Развитие и обучение одаренного ребенка
План.
Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1 Теоретические аспекты изучения детской одаренности
1.1 Понятие и определение одаренности………………………………….3
1.2 Признаки одаренности…………………………………………………6
1.3 Виды одаренности………………………………………………………9
Глава 2 Воспитание и обучения одаренных детей
2.1 Мировой и отечественный опыт работы с одаренными детьми……19
2.2 Обучение одаренных детей……………………………………………21
2.3 Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми…….24
Заключение…………………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………………28
Введение
Ранний, “из ряда вон выходящий” подъем умственных способностей может быть предшественником подлинного таланта. Многие выдающиеся люди уже в детстве блистали незаурядными способностями. Но, с другой стороны, выдающиеся умственные проявления ребёнка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.
Цель нашего исследования: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними.
Задачи:
— раскрыть понятие одаренности;
— показать сложности психического развития одаренных детей;
— рассмотреть методы диагностики одаренности;
— рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей.
Объект исследования: одаренность.
Предмет исследования: особенности педагогической работы с одаренными детьми.
Вывод: Проблема одаренности как комплексная проблема состоит из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения детской одаренности.
1.1. Понятие и определение одаренности
Одаренность — значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.
Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренной личности.
Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности.
Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей (ходячее: «талантливый человек талантлив во всем»). Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Как правило, их отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.
Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, такие дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений.
Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка — это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.
1.2 Признаки одаренности
Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий “хочу” и “могу”. Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.Инструментальный- характеризует способы его деятельности. Мотивационный — характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
1. Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
— быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
— использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
— выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности.
2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.
3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом – сложное.
4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.
3. Повышенная познавательная потребность, любознательность.
Источник
Статьи
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (10-11) (баз., углуб.)
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Линия УМК А. Д. Шмелева. Русский язык (5-9)
Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5-9) (углуб.)
Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (10-11) (углуб.)
Как выявить талантливого ребенка? Чем он отличается от своих сверстников? Как планировать его обучение? Проблемы развития одаренных детей обсудили в эфире вебинара методисты по филологии Ольга Донскова и Олег Бойцов.
08 декабря 2017
Талантливого ребенка видно сразу – его проявления не оставляют сомнений. А диагностировать одаренность, предшествующую таланту ступень развития способностей, иногда бывает непросто. Мы можем лишь примерно говорить о влияющих на нее факторах – это и наследственность, и благодатная развивающая среда, и собственная мотивация школьника.
На какие признаки одаренности надо ориентироваться педагогу?
- высокий познавательный интерес;
- гибкое мышление;
- хорошая память;
- высокие требования к себе;
- чувство юмора.
Творческая, интеллектуальная, академическая, спортивная, музыкальная одаренность не должна угаснуть – именно такие дети, повзрослев, смогут изменить мир к лучшему. Однако именно то, что их личности не вписываются в предусмотренные образовательной системой стандартные рамки, нередко создает немало трудностей.
- Первая проблема: дети посещают не все уроки, поскольку дополнительное образование тоже требует времени. Как реагировать учителю?
- Второе: у ребенка интеллектуальная одаренность в одном предмете, а по другим он еле успевает. Какую поддержку может оказать учитель такому «слабому» ученику? И обязательно ли настаивать на усвоении всей программы?
- Третье: не всегда одаренные дети имеют благополучные семьи и хорошее здоровье, позволяющее выдерживать повышенные нагрузки в области их талантов. Вполне возможно, что понадобится помощь психолога, социального педагога, врачей.
- И еще одна дилемма: должен ли таких детей учить одаренный учитель? Когда ребенку нужна специализированная школа, а когда – дополнительное образование?
Эти вопросы не имеют общего решения, но задаться ими учителю необходимо. Даже если у педагога недостаточно ресурсов для развития детской одаренности, он должен оказать таким ученикам хотя бы эмоциональную поддержку, не раздражаться в ответ на их вопросы, однако и не захваливать сверх меры.
Читайте также:
- «Страна читающая» – конкурс для детей, которые любят стихи
- Образовательный центр «Сириус» и корпорация «Российский учебник» вместе будут поддерживать юные таланты
- Александр Архангельский: «Видео должно быть на службе у текста»
Принципы сопровождения одаренных детей:
- внимание к поведению;
- наблюдение за достижениями;
- психологическая поддержка;
- поиск тех, кто поможет в развитии таланта лучше школьного учителя.
Имеет значение и выбор учебника. Если ваш ученик тонко чувствует художественное слово, вдохновенно рассуждает о прочитанных книгах и даже сам пишет стихи или рассказы, имеет смысл порекомендовать ему пособия углубленного уровня. Для занятий по литературе в 5–11 классах подойдет линия УМК Б. А. Ланина, которую отличает большое разнообразие заданий. Учебники для 10–11 классов А. Н. Архангельского характеризует глубокий системный подход. УМК «Русский язык. 5–9 классы» А. Д. Шмелева обеспечат дифференцированное обучение, а для старшеклассников, увлеченных филологией, разработан УМК В. В. Бабайцевой.
Больше о линиях УМК по литературе и русскому языку для углубленного изучения вы узнаете из записи вебинара:
Источник
Гении не падают с неба, они должны
иметь возможность образоваться и развиться.
А. Бебель
Чтобы благополучно существовать и развиваться, обществу, независимо от направленности, нужны способные и талантливые люди. Одной из важных задач школы – это поддерживать ребёнка и развивать его способности и стремления, чтобы ребенок затем смог благополучно реализоваться в жизни. Важно в школьном возрасте выявлять тех детей, которым всё интересно, занимательно, им нескучно на занятиях, такие дети с удовольствием слушают учителя, интересуются разными областями науки. Помочь открыть таким ребятам их способности и развивать их – задача учителя. Нужно создать условия, при которых ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно. Этот путь труден, но важен: он подразумевает самосовершенствование ребёнка в условиях образовательного процесса.
Под одаренностью принято понимать сочетание уникальных способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов в выполнении той или иной деятельности, получение незаурядных умственных, творческих и физических результатов.
ФГОС перед каждым учителем ставит задачу: обеспечить развитие способностей каждого ребёнка. Однако первоначально нужно установить уровень способностей и их разнообразие у обучающихся, а затем осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности. Это одно из условий, которое позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс обучения, а также утоляет в нём жажду знаний, удовлетворяет стремление к открытиям, активному умственному труду и самопознанию.
Потенциальная одаренность по отношению к различным видам деятельности присуща многим детям, но актуальную одаренность демонстрирует лишь небольшая часть детей.
Такие дети имеют более высокие интеллектуальные способности, творческие проявления; испытывают радость от умственного труда. Не все отличаются умением чётко излагать свои мысли, но многие демонстрируют способности к практическому применению знаний. Дети в отличие от взрослых острее воспринимают реалии окружающего мира, могут сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, быстро воспринимают информацию и глубоко ее усваивают.
Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени этой одарённости должно начинаться уже в начальный период обучения в школе. Именно младший школьный возраст – это тот период, когда ребенок овладевает системой знаний, необходимых для дальнейшего успешного обучения.
Выявление одаренных детей – процесс первостепенной важности, он труден, т.к. требует от педагогов и родителей не обычного внимания к детям, а наблюдения за их предпочтениями к определенным видам деятельности, познавательной активности.
Он труден, во-первых, потому, что нередко реакция родителей на некоторые способности ребенка бывает негативной. Не многие родители хотят видеть своего ребенка не таким, как все. Семья играет важнейшую роль, если не сказать первостепенную роль в образовании и воспитании одаренного ребенка. Реализация программы работы с одаренными детьми только тогда будут иметь положительные результаты, когда школа и семья будут работать в одной связке, т.к. имеют одну цель – развить талант ребенка. Этот принцип реализуется через комплекс просветительских, консультационных и развивающих мероприятий, активными участниками которых становятся семья и учителя. Как правило, такую категорию родителей бывает не сложно привлечь к совместной работе, и отдача всегда ощутима. Поэтому необходимо проводить родительские лектории, консультации, беседы как отдельно для родителей, так и совместные с детьми собрания.
Второе, непросто «разглядеть» одаренных детей, ведь активные творческие способности нередко сочетаются с повышенной нервной возбудимостью, которая проявляется в нарушении эмоционально-волевой сферы, в потере аппетита или сна и т.д. Проведенная вовремя коррекция со стороны медиков и психологов позволит предостеречь ребенка от развития неврозов и заболеваний психики.
Третье, школьные коллективы по-детски злобно, недружелюбно относятся к детям, имеющим необычные способности к обучению и восприятию информации. В результате чего у детей с яркой познавательной мотивацией формируется стремление не выделяться, не выглядеть «особыми» и их активные творческие возможности со временем могут пропасть, стереться.
Некоторые критерии одаренности:
Нестандартность мышления. Среди одаренных детей почти никогда не бывает отличников и медалистов. Они идут своим путем, совершая ошибки, обретая свой собственный опыт.
Одержимость в определенной области знания. Задача педагога поддерживать в ребенке желание учиться и быть готовым к самостоятельной серьезной умственной нагрузке.
Достижение высоких результатов в одной или более областях. Обычно одаренные дети не испытывают страха от участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах.
Результаты педагогического наблюдения за характером действий ребенка (любознательность, предрасположенность и тяга к определенной научной сфере, специфические познавательные способности, нестандартность, яркость, фантазия).
Основная цель работы с такими детьми – это комплексное развитие их специальных способностей.
Для этого должна быть разработана система целенаправленного выявления и отбора одаренных детей: необходимо отслеживать развитие одаренности каждого ребенка через создание и ведение банка данных; создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального и творческого развития одаренных детей; разрабатывать и поэтапно внедрять прогрессивные технологии в работу с одаренными детьми; создавать условия для реализации одаренными детьми их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской, поисковой и учебной деятельности.
В своей работе я предусматриваю реализацию творческих способностей обучающихся. В качестве примера хочу рассказать о некоторых формах моей работы:
На начальных этапах своих занятий стараюсь давать задания занимательной направленности с необычным подходом к решению, подразумевающих умение отступить от общепринятого шаблона, связанного с поиском нового способа решения. Такой подход к актуализации знаний на уроках математики пробуждает неподдельный интерес к продолжению урока, к изучению новой темы или закреплению материала.
Также практикую ежедневные небольшие доклады детей, любителей математики, с познавательной информацией из мира науки, с обязательной привязкой к только что пройденным темам и полученным знаниям. Например, это может быть короткий яркий рассказ-доклад о часовых поясах в связке с темой 6 класса «Координатная прямая. Изменение величин». Такие доклады формируют у моих учеников постоянный живой интерес к самостоятельному получению, систематизации и обобщению знаний, умений и навыков, способствует рождению и развитию жизненного опыта, развивают логическое и абстрактное мышление. У моих великолепных докладчиков возникает огромное желание рассказать своим одноклассникам о том необычном, о чем они узнали сами, что способствует осмысленному и качественному усвоению материала всем классом, а у них самих развивается устойчивый интерес к предмету, а также крепнет смелость в выражении своих взглядов.
Некоторых моих учеников так захватывает мир математики, что они самостоятельно пытаются получить знания, которые выходят за рамки школьной программы.
Безусловно, работа с потенциально одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями. Основной практической педагогической целью учебной работы с детьми, имеющими признаки потенциальной одаренности, является формирование и достижение высших уровней учебной успешности, проявление индивидуальных качеств, которые можно применить на пользу обществу. Важно, чтобы работа с такими ребятами оживляла и поддерживала чувство самостоятельности.
Используемая литература:
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная приказом № 271 от 04.02.2010г. Президента РФ.
Осипова Л. В., Работа со способными и одаренными детьми по новому ФГОС // Учитель в школе – 2012г., с. 18 – 21.
Материалы II межрегиональной научно-практической Интернет-конференции РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, — Омск, 2015.
Богоявленская Д. Б., Брушлинскип А. В., Холодная М.А., Шадриков В. Д. Рабочая концепция одаренности. — М., 1998.
Источник