Развитие интеллектуальных способностей ребенка в процессе экологического воспитания

Венера Аркадьевна Бархиян
Консультация для воспитателей «Значение экологического воспитания в интеллектуальном развитии детей»

Формирование экологической воспитанностидошкольника предполагает решение следующих задач:

развитие экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

— формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами, накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.

Успех решения данных задач обеспечивается обязательными условиями:

— готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;

— личностно-ориентированным воздействием взрослого и ребенка;

— постоянным общением детей с природой;

— построением экологической развивающей среды в дошкольном учреждении;

— активное участие родителей в воспитательном процессе.

Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе, о многообразии ценностей природы Земли. При этом знания, как показали научные исследования (Кондратьева Н. Н., Логинова В. Н., Николаева С. Н.) приобретают качество системности. Тем самым возрастают возможности операционной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность, интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе.

В работе по экологическому воспитанию опираюсь на наблюдение, моделирование и поисковую деятельность. В ходе наблюдения у детей формируется представление о существовании живых организмов в природе и их разнообразии. Опыты использую, когда знакомлю детей с объектами неживой природы, для этого в группе организовала мини — лабораторию. Широко в своей работе применяю картинки – модели. Практика показала, что с помощью моделирования дети лучше описывают объекты природы (цвет, форму, величину, характер поверхности, пространственное расположение и др.).Модели многофункциональны: использую их в режимных моментах, в организованной и совместной деятельности.Придумывая модели необходимо придерживаться следующих требований: модель должна отражать обобщенный образ и подходить к группе объектов, раскрывать существенные признаки. Замысел по созданию моделей следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

Росту познавательного интересаспособствует соблюдение следующих правил:

— систематичность;

— учет возрастных особенностей детей;

— подача материала в порядке возрастающей сложности;

— игровой характер заданий;

— опора на сознательную деятельность детей.

Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе в формировании его экологического сознания. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка.

Игра – это способ осмысления окружающего мира. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления. Все происходит легко, естественно, с удовольствием.

Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходим тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.

Отбор игр должен соответствовать определенным требованиям:

— игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей;

— содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, полученным предварительно;

— игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.

В своей работе я использую игры на тему: «Живая природа»: «Соседи по планете», «Кому, где нравиться», «Кто, где живет», «Кому, что нужно?», «Почему мы такие разные?»; «Неживая природа»: «Что, где находится?», «Почему так бывает?» и т. д.

Дидактические игры подбираются исходя из возрастных особенностей детей. Они должны углублять, уточнять и закреплять знания о природе. В игры включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал,используются готовые настольно-печатные игры: разрезные картинки, различные лото.

Игры по экологии можно разделить на игры по распознаванию и сравнению растений и животных.

В дошкольном возрасте дети проявляют активный интереск окружающей их природе: животным, растениям, погодным влияниям.Возникающие в этом возрасте вопросы: «Зачем? Почему? Откуда?» — порой ставят взрослых – родителей, педагогов – в тупик, поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого. Удовлетворить детскую любопытство, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, сформировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления – важные задачи работы с детьми в дошкольный возраст.

Источник

Марина Мосягина
Развитие интеллектуальных способностей с помощью экологической игры. Планирование.

Развитие интеллектуальных способностей с помощью экологической игры.

Игра ведущий вид деятельности детей.

А. С. Макаренко.

Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой.

Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать, как процесс формирования осознанно правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.

Экологическая культура дошкольника это – знания о природе и их экологическая направленность, умения, полученные на основе знаний, навыки — использование знаний и умений. Которые формируются в процессе взаимодействия с природой,

в игре, труде.

Дошкольное детство период игры. Дидактическая игра оказывает на ребёнка развивающее воздействие, тренирует мыслительные способности, память, внимание, восприятие, воображение. Воспитывает интерес к приобретению новых знаний, закрепляет. Развивает речь ребёнка, общительность, умения строить взаимоотношения, подчиняться установленным правилам. В игре ребёнок использует свой познавательный опыт и знания, полученные из различных источников, развиваются социальные чувства, волевые качества.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое,сложное педагогическое явление: она является и

-игровым методом обучения детей.

-формой обучения.

-самостоятельной игровой деятельностью.

-средством всестороннего воспитания и развития личности ребенка.

Исходя, из возрастных особенностей детей подбираются дидактические игры, обеспечивающие развитие каждого ребёнка, элементов его экологического сознания, уточняющие и закрепляющие знания о природе.

Мною подобраны игры экологического содержания исходя из тематики недели.

Месяц

Тема

недели

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Сентябрь

«Овощи и фрукты»

Д/и: «Чудесный мешочек»

«Вершки – корешки»

«Сад, огород»

Д/и «Съедобное — не съедобное»

Октябрь

«Осень»

«Перелётные птицы»

Д/и «Что, где растёт?»

Д/и: «Летает, плавает, бегает»,

«Птицы, рыбы, звери»

П/и «Гуси-лебеди»

Д/и «Летает- не летает»

Ноябрь

«Хлеб — всему голова»

«Животные осенью»

Д/и «Что, где растёт?»

Д/и «Земля, вода, воздух»

Д/и «Четвёртый лишний»

Н/и «Что лишнее?»

Декабрь

Зима

Д/и: «Хорошо, плохо»,

«Когда это бывает»

Январь

«Животные севера»

«Животные жарких стран»

Д/и: «Кто где живёт»,

«Кого чем угостим»

Д/и «Четвёртый лишний»

Февраль

«Зимующие птицы»

Д/и «Назови одним словом»

Д/и «Воздух, земля, вода»

Март

«Весна»

Д/и «Когда это бывает»

«Да – нет»

Апрель

«Весенние воды»

«Перелётные птицы»

П/и «Ручейки, озеро»

Д/и «Назови одним словом»

Д/и: «Летает, не летает»,

«Летает, плавает, бегает»

Май

«Первоцветы»

«Насекомые» Д/и: «Что где растёт»,

«Назови три предмета», «Воздух, земля, вода, огонь»

Игра «Вершки-корешки»

Цель: Закрепить знания детей об овощах, месте, где растут.

Игровые действия:

1 вариант. Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи,дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.

2 вариант. Воспитатель говорит «вершки», дети называют овощи, у которых съедобны вершки.

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: Закрепить знания детей о животных, развитие памяти и мышления.

Ведущий называет цепочку из слов, дети называют лишнее.Например:

1. заяц, ёж, лиса, шмель;

2. трясогузка, паук, скворец, сорока;

3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5. пчела, стрекоза, енот, оса.

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Цель: Закрепить знания детей о определённой группе предметов.

Дети становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух — названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.

Игра «Птицы, рыбы, звери»

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

Игра «Воздух, земля, вода»

Цель: Закрепить знания детей о определённой группе предметов.

Игровые действия: Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк»«земля» и т. д.

Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» — животное,обитающее на земле: на слово «вода» — обитателя рек, морей, озёр и океана.

Игра «Сад — огород»

Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.

Развивать у детей память, внимание.

Игровые действия:

Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

— Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.

Игра «Летает, плавает, бегает»

Цель: Закрепить знания о способе передвижения объекта.

Игровые действия:

1 вариант. Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

2 вариант. Ведущий называет способ передвижения, дети называют объект.

Игра «Кто, где живёт?»

Цель: Закрепить место среды обитания животного, развитие памяти, мышления.

Игровые действия:

1 вариант. У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

2 вариант. Воспитатель называет животное, дети определяют место обитания.

Игра «Кого, чем угостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.

Игровые действия:

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица, а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица — сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Игровые действия:

Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения,например: «Ясный, солнечный день осенью – хорошо или плохо?». «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?». «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?». «Снежная зима – это хорошо или плохо?». «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?». «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?». «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?». «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Закрепить умение различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки, развитие памяти.

Игровые действия: Не вынимая из мешочка определить на ощупь овощи или фрукты.

Игра «Да — нет»

Цель: Учить мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Игровые действия:

Выбирается водящий, он отходит в сторону, дети загадывают живой объект (насекомое, рыбу, птицу, животное).Водящий задавая вопросы, на которые дети отвечают да или нет,пытается отгадать загаданное.

Игра «Назови одним словом».

Цель:Закрепить обобщающие понятия: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы»

Игровые действия:

Дети подбирают обобщающие слова к предложенным примерам:

1. Огурец, помидор, лук, картофель…

2. Колокольчик, лилия, мак …

3. Земляника, малина, смородина…

Игра «Назови три предмета»

Цель: Упражнять в классификации предметов, развитие памяти.

Игровые действия: Ведущий бросает мяч и говорит «цветы», ребёнок называет три любых цветка.

Усложнение «Кто больше назовёт.

Игра «когда это бывает?»

Цель: закрепить представления о сезонных изменениях в природе, развитие внимание, мышление, логику.

Игровые действия: Воспитатель описывает природное явление, дети отвечают, к какому времени года оно относится.

Игра «Что где растёт?»

Цель: Закрепить знание детей о растениях, месте произрастания.

Игровые действия:

1 вариант. Воспитатель называет растения, дети отвечают.

2 вариант. Воспитатель называет место произрастания растения, дети называют растения.

Источник

Таким образом, теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-экспериментальная работа подтвердили выдвинутую гипотезу.
Планомерная, целенаправленная работа с детьми старшего дошкольного возраста по формированию умственного воспитания дошкольников в процессе экологического образования ведет к повышению уровня сформированности понятий детей и осознанно-правильного отношения к объектам живой природы.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на умственное развитие ребенка. Приобретенное в детстве умение слышать и видеть природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, формирует понятия.

  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Отрывок из работы

Введение

В современном этапе образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. Дошкольное детство, в работах отечественных и зарубежных ученых, определяется как период, оптимальный для интелектуального развития и воспитания. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, с помощью взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Система природы соединяет в себе естественные условия существования жизни на Земле, характеристики составляющих этой системы (неживая природа, флора, фауна, человек как биологическое существо), оценку взаимоотношений природы и человеческого общества. Изучение сущности конкретного явления дает возможность установить общее представление о нем, выделить и охарактеризовать такие его свойства, как универсальность, причинность. Законосообразность, индивидуальность, особенность.
Система природы включает и толкование этого понятия как совокупности естественных условий существования человека и человеческого общества. В этом смысле природа характеризует свое место в исторически меняющейся системе отношений к ней людей. Поэтому в понятие «природа» входит и обозначение созданных человеком материальных средств его существования. Деятельность человека всегда проходит в природной среде и на основе предоставляемых ею материалов.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Особенна, велика роль природы в воспитании детей. В ДОУ мы знакомим ребенка с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому.
Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качество и помогающих анализировать предмет и явления со всех сторон.
Природа представляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.
Интеллектуальное развитие детей предусматривает развитие их мышления и речи. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на ее словесное оформление. И, наоборот, четкость речи делает более понятной высказанную мысль. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им при восприятии различных предметов, мира природы, общественной жизни.
Целью нашего эксперимента является возможности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Объектом эксперимента является соответственно интеллектуальное развитие дошкольников в процессе экологического образования
Предметом – процесс ознакомления с природой дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс интеллектуального развития будет происходить эффективнее, если:
1. Использовать в учебно-воспитательном процессе комплекс методов и приемов, активизирующих интеллектуальную деятельность;
2. Использовать экологическое пространство ДОУ в познавательных целях;
3. Реализовывать инновационные программы, направленные на экологическое воспитание;
4. Пропагандировать среди родителей идеи использования возможностей природы в интеллектуальном развитии.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы нами определены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние данной проблемы в педагогической теории.
2. Определить содержание педагогической деятельности по осуществлению процесса формирования экологических представлений в процессе интеллектуального развития умственного воспитания.
3. Разработать методические рекомендации для воспитателей ДОУ по осуществлению интеллектуальной деятельности в процессе ознакомления с природой.
Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: изучение, педагогические наблюдения, индивидуальные беседы с детьми, эксперимент.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ д/с №225 г. Уфы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………….…………….……………………………………3ГЛАВА 1 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………6
1.1 Проблема интеллектуального воспитания детей старшего дошкольного возраста в педагогике и психологии…………………………………….…………….6
1.2 Активизация интеллектуального развития воспитания детей в процессе экологического образования…………………….………………………………….13
1.3Развивающая экологическая среда в ДОУ, как средство развития интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста ………………….18
ГЛАВА 2 ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ ОБ ОБЪЕКТАХ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ………………………23
2.1 Диагностика уровня сформированности у детей понятий об объектах живой природы в учебно-воспитательном процессе ………………….……………………23
2.2 Организация экспериментальной работы………………………………………..30
2.3 Анализ результатов работы……………………….……………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……………….………….…………..36
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..………….38

Список литературы

1. Аветесян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников.// Дошкольное воспитание, 1990, №6.
2. Бобылева Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л. Бобылева, О. Дупленко // Дошкольное воспитание. – 2005. — №7. – С. 36-42.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры Дошкольное воспитание, №7,2007.
4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж, 2005.
5. Воронкевич О.А. добро пожаловать в экологию. СПб., 2004
6. Виноградова Н. Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М. Просвещение, 1993. 326 с.
7. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М. Просвещение, 1990. 112 с.
8. Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей 2 младшей группы ДОУ. Екатеринбург,2012.
9. Давайте чистым воздухом дышать.//Дошкольное воспитание, 1999, № 7.
10. Денисенкова Н. Ваш ребенок познает мир. О средствах и способах развития представлений дошкольника о себе и окружающем мире.//Дошкольное воспитание, 2000, № 1.
11. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. М. Академия, 2009. 156 с.
12. Дыбина О.В. занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. –М: Мозаика-Синтез, 2013.
13. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников.//Дошкольное воспитание. 1998, № 7.
14. Зарипова Л. Приплыви к нам золотая рыбка. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с обитателями уголка природы. //Дошкольное воспитание. 1993,№ 7.
15. Золотова Е. И. Роль сравнения в ознакомлении детей с животными.// Дошкольное воспитание. № 2,1990.
16. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. Книга для воспитателя детского сада. 2-е изд. М. Просвещение, 1992. 270 с.
17. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. Педагогика, 2013. 234 с.
18. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. Из опыта работы с дошкольниками. //Начальная школа. Плюс-минус. 2010, №8.
19. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников.М.,2012.
20. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М. Академия, 2000 с. 140.

Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

• Проблема интеллектуального воспитания детей старшего дошкольного возраста в педагогике и психологии

Вряд ли кто-нибудь будет опровергать тот факт, что без участия природы не может осуществляться ни развитие, ни воспитание детей. Педагогу, человеку, занимающемуся образованием и воспитанием детей, нужно воспринимать человека в единстве с его природным, социальным, духовным миром. Замечательные педагоги прошлого за рубежом и в России – считали совершенной саморазвивающую природу детей, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования личности [18].
Начальной функцией интеллектуального развития детей первых лет жизни – это формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир в игре, в труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Познавательная деятельность реализовывается в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия дети познают внешние свойства предметов в их совокупности, отражение этих свойств в мозге создает образ предмета. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно-следственные, временные и другие связи). Результаты мышления отражаются с помощью слова. Так, подойдя к окну, 4-летний Саша говорит: «Ночью был дождь, вон какая большая лужа».
Отечественные и зарубежные психологи особое значение придавали природе как средство воспитания детей: Я.А. Коменский уделял в природе как к некому источнику знаний, средство для повышения ума, чувств и воли; революционеры-демократы объяснили о возможном приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах. Но самое особое значение придавал природе К. Д. Ушинский, он был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи К. Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е. Н. Водовозовой, Е. И. Тихеевой, которые уделяли много внимания природе как средству интеллектуального развития детей дошкольного возраста. В своем основном педагогическом труде «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» Е. Н. Водовозова раскрывает роль наблюдения как наиболее доступного средства ознакомления маленьких детей с предметами и явлениями окружающей природы. По ее мнению, наблюдения дают богатую пищу для развития детского ума и эстетических чувств. Е. И. Тихеева видела в природе средство сенсорного воспитания детей, развития их речи [4].

Источник