Развитие интереса к игровой деятельности у ребенка

Развитие интереса к игровой деятельности у ребенка thumbnail

Елена Силина
Развитие игровой деятельности дошкольника.

«В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста,

выше своего обычного повседневного поведения,

он в игре как бы выше на голову самого себя. Игра содержит в себе все тенденции развития, ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над

уровнем своего обычного поведения»

Л. С. Выготский

1) Общая характеристика игры дошкольника.

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в основном характеризующийся воспроизводством в специфической форме действий и отношений взрослых.

Игра имеет социальную природу. Она не только впитывает в детей знания об окружающей социальной действительности, но поднимает их на более высокий уровень, придает более сознательный характер.

Ролевая игра – форма моделирования детьми отношений взрослых, т. е. воссоздания их в новой материальной форме, их выделения. В этой форме игру можно назвать арифметикой социальных отношений. Ролевая игра является важнейшим источником социального сознания ребенка. Как сказал Л. С. Выготский: «В игре становиться человек». В игре определяются психологические компоненты игры.

Мотив – побуждение к действию, созданное с удовлетворением определенных потребностей. Это может быть в раннем возрасте попавшаяся на глаза ребенку игрушка, вызвавшая желание играть, в более старшем возрасте это может быть впечатление от услышанного рассказа или увиденного чего-то нового.

Цель — объект, на который направленно действие, представление результата действия. Для малыша как таковой цели игры не существует. Для детей более старшего возраста это может быть результат какого-то действия (постройка, рисунок и т. д.).

Способы – достижения ребенком в игре желаемых результатов, действия с предметами, изображая или воображая себе что-то, воспроизводя действия изображаемого героя в игре.

Основные виды игр.

Подражательно-процессуальные – свойственны детям младшего возраста. Представляют собой изображение действия с предметом (чашка-пить, коляска – возить куклу, подражание действиям взрослого (папа-чинит, мама – кормит).

Сюжетно- ролевые игры – ребенок в такой игре берет роль, соответствующую сюжету игры (свойственны детям всех возрастов, кроме раннего возраста) с различными преобладаниями в разном возрасте тех или иных компонентов (роли, сюжета, правилами).

Дидактические игры – эти игры предлагает воспитатель и играет ребенок вместе со взрослым.

Подвижные игры – спортивные игры, упражнения. Для малышей простой сюжет («У медведя во бору», «Волк и заяц») у старших детей – игры с более выраженными правилами.

2)Особенности игровой деятельности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Формы игровой деятельности усваиваются ребенком под руководством взрослого. Игрой дошкольника, тем более младшего, нужно руководить. А еще раньше малыша нужно научить играть, иначе, окруженный лишь уходом со стороны взрослых и игрушками, при дефиците общения со взрослым у ребенка не развивается игровая деятельность а, следовательно, это влияет на психическое развитие. В раннем возрасте требуется, чтобы дети играли под непосредственным воздействием взрослого. Их надо научить игре с предметами, давать новые варианты игры, заменять варианты игр, заменять предмет, когда игра с ним исчерпывается, развивать игру в присутствии ребенка, словом, организовывать индивидуальное поведение детей. Роль взрослого меняется, когда в детской сфере возникает зачатки самодеятельной жизни, у детей появляется потребность во взаимодействии. Дети сами группируются, составляя организованную часть детского общества, они организовывают других детей.

В них появляются сначала игры с развернутой игровой ситуацией и скрытыми в ней правилом, а потом игры со свернутой игровой ситуацией и с открытым правилом. Это более старший возраст. Здесь задача педагога в том, чтобы не задержать детей на уже пройденных стадиях, а содействовать.

Обратимся к статье Ф. Н. Фрадкиной «Развитие сюжета в игре ребенка раннего детства». Малышу необходимо помочь развивать сюжет игры – самостоятельное развитие сюжета. В начале развития игры это может быть элементарное действие с одним предметом, повторяющееся много раз. Меняется объект действия, но действие остается тем же. Следующая ступень – ряд элементарных действий, не связанных между собой, которые, когда-либо раньше производились. Те же предметы, с которыми прочно связано действие, вытекающие из их общественной функции, наталкивают ребенка каждый раз при своем появлении на повторное воспроизведение именно этого действия в игре. Предмет однозначно определяет использование его в игре. Увидя игрушку-посуду малыш играет «в еду», а не в наливание пищи и не в мытье посуды; увидя ванночку – в купание куклы, а не в наливание воды и вытирание.

Дальнейшее развитие происходит, когда взрослый включает постепенно в игру несколько предметов: ребенок уложил куклу спать, взрослый подает ему посуду: «Буди куклу, пои ее чаем». Потом подает кукольную одежду: «Кукле пора идти гулять» и т. д.

К самому концу раннего детства можно наблюдать цепочку действий, отражающие жизнь. Кукла – главный «заместитель» человека в игре; стоит в центре всех действий производимых ребенком. Сюжет теперь определяется логикой жизни человека.

Игра в раннем детстве, в центре которой стоит овладение предметом и способами действий с ним, сменяется игрой дошкольника, в центре которой – человек и его отношение к предметам. Для правильного руководства игрой дошкольника важно знать и продолжительность игр в разном возрасте. Так, в раннем возрасте игры продолжаются 3-6 минут, это связанно с неустойчивостью внимания в этом возрасте. В младшем возрасте игры продолжаются 10-15 минут. В среднем дошкольном возрасте продолжительность игр составляет уже 30-35 минут, а старшие дошкольники могут играть часами, даже иногда переносить игру на следующий день. Со временем меняется и тематика игр. В младшем возрасте тема игры соотноситься предметом, который ребенок играет. Это в основном постройки, в сюжетных играх преобладает бытовой сюжет. В этих играх почти нет правил, идет изображение конкретного взрослого. В среднем возрасте появляется много сюжетов на бытовые и производственные темы. Действия с предметом развернуты (девочки могут не кормить кукол обедом, который долго готовиться, т. к главное –действие). Дети начинают играть вместе, а не рядом. От внешних действий переходят к воспроизведению отношений. В играх появляются правила. В старшем дошкольном возрасте игра носит коллективный характер. Игровые действия сведены до минимума или условлены, большее значение имеет речь и взаимоотношения. Основным является выполнение правил игры.

3) Значение игровой деятельности для психического развития детей.

Раскрытие психологической природы игры детской дошкольной заключается в том, что бы понять и выяснить в игре то, что определяет собой психическое развитие личности ребенка и его сознания, симптомом которого является развитие отдельных психических процессов – мышление, воображение, восприятие, память, воля. Игра является наиболее свободной деятельностью ребенка.

Д. Б. Эльконин поделил игры (по развитию) на 4 группы:

1) подражательно процессуальные

2) драматические (по определенному сюжету)

3) игры по сюжету с несложными правилами

4) игры с правилами без сюжета и элементарные спортивные игры

Значение игры.

З. М. Истомина, исследуя процесс возникновения произвольной памяти в процессе игры, показали, что в ходе игры создаются благоприятные условия для запоминания и припоминания самостоятельно чего-либо, т. е. возникают предпосылки для развития процессов произвольного запоминания.

Для примера возьмем игру «Чье это место?»

Здесь ребенок должен запомнить места расположения предметов, соотнести их с изображением на магнитной доске. Или сориентироваться по плану в реальном пространстве комнаты. Пример произвольного запоминания и развития логического мышления.

Существует связь между уровнем развития личности ребенка и уровнем развития игры. Каждому возрастному периоду соответствует определенный вид ведущей деятельности и определенные психологические новообразования – смена этих видов деятельности и новообразований характеризует общую направленность психологического развития ребенка.

Игра имеет значение не только для тех психологических процессов, которые в нее непосредственно вложены (воображение, мышление, но и те, что могут быть связанны с ней косвенно (память). Игра затрагивает наиболее существенные стороны психологического развития сознания. Воля воспитывается у детей через подчинение правилам игры. Подчинение правилам проводиться через сюжет или роль. Внутри роли заключается правило поведения. Свобода ребенка в игре есть свобода лишь в пределах взятой на себя роли. Ограничение своих непосредственных побуждений, подчинение взятым на себя обязанностям способствует развитию воли.

Когда на пороге раннего или младшего дошкольного возраста возникают простейшие формы сюжетно ролевой игры; дети способны осуществить эту игру лишь в плане внешней деятельности с реальными предметами. Овладевая постепенно обобщенными способами игровых замещений и усвоения формы моделирования окружающей действительности, ребенок приобретает общую способность осуществлять воссоздание и преображение этой действительности в воображаемом плане, оперируя уже не реальными предметами и их заместителями, а наглядными образцами, представлениями о соответствующих предметах и действиях, которые с ним производиться.

Развитие игровой деятельности дошкольника.

Список использованной литературы:

1) Журнал «Дошкольное воспитание» №3

2) Заморожца А. «Психология и педагогика игры дошкольника»

3) Мухина В. С. «Психология дошкольника»

4) Шуаре М. «Возрастная и педагогическая психология»

Источник



Игра как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определённых общественных функций, вступающий в определённые отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определённые правила. Главное изменение состоит в том, что желания ребёнка отходят на второй план, а на первый план выходит чёткое выполнение правил игры, т. е. структура игры. В каждой игре свои игровые условия — участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы — это та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребёнок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными и бытовыми проблемами. Затем по мере основания новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты — производственные, военные и т. д. использует игровой материал и игровые действия.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причём правильность выполнения этих правил ими, жёстко контролируется.

Игровые действия постепенно теряют своё первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью. У детей 5–7 лет моделируются реальные отношения между людьми и содержание сюжетной игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Мы видим, что роль игры полностью влияет на развитие психики ребёнка.

– в игре ребёнок учится полноценному общению со сверстниками;

– учится подчинять свои импульсивные желания правилам игры;

– появляется соподчинение мотивов «хочу», начинает подчиняться «нельзя» или «надо».

– в игре развиваются все психологические процессы, формируются первые нравственные чувства (что хорошо, а что плохо).

– формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые, потребность в самостоятельности).

– в игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Таким образом, мы видим, что — главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей и совершенствуются все познавательные процессы — является игра.

Игровая деятельность стимулирует развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного. Его становление и совершенствование зависит от развитости у ребёнка воображения.

На современном этапе — игру выделяют одним из самых главных видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. Данной проблемой занимаются многие учёные, психологи и педагоги: Виноградова Н. А., Позднякова Н. В., Комарова Н. Ф., разработаны практические и методические пособия Е. И. Касаткиной, С. Л. Новосёловой, Е. В. Трифоновой, В. Л. Вороновой.

Нами разработана структура сюжетно-ролевой игры, её можно разбить на несколько этапов:

– роли, которые беру на себя дети (например: машинист, продавец, пассажир, доктор, мама, дочка и т. д.);

– игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;

– игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замещены игровыми предметами (например: стул — поезд, куклы — дети, бумажки — деньги и т. д.)

– реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, которыми регулируются весь ход игры.

Центральным моментом игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. Все остальные стороны игры определены ролью и связанными с ней действиями. Для самих играющих детей главным является правильное выполнение взятой на себя роли. Они тщательно относятся к выполнению действий, в которой находят своё воплощение роли взятой каждым из детей.

Сюжетность становится характерной чертой игр детей. В старшем дошкольном возрасте (6–7 лет) сюжет игры представляет логическое развитие какой-либо темы в образах, действиях и отношениях.

Развитие сюжета происходит следующим образом. В первую очередь в играх изображаются и исполняются действия. Так возникают игры-действия или строительно-конструктивные игры. В них практически нет освоения ролей. Позднее возникают собственно ролевые игры, где ребёнок создаёт тот или иной образ. В создании образа ребёнок пользуется многими средствами изображения: речью, действием, мимикой, жестом и соответствующими отношениями. Развитие ролевых игр идёт по двум направлениям: игры режиссёрские, когда ребёнок управляет игрушкой (действует через неё) и игры, где роль выполняется лично самим ребёнком. Старшие дошкольники охотнее играют за игрушку, чем игрушкой как таковой.

Сюжетом в детских играх является та действительность, с которой они сталкиваются. В сюжетно-ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие действительности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и взаимоотношений взрослых, эпохальные события (космические полёты, арктические экспедиции) и т. д. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем разнообразнее сюжет игры. У старшего дошкольника они чрезвычайно разнообразны. Дети 5–6 лет играют не только в гости, дочки-матери, в детский сад, но и в строительство моста, в запуск космического корабля. С усложнением сюжетов увеличивается и продолжительность игры — от 10–15 мин. До 1–2 часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Наличие сюжета не характеризует игру полностью. Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребёнок выделяет как основной момент деятельности взрослых.

Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя в игре правила общественного поведения, дети часто спорят о том, что бывает и чего не бывает: «Мамы так не делают!»; «Разве доктор так обращается с больным?» и т. д.

В игре существуют два вида отношений — игровые и реальные. Игровые отражают отношения детей по роли и сюжету. Реальные — это взаимоотношения детей как партнёров, выполняющих общее дело, что требует определённой формы общения и специальных умений (согласовывать действия, создавать сюжетный замысел, соразмерять свои желания и возможности). Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения.

Игрушка как средство психического развития ребёнка является мощным средством воздействия на различные стороны личности ребёнка. Особое место среди игрушек занимают куклы и мягкие игрушки: изображения зайца, обезьяны, собаки и др. Первоначально ребёнок выполняет с куклой только те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит её в коляске, кладёт в кроватку. Это, прежде всего подражательные действия, а не изображения отношений взрослых. В дальнейшем взрослый предлагает ребёнку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребёнок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех перипетиях её кукольной жизни, которые ребёнок создаёт в своём воображении на основе собственного опыта.

Разработанная структура показала, что игра повлияла на развитие личности ребёнка, а это заключается в том, что через неё они знакомились с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для их собственного поведения и в ней приобрели основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта между сверстниками.

Захватив ребёнка и заставив его подчиняться правилам, собственно взяв на себя роли, игра способствовала развитию чувств и волевой регуляции поведения.

  1. Через сюжетно-ролевую игру дети развили произвольное восприятие, внимание и память. Потребность в общении со сверстниками направила ребёнка точно выполнять правила игры, а это потребовало специальных усилий и целенаправленности.
  2. Сюжетно — ролевая раскрыла развитие мышления — осуществился переход от мысли в действия. Действуя с предметами — заместителями, ребёнок научился мыслить о реальном предмете.
  3. Для развития воображения в игре, ребёнка научили замещать один предмет другим и «примерять» на себя различные роли, их образы и действия.
  4. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности заключается в том, что ребёнок освоил взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобрел, таким образом, навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения.
  5. В игре ребёнок так же развил звуковую функцию речи.

В нашем детском саду мы разработали примерное планирование игровой деятельности для старшего дошкольного возраста в виде циклограммы и внедрили в работу.

Циклограмма первая неделя сентября

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

ГИБДД

Цель: развивать дружеские отношения дуг к другу, воспитывать уважение к труду работников ГИБДД, закреплять представления о значении работы для жизни города, условия труда и взаимоотношениях, развивать диалогическую речь.

Примерные игровые действия:определение места работы инспекторов, работа с планами,

— инспектор — водитель,

— оформление документов на ТС,

— отчёт инспекторов начальнику ГИБДД.

Предметно-игровая среда: жезлы, свистки, дорожные знаки, светофоры, водительские права.

СУПЕРМАРКЕТ

Цель: научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры.

Примерные игровые действия:приход в супермаркет,

— покупка необходимых товаров,

— объявления о распродажах,

— упаковка товаров,

—решение конфликтных ситуаций с директором, администратором.

Предметно-игровая среда:

Оборудование:

Спецодежда для продавцов,

менеджеров, сувениры, ценники,

указатели,

рации,

микрофоны, тележка для продуктов.

БАНК

Цель: выбрать роль и действовать в соответствии с ней, отражать явления социальной действительности, формировать навыки речевого этикета.

Примерные игровые действия:посещение банка,

— выбор необходимых услуг,

— пункт обмена валюты,

—работа с пластиковыми картами,

— консультации с сотрудниками банка.

Предметно-игровая среда:

Оборудование:

Бланки, компьютер, пластиковые карточки (аппарат для них).

ИССЛЕДОВАТЕЛИ

(УЧЁНЫЕ)

Цель: закреплять знания о научных работниках, об их интересном труде, учить моделировать игровой диалог.

Примерные игровые действия: -выбор объекта исследований,

—создание лаборатории,

— занесение результатов исследования в журнал,

— научный совет,

— подведение итогов исследования.

Предметно-игровая среда:

Оборудование:

Наборы для лаборатории, микроскопы, природные материалы, стаканчики, пробирки.

Игры по выбору детей

Проводилась большая предварительная работа: чтение художественной литературы, использование различного типа наглядности, проведение экскурсий, выставок. И прежде всего при планировании сюжетно-ролевых игр, большое внимание было уделено обогащению предметно-игровой среды. Это позволило предоставить детям возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия, расширилось содержание игры. За счёт этого в своих играх дети стали моделировать жизнь детского сада, отражать смысл деятельности взрослых и суть человеческих взаимоотношений. Проанализировав игровую деятельность детей, уровень развития познавательных интересов дошкольников стал значительно выше.

Наша работа, выполненная в рамках изучения познавательной активности дошкольников — может послужить началом глубокого исследования и использования сюжетно-ролевых игр на развитие познавательных процессов и её повышения.

Мы поставили перед собой задачу решить проблемы руководства сюжетно-ролевой игры в развитии познавательной активности дошкольников.

Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Успешное формирование игры зависит от того как педагог правильно ориентируется в психологическом содержании игры. Мы перед собой поставили главную и основную задачу — современно сформировать у детей умения действовать на первых этапах игры, т. к. без них невозможен переход на более высокий уровень её развития.

Большое значение имеют игровые проблемные ситуации, которые созданы благодаря изменению предметно-игровой среды и активному обобщению. Игровые проблемные ситуации ставили дети, при этом использовали ранее полученные впечатления и побуждали к самостоятельной игре. Мы поставили детей перед такой игровой ситуацией, которая им интересна, которую они захотят решать сами.

Главное в игровой задаче — воображаемая цель, понятная и близкая детям по их личному опыту. Эмоционально-деловой контакт и доверие повлияли на развитие игры.

Это мы достигаем путём постепенного усложнения игровых проблемных ситуаций, где игровая задача заранее нами программируется, т. е. мы создаём условия для решения темы или иные способы и средства. Мы не даём готовых образцов решения, а вызываем ребёнка на самостоятельное достижение воображаемой цели. Для развития игры мы формируем умение принимать игровые задачи, затем ставить и самому их решать. Необходимо учитывать, что игра по своей природе требует: активности и инициативности ребёнка во взаимоотношениях с окружающей его предметной и социальной средам; обобщение опыта деятельности; самостоятельности при решении игровых задач.

Таким образом, планируя работу по руководству сюжетно-ролевой игры необходимо предусмотреть обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание уделять развитию творческих способностей у детей, формированию положительных взаимоотношений. С помощью сюжетно-ролевой игры развиваем творческую инициативу, мышление, наблюдательность.

Через игру дети разыгрывают различные события из жизни людей, изображают их деятельность и взаимоотношения — и тем самым, творчески отражают действительность. Сюжетно-ролевая игра имеет своё содержание, тему и свои внутренние правила. Стремясь воплотить в игре реальную жизнь, ребёнок действует по правилам этой жизни, которые становятся для него реальностью. И такие правила развивают познавательную активность дошкольников.

Литература:

  1. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина и др.; Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: Просвещение: Учеб. лит.. 1996. — 192 с.: ил.
  2. Романова К. М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста. Орджонекидзе, 1961. 28 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 — х томах. М., 1989.Т. 2. 329 с.

4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям//Избр.пед. соч. –м., 1979. –Т.1. — с. 56.

5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы) /Под ред. В. В. Гербовой. — М.: Просвящение, 1983. — 64 с., ил.

6. Щербакова Е., Голицина В. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 10. — с. 36.

7. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979.

8. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов в педагогике / Г. И. Щукина. — Л., 1975. Вып.1. — с. 132–139.

9. https://dou2563.edusite.ru/p183aa1.html (дата обращения: 20.02.2012)

Основные термины (генерируются автоматически): игра, сюжетно-ролевая игра, ребенок, предметно-игровая среда, действие, роль, познавательная активность дошкольников, игровая деятельность, детский сад, ролевая игра.

Источник