Развитие и общение на первом году жизни ребенка
Каждый новорождённый ребёнок появляется на свет с определённым набором физиологических потребностей: питание, сон, контакт с телом матери… Максимальное удовлетворение потребностей оказывает значительное влияние на всю дальнейшую жизнь крохотного человечка. Создание психологического комфорта для грудничка является основой его успешного роста, развития и воспитания.
Потребность в общении также очень велика. Ещё до рождения мама со своим малышом много разговаривает. Ребёночек реагирует на мамино настроение, на голос папы, музыку. Уже на 2 – 3 месяце жизни у здорового младенца появляется так называемый «комплекс оживления» – это простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.
Первый год является фундаментом для дальнейшего успешного овладения языковыми нормами, контактирования с детишками и взрослыми, обучения.
Поэтому в этот период жизни, в 2 – 3 месяца, следует начинать заниматься речевым развитием крохи, учить его общаться, так как именно через общение развивается речь. Здоровый малыш с удовольствием будет с вами заниматься в силу того, что у него есть социальная потребность в общении.
Перечисленные ниже советы Вам в этом помогут.
1. Много общайтесь с ребёнком. При этом карапуз должен видеть выражение лица говорящего (яркую мимику, чёткую артикуляцию), слышать положительный тон. Взгляд малыша притягивают очки, накрашенные губы, заколки. Но не следует с этим переигрывать, чтобы ребёнок не отвлекался от самого лица, а только заострял на нём внимание.
2. Рассказывайте малышу потешки (например, «Сорока-воровка кашу варила…»), простые детские стишки (А.Л. Барто «Игрушки»). В них есть определённый ритм, который ребёнок чувствует с рождения. Т.е. важность здесь не только в словах, но и в рисунке самого произведения. Следует рассказывать медленно в послоговом темпе, чётко выговаривая каждый звук. Старайтесь изображать сюжет («Мишка косолапый…» – переваливайтесь с ноги на ногу).
3. Даже для абсолютно здоровых детишек в трёхмесячном возрасте полезен общий массаж тела. Массаж даёт сильный импульс для всего организма в целом: малыш начинает интенсивнее переворачиваться, ползать. У него появляется больше свободы движения, что важно для познания окружающего мира.
4. Показывая ребёнку предмет или замечая, что кроха остановил взгляд на чём-то, обязательно называйте его. Голосом следует выделять первый слог слова, а само слово произносить внятно и по слогам.
5. Давайте малышу прислушиваться к звукам окружающего мира: шуму дождя, лаю собаки, скрипу двери, гудению пылесоса. Это замечательным образом развивает неречевой (физический) слух. Именно развитый физический слух будет базой для понимания речи людей.
6. В предложениях выделяйте голосом ключевое (главное) слово. Например, «Сейчас мы пойдём гулять» или «Мишка хороший». Старайтесь говорить простыми короткими фразами о реальных вещах и ситуациях, в которых ребёнок находится в момент речи.
7. Если Вы чем-то заняты, а малыш находится рядом, озвучивайте все свои действия. Особенно это важно, когда ребёнок является участником событий («Давай снимем штанишки, сядем на горшок…»). Малышу очень интересно познавать мир вещей, которыми он окружён, через их конкретное применение. Это надёжно позволяет новым словам закрепиться в памяти. Так очень быстро накапливается пассивный словарь крохи – те, слова, которые он понимает. Выполнение действий с одновременным их озвучиванием можно условно назвать игрой «Радио» или «Комментатор».
8. Общайтесь с малышом «взрослым» языком, не сюсюкайтесь. Дети учатся говорить по образцу взрослого, они подражают речи родителей. Сюсюканье затормаживает речевое развитие!
9. Говоря карапузу новое слово, предложите ему альтернативу: «взрослое» слово и детский вариант. Например: машина – би-би, кушать – ням-ням, упал – бух. Артикуляционный аппарат ещё не созрел для произношения сложных слов, а сказать хочется многое. Это поможет снять речевой барьер между невозможностью и огромным желанием сказать.
10. На первом году жизни в речи малыша появляются многие звуки и слоги родного языка. Как только появляется что-то новенькое, заостряйте на этом внимание. Предлагайте разные варианты слов с новым слогом, играйте с ним. Например, из слога «бу» может получиться булка, бумага, букет, бубен. Так из неосознанного лепета появляются первые осознанные слова.
11. Стимулируйте рост активного словаря – тех слов, которые ребёнок может произнести. Для этого задавайте простые вопросы, на которые малыш понимает как ответить. Если ответить сам не может, принимайте ответ в любой форме: пусть покажет нужную игрушку, что-то принесёт. Или ответьте сами. Здесь главное, чтобы кроха Вас понял.
12. Проводите многократные «квартирные» экскурсии: «Холодильник – домик для продуктов», «Кухня», «А что у нас в диване?», «Мамина косметичка». Потом можно выбраться за пределы квартиры. Здесь возможны экскурсии «У папы в машине», «У дедушки в сарае», «Электричка» и пр. Разрешайте карапузу трогать экспонаты.
Только так, через ненавязчивые игровые занятия, можно удовлетворить социальную потребность малыша в общении. Занятия пойдут на пользу, если карапуз сыт, сух и в хорошем расположении духа. В хорошем настроении должна быть и мама. Если ребёночек не хочет заниматься или предлагает свой вариант игры, следуйте его желанию. Общение – это когда тебя понимают…
Источник
Роль общения ребенка первых лет жизни
Роль общения ребенка первых лет жизни с взрослым, пожалуй, трудно переоценить. Оно необходимо малышу так же как воздух, вода и пища. Если с первых дней своей жизни маленький человечек не будет постоянно взаимодействовать с людьми, то вряд ли когда-нибудь он станет человеком вообще. Да, многие исторические факты свидетельствуют об этом. Например, дети, которых воспитывали не люди, а животные, после того, как попадали в общество людей, уже никогда не могли усвоить элементарных правил человеческого общества. Они не могли обучиться прямохождению, речи и многому другому. Значительно отстают в развитии и дети, которые в первые годы своей жизни воспитываются в детских домах или приютах и при этом имеют ограниченные контакты с взрослыми.
Американский психолог Р. Спитц описал состояние детей-сирот, которые с трехмесячного возраста были воспитанниками одного из детских домов. Дети в 2-3 года плохо говорили, были замкнутыми, заторможенными, страдали плохим аппетитом и бессонницей. Эти и другие примеры приводятся в книге М. И. Лисиной «Проблемы онтогенеза общения» (1986).
Так, М. И. Лисина отмечает, что недостаточность контактов малышей с взрослыми может способствовать снижению уровня сопротивляемости болезням и темпу психического развития.Что же получает ребенок раннего возраста от общения с взрослым и как он общается вообще? Примерно с шести месяцев и до трех лет общение ребенка с взрослым носит ситуативно-деловой характер. Это значит, что ребенок не просто радуется присутствию взрослого, а нуждается в постоянном сотрудничестве с ним. Окружающий мир наполнен для малыша множеством новых и незнакомых предметов. Чтобы быстрее узнать их назначение, маленький человечек постоянно наблюдает за взрослыми, пытаясь понять, что делает мама или папа с этими незнакомыми вещами. Взрослый для малыша — это человек, умеющий творить чудеса с различными предметами, а значит, и пример для подражания. При этом малышу очень важно, чтобы близкий человек был не только наставником, но и помощником, и участником совместных дел, связанных с овладением окружающими предметами. Ребенок раннего возраста «нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в трудную минуту, подбадривая при неуспехе, хваля за достижения» (М. И. Лисина, 1986, с. 86).
Во время взаимодействия ребенок внимательно прислушивается к комментариям взрослого и старается следовать им. Поэтому родителям необходимо как можно больше говорить со своими малышами и демонстрировать им назначение различных предметов. Например, моя руки годовалому ребенку, мама может полностью прокомментировать все свои действия: «Сейчас мы с тобой откроем кран, возьмем мыло, намылим руки. Вот так. Смоем мыло и вытрем руки полотенцем. Молодец!».Общение ребенка со взрослыми способствует не только развитию умений в области овладения различными предметами, но и развитию речи. Если с ребенком мало общаются, он может резко отставать от сверстников в развитии речи. А если взрослые, уделяя сыну или дочери много внимания, пытаются предвосхитить любое желание малыша, выполнить любую его просьбу, выраженную с помощью одного только жеста, ребенок также не будет стремиться к овладению навыками речевого взаимодействия.
Строя свои отношения с ребенком раннего возраста, родителям необходимо знать некоторые возрастные особенности детей. Так, ребенок второго года жизни лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем инструкции, содержащие запреты. Многие родители остаются в недоумении: «Почему мой Сынулька не хочет понимать меня, когда я даю ему очень важные указания? Я прошу его не трогать, не хватать, не ломать, а он продолжает делать все по-своему, как будто бы назло». Нет, ребенок не пытается досадить любимой маме, просто в этом возрасте слово «нельзя» часто остается без внимания и должного понимания. В таком случае ребенку лучше вместо «не трогай!», сказать: «положи на место!», вместо: «отойди от стола!» просто позвать его к себе. Ребенок хорошо понимает, что ему надо делать, но еще не всегда может понять, что значит «не делать чего-либо».
Другая картина наблюдается на третьем году жизни. Малыш начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними. В этот период речь взрослого особенно привлекает внимание ребенка. Он не только начинает понимать инструкции родителей, но и с удовольствием слушает все, о чем говорят старшие между собой. В этот период дети с огромным удовольствием слушают сказки и стихи, которые читают им взрослые. И эту уникальную возможность в обучении с малышом не стоит упускать! Минуты совместного чтения несомненно принесут радость не только малышу и родителям, но и старшим сестренкам и братишкам.
Родителям, которые много читают своему чаду, много с ним разговаривают и играют в детские, пусть даже примитивные, на их взгляд, игры, в дальнейшем гораздо легче справляться с трудностями, подстерегающими каждого на пути воспитания, следует заметить, что среди людей, взаимодействующих с ребенком раннего возраста, наверное самые большие трудности испытывает мать или взрослый, который ухаживает за малышом. Многие мамы жалуются, что ребенок не отпускает их от себя ни на минуту: ходит по квартире «хвостиком»-, а если вдруг понимает, что мама куда-нибудь собралась, цепляется за нее, стараясь всеми силами удержать.
Почему ребенку важно общаться именно с мамой, а не с кем-нибудь другим? В этом случае мы сталкиваемся с проявлением так называемой «ранней детской привязанности», которая формируется у ребенка в том случае, если отношение с матерью носит эмоционально положительный характер.Ранняя детская привязанность является необходимым условием полноценного развития ребенка. Малыш ощущает потребность в безопасности и любви, а в лице матери он видит того человека, который может обеспечить ему удовлетворение этой потребности. Если мама рядом, значит, беспокоиться нечего.
Многочисленные исследования психологов показали, что дети, имеющие привязанность в возрасте 1—1,5 лет, позднее более умело обращаются с игрушками и более свободно общаются со сверстниками в отличие от ребят, которые не были так сильно привязаны к матери. В период обучения в начальной школе дети с высокой степенью привязанности проявляют больше упорство в учебе и более эффективно взаимодействуют с одноклассниками. У этих детей лучше развиты память, внимание мышление, и они проявляют больший интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.Ранняя детская привязанность может сформироваться у ребенка не только по отношению к одному человеку, но и по отношению к нескольким людям (в том случае, если за ребенком ухаживает сразу несколько человек). Однако в любом случае тесные эмоциональные контакты ребенка с родственниками будут способствовать лучшей адаптации маленького человека в мире взрослых и сверстников. Поэтому мы рекомендуем всем родителям как можно больше общаться со своим малышом. Время, потраченное на совместные занятия с ребенком, не пройдет даром и обязательно принесет свои плоды, стоит только немного подождать!
О развивающей силе общения ребенка не только с родителями
Ребенок может развиваться психически и психологически только в том случае, если у него имеется возможность все лучше и лучше познавать самого себя. Это значит, что ты должен позволить своему ребенку «таскать каштаны из огня» самому, то есть не монополизировать общение с ним.
Очень важно, чтобы ребенок с младенческой поры соприкасался с людьми кроме своей семьи. Нельзя держать его под стеклянным колпаком. Понятно, что от них будут идти некие влияния, которые ему в этом возрасте трудно «переварить». И нужно внимательно следить за этим процессом и в нужный момент ограничить его.
Он должен общаться с себе подобными (я имею в виду подобными по возрасту) и другими взрослыми. Если же ребенок все время находится под строгим наблюдением родителей, не общаясь с детьми или же другими взрослыми людьми, то он может казаться развитым не по возрасту, но при этом будет оставаться дитем.
Если ребенок скован в общении с родителями, то вполне возможно, что ему будет плохо и в общении с друзьями.
Но это общение научит его легко и свободно держаться с людьми, у него появятся хорошие возможности избежать страха в общении с посторонними людьми, когда настанет это время. В этом плане очень хорошую роль может сыграть воспитательница в детском садике.
Но ребенка ни в коем случае нельзя отдавать в ясли! И только после двух лет его можно отдать в детский садик. Но все-таки лучше будет, если он будет жить в непосредственном и постоянном контакте с мамой до 3 лет. Только после этого мать может выйти на работу. У ребенка до 2 лет по теории объектных отношений диагностируется шизоидные реакции. Мама рядом – она хорошая, мамы нет – она плохая.
Доказано, что для ребенка до 2-3 лет уход матери куда-либо (пусть только на полчаса) воспринимается как ее смерть! Представь себе: каково ему, когда он каждый день переживает смерть матери и ее воскрешение? Какие уродства характера, какие страхи это может посеять в душе?
Источник
Развитие речи ребенка в 1–3 месяца
Первые голосовые проявления ребенка – крик и плач. Малыш плачет, чтобы привлечь к себе внимание, выразить ощущение дискомфорта, попросить о помощи. Возможность сообщить о своих потребностях через плач – важное умение ребенка, помогающее ему адаптироваться в изменившихся условиях жизни. В возрасте 1,5 месяца одной из форм выражения чувств и потребностей станет улыбка. Сопровождающие ее радостные вокализации – это предречевое общение ребенка, позволяющее удержать внимание и продлить контакт со взрослыми. Уже к 3 месяцам появляется гуление – процесс произношения протяжных гласных звуков (а, у, ы), а также совмещение гласных и согласных звуков (агу, гу, га, ха, кы, кхы).
Мир эмоций. Склонившись над малышом, с помощью мимики, жестов, интонации попробуйте выразить разнообразные эмоциональные состояния (радость, удивление). Вы заметите, как малыш внимательно рассматривает ваше лицо, прислушивается к интонациям вашего голоса. Возможно, он даже скопирует выражение вашего лица, начнет гулить. Такие передачи эмоций и звуков являются первыми актами общения с крохой, способствуют социально-эмоциональному развитию и формированию речи у ребенка.
Потешки, стишки, песенки. Почитайте ребенку вслух небольшие стишки и потешки, спойте детскую песенку. При этом важно смотреть на малыша, четко произносить слова, варьировать интонации. Обратите внимание: кроха замер, прислушиваясь к вашему голосу, внимательно наблюдает, как вы шевелите губами, произнося фразы. Вот он оживленно задвигал ручками и ножками – обрадовался вашему общению с ним. Такое взаимодействие с ребенком способствует накоплению словарного запаса. Вот, например, потешка:
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
Поворкуем, погулим. Склонитесь над малышом и начните разговаривать с ним. Кроха будет пытаться вам отвечать на своем языке – гулить. Повторяйте звуки, которые он произносит. Затем отвечайте малышу на его гуление так, будто понимаете, о чем он говорит. Комментируйте «сказанное» им. Такое упражнение формирует ответную реакцию ребенка на словесное воздействие взрослого, побуждает его к гулению и способствует формированию речи у ребенка.
«Я расскажу тебе…». Дети тонко чувствуют оттенки речи и тембр голоса собеседника. Поэтому самое простое, что вы можете делать для развития ребенка, – чаще разговаривать с ним, причем в лицах.
Меняйте интонацию с повествовательной на вопросительную, говорите то тише, то громче. Обращайтесь к нему, когда вы ходите по комнате, а не только находитесь рядом с крохой. Малыш будет поворачивать голову в сторону вашего голоса. Называйте все предметы, которые показываете ему, свои действия и действия других, комментируйте происходящее. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.
Загляните в календарь развития ребенка
Развитие речи ребенка в 3–6 месяцев
В этом возрасте малыш прислушивается к окружающим его звукам, проявляет к ним интерес и повторяет их. При этом кроха понимает, что это издаваемые им звуки. Ваша задача – побуждать ребенка произносить звуки и звуковые сочетания.
«Язычок-проказник». Возьмите ребенка на руки. Смотрите ему в глаза и, высунув язык, издавайте разные смешные звуки. Затем спрячьте язык. Повторите те же действия, издавая уже другие звуки. Дети обычно пытаются подражать взрослому: тоже стараются высунуть язык и произнести несколько услышанных звуков. Так тренируется его артикуляционный аппарат, развивается подвижность губ и языка. В ходе игры пополняется запас звуков, малыш чаще пытается произносить их, начинает вступать в общение со взрослым.
«Эхо». Склонитесь над ребенком или возьмите его на руки, чтобы он видел ваше лицо. Поговорите с ним, стимулируйте голосовую активность крохи и повторяйте за ним звуки, которые он произносит, словно эхо. Малыш начинает гулить в ответ – завязывается своеобразная «беседа». Произнесение разных звуков и звуковых сочетаний способствует улучшению речевых способностей ребенка.
«Идет коза рогатая». Эта игра соединяет в себе несколько функций – речевую, двигательную, тактильную. Сложив пальцы рук определенным способом (сделав «козу»), легко пощекочите кроху, проговаривая при этом стишок:
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто каши не ест, молочка не пьет,
Того забодает, забодает, забодает!
Процесс игры доставляет малышу удовольствие, он может громко засмеяться, когда вы его щекочете. Такое двустороннее общение активизирует речевые центры головного мозга, способствуя речевому развитию.
Развитие речи ребенка в 6–9 месяцев
В этот период в развитии малыша появляется следующая стадия развития речи – лепет. Ребенок воспроизводит цепочки слогов «па-па-па», «ка-ка-ка», «ма-а-а», «ва-а-а» и многократно их повторяет, прислушивается к произносимым звукам. Стадия лепета длится до 11 месяцев. Постепенно лепетная речь усложняется, появляются новые слоги и звуковые сочетания.
Активизация речевых центров головного мозга может происходить через работу рецепторов на кончиках пальцев. Поэтому важно в занятиях с ребенком уделять особое внимание развитию мелкой моторики рук.
В этом возрасте самое время начать читать крохе. Книги нужно подобрать с различными дополнениями, например, с погремушками, липучками, кармашками, пищалками и т. п. Эти игрушки удерживают внимание малыша и способствуют развитию мелкой моторики.
Читаем и играем. Расширяйте понятийный словарь малыша. В этом поможет рассматривание картинок в книгах, чтение небольших рассказов и стихов (например, А. Барто). Для занятий подбирайте книжки с яркими, четкими и понятными иллюстрациями. Приготовьте игрушку, например зайца, и книжку с его изображением. Покажите ребенку игрушку и картинку: «Вот зайчик, и это тоже зайчик». Такие занятия обогащают словарный запас малыша, знакомят его с новыми понятиями, названиями предметов и явлений.
Игры для пальчиков. Уже в этом возрасте можно научить ребенка рисовать красками. Только вместо кисти пусть оставляют следы на бумаге детские ладошки и пальчики.
Лепите с малышом из пластилина: скатывайте из пластичной массы разные по форме и величине фигурки, а малыш пусть пальчиками расплющивает их.
Приобретите крохе развивающие игрушки или центры для развития мелкой моторики – с кнопочками, отверстиями, фактурной поверхностью деталей, музыкальным или голосовым сопровождением.
Новый друг. Для общения с ребенком выберите персонажа – перчаточную куклу, игрушку бибабо или мягкую игрушку. Можно знакомить малыша с предметным миром, новыми словами от лица этого героя. Пусть игрушечный Буратино покажет крохе картинки в книжке, расскажет о новых предметах, задаст вопросы, попросит ребенка повторить какие-либо действия. Ведите с ребенком диалог, обращаясь к нему от лица куклы. Поощряйте голосовую активность малыша, побуждая его отвечать и взаимодействовать с персонажем.
Развитие речи ребенка в 9–12 месяцев
В этом возрасте кроха активно подражает жестам, выражениям лица, разным звукам, которые слышит от взрослых (смех, кашель, щелканье языком). Подражание действиям и звукам переходит в подражание словам по мере того, как ребенок учится не только произносить звуки, но и понимать обращенную к нему речь. В этот период закрепляется лепетное говорение: малыш произносит целые тирады, меняя интонацию.
Время сказок. Можно выбрать русские народные: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя». Малыш уже узнает многих зверей, может по просьбе взрослого показывать пальчиком на изображение названного вами животного. Внимательно рассмотрев картинки, спросите его, например: «А где медведь?» – и кроха покажет пальчиком на нужную картинку. Рассказывая сказку, соблюдайте тембр голоса и интонации каждого героя – мышка говорит тоненьким голоском: «Пи-пи», медведь – грубым: «У-у-у».
Попросите кроху повторять вслед за вами, каким голосом разговаривают животные. Игры на звукоподражание – хорошие артикуляционные упражнения, выполнение которых способствует развитию речи.
Тренировка языка. Это логопедическое упражнение тренирует рот и губы малыша, мышцы артикуляционного аппарата. Стройте малышу смешные рожицы и гримасы, провоцируя его повторять за вами. Покажите крохе язык и попросите его показать свой. Растяните губы в широкой улыбке и предложите ребенку улыбнуться так же. Для тренировки щек, губ и языка подойдут свистульки, игрушечные дудочки. Научите малыша правильно дуть в большой свисток или дудочку – и производимый звуковой эффект приведет его в восторг.
«Повторяй за мамой». Склонитесь над малышом так, чтобы он видел движение ваших губ при произнесении слов. Предложите ребенку повторять звуки вслед за вами:
Ла-ла-ла, ла-ла-ла, наша девочка мала.
Та-та-та, у нас дома чистота.
Му-му-му, молочка налить кому?
Ло-ло-ло, а на улице тепло!
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Ба-ба-ба, из окна торчит труба.
За-за-за, уходи домой, коза.
Произносите звуки, которые есть в лепете ребенка, постепенно вводя новые звукосочетания: «та», «да», «ва», которыми он еще не пользуется. Вы заметите, как ребенок чутко реагирует на новые звуки, прислушивается, всматривается в лицо говорящего.
Речевые умения ребенка к 1 году
- Ребенок повторяет за взрослыми звуки, слоги и односложные слова.
- Реагирует на свое имя.
- Активный словарь малыша включает от 10 до 20–25 слов. В основном это упрощенные или звукоподражательные слова.
- Пополняется пассивный словарь: ребенок знает названия многих предметов, понимает и выполняет просьбы взрослых.
- Малыш внимательно слушает взрослого, а потом повторяет цепочки простых слов и звуки.
- Общение между ребенком и взрослым начинает строиться с помощью речи.
Источник