Развитие я ребенка как основа психологического здоровья ребенка

Анна Ерохина
Психологическое здоровье как основа успешной жизнедеятельности дошкольника
[u]«…Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом» Хухлаева О. В. [/u]
Современные исследования показывают, что наличие у человека качеств психологического здоровья зачастую становится более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота о физическом здоровье. Поэтому вопрос о необходимости поддержании и формировании психологического здоровья детей дошкольного возраста стоит достаточно остро.
Современная жизнь изобилует трудными или критическими ситуациями, с которыми ребенок не всегда может справиться самостоятельно, и ввиду своей беспомощности, поэтому практически все дети требуют той или иной психологической поддержки. Через взрослых, ребенок постигает мир, от него зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.
В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» нет, есть просто слово «здоровье», и им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Отличие психологического здоровья от психического, главным образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы.
Если говорить о взрослом человеке, то портрет психологически здорового человека, выглядит следующим образом: спонтанный, творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающего себя и окружающий мир человек не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой.
Ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», выражающаяся в гармонии между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.
Специфика психологического здоровья дошкольников проявляется в иных проявлениях. Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:
К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
К среднему уровню – адаптивному – относятся дети в целом адаптированные к социуму, однако имеющие некоторую повышенную тревожность.
К низкому уровню — дезадаптивному – можно отнести детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям.
Разрушающееся воздействие на психологическое здоровье оказывает ряд факторов, которые можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).
К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. Так в детском саду психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Проведенные исследования показали, что в случае, когда педагог не замечает направленных к нему обращений детей, это может, с одной стороны, привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.
К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.
В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.
Для поддержания психологического здоровья детей педагоги должны в своем взаимодействии с ребенком осуществить ряд задач:
1) Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
2) Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).
3) Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).
Для осуществления профилактических мер по формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка педагогам рекомендовано:
• Создавать в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
• Проявлять искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
• Организовывать жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
• Собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям.
• В ходе обучающих занятий учитывать возрастные особенности и интересы детей.
• Создавать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым.
• Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
• Учить детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
• При организации взаимодействия чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
• Создавать условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.
Источник
Автор: Кокташева Галина Геннадьевна
Должность: педагог — психолог
Развитие «Я — концепции» ребенка как основа психологического здоровья дошкольника
Методические разработки
«Не тверди, что знаешь свой потолок – поначалу убедись, что он твой»
Ричард Бах, «Иллюзии: приключения мессии поневоле», 1977г.
Введение
В последние годы введен термин «психологическое здоровье», который стал обще употребляемый. В то же время наблюдается некоторая размытость предмета работы детского психолога. Я полагаю, что именно формирование психологического здоровья является центральным моментом в работе психолога дошкольного учрежденья. Понятно, что психологическому здоровью ребенка соответствует сформированность основных возрастных личностных новообразований. Причем те или иные трудности в их формировании свидетельствуют о нарушении психологического здоровья.
Согласно официальным статистическим данным и результатам специальных исследований, уже к началу школьного обучения выявляется до 30% детей с проблемами социальной дезадаптации и различными психосоматическими расстройствами, для большинства из которых наиболее характерной чертой является сужение или отсутствие представлений о себе как о самоценной личности [2,5,6].
Для развивающейся личности вопрос «Кто я?» определяет смысл жизни и достижение душевного благополучия [3].
Необходимость исследований «Я – концепции» осознается большинством современных ученых, само понятие «Я – концепция» рассматривается в разном контексте и включается в такие образования, как «Я» (У. Джеймс, 3. Фрейд, А. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и др.), «Я — система» (Г. Салливен), «Я — концепция» (Р. Берн, К. Роджерс, Т. Шибутани), идентичность и непрерывность личности (У. Джеймс, Э. Эриксон), совокупность психических потребностей, удовлетворяющих внутренние побуждения (3. Фрейд, А. Фрейд), внутренняя сущность личности (А. Маслоу, Э. Фромм).
В отличие от зарубежных психологов, отечественные ученые более единодушны в использовании понятийного аппарата, определяющего и разграничивающего понятия «Я» и «самосознание». Под «Я» понимается человек, субъект сознательной деятельности [14]. При этом «Я» выступает центром познания (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова). Самосознание рассматривается как «высшая форма сознания» (Л.С. Выготский, B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова), «информация шестого порядка» (И.С. Кон).
Кроме того, актуальность данной темы определяется современными требованиями общества к образованию, что обусловило постановку проблемы: каким образом педагог-психолог дошкольного учреждения может способствовать созданию условий для формирования и развития «Я – концепции» ребенка?
Исходя из сказанного, цель работы: осуществить отбор материала (теоретического и практического характера) для методических рекомендаций по проблеме – создание условий для формирования и развития «Я — концепции» ребенка как основа психологического здоровья дошкольника.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: выявить сущность понятия «Я – концепция»; обосновать влияние родительских установок на формирование и развитие «Я – концепции» ребенка; изучить основные типы родительских установок и механизм их формирования; разработать методические рекомендации для педагогов-психологов по формированию и развитию «Я – концепции» ребенка на основании анализа литературных источников.
Практическое значение работы определяется возможностью применения психологами в профессиональной деятельности данных методических рекомендаций; необходимостью использования психологами данных материалов в работе с педагогами и родителями.
В процессе работы над данной проблемой использовались следующие методы: изучение нормативных документов, справочных материалов, психолого-педагогической литературы; отбор, обработка и систематизация информации для субъектов образовательного процесса.
Хочу предоставить вашему вниманию практическую часть моей работы над этой актуальной темой.
1. Семейные отношения как ведущий фактор формирования и развития «Я – концепции»
(информационный материал для педагогов и родителей)
Семейные отношения относятся к ведущему фактору формирования и развития «Я – концепции». Прежде чем обратиться к конкретным исследованиям, перечислим те характеристики семейных влияний, которые являются определяющими в развитии «Я — концепции». К ним относятся следующие:
— особенности воспитания;
— структура семьи (например, полная или неполная);
— особенности ранних отношений ребенка и матери;
— самооценка и некоторые личностные особенности матери (в основном уровень личностной тревожности);
— хронические конфликты в семье;
— пол ребенка (обусловливает особенности восприятия одних и тех же воз действий);
— возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
— психические травмы, связанные с разводом родителей, или болезни, связанные с длительным лечением и отрывом от семьи.
Вот наиболее интересные исследования, которые рассматривают роль семьи, находящейся в пределах нормы (мы не будем рассматривать такие патогенные особенности, как девиантная структура семьи, психопатологические или социопатологические черты у родителей и связанные с ними травматизации ребенка), но, тем не менее, влияние которой обусловливает нарушения в развитии «Я – концепцию» ребенка. Не бывает идеальных семей, но ее конкретные особенности и их проявления могут способствовать формированию негативного образа Я у ребенка.
В своей знаменитой книге «Я — концепция и воспитание» Р. Бернс, приводя результаты современных ему исследований, рассматривает влияние особенностей семейного воспитания и отношений между членами семьи на формирование самооценки ребенка. Эти особенности заключаются в следующем:
— прямое влияние родителей на формирование как позитивных, так и негативных личностных качеств ребенка;
— косвенное влияние, которое получило название «порядка рождения» (впервые упоминается в работах А. Адлера). Это влияние определяется, с одной стороны, отношением родителей к появлению детей, с другой — межличностными отношениями самих детей;
— восприятие детьми разного пола родительских воздействий (гендер).
В исследованиях, отмеченных Р. Бернсом, выделяются несколько общих моментов:
— базовым отношением родителей к ребенку, на котором строится все положительное в воспитании, является безусловное положительное отношение к нему;
— личностные качества родителей, например, такие, как самооценка, влияют на формирование идентичности у ребенка и определяют стиль взаимоотношений с ним.
Так, у детей с высокой самооценкой родители также имеют высокую самооценку и наоборот. Родители с низкой самооценкой относятся к детям часто враждебно и равнодушно, а установленные ими нормы поведения, как правило, противоречат друг другу, что ведет к неприятию детьми этих норм.
Факты, изложенные Р. Бернсом, сведены в …..
Скачать конспект полностью — Развитие «Я — концепции» ребенка как основа психологического здоровья ребенка
Автор: Кокташева Галина Геннадьевна
Должность: педагог — психолог
Место работы: МАДОУ № 214 «Центр развития ребенка – детский сад»
Месторасположение: город Кемерово
Источник
Надежда Мурашкина
Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности психологической поддержки детей
Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности психологической поддержки детей
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельности.
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов.
Важнейший фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня, — это нестабильность: экономическая, политическая, ценностная.
Среди возможных психотравмирующих факторов можно выделить:
— быстроту трансформации социальной ситуации. В особенности это касается изменения социального статуса и благосостояния людей;
— возрастающий информационный поток, в котором находятся современные дети;
— проблема кризисности развития детей. Многие психологи говорят, что современные дети отличаются от детей, которых изучали Ж. Пиаже, Л. С. Выготский. Стали другими внешние формы активности, например, заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, распались многие социально- культурные механизмы (многопоколенная и многодетная семья, разновозрастное сообщество ребят в деревне или в городском дворе).
Сказывается и кризис семьи. Распад семьи наиболее характерен для семей с очень низким и очень высоким уровнем доходов. Процесс социализации ребёнка в однодетной семье происходит при дефиците общения со сверстниками. Внедрение раннего обучения приводит к перераспределению темпов развития познавательных процессов, являющегося фактором риска нарушения здоровья детей. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психического, физического, социального.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего благополучия личности.
Что понимается под психологическим здоровьем?
Термин «психологическое здоровье введён И. В. Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Психологическое здоровье тесно связано с физическим здоровьем, т. к. достаточно очевидна, по мнению медицины, возможность влияния психологических факторов на развитие и течение болезней.
Что же характеризует психологически здорового человека?
В качестве иллюстрации можно привести результаты исследования Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным ситуациям.
Если составить обобщённый портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного весёлого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в полной гармонии с самим собой и окружающим его миром. Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Всё сказанное больше подходит к взрослому человеку.
К психологическому здоровью детей относится:
— интеллектуальное – проявление умственных способностей, любознательности, высокого уровня обучаемости;
— социально-нравственное – честность, эмпатичность, коммуникабельность, терпимость, сформированность навыков общения;
— эмоциональное – уравновешенность, высокая самооценка, эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное, способность удивляться и восхищаться.
Условно состояние психологического здоровья ребёнка можно разделить на три уровня:
— к высокому – креативному- можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
— к среднему уровню – адаптивному- отнесём детей в целом адаптированных к социуму, но по результатам диагностических методик имеют тревожность и проявляют определённые признаки дезадаптации. Такие дети нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности.
— к низкому уровню – дезадаптивному – отнесём детей, которые используя активную наступательную позицию, стремятся подчинить окружение своим потребностям, не готовые измениться сами или, наоборот, стиль поведения характеризуется прежде всего стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям.
Для организации психологической поддержки необходимо определить факторы риска нарушения психологического здоровья детей. Их можно разделить на две группы:
— средовые (всё, что окружает ребёнка);
— субъективные (его индивидуальные личностные особенности)
К средовым факторам относятся неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. К семейным факторам риска можно отнести нарушения психологического здоровья самих родителей (повышенная тревожность, эмоциональная холодность, неадекватный стиль воспитания (гиперопёка или сверхконтроль, нарушения механизмов функционирования семьи (скандалы, конфликты между родителями или отсутствие одного из родителей). В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребёнка со взрослым. Проведённые исследования показали, что педагог обычно не замечает 50% направленных к нему обращений детей. С одной стороны это может привести к росту самостоятельности ребёнка, с другой – к негативному психическому состоянию, обусловленному невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Кроме того, в детском саду ребёнок может попасть в конфликтные отношения со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.
К субъективным (внутриличностным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка ребёнка. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка при построении работы, особенно оздоровительной, создаёт благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребёнка.
Психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признаётся спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют, играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребёнком, предоставляют больше самостоятельности и независимости.
Для эффективной психологической поддержки детей необходимо использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы в зависимости от выраженности нарушений психологического здоровья.
Задачи психологической поддержки:
1. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей;
2. Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения);
3. Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).
Работа по формированию психологического здоровья состоит из следующих этапов:
1. Диагностика тревожности и адаптированности детей к ДОУ и семье, наблюдение за детьми и последующее определение их психологического здоровья
2. Организация развивающих занятий с детьми первого уровня
3. Включение детей, отнесённых ко второму уровню психологического здоровья, в групповые занятия развивающе- профилактической направленности.
4. Коррекционная работа с детьми, относящимися к третьему уровню психологического здоровья (индивидуальные занятия и занятия в малых группах)
5. Консультирование воспитателей и родителей по формированию психологического здоровья.
В процессе индивидуальной и групповой работы используются методы:
— психогимнастика М. И. Чистяковой. Занятия по психогимнастике включают в себя ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры;
— игровые методы:
Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребёнка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми;
Подвижные игры- обеспечивают эмоциональную разрядку, снимают торможение, связанное со страхом, способствуют гибкости поведения и усвоению групповых норм, развивают координацию движений;
— изобразительное творчество- один из ведущих методов психокоррекции эмоциональных нарушений у детей. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребёнка.
Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать различные проблемы.
— Создавайте в группе спокойную, жизнерадостную обстановку;
— Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, доверия ко взрослым,
— Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями ;
— Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребёнка, его состоянию, настроению;
— Демонстрируйте своим поведением уважительное отношение ко всем детям;
— Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств;
— Учитывайте возрастные особенности и интересы детей;
— Чаще используйте поощрение и поддержку, чем порицание и запрет;
— Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей;
— учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
Главное, чтобы ребёнок вырос весёлым, активным, самостоятельным, доброжелательным, любознательным, уверенным в себе, инициативным, открытым и сопереживающим, а значит психологически здоровым.
Источник