Развитие интеллектуальной сферы ребенка 5 лет

Екатерина Соловьева
Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста

Современные требования к личности нового поколения могут быть успешно решены лишь при условии развития его интеллектуальной сферы, причем начиная этот процесс уже с первой ступени образовательной системы; – дошкольного воспитания и образования. Однако, недостаточное внимание многих исследователей к периоду дошкольного детства как первоначальной ступени интеллектуального развития личности, формирования общей интеллектуальной культуры, является неоправданным, ибо, как доказывают современные исследования, уже в дошкольном возрасте создается благоприятный фон для развития интеллектуальной сферы детей, а возраст 5-7 лет особо важен в плане развития способности к осмыслению причинно-следственных связей и к логическому мышлению.

Если в период дошкольного детства игнорируется интеллектуальная деятельность детей, не придается должного внимания механизму развития и формирования их интеллектуальных способностей и умений, то в школе, успевшая сформироваться у большей части детей интеллектуальная пассивность, чаще всего приводит к поиску ими обходных путей в обучении, будь то механическое заучивание вместо понимания сути проблемы, либо списывание готового решения задачи вместо умения обрабатывать информацию и выстраивать алгоритм решения задачи.

Осознавая это, современные Дошкольные образовательные учреждения должны возложить на себя ответственность за достижение будущими школьниками определенного уровня интеллектуального развития, возможного лишь на основе целенаправленного развития у них интеллектуальных способностей.

Именно этот факт и обусловливает выбор темы для более подробного изучения, в частности – стремление к совершенствованию процесса развития интеллектуальной сферы, повышению качества интеллектуального развития детей дошкольного возраста в массовых дошкольных образовательных учреждениях.

Возрастные особенности интеллектуальной сферы дошкольников

Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6-7 лет. Он характеризуется тем, что ребёнок начинает активно влиять на взрослого. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия,возникающие в связи с возникновением у него новых потребностей: потребности в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребности во внешних впечатлениях, развивающей познавательные способности, а также потребности в движении, способствующие овладению системой разнообразных навыков и умений. Каждая ведущая социальная потребность приобретает самостоятельное значение.

Во время общения — разворачивается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. В дошкольном детстве происходят качественные изменения в социальном и интеллектуальном развитии ребёнка.

Интеллектуальная сфера детей дошкольного возраста – это перечень наличествующих индивидуально-психологических и когнитивных особенностей, проявляющихся в интеллектуальной деятельности и являющихся гарантом успешности ее выполнения, образующие в свою очередь, фундаментальные, базовые интеллектуальные свойства личности. Интеллектуальная сфера может и должны развиваться у всех детей старшего дошкольного возраста, что обеспечит безболезненность перехода к обучению в начальном звене образования.

Д. Б. Богоявлинская, в частности, считает, что возраст 5–10 лет – это возраст становления интеллектуальных операций. Не побуждая ребёнка к элементарной мыслительной деятельности в детском саду, (в данном случае ребёнка старшего дошкольного возраста) и не закладывая основы формирования общей интеллектуальной культуры и интеллектуального труда личности в этот, поистине, уникальный по своей сенситивности, возрастной период, учить этому ребёнка в школе будет не столь эффективно [1].

В дошкольном возрасте доминирующей в интеллектуальной сфере становится память.

Она проходит большой путь в процессе своего развития и, согласно исследованиям Л. С. Выготского, имеет несколько характерных особенностей, приведенных ниже.

1. У детей 3-4 лет доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память, у одарённых ещё и слуховая.

2. Произвольное воспроизведение возникает раньше произвольного запоминания. Сначала ребёнок осознаёт цель припомнить, затем – цель запомнить. Он научается использовать специальные приёмы запоминания: в 5-6 лет – повторение, в 6-7 лет – группировка материала, смысловое соотношение запоминаемого с визуальным образом и т. д.

3. В процессе игровой деятельности происходит переход от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию.

4. В младшем и среднем дошкольном детстве запоминание и воспроизведение осуществляется в естественных условиях развития памяти и зависит от мотивации, в старшем – с помощью усвоения мнемических операций, помогающих лучше запоминать, полнее и точнее воспроизводить удержанный в памяти материал [6].

К началу дошкольного возраста у ребёнка формируется долговременная память и её основные механизмы.

У дошкольников происходит совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения. Улучшается наглядно-образное мышление на основе произвольной и опосредованной памяти. Начинает активно формироваться словесно-логическое мышление путём использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач. Детский интеллект функционирует на основе принципа системности, в нём представлены все виды и уровни мышления.

Развитие логического мышления предполагает оперирование словами и понимание логики рассуждения. Однако у большинства дошкольников проявляется феномен Пиаже – непонимание законов сохранения количества и числа предметов при изменении их формы или расположения относительно друг друга. Детскому мышлению присущ эгоцентризм – центральная особенность мышления, означающая скрытую внутреннюю позицию. Характерные черты мышления дошкольника – интеллектуальный реализм и моральный реализм, выражающийся в том, что о поступке ребёнок судит не по намерениям, а по внешнему материальному результату.

Читайте также:  Влияние классики на развитие ребенка

Детские представления развиваются от реализма к объективизму,проходя ряд этапов: партиципации (сопричастия, анимизма (всеобщего одушевления, артификализма (понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека, на которых эгоцентрические отношения между Я и миром постепенно сглаживаются. Детские идеи трансформируются от абсолютности («реализма») к реципроктности («взаимности», то есть открытию и учёту мнения других людей, и релятивизму (переходу от абсолютности к относительности). Качественным своеобразием детской мысли являются синкретизм (тенденция связывать всё со всем, соположение (отсутствие связи между суждениями, нечувствительность к противоречию.

Мышление развивается в двух направлениях: развиваются формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) и мыслительные операции (обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимосвязей). Старшие дошкольники способны решать несложные задачи по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану.

Причину интеллектуального развития ребенка и условия его перехода от одного типа мышления к другому, швейцарский психолог Жан Пиаже видел в духовном общении ребенка с другими людьми, в подчинении мышления общепринятым формам рассуждения, во взаимодействии мыслей ребенка и взрослого.

Отвергая мнение Ж. Пиаже относительно существования у ребенка особой, отличной от взрослого логики и указывая на зависимость его мышления от конкретной ситуации и от потребностей практического действия, Д. Векслер полагал, что невербальный интеллект в большей мере, чем вербальный, зависит от психофизиологических особенностей работы головного мозга и в большей мере наследуется. В свою очередь, уровень вербального интеллекта, по его же, определяется индивидуальными знаниями человека, степенью его приобщенности к культуре. Вместе с тем, игнорировал своеобразие детской мысли, считая интеллектуальное развитие как процесс чисто количественных изменений.

Векслер опирался на идею своего учителя Ч.Спирмэна: интеллект является общей способностью («умственной энергией», влияющей на успешность выполнения любых задач на основе выявления отношений и связей между явлениями и предметами реальности. Векслер определял интеллект как комплексную глобальную способность индивида целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодействовать с внешней средой.

При таких качествах детского ума как: поверхностное понимание; ограниченная способность изыскания, глубокого и осознанного истолкования и обсуждения; а также крайняя внушаемость «ребенок в смысле интеллекта имеет большое сходство со слабоумным взрослым», считал А. Бине. Однако далее он утверждал, что о полном сходстве интеллекта слабоумного взрослого и ребенка не может быть речи, ибо у первого развитие закончено, второй же только его начал, имея в арсенале такие важные свойства, как неуемная активность и память.

Центральным уровнем интеллектуального развития детей является уровень сформированности операций классификации и сериации. Следующую мысль относительно овладения детьми логическими операциями, имеющую существенную роль в становлении интеллекта ребенка, подтверждают свидетельства отечественных психологов (П. Я. Гальперин, Н. А. Подгорецкая и другие).

Н. А. Менчинская, связывает первые интеллектуальные решения у ребенка с применением ранее сформировавшихся навыков в новых обстоятельствах.

Л. С. Выготский подчеркивал, что в первых своих интеллектуальных решениях ребенок постоянно ориентируется на взрослого человека, обращается к нему с просьбой, требованиями, и добивается нужных результатов, чаще всего, непосредственно через другого человека.

Основным показателем интеллектуального развития может служить не развитие действий собственно наглядно-действенного мышления, поскольку это лишь ступень функционального развития мыслительных действий других типов, а степень сформированности действий образного и логического мышления, причем «первая из них может быть установлена по овладению детьми схематизированными представлениями, вторая – по овладению выделением и соотнесением существенных параметров объектов».

Л. А. Венгером были выделены следующие показатели интеллектуального развития детей,включающих степень сформированности 5 типов познавательных действий: 3 типов перцептивных и 2 мыслительных действий.Это действия:

1) идентификации, т. е. поисковой деятельности, заключающейся в серии сопоставлений фиксированного в представлении ребенка при помощи ранее усвоенных эталонов свойства образца с соответствующим свойством

объектов, предъявленных для выбора;

2) отнесения к эталону;

3) перцептивного моделирования, т. е. создания целостной модели формы объекта из нескольких ее частных эталонных характеристик, таких, как пространственное расположение частей, форма их контура, пропорции и пр. ; создание такой эталонной модели формы, считают авторы статьи, предполагает участие в процессе обследования предмета сложного, системного ориентировочного действия, включающего не одну, а несколько согласованных сенсорных операций, осуществляющих, с одной стороны, расчленение этого сложного свойства на отдельные компоненты путем их сопоставления с соответствующими частными сенсорными эталонами, с другой стороны – синтез этих компонентов в сложную целостную систему;

Читайте также:  Мадоу центр развития ребенка детский сад 200

4) действия наглядно-образного мышления, включающие построение схематизированных образов и их соотнесение с действительностью, т. е. применение для ориентировки в соответствующей реальной ситуации;

5) действия логического мышления, состоящие в выделении существенных параметров объектов и их соотнесение, может осуществляться при решении самых разнообразных мыслительных задач, таких как установление пространственных и временных связей, причинных зависимостей, количественных отношений, систематизация объектов по внешним свойствам.

Но нельзя рассматривать интеллектуальное развитие ребенка, ограничиваясь лишь анализом его высших форм, например анализом актов мышления, протекающих в дискурсивной форме. Ибо дошкольник, «решая какую-либо практическую задачу, не прибегает к развернутым умозаключениям, однако его деятельность носит интеллектуальный характер, поскольку он опосредованным путем устанавливает некоторые отношения между предметами, основываясь на обобщении своего прежнего опыта».

Можно сделать вывод – что в период дошкольного детства,происходят существенные изменения в функционировании всех психических процессов человека: ощущении, восприятии, памяти, воображении. Все эти изменения отражаются и на развитии мышления. К показателям интеллектуального развития ребенка в дошкольный период принято относить такие операции как идентификация, отнесения к эталону, перцептивное моделирование, действия образного мышления, действия логического мышления, возрастает значимость общения со сверстниками. Все это сказывается не только на интеллектуальном, но и на социальном развитии ребенка.

Источник

Сюзанна Павлова
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Павлова С. К. ,

воспитатель ГБОУ Школа №1494 д/с № 2146, г. Москва

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].

Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности — игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.

Читайте также:  Игра как средство нравственного развития ребенка

В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитиене может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].

Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Таким образом,можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются:

• формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни;

развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;

развитие любознательности и умственных способностей;

развитие интеллектуальных умений и навыков;

• формирование простейших способов умственной деятельности.

Важнейшими задачами умственного воспитания в дошкольном возрасте являются:

• сенсорное воспитание (развитие);

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

• становление речи.

• воспитание любознательности, познавательных интересов.

• формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений. В связи с этим, различают три модели умственного развития дошкольников.

1. Эмоциональная. С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь. Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.

2. Логическая. В возрасте до 5 лет у детей активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того, чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.

3. Речевая. Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности запоминать информацию на слух. Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый. Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок [4].

Итак, интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей в возрасте 5-7 лет. Эффективным средством такого развития являются логические игры и головоломки. Обучение дошкольников развивающим играм и головоломкам стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.

Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность. Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье ребенок получает родительское одобрение, поддержку и заботу.

Литература

1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др., /под. ред. Л. Г. Нисканен. — М.: «Академия», 2002.-208 с.

2. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. — М.: 1977. — 240 с.

3. Немов, Р. С.Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений: в 3 кн. — 4-е изд. / Р. С. Немов. — М.: Владос, 2001. — 608 с.

4. Умственное развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/70-intellektualnoe-razvitie-doshkolnika/256-umstvennoe-razvitie-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 16.04.2016).

Источник