Развитие и воспитание ребенка спецкурс
Успешно подготовить ребенка к школе способны комплексные образовательные программы.
Узнать подробнее…
Дополнительные развивающие занятия с логопедом и психологом помогут ребенку обрести уверенность в общении и лучше адаптироваться к школе.
Подробнее о занятиях…
Период воспитания ребенка дошкольного возраста нередко становится для родителей одним из самых сложных. Как подготовить ребенка к школе, на что обратить внимание, каким критериям должен соответствовать дошкольник, чтобы легче адаптироваться к учебе и быть успешным?
С момента рождения и до поступления в школу ребенок проходит довольно сложный, но интересный путь первого познания мира. Что можно, а что нельзя, какое это на вкус, на запах, на ощупь, он делает первые шаги и говорит свои первые слова, учится пользоваться горшком и выполнять несложные поручения. Школа становится новым этапом развития, от готовности к которому, однако, зависит успешность его прохождения. Есть ли у ребенка жажда знаний и открытий, хочет ли он учиться или его трудно чем-либо заинтересовать, умеет ли он читать и хорошо ли физически подготовлен для своего возраста, как общается с другими людьми – со сверстниками и взрослыми, имеет ли свои принципы и понимание добра и зла, некоторых нравственных вопросов? Все это напрямую будет влиять на интерес к учебе и умению его адаптироваться в коллективе.
Способы и средства воспитания детей
Воспитанием называют целенаправленное формирование личности, процесс, который помогает ребенку подготовиться к взаимодействию в социуме. Это передача накопленного опыта, развитие в ребенке определенных качеств и умений. Как правило, в любом воспитании используется три основных способа – наказание, поощрение и личный пример. Причем последний способ считается чуть ли не самым эффективным, поскольку дети склонны повторять за взрослыми, копировать их привычки и поведение. Это не означает, что метод «кнута и пряника» не работает, просто следует помнить о том, что все хорошо в меру. При чрезмерном наказании можно задушить в ребенке инициативность, создать психологическую травму – особенно, если он не понимает, за что его наказывают. При чрезмерном поощрении можно избаловать или поощрить развитие формата общения под названием «шантаж», когда ребенок соглашается выполнять свои обязанности только взамен предоставления каких-либо благ и удовольствий.
Поэтому, в идеале, всегда помните о том, какой пример вы подаете вашему ребенку. Если вы не занимаетесь спортом, то заинтересовать ребенка зарядкой будет сложно. Если вы не читаете книг и много время проводите в Интернете, то не удивляйтесь, почему вашего малыша не интересует литература.
Развитие ребенка 1 – 5 лет
Перед детьми от одного до трех лет встает задача постижения огромного окружающего мира и приобретения самых необходимых навыков. К двум годам они делают резкий рывок в интеллектуальном развитии, формируются первые навыки абстрактного мышления, обогащается воображение, начинает развиваться память. В этом возрасте стимулировать развитие можно в игровой форме: полезно читать, петь, заниматься совместным творчеством, играть в игры.
Третий год в жизни ребенка детские психологи называют кризисным, он становится переломным с точки зрения осознания себя как личности. В этот период во избежание формирования в дальнейшем комплексов крайне важно правильно выстраивать общение с ребенком, уважая особенности его личности.
Важным аспектом становится и развитие речи, которая сейчаc является для малыша полноценным средством общения: происходит тренировка речевой функции, обогащение словарного запаса.
Основным видом деятельности для детей этого возраста является игра, однако сейчас игры переходят из разряда абстрактных в сюжетные.
В первые три года у ребенка формируются основные чувства, определяется эмоциональная составляющая личности, а также его характер. В этот период также активно совершенствуется моторика, усложняются мыслительные операции. К четырем годам основным видом игры становятся ролевые игры. С 4 лет ребенок вступает в дошкольный период, поэтому большинство родителей смещают главный акцент на воспитание, обучение и дальнейшее развитие психики. Однако не следует забывать и о физическом развитии.
Физическое воспитание
Первые 6-7 лет – наиболее важные для физического воспитания, ведь именно в эти годы формируется общая выносливость и работоспособность, идет интенсивный рост. Это время, когда дети наиболее активны, много двигаться для них – легко и естественно, поэтому стоит пользоваться этой природной возможностью и уделять особое внимание физическому развитию. Кстати, это же поможет и укрепить иммунитет, увеличить сопротивляемость различным заболеваниям, развить привычку к здоровому образу жизни.
Что можно делать в это время:
- Укреплять здоровье. Например, заниматься закаливанием, формировать правильную осанку, предупреждать плоскостопие;
- Формировать жизненно необходимые двигательные навыки (например, учиться плавать, бегать, лазать);
- Развивать ловкость, выносливость, скорость, координацию.
Что могут делать родители?
- Если родители сами ведут здоровый и активный образ жизни, то достаточно будет приобщать ребенка к совместным занятиям (зарядке, обливанию, пробежке или плаванию).
- Если позволяет место и пространство, можно приобрести домой простой спортивный инвентарь – установить шведскую стенку или турник, купить фитбол, скакалку.
- Если вы сомневаетесь в том, что у вас хватит времени и сил, чтобы контролировать физическую активность ребенка, можно отдать его в спортивную секцию, кружок или на специальные занятия по детскому фитнесу. Последний вариант даже более предпочтителен, поскольку здесь ребенка не готовят к спортивным рекордам и состязаниям, а в интересной и увлекательной форме проводят занятия, помогающие укрепить мышечный корсет, улучшить координацию и т.д. Причем спектр таких занятий достаточно широк – от йоги до плавания и танцев.
Умственное воспитание
Если физическое воспитание – это база для здоровья и хорошего самочувствия вашего ребенка, то умственное может значительно упростить учебу в школе. К умственному воспитанию можно отнести развитие любознательности и познавательного интереса, памяти и внимания, речи и мышления, творческого восприятия мира и воображения.
Вот далеко не полный список того, что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет перед первым классом:
- Копировать в точности узор или движение; уметь находить до шести отличий между разными предметами, в течение 15 минут выполнять одно задание, не отвлекаясь. Скорость и самостоятельность выполнения этих заданий свидетельствуют об уровне внимания у ребенка.
- Рисовать, штриховать картинки, не выходя за границы. Владение карандашом и кистью, а также способность видеть строку и не вылезать за ее пределы поможет ребенку развить мелкую моторику, а это, в свою очередь, облегчит процесс обучения письму.
- Читать небольшие стихи наизусть, пересказывать сюжет прочитанной книжки, рассказа, помнить 3-4 предложения и 8-10 картинок. Все эти умения говорят о том, какая память у дошкольника.
- Немаловажны и математические умения: знать цифры (в прямом и обратном порядке), складывать и вычитать, соотносить цифру и количество предметов, уметь определять время, знать формы предметов (круг, квадрат, треугольник).
- Ну и, наконец, ребенок должен знать ФИО (свое и родителей), а также, в каком городе/стране/области он живет. Иметь представление о временах года, месяцах, днях неделях и времени суток, животных и птицах, цветах и деревьях. Все это относится к знакомству с окружающим миром.
Получается, что в процессе дошкольного воспитания стоит уделить внимание сенсорному восприятию (развитию органов чувств), мыслительной деятельности, становлению речи, воспитанию любознательности (т.е. «научить ребенка учиться»), формированию общего элементарного представления об окружающем мире.
Что могут сделать родители?
- Заниматься дома, используя различные развивающие игры. Сегодня существует огромное количество разных систем, помогающих формировать у ребенка те или иные знания и навыки.
- Просто больше общаться, читать, рассказывать. Например, гуляя, можно считать дома, птичек на деревьях, кошечек, искать только красные или синие машины, определять номера домов и т.д.
- Отдавать ребенка на специальные занятия, в группы, специализированные дошкольные учебные заведения, где с дошкольником будут работать профессионалы, помогающие подготовиться к первому классу.
Нравственное и духовное воспитание
Ну и, наконец, еще один немаловажный аспект – формирование моральных принципов, то есть нравственное и духовное воспитание ребенка. У детей еще нет способности анализировать последствия своих поступков, поэтому ведут они себя так, как, по их мнению, повели бы взрослые, которые являются для них авторитетом. Поэтому очень многое в этом вопросе зависит от родителей.
Важно, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс сформировались представления о справедливости, заботе, доброте, вежливости. Все эти знания должны подкрепляться соответствующими поступками и поведением. Кроме того, стоит уделить внимание и развитию самостоятельности, ответственности, настойчивости, организованности – то есть таким качествам, которые также помогут ребенку успешно учиться в школе.
Что могут сделать родители?
- Много общаться с ребенком, стараться его выслушать, объяснять, почему плох тот или иной поступок;
- Читая книги и просматривая фильмы, задавать ребенку вопросы, вместе анализировать героев и их поступки: «А какой герой тебе больше нравится? Как ты считаешь, хорошо он поступил или нет? А как бы поступил ты в этой ситуации?»;
- Уважать достоинство ребенка, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, открытые доверительные отношения. Ведь чувство собственного достоинства помогает ребенку более правильно и адекватно оценивать свои и чужие поступки. Если в семье, например, позволяют грубить ребенку, унижать его, то нормы вежливости и нравственности для него искажаются;
- Поощрять самостоятельность и инициативность, давать простые задания (например, по дому), учить преодолевать трудности (вместо того, чтобы решать все проблемы за него, можно вместе сесть и обсудить: а как бы мы могли вместе исправить эту ситуацию?), побуждать к самообслуживанию.
К нравственному воспитанию также можно отнести формирование вкуса, интерес к искусству и т.д. Для этого хорошо посещать интересные ребенку выставки, детские спектакли, больше читать книг.
Помочь ребенку в нравственном развитии можно также, занимаясь с психологом, который направит и вовремя скорректирует поведение и развитие малыша. В некоторых специализированных дошкольных учебных заведениях есть соответствующие курсы.
Нынешний ритм жизни значительно усложняет задачу современных родителей обеспечить полноценное всестороннее развитие ребенка, – как правило, на реализацию всех необходимых запланированных мероприятий своими силами не хватает времени и возможностей, большинство определенных целей требует системного подхода, что еще больше усложняет ситуацию, особенно когда в семье есть двое или более разновозрастных детей. Одно из оптимальных решений – современные детские центры образования и развития, направленные на то, чтобы облегчить и ускорить процессы образования и воспитания, сделать их более разнообразными, увлекательными и эффективными.
Источник
Главная задача курсов — передать дать слушателям полноценные знания о психологии детей. О закономерностях, особенностях, сложностях этого развития. Невозможно правильно выстроить отношения с тем, о ком мало знаешь, а о детях мы, к сожалению, знаем мало, часто судим их по своим (совершенно неподходящим) меркам. Материал курсов восполняет этот пробел, позволяет увидеть мир глазами ребенка, по настоящему осознать, различия между взрослым и маленьким человеком.
Не менее важная часть курса посвящена психологическим законам построения отношений. Этот материал подается на примере взаимодействия с детьми, но наиболее внимательные слушатели курсов замечают, что это универсальные законы, которые можно успешно использовать и с более старшими детьми, и со взрослыми людьми, и даже с самим собой.
ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРС «ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ»
Какие задачи помогает решить обучающий курс:
– легко понимать ребенка
– построить линию воспитания в соответствии с вашими личными ценностями и потребностями ребенка
– избежать неуверенности в общении с малышом
– не совершать типичных родительских ошибок
– создать для вашего ребенка комфортную и развивающую среду.
В программе много практических рекомендаций, подробно рассмотрены сложные моменты общения с малышом.
Кому интересен курс:
– родителям детей от 1 до 4 лет
– людям, работающим с маленькими детьми (няни, воспитатели младших групп)
– педагогам, работающим с детьми младшего возраста
Как организовано обучение:
Преимущество дистанционного курса – возможность обучаться дома, в любое удобное для вас время.
Вы получаете на адрес электронной почты лекцию в формате аудиозаписи, по результатам прослушивания проходите специальный проверочный тест, затем вам высылается следующая лекция. Курс состоит из 8 занятий.
В течение обучения вы имеете возможность задавать любые интересующие вас вопросы автору курса на специальном Форуме.
В итоге прохождения курса вы получаете сертификат.
ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРС «ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ»
Содержание курса:
1. Принципы общения с ребенком.
Принятие и правила – основа взаимодействия родителей с ребенком
– Что такое принятие и как показать ребенку, что вы принимаете и одобряете его
– Как правильно говорить ребенку «Нет»
– Как добиться того, чтобы правила, установленные вами, выполнялись
2. Особенности развития детей от 1 до 3-х лет.
– Как видят мир дети и что они чувствуют
– Как выстраивать общение с ребенком в соответствии с потребностями его возраста
3. Кризисы развития детей.
Кризис 1 года. Кризис 3-х лет.
– Что такое «кризисы развития», и можно ли их избежать
– Как правильно себя вести с ребенком в периоды кризисов
4. Острые углы: агрессия и истерики
– Что делать, если ребенок проявляет агрессию (дерется, кусается и т.д.)
– Как успокоить ребенка во время истерики, как предотвращать истерики
5. Острые углы: капризы и упрямство
– Как правильно поступать, если ребенок упрямится
– Как вести себя, если ребенок капризничает
6. Методы развития желательного поведения
– Как научить ребенка вести себя в соответствии с правилами, принятыми в обществе
7.Отлучение от груди, отдельный сон
– Подготовка и практика отлучения от груди
– Как научить ребенка спать в своей кровати
8. Дорога к горшку: как приучать ребенка к чистоплотности.
– Механизм контроля над естественными процессами у ребенка
– В какие сроки и какими методами действовать, приучая ребенка пользоваться горшком.
Вы можете прослушать только те занятия, которые Вас заинтересовали. Стоимость 1 урока составляет 800 руб. В стоимость входит лекция и все материалы по уроку, тест и (иногда) письменная работа с последующей оценкой и рецензией Автора Курса, а также возможность участвовать в обсуждениях Урока на Форуме курса или задавать вопросы напрямую Автору
Читать отзывы прошедших обучение
ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРС «ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ»
Источник
Все психически здоровые родители хотят, чтобы их ребенок рос психологически сильной личностью. Чтобы он был самостоятельным и ответственным, независимым и отзывчивым, чтобы не боялся трудностей и критики, обладал здоровой самооценкой… Это все — про психологически сильного человека. Которым, конечно же, можно стать и самостоятельно, когда повзрослеешь, но куда лучше сразу вырасти таким благодаря родительскому воспитанию. Как воспитать психологически сильного ребенка никакая не тайна. Рецепт известный, и в нем довольно много ингредиентов. Вот они.
1|| Не делайте своего ребенка центром вселенной
В российском обществе довольно сильно распространены детоцентрические семьи, в которых все делается ради благополучия и счастья ребенка, все члены семьи заняты обслуживанием интересов ребенка и словно не замечают своих собственных нужд, в том числе психологических. Жертвенность родителей в таких семьях на самом деле не несет ничего хорошего детям. По мнению психологов, именно детоцентризм семей виноват в чрезмерной инфантилизации молодого поколения. Они вырастают с уверенностью, что не только родители им всё должны, но и общество. Общество, конечно же, так не думает, отчего у выросших детей возникают множественные социальные конфликты, и это не способствует их психологическому комфорту, к которому они привыкли в родительском доме.
Учите своих детей сосредотачиваться на том, что они сами могут дать обществу и миру, а не на том, что они могут от этого общества получить. Прививая такой образ мышления, вы поможете детям адекватно воспринимать себя в этом мире.
2|| Не поощряйте ребенка диктовать семье свои правила
У детей в детоцентрических семьях слишком много власти над родителями. Они диктуют, что семья будет кушать на ужин, куда пойдет на выходные, когда ляжет спать, к кому в гости будет ходить… Делать ребенка равным взрослому или вовсе ставить его над ним — не здоровая модель семьи. Мнение ребенка, безусловно, должно учитываться родителями, но не в ущерб здравому смыслу и интересам других членов семьи.
Поощряйте ребенка говорить о своих желаниях и своем выборе, но пусть он знает, что в случае конфликта мнений решение в семье принимают взрослые в соответствии с иерархией своего главенства.
Любой психолог скажет вам, что дети, которые диктуют семье свои правила, подсознательно чувствуют нерешительность и даже беспомощность взрослых, а это нарушает их базовую потребность в защищенности и безопасности.
3|| Не ждите от детей совершенства
В некоторых семьях, частично и в силу детоцентричности тоже, на детей возложены непомерно большие ожидания. Что ребенок, в которого вложено столько сил и надежд, будет непременно лучше всех учиться, проявлять себя в спорте, музыке, всевозможных олимпиадах, а позже обязательно займет престижную должность, в общем, будет соответствовать родительским представлениям о нем. Чем раньше родители поймут, что ребенок не обязан становится таким, каким его хотят видеть родители, тем спокойнее станет обеим сторонам.
Вместо того, чтобы подталкивать ребенка к тому, чтобы быть лучшим среди других, сосредоточьтесь на том, чтобы помочь ему стать лучшей версией себя.
4|| Не прививайте детям менталитет жертвы
Быть отвергнутым, проигравшим, обманутым, к сожалению, часто приходится в этом мире. Ребенок обязательно столкнется и с провалом, и с обманом, и важно то, как вы себя поведете в этот момент. Если начнете преувеличивать его беды и ругать обстоятельства, ничего хорошего для эмоциональной саморегуляции ребенка вы не сделаете.
Родители, сознательно воспитывающие психологически сильных детей, помогают им в случае поражения найти и предпринять действия, которые улучшат ситуацию, а не списывают провал на внешние силы, несправедливость или везение соперника.
Они помогают справиться с эмоциями, увидеть ситуацию со стороны и расписать план действий, который поможет достичь намеченной цели.
5|| Не позволяйте чувству вины руководить вами
Признайтесь, как часто вы отменяли свое решение из-за того, что чувствовали себя виноватым перед ребенком? Например, сказали утром «сегодня никакого мороженого», а вечером купили ребенку три вида любимого пломбира только потому, что весь день видели его грустное лицо. Или, например, по вашей вине ребенок опоздал на последний сеанс долгожданной кинопремьеры, и теперь он уже почти три часа играет в компьютерные игры, а вы делаете вид, что не замечаете время и разрешаете поиграть еще немного. Не прививайте такую модель поведения вашему ребенку.
В жизни не получится всегда избегать неприятных ситуаций, спровоцированных вами, но чувство вины не должно мешать делать правильный выбор.
6|| Не принимайте решения из страха
Страх — другой катализатор ваших необдуманных реакций. Главный страх родителя — вдруг что-то плохое случится. Чтобы предотвратить что-то плохое, мы предпринимаем меры предосторожности, учим правилам безопасного поведения — на улице, на природе, в школе и дома. Но иногда страхи так глубоко заползают в душу родителю, что не дают ему адекватно воспринимать окружающую обстановку и перестраховываются там, где и не надо: «не лезь к луже», «не катайся быстро», «не забирайся высоко»… Выращивая детей в пузыре безопасности, мы, конечно же, преуспеем в сохранении их от мелких и крупных бед, но только не в этом задача родителя.
Родитель не протектор, он — проводник. Который учит, направляет, дает получить ребенку свой собственный опыт, сделать свои собственные ошибки и выводы.
Передержка в пузыре безопасности тормозит развитие ребенка, делает его неготовым к адекватным реакциям на события реальной жизни.
7|| Дайте ребенку испытать последствия своих решений и поступков
Перестаньте ходить за ребенком и напоминать ему собрать сумку в школу, мол, если ты не соберешь все с вечера, утром что-нибудь да забудешь. Не напоминайте. Пусть забудет. Пусть столкнется на практике с тем, о чем вы его предупреждаете в теории. Пусть даже получит двойку за невыполненное домашнее задание.
Это все контролируемые ошибки, на основе которых ребенок приобретает опыт и понимает свою ответственность за те или иные действия, связь «поступок-последствие».
8|| Давайте детям обязанности
Если вы ловите себя на мысли, что не хотите нагружать детей какими-то бытовыми делами, если придерживаетесь мнения, что детство должно быть безоблачным и беспечным, то это выдает в вас самих психологически незрелого человека. Выносить мусор, мыть посуду, убирать лоток за котенком, ходить в магазин за хлебом — эти обязанности не омрачают детство, не делают его тягостным.
Наоборот, рассуждая, что жизнь всему научит, еще успеешь «намучиться» с этим мытьем полов, вы оказываете медвежью услугу — вы не даете детям приобретать навыки, которые помогут стать самостоятельным, независимым, уверенным в собственных силах. Обязанности должны быть у каждого ребенка по силам и по возрасту.
Постоянно проводите ревизию его навыков и умений, и давайте новые обязанности, на уровень сложнее, на уровень ответственнее.
9|| Принимайте их эмоции, позволяйте ребенку переживать из-за неудач
Никто не говорит, что это легко — смотреть на расстроенного, плачущего ребенка. Обиженного, раздосадованного, разочарованного… Часто родители стараются быстрее стереть эти эмоции, быстрее успокоить, отвлечь внимание на что-то приятное, лишь бы самим не слышать горьких слез и грустных слов ребенка. Не самая лучшая практика. Как он тогда научится лучше понимать себя, если вы не разрешаете злиться или обижаться? Детям нужна эта практика терпимого дискомфорта, в которой они приобретают свою уверенность в том, что могут переживать сильные эмоции, учатся с ними справляться. Помогайте в минуты грусти и отчаяния проживать эти эмоции вместе, объясняйте, чем они вызваны, как долго могут держаться, как их принять и пережить.
Рядом с эмоционально помогающим родителем дети обретают уверенность в своей способности справиться с жизненными вызовами самостоятельно.
10|| Не навешивайте на детей ярлыки
Это происходит зачастую неосознанно: плачущего ребенка назвать «плаксой», за легкий проступок назвать «растяпой», за пятую двойку подряд — «тупицей». Не так обидно слышать это от одноклассников и даже учителей, как от родителей. Они тратят много душевных сил, чтобы справиться с этим внутренним дискомфортом, а потом принимают все сказанное родителями в свой адрес и верят, что правда не способны хорошо учиться, что у них не получается что-то делать хорошо, что с ними вечно что-то случается, что они «простофили», «нытики» и «неряхи» и на них нельзя положиться.
Быть родителем очень непросто. Одна из сложнейших задач в воспитании — удержаться от навязывания ребенку его роли. Нечаянные родительские установки часто мешают ребенку истинно реализовываться, не каждый ребенок может им противостоять. Вырастая с навязанной ролью и самореализующимся пророчеством ребенок становится взрослым, который играет привычную роль, а не живет собственными установками.
***
Если бы только это были все ингредиенты по воспитанию психологически здоровых сильных детей! Нюансов гораздо больше — это и умение заботиться о себе, и умение поддерживать личные границы, и развитая эмпатия, и готовность помогать другим, и способность полагаться только на себя… Но и приведенных ориентиров достаточно для того, чтобы осознать свой стиль воспитания, проанализировать, к чему он приведет ребенка, и если нужно — пересмотреть свои взгляды и методы.
Стас Иванов
Источник