Развитие интеллекта ребенка с оригами

Развитие ребенка
Оригами — способ развития интеллекта. 4 задания для скачивания
21 февраля 2019
7 326 просмотров
Лиана Хазиахметова
Казалось бы, сложить картинку пополам — разве это трудно? На самом деле для детей создание даже простейших оригами гораздо сложнее, чем вырезание ножницами, рисование или работа с пластилином! Мы не обучаем детей этому навыку, считая, что есть гораздо более важные занятия. Между тем задания сложить бумагу по линиям здорово развивают мелкую моторику, логику и воображение. У KUMON есть тетради «Давай сложим картинки!», рекомендованные для детей от 2 лет, но они будут полезны даже дошкольникам. Оригами — это признанный нейропсихологами способ развития интеллекта у детей и взрослых.
Оригами
Создание фигурки из бумаги — это и есть оригами. Японцы возвели это занятие в ранг искусства. Ведь получается удивительный процесс — из обычного листа бумаги можно сделать разные фигурки!
Марина Плетнева, главный знаток KUMON и автор блога kumon-deti.com, рассказывает, почему в складывании картинок много не только веселья, но и пользы.
«…ребенок складывает, работает пальчиками и стимулирует определенные нейроны в мозге. Тем временем он думает про другие задания на картинках, и между нейронами выстраиваются все новые и новые связи. Именно эти тетради KUMON в этом смысле — гениальное изобретение на пересечении последних исследований мозга и живой практики, что не удивительно, ведь KUMON — это еще и очень известный в мире институт изучения мозга».
Примеры заданий из тетради «Давай сложим картинки!». Источник
Ниже — несколько преимуществ работы с оригами.
- Сложность
Ребенку гораздо сложнее складывать картинки, чем вырезать ножницами, или клеить, или лепить из пластилина. Нужно не только загнуть лист и хорошенько загладить линию сгиба, но и попасть точно в линию. Приходится применять силу и ловкость. Пальчики получают серьезную стимуляцию, ручки становятся сильнее, глазомер точнее.
- Пространственное мышление
Некоторые линии нужно согнуть на себя, некоторые — от себя. Ребенок тренирует пространственное мышление, выполняя подобные задания.
- Фантазия
Глядя на задание, малыш будет недоумевать — ну и где тут птичка? Складывая картинку, образ птички (или другого объекта) будет проступать все явственнее. Отличная стимуляция воображения!
С чего начать?
У KUMON есть две тетради с оригами. Они отличаются по уровню сложности, хотя и входят в серию «Первые шаги».
«KUMON. Давай сложим картинки!»
Первые задания в тетради очень простые. Сначала ребенок научится ровно складывать лист пополам, а затем будет учиться сгибать бумагу по самым разным линиям и в разных направлениях — как к себе, так и от себя. Со сложенными картинками можно играть (это ведь оригами!).
KUMON. Давай сложим картинки!
Вот примеры заданий из тетради. Вы их можете распечатать и предложить ребенку сделать из картинки новое изображение.
По линии 1 сложите картинку к себе, по линии 2 — от себя. Вы увидите, как конфеты вдруг исчезнут и останется только одна розовая конфетка.
Шаблон для скачивания
В следующем задании ребенок будет складывать лист гармошкой — загибать бумагу то к себе, то от себя. Когда он все сделает, с одной стороны будет видна картинка с зебрами, а с другой — картинка с тиграми. Пунктирные линии стоит складывать от себя, а пунктир с точкой — к себе.
Шаблон для скачивания
Как видите, задания непростые. Малышам 2-3 лет наверняка придется помогать. Дети постарше с удовольствием сами сделают оригами.
«KUMON. Первые шаги. Давай сложим картинки! Весёлые истории»
В этой тетради принцип тот же, что в предыдущей, но задания немного сложнее. Эту тетрадь рекомендуется изучать после прохождения «Давай сложим картинки!».
KUMON. Первые шаги. Давай сложим картинки! Весёлые истории
По линии 1 сложите рисунок к себе, по линии 2 — от себя. Вы увидите, как магическим образом лыжник превратился… в домик!
Шаблон для скачивания
Сложив картинку по линиям в задании ниже, вы получите мордочку котенка. Для этого сложите от себя линии 1, 2, 3 и 4. А линии с пунктиром и точкой — к себе.
Шаблон для скачивания
Складывая бумагу, ребенок научится лучше понимать форму предмета, поймет, как можно сочетать фигуры и создавать из них новые. Малыш сможет своими руками сделать много забавных игрушек из бумаги!
Полистать тетради можно по ссылкам «KUMON. Давай сложим картинки!» и «KUMON. Первые шаги. Давай сложим картинки! Весёлые истории»
Обложка поста: kumon.deti
Источник
Наталья Козырева
Оригами и его влияние на развитие ребёнка
Аристотель говорил: «Рука – это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Нас как педагогов ДОУ не мог не затронуть вопрос развития мелкой моторики пальцев рук, потому что в наш современный век дети, получая избыток информации, имеют большие проблемы с речевым развитием. А именно такой вид декоративно-прикладного искусства, как оригами развивает точность, координацию движений руки и пальцев, воздействуя на речевое и интеллектуальное развитие ребенка.
Оригами — это древнее японское искусство складывания бумаги. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, японцы первыми стали складывать из ее удивительные по красоте фигурки. Умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Некоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и печать.
По мнению специалистов, занятие оригами способствуют выявлению и укреплению природных способностей человека к конструктивной деятельности, образному и логическому мышлению и воображению. Не случайно, что в Японии, одной из ведущих стран мира, оригами занимается буквально каждый школьник.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат; развивает конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус; стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтоб сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и. т д, активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Детям с расстройством аутистического спектра довольно сложно овладеть всеми приемами этого искусства, ввиду слабой мелкой моторики. Поэтому работу следует начинать поэтапно, от самого простого к более сложному. Можно начать с такого простого приема как сминание бумаги, как только ребенок овладеет этим навыком самостоятельно можно переходить к базовым элементарным приемам таким как «книжка», то есть складывание бумаги пополам, «дверь» — складывание к середине боковые стороны, «треугольник» — складывание квадрата пополам и т. д. Для детей, которые овладели данными базовыми приемами можно переходить к такому приему как «гармошка», главной особенностью этой модели оригами является многократное повторение одних и тех же действий, это складка или сгиб.
Ребенку, особенно ребенку с нарушением интеллекта, для полноценного развития занятия творчеством необходимы как воздух. На таких занятиях идет освоение и постижение окружающего мира, красоты.
Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению.
Подводя итоги, хочется полностью согласиться с высказыванием выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского:
«Истоки творческих способностей и дарований
детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской
ладошке, тем умнее ребенок».
Источник
Надежда Зубцова
Мастер-класс для молодых воспитателей «Оригами и развитие ребенка»
Мастер – класс на заседании Школы молодого воспитат еля
Из истории оригами
Родина оригами – Япония. Искусство складывания из бумаги зародилось много веков назад. В далекой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием. Ими украшали статую «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Каннон, чтобы задобрить ее и попросить покровительства.
Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Ведь «ори» означает «сложенный», а «ками» — «бумага» и «бог» одновременно.
Утратив со временем свое ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов и достигло императорского двора. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Фигурки оригами служили гербом и печатью в некоторых знатных семьях. В те времена бумага была материалом редким и дорогим. Лишь спустя несколько столетий оригами стало достоянием каждого японца, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников.
Во второй половине ХIХ века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами.
В начале ХХ века правительство Японии стало создавать сеть детских садов по западно – европейскому образцу. В основу новой системы воспитания были положены идеи известного немецкого педагога Ф. Фребеля, создателя первых детских садов, который рекомендовал заниматься с детьми складыванием из бумаги. Искусство оригами пришлось здесь как нельзя кстати.
Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно известного мастера Акиры Йошизавы. Он изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки. Также новое возрождение оригами тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда «люди» решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Херосима. Именно тогда среди детей, обреченных на гибель, возникло поверие о свободной птице, символе жизни – журавлике. Дети искренне верили, что смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся, останутся живы. Именно тогда Япония объявила оригами своим национальным искусством, и каждый уважающий себя японец мастерит фигурки из бумаги чуть ли не с трех лет.
В настоящее время оригами распространено во многих странах мира. И имеет огромное значение в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями.
Оригами активизирует мыслительные процессы.
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Прежде чем приступить к конструированию игрушек, необходимо отработать с детьми самые простые приемы складывания квадрата. В первую очередь научить аккуратно сгибать квадрат, четко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны.
В основе любой поделки лежит определенная заготовка – БАЗОВАЯ ФОРМА. Каждая форма имеет свое название.
Поделки для детей 4,5 – 5 лет основаны на одной базовой форме – «треугольнике», для детей 5 – 6 лет формы: «треугольник», «двойной треугольник», «конверт», «воздушный змей», в 6 – 7 лет доступны более сложные базовые формы: «рыба», «двойной квадрат».
Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата.
Общие правила при обучении технике оригами
Заготовки для поделок готовит взрослый.
Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
Бумага должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться.
Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
Обучение складыванию должно быть поэтапным: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
Линия сгибов изделия должна тщательно проглаживаться.
Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен сам уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Методические рекомендации «Поделки в стиле оригами»
“Ум ребенка находится на
кончиках его пальцев”
В. А. Сухомлинский
Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, произнес первое слово, удивил своим “я сам” и, вот, он уже весело скачет по дорожке, делится своими впечатлениями, с удовольствием выполняет поручение. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности — все это факты, характеризующие развитие ребенка.
Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза.
Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку? Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Искусство оригами интригующая загадка и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус – это чудо! В одном листике скрыты невероятное множество различных образов: и традиционные кораблики и самолетики, и причудливые драконы и птицы, животные и другие интересные птицы. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат.
Оригами одно из традиционных японских искусств, а также излюбленное развлечение японцев всех возрастов — малыши и пожилые люди с удовольствием складывают оригами в свободное время. Традиционно фигурка складывается из квадратного листа специальной прочной и гибкой бумаги без помощи клея и ножниц.
Слово ОРИГАМИ переводится как «сложенная бумага» (ори-гами): “ори” — означает сложенный, а “гами” — это и «бумага» и «Бог» одновременно. Поэтому японцы с особым почтением относятся к искусству складывания. В древней Японии бумажные фигурки участвовали в религиозных обрядах, а позднее очень полюбились при императорском дворе. Знатная дама могла получить любовное послание на листе бумаги, сложенном в форме цветка или бабочки. Умение складывать было признаком хорошего образования и тонкого, изысканного вкуса.
Складывание каждой фигурки представляло собой сложный ритуал и сопровождалось молитвой. Высокая степень концентрации, необходимая для точного повторения традиционных движений, и богатая смысловая нагрузка вызывали особого рода медитацию.
В развитии детей оригами имеет огромное значение. Это близкое и доступное им искусство. Дети сталкиваются с чем-то обычным и прекрасным. За короткое время они могут научиться превращать бумагу в удивительные изделия.
В ряде исследований зарубежных и отечественных педагогов и психологов раскрыта сущность оригами. Это искусство, которое:
помогает развивать художественный вкус и логику;
эффективно способствует формированию пространственного воображения;
развивает память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме, способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления);
активизирует мыслительные процессы;
совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;
развивается глазомер;
дисциплинирует;
воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;
способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;
влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
Нельзя не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка: доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным; абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей; оригами не требует больших материальных затрат; оригами — коллективное творчество.
Цель обучения детей оригами: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги, и повышению эффективности при подготовке их к школе.
Задачи обучения оригами.
Обучающие
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями (круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.) и базовыми формами оригами.
• Формировать умение следовать устным инструкциям.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук, точные движения пальцев, глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать пространственное воображение.
• Развивать умение создавать композиции из поделок, выполненных в технике оригами.
• Совершенствовать трудовые навыки и умения работы с бумагой, ножницами, клеем…
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству оригами.
• Расширять коммуникативные способностей детей.
• Формировать культуру труда.
• Способствовать созданию игровых ситуации.
Принципы обучения технике оригами:
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Методы обучения:
Наглядные:
рассматривание образцов, схем; демонстрация иллюстраций по теме занятия; наблюдение.
Словесные:
чтение художественной литературы; беседы; объяснение и обсуждение хода работы; подбор стихотворений по различным темам.
Практические:
индивидуальная работа детей; совместная деятельность взрослого и детей; опора на личный опыт детей.
При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления поделок разделен на ряд последующих операций:
знакомство с образцом готовой игрушки; анализ схемы с выполнением одной операции; одновременное складывание игрушек; оказание индивидуальной помощи на начальном этапе и в дальнейшем по требованию.
Занимаясь с детьми дошкольного возраста, желательно показывать, как складывается фигурка, передавая «секрет» складывания из рук в руки. Для этого необходимо вначале самим освоить сборку той или иной модели. Хорошо начинать занятия с показа качественно выполненного образца, с демонстрации красивых и сложных моделей, чтобы заинтересовать детей.
Работать желательно с большим квадратным листом 16×16 или 20×20, медленно показывая каждый шаг, разъясняя ориентиры на листе: верхний край, нижний, центральная линия, угол, складка, сторона и т. д. За одно занятие дети обычно осваивают одну фигурку. Чем младше дети, тем малочисленней должна быть группа занимающихся одновременно детей.
для средней группы 4-6 человек.
для старшей группы 6-8 человек.
для подготовительной к школе группы 8-10 человек.
Старших детей лучше сразу учить читать схемы складывания моделей. Обучение оригами ведется в форме занятий, совместной деятельности воспитателя и детей, индивидуальной работы с отдельным ребенком.
Во время занятий оригами, особенно с маленькими детьми, следует стремиться не только научить их работать с бумагой, но и развивать у них пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям воспитателя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. Полезно и даже необходимо также развивать устную речь ребенка, стремиться сделать ее красивой, грамотной, научить детей свободному общению. На занятиях с применением оригами можно не только складывать, но и изучать русские обряды и сказки, петь, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора.
Фигурки, выполненные в технике оригами, дополняют эти занятия, иллюстрируют их. Та или иная фигурка может сочетаться с загадкой, стихами, прибаутками. В процессе работы ребята и песенку выучат и фигурку освоят!
Нередко маленькие дети не умеют правильно формировать линию сгиба — пришлепывают, а не разглаживают складку. Оказывается таким простым и очевидным для взрослого приемом тоже надо учиться. В трехлетнем возрасте даже точно соединить два противоположных уголка квадрата бывает непросто. Поэтому следует начинать занятия с самых простых действий.
От полученной фигурки ребенку должно быть радостно. Именно тогда у него возникает желание заниматься дальше, продолжать занятие дома. Ребенок должен получать радость от занятий, радость оттого, что у него все получилось. Поэтому, сложенные фигурки можно красить, украшать, оживлять любыми средствами. После раскрашивания каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурка оживает. На занятиях дети начинают играть со своими раскрашенными изделиями. Начинаются диалоги фигурок.
Большое внимание на занятии отводится игровым мотивациям, так как обучение складыванию фигурок — это не главная сторона дела. Фигурки создаются в игре и для игры. А игра, как известно, в дошкольном возрасте — главенствующий вид деятельности ребенка.
Огромное влияние оказывает оригами и на развитие восприятия. С самого первого этапа работы ребёнку приходится сосредотачивать свое внимание на прочтение схемы складывания. Уже эта первоначальная работа направлена на развитие высшей формы восприятия — осмысленного визуального восприятия, которое связано с различными операциями мышления.
На следующем этапе ребенок сталкивается с бумагой. Здесь включается тактильное восприятие. Своими пальчиками он воспринимает шероховатость поверхности, плотность, упругость бумаги, обращает внимание на цвет, реакцию на сгиб.
И, наконец, сама сложенная фигурка представляет большой интерес с точки зрения восприятия. Это не точная «копия животного или птицы — это образ», но ребёнок понимает, что это кошка, это рыбка, это бабочка.
Складывая из бумаги, ребенок поневоле концентрирует свое внимание на этом процессе. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной отвлечь от тревог. Помимо этого, оригами способствует активности, как левого, так и правого полушарий головного мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями рук.
Оригами учит наблюдать, расширять круг познавательных интересов, так как перед изготовлением любой фигурки можно рассказать детям о птицах, животных, об обитателях морского дна, использовать книги, иллюстрации. Занятия оригами способствуют развитию координации пальцев, точности и аккуратности в исполнении, воспитывают усидчивость.
Оригами являются действенным средством для подрастающего поколения в познании окружающего мира и приобщении к народной культуре.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике. Американский педагог Ф. Фребель уже в середине XIX века заметил геометрическую особенность оригами и ввел его как учебный предмет в школе.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику, а, следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).
Литература
1. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. популярное пособие для родителей и педагогов. 1997.
2. Долженко Г. И. 100 оригами. 2004.
Источник