Развитие и укрепление здоровья ребенка его физическом совершенствовании
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №75 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»
муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики
Консультация для родителей
Совершенствование
физического развития и
укрепление здоровья дошкольников
Практические и теоретические советы
Подготовила воспитатель
Орлова И.В.
Чебоксары
2014
Взаимодействие семьи и детского сада — необходимое условие в сохранении и укреплении здоровья ребенка и повышении его физической подготовленности, т.к. наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги, родители и медицинские работники действуют согласованно.
Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка и всего, что его окружает систематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания, правильную организацию игры и физических упражнений. Естественно, что быт семьи зависит от многих причин, поэтому его не всегда можно строго ограничивать определенными рамками. Однако, родители должны стремиться к тому, чтобы ребенку были созданы все условия для его правильного физического развития. Понимание того, что является наиболее существенным для воспитания здорового, физически крепкого ребенка даст возможность, даже при сравнительно скромных условиях, организовать необходимый режим и наладить правильное физическое воспитание. Старайтесь, чтобы режим дня был таким же, как в детском саду. К сожалению, некоторые родители считают, что ребенка с первого месяца жизни необходимо лишь кормить и одевать, чтобы он не простудился. Что же касается физического воспитания, то оно откладывается на то время, когда он подрастет.
Ошибочность такой точки зрения несомненна. «Дерево чти, пока оно молодо, ребенка учи, пока он не вырос», — гласит пословица. Однако, ее часто забывают. Естественно, что у родителей, которые не понимают значения своевременно начатого и систематически проводимого физического воспитания, даже при отличных условиях быта, оно не будет налажено. В просторных квартирах из-за большого количества мебели тесно, кроме того, они редко проветриваются. В них не найдется места для детской мебели. О физическом воспитании в таких семьях родители просто не думают. Малыш редко бывает на свежем воздухе (простудится!), у него нет определенного режима — днем он спит, а вечерами долго засиживается у телевизора. В таких случаях родители, не обращая внимания на то, что ребенок бледен, малоподвижен, неловок, часто утешают себя тем, что он «смышленый, все знает». Никогда не следует забывать, что, прежде всего от родителей зависит, какими вырастут их дети. Необходимо с первых месяцев сознательной жизни ребенка установить ему строгий режим и стараться твердо выполнять его. Приучите его спать, есть, гулять и играть в определенное время. Было бы ошибкой считать, что роль семьи в физическом воспитании детей ограничивается только организацией правильного режима. Не менее важно привить ребенку правила личной гигиены: ежедневно умываться, мыть руки перед едой, вытирать ноги при входе в помещение и т. д. Если вы хотите, чтобы сын или дочь слушали ваши советы и выполняли их, необходимо прибегать не только к ласковому слову или строгому обращению, но и быть личным примером для него. Если кто — либо из родителей садится за стол, не помыв рук, то бесполезно требовать от малыша, чтобы он их мыл.
Систематическое мытье пола, дверей, окон, ежедневная уборка пыли влажным способом, чистка одежды, обуви вне жилых помещений должны являться строгим правилом.
Рост и развитие детей во многом зависит от того, насколько правильно составлено меню. Рациональное питание является одной из необходимых основ физического воспитания ребенка.
Помимо создания благоприятных условий жизни, следует уделять большое внимание закаливанию и совершенствованию двигательной деятельности. Приучить детский организм быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды — нелегкая задача. Родители должны знать основные правила закаливания и проводить его постепенно, с самого рождения.
Однако, прежде чем приступить к закаливанию, необходимо преодолевать страхи, не редко бытующие в семьях, перед сквозняками или струей прохладной воды. Надо ежедневно находить время для проведения закаливающих процедур, гимнастики, массажа и игр.
Особенно велика роль примера при воспитании детей. «Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, — все это имеет для ребенка большое значение Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания», — пишет выдающийся педагог А. С. Макаренко.
Если родители любят прогулки на свежем воздухе, если они ежедневно занимаются утренней зарядкой и, по возможности, спортивными играми, строго соблюдают гигиенические правила, то естественно, они будут стремиться и детей своих вырастить физически крепкими и нравственно здоровыми. Ребенок невольно старается походить на своих родителей.
С чего же начинается физическое воспитание? Прежде всего выпишите на отдельный лист режим и рекомендуемый комплекс физических упражнений согласно возрасту вашего ребенка. Если у вашего сына или дочери имеются какие — либо отклонения от нормы в состоянии здоровья (рахит, диатез и др.), то перед началом физических упражнений необходимо посоветоваться с врачом детской консультации.
Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Основа счастья — это здоровье. Надо укреплять его ежедневно, начиная с раннего детского возраста. Только правильное физическое воспитание будет залогом того, что ваш ребенок вырастет здоровым и крепким человеком.
Естественно, что быт семьи зависит от многих причин, поэтому его не всегда можно строго ограничивать определенными рамками. Однако, родители должны стремиться к тому, чтобы ребенку были созданы все условия для его правильного физического развития. Понимание того, что является наиболее существенным для воспитания здорового, физически крепкого ребенка даст возможность, даже при сравнительно скромных условиях, организовать необходимый режим и наладить правильное физическое воспитание.
Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:
1. Целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую гигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.
2. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
3. Результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи (если это необходимо), в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. Определяется, что будут делать педагоги, а что родители. При необходимости к разговору с родителями привлекаются медицинские работник детского сада.
4. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания);
5. Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, аромотерапия, полоскание горла минеральной водой, настоями трав).
Существуют разнообразные формы совместной работы педагогов и родителей по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:
— Информация для родителей на стендах, в папках-передвижках
— Консультации
— Устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физкультуре
— Инструктивно-методические занятия по профилактике нарушения осанки, деформации стопы и т.д.
Одно можно сказать с уверенностью — ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Источник
Ирина Махова
Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья детей
Главная задача физического воспитания в детском саду – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении жизни.
Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания.
Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями. В своей работе мы используем следующие формы физического развития и укрепления здоровья детей.
Традиционные:
— диагностирование;
— физкультурные занятия;
— активный отдых (праздники, развлечения, игры, забавы; дни здоровья);
— физкультминутки;
— пальчиковая гимнастика;
— закаливание (ходьба босиком, облегченная одежда);
— гигиенические и водные процедуры (умывание, мытье рук, обеспечение чистоты среды);
— свето — воздушные ванны (проветривание помещений, прогулки на свежем воздухе, обеспечение температурного режима и чистоты воздуха);
— спортивные игры и упражнения (на занятиях знакомимся и закрепляем элементы баскетбола, футбола, на прогулке ходим на лыжах, катаемся на санках);
— подвижные игры;
— утренняя гимнастика;
— музоформление фона занятий;
— гимнастика после дневного сна;
— самостоятельная двигательная деятельность.
Нетрадиционные:
— ритмическая и корригирующая гимнастика;
— профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, зрения, профилактика плоскостопия, сколиоза);
— точечный массаж (катание по полу гимнастической палки стопами ног, массаж крыльев носа, ушной раковины, лобного отдела, надбровных дуг и т. д.);
— оздоровительный бег;
— кружковая работа по физическому воспитанию;
— спортивная встреча «Веселые старты» с выпускниками – первоклассниками.
Одной из основных форм физического развития и укрепления здоровья являются физкультурные занятия, они имеют особое значение в воспитании здорового ребенка.
Физкультурные занятия выполняют ряд задач по физическому воспитанию:
— обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка;
— удовлетворять естественную потребность в движении;
— формировать двигательные умения и навыки, физические качества;
— давать каждому возможность демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них;
— создавать условия для разностороннего развития детей, использовать полученные навыки в жизни, способствовать активизации мышления, развивать творчество.
Иными словами, на занятиях по физкультуре решается комплекс образовательных, развивающих, воспитательных и оздоровительных задач. Отбор программного материала осуществляется инструктором по физкультуре с учетом возрастных особенностей детей:
— маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;
— в среднем возрасте – развивать физические качества;
— в старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность.
С целью поддержания интереса детей к физкультурным занятиям мы используем не только классические занятия (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части, но и игровые (С использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т. д., тематические.
Еще одна форма физкультурно-оздоровительной работы в детском саду – это утренняя гимнастика. Младшим дошкольникам очень нравятся несложные игры, носящие подражательный характер (изображать движения белки, медвежат, полет птиц). Поддерживает интерес к физическим упражнениям и подбор комплексов утренней гимнастики. Например, в I-й младшей группе используются упражнения в игровой форме: срывание цветов, мячики, птица машет крыльями, прятки, качели;тематические комплексы: с мячами «Котята», без предметов «Белочка», со стульями «Цирковые медвежата» и др. В средней группе проводим комплексы утренней гимнастики в стихах, тематические.В старших группах проводим гимнастику с различными предметами: с веревочкой, со стульями, с гантелями, со скакалкой, с гимнастическими палками, а также упражнения в парах.
Огромное внимание уделяем формированию осанки, т. к. у дошкольников развитие костно-мышечной системы, состоящей во многом из хрящевой ткани, еще не завершено. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что создает возможность нарушения осанки при неправильном положении тела. Неправильная поза представляет собой опасность для малоподвижных детей, так как мышцы, удерживающие тело в вертикальном положении, должным образом не развиваются. Поэтому используем в своей работе комплексы утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и деформации позвоночника, для профилактики сколиоза.
В утреннюю гимнастику не нужно включать элементы соревнования, так как это излишне возбуждает. Следует избегать упражнений, требующих от ребенка напряженного внимания.
Организуя непосредственно занятия утренней гимнастикой, сначала нужно выполнить несколько имитационных (подражательных)движений: для рук и плечевого пояса, туловища, затем для ног – приседания, прыжки или бег. В заключение комплекса дыхательные упражнения и спокойная ходьба.Занятия строятся в определенной последовательности: сначала упражнения, вызывающие меньшую затрату сил, а затем – с большей нагрузкой. Количество повторений зависит от характера движений. Если они вовлекают в работу большие группы мышц, то нужно примерно 4-5 повторений. Движения, требующие участия меньшего количества мышц (например, подъем и опускание рук, можно повторить 6-8 раз.
Включение в утреннюю гимнастику уже разученных упражнений позволяет создавать бодрое настроение, не утомляя и одновременно не перевозбуждая детей. Выразительности, грациозности и творческому выполнению разученных движений способствует музыкальное сопровождение.
Во всех возрастных группах на занятиях с большой умственной нагрузкой, а также в перерыве между ними проводятся физкультминутки. В них мы используем упражнения для плечевого пояса, потягивания, наклоны, повороты туловища, подскоки, упражнения для кисти рук. В перерывах между занятиями можно давать упражнения с мячами, скакалками, а также подвижные игры, игры-эстафеты и др.
Одним из основных средств физического воспитания являются подвижные игры с правилами. Подвижная игра – сознательная активная двигательная деятельность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Соблюдение правил игры имеет большое воспитательное значение.
Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной ответной реакции на сигналы типа «Лови!», «Беги!», «Стой!».
Подвижные игры с правилами бывают сюжетные и несюжетные.
Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных возможностей каждого ребенка, игровое поведение которого зависит как от имеющихся двигательных навыков, так и от типологических особенностей нервной системы. Одновременно двигательная активность тренирует нервную систему, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения. Подбор и планирование подвижных игр определяются уровнем физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей. При подборе сюжетных игр также принимается во внимание сформированность представлений об обыгрываемом сюжете.Для лучшего понимания игрового сюжета следует провести предварительную работу: читать художественные произведения, организовывать наблюдения за природными объектами и деятельностью людей различных профессий, беседы.
В ходе игры необходимо обращать внимание детей на выполнение правил, анализировать причины их нарушения. Также нужно следить за взаимоотношениями детей в игре, нагрузкой и эмоциональным состоянием каждого ребенка.
Руководя игрой, педагог формирует у каждого ребенка адекватную самооценку, чувство товарищества, учит преодолевать трудности. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя и своих товарищей, обеспечивает реализацию его творческих способностей.
Дети дошкольного возраста проявляют особый интерес к спортивным играм и упражнениям. При их изучении в детском саду необходимо формировать у детей интерес к физической культуре, а также потребность в здоровом образе жизни. Заниматься спортом в прямом смысле слова не рекомендуется, но элементарные действия, отдельные элементы соревнования, правила игр дети должны знать и уметь применять.
С детьми старшей группы мы знакомимся с такими элементами баскетбола, как перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди, снизу, из-за головы; ведение мяча правой и левой рукой;с элементами футбола: прокатывание мяча правой и левой ногой в заданном направлении; ведение мяча вокруг предметов; передача мяча ногой друг другу в парах.
В подготовительной группе, помимо перечисленных элементов, дети овладевают такими элементами баскетбола, как перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди в движении; ловля мяча летящего на разной высоте и различных сторон; метание мяча в корзину двумя руками из-за головы, от плеча; ведение мяча одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу; знакомятся с такими элементами футбола, как попадание в предмет мячом, забивание мяча в ворота.
Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития, физических способностей детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.
Отличительная черта занятий спортивными играми и упражнениями – их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья; предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям.
Существенное место в жизни дошкольников занимают различные формы активного отдыха: дни здоровья, спортивные праздники и т. д. Они способствуют повышению функциональных возможностей, закаленности и работоспособностей детей, оказывают положительное воздействие на всестороннее их развитие и процесс воспитания в целом.
Со второй младшей группы один раз в месяц организуются физкультурные досуги. В них включают знакомые детям физические упражнения, подвижные, спортивные игры и игры-забавы, элементы танцев, ритмическую гимнастику.
Физкультурные досуги проводятся один раз в месяц.
В январе проходит физкультурный досуг с детьми подготовительной группы и детьми первого класса «Веселые старты» и др.
В средних и старших группах 2-3 раза в год проводятся физкультурные праздники, в процессе которых дети выполняют общеразвивающие упражнения с предметами, танцевальные движения, играют в игры с элементами соревнования. Праздники предполагают также организацию аттракционов, сюрпризных моментов. Все упражнения проводятся в занимательной форме; каждому ребенку предоставляется возможность продемонстрировать свои умения в беге, прыжках, метании; проявить психофизические качества: быстроту, силу, ловкость, гибкость, выносливость.
Также в ДОУ проводятся дни и недели здоровья. Проводить их нужно не реже одного раза в квартал. Тем самым обеспечивается оптимальный двигательный режим детей в течение всего дня, больше времени проводится на свежем воздухе.
В подготовительной группе организован кружок по физическому воспитанию. Занятия проходят каждую неделю во второй половине дня.
В октябре было проведено диагностирование по физическому развитию детей. Во 2-й младшей группе диагностировалось 16 человек, у 15 из них допустимый уровень развития физических качеств, у 1 – низкий (Черенкова Э.). В средней группе диагностировалось 13 человек, у 12 из них допустимый уровень, у 1 – низкий (Анохин С.). в подготовительной группе – 18 человек. Допустимый уровень у 15, высокий – у 1, низкий – 2 (Аганин В., Халиуллин А.).
Остановимся еще на одном очень важном средстве физического воспитания, как закаливание. Естественные силы природы (солнце, воздух и вода) оказывают большое влияние на здоровье и физическое состояние ребенка. Их умелое использование повышает работоспособность и усиливает положительное влияние физических упражнений на организм человека, функциональные возможности отдельных органов и систем (усиливается обмен веществ и т. д.). Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффективность закаливания. Под влиянием солнечных лучей образуется витамин Д, тем самым снижается вероятность заболеваний. Мы проветриваем помещения (спортивный зал, групповые помещения, дети на занятиях ходят босиком, занимаются в облегченной одежде.
С помощью описанных выше форм физического развития мы :
— формируем ЗОЖ;
— воспитываем стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям;
— развиваем творческую активность, инициативу, коммуникативные способности;
— воспитываем нравственные качества;
— ставим перед собой цель позабавить детей, доставить им удовольствие.
Источник