Развитие индивидуальности ребенка в школе
6
Доклад
по теме:
«Развитие индивидуальности ребенка в школе».
выполнила Федина М.А.
2016-17 учебный год.
В последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшего фактора становления и развития личности как индивидуальности. В прошлое уходят технологии, которые подавляли личность детей, воспитывая серую массу, лишенную индивидуальности.
Современное образование обеспечивает не только познание мира, но и развитие личности в ее индивидуальности. Школа — тот социальный институт, где каждый ребенок может раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность всего образовательного процесса и есть личностно- ориентированная педагогика.
Стержнем индивидуальности является особенное, которое определяет развитие неповторимых качеств личности. Развитие ребенка как целостной личности связано с развитием как общих (возрастных), так и особенных (индивидуальных) качеств и свойств. Общее воплощается в единичном.
Самодеятельность и творчество выступают в качестве основного способа существования и развития индивидуальности в детях. Творческий потенциал ученика реализуется в условиях гармонии внутреннего и внешнего мира.
Занимаясь по личностно- ориентированной системе обучения я стараюсь, чтобы ученик:
— получал возможность взглянуть на самого себя «изнутри» и «извне», сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки поведения;
— вырабатывал силу воли, так как, иногда действует вопреки своим желаниям и интересам, учился управлять собой через постоянное влияние на учебные (а значит и жизненные) ситуации;
— учился преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принятию волевого решения;
— развивал способность быстрого принятия решений;
— удовлетворял свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, в общении,
— учился продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением;
— овладевал мышлением, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции и желания.
Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по- иному строить весь образовательный процесс и условия его реализации. Технология личностно- ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.
Каковы же принципы построения личностно – ориентированного обучения?
— учебный материал должен обеспечивать выявление содержания опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
— изложение знаний в учебнике (учителем должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, но и на постоянное преобразование наличного субъектного опыта каждого ученика);
— в ходе обучения необходимо постоянное согласование субъектного опыта учеников с научным содержанием задаваемых знаний;
— активное стимулирование ученика к самой ценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития;
— конструирование и организация учебного материала, предоставляющее ученику возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий;
— выявление и оценка способ учебной работы, которыми пользуется ученик самостоятельно, продуктивно;
— необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения;
— образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения, как субъектной деятельности.
Я считаю, что урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно- ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем материалу. Взаимодействуя с учеником в ходе урока, учитель не опасается неправильных ответов, а привлекает к работе всех учеников, обсуждает все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию знаний.
Целью личностно- ориентированного урока является создание условий для развития личности ученика как индивидуальности и проявление познавательной активности учеников.
Реализация личностно- ориентированного обучения предполагает создание особых психолого-педагогических условий.
Каковы особенности построения личностно- ориентированного обучения в школе?
На уроках личностно-ориентированное обучение строится следующим образом.
Составляется личностно-ориентированный план по предмету, в котором указываются׃
— наименование тем или разделов курса;
— временные рамки тем или разделов;
— понятия, термины, правила, которыми ученик должен оперировать;
— индивидуальные дополнительные задания ученику с учетом зоны его ближайшего развития;
— учебные результаты, полученные учеником.
Каждый учащийся в зависимости от его способностей, желаний, самочувствия продвигается по учебному плану, проходя каждый уровень заданий, определяя свой темп усвоения учебного материала по предмету, согласно плану.
При данной системе обучения значительная доля учебного времени отводится самостоятельной работе учащихся, поэтому весь учебный процесс делится на два блока- лекционный и практический.
На уроках- лекциях ведется объяснение нового материала учителем. В классах лекция носит проблемный развивающий характер. По ходу лекции ставятся проблемы, задачи и задания, в результате которых ученики приходят к нужному выводу. Лекция строится на основе взаимодействия учителя и ученика. В конце лекции составляется обобщающая таблица по теме, в которой собраны все имеющиеся знания учащихся.
После первых лекционных занятий ученик приступает к реализации своего личностно-ориентированного учебного плана.
В технологии личностно-ориентированного обучения предусматривается три уровня заданий׃
— репродуктивного характера;
— алгоритмического;
— творческого.
Задания репродуктивного уровня обеспечивают обязательное усвоение учебного материала, соответствующего оценке «удовлетворительно». Содержание такого уровня заданий включает в себя вопросы׃ кто? что? где? когда? Описание, пересказ, правило, работу с картой или справочником.
Задания алгоритмического уровня направлены на развитие у школьников умений обобщать, распознавать, применять, осуществлять и соответствовать оценке « хорошо». Типовыми для данного уровня являются вопросы׃ почему? зачем? как? в чем суть?
Задания творческого уровня направлены на развитие у детей самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала и соответствуют оценке « отлично». Это могут быть задания сравнить, систематизировать, решить разными способами, найти логическую ошибку, объяснить причину, перечислить преимущества или недостатки.
Для составления заданий учитель, прежде всего, использует вопросы, по теме данные в учебнике. При этом задания не обязательно переписывать в план, а достаточно ограничиться указанием номера заданий и упражнений, а также страницы учебного пособия, где они помещены. При выполнении домашнего задания, учащиеся имеют право выбора уровня задания.
А теперь поговорим о преимуществах технологии личностно-ориентированного обучения.
Во-первых, данная технология является адаптационной к возможностям каждого ученика.
Во-вторых, она универсальна, т.к. учитель параллельно может использовать игровые технологии, проблемное обучение, технологию укрупненных дидактических единиц.
В-третьих, каждый учитель автоматически становится в позицию исследователя, соавтора, находится в режиме постоянного поиска.
По данной технологии я работаю на протяжении нескольких лет. Применяю ее на уроках математики, алгебры и геометрии. Особенно эффективно, на мой взгляд, применение данной технологии на уроках закрепления и повторения учебного материала, где большая часть учебного времени отводится самостоятельной работе. Хотя дети и работают самостоятельно по своему плану, каждое задание проверяется, либо по «ключу», либо это взаимопроверка в парах, в четверках. Уровень заданий усложняется׃ от репродуктивных в начале урока к творческим к концу урока. После выполнения каждого задания учащиеся дают оценку своему настроению. Продуктивность уроков по личностно-ориентированному плану возрастает в несколько раз. Все учащиеся стараются выполнить учебный план за урок.
По-моему мнению положительные стороны технологии личностно-ориентированного обучения очевидны, т. к. в полной мере создаются благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности.
Литература:
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-Минск, 1990
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995
Горелик И.Ф. Характерные черты личностно-ориентированного урока. Завуч, 2000, № 6 с. 130-137
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М., 2000.с 94
Источник
«Развитие индивидуальности учащихся в процессе их воспитания».
Задача педагога, реализующего принципы личностно-ориентированного обучения на современном этапе развития образования и воспитания – овладеть конкретными способами и методами развития индивидуальности в каждом обучающемся. Классный руководитель наиболее полно представляет себе проблемы и достижения, интересы и способности, реальные и потенциальные возможности каждого ребенка, поэтому основную работу по развитию индивидуальности ребенка выполняет именно он. Классный руководитель осуществляет системную работу по обеспечению процесса становления и проявления индивидуальности учащихся по следующим направлениям:
№ п/п
Основные направления педагогического обеспечения индивидуальности
Содержание и организация деятельности классного руководителя
1.
Педагогическая поддержка становления индивидуальности
1. Организация воспитательных дел, направленных на апробацию детьми своих возможностей в различных видах деятельности.
2. Поддержка социальных инициатив, увлечений и интересов учащихся.
3. Развитие творческих способностей детей
4. Содействие развитию самостоятельных и самоуправленческих начал в ученическом коллективе
5. Проведение цикла тематических классных часов и занятий по познанию и самосовершенствованию личности ребенка.
2.
Содействие ребенку в проявлении его индивидуальности
1. Организация воспитательных дел, направленных на представление мира интересов учащихся и презентацию их личностных достижений.
2. Проведение внеклассных мероприятий состязательного характера (конкурсы, олимпиады, соревнования)
3. Организация работы с младшими школьниками, в процессе которой ученики демонстрируют свои способности, знания, умения и навыки
4. Рефлексия (саморефлексия) и учет (самоучет) личностных достижений учащихся и других проявлений их индивидуальности.
5. Поощрение учащихся за успехи в различных видах деятельности
4.
Психолого-педагогическая коррекция индивидуальных особенностей учащихся, помощь в решении проблем ребенка и его семьи.
1. Изучение учащихся, выявление трудностей в их жизнедеятельности и развитии, поддержка в решении проблем
2. Забота о создании для детей нормальных жизненных условий в школе и дома
3. Организация мероприятий для формирования социально-правовой компетенции учеников и их родителей.
4. Привлечение специалистов школы (социального педагога, психолога) и других учреждений и организаций для работы по коррекции индивидуальных особенностей детей и оказанию помощи в решении проблем учащихся.
Учитывая объективные законы развития и саморазвития ребенка, работа по развитию индивидуальности строится в разных возрастных группах, на всех ступенях обучения.
В начальной школе, когда ребенок попадает в непривычную среду, он открывает не только законы и традиции школьной жизни, но и самого себя в новой системе деятельности и отношений. Сравнивая себя с другими учениками, он узнает о своих особенных качествах и способностях. Ключевые понятия этого этапа – «самоузнавание», «самооткрытие». Задача классного руководителя связана в основном с созданием в классе благоприятного психологического климата, атмосферы творчества, в которой дети могут раскрыться.
При обучении в основной школе совершенные открытия заставляют ребенка задумываться о самом себе, осмысливать происходящие с ним события и искать причины, приводящие к тем или иным последствиям. Идет активное самопознание и самовоспитание.
В старших классах, продолжающее самопознание дополняется мыслями и профессиональном самоопределении. Этот этап можно охарактеризовать как «самопроектирование» и помогает старшеклассникам более осознанно строить свое будущее.
Таким образом, развитие индивидуальности проходит 3 этапа:
1. «Я и мир вокруг» (самооткрытие и самоузнавание);
2. «Я и мой внутренний мир» (самопознание, рефлексия, апробация разных сфер проявления);
3. «Я в мире» (самопроектирование, самоопределение).
Ключевые аспекты , характеризующие индивидуальное развитие школьника
1. Первый ключевой аспект — индивидуальность как уникальность, неповторимость, особенное в человеке.
2. Второй аспект — индивидуальность как свойство, качество, признак, характеристика
человека.
3. Третий ключевой аспект — индивидуальность как этап, уровень развития человека.
4 .Четвертый аспект — индивидуальность как особая форма бытия человека, его самобытность.
Чтобы помочь воспитаннику эффективно использовать и развивать свои возможности, а в результате — стать самим собой, т.е. самоосуществиться, воспитателю можно и нужно избрать индивидуальность целью и предметом приложения педагогических усилий.
Основные компоненты индивидуальности
1Ядром индивидуальности является формирующееся в процессе жизнедеятельности авторское отношение человека к себе и своему бытию, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры.
2 Второй компонент индивидуальности — это задатки и способности.
3Третий компонент — это социально-культурный опыт индивидуума.
4 Четвертый компонент — нравственная направленность
5 Пятый компонент — творческая активность
Под индивидуальностью понимается интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой), обусловливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума.
Субъекты воспитательного взаимодействия — педагог и ребенок – должны поставить перед собой следующие цели:
создание условий для
развития и проявления индивидуальности детей {педагогическая цель);
эффективное использование возможностей стать и быть
самим собой {цель жизнедеятельности и самовоспитания ребенка).
Принципы построения воспитательного взаимодействия
целостность;
бинарность;
доминантность;
вариативность;
сформированность помогающих отношений;
творческая активность;
рефлексивность.
Условия, способствующие построению помогающих отношений.
восприятие ребенком себя как человека, столкнувшегося с проблемой;
конгруэнтность педагога;
безусловно положительное отношение взрослого к ребенку;
эмпатийное понимание ребенка;
ощущение ребенком конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога.
Формы воспитательной работы, способствующие развитию и проявлению индивидуальности ребенка:
— учебные занятия спецкурсов «Самосовершенствование личности»
(Т.К. Селевко), «Философия жизни» (Н.Е. Щуркова);
— циклы тематических классных часов (клубных занятий) «Стать самим собой», «Познай себя», « Сотвори себя сам»;
альбом-эстафета «Мир моих увлечений и интересов»;
игра-путешествие в мир своего «Я»;
мастерская самопроектирования; тренинг саморазвития, личностного роста;
творческая самопрезентация;
персональная выставка;
бенефис;
смотр-конкурс «Ученик года»;
гостиная «Зажги свою звезду»;
книжка (тетрадь) достижений;
портфолио ученика;
личный сайт школьника.
Критерии оценки результативности деятельности ребёнка по развитию собственной индивидуальности
самоосуществимость (реализация потребности стать самим собой);
самоэффективность (использование своих потенциальных и реальных возможностей);
самоудовлетворенность (ощущение чувства удовлетворения собой и своей жизнедеятельностью).
Источник
Краткое описание документа:
Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности.
Для ребенка школа и все, что с ней связано, является единственным источником его радостей и разочарований, его успехов и неудач. Именно школа и классный руководитель являются определяющим фактором в развитии личности ребенка, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в школе. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, у него есть шанс на успех и в жизни. А для этого необходим долгий и упорный труд. Поэтому каждый ребенок должен нести ответственность за свой труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей. Мне близки слова Томаса Эдисона: «Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов труда»
Но мы не должны забывать и о том, что природа сильнее, чем воспитание. Природа – корни, воспитание — крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Содержание воспитательной работы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества.
Ядром индивидуальности, по нашему глубокому убеждению, является формирующееся в процессе жизнедеятельности творческое отношение человека к себе и своему бытию. Именно оно обусловливает индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выбора форм и способов поведения и отношений с окружающими.
Компонентом индивидуальности являются задатки и способности. По их проявлениям, как правило, и судят об индивидуальности того или иного человека. И это не случайно, ведь сделанный индивидом выбор предмета собственных привязанностей и увлечений из широкого спектра человеческих занятий, устойчивый интерес к какому-либо делу, раскрытие в нем своих способностей обусловливает формирование индивидуального стиля и неповторимого образа жизнедеятельности человека. Склонности и способности можно образно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности. Не зря В.А. Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является стремление и умение педагога: «подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».
У каждой личности есть социально-культурный опыт, который включает в себя знания, умения и навыки самопознания, самопроектирования, самостроительства. От богатства такого опыта зависит яркость и многогранность человеческой индивидуальности,
Следующий компонент – нравственная направленность, которая соотносится с духовно-нравственными ценностями общества.
И, наконец, заключительным компонентом индивидуальности является творческая активность. Если она отсутствует, то невозможно представить формирование яркой индивидуальности и полномасштабного самоосуществления человека, так как при этом проявится типичность, стандартность, незаметность.
Источник