Развитие изобразительного творчества ребенка в семье
Дошкольный возраст — период, когда ребенок особенно привязан к семье, к своему дому. Для него важным является прежде всего признание родителей, участие в совместной деятельности с ними.
Художественная деятельность (изобразительная, музыкальная, конструктивная, словесно-литературная) создает большие возможности для развития творчества ребенка. Выполнение этих видов деятельности позволяет напрямую ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание сделать что-то самостоятельно. Изобразительная деятельность, как вид художественно-творческой деятельности дошкольников, является одновременно и одним из путей воспитания у детей чувства прекрасного.
Совместные с детьми занятия разными видами изобразительной деятельностью, максимальное внимание и уважение к продуктам детской художественной деятельности наполняет детскую жизнь новым смыслом, создает для них условия эмоционального благополучия, объединяет родителей и детей общими переживаниями радости творчества.
Из определения детского изобразительного творчества ясно, что для его развития ребенку необходимо получить разнообразные впечатления от окружающей его жизни, познакомиться с произведениями изобразительного искусства, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности. Необходимо освоение богатого художественного опыта в повседневной жизни, в познавательно-практической деятельности, при знакомстве с произведениями изобразительного искусства). И роль родителей в этом процессе трудно переоценить.
Развитие художественного творчества осуществляется не само собой, не спонтанно, а под руководством взрослого при определенных педагогических условиях, создаваемых им.
Для возникновения замысла целесообразно наблюдать с детьми за объектами и явлениями окружающего мира, знакомить их с произведениями изобразительного искусства разных жанров и видов, обращая внимание на взаимосвязь внешних изобразительных средств с внутренним характером образа в картине, скульптуре, графике. Из всех видов изобразительного искусства графика и ее средства художественной выразительности наиболее доступны детям дошкольного возраста. Доступность графики объясняется тем, что с самого раннего детства ребенок постоянно общается с книгой, рассматривает иллюстрации, гравюры.
Восприятие изобразительного искусства оказывает влияние на развитие детского изобразительного творчества в том случае, если данное восприятие эмоционально-эстетически окрашено. В исследованиях Т.С. Комаровой полагается, что такое восприятие надо развивать в ребенке с самого раннего возраста, т.к. сам ребенок не может овладеть образным, эстетическим восприятием без направления взрослого. Это является одним из условий образного отражения детьми предметов и явлений, а также развития возможности выражения ребенком своего собственного отношения к изображаемому.
Значим выбор материалов для передачи характера персонажа; создание поисковых ситуаций; использование диалоговой формы общения со взрослым.
При восприятии ребенком результатов творчества имеют значение анализ и оценка работы с учетом мнения ребенка, доброжелательное отношение к его замыслу.
Развитие детского художественного творчества невозможно без развития ручной умелости. Использование родителями серии графических упражнений содействует произвольной регуляции движений руки по разным параметрам, способствует развитию чувства цвета, ритма, равновесия, симметрии. Возможности воображения реализуются в дополнении, обогащении первоначального изображения, создании определенного колорита, внесении декоративных элементов.
Нередко родители не обращают внимания на развитие умения творческого использования изобразительных возможностей материалов и техники работы с ними. В результате у детей формируется стереотипность мышления, упрощенность в создаваемых образах. Излишняя опека ребенка взрослым, ограниченность изобразительных материалов и способов изображения закрепляет стереотипность в рисунках детей.
Результат детского творчества можно рассматривать как самоценное произведение, отражающее представления об окружающем мире.
Особенно подчеркнем важность формирования личностной позиции ребенка как автора своего рисунка, лепки, аппликации, в которых выражен его индивидуальный почерк. При этом ребенок способен видеть художественно-выразительную сторону изображения, а не только его содержание.
При организации детской поисковой деятельности необходимо включать различные ситуации, где ребенку приходиться делать как можно больше проб, направленных на решение необычного или нового (получение нескольких оттенков одного цвета разными способами; создание построек из разных наборов деталей, соответствующих определенным условиям и т. д.).
Изобразительная деятельность позволяет детям экспериментировать с различными материалами, овладеть нетрадиционными техниками создания изображения и тем самым активизирует воображение и развивает творчество дошкольников.
Е. Горбатова
Источник
Юлия Зотова
Родительское собрание «Изобразительная деятельность детей в семье»
Развитие изобразительной деятельности детей в семье.
Зотова Ю. В. воспитатель
г. Дзержинск, Нижегородская обл. ,
Воспитатель детского сада должен вести постоянную работу с родителями, заботиться о художественном развитии ребенка в условиях семьи.
Занятия по изобразительной деятельности, которые регулярно проводятся в детском саду, являются основой для приобретения ребенком художественного опыта. Родители должны помогать обогащать этот опыт новыми художественными впечатлениями, создавать в семье благоприятные условия для развития у ребенка самостоятельности, проявлений творчества.
Воспитатель намечает план взаимодействия с семьей и выделяет в нем вопросы, которые затрагивают область художественного воспитания, изобразительную деятельность.
На родительских собраниях в начале года необходимо познакомить родителей с основными задачами эстетического воспитания младших дошкольников и дать ряд конкретных советов для осуществления этих задач.
Какие же задачи стоят пред взрослыми в общении с детьми в процессе изобразительной деятельности?
1. Воспитывать у малыша интерес к предметам изобразительного искусства (иллюстрации в книжках, скульптура малых форм – статуэтки, художественно выполненная игрушка). Развивайте у него способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений; умение эмоционально откликаться не только на содержание образа (малыш радуется: узнал птичку,но и на художественную форму: яркий цвет, блестящую, гладкую поверхность глины, камня (надо, чтобы он любовался, гладил ладошкой, выражал отношение в улыбке, слове).
2. Обогащать малыша яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями. Это задача одна из самых важных.
3. Воспитывать у ребенка интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми.
Помните, что детский рисунок – это не только отражение того, что удивило, обрадовало ребенка, но и призыв малыша к общению.
4. Помогать малышу осваивать доступные для него способы изображения в рисовании и лепке; знакомить со свойствами материалов (красок, глины, карандашей) и элементарными приемами их использования.
5. развивать сенсорные ориентировки (в цвете, величине, форме) и способность соотносить сенсорные свойства материалов между собой (например, действия с карандашом требуют большего нажима на бумагу, чем фломастером).
6. Содействовать развитию элементарной самостоятельности и инициативности в деятельности, в общении со взрослыми и детьми по поводу этой деятельности.
Можно спросить родителей о том, какие книги любят дети, рассматривают ли взрослые с малышами иллюстрации, картинки. Почти в каждой семье просмотр телевизионных детских передач – любимое занятие для малышей. Они с интересом смотрят различные мультфильмы, передачи «Спокойной ночи, малыши»с удивительными персонажами: собачкой Филей, зайчиком Степашкой и другими. Дети 2 – 3 лет быстро запоминают персонажей и с нетерпением ждут с ними встречи, часто спрашивают родителей, скоро ли можно будет посмотреть телевизор. Надо объяснить родителям, что нельзя ограничиваться просмотром доступных детских передач, а поощрять стремление ребенка рассказать об увиденном, желание понять и осмыслить происходящее.
Необходимо также знать, какие в семье созданы условия для изобразительной деятельности, заботятся ли о том, чтобы малыш мог дома рисовать, лепить. Воспитателю следует познакомить родителей с особенностями изобразительной деятельности младших дошкольников, помочь им понять своеобразие детского рисунка, лепки, объяснить как руководить процессом творчество ребенка. Надо посоветовать родителям бережно относиться к первым рисункам, лепке, чтобы ребенок увидел это отношение. Воспитателя должно также интересовать, насколько взрослые помогают ребенку в процессе изобразительной деятельности, имеет ли место «сотворчество» или ребенок представлен самому себе; если в семье есть старшие дети, то, какое участие принимают они в художественной деятельности малыша.
Воспитателю следует еще раз напомнить родителям, что ребенку 2 – 3 лет недостаточно дать лишь лист белой бумаги, карандаш, комок пластилина. Надо помочь ему найти замысел и развить его. С этой целью воспитателю следует провести беседу, рассказать, какие занятия можно провести с малышами. Это могут быть задания, которые проводились в детском саду. Их повтор окажет благоприятное влияние на развитие у детей изобразительных умений (например, рисование на темы «Дождик», «Снег идет», «Солнышко ярко светит», «Цветы растут» и т. д.). Об этих занятиях воспитатель может рассказать подробнее, чтобы родителям была понятна методика их проведения.
Изобразительная деятельность ребенка в условиях семьи включает в себя рисование карандашами, красками (гуашь, фломастерами, лепку из пластилина, аппликацию из форм, заранее вырезанных взрослыми. Воспитателю необходимо познакомить родителей с особенностями каждого вида деятельности.
Первые занятия с детьми раннего возраста по изобразительной деятельности в семье надо начинать с рисования цветными карандашами. Взрослые должны основное внимание обратить на то, как ребенок держит карандаш. Когда малыш научиться пользоваться карандашом. Можно предложить фломастеры, краски. Взрослые нередко наблюдали, как любят дети рисовать на асфальте мелками. Рисование мелками — своеобразный вид творчества. Для ребенка необычно и увлекательно создавать рисунки не на листе бумаги, а на гладком сером асфальте. Родители также могут предложить ребенку рисовать палочкой на земле, на снегу.
В тех семьях, где воспитываются дети разного возраста, целесообразно проводить занятия, в организациях которых активную помощь оказывают старшие дети. Например, в каждой семье идет подготовка к Новогоднему празднику. Дети сами мастерят игрушки, развешивают их на ветках. Повесив на елку какое-либо украшение, игрушку, поделку, надо дать возможность малышу полюбоваться, порадоваться результатами своего труда. Совместные действия взрослых и детей имеют большое воспитательное значение.
Для занятий изобразительной деятельностью у ребенка должно быть в комнате определенное, хорошо освещенное место, свет должен падать с левой стороны. Родителям надо обращать внимание на то, что бы ребенок правильно сидел за столом, не горбился, не наклонялся очень низко, проверить, соответствует ли стол и стул росту ребенка. В детском уголке можно повесить рисунок, на полочку поставить декоративную раскрашенную детскую лепку.
У ребенка дома должны быть не только различные художественные материалы (карандаши, бумага, пластилин, краски, но и место, где их хранить. Для этого желательно иметь небольшой детский шкафчик, открытую полочку. Родители постепенно приучают ребенка самостоятельно пользоваться материалами и убирать их после занятия на место.
Вначале, как правило, дети подражают действиям взрослого; постепенно в их работах появляются различные образы знакомых предметов, персонажей. Так, малыш 3 лет после просмотра мультфильмов старается нарисовать округлые формы, называя их Винни-Пухом, Пятачком и т. д.
В беседах с родителями воспитатель должен интересоваться содержанием художественной деятельности в семье, может посоветовать почитать и специальную литературу по вопросам развития изобразительного творчества маленького ребенка. Увлекательным материалом для развития изобразительных умений детей в условиях семьи могут служить различные раскраски. Дети учатся приемам раскрашивания предметов округлой, прямоугольной форм; приемам дорисовывания изображений, выполненных художником. Также малыши знакомятся с предметами разной величины, и знакомятся с палитрой цветов.
Родители должны помочь малышам в этих занятиях. Прежде всего нужно внимательно рассмотреть с ребенком каждую картинку. В некоторых альбомах под каждой картинкой есть текст. Следует прочитать его малышу. Не зразу получится ровное и аккуратное закрашивание картинки. Взрослому надо следить, чтобы малыш не выходил за пределы контура.При закрашивании можно менять направление штрихов: слева направо, сверху вниз, наискось и т. д.
Не следует закрашивать сразу все картинки альбома – этот процесс будет утомительным для малыша. Пусть он закрасит 1 – 2 предмета, а в следующий раз продолжит свое занятие.
Надо приучать ребенка бережно относиться к альбомам. Когда все картинки будут раскрашены, желательно рассмотреть их еще раз.
У ребенка дома должны быть книжки с яркими картинками. Это «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Репка» и т. д. Кроме того, очень хорошо приобрести для ребенка книжки-малышки, книжки-игрушки. Необычная форма этих книг сразу привлекает внимание малыша. Родители должны учить маленького ребенка рассматривать картинки. Малыш водит пальцем по страницам, находит знакомых ему животных, подражает звукам, жестикулирует, разговаривает с ними.
Семья и детский сад осуществляют единый процесс всестороннего развития ребенка. Большое значение при этом отводится эстетическому воспитанию, различным видам художественной деятельности, формированию детского изобразительного творчества.
В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять свое поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления. В изобразительной деятельности закладываются большие возможности для развития позитивного образа «Я» (знания о себе, своих возможностях, положительные самоощущения, смелость в активном проявлении себя в процессе деятельности и в предъявлении окружающим ее результата).
Таким образом, изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития. В процессе детской изобразительной деятельности идет развитие ребенка по всем направлениям. Не упустите ранний, а затем дошкольный возраст, наиболее благоприятный для развития. Позднее восполнить пробел в полной мере будет невозможно. Изобразительная деятельность в том значении, о котором мы только что говорили, появляется не сразу. Но ее истоки – в раннем детстве.
Источник
Ксения Тихонова
Консультация «Изобразительное творчество в семье как фактор полноценного развития личности ребенка дошкольного возраста»
МБОУ «Бутовская СОШ»
дошкольные группы
Консультация для родителей «Изобразительное творчество в семье как фактор полноценного развития личности ребенка дошкольного возраста»
Подготовила:
Тихонова К. В.
воспитатель группы «Кроха»
Цель:
• Дать родителям представление о программе нетрадиционного рисования с детьми, реализуемой в группе.
• Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
• Сформировать у родителей интерес к деятельности детей на занятиях по рисованию
• Дать возможность родителям проявить свое художественное творчество, используя в своей работе понравившиеся изобразительные средства.
Вступительное слово Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Ведь творчество – это одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих людей. То есть данная проблема не нова в плане ее постановки. Не нова она и в плане доказательства необходимости ее решения уже в дошкольном возрасте. Над решением этой проблемы работали известные педагоги-новаторы Амонашвили, Запорожец. Это отмечал Аристотель, об этом писали выдающиеся педагоги прошлого Коменский, Песталоцци. Главный мотив детского творчества — это стремление выражать свои впечатления, переживания, осваивать их в деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности. А именно в рисовании.
Это правда! Ну чего же тут скрывать.
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене,
И в трамвае на окне.
Э. Успенский.
Как же достичь положительных результатов в освоении изобразительных навыков, умений, чтобы в каждой детской работе чувствовалась оригинальность и творчество? На мой взгляд, с помощью нетрадиционных способов рисования можно незаметно для ребенка развивать его воображение и творческие способности. Даже малоактивный ребенок, проникаясь интересным и новым занятием, делает свои первые успехи.
В своей работе использую следующие нетрадиционные техники: рисование пальчиками рук, рисование ладошкой с последующим дорисовыванием, рисование жесткой кистью, цветными восковыми мелками, рисование свечей и затушевывание акварельными красками, монотипия с дорисовыванием, набрызг по трафарету, кляксография с трубочкой, с ниточкой, черно – белый граттаж, цветной граттаж, рисование мыльными пузырями и многие другие.
(Показ презентации «Нетрадиционные способы и приемы рисования».)
Слайд.
— Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.
— Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.
— В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Слайд. Монотипия.
— Метод таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисуют краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка.
Слайд. Рисунки в технике монотипия.
Слайд. Кляксография.
Отличная тренировка воображения. На ее примере так же можно наглядно и весело объяснить ребенку понятие симметрии.
Итак, берем плотный лист бумаги. Делаем на нем кляксу. Мы для этого использовали цветную тушь и гуашь. Потом складываем лист пополам. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.
Слайд. Рисунки в технике – кляксография.
Слайд. Воскография.
Покройте лист плотной бумаги или белого картона воском. Для этого просто натрите его свечкой. Затем нанесите на воск слой черной краски — лучше всего подойдет гуашь. Теперь дайте ребенку авторучку с пустым стержнем или деревянную палочку с заточенным концом. Пусть он выцарапает на воске любое изображение. В результате получится картинка, очень похожая на гравюру (рисунки в технике воскография).
Слайд. Граттаж.
Способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — техника царапания. Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом — скребком, ножом, вязальной спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой — процарапываем рисунок.
Слайд. Рисунки в технике граттаж.
Слайд. Рисование штрихом.
Позволяет развить у ребенка чувство ритма, равновесия, симметрии, дает возможность передать пушистость, легкость, может рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.
Слайд. Рисунки в технике штриховка.
Слайд. Рисование пластилином.
Это искусство на стыке двух классических изобразительных жанров: «плоской» живописи и объемного изображения, то есть скульптуры. Рисование пластилином, особенно детское, в принципе не отличается по характеру этих приёмов – только детали укладываются на поверхность картины из пластилина, и далее им придается желаемая форма и рельеф поверхности. Кроме того, материал можно поместить в одноразовый шприц и, подогрев его, выдавить поршнем идеально ровную «нить» – так на картину из пластилина можно наносить стебли, ветки и другие линейные детали.
Слайд. Рисунки в технике пластилинографика.
Слайд. Рисование мыльными пузырями.
В небольшое количество воды добавляем немного детского шампуня и затем этот мыльный раствор разлила по нескольким баночкам, в которые уже добавляла гуашь. Гуаши добавлять не очень мало, чтобы получился насыщенный цвет. Затем трубочку опускаем в жидкость и дуем, чтобы пена стала «убегать» из емкостей. Затем быстро, пока пена не опустилась, опускаем листочек на пену. На листочке остаются следы. Повторить несколько раз. Рисование мыльными пузырями способствует развитию пространственного мышления, фантазии, зрительной памяти, пробуждает в ребенке интерес к творчеству.
Слайд. Рисунки, сделанные с помощью мыльных пузырей.
Слайд. Печатание.
Соберем различные опавшие листья, намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим еще один отпечаток.
Очень интересно и удобно создавать орнаментальный узор с помощью штампа. В качестве штампа можно использовать как готовые предметы с определенной поверхностью, так и сделанные из подручного материала. Такими узорами можно украсить бумажные салфетки и скатерти, платочки и фартуки.
Слайд. Рисунки в технике печатание.
Слайд. Рисование на мятой бумаге.
Лист бумаги осторожно смять, что бы нарушить структуру бумаги. Расправить бумагу и намочить ее водой. Рисуем способом по сырому фону задуманный образ. Раскрывается творческий потенциал ребенка, моторика рук, воображение.
Слайд. Рисунки на мятой бумаге.
Слайд. Рисование углем.
Уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии.
Слайд. Рисунки, сделанные углем.
Слайд. Рисование воском и акварелью.
Способ рисования – нарисовать свечой задуманное изображение на листе бумаге, нанести сверху акварель, в один или несколько цветов. Линии нарисованные свечой останутся белыми.
Слайд. Рисунки, сделанные свечой и акварелью.
Слайд. Рисование губной косметикой.
Губная помада, обладающая яркостью, легкостью нанесения, разнообразием оттенков, является чудесным изобразительным средством.
Слайд. Рисунки, сделанные губной помадой.
Осваивая нетрадиционные методы рисования,я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми — нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Дети очень любят рисовать нетрадиционными техниками потому, что работы получаются очень интересные, яркие и они нравятся не только самим детям, но и находят отклики на конкурсах разного уровня. Эти работы украсят и детскую комнату, и вестибюль детского сада.
Источник