Развитие исследовательской активности у ребенка дошкольного возраста

Сарвиназ Пашаева
Исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста

«Обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний, так как в условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески» — писал Л. С. Выготский о познавательной потребности детей.

В соответствии ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Проявляя исследовательскую активность дети познают окружающий мир.

Перед педагогами дошкольного образования, имеющими возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребёнка, выдвигается задача развития его исследовательской и познавательной активности на этапе дошкольного детства.

Именно на этом жизненном этапе развития ребёнка определяется формирование главных познавательных особенностей личности. Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности важно сформировать с детства.

Вопросам развития исследовательской активности детей дошкольного возраста отводится важное место в работах известных педагогов и психологов, которые чётко определили подход ребёнка к исследовательской деятельности, как личностному свойству. Изучением наличия у ребёнка собственной активности в познании занимались Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Берлайн Д. Е., Князева О. Л., Поддьяков Н. Н., Савенков А. И. и другие.

Именно в их работах говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Применительно к детям, особенно дошкольникам, как считает А. Н. Поддьяков, понятия «исследовательская активность», «исследовательская деятельность», «исследовательское поведение» имеют больше сходного между собой, чем принципиально различного. В понятии «исследовательская активность» больше подчеркнут аспект потребностно- мотивационный и энергетический, в «исследовательском поведении» — аспект взаимодействия с внешним миром, в «исследовательской деятельности» — аспект целеустремленности и целенаправленности.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на освоение окружающего мира,он хочет его познать: сеет семена растений и наблюдает, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с различными материалами ; выращивает кристаллы, собирает коллекцию камней. Все это – объекты исследования. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательская активность в поведении ребенка рассматривается в современной педагогике как важнейший ресурс, позволяющий трансформировать процесс развития личности в процесс саморазвития.

Факт существования исследовательской активности и её вклад в дело развития психики ребёнка давно никем не оспаривается. При этом степень значимости этого вклада с точки зрения образования представителями разных научных школ оценивается по-разному. Эта проблематика обычно обсуждается в связи с обучением и изучением действия механизмов познания внешнего мира ребёнком.

Интерес к проблеме исследовательской активности дошкольников вызван тем, что дети этого возраста по своей природе исследователи окружающего мира. Неутолимая любознательность детей своими бесконечно разнообразными проявлениями радует и восхищает, а также иногда раздражает и возмущает консервативных взрослых. Ребёнок задаёт вопросы, потрясающие как бестактностью и непониманием, так и глубоким интуитивным схватыванием сложных оригинальных проблем.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации, имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только, как процесс усвоения знаний, умений навыков, а, главным образом, как поиск и приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Период старшего дошкольного детства важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, развивающей продуктивные формы мышления. Новизна и разнообразие способов исследования является необходимым условием открытия нового, а, следовательно — условием развития познавательных способностей старших дошкольников.

Поэтому работа по развитию исследовательской активности должна начаться, задолго до поступления в школу.

Целью методической разработки является развитие исследовательской активности старших дошкольников.

Для решения данных задач в группе была создана картотека опытов, логических задач по экологической проблематике, моделей-схем, занятий, дидактических игр для развития исследовательской активности старших дошкольников.

Читайте также:  Уздечка у ребенка развитие речи

По развитию исследовательской активности у детей средствами экспериментально-опытнической деятельности в условиях живой практики в разные времена года составлены консультации, рекомендации, буклеты для родителей.

Любопытный ребенок позитивно реагирует на новые, необычные, странные или загадочные элементы окружающего мира, двигаясь им навстречу, исследуя их, производя над ними какие-либо действия. Он проявляет нужду или желание узнавать о себе и окружающем его мире; изучает окружающую действительность, ища новые опыты; настойчиво изучает и исследует стимулы с целью узнать больше о них.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями, поэтому нами были разработаны опыты в детской мини-лаборатории для детей 5-7 лет и разработан тематический план её работы. На занятиях в лаборатории мы проводим с детьми разнообразные эксперименты, опыты, анализируем объекты и явления живой и неживой природы, учимся делать выводы. На территории нашего ДОУ создана экологическая тропа. Во время наблюдений на прогулке мы оганизовываем деятельность с проведением экспериментирования, анализируем объекты живой и неживой природы, учим детей делать выводы и умозаключения.

Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

Актуально высказывание Л. С. Выгодского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний, так как в условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

В результате регулярной и систематической экспериментально-поисковой деятельности с разными объектами живой и неживой природы, дети старшего дошкольного возраста могут видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически, о чем говорит положительная динамика в развитии исследовательской активности по результатам двухлетнего мониторинга.

Полученные результаты позволяют утверждать, что в старшем дошкольном возрасте заметно возрастают возможности исследовательской активности ребенка.

Как показывает практика, опыты, эксперименты, проекты, логические задачи способствуют приобретению в дошкольном возрасте поискового опыта, экспериментальной деятельности, развитию познавательной мотивации, а также стимулируют зрительное и слуховое внимание, память, связную речь, мышление, помогают успешно развивать самостоятельность ребенка, его творческие способности и подготавливают к успешному обучению в школе.

Источник

Эльвира Купеева
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» г. Алагира

Развитие познавательно –исследовательской

деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Подготовила: Воспитатель Купеева Э. А.

2018

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Читайте также:  Развитие ребенка пятого года жизни игры

Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении.

В программе «Детского сада – Дома радости» содержание раздела «Практико-познавательная деятельность»реализуется в разных формах:

• самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самого ребенка — стихийно,

• непосредственная образовательная деятельность — организованная воспитателем;

• совместная – ребенка и взрослого – на условиях партнерства.

В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, – опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности (один раз в неделю по пятницам).

В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

При изучении темы «Строение растений», мы с детьми провели опыт по посадке лука. Для этого была создана проблемная ситуация «Какой выбрать ящик для посадки лука?». Детям предложили выбрать ящик из бумаги, из пластмассы, деревянный. В результате этого опыта, дети сделали вывод, что бумага не прочная. Была схематично зарисована последовательность роста растения от семечка до образования стручка с семенами.

В пятницу, в соответствии с технологией Н. М. Крыловой, создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

Таким образом,в организации и проведении опытов мы выделяем несколько этапов:

1. Постановка проблемы (задачи).

2. Поиск путей решения проблемы.

3. Проведение опытов.

4. Фиксация наблюдений.

5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

В младшей группе подвели детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег. Провели простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах.После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этому явлению использовали стихотворение З. Александровой «Дождик», русскую народную потешку «дождик» и др.

Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи,отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит, зато в этой луже может помыть свои крылышки воробей (мы с детьми наблюдали это не раз). Использовали чтение стихотворения А. Барто «Воробей».

Провели с детьми ряд опытов по ознакомлению со свойствами воды. Дети узнали, что вода — жидкое вещество, прозрачная, может быть тёплой, холодной. Предлагали после дождя потрогать воду в луже – холодная, через определённое время стала теплее,вывод: под воздействием тепла (солнце) вода нагревается. То же самое происходит с водой в речке, озере, ручье, летом она становиться тёплой, т. к. солнце её нагревает, можно купаться.

Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.

В группе проводили опыты со снегом. Рассматривали снежинки на рукавичках, на тёмной бумаге,сделали вывод: снег состоит из снежинок белого цвета, они бывают разного узора. Предлагали поймать снежинку на ладошку, зажать её, через некоторое время – разжать и посмотреть что случилось? Почему исчезла снежинка?

Таким образом, дети убедились, что снег в тепле тает, превращается в воду. Использовали в работе чтение стихотворение Е. Благининой «Снежинка». Первое время ребята на прогулке часто ловили снежинки, рассматривали узоры, показывали друг другу. С большим интересом рассматривали сосульки,провели несколько опытов по ознакомлении со свойствами льда:

1. Рассматривание сосулек на цветной бумаге.

2. Потрогай сосульку.

Читайте также:  Индивидуальный образовательный маршрут развития речи ребенка

3. Постучи сосулькой.

4. Резные сосульки.

Так дети узнали, что лёд прозрачный, холодный, твёрдый, хрупкий, бывает тонкий, толстый.

В процессе работы, используя проведение опытов, убедились в том, что в младшем возрасте у детей можно сформировать дифференцированное представление о живой природе, об их взаимосвязи.

В средней группе познакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода, показали взаимосвязь с живой природой.

Для этого использовали следующие опыты:

• превращение воды в лёд.

• превращение льда в воду.

После проведения ряда опытов дети легко ответили на вопросы, что произойдёт с сосулькой, если её занести в группу? Опустить в банку с водой? и т. п. Знания, полученные в детском саду, закреплялись дома (изготовляли с родителями цветные льдинки). На прогулке проводили занятия в форме игры, например, со снеговиком, сделанным ребятами. Предлагали взять его в группу,задавали вопросы:

• можно ли это сделать?

• почему нельзя?

• а может всё-таки не растает снеговик?

• нос растает или нет?

• из чего он сделан?

В заключение прогулки взяли снеговика в группу, поместили в тазик.После наблюдений дети правильно смогли ответить на ряд вопросов: Что случилось со снеговиком? Почему? Что тает быстрее – снег или лёд?

Для лучшего усвоения знаний детьми использовали решение логических задач типа «Где снежинки?», «Волшебные льдинки», загадывали загадки. Дети переносили полученные знания в окружающий мир и делали вывод о том, почему вода в реке замёрзла, когда она растает и почему.

Познакомили детей со значением дождя (воды, снега, льда для живых организмов.

1.С помощью иллюстраций выяснили: где в природе встречаются вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвели к понятию – воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.

2. Снег помогает зайцу защищаться от врагов (заяц белый и снег белый, волку трудно увидеть его на снегу). Весной снег тает, т. к. солнце греет сильнее, чем зимой, превращается в воду, затем растения пьют её, доставая корешками из земли.

3. Лёд защищает рыб от замерзания, помогает людям безопасно передвигаться через реку. Рассматривали картину «Зима», художник Б. Г. Гущин. Читали стихотворение З. Александровой «Капель», «Снежок», И. Сурикова «Зима».

Исследуем и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. Провели опыт «Тонет – не тонет». Определили, что не все предметы тонут в воде. Предложили слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

Для того чтобы у ребёнка появилось желание самостоятельно использовать элементы исследовательской деятельности – проводить опыты и эксперименты, мы создали в группе определённую развивающую среду. В уголке продуктов для режимного момента – опробование находятся разнообразные зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.); – семена огородных культур, сухофрукты, и др. продукты, которые меняются в зависимости от поставленной задачи исследования. Каждое утро перед завтраком мы с детьми исследуем продукт, выделяем его свойства и качества. Также у нас в группе есть полочка избыточной информации. На неё выставляются разнообразные предметы. Например, при изучении прозрачное– непрозрачное, мы поставили прозрачный и деревянный стаканы.Провели обследование: налили в стаканы воды и положили туда бусинки. Дети сами сделали выводы.

Для активизации детской исследовательской деятельностимы используем оборудование: – разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т. д.); – шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые, воронки, сито; – увеличительные стекла, лупы (микроскоп); – измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.); – фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька; – компас, бинокль; – пилочки, наждачная бумага, пипетки; – губка, пенопласт, поролон, вата и т. д. Подборка материала осуществляется по мере изучения темы и по мере ознакомления детей с теми или иными материалами.

К концу средней группы у детей обогатился словарный запас, произошло интенсивное накопление знаний и умений об окружающем мире, дети начали логически мыслить, делать правильные выводы о взаимосвязях живой и неживой природы.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Источник