Развитие информационной культуры личности ребенка

Развитие информационной культуры личности младшего школьника
Умение добывать в окружающем мире нужную информацию ценилось всегда. Вспомните хотя бы известную пословицу – «Язык до Киева доведёт». Но если в прошлые века объём знаний в обществе увеличивался примерно в два раза за 50 лет, то сегодня учёные утверждают, что этот объём увеличивается вдвое за 2-3 года. И как же нынешнему школьнику выбрать правильные ориентиры в современном штормовом информационном море? Наверное, также как и раньше, не надеяться подобно фонвизинскому Недорослю и его мамаше на знание кучером географии, а самому лично нарабатывать свои приёмы и методы поиска необходимой информации и, конечно, использовать опыт предшественников. Современные педагоги называют это развитием информационной культуры личности. (СЛАЙД 1) Это широкое понятие включает в себя и компьютерную грамотность, и навыки чтения, и информационно-библиографическую культуру, то есть всё то, что помогает школьнику лучше ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве.
Сегодня темпы развития информационных технологий и темпы, с которыми объём информации увеличивается, настолько высоки, что не учитывать этот информационный шторм в школе невозможно. И, заметьте, информационную культуру надо развивать уже в начальных классах. И дальше совершенствовать на протяжении всего учебного процесса. Информационную культуру учащихся можно успешно сформировать только средствами всех учебных предметов, не выделяя её в отдельную специальную программу или в отдельный самостоятельный курс, потому что дополнительных часов на развитие информационной культуры личности в школе просто нет.
Все известные методы, приёмы возможности работы с источниками информации, умение найти эти самые источники должны быть внедрены во все школьные предметы. Это один из важнейших принципов нашего учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа». (СЛАЙД 2)
Так в чём же главные особенности «Перспективной начальной школы»? Данный комплект – один из первых опытов учебного книгоиздания, соответствующий духу времени и требованиям нового Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования. Отныне приоритетом в начальной школе становится формирование познавательной, речевой, организационной деятельности и приёмов работы с информацией независимо от конкретного содержания того или другого учебного предмета. В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, каждый школьник получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, освоить те способы деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта.
При разработке учебного материала учитывались такие составляющие как возраст школьника, поскольку первоклассник может быть как шести, так и семи, и восьми лет; разный уровень развития школьника (ребёнок, не посещавший детский сад, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами; особенности восприятия ребёнка. Организация обучения рассчитана через систему знаний в учебнике. Интересны главные действующие лица, (СЛАЙД 3) с помощью которых школьник получает знания – это разновозрастные брат и сестра (Миша и Маша), а также многочисленные второстепенные персонажи, периодически возникающие на страницах учебника. Психологические характеристики всех героев настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление общаться с ними (а значит, и получать знания). В оформлении учебников применён принцип разноцветных страниц, книги и тетради снабжены яркими иллюстрациями, не позволяющими учащемуся отвлекаться на посторонние занятия.
УМК «Перспективная начальная школа» ориентирован на реального ученика. Построение процесса обучения по УМК принципиально изменяет позицию ученика – существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок, самостоятельно ставит перед собой цели, осознаёт их; предлагает возможные пути построения алгоритма решения нестандартных задач; осуществляет самоконтроль, самооценку, т.е. ребёнок выступает в процессе обучения как субъект деятельности, что является главной идеей развивающего обучения.
Благодаря появлению новой позиции учащегося в учебном процессе и комплекту УМК «Перспективная начальная школа», происходит формирование у ребят основ и начал информационной культуры личности. Приведу несколько примеров, как это происходит. Вот самые простые.
Уже с первого класса мы начинаем учить детей работать со страничкой (СЛАЙД 4) «Оглавление и содержание». Во втором классе у нас есть целая тема – «Детские журналы». (СЛАЙД 5) Мы знакомим детей с периодикой, объясняем, что это такое, какой периодика может быть, а что здесь можно узнать из страничек «Оглавление» и «Содержание». Дальше обучаем работе с каталогами в библиотеке. И не только с каталогами. В третьем классе дети обязательно знакомятся с библиотечными фондами, хрестоматиями по «Литературному чтению», которые входят в комплект. На их основе ребята составляют (СЛАЙД 6) сборники художественных произведений, авторские или жанровые. То есть, они постепенно, в ходе учебного процесса выявляют почти всю цепочку источников информации: вот что есть по данной теме в учебнике, вот чуть побольше в хрестоматии, а ещё есть в справочниках и словарях, а ещё, если хочешь, посмотри в списке дополнительной литературы и обратись в библиотеку.
А о словарях нужно сказать отдельное слово. В рамках русского языка мы учим работать с языковыми словарями. Их 7 и все они находятся во 2 части учебника «Русский язык» (СЛАЙД 7,8,9,10), а в «Литературном чтении» есть сведения о писателях. В «Математике» (СЛАЙД 11) и «Технологии» (СЛАЙД 12) — терминологические словари. В «Окружающем мире» (СЛАЙД 13) – научно-популярный словарь. То есть, с целым комплексом словарей и справочников в рамках разных предметов. Несомненно, такое обилие словарей работает на расширение кругозора детей, дает каждому школьнику возможность в процессе обучения приобрести навыки работы со всеми видами словарей. А разве не нужны навыки в работе с той информацией, которую содержат, к примеру, (СЛАЙД 14) различные таблицы, диаграммы, схемы, рисунки. Я говорю об изобразительном ряде, (СЛАЙД 15) который сопровождает текст. Но всё это достаточно традиционные источники информации.
В нашем комплекте «Перспективная начальная школа» есть и уникальные. Например, на уроках «Литературное чтение» и «Развитие речи» в рамках культурологического подхода мы учим ребят находить информацию во многих нетрадиционных источниках (СЛАЙД 16) : в художественном тексте, в музыкальном произведении и картинах разных художников. Ещё раз подчёркиваю, не эмоции черпать, а находить конкретную информацию. У нас есть набор замечательных репродукций – неотъемлемое приложение к учебнику «Литературное чтение» «Музейный дом» (СЛАЙД 17,18). На уроке мы предлагаем внимательно рассмотреть живописное полотно и, так сказать, считать информацию с картины, то есть, найти детали, которые бы раскрывали характер персонажей, может быть их взаимоотношения, род занятий, настроение, окружающую их обстановку, даже время дня и т.д. В результате, во-первых, мы формируем такое важное в данном случае качество учащегося, как деятельность наблюдения, во-вторых, приучаем воспринимать картину тоже как источник информации. Другими словами, ребёнок учится работать не только с явной информацией, но и с другой, которая заключена, закодирована, например, в произведениях искусств.
Ещё одним необычным носителем информации в УМК «Перспективная начальная школа» являются диски с записями классической музыки (СЛАЙД 19). Они используются с 3 класса. Каждое муз. произведение привязано к какому либо художественному произведению или репродукции картины. В учебниках есть определённые условные обозначения, которые помогают детям ориентироваться в заданиях на уроке. (СЛАЙД 20) ПОКАЗАТЬ. Вот например, работа над репродукцией картины (СЛАЙД 21) Василия Поленова «Заросший пруд» ведётся в нескольких направлениях (РАССКАЗАТЬ).
Я считаю, что в проекте «Музейный дом» вкупе с классическими муз. Произведениями кроме учебной решается и задача формирования и повышения у ребят общекультурного потенциала. Ведь, в этом случае, независимо от того, где ребёнок живёт – в городе или в селе, в центре России или на окраине страны, он приобщается к культуре, учится воспринимать и понимать живопись.
Кроме того, УМК «Перспективная начальная школа» формирует умение поиска, передачи и хранения информации. (СЛАЙД 22, 23, 24) В учебниках комплекта присутствуют ссылки на Интернет-сайты, специально разработанные для работы с младшими школьниками. Ребёнок видит, что в учебнике по данной теме информации всего-то чуть-чуть, но он знает, где находится колоссальный информационный ресурс и умеет им воспользоваться. И вот здесь, на мой взгляд, учебник становится в учебном процессе, пусть вам не покажется это парадоксальным, фактором второстепенным. А на первое место выходит информационная культура человека. Если она высока, он сможет работать с любым учебником. И всегда учебника ему будет мало, потому что ребёнок знает, где находится основной информационный ресурс и уверен, что он сможет его достать.
Источник
Инфоурок
›
Начальные классы
›Статьи›»Развитие информационной культуры у учащихся начальных классов»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Развитие информационной культуры младших школьников.doc
Выбранный для просмотра документ информационная культура.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Развитие информационной культуры младших школьников»
2 слайд
Описание слайда:
Под информационной культурой личности понимается совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий (по Н.И. Гендиной). информационная грамотность-умение работать с информацией.
3 слайд
Описание слайда:
Информационно грамотный человек умеет учиться, то есть понимает, как организовано знание, где и как найти информацию, может научить других пользоваться ею.
4 слайд
Описание слайда:
Главной задачей образования должно быть не механическое накопление знаний, а умение искать информацию, ориентироваться в многообразии информационных ресурсов, выбирать нужное, критически оценивать
5 слайд
Описание слайда:
Основными источниками информации являются: чтение, наблюдение, Работа над словом, книжный текст, общение, научно-исследовательская деятельность, использование ИКТ, курс «Информатика в начальной школе», работа с таблицами, алгоритмами, памятками, межпредметные связи.
6 слайд
Описание слайда:
— Что я должен сделать? (формулировка и анализ потребности); — Куда мне обратиться ? (выявление и оценка вероятностных источников); — Как получить информацию? (поиск и обнаружение конкретных ресурсов); — Какие ресурсы использовать? (изучение, выбор или отказ от конкретных ресурсов); — Каким образом использовать ресурсы? (критический анализ ресурсов); — Что следует записать? (фиксация и сортировка информации); — Получил ли я нужную информацию? (интерпретация, анализ, синтез и оценка); — Как ее представить? (представление, коммуникация) — Каков результат? (оценка).
7 слайд
Описание слайда:
Работа со словом
8 слайд
Описание слайда:
Работа над словом. Понедельник – словарный диктант ранее изученных слов. Вторник- знакомство с новой группой. Среда-работа с группами однокоренных слов к словарным словам. Четверг-выполнение тестовых заданий. Пятница-разгадывание кроссвордов, ребусов,загадок.
9 слайд
Описание слайда:
1. Объясните значение выделенных слов: Весело сияет месяц за окном. Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот. 2. Подберите синонимы к словам: друг, труд, боец, холод и др. 3. Составьте пару с противоположным значением к словам: справа, завтра, здравствуй и др.
10 слайд
Описание слайда:
1. Объясните, когда так говорят: появился на горизонте, попутного ветра, воробью по колено, зелёная улица и др. 2. Попытайтесь объяснить смысл пословицы: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. 3. Замените устойчивые словосочетания одним словом: яблоку негде упасть, обвести вокруг пальца, при царе Горохе и др. 4. Какую картину вы бы нарисовали к такому выражению: ждать у моря погоды, медведь на ухо наступил?
11 слайд
12 слайд
13 слайд
14 слайд
Описание слайда:
Игра «Фотоглаз» Ни к селу , ни к городу. При царе ГОРОХЕ. Обвести вокруг пальца. Ворона в павлиньих перьях. Прикусить язык. Дом построить на песке. Сгореть дотла. Ждать у моря погоды. Желторотый птенец. Проглотить язык. Ищи ветра в поле. Жечь (свои) корабли. Медвежья услуга. .Обвести вокруг пальца. На ухо медведь наступил. Длинный язык. Филькина грамота. .Ни к селу, ни к городу. Заячья душа. Потёмкинские деревни. При царе Горохе. Одна нога здесь, другая там. Яблоку негде упасть.
15 слайд
Описание слайда:
Межпредметные интеграции
16 слайд
Описание слайда:
«Порядок выполнения действий в выражениях»
17 слайд
Описание слайда:
«Порядок выполнения действий в выражениях»
18 слайд
Описание слайда:
Задача В соревнованиях принимало участие 24 участника. В бассейне 4 дорожки. Сколько спортсменов в каждой команде , если каждая команда занимает одну дорожку.
19 слайд
Описание слайда:
Работа с таблицами, алгаритмами, памятками. «Правильная тетрадь»
20 слайд
Описание слайда:
Научно-исследовательская деятельность Проект Забытые меры длины Меры длины в пословицах и поговорках. Два вершка от горшка ,а уже указчик.-о молодом человеке без опыта, но получающего других. У неё суббота через пятницу на два вершка вылезла- о неаккуратной женщине. Не уступить ни пяди.- даже самой малости. Семь пядей во лбу.- о умном человеке. Уступишь на пядень , а потеряешь на сажень. Близок локоть , да не укусишь.- о простом , но невыполнимом деле. Сам с ноготок, а борода с локоток.-чем больше борода, тем больше уважение. Ни шагу назад!- не отступать. Семимильными шагами.- гигантскими, достижение успеха в течение короткого времени. Каждый купец на свой аршин меряет.- о человеке, который судит о чем-то односторонне.
21 слайд
Описание слайда:
Вопросник. 1.Измерь длину парты в локтях , ладонях. 2. Какого роста была Дюймовочка? 3. Какого роста был человек . про которого говорят «от горшка два вершка»? 4.Семь футов под килем , сколько это метров ? 5.Борода с локоток -это сколько? 6.Вычисли: семь пядей во лбу. Для выполнения понадобится таблица: Сажень= 3 аршина= 7 футов+ 2м 13 см Фут= 12 дюймов= 30 см 5мм Аршин =71 см Вершок = 4 см 4 мм Дюйм=2 см 5мм Локоть= 16 вершков Пядь= 5 вершков= 27-31 см
22 слайд
23 слайд
24 слайд
25 слайд
Описание слайда:
Использование ИКТ. Компьютерные презентации курс «Информатика в начальной школе»
26 слайд
Описание слайда:
Общение. Беседа, Диалог, Работа в парах, Работа в группах
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-496246
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Татьяна Андреева (Прудникова)
Формирование информационной культуры в начальной школе
Введение.
«Мы вступаем в век, в котором образования, знание, профессиональные навыки будут играть определённую роль в судьбе человека»,- так начинает одно из своих писем к молодому поколению известный академик Д. С. Лихачёв.
«Начало 21 века для России является переходным этапом к информационному обществу, в котором увеличиваются потоки циркулирующей информации, стремительными темпами совершенствуются информационные технологии и компьютерная техника». Статистика констатирует, что количество новой информации удваивается каждые два года, а в прошлых веках это происходило лишь каждые 50 лет.» Растёт количество людей, профессионально занятых сбором, накоплением, обработкой, распространением и хранением информации. <…>В современных условиях информация-самый выгодный товар, её называют товаром 21 века: миром правит тот, кто владеет информацией».
Перед современным человеком встаёт проблема: как не потеряться в этом водовороте знаний? Как не отстать от века? Не случайно правительство Российской Федерации и Министерство образования заговорило о необходимости введения обязательного среднего образования, т. е. базовый уровень каждого человека должен повысится: этого требует время. Кроме того, осознавая необходимость информатизации общества на государственном уровне, правительство России разработало специальные целевые программы: «Концепция формирования информационного общества в России», «Развитие информатизации в России» и др.
Однако нельзя раз и навсегда овладеть знаниями. Стремительный бег времени, и современный ритм жизни ориентируют современного человека не столько на получение определённого набора знаний, сколько на умение добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания, т. е. творчески подходить к процессу познания. Иными словами, речь идёт об образовании как процессе, а не сумме или наборе знаний, полученных человеком в определённый период жизни. Учиться необходимо на протяжении всей жизни, только тогда ты будешь называться современным человеком, потому что только так можно не отстать от века.
Вот и получается, что цель школы на современном этапе развития общества состоит в том, чтобы не просто обеспечить учащегося суммой знаний, а научить учиться, самосовершенствоваться в течение всей жизни.
Глава 1
1. О понятии «информационная культура»
Такой основой на наш взгляд, может стать информационная культура личности.
Следует отметить, что на сегодняшний день отсутствует общепринятое толкование термина «информационная культура», нет четкого разграничения между понятиями «информационная грамотность» и «информационная культура»
Наиболее обоснованное понимание информационной культуры, на наш взгляд, даёт доктор педагогических наук, профессор Н. И. Гендина, разводя эти два понятия и подчиняя одно другому: «Информационная культура личности — это часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)» .
Определение можно представить в виде формулы ИК=ИМ*(ИГ*ИКТГ).
Традиционно этими вопросами занималась информатика, систематическое изучение которой начиналось в старших классах общеобразовательной школы. В связи с тем, что в последние годы акцент целей всё более смещается с овладения чисто практическими навыками использования компьютеров к более широкой трактовке- формированию основ информационной культуры, то данный процесс необходимо начинать уже на более ранних ступенях обучения.
1.1Анализ форсированности информационной культуры обучающихся
Начальных классов школы нашего города.
Работая над проблемой формирования информационной культуры нами была проведена диагностика уровня сформированности информационной культуры учащихся.
Для этого в начале 1 класса была проведена диагностика сформированности информационной культуры. В анкетировании приняли участие ученики 1 а и 1б классов.
Анкета содержала вопросы, выясняющие осведомлённость учащихся об информационных ресурсах современного общества; умение школьников перерабатывать полученную информацию. Каковы же результаты проведённого опроса?
Проанализировав ответы на анкету, мы пришли к следующим заключениям.
• 55% класса не имели представления об информационных источниках.
• 16% учащихся совершенно не были знакомы с важнейшей информационно-поисковой системой- библиотекой.
• 22% учащихся представления не имеют о дополнительной литературе.
• 27% не знали, что такое учебная информация.
Всё вышесказанное позволяет подтвердить тезис о недостаточной сфомированности информационной культуры учащихся и сделать вывод о том, что необходимо повышение компетентности учеников, в вопросах информационной культуры.
Свою педагогическую задачу хотелось бы выразить словами К. Д. Ушинского:
«Главное дело вовсе не в изучении правил,
а в изучении тех научных основ,
из которых эти правила вытекают.
1.2 Пути формирования информационной культуры учащихся.
Каковы же пути формирования информационной культуры в начальной школе?Наиболее эффективными мы считаем следующие:
• Формирование информационной культуры на уроках посредством информационно-коммуникационных технологий;
• Формирование информационной культуры в условиях информационно-библиотечных учреждений.
1.3 Формирование информационной культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы
Так как «информационная культура характеризует информационное мировоззрение личности, систему знаний и умений, которые обеспечивают самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению профессиональных потребностей с использованием как традиционных, так и информационно-коммуникационных технологий», то мы считаем, что необходимо использовать все имеющиеся в педагогической практике формы и методы формирования информационной культуры учащихся.
На наш взгляд, педагогической особенностью процесса формирования информационной культуры учащихся является не создание новой педагогической технологии, а использование уже апробированных современных, таких как технология проблемного обучения, информационные технологии обучения, проектные и исследовательские технологии, коллективные способы обучения.
Организуя учебный процесс, мы не отдаём предпочтения какой-либо одной форме, используем всё: только сочетание различных форм, на наш взгляд, является наиболее продуктивным, так как позволяет индивидуализировать обучение, организовать углубленное изучение учебного материала, найти практическое применение полученным знаниям и умениям.
Выделяем урочную, внеурочную, и внеклассную формы
Формы организации учебного процесса:
1. Урочные (Уроки с применением информационно-комуникационных технологий,исследовательские экскурсии,работа над проектами)
2. Внеурочные (участие в предметных олимпиадах,дистанционные олимпиады,работа с медиатекстами в группе продлённого дня)
3. Внеклассные (Инфрмационная викторина » информина«,экскурсии по гроду,посещение музеев,работа над проектами,информационные классные часы)
Метод проектов во внеклассной работе.
Проект: изготовление календаря
Тип проекта: исследовательский, практико – ориентировочный;
межпредметный (математика,естествознание. ,история,технология); групповой.
В результате работы над проектом младшие школьники узнали
1. Узнали о способах и единицах измерения времени их несоразмерности и возникающих вследствие этого трудностях в летоисчеслении;
2. знакомились с календарём как системой счёта времени,его устройством,различными видами календарей, а также с элементами мировой истории.
3. Учились работать с бумагой
Кроме того, в процессе работы над проектом учащиеся овладели умением с научно-популярной литературой, анализировать и отбирать необходимый матерал, готовить сообщения по определённому вопросу.
Реализуя такой проект, младшие школьники значительно пополняли свои знания, учились работать самостоятельно, докладывать результаты своей работы,обсуждать и отбирать необходимый материал.
В своей работе мы часто используем проектную деятельность по разным предметам.
Заключение.
Используя различные формы организации учебного процесса с целью формирования информационной культуры мы пришли к следующим положительным результатам:
Только 16% учащихся не пользуется различными информационными источниками при подготовке к уроку.
Исчезло количество обучающихся, которые бы не пользовались услугами библиотеки.
Не пользуются дополнительной литературой только 5%.
Всего у 11 % детей не чёткого представления об учебной информации.
Работа по формированию информационной культуры приносит положительные результаты. Дети занимают призовые места на всероссийских конкурсах и олимпиадах, На уроках регулярно готовят сообщения и доклады, пользуясь дополнительной литературой, постоянно пользуются услугами городских библиотек.
Таким образом,работу необходимо продолжать и дальше, чтобы добиться поставленной цели
Источник