата — центры Вернике и Брока.

Что провоцирует расстройство экспрессивной речи

Мозговая организация детей 3-х летнего возраста имеет хорошо сформированный моторный речевой центр, если в этот период ребенок пережил эмоциональную травму или переболел, может наступить ухудшение усвоения лексических форм и конструкций.

В информационных источниках нету точно сформулированных причин заболевания, но его возникновению способствуют некоторые факторы:

  • генетическая обусловленность, сильный стресс, пережитый на первом триместре беременности;
  • родовая гипоксия, травмы черепа подчас родов;
  • энцефалит, менингит, другие опасные инфекционно-воспалительные заболевания;
  • интоксикация алкоголем, ядовитыми веществами, что выделяются при сгорании токсических отходов — техногенные катастрофы.

Неблагоприятное социальное окружение, гиповитаминоз витаминов группы В, отсутствие диалогового общения негативно сказываются на умственном, речевом развитии.

Поэтому организация разностороннего ухода играет важную роль в период восстановления функций речевого аппарата.

Симптомы расстройства экспрессивной речи

Отличительно других расстройств, у алаликов есть физиологические условия для правильной артикуляции, но они искажают, путают звуки, не различая их.

Также у детей может страдать импрессивная речь — понимание прочитанного текста или чужого высказывания вслух. Частые признаки выявленной проблемы:

  • яркая или сниженная экспрессивная окраска упрощенных высказываний, замена слов жестами, мимикой или отдельными звуками;
  • повышенное слюноотделение;
  • плохое понимание взаимосвязи объектов, поступков людей;
  • молчаливость во время игры, беззвучный плач;
  • синдром дефицита внимания, повышенная двигательная активность;
  • сокращение, искажение слов, облегчающее их произношение;
  • нежелание выследить движущийся объект глазами, а поиск источника звука на слух;
  • отсутствие выразительности звуков, запутанность в пересказе событий.

В запущенной стадии может наблюдаться пониженная ориентация на местности, нарушенное восприятие соотношения предметов в пространстве.

Однако периодически наблюдается спонтанное устранение проблемы без существенного вмешательства, когда детей отдавали в детский сад.

В группе их активная коммуникация поощрялась, была залогом достижения личных потребностей.

Влияние задержки экспрессивной речи на становление Коммуникации в раннем возрасте

Дети с поздним развитием самостоятельной речи в силу физиологических причин с детства не приученные логично мыслить. Без логопедических занятий в школьном возрасте они будут допускать грубые синтаксические ошибки при письме под диктовку.

Также могут возникнуть проблемы с адекватной интерпретацией абстрактных образов, понятий, что затруднит выстраивание межличностных отношений.

После появления первых признаков самостоятельного мышления, малышам следует стимулировать познавательный интерес, непрестанно расширять их словарный запас.

При проблемах вербальной экспрессии рекомендуется играть вместе в сюжетно-ролевые игры, разучивать основные фразы ежедневного этикета, чтобы общение со сверстниками было психологически комфортным.

Психологическая диагностика дошкольников с задержкой экспрессивной речи

Комплексные исследования помогают исключить глухоту и уровень речевого развития, нужна диагностика состояний, требующих дополнительных терапевтических мер.

К таким дефектам относится аутизм, умственная отсталость, гиперактивность, депрессивные, тревожные или другие или другие отклонения психики. Определить степень выраженности проблемы помогают такие методы:

  • демонстрация предметов с пожеланием сказать их название;
  • ведение диалога с переходом от легких тем к более сложным для оценки произношения, лексического запаса и его качества;
  • просьба рассказать, какое действие изображает картинка — обнаруживается умение составлять предложения разной сложности;
  • оценка произнесения звуковых групп бпм, зцс, чшщч, гкх;
  • проверка понимания указаний с градацией от простых к сложным: дотронуться к носу, указать карандшом на раскрытое окно.

Обычно расстройство экспрессивной речи у детей становится заметным в момент, когда словарный запас и способ коммуникации не соответствуют возрасту.

Учитывая, что дефекты лучше поддается коррекции в начальных стадиях, самостоятельные пробы исправить проблему могут навредить.

Информативным показателем хорошего развития есть указательный жест пальцем, если он не появляется  к 1,5 году, следует пройти обследование у детского невролога.

Методы лечения и коррекции

Прогресс от занятий с логопедом-дефектологом зависит от степени дисфункции и того, какие виды речевых навыков ребенка больше нуждаются в коррекции — чтение, говорение или письмо. Внятное произношение осмысленных фраз может развиться к 3-4 годам, если расстройство диагностировано в возрасте 1-2 лет.

Основная задача коррекционной терапии заключается в выработке правильных речевых стереотипов, стимулировании словотворчества. Меры, которые помогают связно выражать мысли вслух, адаптируют ребенка в социальной среде:

  1. Речевая гимнастика, тренировки реберно-диафрагмального дыхания. Обучение, как координировать дыхательные движения с одновременным произношением звуков.
  2. Повышение эффективности мелкой моторики пальцев рук: раскрашивание, игры с конструктором.
  3. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение и предупреждение негативных стрессовых переживаний.
  4. Приобретение и закрепление навыков анализа событий, предметов — составление визуальных, пространственно-временных характеристик.
  5. Тренировка кратковременной и длительной памяти, развитие концентрации внимания, составления цепочек причинно-следственных связей.

Развитие экспрессивной речи происходит при систематическом пополнении запаса лексики с внедрением выученных слов в диалог, формировании целостных высказываний.

Видимые результаты дает полисенсорный способ ведения тренингов, пробуждающий главные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, вкусовое и обонятельное.

Задача взрослого собеседника — найти положительные эмоциональные триггеры, побуждающие алалика активно участвовать в диалоге по личной инициативе.

Этапы развития собственной экспрессивной речи ребенка

Период крика наступает с рождением, в это время плач имеет важные диагностические характеристики, обнаруживая отклонения психического или физического развития.

Мелодичное гуление появляется к 5-му месяцу, а в возрасте 7-8 месяцев дети переходят в фазу лепета, пробуют произносить губные согласные. В 1-1,5 года имеется запас из 6-8 коротких слов, уже обладающих экспрессивностью, начинается процесс словотворчества.

Этапы развития индивидуальны для каждого ребенка, но отсутствие произношения элементарных фраз в 2,5 года не считается нормой и требуется консультация специалиста.

Постановку диагноза предваряют подробные тесты проверки слуха, состояния нервной системы, дополненные подробным собеседованием и амбулаторным наблюдением в течение всего периода корректирующих занятий.

Источник

Гульнур Дюсенова
Практические рекомендации родителям по развитию импрессивной и экспрессивной речи у детей раннего возраста

«Практические рекомендации родителям по развитию импрессивной

и экспрессивной речи у детей раннего возраста».

Учитель – дефектолог КГУ «КППК города Риддера» УО ВКО Дюсенова Г. Ж.

1. Развитие импрессивной речи.

На первых этапах развития понимания речи мы не требуем от детейточности понимания отдельных слов: там — тут, открой — закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов,предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки».

Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом. Педагог говорит короткими предложениями, состоящими из двух-четырех слов, повторяя их два-три раза. Одни и те же слова полезно употреблять в разных грамматических формах. Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога.

Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр.

«Поручения».

Игра содержит сначала одну, затем две, потом три инструкции,например: «Принеси куклу в шапочке; принеси куклу в шапочке с кисточкой; принеси куклу в шапочке с кисточкой и посади ее на стульчик».

«Делай, что я сказал (а)».

Эти игры проводятся с одновременным показом действия, обозначенного словом. Например,взрослый говорит:

— Мы идем: топ-топ.

Дети идут за взрослым.

— Побежали: шлеп-шлеп.

Дети бегут за взрослым.

— И устали: стоп!

Дети останавливаются вместе со взрослым.

После нескольких повторений игровых действий со словами и показом этих действий взрослым дети выполняют эти движения самостоятельно в соответствии со словами игры.

Эффективным приемом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (величину, цвет, конфигурацию, являются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в соответствии с заданным качеством.

Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно использовать коллекции мелких игрушек,например:

— выбери все машинки;

— выбери всех кукол.

Можно классифицировать геометрические тела:

— выбери все шарики;

— принеси все кружки.

Геометрические фигуры по цвету (принеси все красные фигурки) и по размеру (принеси все большие фигуры) и т. д. С большим интересом работают дети с мозаикой. Начинаем работу с усвоения слова «такая (ой)».

«Грибки».

Взрослый показывает мозаику красного цвета, закрепляет ее на поле для выкладывания.

Взрослый: Найди такой грибок.

Ребенок находит такую же мозаику и закрепляет ее.

Взрослый (показывая два пальца): Два грибка.

Ребенок повторяет движение, показывая два пальца.

Взрослый: Это красные грибки. Найди еще такой же грибок и т. д.

«Яблонька».

Взрослый заранее выкладывает контур дерева, состоящий из ствола (прямая линия) и кроны (замкнутая кривая линия).

Взрослый: На яблоньке вот такое яблочко (закрепляет красную мозаику). Красное яблоко. Найди такое же.

Ребенок закрепляет красную мозаику в пределах контура кроны.

Взрослый: На яблоньке красные яблочки. Вот столько, два (показывает два пальца). Ребенок показывает два пальца.

Взрослый (закрепляя зеленую мозаику): На яблоньке вот такое яблоко. Найди такое же. Яблочки наверху. Погладь яблочки на яблоньке. Подул ветер. Упали яблочки (Переносит мозаику вниз). Яблочки внизу, под яблонькой. Погладь яблочки внизу.

Конечно,в формировании пассивного словаря используется работа с картинками: предметными, сюжетными. Изображения на этих картинках должны быть яркими, крупными, реалистичными. Этот вид работы возможен с детьми, находящимися на номинативном уровне понимания речи.

«Умный пальчик».

На столе разложены картинки с изображением предметов.

Педагог: «Покажи лошадку, покажи куклу.»

Ребенок показывает указательным пальцем правой руки названную картинку.

Работа с картинками, изображающими действие, возможна с детьми, находящимися на предикативном уровне понимания речи: вначале различаются глаголы, обозначающие действия людей или животных, с называнием того,кто совершает действие: «Покажи, где скачет лошадка, где спит мальчик.». Затем различаются действия,совершаемые одним лицом: «Покажи, где мальчик спит, где мальчик сидит.»

Следующий этап развития понимания речи— понимание форм слов: «Покажи, где стол — где столик, где мяч — где мячи, где мяч на стуле, где мяч под стулом». Детям с задержкой речевого развитияособенно сложно дифференцировать формы глаголов: возвратные и невозвратные глаголы (мальчик моет — мальчик моется); глаголы движения с различными приставками (машина ехала — машина приехала, пальто застегнули — расстегнули); глаголы прошедшего времени женского и мужского рода (Женя упал — Женя упала); глаголы настоящего времени единственного и множественного числа (летит — летят).

Большое внимание в развитии импрессивной речи следует уделить различению слов с противоположными значениями (антонимов) разных частей речи:

день — ночь;

много — мало;

высоко — низко;

длинный (ая) — короткий (ая).

Хорошо использовать рисование предметов с противоположными качествами: — рисуем длинную дорожку (ведем ручку малыша с фломастером) — рисуем короткую дорожку; — на большой тарелке много ягод (рисуем много маленьких замкнутых кривых) — на маленькой тарелке мало ягод и т. д.

Рисование предметов с противоположными качествами помогает ребенку мышечно ощутить значение слов с противоположными значениями.

Существует множество других способов развития пассивного словаря ребенка, испытывающего затруднения в речевом развитии, но главным является речь педагога, окружающих детей, взрослых. Она должна быть правильной по форме, богатой лексически, предельно эмоциональной, выразительной, насыщенной прибаутками, потешками; в то же время простой, не загроможденной лишними словами.

2. Развитие экспрессивной речи.

Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития — создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, выражать свои желания в доступной им звуковой форме.

Неправильно было бы пытаться «перескочить» этот естественный период в развитии детской речи. Однако не следует расширять автономную речь детей. Необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов.

Вызывание речевого подражания тесно связано с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией). При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражательности вообще.

«Сделай, как я»

Взрослый говорит:Взрослый показывает:

Подними ладошки выше Поднимает ладони.

И сложи над головой. Складывает ладони над головой под углом друг к другу.

Что же вышло?

Крыша вышла, а под крышей

Мы с тобой.

Положи ручки на коленочки. Кладет свои руки на колени.

Подними ладошки выше, Поднимает ладони.

Поскорее помаши. Машет кистями рук.

Что же вышло?

Птички вышли,

Птички очень хороши.

Положи ручки на колени, Кладет свои руки на колени.

Подними ладошки выше,

Изогни скорей дугой. Сгибает ладони.

Что же вышло?

Гуси вышли.

Вот один, а вот другой.

У бабуси жили гуси;

Вот один, а вот другой.

Положи ручки на колени. Кладет руки на колени.

Весьма эффективным средством воспитания экспрессивной речи, построенном на развитии подражания в произнесении слогов, сопровождаемом движениями, является фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика позволяет ощутить вызываемый звук кинестетически, поиграть с этим слогом, ввести этот слог в ритмические сочетания.

Очень полезно петь гласные с длительным плавным движением рук:

«А»: широко разводим руки вперед — в стороны.

«У»: плавное движение обеих рук вперед.

«О»: плавное движение обеих рук в стороны — вверх.

«И»: плавное движение обеих рук в стороны.

«Ы»: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.

«Э»: плавное движение рук в стороны вниз.

Звук Н в слияниях

НА-НА-НА — хлопки перед собой.

НО-НО-НО — хлопки над головой.

НУ-НУ-НУ — хлопки вытянутыми вперед руками.

Звук Н’

НЕ-НЕ-НЕ — движение пальчиком (указательный из стороны в сторону).

НЯ-НЯ-НЯ — пальчик кланяется.

НЕ-НЕ-НЕ — движение пальчик о пальчик.

НИ — пальчики «бодаются» — упираются один в другой.

Звуки М—М’

Отрабатываются в слияниях по той же схеме. .

Звук П.

ПА-ПА-ПА — движения кистями вниз (руки перед собой).

ПО-ПО-ПО — то же движение кистями (руки приподнять).

ПУ-ПУ-ПУ — то же движение, руки вытянуть (без напряжения).

Звук П’.

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

Звук Б.

БА-БА-БА — хлопки перед собой.

БО-БО-БО — хлопки над головой.

БУ-БУ-БУ — хлопки вытянутыми вперед руками.

Звук Б’.

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

Дифференциация П—Б

ПА-ПА-ПА — БА: движения кистями — хлопок.

ПО-ПО-ПО — БО: движения кистями — хлопок.

ПУ-ПУ-ПУ — БУ: движения кистями — хлопок.

Звук Т

ТА-ТА-ТА — движения кистями вверх, руки перед собой.

ТО-ТО-ТО — движения кистями вверх, руки наверху.

ТУ-ТУ-ТУ — движения кистями вверх, руки вытянуты вперед.

Звук Т’.

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

Дифференциация Т—Д

ТА-ТА-ТА — ДА: движения кистями — хлопок.

ТО-ТО-ТО — ДО: движения кистями — хлопок.

ТУ-ТУ-ТУ — ДУ: движения кистями — хлопок.

Звук К.

КА-КА-КА — постукивание кулачком о кулачок (руки перед собой).

КО-КО-КО — постукивание кулачками (руки приподнять).

КУ-КУ-КУ — постукивание кулачками (руки вытянуты вперед).

Звук К’

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

Дифференциация К—К’

Твердые слияния — руки в кулачках.

Мягкие слияния — ладони раздвигаются от рта в разные стороны.

Звук Х

Резко загнуть кисти вниз.

ХА — руки перед собой.

ХО — руки приподнять.

ХУ — руки вытянуть вперед.

Звук Х’

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

Звук Ф.

ФА — вытянуть руки вперед (ладони вниз).

ФУ — вытянуть кисти вперед (ладони ребром).

ФО — поднять кисти вверх (ладони смотрят друг на друга).

Звук Ф’.

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

Звук В.

ВА — сцепить руки в замок.

ВО — поднять сцепленные руки вверх.

ВУ — вытянуть сцепленные руки вперед.

Звук В’.

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

Звук С.

СЯ — нажимать на ладонь.

СЕ — поставленную ребром.

СЁ — пальцами другой руки.

СЮ.

Вызываем у детейзвуки в соответствии с нормами онтогенеза:

— гласные: А, О, У, И;

— согласные: Н, НЬ, М, МЬ, Б, БЬ, П, ПЬ, Т, ТЬ, Д, ДЬ, К, КЬ, Г, ГЬ, X, ХЬ, й, йА, йО, йУ, йЭ, В, ВЬ, Ф, ФЬ.

Разумеется, эта схема весьма приблизительна. В формировании навыков звукопроизношения нужно идти за ребенком, опираясь на моторные возможности его артикуляционного аппарата и способность воспринимать звуковые характеристики фонемы.

Параллельно необходимо готовить фонематическое восприятие и моторные функции артикуляционного аппарата к произношению более сложных по способу образования звуков речи.

Вызванные звуки следует включать в слова элементарной слоговой структуры:

ГГ: «АУ», «УА», «ИА»;

СГ: «НА»;

СГ-СГ: «МАМА», «МАНЯ»;СГ-СГ-СГ: «ПАНАМА».

Следующий этап работы — использование детьми форм появившихся слов: панама — панамы.

Следует сразу включать появившиеся слова в элементарные предложения,предоставляя ребенку образец фразы: — На, Маня. Мани нет!

С удовольствием включаются дети в игру по договариванию слов в стихотворениях, маленьких рассказах.

Источник