Развитие индивидуальных способностей ребенка в доу

Развитие индивидуальных способностей ребенка в доу thumbnail

Марина Федоренко
Консультация «Выявление и развитие способностей у детей дошкольного возраста»

Каждый родитель желает своему ребенку блестящего будущего. Но мало кто задумывается, что предпосылки для профессионального и личного успеха формируются уже в детстве, поэтому крайне важно вовремя выявить способности ребенка и помочь ему развить их. Благодаря этому, ребенок сможет преуспеть в жизни, заниматься делом, которое будет ему нравиться, и быть гармоничной личность в целом.

Один из важнейших вопросов, который стоит перед современными родителями — как определить способности ребенка. Среди педагогов и психологов также актуален вопрос, какие способы помогут выявить способности дошкольников.

Что такое способности?

Под способностями понимаются индивидуальные особенности ребенка, которые обеспечивают ему успех в той или иной деятельности и легкость ее освоения. Задатки составляют основу для развития склонностей и являются по своей сути физиологическими особенностями строения организма ребенка.

Все способности подразделяются на природные и специфические.

Природные основываются на биологических особенностях ребенка (задатках). Например, к ним можно отнести восприятие и способность к коммуникации с другими индивидами. Специфические же обусловлены общественными и историческими факторами. Их развитие определяет дальнейшую жизнь ребенка и его взаимодействие с социальной средой.

Специфические способности детейможно разделить на два вида: общие и специальные.

Общие – определяют успехи детей в самых разных видах деятельности в целом.

К ним относятся:

Сенсорные – восприятие индивидом предметов окружающего мира и их качеств. Такие склонности очень интенсивно формируются у дошкольников в возрасте от трех до четырех лет.

Интеллектуальные способности, в основе которых лежит принцип моделирования объектов.

Творческие способности – в их основе лежит воображение. Они помогают учащимся находить нестандартные решения задач, придумывать истории, рисовать.

Специальные способности определяют успехи детей в определенных видах деятельности и основываются на задатках и их развитии.Они подразделяются на несколько категорий:

Логико-математические – склонность к вычислению, упорядочиванию, измерениям. Учащийся в данном случае может легко запоминать математические символы и выполнять простейшие математические вычисления.

Музыкальные – склонность к запоминанию и воспроизведению мелодий, сочинению музыки и исполнению.

Литературные –склонность к написанию рассказов, придумыванию сюжетов, подбору для героев нужных слова для выражения эмоций.

Актерские – склонность подражать, выступать на мероприятиях, копировать кого-либо.

Художественные – склонность к рисованию, лепке, черчению, поделкам.

Технические – проявление интереса к различным механизмам и машинам.

Спортивные хорошая координация – дети энергичны, склонны к постоянному движению, тренировкам, легко осваивают разные виды спорта.

Коммуникативные способности – умение увлечь остальных детей в игру, способность договариваться и влиять на других детей.

Успешность развития способностей у дошкольников в большей степени зависит от окружения, в котором находятся дети.

Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства.

Поскольку знаний в этих областях довольно много, именно окружение акцентирует внимание детей на наиболее значимых фактах, стремится передать полезный опыт. В том числе опыт, который будет важен для развития способности.

Существует четыре метода для определения способностей детей:

Наблюдение – позволяет родителям сделать выводы о склонностях своих детей, сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка. Также уделяется много внимания познавательной активности детей: о чем больше всего спрашивает дети, что изучают. Является одним из наиболее живых и простых методов.

Игра.При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы: какую, игру выбрал индивид, какую роль в ней играет. Этот метод чаще используют для диагностики способностей воспитанников детских садов.

Обращение к специалистам: психологам, педагогам, специализирующимся на раннем развитии дошкольников. Для определения способностей, в основном, используются тест Векслера для выявления уровня интеллектуального развития и тест «Несуществующее животное», который определяет эмоциональное и психическое состояние детей, и их творческий потенциал.

Совместная деятельность — помогает развить талант в разных областях.

Эти способы на сегодняшний день являются основными для выявления способностей обучающихся.

Помимо вопроса как определить способности ребенка, очень важно знать как их затем развивать и работать с ними.

Для развития определенных склонностей очень важным является предоставление детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней.

Развитие тех или иных способностей дошкольников предполагает активное участие со стороны родителей. Прежде всего, потому, что сам процесс в основном идет рывками. В процессе развития любой способности есть периоды значительного улучшения, но также и временного ухудшения. В такие моменты важно поддерживать в детях интерес и помогать выработать терпеливость.

Сложно переоценить роль семьи в выявлении и развитии способностей детей. Чуткое отношение родителей позволит быстрее понять, что ребенку действительно нравится. Также очень важна эмоциональная поддержка и стиль воспитания.

Одним из основных факторов для успешного развития определенной склонности является упорство самого индивида, готовности к обучению. Эта особенность формируется у дошкольников непосредственно в их окружении (воспитание в семье, детском саду, общение со сверстниками).

Выявить вовремя, какими способностями обладает ребенок, является довольно непростой задачей. Помимо того факта, что многие родители сейчас слишком заняты на работе и не могут полноценно наблюдать за жизнью ребенка, есть множество других вопросов. Например, как отличить недолгую увлеченность ребенка каким-либо занятием от настоящей склонности? Как правильно мотивировать ребенка к деятельности, стимулирующей развитие его способностей? Какие способы выбрать? Все эти вопросы сейчас активно разрабатываются педагогами и психологами.

Тем не менее, нельзя оставлять процедуру выявления способностей только специалистам. Жизненный путь человека начинается с его семьи, поэтому добьется ли человек успехов во многом зависит от выраставшей его семьи.

Родителям следует помнить, что чем раньше они распознают нужные склонности у своего ребенка, тем успешнее он будет как в профессиональной среде, так и в эмоциональной жизни.

Источник

ГКОУ РО детский дом № 1 г. Шахты

ПЕДСОВЕТ № 3

от 22.11.2014 г.

Выступление на тему:

«Развитие индивидуальных

способностей ребёнка»

Подготовил:

воспитатель Антюшина Т.А.

Известный чешский педагог Ян Амос Коменский утверждал, что «…дитя есть драгоценное сокровище, даже гораздо дороже всякого золота, но и более хрупкое, нежели стекло, которое легко разбить или испортить так, что может произойти непоправимый вред».

Хрупкость души ребенка, потребность в безусловном и индивидуальном внимании, направленном именно на него требует от любого взрослого душевных сил, педагогической энергии, а главное — желания увидеть в каждом ребенке особенную, не похожую ни на кого личность.

Такое понимание и обращение к душе ребенка носит в педагогике название «индивидуальный подход». Все дети абсолютно разные, даже те, которые живут и воспитываются в одной семье, даже близнецы и двойняшки. И не только внешне, но и поведением, выражением чувств, особенностями характера, выраженностью темперамента. Все дети разные, а, следовательно, каждый из них обладает набором только ему свойственных качеств, определяющих его жизненный путь. Эти качества и выраженность их на практике отличают каждого из нас от других людей, делают неповторимыми.

В ребенке аккумулировано биологическое и социальное начало. Как часть природы, ее биологический механизм, ребенок растет и развивается. Его развитие происходит по особым периодам, каждый из которых характеризуют особенности, указывающие, на какой стадии своего развития он находится. Генетические особенности ребенок получает от родителей, при рождении. Это врожденные особенности, которые называют наследственностью. Каждый родитель «передает» детям некий набор определенных качеств и особенностей. Главным является то, что «набор» получаемого настолько разный, что каждый, живущий на земле человек, является неповторимым во всех своих проявлениях. То, что принято называть индивидуальностью.

«В одной семье два ребенка. Воспитываются одинаково. Почему же они такие разные?»

Каждому отдельному ребенку присущи и отдельные индивидуальные характеристики. Ему передаются не только черты их родителей, а черты их далеких или не очень далеких предков. И если бы в каждой семье знали предания о своем роде, то может, было бы легче ответить на многие вопросы. Откуда у ребенка выраженные математические способности, притом, что родители его гуманитарии.

Почему у дочки такой вспыльчивый характер? Ведь в семье всегда все решается спокойно и тихо. Да и у родителей характер спокойный. Следует помнить, что наследственностью не исчерпывается биологический фактор. Ребенок рождается с группой особенностей, которые могут быть присуще родителям, а могут быть у кого-то из родни. Ребенок не может быть точной копией своих родителей, хотя его зарождение произошло от слияния двух начал — мужского и женского.

У каждого ребенка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей есть творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать.

Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Детей нужно готовить к жизни. Поэтому развитие творческих способностей ребёнка является важнейшей задачей современной педагогики.

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности. Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации. 

Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ  нормального существования и развития общества. Но это, к сожалению, еще не всеми осознано.  И на нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.

Поскольку психологи утверждают, что для того, чтобы стать «кем-то», достичь «чего-то», надо многое перепробовать в детстве, то в соответствии с этим обозначается задача: как можно с более раннего возраста создать ребёнку благоприятные условия для занятия различными видами деятельности, чтобы ребёнок через руки сформировал своё ощущение и отношение к разного рода действиям.

В развитии ребенка можно выделить общее и особенное.

Общее — это отражение тех особенностей, которые присущи возрасту детей, объединенных в некие группы именно по возрастному принципу. Особенное — это та индивидуальная неповторимость, которая свойственна каждому человеку. Это набор именно его качеств и свойств. Индивидуальность любой личности характеризуется набором интеллектуальных, моральных, эмоциональных, волевых и других черт, которые и отличают одного человека от другого.

К индивидуальным особенностям относят познавательные процессы (память, восприятие, мышление, воображение, внимание), интересы, склонности, способности, характер и темперамент. Следовательно, у каждого ребенка свой набор индивидуальных свойств и качеств. Индивидуальные особенности во многом определяют развитие личности, но не решают все задачи Мощным фактором, способствующим развитию индивидуальных особенностей, выступает социальная среда. То есть от того, где конкретно воспитывается ребенок, в каких условиях, кем и когда, зависит, как разовьются его индивидуальные особенности. В очередной раз приходится констатировать, развитие ребенка зависит от взрослых.

Это накладывает большую ответственность на действия воспитателей и определяет выбор стратегии осуществления индивидуального подхода  создание условий для оптимального развития индивидуальных особенностей ребенка. Конечно, здесь педагогика взрослого тоньше, деликатнее.

Созданные условия не должны восприниматься ребенком как нечто искусственное. Они должны быть логичны и приняты ребенком. Только такой подход может считаться продуктивным. Только индивидуальные условия обусловливают развитие познавательных сил, наклонностей, интересов и способностей каждого ребенка.

И задача воспитателей — действовать только на благо ребенка. А это, как мы видим, возможно только тогда, когда каждая черточка ребёнка будет не только хорошо знакома, но и принята всеми взрослыми людьми, его окружающими. Такое отношение дает шанс каждому ребенку быть особенным, а, следовательно, содействует его индивидуальному развитию.

Чтобы ребёнок чувствовал свою индивидуальность, нужно принять его таким, какой он есть. Нельзя его любить только за его достижения. Нужно верить в благородство его мотивов и поступков, понимать его стремления и позицию, дать реализовать себя.

Система развития творческих способностей воспитанников.

      Педагогу необходимо четко продумать цели своей работы.

      Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно и на уроках и  во внеурочной деятельности. В данном случае цель работы педагога – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ребёнка. Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач:

  1. Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.

  2. Обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений ребят.

  3. Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в группе, доме.

  4. Сформировать круг традиционных дел в д/доме, позволяющий оптимально распределять детей по способностям.

Детский коллектив — коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Как же сделать так, чтобы всемерно развить самостоятельность и инициативу каждого ребенка? Чтобы, когда в школе проводятся различные мероприятия, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями? Способы и средства достижения целей в воспитательном пространстве в данном случае должны быть также творческими:

  • Педагогу необходимо научиться относиться к ребятам как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе.

  • Нужно уметь находить в каждом ребенке что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.

  • Вырабатывать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.

  • В своей работе с детьми педагогу придерживаться принципа: все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно.

      Внеклассные мероприятия позволяют детям побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т.д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления и расширения способов взаимодействия ребенка с окружающим миром, развития его творческих способностей, личностного роста. Доставляя радость и удовольствие, КТД соответствуют внутренней мотивации учащихся и обеспечивают гармоничное развитие личности.

      В коллективе происходит формирование и изменение межличностных взаимоотношений, распределение групповых ролей, выдвижение лидеров, складываются ценностные ориентации. Критерием успешности воспитательной работы является динамика межличностных отношений и удовлетворенность собой.

      Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.

Источник

Способности

   Способности – это индивидуально-типологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость освоения ими. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

   Природными предпосылками развития способностей являются задатки, то есть генетически закреплённые анатомо-физиологические особенности организма.

   Способности имеют качественную и количественную характеристику. К первой относятся составляющие их компоненты (например, в изобразительной деятельности – чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма и др., а также художественное воображение, эмоциональная настроенность, эмоциональное отношение к изображаемому и т. д.), ко второй — степень выраженности способностей.

Способности классифицируются на:

  1.  Природные (естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врождёнными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.    Природные способности     являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной    коммуникации.
  2.  Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические способности подразделяются на:

  1. Общие способности, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения. Общие способности составляют две группы – познавательные и практические. 

       К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребёнком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3 – 4 лет. Усвоение дошкольниками эталонов ведёт к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм. Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить  такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол – кружком, а шкаф – прямоугольником.

   Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребёнку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.

   К практическим способностям дошкольников относят: организаторские, конструктивно-технические (пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью). Данные способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. Богатые возможности для развития конструктивно-техничесих способностей в дошкольном возрасте создаёт конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.

  1. Специальные способности определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные, музыкальные и т. д.).  

   В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создаёт благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включён во всё многообразие художественных видов деятельности. Он поёт, танцует, лепит, рисует. У ребёнка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики.

   Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на:  теоретические, определяющие  склонность человека к абстрактно-логическому мышлению  и  практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одарённым людям.

   Существует также деление на учебные способности, определяющие успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, а также способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Уровни развития способностей:

  1.   Способности;
  2.  Одарённость — следующий уровень развития способностей. Одарённостью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
  3.  Талант – это определённое сочетание способностей, их совокупность, высшая степень способностей личности в определённой деятельности. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и др.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
  4. Гениальностью называют высшую степень творческих проявлений личности.  О гениальности говорят, когда творческие достижения человека   составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Высокий уровень одарённости, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности (Аристотель, Леонардо да Винчи, Ломоносов). Например, Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время бал художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.

Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребёнка, можно выявить, а затем и развить его способности.

К. Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребёнок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием или односторонностью».  

Условия развития способностей в дошкольном возрасте:

  1.  Особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока. Чем когда дети предоставлены сами себе.
  2. Включение дошкольника   в разные виды деятельности для проявления  всех его задатков и склонностей. Ребёнку необходимо попробовать себя во всех сферах деятельности.
  3. Создание предметно-развивающей среды.
  4. Правильная позиция взрослого в общении с детьми. Ведь, именно взрослые формируют  у ребёнка оценку, отношение к своим способностям, к достигаемым результатам. Поэтому в общении с одарёнными детьми взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом. И в то же время следует помнить, что одарённый ребёнок всё-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, чтобы  избежать преждевременного взросления. Ребёнку надо помочь поверить в себя, свои силы, поддержать на трудном пути познания, научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.

Приложение 3.1.1.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 83» г. Сыктывкара

Консультация для воспитателей

«Развитие способностей детей дошкольного возраста»

Вакуева Е. М.

воспитатель

Источник