Развитие интереса ребенка к спорту

Развитие интереса ребенка к спорту thumbnail

Наталья Фокина
Проблема формирования интереса детей к занятиям спортом

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что именно в раннем возрасте формируются двигательные навыки, прививается любовь и интерес к спорту.

Главной задачей, которая стоит перед педагогами, является укрепление и сохранение здоровья детей, в процессе их воспитания и обучения.

Я хочу привести несколько аргументов в пользу занятий физкультурой.

Первый аргумент, в раннем возрасте занятия физкультурой и спортом позволяют освободить энергию, которая зачастую просто переполняет ребенка.

Второй аргумент, ребенок, который занимается спортом, развивает свое внимание, учится концентрироваться на каком-то одном деле, развивается самодисциплина. Спорт — это постоянная работа над собой, а иногда даже борьба с ленью.  И пусть пока ребенок этого не осознает, но задатки дисциплины в нем развиваются уже сейчас.

И третий, по моему мнению очень важный аргумент- это то, что ребенок развивается физически. Исправляется осанка, укрепляются мышцы, улучшается сердечно — сосудистая система, а так же общая координация движений.

В настоящее время, современные дети малоподвижны, меньше играют в подвижные игры из-за того, что очень привязаны к телевизору и компьютерным играм. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть.

Изменения, которые происходят в жизни страны, несомненно сказываются и на подходе к образованию. В материалах Министерства образования России «Управление системой образования: проблемы и решения» отмечается: «Дошкольное образование, исходя из своего своеобразия, стремится к органичному сочетанию видов организации досуга (отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает девиантное поведение, решая проблему учебы и занятости детей».

Большое количество проблем в воспитании, может решаться посредством активной спортивной деятельности детей, и поспособствует этому, заинтересованность в такой деятельности с самого детства.

Проблемой формирования интереса детей к спорту занимались многие педагоги. Хочется выделить работы следующих авторов: Р. Ф. Кабирова, К. А. Матвейчук, Г. И. Щукиной, В. С. Быкова и др.

Значение роли физической культуры в формировании и развитии социально активной личности признается специалистами педагогики физической культуры (В. К. Бальсевич [2], Л. Д. Глазырина [4], Виноградов П. А. [3], и др.)

Как отмечает О. В. Головин, движение – естественный стимул жизнедеятельности организма, тренировка всех его систем и органов. Благодаря движению повышается общий жизненный тонус, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. Движение также оказывает существенно влияние на развитие интеллекта ребёнка [5].

Интерес детей дошкольного возраста к физической культуре должен строиться на единстве целей, задач, средств, форм и методов работы, с учетом всех особенностей детей и должен быть направлен на всестороннее физическое развитие ребенка.

Тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Известный теоретик Ю. К. Бабанский выделил несколько задач физического воспитания:

1. Укрепление здоровья и закаливания, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности.

2. Формирование двигательных умений и навыков.

3. Развитие основных двигательных качеств.

4. Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене.

5. Воспитание воли, смелости и дисциплины.

6. Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

7. Привитие организационных навыков [1].

Физическое воспитание и спорт были определены президентом России в качестве одного из приоритетных направлений развития государственной политики. «Спорт по праву вернулся в число приоритетов государственной политики, это можно сказать определенно», — заявил глава государства на совещании по развитию детского спорта.

Чтобы воспитать здоровую нацию и будущих спортсменов, детям еще в дошкольном возрасте необходимо прививать любовь к спорту. Для решения задач по физическому воспитанию, в дошкольных используются наглядные пособия:  изображения олимпийской символики, кубки-награды победителей, фотографии спортсменов; проводятся беседы о спорте, спортивные мероприятия, в которые привлекаются и родители, разработаны содержания сказок, и др.  

Хочется так же отметить, что дошкольные организации нуждаются в квалифицированных педагогах по физической культуре. Так как они являются немаловажной частью в формировании интереса детей к занятиям спортом. Специалист по физической культуре должен уметь реализовать целый ряд оздоровительно-воспитательных и образовательных задач. Также он должен уметь работать не только с педагогами ДОО, но и с медицинским персоналом, проводя совместную работу, направленную на физическое развитие ребенка.

Чтобы воспитать детей физически здоровыми и развитыми, необходимо уже с раннего дошкольного возраста задумываться о физическом развитии своего ребенка.

В приобщении ребенка к спорту и физической культуре, очень большую роль играет личный пример его родителей. Дети с большим удовольствием начинают заниматься, если рядом с ними занимаются их же родители. В совместных семейных занятиях спортом, скрываются огромные возможности и для воспитания, и для улучшения отношений в семье. Физические занятия делают родителей и детей более раскрепощенными, увеличиваются доверительные отношения в семье.

Нередко дети испытывают дефицит общения с родителями. Во-первых, спорт — это та сфера, где этот дефицит уменьшается, во-вторых, именно здесь Вы всегда будете образцом для ребенка. Эмоции, полученные при занятиях физической культурой и спортом, всегда позитивные и принесут огромную радость и пользу Вам и Вашему ребенку.

Поэтому чаще выбирайтесь всей семьей на стадион, в бассейн, или просто на прогулку. Вовсе не обязательно останавливаться на каком-то одном виде спорта, меняйте их в зависимости от сезона. Важно, чтобы Ваш ребенок ощутил радость движения, привык к умеренным нагрузкам и физкультура стала естественной, а главное — приятной частью его жизни.

Чтобы занятия спортом были эффективными – они должны нравиться ребенку. Поэтому не стоит ориентироваться на собственные мечты или близость расположения спортивной секции от дома. В первую очередь нужно прислушаться к желанию ребенка.

Походы в секцию должны приносить обязательно радость и удовольствие, конечно же, без трудностей не обойтись в процессе становления маленького спортсмена, но именно они и закаляют характер.

Мы часто повторяем, все мы разные, все мы индивидуальны. Конечно это так. И, выбирая детскую спортивную школу или секцию для своего ребенка, обращайте внимание и на его характер. Тихому ребенку может и не захотеться групповой активности, а жаждущему быть в центре внимания, подвижному, эмоциональному, возможно, захочется зрелищности действия. Но в любом случае детский спорт — это хорошо.

Чем скорее ребенок осознает необходимость своего приобщения к физической культуре, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

Спорт не просто укрепляет иммунитет и организм ребенка, но и максимально занимает его свободное время, а это предотвращает опасные детские шалости.

Так что детский спорт — это отличная помощь для поиска себя, ресурса и гармонии.

Все в наших руках. Так давайте же вместе с Вами обеспечим светлое будущее нашим детям, воспитаем здоровую нацию и здоровое поколение.

Как говорил известный русский педагог, Василий Александрович Сухомлинский: «Спорт становится средством воспитания тогда, когда он — любимое занятие каждого».

Список литературы:

Бабанский Ю. К. Педагогика [Текст] – М.: Просвещение, 1988. – 221 с.

 Бальсевич В. К. Ваши дети [Текст]: Кн.: Для родителей. / В. К. Бальсевич – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 157 с.

Виноградов П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни [Текст] / П. А. Виноградов — М: Физкультура и спорт, 1999. – 91 с.

 Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам: Программа и программные требования [Текст] / Л. Д. Глазырина – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. – 144 с.

Головин О. В. Организация двигательного режима детей 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: Методические рекомендации / О. В. Головин – Новосибирск, 2000. – 31 с.

Источник

Ольга Пирко
Формирование у детей интереса к физкультуре и спорту

Термин «физическая культура» имеет широкое понятие – это и часть общей культуры общества, и одна из сфер социальной деятельности, и наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности. Вместе с этим это совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни. Само название «физическая культура» свидетельствует о принадлежности к культуре, отличительной особенностью которой является творческое начало. Подменяя значения, можно сказать, что под физической культурой понимается творческая деятельность, имеющая целью преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений. Физическая культура направлена на «окультуривание» тела, его оздоровление. Давно известно, что в здоровом теле здоровый дух. Поэтому важно, формируя культуру тела, одновременно гармонически развивать личность ребёнка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество.

Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных науки, оно обусловливается на 50% — образом жизни, на 20% — наследственностью, на 20% — состоянием окружающей среды и примерно на 10% — возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

От формы организации занятия, использования методов и приёмов зависит уровень приобщения детей к физической культуре и спорту. Используемая методика включает: проведение социально-организованной, непрерывной и целенаправленной работы дошкольного учреждения, семьи и других социальных учреждений; логичное и последовательное использование всех основных зарекомендовавших себя в практике путей формирования интереса к физической культуре. К ним относится:

Экскурсия на футбольное поле, с целью расширения знаний детей о футболе и приобщения детей к спорту.

Посещение физкультурного зала средней общеобразовательной школы, с целью обогащения знаний детей о физкультурном инвентаре, с целью приобщения детей к физкультуре.

Проведение физкультурных досугов («Спортландия», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и др., праздника («Мама, папа, я – спортивная семья», с целью пропаганды здорового образа жизни, физкультуры и спора.

Проведение физкультурных занятий, утренних гимнастик, занятий по ознакомлению с окружающим с целью расширения знаний детей о физических упражнениях, о спорте, о здоровом образе жизни.

Беседы о роли физкультуры и спорта в жизни человека. («Спорт – путь к здоровью», чтение рассказов о различных видах спорта, просмотр картинок, слайдов и фотографий с изображением спортсменов, с целью сформировать у детей яркие образные представления, активизировать их воображение и память, побудить их к поиску новых знаний и желанию овладеть новым.

Дидактическая игра «Одень спортсмена», «Угадай вид спорта», «Спортивное домино», с целью закрепления полученных знаний о спорте.

Все формы, методы и приёмы физического воспитания должны быть взаимосвязаны и дополнять друг друга. Использоваться с учётом состояния здоровья детей в группе, особенностями их физического развития, возраста, общей физической подготовленностью.

Один из методов приобщения детей к здоровому образу жизни и формированию у них интереса к физической культуре и спорту представлен мной в данной работе. Физкультурно-оздоровительное мероприятие проводилось на базе ДОУ «Берёзка» города Долгопрудный среди детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Цели и задачи соревнования

Создать положительный эмоциональный настрой, повысить двигательную активность детей;

Развивать чувство товарищества, взаимопомощи;

Вызвать радость от совместной деятельности;

Сформировать интерес к физкультуре и спорту, здоровому образу жизни.

Участники: В спортивном мероприятии принимают участие команды воспитанников: 4 мальчика и 4 девочки – в индивидуальных соревнованиях, 3 мальчика и 3 девочки – в эстафетах, а также дети, входящие в группу болельщиков. Возраст участников спортивного соревнования соответствует возрасту детей подготовительной и старшей группы детского сада.

Требования к внешнему виду: Внешний вид участников должен быть опрятным. Участники должны быть одеты в спортивную форму и обувь, соответствующую виду деятельности, не создающую затруднений при выполнении заданий и соответствующую требованиям техники безопасности.

Руководство: Общее руководство организацией и проведение соревнования осуществляет воспитатель, роль судейского комитета отводится родителям.

Программа соревнования

Эстафета с препятствиями (приоритетная)

Дети стоят друг за другом. По сигналу главного судьи первый ребёнок бежит до барьера (высота 30-35 см, перепрыгивает через него, пролезает в обруч (сверху одевает обруч, подлезает под дугу (высота приблизительно 65 см, бежит к «классикам», расположенными (один – два – один и т. д.) в количестве 10 штук, обегает конус и возвращается назад по прямой и т. д. Эстафета передаётся касанием руки. Ошибки: не выполнил задание, фальстарт, сбил планку, не продел обруч сверху, коснулся руками пола при подлезании под дугу, не обежал конус. Эстафета оценивается на время, за каждую ошибку + 3 сек.

Эстафета «Бег со скакалкой»

Дети стоят друг за другом в руках у каждого скакалка. Перед участниками в 1, 5 м от стартовой черты проведена линия, у который стоит первый участник. По сигналу участник бежит, перепрыгивая через скакалку до конуса, обегает его и возвращается обратно обычным бегом, держа скакалку в руках. Второй участник начинает стартовать после того, как первый участник пересечет линию, у которой стоит второй участник и т. д. Ошибки: заступ за линию, фальстарт; бег, не вращая скакалку, не допрыгал до конуса. Эстафета оценивается на время, за каждую ошибку + 3 сек.

Эстафета «Челночный бег»

Бег пять по три метра с переносом кубиков из одного ряда обручей (диаметр – 30 см) в другой, расположенных напротив друг друга. Ошибки: установка кубика вне обруча, выкатывание кубика из обруча, фальстарт. Если ребёнок сбил обруч, то его должен поправить воспитатель. Если выкатившийся из обруча кубик ребёнок возвращает на место, то это не считается ошибкой. Эстафета оценивается на время, за каждую ошибку +3 сек.

Парная эстафета «Передача мяча»

Дети стоят в колоннах (отдельно мальчики и девочки) в руках у первого мальчика мяч (баскетбольный № 3). По сигналу первая пара бежит до обручей (диаметр 55 см, встаёт в них и выполняет четыре передачи друг другу ударяя мяч об пол. Затем бегут до вторых обручей, встают в них и выполняют четыре передачи друг другу от груди. Бегут до третьих обручей, встают в них и выполняют четыре прокатывания друг другу. После этого бегут до конусов, обегают их и возвращаются в свои колонны. Первый мальчик передаёт мяч второму мальчику. Ошибки: фальстарт, не обежали конусы, неправильно выполнили задание. Эстафета оценивается на время, за каждую ошибку + 3 сек.

Эстафета «Построй пирамидку»

Участники стоят друг за другом. По сигналу первый участник добегает до скамейки, выполняет пять прыжков двумя ногами махом, держась руками за края скамейки. Затем бежит к обручу с кубиками, берет один кубик и бежит к следующему обручу, ставит кубик в обруч, возвращается назад бегом, передав эстафету следующему участнику. В финале в последнем обруче должна быть построена пирамидка из кубиков (первый ряд – три кубика, второй ряд – два кубика, третий ряд — один кубик). Ошибки: участник не выполнил пять прыжков, фальстарт, не построена пирамида. Эстафета оценивается на время, за каждую ошибку + 3 сек.

Состав команды 8 человек (4 девочки, 4 мальчика, но выполняют эстафеты 6 человек (3 мальчика, 3 девочки).

Определение победителей: Команда, набравшая наибольшее количество очков, становится победителем соревнования. В случае равенства суммы очков лучшее место определяется по лучшему времени, показанному в 1-й приоритетной эстафете (с барьером и пролезанием под дугой).

Награждение: Победитель и призёры соревнований награждаются дипломами, кубками, медалями. Все участники соревнований награждаются грамотами.

Формирование у детей интереса к физкультуре и спортуРазвитие интереса ребенка к спортуРазвитие интереса ребенка к спортуРазвитие интереса ребенка к спортуРазвитие интереса ребенка к спортуРазвитие интереса ребенка к спортуРазвитие интереса ребенка к спортуРазвитие интереса ребенка к спортуРазвитие интереса ребенка к спортуРазвитие интереса ребенка к спортуРазвитие интереса ребенка к спортуРазвитие интереса ребенка к спортуРазвитие интереса ребенка к спортуРазвитие интереса ребенка к спортуРазвитие интереса ребенка к спортуРазвитие интереса ребенка к спортуРазвитие интереса ребенка к спорту

Таким образом, можно сказать, что методически верно построенная система работы по физическому воспитанию, куда входят физкультурные праздники и досуги, различные игры и занятия, беседы, экскурсии и т. д., способствует формированию у дошкольников интереса к физической культуре и спорту.

Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Приобщая детей к физической культуре, мы закладываем фундамент крепкого здоровья, развиваем детей физически, интеллектуально, духовно, эмоционально, готовим детей к труду и учёбе в школе. Воспитателю при построении своей работы необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, специфику методики проведения и планирования учебного материала, придерживаться принципов педагогического процесса.

Если правильно построить педагогический процесс по физическому воспитанию, то дети полюбят физическую культуру и спорт, им будет интересно на занятии. Разнообразие упражнений и игр увлечёт детей: они забудут о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, они уйдут с занятия с желанием продолжить его.

Источник

Статья

«Формирование интереса к занятию спортом у детей через систему разнообразия в спортивной деятельности».

Современное общество большое значение уделяет возрастающему значению спортивных занятий, как части программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создание в детстве надежной основы будущей долголетней и здоровой жизни. Необходимо изучение новых форм двигательной активности, особенностей влияния новых видов спорта на подрастающее поколение, рассматривать  сочетания комбинаций различных сторон подготовки спортсменов. Развитие новых видов двигательной активности, необычных видов организации этой активности, поможет привлечь  большее число сторонников, активно занимающихся спортом, особенно это актуально в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, когда только формируется интерес к спортивной деятельности.

Однако методическая вооруженность специалистов физической культуры, основанная на традиционных подходах, не позволяет в должной мере внедрять новые виды или сочетания видов двигательной активности в детские учреждения, что часто ведет к потере интереса детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к спортивной деятельности из-за однообразия  спортивной подготовки юных спортсменов.

Таким образом, преодоление стереотипов через интеграцию традиционных видов двигательной активности с инновационными видами будет способствовать на этапе начальной подготовки формированию интереса к выбранной деятельности¹.

Предполагается, что использование в спортивной подготовке детей младшего школьного возраста интегрированной, системно-сбалансированной методики сочетающей различные виды спорта, повысит вариативность  спортивной деятельности, что создаст  благоприятные  условия для формирования интереса у детей младшего школьного возраста к  занятиям спортом в большей степени, чем традиционные методики.

Сущность спортивной подготовки — в обеспечении единства обучения, воспитания и развития на основе целостности методики подготовки.

Управление качеством спортивной подготовки относиться к ценностно-эмоциональному компоненту образования, изменение в лучшую сторону отношения учеников к спорту, развитие их познавательных интересов, повышение качества спортивной подготовки  происходит как в рамках традиционно принятых, так и постоянно обновляемых содержание (инновационных) методиках педагогического процесса.

В спортивной подготовке существуют цели, которые имеют какой-то конкретный конечный результат – например, завоевание определенного места в определенном соревновании – и цели, которые не имеют конкретного результата  — например, улучшение техники прохождения спусков в лыжных гонках или увеличение силы ног.

Сосредоточение на целях с конечным исходом, по мнению Р. Слимейкера, Р. Браунинга ²   нецелесообразно, поскольку существует множество факторов, которые могут повлиять на место в итоговом протоколе.

Наибольшее внимание, следует уделять целям, которые не выражаются каким либо конкретным результатом.

Для решения задач исследования, проведен анализ литературы по выявлению противоречий, возникающих в современных условиях  в процессе спортивной подготовки детей младшего школьного возраста в условиях спортивных школ. Определены закономерности влияния спортивной подготовки на  формирование интереса у детей младшего школьного возраста к спортивным занятиям.

В результате анализа литературных источников, были выявлены противоречия в традиционном подходе к спортивной подготовке юных спортсменов.

Для получения необходимой информации исследования по сформированности интереса у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к занятиям спортом, проводился Опрос.

Вформе беседы с детьми (25 человек), собеседования с родителями (20 человек), визуального наблюдения профессиональной деятельности 5 тренеров, изучения протоколов соревнований групп начальной подготовки СДЮШОР за 2007-2008 г., сравнительного анализа.

С целью определения отношения к спортивным занятиям, выявлению предпочитаемых форм физической активности, проводилась беседа с детей младшего школьного возраста разных тренерских групп СДЮШОР  по схеме (сколько времени занимаешься, что нравиться, что не нравиться, что получается, что не получается, что в занятиях предпочтительней, почему занимаешься спортом)

Беседа с родителями, дети которых посещают СДЮШОР, проводилась с целью определения видов и форм двигательной активности, которые родители предпочитают для своих детей, а также процесс организации этих видов и форм в образовательном учреждении.

Опрос тренеров-преподавателей (беседы, визуальные наблюдения занятий, изучения протоколов соревнований) выявил различия в подходе к организации спортивной подготовки детей  младшего школьного возраста. 

Собеседование с администрацией образовательного учреждения и учреждением дополнительного образования с целью определения отношения администрации к инновациям в тренировочном процессе.

На основании литературных данных, изучения документов и опыта работы Образовательных учреждений  и учреждений дополнительного образования в исследуемом вопросе была разработана инновационная модель спортивной подготовки детей младшего школьного возраста, обеспечивающая согласованность действий всех участников,  заинтересованных в повышении эффективности и качества в формировании интереса к спортивной деятельности.

Модель предусматривает объединение усилий в спортивной деятельности, вызывающие интерес участников педагогического процесса, разными видами спорта. Предоставление возможности детям младшего школьного возраста иметь возможность проявить себя в различных видах соревновательной деятельности.

Модель была определена нами как открытая,  динамически  развивающаяся социальная система.

Заключение.

Погружение детей младшего школьного возраста в слаженную систему состязательности и использование в подготовке номинального вида спорта (лыжные гонки) элементов различных видов спорта показало свою эффективность на примере отделения лыжных гонок на базе школы № 119 Калининского района. В отделении были созданы условия для создания положительного отношения к лыжным гонкам, через систему участия детей младшего школьного возраста в различных видах состязательности: весёлые старты, к стартам готов, пионербол, ручной мяч, лёгкая атлетика, лыжные гонки,  ачери-биатлон, стрельба из лука, ролики, велосипед. Возросла эффективность тренировки, увеличилась наполняемость групп. Предлагаемая модель позволяет улучшить качество подготовки сборных команд школы к различным соревнованиям. В дальнейшем, по мере взросления спортсменов, мы можем предположить, что Образовательное учреждение получит помощников учителям в проведении внутришкольной спартакиады.

Подводя итоги  вышесказанному необходимо, сделать следующие выводы, что:

— современная организация спортивной деятельности допускает применение разнообразия подготовки детей младшего школьного возраста, как средства формирования интереса к спортивной деятельности.

— разнообразие в спортивной деятельности на этапе начальной подготовки позволяет привлечь к занятиям спортом, большее количество учащихся, чем традиционный подход.

—  системная инновация в подготовке, благотворно влияет на методическую вооруженность тренеров-преподавателей.

Литература:

  1. Цукерман Г.А.  Психология саморазвития: задача подростков и их педагогов.  Москва-Рига 1997 г.
  2. Роб Слимейкер, Рей Браунинг. Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость. /Изд-во ТУЛОМА 2007 г.

Источник