Развитие и воспитание здорового ребенка
саяна иргит
Воспитание здорового ребенка
Формирование здорового ребенка, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В дошкольном возрасте интенсивно происходит физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем.
Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Полноценное физическое и психическое развитие ребенка и его здоровье – это основа формирования личности. Обратимся к словарю С. И.Ожегова: «Здоровье – это правильная, нормальная жизнедеятельность организма». В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое, социальное и психическое благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Здоровье – это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.
Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. д. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу полноценное физическое и психическое развитие, укрепляют его состояние здоровья.
Физическое воспитание представляет собой воспитательно-образовательный процесс,характеризующий всеми присущими педагогическому процессу признаками: ведущей ролью воспитателя, направленностью деятельности воспитателя на реализацию задач физического воспитания, построение системы занятий в соответствии с дидактическими принципами. Физическое воспитание – это процесс, направленный на совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития физических качеств человека, совокупность которых определяет его физическую дееспособность. Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья ребенка, его физическое развитие, а также оптимизацию двигательной активности детей. Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком смысле термин используются для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружности грудной клетки, состояние осанки). В широком смысле данное понятие включает в себе физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие и др.).
Целью физического воспитания является сохранения и укрепление здоровья, формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качества, формирование у детей здорового образа жизни. Целью физического воспитания детей, страдающих церебральным параличом, является создание при помощи коррекционных физических упражнений и специальных двигательных режимов предпосылок для успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, их интеграции в обществе. Задачи физического воспитания дошкольников можно разделить на несколько групп. В первую группу входят те классические задачи, которые справедливы и в работе со здоровыми детьми – это оздоровительные, образовательные и воспитательные. Оздоровительные задачи занимают особое место. Они включают в себя охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности детей. Вторую группу задач составляют образовательные задачи, которые предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, получение дошкольниками элементарных знаний о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Также вторую группу составляют двигательные коррекционные задачи, которые целесообразно разделить на основные и вспомогательные. К основным двигательным коррекционным задачам относятся поэтапное двигательное развитие детей в той последовательности, которая свойственна здоровым детям. Для более детальной проработки основных коррекционных задач сформулируем более частные вспомогательные задачи, которые будет решать педагог в процессе физического воспитания:
Коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата (конечностей, отделов позвоночного столба и др.);
Преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп;
Улучшение подвижности суставах профилактика или разработка контрактур);
Нормализация тонуса мышц (коррекция позно — тонических реакций);
Улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных (кожных) ощущений;
Формирование компенсаторной гипертрофии определенных мышечных групп (усиление развития той группы мышц, которая вынуждена взять на себя функции ослабленной, парализованной);
Улучшение деятельности сердечно — сосудистой, дыхательной и других систем организма;
Развитие предметно — манипулятивной деятельности рук (пальцев рук);
Формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, статодинамической устойчивости (равновесия) и ориентировки в пространстве;
Формирование различных опорных реакций рук и ног: общая релаксация (расслабление) организма и отдельных его конечностей и др.
В настоящее время система физического воспитания, а также работа с детьми по формированию здорового образа жизни в дошкольном учреждении представляют собой единство средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Система формирования здорового образа жизни в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных им психологических особенностей детей. Средствами реализации группы оздоровительных задач являются: гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения. Средствами реализации группы воспитательных задач являются: деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства).Средствами реализации группы образовательных задач является: пример взрослого человека, собственная деятельность детей, художественные средства.
Содержание физического воспитаниядошкольников включает: упражнения общеразвивающего воздействия; упражнения в основных движениях; подвижные игры и игровые упражнения; спортивные игры; ритмические (танцевальные) движения; упражнения в построении и перестроении, в перемещении со скольжением, с техническим средствами; упражнения для освоения движений в водной среде. К основным средствам физического воспитаниядошкольников относятся: рациональное питание, режим дня, физические упражнения; природные факторы; гигиена одежды и помещения, физические упражнения, закаливание. К средствам физического воспитания также относятся гимнастика, прогулки и экскурсии, праздники физической культуры, дни здоровья.
Следует отметить одну из важнейших особенностей двигательного развития детей, на которую давно обратили внимание крупнейшие отечественные и зарубежные ученые. Было убедительно доказано, что двигательное развитие оказывает мощное влияние на их общее развитие, в частности на формирование речи, психики, интеллекта, таких анализаторских систем, как зрительная, слуховая, тактильная, а также, в широком смысле, на их поведение. В этой связи, считаем обязательным планирование в процессе физического воспитаниярешение следующих специальных коррекционных задач:
1.Развитие речи посредством движения: совмещение звука и движения; звукоподражание, звуковая окраска движения, ролевые двигательные игры со звуковым выражением; мелкая моторика и т. д.
2. Формирование в процессе физического воспитанияпространственных и временных представлений типа: дальше — ближе; выше – ниже; слева – справа; больше – меньше; много — мало; быстро-медленно и т. д.
3. Изучение в процессе предметной деятельности на занятиях по физической культуре различных физических свойств материалов (тяжелый – легкий, гладкий – шершавый, плотный – пористый, эластичный – хрупкий и т. д., а также назначения предметов (для чего применяются и др.).
4. Формирование в процессе двигательной деятельности различных видов мышления.
5. Управление эмоциональной сферой ребенка, развитие его морально-волевых качеств личности, осуществляемые в процессе специальных двигательных заданий, игр, эстафет и т. д.
Развитию физических возможностей человека способствует физический труд (особенно на свежем воздухе, который можно использовать как вспомогательное средство физического воспитания. Полноценное физическое развитие и отношений к здоровью возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.
Таким образом, система физического воспитания направлена на формирование здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении и представляет собой единство методов, форм и средств работы педагога с детьми.
Литература:
1. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – М., 1986.
2. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет / М. ,1983.
3. Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» /сост. А. В. Кенеман. — М. ,1985.
4. Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитаниядетей дошкольного возраста: руководство в работе над курсом. – М. ,1985.
5. Ефименко Н. Н., Сермеев Б. В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. – М., 1991.
6. И. Ю. Левченко. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. –М. ,2008.
Источник
«Здоровье есть высочайшее богатство человека».
(Гиппократ)
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.
Главное — помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.
Задачи:
-сохранение и укрепление здоровья детей;
-формирование у родителей и воспитанников ответственность в деле сохранения собственного здоровья.
— содействие правильному разностороннему физическому развитию и закаливанию организма;
-обучение двигательным умениям и навыкам, рациональному дыханию, формирование навыков правильной осанки, профилактика плоскостопия.
Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья. Термин «валеология» происходит от латинских слов «вале», что означает «быть здоровым» и «логос» — «наука». Таким образом, валеология — наука о здоровье.
Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу.
Работа по формированию основ валеологического воспитания проводится через организацию образовательной деятельности (образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие» «Физическое развитие») .
В нашем ДОУ ведется тесная работа с семьей по формированию основ валеологического воспитания. Работа по этому направлению позволяет заинтересовать взрослых возможностями детей, показать достижения, результаты, организовывать совместные праздники и досуги.
В нашей работе преобладает такая форма сотрудничества, как партнерство.
Цель моей работы — пропаганда здорового и творческого образа жизни, формирование у ребенка желания сделать себя лучше, сильнее, умнее, научить его фантазировать и делать дело, иными словами — создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность.
Соблюдая эти условия, можно добиться определенных результатов, а именно:
— активизации и заинтересованности детей и родителей в вопросах валеологии.
— развитие познавательной активности детей в усвоении знаний о гигиене, и об элементарном строении человека.
— установление взаимного доверия между педагогом и родителями в вопросах
валеологического воспитания.
— снижение заболеваемости в группе.
Всю работу я строю по принципу «Здоровый ребёнок — здоровая семья — здоровая нация».
Предпочтение в своей деятельности ,как специалист я отдаю формированию основ здорового образа жизни с активной поддержкой и участием в этом родителей.
Для решения вышепоставленных задач в дошкольном учреждении создана материальная база:
• оборудован музыкально-спортивный зал, оснащённый необходимым оборудованием и инвентарём;
• физкультурно-спортивные уголки в групповых помещениях, игрушки для самостоятельной деятельности детей изготовленные руками воспитателей и родителей;
• созданы центры двигательной активности с разнообразным спортивным инвентарём и нестандартным оборудованием;
• естественное природное окружение, которое, благотворно влияет на разностороннее физическое развитие детей;
• спортивные площадки с гимнастическими игровыми блоками, беговой дорожкой, ямой для прыжков и т.д.
Каждый день проводятся физкультурные НОД: два в зале и три на свежем воздухе. В процессе НОД воспитываются воля, настойчивость, смелость, решительность, выносливость, дисциплина, коллективизм. Оказывается благотворное влияние на развитие высших функций центральной нервной системы — восприятия, памяти, внимания, мышления. НОД проводятся в различной форме: НОД учебно-тренирующего характера, сюжетные, игровые, тематические, комплексные, контрольные (диагностическое). Я, как специалист базирую физическое воспитание на углубленном изучении возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка. Учитывая, что в дошкольном учреждении есть, часто болеющие дети приходится уделять им больше внимания.
Также предпочтение активным формам работы с детьми с обязательным привлечением родителей. В течении года проводились физкультурные развлечения и праздники, праздники с участием родителей, зимняя неделя здоровья, дни здоровья, досуги во всех возрастных группах. Ведь любой праздник, а тем более спортивный — это всегда радостное событие. А тематика их самая разнообразная: «Масленица», «День здоровья», «Красный, желтый, зеленый», «День защитника Отечества», «На планете здоровья» и т. п. Веселая здоровая атмосфера этих праздников передавалась и взрослым, способствовала пробуждению у них интереса к общению со своими детьми, к повышению внимания к здоровью ребенка.
В дошкольном учреждении специально организована система закаливания и профилактики:
• ежедневные оздоровительные прогулки;
• умывание холодной водой;
• полоскание рта и горла прохладной водой, полоскание горла отварами трав;
• воздушные и солнечные ванные;
• хождение босиком;
• психогимнастика;
• гимнастика для глаз.
Проводятся профилактические мероприятия по формированию осанки и профилактике плоскостопия.
Характерной особенностью работы нашего детского сада по развитию движений детей является закрепление полученных навыков в природных условиях. Регулярно, в течении года, мы выводим наших детей в природу: сад, на озеро, на поляну, в лес. В таких мероприятиях активное участие принимают родители наших детей.
Проводится кружковая работа. Кружок «Ритминка». Целью которого является: укреплять здоровье детей; формировать познавательную сферы ребёнка; развивать двигательные способности, творчество и инициативу; воспитывать потребность в ежедневных физических упражнениях и здоровом образе жизни.
Для физического и двигательного развития детей на протяжении учебного года были проведены следующие виды физкультурно-оздоровительной работы: утренняя гимнастика, в тёплый период на свежем воздухе, в холодный — в зале. Физкультурные занятия с использованием нетрадиционной формы работы, контрольно-тренировочные занятия на развития мышечной силы, быстроты, бега. Проводилась коррекционная работа основных видов движений, профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
На протяжении учебного года повышая интерес к занятиям физкультурой, использовались ритмические упражнения, акробатические упражнения, подвижные и фольклорные игры. Индивидуальную работу старалась проводить в игровой форме, с использованием физкультурного инвентаря и без него. Большое внимание уделяла индивидуальной работе на прогулке. Большое предпочтение отдавала подвижным играм с небольшими подгруппами детей. Такие игры на воздухе способствовали тренировке носового дыхания, улучшению разных отделов легких, углублению выдоха и улучшения дыхания в целом. Использовала игры на разную двигательную активность детей: высокой, средней и малой подвижности.
В результате проведения лечебных подвижных игр, не только укрепляли здоровье детей, но и способствовали всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию; формировали необходимые навыки и умения, координацию движения, физические качества (ловкость, выносливость, меткость и т. д.) (см. приложение). Игры, проводимые на свежем воздухе, закаливают организм и укрепляют иммунную систему детей.
При организации физкультурной НОД широко использовала общеразвивающие упражнения, которые активизировали разные группы мышц и улучшающие кровоснабжение внутренних органов.
Особую роль отдавала упражнениям, направленным на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры и опорно – двигательного аппарата. Для тренировки правильного дыхания детям были предложены наиболее доступные естественные движения – ходьба и бег.
Дыхательная гимнастика проводилась и после сна в сочетании с другими упражнениями. Для выполнения таких дыхательных упражнений большое значение имело исходное положение рук: руки на поясе – способствовали созданию благоприятных условий для вентиляции легких; положение или движение рук на уровне головы и выше – содействовали активизации дыхательной функции мышц нижней части грудной клетки и диафрагмы.
В гимнастику после сна включала игровые упражнения («велосипед», «крокодильчик», «лодочка», «кошечка – собачка» и др.). Детям очень нравится выполнять гимнастику в стихотворной форме.
В завершении гимнастики после сна дети проходят по дорожкам здоровья, с целью профилактики плоскостопия у детей. Такие дорожки были изготовлены при помощи родителей (пришивали пуговицы на следы, приносили крышечки, каштаны и т. д.) .
Эффективным средством укрепления здоровья детей, снижения заболеваемости, повышения уровня работоспособности и воспитания навыков здорового образа жизни — явилось закаливание.
Солнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к воздействию окружающей среды. Закаливание это не только обтирание или обливание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации и дополнительного времени: нахождение детей в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне (с разрешения родителей, активные занятия физкультурой на площадке.
Хорошим средством укрепления здоровья детей стало закаливание водой. В летний оздоровительный период дети с удовольствием купались в бассейне. С радостью играли в игры с водой. В группе дети мочили ножки в воде с морскими камушками (пройдя по дорожке – здоровья). Каждый день на участке бегали в трусиках, босиком (закаливание солнцем и воздухом). С этот период соблюдался и питьевой режим.
О различных видах закаливания, методах и приемах, о систематичности и непрерывности их использования рассказывала на консультациях для родителей.
Большое значение в работе с детьми по воспитанию навыков здорового образа жизни имели НОД, беседы, дидактические игры, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы о теле, правилах ухода за ним, о витаминах, здоровье, и правильном питании. Дети изучали свое тело и старались сделать все, чтоб быть здоровыми и сильными. Но главная роль в воспитании навыков здорового образа жизни отводилась родителям.
Так же в воспитании навыков здорового образа жизни у детей воспитывалось с помощью привлечения родителей к участию в разнообразных спортивно — оздоровительных мероприятиях, которые проводились с детьми.
О Днях здоровья, спортивных праздниках и развлечениях оповещала родителей заранее, сообщала не только о дате проведения мероприятия, но и о его содержании, о том, как подготовить ребенка к этому дню.
Участвуя в таких мероприятиях, родители имели возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку, физические качества с тем, как развиты другие дети.
Веселая здоровая атмосфера этих праздников передавалась и взрослым, способствовала пробуждению у них интереса к общению со своими детьми, к повышению внимания к здоровью ребенка.
По итогам работы видно, что:
— разнообразие форм работы с родителями положительно воздействуют на развитие у детей навыков здорового образа жизни;
— все формы, методы, приемы работы с детьми дали возможность больше узнать о своем здоровье, способах защитить его от болезней, укрепить и повысить уровень физической активности;
— с помощью игр, упражнений и физкультурно – оздоровительных мероприятий создавали положительный психо – эмоциональный климат в группе;
— способствовали формированию правильной осанки, развивали все группы мышц и правильную дыхательную активность.
Таким образом, можно сделать вывод, что систематически проводимая работа улучшает физическое развитие детей. Влияет на общее укрепления организма ребёнка. Главное, чтобы все мы — дети, родители, воспитатели почувствовали и поняли, что дружба с физкультурой и спортом — это здоровье на долгие годы.
Список литературы:
1. Н. И. Пензулаева. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. — М Просвещения, 1988 . — 143 с.
2. А.И. Фомина. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. — М.: Просвещения. 1984 . — 159 с.
3. А. Л. Глазырина. Физическая культура — дошкольникам: Старший возраст.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 264 с.
4. Н. С. Голицина. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2004.
Источник