Развитие и общение ребенка со взрослым от 4 до 5 лет

Развитие и общение ребенка со взрослым от 4 до 5 лет thumbnail

На чтение 7 мин.

Вроде бы кризис 3 лет позади, и к садику малыш уже успел привыкнуть – казалось бы, родителям можно выдохнуть и расслабиться. Но на горизонте уже маячит подготовка к школе и появляется новая волна задач по обучению и развитию вашего чада.

Чем отличается воспитание ребёнка 5 лет от предшествующих периодов? Как способствовать развитию способностей, необходимых для успешного обучения в школе? Как взаимодействовать с ребёнком в этот период?

Важные задачи воспитания ребёнка

  •  развивать навыки общения;
  • прививать нормы и правила поведения в обществе;
  • способствовать развитию самоконтроля в поведении;
  • развивать умственные способности и тягу к знаниям;
  • вовремя заметить интересы ребёнка и склонности к той или иной деятельности, чтобы помочь ему в развитии таланта;
  • найти золотую середину между игрой и временем на обучающие занятия;
  • воспитание ребёнка 4 лет по-прежнему должно быть наполнено вашей заботой и любовью к нему, ведь он много времени проводит в детском саду, и внимания ему явно не достаёт.

Проблемы в воспитании ребёнка 4-5 лет

На данном возрастном этапе трудности в воспитании могут возникать вследствие затянувшегося кризиса 3 лет. А препятствуют его разрешению обычно неверно выбранные способы взаимодействия с ребёнком, многочисленные запреты и наказания, подавление воли малыша и неумение вовремя понять его потребности и истинные причины поведения.

Некоторые родители не учитывают изменившиеся с возрастом потребности детей и продолжают общаться с ними на прежнем уровне, пытаются занимать их теми же видами деятельности, что и раньше, хотя ребёнку они могут уже быть неинтересны. Такая позиция неблагоприятна для детского развития и обучения новым навыкам. Поэтому взрослые должны очень чутко относиться к предпочтениям своего чада, чтобы понимать, чем его можно заинтересовать.

Если же родители способствовали развитию самостоятельности ребёнка и мягко направляли его действия, то проблем в воспитании ребёнка в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем будет значительно меньше.

дети пишут

Особенности развития детей 4-5 лет

  1. Более активно, чем раньше, развивается мелкая моторика, ребёнок более умело пользуется карандашами, кистью, ручкой и другими принадлежностями для творческой и учебной деятельности.
  2. Ребёнок много времени играет со сверстниками, общается с ними.
  3. Развивается сильный познавательный интерес. Малыш стремится всё узнать, задаёт много вопросов взрослым. Он активно впитывает в себя новую информацию.
  4. Ребёнок хорошо управляет своим телом и координирует движения.
  5. В этом возрасте дети уже практически не нуждаются в дневном сне. В садике это остаётся необходимостью, и они подчиняются тем требованиям. А вот дома большинство детей уже не спят днём.
  6. Ребёнок 4-5 лет знает основные геометрические фигуры, цифры от 0 до 9, собирает простые пазлы, находит сходства и различия между двумя предметами, называет обобщающим словом группу предметов, знает основные профессии, умеет правильно задавать вопросы, может пересказать содержание сказки или рассказать наизусть простое стихотворение, умеет аккуратно раскрашивать картинки.

Различия в поведении и воспитании мальчиков и девочек

В возрасте 5 лет в поведении и воспитании мальчиков и девочек имеются некоторые различия.

  • В этот период детям уже следует прививать характерные черты для их пола: мальчикам – мужественность, девочкам – женственность. Уменьшительно-ласкательные слова («зайка», «солнышко» и т. д.) рекомендуется чаще применять к девочкам. А вот в общении с мальчиками их следует применять как можно реже, они ведь будущие защитники. Лучше обращаться к ним по имени или со словами: «сынок», «помощник».
  • Обычно в возрасте 4-5 лет в большинстве случаев наблюдаются различия в предпочтении игр и игрушек. Мальчики любят машинки, конструкторы, роботов, спортивные игры. Девочкам нравятся куклы, мягкие игрушки, творческие занятия. Но не стоит переживать, если ваши дети выбиваются из стандартных ситуаций и предпочитают игрушки противоположного пола. Приоритеты часто меняются, и такой случай в наше время не редкость.
  • Чаще всего девочки уже более усидчивы, чем мальчики, поэтому воспитание мальчика 4-5 лет может даваться несколько сложнее, чем воспитание девочки того же возраста.
  • В этот период могут начать проявляться разные способности: девочки склонны запоминать больше стихов и песен, а мальчики – любят считать.
  • В целом поведение мальчиков в 4-5 лет характеризуется проявлением большей физической активности по сравнению с девочками, склонностью к коллективным спортивным играм.

девочка и мальчик на поле

Как правильно воспитывать ребёнка в 4-5 лет?

  1.  Развивайте стремление к познанию: наблюдайте за тем, что интересно ребёнку, рассказывайте ему об окружающем мире, отвечайте на его вопросы, смотрите вместе полезные передачи. Ни в коем случае не отмахивайтесь от общения со своим «почемучкой», какими бы странными ни казались его вопросы. Отвечайте на всё понятным ему языком. Старайтесь не говорить «не знаю», лучше вместо этого (если вопрос ставит вас в тупик) сказать: «Давай-ка вместе разбираться» и, посмотрев в авторитетные источники, дать ответ.
  2. Хвалите ребёнка за стремление познавать мир, за его выводы. Если, как вам кажется, он сделал неправильные умозаключения, не критикуйте и не высмеивайте его. Лучше предоставьте ему возможность подумать ещё и исправить свои выводы с помощью наводящих вопросов, например: «Ты правда думаешь, что…?», «А помнишь, мы с тобой читали, что…? Значит…» и т. д.
  3. Этот возраст считается благоприятным для того, чтобы отдать ребёнка в какую-нибудь спортивную секцию или танцевальную студию исходя из его предпочтений. Такие занятия помогут ему восполнить возможный недостаток физической активности, реализовать свои способности и сформировать полезные увлечения.
  4. Контролируйте то, как ребёнок усваивает правила поведения. Спокойно, без криков и угроз, указывайте ему на ситуации, когда он «поступает плохо», и как нужно было себя повести.
  5. Способствуйте тому, чтобы ребёнок пребывал в хорошем настроении. Если замечаете, что он печален или много молчит, не игнорируйте такое поведение, постарайтесь узнать его причину. Не забывайте озвучивать чувства (помогайте ребёнку их осознавать и проговаривать): «Вижу, ты чем-то расстроен (грустишь, напуган…)», «Ты сегодня задумчивый. Можешь поделиться своими мыслями?» Поиграйте со своим чадом, рассмешите, потанцуйте, предложите ему то, что он любит. Важно формировать у детей оптимистичный взгляд на мир.
  6. Не задавайте риторических вопросов и не занимайтесь констатацией фактов «плохого» поведения в стиле: «Почему ты всё ломаешь?» или «Ты опять разбросал игрушки». Такие высказывания не стимулируют ребёнка исправить свои действия. Вместо этого используйте конкретные просьбы: «Говори, пожалуйста, потише» или мотивирующие фразы: «Давай уберём игрушки, и тогда сможем быстрее пойти гулять».
  7. Важно много общаться с ребёнком на тему дружбы, доброты, честности, щедрости и отзывчивости, развивая в нём эти качества. Используйте в том числе стихи, рассказы, мультфильмы и сюжетно-ролевые игры.
  8. Давайте ребёнку задания и стимулируйте к тому, чтобы он выполнял их аккуратно и доводил до конца. Если начал рисовать – то нужно дорисовать, если убирает игрушки или какие-либо принадлежности – то на свои места, если выполняет какие-то упражнения – то не отвлекаясь. Лучше чаще чередовать занятия разными видами деятельности, но при этом выполнять каждое из них качественно и до конца. Это развивает усидчивость.
  9. Приобщайте ребёнка к культурной жизни. Ходите вместе на спектакли, выставки, детские представления, ёлки. Активно обсуждайте с ним все мероприятия, спрашивайте, что ему понравилось, куда бы хотелось пойти снова.
  10. Помните о личном примере. Ребёнок очень хорошо понимает ваши действия и привычки и перенимает их. Поэтому не допускайте противоречий в том, что говорите ему и как себя ведёте сами. Это один из самых важных принципов в вопросе о том, как правильно воспитывать ребёнка в любом возрасте.

Игры и игрушки в 4-5 лет

Вовлекайте детей этого возраста в подвижные игры на свежем воздухе, в том числе спортивные, сюжетно — ролевые и настольные игры дома. Различные конструкторы, пазлы, кубики для обучения чтению, куклы и машинки разных марок.

Раскраски, наборы для творчества, которых сейчас очень много в продаже, тоже порадуют ребёнка. Велосипед, самокат, коньки, лыжи – очень полезные приобретения для активного отдыха. И, конечно, не забывайте ежедневно читать вместе книги, обсуждать их содержание, пересказывать, учить стихи.

Несмотря на то, что ваш малыш становится менее импульсивным и его способности к обучению с каждым днём возрастают, он по-прежнему остаётся ребёнком, который нуждается в игре, активной деятельности и вашем внимании. Помните о том, что нельзя забирать у него детство раньше времени.

Источник

Дошкольный возраст занимает место между ранним детством и младшим школьным возрастом (от 3 до 6-7 лет), и, как любой другой период развития ребенка, имеет важное значение для развития психики и личности. Второе название этого периода — «возраст игры», так как ведущей деятельностью этого возраста является именно игра. Дошкольный возраст делят на 3 периода:

— младший дошкольный возраст (3-4 года),

— средний (4-5 лет)

— старший (5-6/7 лет).

По словам С. Л. Рубинштейна [39] «…первейшее из первых условий жизни человека — это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину.

«Сердце» человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека.

Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека». [39, с.73]

Как показали исследования Л. С. Выготского [6], которые были в дальнейшем подтверждены многочисленными экспериментальными работами других авторов, общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний и умений; оно также определяет структуру сознания, а так же опосредствованное строение высших, специфически человеческих психических процессов. Так, в полемике с Ж. Пиаже [31] по поводу генезиса и функций эгоцентрической речи Л. С. Выготский подчеркивал, что речь, как и другие знаковые системы, первоначально выполняет роль средства коммуникации, а лишь затем на этой основе становится орудием мышления и произвольной регуляции ребенком своего поведения.

Вопрос о коммуникативных функциях детской речи рассматривается в трудах Л. С. Выготского [6], Ж. Пиаже [31], а также конкретные исследования А. М. Леушиной [22], и обзорные статьи М. И. Лисиной и Д. Б. Эльконина [23]

В данной работе более пристальное внимание будет уделено именно детям 4-5 лет.

На пятом году жизни организм ребенка интенсивно растет и развивается. Происходит качественное развитие основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, отличающихся высокой возбудимостью.

Появляется и развивается умение планировать свои действия, дети создают и воплощают определенный замысел, который теперь, помимо простого намерения, включает представление о цели действия и о способах ее достижения.

Важное психическое новообразование детей 4-5 лет — умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями.

Начиная понимать некоторые зависимости между явлениями и предметами, детей проявляют повышенный интерес к зависимости между событиями, устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений. Это приводит к увеличению потока вопросов к взрослому: почему? как? зачем?

Часто на свои вопросы дети стараются ответить сами, проводя опыты, изучая неизвестное. Если взрослые невнимательны к удовлетворению любопытства дошкольников, то дети замыкаются, проявляют негативизм, упрямство, становятся непослушными. Получается, что негативные проявления в поведении ребенка появляются из-за нереализованной потребности общения со взрослыми.

На пятом году жизни дети могут рассказывать об игрушке, картинке, пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывают о некоторых событиях из личной жизни, т.е. активно овладевают связной речью, [42].

На пятом году жизни дети приобретают игровой опыт, который способствует проявлению более активного интереса к взаимодействию со сверстниками в ходе игры, поэтому они начинают стремится к объединению в играх. Воспитатель должен учитывать это. Для стимулирования доброжелательности между детьми в ходе игры, он должен внимательно изучить особенности общения детей со сверстниками, и создать условия для самодеятельных совместных игр в небольших подгруппах (от 2 до 3-5 человек). Важность сверстника в психическом развитии ребёнка признаётся большинством психологов. Значение общения со сверстником в жизни ребёнка вышло за пределы эгоцентризма и распространилось на самые разные области его развития. Особенно велико его значение в становлении основ личности ребёнка и его коммуникативном развитии. Так Б. Спок считал, что только в общении с другими детьми ребёнок научается ладить с другими людьми и одновременно отстаивать свои права. [50]

По мнению М. И. Лисиной[23] и Е. О. Смирновой[43], в 4-5-летнем возрасте дети часто спрашивают об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Среди средств общения начинают преобладать речевые, но их речь продолжает оставаться ситуативной. Если в сфере общения со взрослым в этом возрасте уже возникают внеситуативные контакты, то общение со сверстниками остаётся преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации. Е.О.Смирнова [43] утверждала, что наряду с потребностью в совместной игре у ребенка 4-5 лет обычно появляется потребность в признании и уважении сверстника. Эта естественная потребность создает массу проблем в отношениях детей и становится причиной многих конфликтов. Ребенок всеми силами стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за неспособности услышать партнера. Каждый говорит о своем, показывает свои достижения и совершенно не реагирует на высказывания партнера. [45]

Дети 4-5 лет очень негативно относятся к сверстникам, которые без спроса вторгаются на их игровые территории. Часто это приводит к конфликтам. Чтобы этого избежать следует заранее продумать обстановку: ширмы, игровые коврики, которые обозначат границы игровых пространств.

Тогда дети будут учиться уважать игровое пространство других. Воспитатель на собственном примере показывает, что на их игровое поле нельзя зайти без разрешения играющих там детей. Он должен «постучать», «позвонить по телефону», попросить «посадку» или просто попросить играющих пустить его. Такое поведение становится примером для подражания.

Т.В.Лаврентьева и Е.О.Смирнова [43] отмечают, что возраст 4-5 лет является периодом расцвета ролевой игры. В это время игра становится коллективной — дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главное содержание общения детей в середине дошкольного возраста заключается теперь в общем деле или деловом сотрудничестве. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При деловом общении, когда дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Здесь уже совершенно недопустимо повторение действий или слов другого, потому что у каждого своя роль. Большинство ролевых игр устроены так, что каждая роль предполагает партнера: если я врач, мне нужен больной; если я продавец, то мне необходим покупатель, и т.д. Следовательно, сотрудничество, согласованность действий с партнером — необходимое условие нормальной игры.

Отношение детей 4-5 летнего возраста своеобразно по отношению к воспитателю, ему необходимо ее внимание лично к нему. Ребенок часто использует ее посредничество в своих отношениях со сверстниками.

Отношения ребенка в детском коллективе также отличаются своеобразием.

Л.И. Божович [5, с. 46] отмечает, что в дошкольном возрасте проявляется потребность ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого.

М.И. Лисина [15, с. 46] отмечает необходимость в эмоциональном взаимодействии со взрослым. Г.В. Скобло [10, с. 220] говорит о потребности обрести чувство уравновешенности и безопасности, которая достигается в контакте со взрослым [10, с.220]. Условием нормального психического развития ребенка является удовлетворение этих потребностей. Эти исследования также позволяют заключить, необходимым условием его развития является чувство эмоционального комфорта, одновременно служащее показателем оптимального состояния ребенка в системе «Я-Мир». Это чувство реализуется положительным эмоциональным отношением матери в процессе взаимодействия с ребенком. Нарушение такого поведения матери (проявление различных форм эмоциональной депривации) искажает психическое развитие ребенка во всех сферах.

У детей 4-5 лет ярко выражено стремление к общению. Причем отношения обязательно четко направлены. Отношения между детьми под влиянием обстоятельств и воспитания меняются. Необходимое условие успешного складывания положительных взаимоотношений между детьми — это интересная, деятельная и радостная жизнь. Однако без усвоения социальных норм и правил взаимодействие детей между собой невозможно. Центральное место в этом процессе занимает игровая деятельность. Дети взаимодействует в игре и как персонажи, и как реальные личности.

У детей 4-5 лет начинают складываться обобщенные представления о нормах и правилах поведения. Они уж могут регулировать свое поведение, но чаще ведут себя в зависимости от своих интересов и желаний.

У детей в процессе общения со сверстниками проявляются разные эмоции: приятие и неприятие, доброжелательность и агрессивность.

В своей работе Е.О.Смирнова и Т.В.Лаврентьева [43] пишут, что 4-5- летнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. «Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. Успехи и промахи других приобретают для ребенка особое значение. В любой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и сравнивают со своими. Реакции детей на оценку взрослого — кого он похвалит, а кого, может быть, и поругает — также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстника у многих детей могут вызывать огорчения, а вот его неудачи — нескрываемую радость.

В этом возрасте возникают такие тяжелые переживания, как зависть, ревность, обида на сверстника. Они конечно же осложняют отношения детей и становятся поводом для многочисленных детских конфликтов.

Совместное решение некоторых проблем в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их социальному статусу и полу. Чем дети становятся старше, тем больше тянутся к сверстникам.

Через желание общаться проявляется стремление ребенка познать и оценить себя при помощи сверстника, так как ребенку легче сравнить себя со сверстником, чем с взрослым. Общение со сверстниками удовлетворяет потребность в самооценке и в оценке партнера.

В совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия с действиями других детей, развивается взаимопонимание. В детском коллективе ребенок овладевает такими видами деятельности, которые невозможно осуществить в одиночку. В основном это игра.

У детей 4-5 лет складывается общественное мнение, влияющее на формирование личности. Оценка сверстников становится содержательной. Взаимодействие детей меняется. Дети начинают играть не только рядом, но и вместе. Проявляется потребность детей в общении, они начинает получать удовольствие от общества.

Общение со сверстниками насыщено эмоциями, в нем наблюдается почти в десять раз больше экспрессивно-мимических проявлений и выразительных интонаций, чем с взрослыми. Общение с взрослыми носит намного более сдержанный эмоциональный характер. Разговоры детей очень непредсказуемы тем, что они используют неожиданные слова, сочетания слов и звуков. Сверстники создают условия для самостоятельного речевого творчества. Ребенку в общении с другими детьми важнее высказаться самим, чем выслушать другого. Действия ребенка, направленные на сверстника также многообразны. Дети могут управлять действиями партнера, организовать совместную игру. В процессе общения ребенок фантазирует, обижается, притворятся.

В своих работах Л. Росс [24] и другие учёные определяли общение как действие и выделили следующие критерии коммуникативного акта:

— направленность на сверстника с целью его вовлечения в процесс общения;

— потенциальная способность принимать информацию о целях сверстника;

— коммуникативные действия должны быть доступны пониманию партнёра-сверстника и способны вызвать его согласие и достижение цели.[24]

Дошкольникам, не общающимся со сверстниками, сложно общаться с взрослыми. Взрослый сохраняет значение авторитетного, любимого человека, но сверстник более привлекателен, более предпочтителен. Ребенок не обращает внимания на внешний вид сверстника, его душевное состояние, но остро воспринимает его отношение к самому себе.

Общение со сверстниками порождает у детей избирательные привязанности. Дружеские взаимоотношения являются обязательной формой общения детей [4, с.1].

Как известно, существуют большие индивидуальные отличия в отношении ребенка к сверстникам, определяющие его положение среди других, самочувствие и особенности становления личности. Наибольшую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений. Наиболее типичные варианты отношений дошкольников со сверстниками — это проявления агрессии, обидчивость, застенчивость и демонстративность дошкольников [35].

Одной из наиболее частых проблем в детском коллективе является повышенная агрессивность детей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети в той или иной степени проявляют агрессию: ссорятся, дерутся, обзываются и т.д.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Ей посвящены исследования современных авторов, таких как И.А. Фурманов [60], Смирнова Е.О. и Холмогорова В.М. [47]. Исследования этих авторов выявляют и описывают агрессивное поведение детей и влияющие на него факторы с психологической точки зрения. Наиболее значимыми называют: образцы агрессивного поведения, особенности семейного воспитания, уровень эмоционального напряжения и фрустрации и пр.

Ученые предлагают различные трактовки определения агрессивного поведения, но в общих чертах агрессивность понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии выделяют вербальную и физическую агрессию. Каждая из них имеет прямые и косвенные формы.

Сравним способы воздействия в конфликтных ситуациях с формами проявления агрессии.

Источник