Развитие и общение с ребенком до месяца

Как научиться понимать малыша и помочь ему понимать родителей, секреты правильного общения с малышом?

От рождения до полугода: как понять друг друга без слов?

Впервые взяв на руки новорожденного сына или дочку, молодые родители испытывают восторг, нежность и… замешательство. Ясно, что малыша нужно купать, переодевать, укладывать спать, — но как с ним разговаривать? И способен ли он хоть что-то понять? Часто мама и папа решают отложить общение на несколько месяцев и дождаться, пока поведение ребенка станет чуть более осознанным.

На самом деле даже совсем маленький ребенок может взаимодействовать с родными — более того, это необходимо для его гармоничного развития. Но средств для выражения своих чувств у малыша пока немного: он может только плакать, слушать и смотреть на собеседника. 

Вот как можно помочь крохе наладить контакт с вами:

  • Улыбайтесь ребенку, особенно когда он агукает или гулит;
  • Смотрите в глаза малышу, когда держите его на руках, не отворачивайтесь от него;
  • Старайтесь освоить «детский язык» — меняя выражение лица и издавая различные звуки, даже месячный ребенок может выражать радость, раздражение, страх, усталость;
  • Выделяйте время, чтобы «поболтать» с малышом. Особенно это важно для вечно занятых молодых отцов. Не важно, о чем вы говорите, для ребенка главное — звук вашей речи и внимание к нему;
  • Помните, что плач — основной способ для новорожденного сообщить что-то окружающим. Никогда не оставляйте ребенка плакать в одиночестве, обязательно реагируйте на его сигналы;
  • Пытайтесь вести диалог с малышом, не оставляйте без внимания ни одно его «слово»;
  • Повторяйте звуки, которые издает ребенок, отвечайте на его лепет и агуканье;
  • Обращайте внимание на то, что привлекает малыша. Называйте предметы, на которые он смотрит или реагирует разными звуками;подкрепляйте свои слова улыбкой, приветливым выражением лица;повторяйте жесты ребенка.

Тактильное общение

Любой физический контакт — массаж, гимнастика, совместное купание — важнейшая форма общения с малышом. Интересно, что с самого рождения язык тела у детей различается. Одним нравится, когда их пеленают, другие предпочитают свободу движений. Некоторые хотят все время быть на руках, а многие — лежать в своей кроватке или специальном шезлонге. Малыши радостно реагируют на приятные для них действия и плачут, если с ними обращаются неправильно.

Всевозможные бытовые процедуры, будь то смена подгузника или пеленание, ребенок воспринимает в первую очередь как общение. Малыш еще не может понять, что купание и гимнастика полезны для него, но радуется близости папы и мамы, их прикосновениям. Постарайтесь выполнять эти действия не машинально, а с любовью и лаской, взаимодействуйте с ребенком. В этом вам помогут народные потешки и пестушки, которые уже много веков передаются из поколения в поколение. Они учат молодых родителей правильно заботиться о малыше и создают семейные ритуалы, столь важные для детей. Эти простые песенки сопровождают умывание, укладывание спать, зарядку и другие дела. Пусть вас не волнует, что малыш пока не понимает слова потешек: он отлично их запомнит и свяжет с определенными действиями. Например:

Умывание

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Купание

Кто тут будет куп-куп,

По водичке — хлюп-хлюп?

В ванну быстро — прыг, прыг,

В ванне ножкой — дрыг, дрыг!

Укладывание спать

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки —

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

Если «родительский фольклор» дается вам нелегко, попробуйте просто общаться с крохой в течение дня, комментировать свои действия и делиться мыслями. Придумайте собственные ритуалы и сочините авторские потешки — малышу они точно понравятся!

Что важно в общении с младенцем

– Общаясь с малышом, старайтесь проявлять только положительные эмоции. Даже если вы испуганы непонятной сыпью на коже ребенка или содержимым его подгузника, широко улыбнитесь крохе, дайте понять, что вы рады ему;

– Воспринимайте любые жесты и звуки малыша как попытку диалога, будь то громкий крик или сжимание кулачков;

– Внимательно следите за развитием ребенка и совершенствуйте ваше общение. Со временем малыш будет все активнее взаимодействовать с вами — улыбаться, агукать, показывать пальчиком на разные предметы.

После полугода: новый этап

С каждым месяцем общаться с ребенком все интереснее: его социальные навыки стремительно совершенствуются и усложняются. Как правило, к 6 месяцам дети могут:

  • Поворачиваться на звук;
  • Узнавать папин или мамин голос;
  • Смотреть в глаза, когда с ними разговаривают;
  • Смеяться и улыбаться вместе с взрослыми;
  • Издавать множество разных звуков.

К годику уже можно ожидать от ребенка, что он:

  • Внимательно слушает;
  • Поворачивается на голос говорящего;
  • Отзывается на свое имя;
  • Произносит разные слоги;
  • Показывает пальцем на интересующие его предметы;
  • Улыбается в ответ на улыбку взрослых;
  • Понимает простые фразы, особенно в сочетании с жестами;
  • Знает названия нескольких предметов;
  • Очень любит песенки и потешки;
  • Отвечает что-то, когда к нему обращаются.

Союз педиатров России определяет такие нормы речевого развития у детей:

1,5 – 3 месяца — агуканье, гуление;

4 – 6 месяцев — псевдоречевые звуки, попытки подражать интонациям;

6 – 9 месяцев — лепет, произношение однотипных слогов;

10 – 11 месяцев — лепетные слова, лепетные цепи с чередующимися слогами;

12 месяцев — появление первых слов, в норме может происходить в диапазоне 9 – 18 месяцев.

В возрасте 8 – 11 месяцев можно опробовать популярную на Западе жестовую систему общения с малышом. Ваша задача — придумать жесты для обозначения простых действий и предметов («есть», «пить», «больно», «подгузник», «молоко») и постоянно показывать их ребенку, сопровождая устным комментарием. Конечно, обучение должно происходить в игровой форме и быть интересным и вам, и ребенку. Чтобы не запутать малыша, всегда используйте один и тот же жест для обозначения конкретного слова. Многим детям нравится самим разучивать жесты — помогите малышу в этом, складывая его пальчики нужным образом.

Даже если вы не собираетесь учить малыша модной жестовой системе, вам наверняка пригодятся советы, как правильно общаться с ним.

Как правильно общаться с малышом:

  • Самое главное — как можно больше разговаривать с малышом. Не заботьтесь о том, что именно вы говорите, главное — интонации, искренность, выражение лица;
  • Пойте песенки. Это не только развивает музыкальный слух малыша, но и облегчает запоминание различных слов. Колыбельные, детские песенки, любимые рок-арии — подойдет все!
  • С малышами не зря принято говорить «специальным» высоким голосом. Исследования показывают, что маленькие дети лучше реагируют на высокочастотные звуки, поэтому можете сюсюкать без смущения. Это не помешает ребенку освоить нормальную манеру речи;
  • Комментируйте все, что делаете. Например: «А сейчас мы пойдем в ванную, наберем теплой воды и будем купаться!»;
  • Называйте предметы, на которые смотрит ребенок. Например: «А вот это носочки! Их надевают на ножки!»;
  • Когда ребенок уже начал произносить первые слова, не поправляйте его;
  • Читайте книги, даже если малыш пока не очень ими интересуется. Наблюдая за вашей артикуляцией, он будет учиться правильному произношению.

Помните, что общение с рождения — лучший вклад в теплые, дружеские отношения с подросшим ребенком. Человеческий мозг (и особенно детский!) способен на чудеса, и в один прекрасный день школьник может сказать вам: «А помнишь, когда я был совсем маленьким и лежал в люльке, ты пела мне песенку про бычка?»

Источник

Первый месяц жизни — это время адаптации малыша к внешнему миру. Для родителей — это сложный период адаптации к новым ролям, когда они учатся понимать малыша и ухаживать за ним.

Рождение обусловливает резкий переход ребенка к условиям существования, отдельным от организма мамы, когда они были слиты в единое целое. Рождаясь, малыш попадает в новый мир — контрастов и противоречий. Чтобы этот переход не был для малыша травмирующим, очень важно присутствие и внимание мамы с первых минут его жизни. Ощущение её тепла, запаха, звук её голоса, биение её сердца — всё это связывает ребёнка с прежней жизнью и делает его приход в этот мир не таким болезненным.

С самых первых дней жизни ребёнок воспринимает окружающее: видит, слышит, чувствует запахи и прикосновения. На первый взгляд, кажется, что основные потребности ребёнка в первый месяц — еда, сон, физический комфорт. Однако малышу для развития также не обходимо общение с любящим взрослым, его голос, взгляд, улыбка, тепло.

Зачем же общаться с новорождённым ребёнком, если он ещё не умеет говорить и не понимает слов?

Малыш с самого начала активно реагирует на мир и на окружающих людей. Именно близкий взрослый представляет для ребёнка самый интересный источник новых впечатлений. А общение со взрослым — мощный стимул для развития малыша.

Как общаться с малышом в первый месяц, чтобы помочь его развитию?

Разговаривайте с малышом

Известно, что новорождённые дети предпочитают звуки человеческого голоса всем другим шумам и звукам. Конечно, ребёнок ещё не понимает значений слов, но для него очень важно просто слышать их. Окружая ребёнка заботой и нежностью, чаще общайтесь с ним, сопровождайте все процедуры ухаживания за малышом ласковой речью, комментируйте все ваши действия. Не задумывайтесь, понимает ли вас ребёнок, просто обращайтесь к нему так, будто он осознаёт всё, что вы ему говорите — ласково шепните ему о вашей любви и спросите, как ему спалось.

Таким образом, вы вступаете в общении с малышом, пока авансом наделяя его функциями партнера. Но очень скоро вы заметите, что при звуках вашего голоса малыш замирает, как бы прислушивается, и начинает искать глазками источник звука. Речь взрослого, обращённая к ребёнку, вызывает максимальное внимание и радость малыша по сравнению с другими воздействиями. При этом особенно чувствителен малыш к так называемой «детской речи» — когда с ним говорят «сюсюкающим» голосом. А это самый простой способ дать ребёнку то, что ему нужно именно в этом возрасте: нежность, любовь, ласку.

Для мамы также важно прислушиваться к звукам, которые издаёт малыш, и отвечать на них. Так между мамой и малышом быстрее возникает тесная связь.

Устанавливайте визуальный контакт с ребёнком

Контакт взглядов — очень важный компонент человеческого общения. Новорождённый малыш в первые дни ещё не может продолжительное время фокусировать взгляд на каких-то объектах. Вы можете ему помочь в «тренировках»: попробуйте приближать и слегка отдалять своё лицо, определяя наилучшее расстояние для его восприятия ребёнком. Добавив ласковые слова и улыбку, вы поможете малышу скорее обнаружить вас и продлить контакт взглядов.

Не расстраивайтесь, если поначалу вам не удастся поймать взгляд ребёнка. Повторяйте свои попытки всякий раз, когда малыш бодрствует, и старайтесь задержать его взгляд на себе. Когда вам это удастся, обязательно улыбнитесь малышу, похвалите его. Со временем вам будет всё легче привлечь к себе взгляд ребёнка, а его сосредоточение на вас будет становиться всё сильнее. Оптимальное расстояние для восприятия ребёнка — от 25 до 50 см от его глаз. Но главное, конечно, ваше настойчивое стремление привлечь к себе внимание малыша и постоянная готовность перестроить свои действия так, чтобы ему было приятнее и удобнее воспринимать вас.

Учёные выяснили, что лицо человека (или его изображение) является наиболее предпочтительным для малыша среди всего, что он видит вокруг. Поэтому не забывайте среди игрушек, которые подвешиваете в кроватке, помещать куколок, клоунов, матрёшек. Можно также нарисовать яркими красками на круглой картонке улыбающееся личико и подвесить его так, чтобы малышу было удобно его разглядывать, особенно в те моменты, когда вы занимаетесь домашними делами.

Отвечайте на улыбку малыша

Среди многочисленных гримасок новорождённого есть напоминающие улыбку. Однако поначалу они ещё не обращены к взрослому, а лишь отражают внутреннее состояние ребёнка, то есть являются «физиологическими». Но если вы замечаете эту улыбку и улыбаетесь в ответ, обращаясь к малышу ласковым голосом, она очень скоро превращается в «социальную» улыбку, когда малыш смотрит вам в глаза и получает удовольствие от общения с вами.

Первая «настоящая» улыбка появляется примерно на третьей неделе жизни малыша. Обычно такая улыбка появляется в момент, когда малыш только что проснулся, ещё не устал, не хочет есть и хорошо себя чувствует. И главное — когда на него смотрят любящие глаза мамы. Сначала она мимолетная и мгновенная, но очень скоро можно заметить, что малыш всё чаще начинает улыбаться сразу при появлении мамы, он радуется, когда к нему обращаются. Эта улыбка не просто выражает удовольствие ребёнка, а является способом сообщить другому человеку о своём удовлетворении. Она служит для налаживания отношений с окружающими людьми, первым средством общения.

Итак, если мама часто и подолгу разговаривает с малышом, окружает его любовью и заботой, ловит его взгляд, быстро откликается на любые проявления недовольства, всеми возможными способами выражает своё отношение, уже к концу первого месяца он одарит ее своей улыбкой. Именно улыбка малыша приносит самую большую радость маме и знаменует собой переход новорождённого к новой ступеньке развития.

К.А. Громова, детский психолог
Школа пап и мам, подготовка к родам — www.mamapapa.ru

Источник

Когда мы общаемся с малышом, говорим с ним, мы, конечно же, хотим, чтобы он скорее понимал и улавливал смысл сказанных слов. Но воспитание малыша общение с ним – это не только слова, это ещё и поступки взрослых, пример для подражания, который родители и окружающие дают маленькому человеку. Воспитание – это звук голоса, его полутона, ведь иногда пристыдить, а также похвалить человека можно одним взглядом или шепотом, и это прозвучит очень громогласно и ярко в его сознании, если он научился прислушиваться.

Как общаться, разговаривать с новорожденным малышом?

Самый первый способ общения родителей и ребёнка – через тактильные ощущения, посредством прикосновений. Малыш ещё не понимает слов, не видит лица родных людей, но зато очень хорошо чувствует прикосновения на своей коже. Он может успокоиться, расслабиться, если прикосновения мамы будут нежными и ласковыми, или заплакать, если вдруг мама допустит грубоватое, торопливое прикосновение. Язык прикосновений очень понятен и доступен обоим – и маме, и малышу.

В первые месяцы жизни ребёнок всецело зависит от ухаживающих взрослых – его пеленают, переодевают, кормят, смазывают кремом, купают, делают массаж и гимнастику. Некоторые мамы не задумываются о важности

прикосновений для малыша

, и допускают резкие, быстрые движения, не стремясь лишний раз погладить ребёнка, «поговорить» с ним посредством своих прикосновений. Малыш, который всегда чувствует ласковые руки мамы, чувствует себя увереннее, он лучше развивается, спокойнее.

Именно не заласкать, не зацеловать, как делают другие мамы, впадая в крайность родительской гиперлюбви, а ласково прикасаться к малышу, давать ему понять, что мама всегда рядом, что она оберегает, поддерживает своего малыша, любит и заботится о нём. Когда малыш становится старше, приходится его иногда одёргивать, ставить на место, стараясь, чтобы он заметил, запомнил, что ему говорят взрослые. В арсенале многих родителей для этого существуют свои, «карающие» прикосновения к ребёнку – шлепки, подзатыльники, резкие толчки и встряски. Даже обычный процесс одевания на прогулку может доставлять малышу страдания, когда родители пытаются застегнуть на нем все бесконечные молнии и кнопки. Если движения их при этом резкие и грубые – малыш будет сопротивляться.

Психологи уже давно доказали, что дети, которые познали ласковые прикосновения родителей ещё в младенчестве, лучше понимают язык взглядов, жестов, у них не возникает проблем с поведением, на них не приходится кричать или, что ещё хуже, шлёпать. Как мама берёт малыша на руки? Нежно, плавно, заботясь о нём, чтобы не напугать, не потревожить? Или резко, как тряпичную куклу, быстро, порывисто? Именно это является первым языком для ребенка, первым общением малыша с родителями, и не придавать прикосновениям значения никак нельзя.

Тон и темп речи

Новорожденный ребёнок не понимает слов матери, но может заплакать, если мама скажет что-то грубо, громко, а также заулыбаться, успокоиться на слова, сказанные нежно и ласково. Громкий голос родителей, который малыш слышит постоянно, оказывает давление на ребёнка, показывает силу взрослых, их авторитарность, и малыш постепенно приобретает заниженную самооценку, становится пугливым, или, наоборот, капризным, непослушным. Воспитательные речи мамы и папы, даже самые правильные и нужные, сказанные громким голосом, не возымеют воздействия на ребёнка никогда, потому что, кроме повышенного тона, он не будет слышать больше ничего.

Если мама разговаривает с малышом с очень быстрым темпом речи, ребёнок начинает заметно нервничать, суетиться, его раздражает этот поток слов, он безуспешно пытается понять тон мамы, её настроение в этой речи, и не может уловить их. Монотонная речь также неинформативна для малыша, он с удовольствием будет слушать рассказы мамы, которые она передает ему спокойным голосом, но с эмоциональной окраской и различными тонами. Для ребёнка следует выработать специальную, весёлую, игровую интонацию речи, которая будет ободрять его, успокаивать, которая даст ему гораздо больше информации, чем окрик или унылая спокойная речь.

Взгляд мамы является ещё одним средством общения с малышом, который обязательно необходимо использовать с самых первых дней его жизни. Ребёнок вначале не будет различать лица мамы, но постепенно очертания её лица станут различимы, и он будет восторженно смотреть на выражение лица родного человека, ловить её взгляд. Малыш постарше всегда очень увлечён игрой, но ему очень важно, что за ним следит пара родных ему глаз. Перед первым шагом он смотрит на маму, чтобы удостовериться – помогает ли она ему, поддерживает ли его взглядом, и смело идёт вперёд, потому что хорошо чувствует силу маминого любящего взгляда.

С малышом как можно чаще необходимо делать контакт «глаза в глаза», пытаясь передать ему свою любовь, хорошие посылы, тепло и внимание, и ребёнок научиться понимать маму с полуслова, или даже без слов – по одному её взгляду. Дети очень хорошо чувствуют, если у мамы осуждающий, гневный, холодный взгляд, но теплый и нежный взгляд всегда приободрит их, снимет боль и обиду, придаст сил и уверенности в себе.

С малышом общаются не только посредством слов, но и с помощью взгляда, интонации голоса, прикосновения, и даже объятий. Известно, что любовь к ребёнку – это не только балование его, чрезмерный поток поцелуев и гиперопека, любовь к ребёнку – это постоянный контакт, общение с ним, поддержка и помощь во всех ситуациях. Малыша нужно хорошо чувствовать, на него нельзя давить, а общаться с ним «на равных», и тогда он вырастет очень сильной личностью, и никогда не будет иметь проблем в общении с другими людьми.

Источник