Развитие игровых действий ребенка на первом году жизни

Оксана Чеснокова
Формирование игровых действий у детей раннего возраста

Одной из задач развития игровой деятельности у детей раннего возраста является задача формирования игровых действий с разнообразными сюжетными игрушками и предметами-заместителями.

Игровые действия имеют очень большое значение в психическом развитии ребенка,так как:

— развивается наглядно-действенное мышление и закладываются основы наглядно — образного мышления;

— концентрируется внимание, тренируется память;

— приобретается опыт социального поведения.

Сначала игровые действия ребенка достаточно про­сты: разобрать и собрать пирамидку; отга­дать по звукоподражанию, кто кричит (кошка, собачка, петушок); постучать музыкальным молоточком по ладошке; погладить куклу; открыть и закрыть коробочку и др. Совершая неоднократно одни и те же действия, малыш постепенно овладевает ими.

Как развивать игровые действия?

Педагогу необходимо знать, что игровые действия у детейразвиваются поэтапно:

1 этап — наблюдение за игрой взрослого;

2 этап — присоединение к этой игре, совместные игровые действия;

3 этап — подражание действиям взрослого;

4 этап — самостоятельное отсроченное подражание с появлением вариативности игровых действий;

5 этап — появление самостоятельных последовательных игровых действий.

Игровым действиям рекомендуется обучать на основе реальных ситуаций, так как ребенку будет легче отображать уже знакомые действия.

Например,педагог говорит: «У куклы грязный носик. Вот платок».Поведение ребенка: прикладывает носовой платок к носу куклы.

Или педагог говорит: «Кукла Ляля растрепанная. Вот расческа».Поведение ребенка: проводит расческой по волосам куклы.

Постепенно малыш открывает для себя назначение многих предметов, но игры как отдельного вида деятельности в данном периоде ещё нет.

С усвоением и обогащением игровых действийребенок начинает объединять их в логическую последовательность: сначала кормит куклу, затем причесывает и только потом купает.

В этот же период ребенок начинает пользоваться предметами-заместителями. Это происходит под влиянием взрослого, по показу которого ребенок может покормить куклу палочкой вместо ложки или погладить мячик вместо кошечки.

Со временем у ребенка обогащается не только опыт владения игровыми действиями и увеличивается количество освоенных игровых действий, но и появляется основа для их творческого применения в сюжетно-ролевой игре – ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

Таким образом, формируя игровые действия, взрослый создает условия для самостоятельной творческой игры детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующиео соответствующем уровне развития восприятия: сенсорный ранний развитие дети

1. Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.

2. Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей в период от 2 до 2 лет 3 месяцев и старше.

3. Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п.).

4. Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т. п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка (с 2 лет — 2 лет 3 месяцев).

5.Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т. п. (с 2,5 лет).

6. Активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец, цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.) (с 2 лет 3 месяцев — 2 лет 6 месяцев).

7. Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).

8. Начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет) (с 2 лет 9 месяцев — 3 лет).

Мы выяснили, что у детей раннего и дошкольного возраста имеются органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей анализаторных систем. Однако установлено, что этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта. Как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным.

Развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности по ФГОС ДО Обеспечение психологической безопасности детей раннего возраста в период адаптации Формирование звуковой культуры речи у детей раннего возраста Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста

Источник

Анохина Надежда
Игры с малышами первого года жизни

ИГРЫ С РЕБЕНКОМ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ ПО МЕСЯЦАМ

1 месяц

— Улыбка чеширского кота. Улыбаясь и ласково разговаривая с крохой, медленно перемещайте ваше лицо вправо и влево, чтобы ребенок мог следить за вашими движениями. Чуть позже то же самое повторите с яркими игрушками.

— Калейдоскоп звуков. Познакомьте малышас разнообразными звуками: звоном погремушки, мелодией музыкальной шкатулки. Постепенно приближайте и удаляйте от крохи источник звука.

— Кто здесь? Положите малыша на животик и позвените погремушкой, чтобы кроха немного приподнял голову в поисках звука.

— Игрушки в этом возрасте малышу не нужны.

2 месяца

Знакомство на ощупь. Вложите в ручку крохе небольшой предмет или игрушку из пластмассы, затем замените его на мягкую тряпочку, потом на влажную салфетку, далее может следовать мягкая игрушка и так меняйте предметы, пока малышу не надоест.

— Монохромный мир. Окружите малыша игрушками и предметами с черно-белыми узорами для тренировки зрения. Кроха будет с интересом рассматривать черно-белые полосы шириной 5 см, черные точки на белом фоне диаметром 2,2 см, шахматную доску и концентрические круги, а также люстры и силуэты на фоне окна. Расположите игрушки и предметы так, чтобы крохе было удобно рассматривать их, и периодически меняйте на новые.

— Игрушки крупные, яркие, черно-белые или одноцветные, простой формы — круг, квадрат.

3 месяца

-Абракадабра. В моменты особой „разговорчивости” крохи гулите вместе с ним, учите малыша новым звукам.

-Самолет. Положите ребенка животиком себе на руку и полетайте по комнате, громко жужжа.

-Танцпол. Включите приятную музыку, прижмите к себе малыша и потанцуйте вместе. Что может быть прекраснее вальса?

-Ножки. Положите ребенка на спинку и „поработайте” его ножками под потешку.

-Игрушки предпочтительнее из мягкой ткани, периодически их меняйте, чтобы не наскучили.Показывайте крохе и бытовые предметы: зеркальце, ложку, часы.

4 месяца

-Гляделки. Поймайте взгляд малыша и медленно наклоняйте свою голову в сторону — кроха повернет свою. Поверните ребенка на бок, и он повернет голову, чтобы снова видеть ваше лицо.

-Прятки.Накройте свою голову платком и спросите: „Где мама?”. Снимите платок и покажитесь малышу: „Вот мама!”. И спрячьтесь снова.

-Ну-ка отними! Держите игрушку перед лицом малыша — ребенок обеими ручками загребет ее к себе. Будьте терпеливы и держите игрушку, покачивая ею, пока малыш ее не схватит.

-Игрушки подбирайте контрастных цветов, яркие с полосками, например. Лучшие игрушки для малыша этого возраста — его собственные ручки.

5 месяцев

-Тянем-потянем. Позвольте малышу ухватить вас за прядь волос. В этот момент громко скажите „Ай!”. Повторяйте, пока вас обоих это будет веселить.

-Катание на валике. Положите под живот малыша мягкий, но упругий валик так, чтобы, отталкиваясь ногами, кроха мог перекатываться на нем вперед и назад. Обязательно страхуйте ребенка во время таких катаний!

-Миниатюры. Разыграйте с помощью игрушек небольшие миниатюры. Например, зайчик прыгает по кроватке, затем прячется и появляется снова и т. п.

-По кочкам, по кочкам. Посадите малыша к себе на колени и на каждый ударный слог покачивайте ребенка вверх-вниз под веселую потешку.

-Игрушки подберите разной текстуры и формы — кубики, кольца, треугольники. Проследите, чтобы их было удобно хватать и чтобы кроха мог до них дотянуться.

6 месяцев

-Мир прекрасного. Окружите ребенка разными изображениями. Пусть это будут детские картинки, черно-белые и цветные фотографии, репродукции картин. Время от времени меняйте изображения.

-Волшебный мешочек. Сложите разные предметы в мешочек или коробочку и предоставьте малышу вытаскивать содержимое. -Рассмотрите вместе каждую вещь, расскажите и покажите крохе, зачем она нужна.

-Снова и снова!Повторим: с горки съезжает машинка или скатывается мяч, из-за ширмы появляется и прячется игрушка.

-Мини-спектакли. Разыграйте маленькие спектакли. Вот идет медведь, а навстречу ему едет зайка на машинке. Сел медведь в кузов, и поехали зверята в лес за орехами.

-Игрушки малыши любят мять, нажимать на них, и хорошо, если они в ответ будут издавать разные забавные звуки. Установите над ребенком дугу с игрушками или положите кроху на развивающий коврик.

7 месяцев

-Кто в книге? Вместе с малышом откройте книгу с крупными иллюстрациями. Показывая на рисунок, спросите „Кто это?”.Немного подождите и сами ответьте: „Мишка”, укажите на следующий рисунок и т. д.

Ты мне, я тебе. Сядьте напротив малыша и толкните к нему большой мяч. Подождите, пока ребенок сделает то же самое.

-Это ты! Поднесите кроху к зеркалу, покажите, где у него глазки, где носик, ротик.

-Игрушки, интересующие ребенка этого возраста, и игрушками-то назвать сложно. Малыш будет в восторге от всего, чем можно пошуршать, комкая это в кулачке — бумаги, фольги, целлофана и т. п.

8 месяцев

-Кто сказал мяу? Познакомьте малыша с „языком” животных.Покажите на картинке кошку и спросите: „Как говорит киса?”.Немного подождите и сами ответьте: „Мяу-мяу”. Расскажите ребенку, как говорит собачка, лягушка, цыпленок, сова и т. д.

-Доползти до игрушки. Положите недалеко от ребенка интересную игрушку, и словами побуждайте малыша доползти до нее. Когда дистанция будет взята, похвалите кроху, дайте время немного поиграть с добычей. Затем положите игрушку чуть дальше — так малыш будет преодолевать все большие и большие расстояния.

-Игрушки, которые издают громкие звуки или мигают, понравятся малышу такие. Например, пищащий молоточек или металлофон.

9 месяцев

-Одно в другое. Предоставьте малышу предметы разной величины и покажите, как складывать маленькие вещи в большие. Например, сложите маленькие стаканчики в коробку, а вот коробка в стаканчик ну никак не влезает!

-Гром гремит! Дайте ребенку в руки пару небольших сковородок или крышек от кастрюль и покажите, как можно в них стучать. Малыш получит огромное удовольствие!

-Переливайка. Поставьте перед малышом два стаканчика, налейте в один из них воду и перелейте ее в -другой стаканчик, а затем обратно. Посмотрим, справится ли кроха!

-Игрушки подойдут крупные, с ярко выраженными деталями. Например, кукла, у которой хорошо видны глазки, носик, ротик, ушки.

10 месяцев

-Вверх дном. Хорошо знакомые ребенку игрушки и вещи положите перед ним лицом вниз или перевернув их вверх ногами. Попросите малыша положить вещи так, как они должны быть.

-Художники. Положите перед крохой блокнот и нарисуйте на листе простой рисунок — елочку или солнышко. Ребенок поймет, что карандаш оставляет на бумаге след. Затем вложите карандаш в детскую руку, пусть попробует.

-Лоскуточки. Соберите небольшие лоскуты от разных тканей. Сложите их в коробочку или мешочек и предоставьте малышу вытаскивать лоскутки по одному и внимательно изучать.

-Попрыгунчик. Держа ребенка под мышки, помогите ему невысоко подпрыгивать на месте, приговаривая „прыг-скок, прыг-скок”. Затем сделайте перерыв и повторите. Скомандуйте „прыг-скок”, когда малыш просто стоит, и кроха сам начнет подпрыгивать.

-Игрушки уже есть и любимые. Таким верным другом может стать медвежонок, зайчик, кукла Маша или любая другая игрушка.

11 месяцев

-Снаружи и внутри. Положите игрушку малыша в коробочку или прозрачную пластиковую бутылку и покажите, что предмет можно доставать из емкости, а затем снова прятать. Пусть теперь попробует сам.

-Рыбалка. Привяжите несколько разных предметов и игрушек на длинные веревочки и закрепите их на высоком стульчике малыша. Покажите крохе, как нужно тянуть за нити, чтобы вытянуть чтонибудь интересное. Ну, ловись, рыбка, большая и маленькая!

-Мегафон. Сверните из картона трубу, поднесите один конец к ребенку, а в другой поговорите с малышом. Затем предоставьте малышу возможность самому сказать что-нибудь в рупор.

-Игрушки понадобятся такие, над которыми малышу будет интересно призадуматься. Отлично подойдут пирамидки, матрешки, стаканчики и т. п.

12 месяцев

-Где звенит? Спрячьте предмет издающий громкий звук (например, будильник) под подушку, в ящик стола или под кровать и попросите кроху найти его. Малыш с интересом примется искать предмет по звуку.

-В гостях у сказки. Рассказывайте ребенку маленькие сказки, такие как „Колобок”, „Репка”, „Курочка ряба”. Со временем малыш начнет сам озвучивать героев сказки и их действия.

-Перекладываем! Поставьте перед ребенком две мисочки, в одну из которых насыпьте горох или изюм. Покажите малышу, как перекладывать мелкие предметы из одной мисочки в другую. Кроха с увлечением примется за новое дело.

-Человек-паук. Натяните между двух стульев или другой мебели мягкую веревочку или резинку. Поднимая и опуская ее, продемонстрируйте малышу, как он может перешагивать, подлезать и проползать под веревкой. -Устройте веселые соревнования.

-Все по местам! Перенесите вещи, обычно стоящие в определенном месте, в другой конец комнаты. Покажите, как вы берете предмет и несете на место. А теперь пусть малыш сам наводит порядок.

Игрушки предложите такие, с которыми можно активно играть и передвигаться. Подойдут каталки, мячи, машинки на веревочках, детские коляски и т. п.

Источник

Нет ничего более увлекательного, чем веселая и забавная, занимательная и познавательная игра с самым маленьким ребенком. Процесс развития малыша требует именно этого — общения, игры, взаимной радости — самого тесного и насыщенного эмоционального взаимодействия с близкими людьми. Играя вместе, вы освоите все более активные и сложные способы взаимодействия с окружающим миром. У ребенка возникнет стойкий интерес к предметам, игрушкам, картинкам и книжкам. В общих играх малыш научится внимательно смотреть вам в лицо, прислушиваться к интонациям вашего голоса, различать игрушки, выполнять первые игровые действия, понимать ваши вопросы и отвечать на них. Ваше совместное наблюдение за погремушкой, цветной рукавичкой на вашей руке, за нарисованной на деревянной ложке рожицей через некоторое время обернется умением ребенка рассматривать картинки в детской книжке, показывать фотографии в семейном альбоме. Умение прислушиваться к вашему голосу, звучанию бубенцов, шуршанию бумаги, плеску воды вырастет в различение интонаций речи, в понимание простых вопросов, действий и слов, обозначающих игрушки, предметы обихода и картинки в книжке.
Игры, собранные в этих рекомендациях, я назвала «Театр одного зрителя», понимая, что главным действующим лицом такого домашнего театра будет взрослый, а единственным зрителем — малыш. Именно вы, инициируя появление и удлинение совместного для вас и малыша сосредоточения на окружающих игрушках и предметах, научите его понимать речь окружающих людей и активно пользоваться первыми словами.
Чтобы было удобнее ориентироваться в этих материалах, все игры сгруппированы от самых простых до наиболее сложных умений, которые малыш с ограниченными возможностями здоровья сможет освоить ближе к трем годам. для организации игры с малышом вы должны помнить:
• Внимание ребенка еще очень неустойчиво, поэтому длительность игры может быть не более 3—5 минут на первом году жизни и не
более 7—10 минут на втором-третьем году жизни.
• Подберите для своего малыша перечень игр, определитесь со временем в режиме дня и играйте в одни и те же игры каждый день в течение 3—4 недель.
• Чтобы малышу было интересно, все подобранные для него игры вы должны хорошо знать. Однако не обязательно
учить все стихи, приведенные в этом пособии. Наверняка вы еще с детства помните многие веселые и забавные
стихи и песенки. Рассказывайте малышу то, что вы помните, пойте песенки на любой известный вам мотив или сочиняите его сами. А если вам захочется разнообразить свой репертуар, выпишите понравившиеся стихи, забавы и песенки на небольшие листочки бумаги, повесьте их над пеленальным столом, над кроваткой малыша или на кухне, и вам не нужно будет их специально учить, они всегда будут у вас перед глазами.

ИГРЫ ДЛЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

ИГРА «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РОЖИЦЕЙ»

Приготовьте деревянную неокрашенную ложку, на которой
нарисуйте веселую рожицу.

Малыша так расположите на своей руке, чтобы его голова опиралась на ваше плечо и была направлена вперед. Руки ребенка с помощью вашего предплечья
также направляются вперед, а обе его подошвы рукой прижмите одна к другой. В такой люльке малыш чувствует себя в безопасности
и может рассматривать ложку, которую ему показываете Вы или кто-то из членов семьи. Через З—4 дня ложку можно заменить на куклу, зайчика или другую сюжетную игрушку.

ИГРА «3АНИМАТЕЛЬНАЯ РУКАВИЧКА»

Положите малыша на животик через свое колено. Наденьте рукавичку себе на руку, позвените колокольчиком, привлеките внимание малыша к ней. Пусть он понаблюдает за ней, а потом вы можете его погладить рукавичкой и снова привлечь его внимание.

Вам понадобятся яркие рукавички, к одной из которых вы пришьете колокольчик, а к другой — бубенцы. Подумайте, как еще можно разнообразить эти рукавички: может быть, вышить на них подобие лица или пришить пуговицы вместо глаз, носа и рта, а может быть, придумать еще что-нибудь.
ПОМНИТЕ! Все предметы должны быть крепко пришиты.

ИГРА «С ШАРФИКОМ»
Повяжите яркий шарф так, чтобы его концы свисали вам на грудь. Лягте на спину, подложив под голову подушку, а малыша положите себе на грудь. Привлеките его внимание к концам шарфика. Закройте ими свое лицо: «Куку. Нет мамочки! Выгляньте, сказав:
«Ку-ку. Вот и мамочка!» Вновь слегка встряхните шарфик, привлекая внимание малыша. Пусть он дотронется до него ручками. Когда малыш дотянется до шарфика, поговорите с ним, улыбнитесь, давая понять, что вы рады его действиям.

ПОКАЗ ЗАВОДНОЙ ИГРУШКИ

Покажите малышу заводную игрушку, заведите ее, предоставив малышу возможность за ней наблюдать и пытаться ловить ее ручкой. Подтолкните игрушку к малышу так, чтобы он мог взять ее в руку. Потрогайте, ощупайте и поиграйте с ней. для того чтобы малышу было веселее, подберите какой-нибудь стишок, отражающий характер игрушки.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
дам тебе горошка.

ИГРА «БАБОЧКА, ПОЛЕТИ НА ОБЛАЧКО»

Вам понадобятся большой мяч, лучше, если это будет специальный гимнастический мяч из плотной резины, и бабочка, которую можно сделать из цветной оберточной бумаги, перевязав середину лентой.
Положите малыша животиком на мяч, страхуя его ножки своей рукой. Покачайте его вперед-назад несколько раз. Привлеките его внимание к яркой бабочке, перемещайте ее вверх и вниз (до самого пола) и снова медленно поднимайте ее все выше и выше, приговаривая:
Бабочка, бабочка,
Полети на облачко,
Там твои детки —
На березовой ветке!

 
ИГРА С НАРУЧНЫМИ КУКЛАМИ 
для игры вам необходимы куклы , надевающиеся на руку, или маленькие куколки, которые можно надеть на палец.
Сядьте на пол на коврик так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях в позе «на спине».
Наденьте куклу на руку или на палец. Перемещайте ее перед малышом вправо- влево, вверх-вниз и по кругу. Каждый раз, когда малыш сумеет проследить за тем или иным движением, начинайте игрушку передвигать по-другому.
Во второй части игры протяните куколку малышу, подтолкните его ручку по направлению к ней, помогая ему схватить игрушку.

ИГРА «ГДЕ НАШ НОСОЧЕК?»

Положите малыша к себе на колени. Покажите малышу яркий носочек, наденьте его на ручку ребенка.
Подтолкните или приподнимите локоток ребенка так, чтобы он мог увидеть яркий носочек. дайте ему возможность последить за своей рукой. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка и только тогда, когда вы убедитесь, что малыш не пытается его схватить другой ручкой, помогите ему. Подтолкните его ручку по
направлению к яркому носочку, помогите ему захватить и потянуть носок. Попробуйте выполнить эти игровые действия с другой ручкой ребенка.
А затем наденьте носочек на ножку. Подтолкните противоположную ручку к носочку. Помогите малышу схватить кончик носочка и потянуть его. Вот так! Проделайте то же самое с другой ножкой и противоположной ручкой.

ИГРА «ВЗДУМАЛОСЬ ДЕТКЕ…»
Лягте на коврик, под голову подложите валик или подушку так, чтобы вам было удобно. Положите малыша себе на грудь. Ваши лица будут напротив друг друга. Используя мотив песенки «Серенький козлик, выполняйте различные действия ручками ребенка. «Вздумалось детке ушки потрогать, ушки потрогать. Вот как, вот как, ушки потрогать.
дотроньтесь рукой малыша до
своих ушей. «Вздумалось детке щечки потрогать, щечки потрогать. Вот как, вот как, щечки потрогать. Надуйте свои щеки, когда ручки ребенка до них дотронутся, с шумом подуйте. Придумайте и другие действия, побуждая малыша смеяться, наблюдая за вашим лицом.

ИГРА «КОШКА И КОРЗИНКА»

Вам понадобятся игрушечная кошка и корзинка.
Играть можно в манеже, если малыш не ползает, или на полу, где больше места для движений и игры.
Принесите корзинку, сказан: Вот корзинка. А кто сидит в корзинке? Покажите малышу, как кошка медленно показывается из корзинки:
вначале только хвост или ушки, затем ставит лапки на край корзинки и, наконец, выпрыгивает, мяукая. Поднесите игрушку к ребенку, побуждая его рассмотреть ее, потрогать, погладить. Пока малыш знакомится с игрушкой, пойте песенку:
Кто мурлычет сладко, сладко
У Надюшиной (имя ребенка) кроватки?
На окошко смотрит кошка —
Как бы прыгнуть на окошко!
Мяу, мяу! Мяу, мяу!
(сл. Ю. Островского)
Спрячьте киску в корзинку так, чтобы был виден хвост. Спросите малыша: — побуждая ее найти. Каждый раз, пряча киску, переставляйте корзинку в разные места комнаты или манежа, побуждайте ребенка доползти до нее и найти киску.

ИГРА «КУ-КУ, ГДЕ КУКЛА?»
Вам понадобятся кукла и прозрачный
платок.
Играйте на полу, предварительно
убедившись, что для игры достаточно
места.
Пойте, выполняя движения, соответствующие
словам песенки:
Вот красивая игрушка —
Наша куколка Катюшка.
Может хлопать, может петь,
Кто желает посмотреть?
Спрячьте под платок куклу
на глазах ребенка, спросите:
Где куколка — Ля-ля? Найди!»
Каждый раз, когда малыш
доползет или дойдет до игрушки
и снимет платок, дайте ему
возможность поиграть с куклой.
И вновь спрячьте ее под платок,
но уже в другом месте комнаты.

ИГРА «ВОТ КАКИЕ ГЛАЗКИ»
Достаньте из-за спины куклу, сказав малышу: «Вот кукла — ля-ля! Куколка умеет закрывать и открывать глазки. Вот так!» Покажите
малышу, как можно указатель-
ным пальчиком закрыть и
открыть глазки у кукол-
ки. Спрячьте кукол- ку и вновь покажите ее малышу, спросив: «Где ля-ля?» (Выдержите паузу.) «Вот кукла — ля-ля! Где у куколки глаз- ки?» (Снова пауза.) Вот глазки! Закрой глазки!» (дождитесь действий малыша) «Так-так!»

Играйте вновь и вновь в эту игру, меняя игрушку.

Найдите старую шляпу и две игрушки: мишку и зайку.

Приготовьте для ребенка сюрприз. Спрячьте под шляпой мишку, но так, чтобы малыш этого не видел. Спросите его: Кто там? Посмотри, кто спрятался под шляпой?
Когда малыш найдет мишку, попросите его принести вам игрушку. Поглаживая мишку, приговаривайте:
Мишка милый, мишка славный,
Неуклюжий и забавный,
Весь из плюша мишка сшит,
Ватой пышною набит.
Попросите малыша поводить мишку, взяв за лапы, покормить его, дать попить из чашки и т. п. Пока он выполняет эти действия, спрячьте под шляпой зайчика. Потрогайте шляпу, воскликните: >Посмотри, там еще кто-то спрятался! Когда малыш достанет зайчика, скажите:
Зайчик, ты, зайчик,
Коротеньки ножки,
Сафьяны сапожки!
Попросите малыша накормить
зайчика, дать ему попить, убаюкать
его.
Учите ребенка выполнять действия
по вашему слову и повторять
освоенные ранее
действия с другими
игрушками.

ИГРА «ВОТ СОБАЧКА ПОДОШЛА,, ИГРА»
для ИГРЫ вам понадобятся игрушечная собачка и мисочка. Покажите
малышу действия с собачкой, читая стишок: вот собачка показывается
из-за двери, вот она подходит к ребенку, дает ему лапку, просит кушать.
Вот собачка подошла,
детке лапку подала,
Не хотите ли послушать,
Как собачка просит кушать?
Кто к собачке подойдет,
Кто ей кушать принесет?
детка, детка к ней идет.
детка кушать ей несет.

Протяните малышу мисочку, попросив его покормить собачку.

Суп из мисочки поела, Отдыхать на коврик села.

Повторите все действия сначала, побуждая малыша «покормить» собачку.

для игры вам будут нужны две игрушки: кукла и кошка. Возьмите куклу за ручки и водите ее, приговаривая:
Уходи с дороги, кот,
Наша куколка идет,
Топ -топ -топ -топ,
Топ-топ-топ-топ.
Наша куколка идет,
Ни за что не упадет.
Бах! Упала!
При последних словах уроните куклу, пожалейте ее, продолжая:
Наша куколка идет,
Ни за что не упадет.
Топ-топ -топ-топ
Топ-топ-топ-топ.
Вот какая куколка!
Отдайте куклу малышу, побуждая его выполнять первые сюжетные действия с игрушкой: водить ее, ронять, жалеть. Когда малыш научится действовать с куклой, научите его переносить эти же действия на другие игрушки, например: мишку, зайку, собачку и т. п.

Сядьте на пол лицом к лицу с малышом. Возьмите куклу за ручки и попляшите с ней, приподнимая и опуская ее, напевая песенку:

С куклой нашей

Деточка (имя ребенка) попляшет. Хлопнем все в ладошки,
Пусть попляшут ножки!
Передайте игрушку малышу, попросив его поплясать с ней. Когда малыш начнет плясать с куклой, вы хлопайте в ладоши и пойте эту песенку.

Кроме куклы, и другие игрушки
могут плясать с малышом.
Через 3—4 игры меняйте игрушки, для того чтобы малыш научился переносить это игровое действие на другие игрушки.

ИГРА УЛОЖИГ КУКЛУ СПАТЬ

Вам будет нужна кукла или другая сюжетная игрушка (мишка, зайка и т.п.), расческа.
Укачивайте куклу, напевая песенку:
Уложила куклу спать,
Стала песню напевать,
Баю-баю, баю-баю-бай,
Глазки, кукла, закрывай.
Попросите малыша покачать куколку, помогите ему. Затем достаньте расческу и причешите ее:
Вот проснулась кукла-крошка,
Причешу ее немножко,
Тихо-тихо, не шали,
Потихонечку сиди.

Попросите малыша повторить эти действия.

ЭУЧКИ И для игры вам будет нужна коробка, обклеенная подарочной бумагой и обвязанная лентой, набор небольших по размеру сюжетных игрушек:
собачка, кошка, лошадка, петушок, курочка и другие игрушки.
Торжественно внесите коробку, развяжите бант и, заглянув под крышку, воскликните: (Ой! Кто там? Медленно доставайте из коробки игрушку, спрашивая: «Кто это?» Побуждайте малыша в ответе на ваш вопрос использовать как звукоподражания (Ав-ав, мяу-мяу, но-но, ко-ко, ку-ка-ре-ку), так и полные слова. Отдан игрушку ребенку, просите его показать, как лошадка скачет, как она говорит КИ-го-го»; курочка клюет зернышки, пьет водичку; петушок прыгает на стул и кричит Ку-ка-ре-ку»; собачка бегает, прыгает, лает; киска умывается, мяукает, прячется.

ИГРА КТО КАК КРИЧИТ
Рассказывайте этот стишок, показывая ребенку игрушки из-за ширмы. Побуждайте его к звукоподражанию и называнию игрушек полным словом.
Возвращаясь к показу игрушек, спрашивайте: Кто это? Это гусь? Как гусь кричит? и т.д.

А я рыженькая кошка,
Я мяукаю в окошко:
Мяу, мяу, мяу!
Мяу, мяу, мяу!

Гусь с гусятами живет
В доме на лужайке.
Кто там голос подает?
Ну-ка, угадай-ка!
Га-га-га-га-га!
Вот коза козлят ведет
Прямо на лужайку.
Кто там голос подает?
Ну-ка, угадай-ка!
Ме-ме-ме-ме-ме!
Воронят своих зовет
Ворон на лужайку.
Кто там голос подает?
Ну-ка, угадай-ка!
Кар-кар-кар-кар-кар!
(Ю.Островский)

ИРА «КТО УМЕЕТ ЧИСТО МЫТЬСЯ»
Играйте в эту игру за столом или на полу, предварительно надев на
малыша клеенчатый фартук. Вам будут нужны тазик с водой и целлулоидная кукла.
Сопровождайте песенку соответствующими движениями:
Кто умеет чисто мыться?
Кто водицы не боится?
Это мы! Это мы! Это мы!
Кто не хочет быть грязнушкой?
Хорошенько моет ушки?
Это мы! Это мы! Это мы!
Умываться мы умеем, Мы мочалкой моем шею. И вот так! И вот так! И вот так!
Чтобы чисто вымыть ножки, Мы помылим их немножко. И вот так! И вот так! И вот так!
А потом помоем ловко
Мы над тазиком головку.
И вот так! И вот так! И вот так!
Мы помылись, как большие, Вот мы чистые какие. Посмотри! Посмотри! Посмотри!

Покажите малышу действия с куклой несколько раз, а потом попросите его искупать куклу.

ИГРА МИШКА С КУКЛОИ
Сделайте из стульев ширму, предварительно накрыв их покрывалом. Приготовьте для игры куклу-би-ба-бо и мишку-би-ба-бо. Разыграйте перед малышом сценку, сопровождая ее стихотворением:
Мишка с куклой бойко топают,
Бой ко топают, посмотри!
И в ладоши звонко хлопают,
Звонко хлопают: раз, два, три!
Мишке весело, Мишке весело,
Вертит Мишенька головой.
Кукле весело, тоже весело,
Ой, как весело, ой, ой, ой!
Передайте одну из игрушек малышу, попросив его вам помочь. Научите вначале малыша выполнять игровые действия с одной из игрушек, не прячась за ширму. А уже потом разыграйте эту сцену за ширмой вместе с ребенком. Самыми благодарными зрителями станут ваш папа, бабушка и дедушка.

Источник