Развитие игровой деятельности ребенка дошкольного возраста
Елена Силина
Развитие игровой деятельности дошкольника.
«В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста,
выше своего обычного повседневного поведения,
он в игре как бы выше на голову самого себя. Игра содержит в себе все тенденции развития, ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над
уровнем своего обычного поведения»
Л. С. Выготский
1) Общая характеристика игры дошкольника.
Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в основном характеризующийся воспроизводством в специфической форме действий и отношений взрослых.
Игра имеет социальную природу. Она не только впитывает в детей знания об окружающей социальной действительности, но поднимает их на более высокий уровень, придает более сознательный характер.
Ролевая игра – форма моделирования детьми отношений взрослых, т. е. воссоздания их в новой материальной форме, их выделения. В этой форме игру можно назвать арифметикой социальных отношений. Ролевая игра является важнейшим источником социального сознания ребенка. Как сказал Л. С. Выготский: «В игре становиться человек». В игре определяются психологические компоненты игры.
Мотив – побуждение к действию, созданное с удовлетворением определенных потребностей. Это может быть в раннем возрасте попавшаяся на глаза ребенку игрушка, вызвавшая желание играть, в более старшем возрасте это может быть впечатление от услышанного рассказа или увиденного чего-то нового.
Цель — объект, на который направленно действие, представление результата действия. Для малыша как таковой цели игры не существует. Для детей более старшего возраста это может быть результат какого-то действия (постройка, рисунок и т. д.).
Способы – достижения ребенком в игре желаемых результатов, действия с предметами, изображая или воображая себе что-то, воспроизводя действия изображаемого героя в игре.
Основные виды игр.
Подражательно-процессуальные – свойственны детям младшего возраста. Представляют собой изображение действия с предметом (чашка-пить, коляска – возить куклу, подражание действиям взрослого (папа-чинит, мама – кормит).
Сюжетно- ролевые игры – ребенок в такой игре берет роль, соответствующую сюжету игры (свойственны детям всех возрастов, кроме раннего возраста) с различными преобладаниями в разном возрасте тех или иных компонентов (роли, сюжета, правилами).
Дидактические игры – эти игры предлагает воспитатель и играет ребенок вместе со взрослым.
Подвижные игры – спортивные игры, упражнения. Для малышей простой сюжет («У медведя во бору», «Волк и заяц») у старших детей – игры с более выраженными правилами.
2)Особенности игровой деятельности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Формы игровой деятельности усваиваются ребенком под руководством взрослого. Игрой дошкольника, тем более младшего, нужно руководить. А еще раньше малыша нужно научить играть, иначе, окруженный лишь уходом со стороны взрослых и игрушками, при дефиците общения со взрослым у ребенка не развивается игровая деятельность а, следовательно, это влияет на психическое развитие. В раннем возрасте требуется, чтобы дети играли под непосредственным воздействием взрослого. Их надо научить игре с предметами, давать новые варианты игры, заменять варианты игр, заменять предмет, когда игра с ним исчерпывается, развивать игру в присутствии ребенка, словом, организовывать индивидуальное поведение детей. Роль взрослого меняется, когда в детской сфере возникает зачатки самодеятельной жизни, у детей появляется потребность во взаимодействии. Дети сами группируются, составляя организованную часть детского общества, они организовывают других детей.
В них появляются сначала игры с развернутой игровой ситуацией и скрытыми в ней правилом, а потом игры со свернутой игровой ситуацией и с открытым правилом. Это более старший возраст. Здесь задача педагога в том, чтобы не задержать детей на уже пройденных стадиях, а содействовать.
Обратимся к статье Ф. Н. Фрадкиной «Развитие сюжета в игре ребенка раннего детства». Малышу необходимо помочь развивать сюжет игры – самостоятельное развитие сюжета. В начале развития игры это может быть элементарное действие с одним предметом, повторяющееся много раз. Меняется объект действия, но действие остается тем же. Следующая ступень – ряд элементарных действий, не связанных между собой, которые, когда-либо раньше производились. Те же предметы, с которыми прочно связано действие, вытекающие из их общественной функции, наталкивают ребенка каждый раз при своем появлении на повторное воспроизведение именно этого действия в игре. Предмет однозначно определяет использование его в игре. Увидя игрушку-посуду малыш играет «в еду», а не в наливание пищи и не в мытье посуды; увидя ванночку – в купание куклы, а не в наливание воды и вытирание.
Дальнейшее развитие происходит, когда взрослый включает постепенно в игру несколько предметов: ребенок уложил куклу спать, взрослый подает ему посуду: «Буди куклу, пои ее чаем». Потом подает кукольную одежду: «Кукле пора идти гулять» и т. д.
К самому концу раннего детства можно наблюдать цепочку действий, отражающие жизнь. Кукла – главный «заместитель» человека в игре; стоит в центре всех действий производимых ребенком. Сюжет теперь определяется логикой жизни человека.
Игра в раннем детстве, в центре которой стоит овладение предметом и способами действий с ним, сменяется игрой дошкольника, в центре которой – человек и его отношение к предметам. Для правильного руководства игрой дошкольника важно знать и продолжительность игр в разном возрасте. Так, в раннем возрасте игры продолжаются 3-6 минут, это связанно с неустойчивостью внимания в этом возрасте. В младшем возрасте игры продолжаются 10-15 минут. В среднем дошкольном возрасте продолжительность игр составляет уже 30-35 минут, а старшие дошкольники могут играть часами, даже иногда переносить игру на следующий день. Со временем меняется и тематика игр. В младшем возрасте тема игры соотноситься предметом, который ребенок играет. Это в основном постройки, в сюжетных играх преобладает бытовой сюжет. В этих играх почти нет правил, идет изображение конкретного взрослого. В среднем возрасте появляется много сюжетов на бытовые и производственные темы. Действия с предметом развернуты (девочки могут не кормить кукол обедом, который долго готовиться, т. к главное –действие). Дети начинают играть вместе, а не рядом. От внешних действий переходят к воспроизведению отношений. В играх появляются правила. В старшем дошкольном возрасте игра носит коллективный характер. Игровые действия сведены до минимума или условлены, большее значение имеет речь и взаимоотношения. Основным является выполнение правил игры.
3) Значение игровой деятельности для психического развития детей.
Раскрытие психологической природы игры детской дошкольной заключается в том, что бы понять и выяснить в игре то, что определяет собой психическое развитие личности ребенка и его сознания, симптомом которого является развитие отдельных психических процессов – мышление, воображение, восприятие, память, воля. Игра является наиболее свободной деятельностью ребенка.
Д. Б. Эльконин поделил игры (по развитию) на 4 группы:
1) подражательно процессуальные
2) драматические (по определенному сюжету)
3) игры по сюжету с несложными правилами
4) игры с правилами без сюжета и элементарные спортивные игры
Значение игры.
З. М. Истомина, исследуя процесс возникновения произвольной памяти в процессе игры, показали, что в ходе игры создаются благоприятные условия для запоминания и припоминания самостоятельно чего-либо, т. е. возникают предпосылки для развития процессов произвольного запоминания.
Для примера возьмем игру «Чье это место?»
Здесь ребенок должен запомнить места расположения предметов, соотнести их с изображением на магнитной доске. Или сориентироваться по плану в реальном пространстве комнаты. Пример произвольного запоминания и развития логического мышления.
Существует связь между уровнем развития личности ребенка и уровнем развития игры. Каждому возрастному периоду соответствует определенный вид ведущей деятельности и определенные психологические новообразования – смена этих видов деятельности и новообразований характеризует общую направленность психологического развития ребенка.
Игра имеет значение не только для тех психологических процессов, которые в нее непосредственно вложены (воображение, мышление, но и те, что могут быть связанны с ней косвенно (память). Игра затрагивает наиболее существенные стороны психологического развития сознания. Воля воспитывается у детей через подчинение правилам игры. Подчинение правилам проводиться через сюжет или роль. Внутри роли заключается правило поведения. Свобода ребенка в игре есть свобода лишь в пределах взятой на себя роли. Ограничение своих непосредственных побуждений, подчинение взятым на себя обязанностям способствует развитию воли.
Когда на пороге раннего или младшего дошкольного возраста возникают простейшие формы сюжетно ролевой игры; дети способны осуществить эту игру лишь в плане внешней деятельности с реальными предметами. Овладевая постепенно обобщенными способами игровых замещений и усвоения формы моделирования окружающей действительности, ребенок приобретает общую способность осуществлять воссоздание и преображение этой действительности в воображаемом плане, оперируя уже не реальными предметами и их заместителями, а наглядными образцами, представлениями о соответствующих предметах и действиях, которые с ним производиться.
Список использованной литературы:
1) Журнал «Дошкольное воспитание» №3
2) Заморожца А. «Психология и педагогика игры дошкольника»
3) Мухина В. С. «Психология дошкольника»
4) Шуаре М. «Возрастная и педагогическая психология»
Источник
Наталья Маркова
Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста
Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете,
Она всегда – ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.
З. Гиппеус.
«Игра — преобладающий или ведущий вид деятельности? Может быть она, только Зеркало процессов совершающихся в других областях? Нельзя принимать зеркальное отображение за изображаемый предмет, хотя можно через зеркальное изображение изучить предмет».
-ИГРА даёт взрослому возможность узнать и понять внутренний мир ребёнка.
-ИГРА может опосредовать диалог с ребёнком.
-ИГРА помогает сделать образовательный процесс более увлекательным и мотивированным.
-Через ИГРУ взрослый может помочь ребёнку пережить и осмыслить различные ситуации его жизни и найти новые способы поведения в них
-ИГРА золотой ключик к ларцу дошкольного детства.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ИГРЫ
Проблема игры, как деятельности имеющей особое значение в жизни ребёнка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития.
В отечественной психологии сюжетная игра понимается,
«как воссоздание человеческой деятельности из неё выделяется её социальная, собственно человеческая суть — её задачи и нормы отношений между людьми»
Д. Б. ЭЛЬКОНИН.
СТРУКТУРА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Следует различать сюжет и содержание игры.
СЮЖЕТ-это сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре.
Сюжеты детских игр
• бытовые,
• производственные,
• общественно – политические.
Игры с бытовым сюжетом (семья, детский сад, прогулка, День рождения, приготовление обеда).
Игры с производственным сюжетом (стройка, больница, магазин, школа, поезд).
Игры с общественно-политическим сюжетом (война, индейцы, партизаны, митинг).
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ — содержание деятельности людей.
Вначале дошкольного возраста содержание игры ребёнка, это воспроизведение простых операций с предметами и последовательность предметных действий. Затем воспроизведение социальных ролей. На позднем этапе — воспроизведение социальных и межличностных отношений.
Пример игра «Дочки-матери»
1) Выполнение отдельных действий (приготовить обед, разлить чай в чашки).
2) Целостное ролевое поведение (обращение к партнёру).
3) Воспроизведение межличностных и социальных отношений (мать любит ребёнка, заботится о нём).
МОТИВ ДЕТСКОЙ ИГРЫ
Игровые мотивы реализуют потребность ребёнка жить совместной с взрослыми жизнью, участвовать в социальной деятельности, занимать определённое место в обществе.
Структурные компоненты игры:
• Роль.
• Игровое действие.
• Игровое употребление предметов (замещение).
• Реальные (партнёрские) отношения между играющими детьми.
Центральным и определяющим компонентом является – роль.
Роль реализуется в игровых действиях.
Основу игры, по словам Л. С. Выгодского составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций и смыслового поля.
Еще, один компонент, структуры сюжетно-ролевых игр это — реальные отношения (между играющими детьми, как партнёрами по совместной игровой деятельности).
Функции реальных отношений включают
1. Планирование сюжета игры.
2. Распределение ролей, игровых предметов.
3. Контроль, над развитием сюжета и выполнением ролей, сверстниками партнёрами.
4. Коррекция игры.
В качестве приёмов организации игровых отношений выступают
Смена ролевых позиций ребёнка в игре.
Создание игрового сотрудничества (переход то игры «рядом», к игре «вместе»).
Ориентация детей на чувства и переживания за игровых персонажей
Создание средствами игры повышенной напряжённости (в сюжет вносится драматизм, требующий оказания помощи персонажам).
Для организации партнёрских отношений используются следующие приёмы
Совместное обсуждение сюжета игры (планирование).
Обсуждение начального замысла игры (каждый из детей, может побывать, как на основных, так и на второстепенных ролях).
Знакомство с игровым материалом (оформление игрового пространства).
Дефицит групповой совместной игровой деятельности является фактором риска развития личности ребёнка.
Уровень развития детской игры
1-предметные действия
2- предметные действия в цепочке
3-выполнение ребёнком роли и связанных с нею действий
4-выполнение действий отражающих социальные и межличностные отношения.
На протяжении дошкольного детства можно наблюдать динамику развития игры от первого уровня (в младшем дошкольном возрасте) к четвёртому (в старшем дошкольном возрасте).
Значение сюжетно-ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, является ведущим типом деятельности, определяет развитие всех существенных сторон личности ребёнка, подготавливает переход на новую возрастную стадию развития
-развитие мотивационно-потребностной сферы (формирование у ребёнка стремления к социально-значимой деятельности и мотива занять новую социальную позицию)
-преодоление познавательного «эгоцентризма» (в игре учитывать позиции друг друга)
-формирование идеального плана сознания (действия в уме)
-развитие произвольности действий (принятие роли и контроль со стороны участников игры)
Принципы отбора игровых методов обучения
Одна из задач, стоящих перед педагогами, которые работают по программе «Радуга»— предоставить детям возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Взаимоотношение воспитателя с детьми должно исключить принуждение.
Способы построения сюжетно-ролевых игр
предметно-действенный способ, на этапе раннего и младшего дошкольного возраста (покатать машинку, загрузить её, покормить куклу).
ролевой способ, в среднем дошкольном возрасте (принятие роли и ролевое поведение, в роли зайчика ребёнок «строит» для себя дом, готовит обед).
сюжетосложение, в старшем дошкольном возрасте (придумать, комбинировать сюжет на основе опыта).
Игровая мотивация
Детям 3-4 лет необходимо:
-одушевлять игровые персонажи.
-использовать различные сюжеты
-осуществлять превращения одних предметов в другие.
Детям 4-5 лет необходимо:
-принимать нужную роль и действовать в этой роли.
-заинтересовывать детей ролями.
Детям 5-6 лет необходимо:
-отбирать яркие и выразительные образы.
-представлять сюжет, используя ролевое поведение.
Динамика использования игровых приёмов.
Возрастная группа
Ведущий тип Игровые приёмы
Первая младшая Предметно-манипулятивная Внесение дидактических игрушек
Вторая младшая Сюжетно-ролевая на стадии игрового действия Использование дидактических игрушек. Игровая мотивация при закреплении навыка
Средняя Сюжетно-ролевая на стадии игровой ситуации и роли Одушевление чисел и превращение их в персонажи сюжетной истории
Старшая Сюжетно-ролевая на стадии сюжетосложения Составление и решение задач
Подготовительная Игра с правилами Использование дидактических игр с правилами: настольных, подвижных
Педагогические принципы организации сюжетной игры
-В игре дети должны отражать знания и представления, полученные ими при ознакомлении с окружающим.
-Игра — средство проработки знаний.
-Свободная сюжетная игра — самая привлекательная деятельность для детей.
-Свои функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребёнка она всё более усложняется.
Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения — преобладающий способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умения ребёнка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметами, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события).
Целью педагогических воздействий по отношению к игре должны быть не «коллективная проработка знаний» (или «тем» — «Стройка», «Космос», «Магазин» и т. п., а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют разнообразное содержание, свободно вступая во взаимоотношение со сверстниками игровых объединениях.
Из этого следует
— первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.
-второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, так, чтобы детьми сразу открылся и усвоился новый, более сложный способ её построения.
-третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо формирование игровых умений. Ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.
В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные ситуации;
1) формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является играющим партнёром;
2) формирование самостоятельной детской игры, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использования детьми уже имеющихся в арсенале игровых умений.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.
Источник