Развитие и поддержка одаренного ребенка

Развитие и поддержка одаренного ребенка thumbnail

Система поддержки талантливых детей.

            Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает разработку системы выявления и поддержки талантливых детей, как главный источник развития научного и творческого потенциала общества. Талантливая молодежь в перспективе – важнейший фактор и ресурс развития общества, её деятельностное включение в образовательные, экономические, политические и социальные процессы способно придать дополнительные импульсы для развития, как отдельного региона, так и страны в целом. Поэтому на школу ложатся важнейшие стратегическая задача – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание инициативной, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющей выбирать профессиональный путь, готовой обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

            Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы творческие порывы можно убить при неумелом их развитии, при отсутствии грамотного управления ими, а также при отсутствии условий для реализации  творческого потенциала обучающихся.

            Программа развития школы на 2007-2010 гг. предусматривает как одну из задач – создание соответствующей развивающей, творческой  среды, способствующей раскрытию и развитию природных возможностей каждого учащегося. В ОУ разработана и реализуется программа «Одаренные дети», основными направлениями которой являются:

Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми имеет следующее содержание:

  • Выявление одаренных детей и талантливых детей

Развитие одаренного ребенка является одним из направлений работы начальной школы. В соответствии с реализуемой в школе программой «Одаренные дети» разработан диагностический инструментарий для выявления интересов, способностей детей в период обучения в начальной школе, сложилась стойкая система мониторинга одаренности детей. Педагоги школы  используют различные методики диагностирования: «Карта интересов», «Характеристика ученика», «Карта одаренности» и др., разработаны анкеты для детей, родителей,  учителей, специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей. Создан банк данных по талантливым и одаренным детям, ведется анализ особых успехов и достижений ученика с самого раннего возраста, при этом поддерживается тесная связь с дошкольным учреждением. Чтобы в полной мере раскрыть и оценить ребенка, в школе введено добровольное портфолио. С самого начала обучения школьник получает возможность накапливать свои достижения, тем самым проблема раскрытия потаенных способностей, таланта отпадает сама собой. Кроме того, выпускник получает портфолио, которое  может предъявить при поступлении в ВУЗ.

И все же гораздо труднее на протяжении дальнейшего обучения  поддерживать те творческие способности, которые были у ребенка выявлены в начальной школе. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности.

В нашей школе создана и действует система поддержки, помощи талантливых детей в самореализации их творческой направленности, о которой хотелось бы сказать подробнее.

В Красноборской школе сформировалось стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого в учебный план ОУ включаются программы факультативных курсов по углубленному изучению предметов (начальная школа – математика, 8 класс – черчение, 9 класс – экономика).   

Школа реализует программы профильного обучения, как одну из форм развития индивидуальных способностей детей  по отдельным предметам. Индивидуальный подход к обучению на старшей ступени осуществляется через элективные курсы, которые способствуют расширению и углублению знаний. Старшеклассникам предлагаются элективные курсы по различным областям знаний: экономике, истории, физике, химии и т.д.

Для поддержки и развития  творческих способностей мы используем дополнительное образование: клубы, кружки, спортивные секции. За последние 3 года охват учащихся кружковой и клубной деятельностью значительно вырос. Руководители кружков, спортивных секций стараются разнообразить формы проведения  занятий, поддержать и развить творческие способности детей. Ребята нашей школы – активные участники, победители и призеры  конкурсов различных уровней. Благодаря умелому руководству своих наставников они стараются не просто добиться успеха, а расти дальше, совершенствуя свои умения. Среди руководителей кружков — педагоги, которые воспитали не одно поколение «звездочек» (Макарова В.И., Махонина М.А., Колебанов И.Е. и др.).

Одной из главных задач развития ОУ педагогический коллектив видит в создании ситуации успеха в школьной среде. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных играх, научно-практических конференциях. Из приведенных таблиц, диаграмм видно, что наши ученики добиваются успеха в конкурсах различного уровня, количество участников растет с каждым годом. В прошлом учебном году

В нашей школе успешно развивается олимпиадное движение, как одна из форм поддержки талантливых детей. На протяжении многих лет учащиеся становятся победителями и призерами районных олимпиад по праву, истории и технологии, увлеченность данными предметами в школе, а также умелое управление наклонностями детей в той или иной области знаний помогли многим нашим выпускникам с дальнейшим выбором профессии. Так выпускница 2009 года  Сибирина Ксения, призер олимпиад по праву и истории продолжает свое обучение на юридическом факультете НГУ им. Лобачевского, Степанцев Артем, призер районных олимпиад по праву, обществознанию и истории – курсант Нижегородской академии МВД, победительница районной олимпиады по праву 2010 Кучина Ксения также определилась с выбором профессии в дальнейшем. Этот список можно продолжить.  Данные примеры подтверждают, что педагогический коллектив школы на правильном пути. Для поддержки талантливых детей практикуется проектно — исследовательская работа. Среди педагогов школы можно назвать тех, кто активно внедряет данную форму для развития творческого потенциала детей: учитель химии и биологии Еристова М.В., учитель русского языка и литературы Назарова С.А., учитель истории Степанцева И.В., воспитатель ГПД Кузовлева Т.А. и др. Проведение различных исследований стимулирует мыслительную деятельность любого ребенка, а талантливого тем более, заставляя его выдвигать новые гипотезы, проблемы, а затем искать пути их решения. Зачастую увлечение становится делом всей жизни. Не менее важно создать благоприятные условия для деятельности ребенка во время урока. Ведь именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Это связано  с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Педагоги нашей школы используют различные формы организации и проведения уроков, активно внедряют в учебный процесс современные образовательные технологии для того, чтобы учесть индивидуальные возможности каждого.

  • Поощрение одаренных детей.

Любую деятельность всегда стимулирует поощрение. Вручение грамот, объявление  благодарности предоставление возможности побывать в интересных поездках, публикации в СМИ и др.

  • Работа с родителями.

Для родителей часто тоже возникают трудности в воспитании одаренного ребенка, поэтому нам приходится проводить работу с ними, осуществлять психологическую поддержку, проводить индивидуальные консультации, а также вовлекать родителей в совместное с детьми творчество. Семьи Ильиных, Еристовых, Кудяшовых, Грязевых являются не только активными участниками творческих конкурсов, но и их победителями, а также  призерами в различных номинациях.

  • Совершенствование профессиональных качеств учителя

            Каждый талантливый ребенок уникален и работа с ним – индивидуальная, целенаправленная деятельность, требующая искусных действий талантливого же педагога. Учитель, работающий с детьми должен быть творческим, профессионально грамотным, способным к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, умелым организатором. Для учителя должны быть характерны: желание работать нестандартно, поисковая деятельность, готовность к сотрудничеству, стремление к совершенствованию, умение создавать доверительные межличностные отношения, признавать право ребенка на ошибку, уважение любой его идеи.  Известно правило: успешным ученик может стать только у успешного учителя.  В нашем педагогическом коллективе есть учителя, которых можно смело назвать успешными. Добиваясь результативности в своей работе своим примером, своей креативностью, активной жизненной позицией они вовлекают детей в творчество. Ученики хотят быть похожими на них (кинофрагмент). Участники национального проекта «Образование», победители и призеры конкурсов различных уровней:  учитель химии высшей категории Еристова М.В.,  учитель русского языка и литературы Назарова С.А.,  учитель начальных классов Махонина М.А.,  учитель технологии Макарова В.И. и мн.др.

  • Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности условий

В основе деятельности ОУ лежат принципа активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к данной проблеме. Школа взаимодействует с учреждениями культуры района, музыкальной школой, библиотекой, учреждениями высшего образования (АГПИ, НГСА).

            Завершая своё выступление, хотелось бы обратить внимание на проблемы, которые нам предстоит решить в будущем:

  1. Совершенствование критериев выявления одаренных детей, их психолого-педагогическое сопровождение.
  2. Выработка модели поведения учителя, влияющего позитивно на развитие одаренности школьников.
  3. Ориентация УВП школы на психологические и личностные особенности одаренных детей

Источник

Наталья Юрченко
Организация комплексной поддержки одаренных детей

Организация комплексной поддержки одаренных детей

Определение, используемое федеральным правительством,гласит: «Под одаренными и талантливыми детьми имеются в виду дети и, в соответствующих случаях, молодые люди, которые в дошкольных учреждениях, начальной или средней школе были распознаны как обладающие актуальными или потенциальными способностями, которые свидетельствуют о высоком потенциале в таких областях, как интеллектуальная, творческая, специфическая учебная или организаторская/руководящая деятельность, а также изобразительное искусство и актерское мастерство, и которые в силу этого нуждаются в услугах и занятиях, обычно не предоставляемых школой».

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Выделяют такие виды одаренности: Интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-эстетическая, социальная (лидерская, психомоторная (спортивная, духовно-ценностная.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают деятельность, с которой не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

В сфере психосоциального развития одаренными талантливым детям свойственны следующие черты:

• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

• Не могут четко развести реальность и фантазию.

• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.

Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.

• Для одаренных детей, как правило — характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Интересы общества требуют специальных мер поддержки одарённых детей и молодёжи, как моральных, так и материальных. Ярко выраженная одаренность у таких детей должна быть поддержана и должны быть представлены такие условия обучения, при которых они могли бы полностью реализовать свои способности в соответствии со своими собственными интересами и интересами общества.

Анализируя систему организационной, психолого-педагогической и социально-экономической поддержки одарённых детей, следует признать,что проблема эта касается нашего общества в целом: семьи, системы дошкольного, общеобразовательного, среднего и высшего профессионального образования.

Основной идеей работы является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений, руководителей муниципальных служб управления, творческой общественности, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

Вот лишь некоторые формы и методы такой комплексной поддержки одаренных детей:

1. Поощрение одаренных детей:

• Создание системы мотивации для всех детей объединения;

• Издание публикаций в СМИ, в Интернет-изданиях;

• Награждение премией администрации Центра «Крылатая гордость»;

• Оформление стенда «Лучшие ученики Центра (или книга почета);

• Составление характеристик и рекомендаций для поощрения одаренных детей в различные инстанции (ОУ, администрацию района, города, области и для ВДЦ и МДЦ);

• Составление портфолио одаренного ребенка и направление его по итогам года на имя администрации школы;

• Вручение кубков «За вклад в развитие детского движения».

2. Работа с родителями одаренных детей:

• Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

• Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне Центра и муниципалитета;

• Направление письменных благодарностей на имя родителей;

• Частичная оплата расходов, связанных с участием в конкурсах одаренных детей;

• Материальная помощь в приобретении оборудования, формы для одаренных детей.

3.Работа с педагогами дополнительного образования:

• Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми на темы: «Soft Skills — база для формирования одаренности», «Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в объединении», «Обеспечение эмоционального положительного фона обучения».

• Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию;

• Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика.

Источник