Развитие и образование ребенка дома

Дети остаются дома и переходят на онлайн обучение. Родители в тревоге и сомнении: будет ли это эффективным? Как с наименьшими потерями для качества образования организовать домашнее обучение? Рассказываю основные шаги.

Итак, о чем стоит поговорить с сыном или дочерью прежде, чем перейти на «удалёнку»?

1. Не нагнетайте тревогу и страх

Скорее всего, опыта домашнего обучения нет ни у вас, ни у вашего чада. «Больняки» и каникулы ни в счёт! А всё, что не вписывается в привычную нам картинку, пугает, нарушает наше ощущение безопасности и стабильности. Сейчас очень многие взрослые испытывают стресс от утраты контроля над своей жизнью и чувствуют себя беспомощными. Желание как-то унять тревогу порождает кучу бессмысленных действий и разговоров. Так рождается паника и… неадекватные реакции (эмоциональные срывы, нагнетание ситуации, избыточные меры защиты).

Фото из открытого источника в Интернет

Поэтому, первое, что надо сделать — выдохнуть. Успокоиться. Вернуть себе здравый смысл. И только после этого разговаривать с ребенком.

Не :»Мир сошел с ума и поэтому мы будем сидеть дома. В школу ходить теперь смертельно опасно и вообще черт знает что твориться!» А скорее: «Уже с понедельника ты будешь учиться дома. Это значит, что от тебя будет требоваться больше организованности, а от меня — больше помощи и готовности наладить для тебя все технические моменты. Давай будем помогать другу. Ты мне тем, что будешь выполнять в срок то, что требует учитель, пусть даже сейчас он для тебя как невидимый дух, что обитает где-то на просторах интернета. А я — буду поддерживать тебя как могу: объясню, помогу разобраться в технических моментах…»

2. Сформируйте интерес к новому опыту

Если вы работающий родитель, а ваше чадо вполне самостоятельно остается дома, то вы рискуете прийти домой часов этак в 19 и застать умильную картинку. Особенно, если у вас, как и у моей шестиклассница все онлайн обучение будет сводится к выдаче самостоятельных заданий. И потом школьник должен отправить скриншоты или фото учителю.

Например, нечесаное «дитё» в пижаме перед телевизором с кучей фантиков от конфет и крошками вокруг.

— А что не так? Уроки? Так «сейчас сделаю».

Если ребенок дома под присмотром, то вы можете столкнуться с кучей возмущения и саботажа. Нет такой картинки в опыте ребенка, как встать с утра, позавтракать и начать заниматься учёбой, не выходя из дома! Так что: «чего пристали -всё успеется».

Поэтому заранее обговорите, в каком режиме вы будете жить и постарайтесь найти для этого какую-то внятную мотивацию. Для подростка этом может быть предложение эксперимента и исследование своих способностей.

«Наверное, ты знаешь, что сейчас всё больше становится удаленной работы по всему миру. И это дает возможность полностью выстраивать свою жизнь так, как ты считаешь нужным. Я думаю, что возможность поучиться дома может оказаться отличной проверкой того, насколько ты способен быть собранным и эффективным, когда нет ни внешних обстоятельств, ни учителя рядом. Что скажешь на эту тему?»

Предложите подростку самому спланировать свой день, включая перерывы на отдых и еду. Обсудите вечером, что получилось, а что — нет.

Для ребенка помладше можно рассказать о выгодах быстрого и качественного выполнения учебных заданий. Обязательно составить внятный распорядок, близкий школьному и озвучить его ребенку. «Завтра мы дома, но мы учимся, так что с 9 до 13 ты выполняешь задания, а я тебе помогаю».

Сформируйте у ребенка отношение к домашнему обучение как к приключению, как неожиданной возможности или же как к вызову, как к проверке его способностей. Вам, безусловно, виднее, что будет ближе вашему ребенку.

3. Обозначьте правила.

Об этом уже немного было сказано выше. И все же. По понятным причинам учебный процесс дома будет отличаться от школьного. Обсудите с ребенком заранее такие вопросы как:

  • Во сколько подъем и начало занятий?
  • Делите ли изучаемый материал на две части, то есть учите в заданных временных рамках (как уроки) то, что успеваете, а вечером отводите время для условных «домашних заданий», доделок? Или же просто учите всё, что необходимо «до победы», а потом только отдыхаете?
  • Есть ли между уроками перерывы и сколько?
  • Сохраняете ли внешкольные кружки и занятия?
  • Прогулка, хобби, помощь по дому — в предусмотренное время или как пойдет?

Фото из открытого источника в Интернет

Эти и многие другие моменты обозначьте, сделайте четкими и прозрачными в форме вашей новой домашне-обучающей жизни с ребёнком. Иначе может получить кучу конфликтов, негодований и возмущений.

4. Установите контроль

«Беру всю ответственность за безопасность своего ребенка и за освоение им учебного материала на себя», — писали такую формулировку в заявлении, когда родительской волей освобождали сына или дочь от занятий в школе?

В домашнем обучении — то же самое. Вы отвечаете. Значит, необходимо это как-то заранее продумать. И если младший школьник легко может принять ваш материнский или отцовский контроль, то ребенок постарше способен устроить бунт.

«Я что в тюрьме?», «Сам знаю, как мне учиться!», «С нас это не спрашивают?» — это и многое другое может услышать родитель от своего тинейджера. И опять же — договоритесь на берегу о том, как вы будете отслеживать успехи своего чада.

Проверяете ли всё досконально прежде, чем разрешить допуск к желанному планшету? Или же, задаете по одному вопросу по каждому устному предмету, случайно выбирая для него абзац из учебника и смотрите письменные? Или же вы вообще наугад берете 1-2 предмета для инспекции качества, как «левая нога захотела»?

Звонки, WhatsApp и все современные средства вам в помощь, если вы на работе. Договоритесь о ежедневном звонке (или нескольких) в течении дня в определенное время, чтобы вы понимали, как ребенок справляется с новыми обстоятельствами.

Даже если ребенок с бабушкой! Ответственность-то на вас. Да и просто приятно ему будет, если он будет чувствовать, что вы интересуетесь его делами. Доброжелательно, конечно, и с готовностью помочь. Можете, например, срочный консилиум на работе собрать по решению упрямой задачи.

Подумайте, может быть, вам удастся как-то ещё организовать образовательный процесс на дому так, что он окажется лучше любой школы.

Например, можно создать домашнюю учебную группу, собрав несколько детей для решений и обсуждения заданий онлайн в Zoom. А чтобы они были под присмотром — устроить родительское дежурство, когда в один из дней недели чья-то мама или папа находит возможность обеспечить адекватного взрослого для шабутной компании.

Ваши вопросы и предложения о том, как прожить непростой период домашнего обучения, пишите в комментариях.

Источник

Будьте на шаг впереди

Семейное образование предполагает ответственность родителей за знания детей. Мама с папой должны быть готовы отвечать на вопросы и разбираться в сложных темах. Нельзя пенять на репетиторов или отправлять ребёнка в Google.

Задача родителя хоумскулера — направлять природную любознательность ребёнка.

Необязательно быть экспертом во всех областях. Необходим лишь широкий кругозор и готовность углублять знания по мере необходимости.

Совет 1

Переходя на домашнее обучение, освежите в памяти школьную программу. Для этого придётся покинуть зону комфорта, преодолеть скуку и страх перед нелюбимыми предметами.

Проще всего изучить материал на тему или две вперёд ребёнка. Можно даже не по учебникам, а по научно-популярным книгам и фильмами.

Не надо становиться мультипредметником

Мысль об обучении ребёнка дома у некоторых взрослых вызывает панику. Придётся вспоминать ненавистную со школы физику и жертвовать свободным временем?! Конечно, нет.

Родитель не обязан превращаться в преподавателя-мультипредметника. Объяснять и прорабатывать новый материал должны профессионалы. Ваша миссия — организовать и подогревать интерес к учёбе.

Сходите с ребёнком в музей или на мастер-класс, чтобы визуализировать полученную на уроках теорию. Посетите спектакль и взгляните на прочитанное произведение по-новому. Проведите научный эксперимент, если тема вызывает затруднение.

Совет 2

Присмотритесь к онлайн-школам. Там дают системные знания, и, в отличие от репетиторов, придерживаются единых образовательных стандартов. В Домашней школе «Фоксфорда» есть все предметы базовой школьной программы, уроки ведут преподаватели из МГУ, МФТИ и других топовых вузов.

Приучайте детей к самостоятельности

Домашнее обучение невозможно без готовности ребёнка к самообразованию. Младшему школьнику можно помочь войти в учебный ритм, посидеть с ним на онлайн-уроках, показать, как писать конспекты, или иногда помогать с домашкой.

Чем старше школьник, тем больше он должен заниматься сам. В начальных классах доля самостоятельной работы может составлять порядка 60%, но к 8 классу она должна приблизиться к 100%.

С седьмого-восьмого класса стоит подключаться только при возникновении форс-мажоров. Подростки вполне способны самостоятельно овладевать материалом, сдавать аттестации и организовывать своё домашнее обучение.

<<Форма с консультацией>>

Совет 3

Научите ребёнка выполнять задания по намеченному плану и сосредотачиваться на одном виде деятельности на 30–40 минут с последующими перерывами на 5–10 минут. Помогите ему выработать систему конспектирования и покажите основные способы запоминания информации.

Не перегибайте с мотивацией

Для детей естественно тянуться к знаниям. Обычно родителям не нужно предпринимать что-то особенное — достаточно время от времени стимулировать интерес к наукам с помощью дидактики.

Совет 4

Дети не могут сидеть без дела, но это не значит, что любая деятельность должна быть обучающей. Не зацикливайтесь только на пользе (если игра, то развивающая, если фильм, то познавательный) – это частая ошибка в организации семейного обучения. В жизни ребёнка должно быть место для «бестолковых» игр и недолгого ничегонеделания. После отдыха он охотнее вернётся к учёбе.

Если же стремление учиться уже подорвано, то причины стоит искать, прежде всего, во внутрисемейных отношениях. Подробнее о проблемах с учебной мотивацией читайте здесь.

Ориентируйтесь на качество

Балльная система разработана для коллективного классно-урочного обучения. При индивидуальном подходе оценки, как правило, не работают.

На начальных этапах организации домашнего обучения важно, чтобы ребёнок стремился разобраться в теме, а не «получить пятёрку». В старшей школе, когда на горизонте замаячит ЕГЭ, подросток сам начнёт работать на цифры.

Совет 5

«Измеряйте» успешности семейного обучения качественными показателями. Критериями могут быть беглость чтения, точность математических операций, грамотность письма и так далее. Такая система оценок ориентирует ребёнка на реальный результат, а не его имитацию.

По-настоящему плодотворная учёба не прекращается никогда. Если ребёнок в течение дня постоянно возвращается к своим занятиям — в разговоре с родителями, в игре или творчестве, — то ваш опыт хоумскулинга складывается удачно, вы всё делаете правильно.

Источник

Виктория Савельева
Как создать необходимые условия для развития и обучения ребенка в домашних условиях

Многие родители зачастую думают, что развитием ребенка должен заниматься детский сад, потом школа. Занятия с ребенком занимают много сил и времени. Для этого нужны специальные знания. Но как говорится «Все гениальное – просто!». На самом деле родителям потребуется лишь правильно подобрать необходимый материал и создать условия, при которых ребенок с удовольствием будет заниматься полезными упражнениями (причем самостоятельно).

Развивать мелкую моторику можно разными способами. Существует огромное количество игр, упражнений, заданий. И здесь самое важное – это то, чтобы ребенку хотелось этим заниматься, ему это нравилось, а не мама и папа заставляют его!

Здесь необходимо учитывать ряд психологических моментов, особенностей, хитростей, которые просты, но эффективны.

Рабочий уголок ребенка.

Рабочее место должно привлекать ребенка. Ребенку должно быть удобно и комфортно сидеть (правильная высота стола, стула, освещенность). Необходимо приучить ребенка поддерживать на столе порядок. Для этого желательно купить или самостоятельно изготовить подставки для ручек и карандашей (яркие, красивые, с изображением различных сказочных героев в зависимости от пола и возраста ребенка, лотки для книг и тетрадей. Обязательно должен быть контейнер (корзина) для мусора (приучаем к порядку).

Цветные карандаши.

Должны находиться всегда на видном и доступном для ребенка месте в вертикальной подставке, чтобы ребенок мог свободно выбирать цвета. Всегда подточены! Карандаши основных и оттеночных цветов. Чем больше, тем лучше. У ребенка должна быть возможность выбора! Полезно иметь карандаши разной толщины (тонкие и толстые). Интересны будут ребенку акварельные карандаши, когда рисунок нарисован карандашами, а потом водой размывается, словно красками.

Восковые мелки.

Полезны для развития кисти ребенка. При рисовании мелками требуется определенный нажим, что способствует укреплению мускулатуры.

Краски.

Полезно приучать ребенка рисовать разными видами красок (акварельными, акриловыми, гуашью) на разных поверхностях (бумага, деревянные пластиковые заготовки, фарфор и т. д.).

Фломастеры, маркеры, текстовыделители.

Желательно приучать ребенка раскрашивать рисунки цветными карандашами, а обводить, дорисовывать небольшие детали фломастерами. При работе с карандашами лучше развивается мелкая мускулатура, т. к. требуется больший нажим, чем при работе с фломастерами. Ребенку понравится рисовать не только на горизонтальной поверхности (за столом, но и на вертикальной (маркерные доски, мольберты).

Пластилин, масса для лепки, соленое тесто, глина.

Прекрасный материал для развития мелкой моторики, усидчивости, воображения ребенка. Необходимо позаботиться о качестве материала. Пластилин должен хорошо лепиться, не пачкать руки, не иметь резкого запаха, в наборе присутствовать достаточное количество цветов.

Цветная бумага, бархатная бумага, фольга, картон.

Бумага должна быть яркой, ровной, чистой. Для удобства пользования можно сложить в специальную коробку, чтобы ребенок мог свободно выбирать нужный материал.

Клей.

В зависимости от возраста ребенка – клей ПВА, клей-карандаш. При необходимости баночка для клея, кисточка, салфетка. Главное – клей не токсичный.

Ножницы.

Можно предложить ребенку как обычные (с тупыми безопасными концами, так и фигурные (для возможности делать различные фигурные разрезы – волнистые, зубчиками и т. д.).

Бумага для рисования. Альбомы.

Листы и альбомы разных размеров, листочки для записей разных цветов, блокноты.

Дыроколы.

Узорные дыроколы с разными рисунками. Позволяют ребенку оформлять свои открытки, рисунки.

Раскраски.

В зависимости от возраста ребенка рисунки разных размеров, сложности. Но самое главное – чтобы раскраска нравилась ребенку! Можно распечатывать самостоятельно из интернета рисунки по желанию ребенка.

Игры с водой.

Можно ребенку предложить разные емкости, желательно прозрачные. Ребенок с удовольствием (а главное – с пользой) будет переливать воду из маленькой бутылочки в большую, из большой емкости в маленькую с помощью воронки и т. д. А если добавить жидкое мыло и хорошо взбить пену, получится новая забавная игра, в которой ребенок делает горки, башни из пены.

Игры в теплой комфортной воде имеют психотерапевтический эффект. Вода хорошо успокаивает ребенка.

Игры с крупой.

На большой поднос можно насыпать манку, гречку, рис, пшено и «рисовать» пальчиком разные узоры.

Игры с макаронами.

Можно выкладывать разные картинки из макарон разных форм и размеров. Из макарон в виде трубочек можно сделать, например, бусы.

В аналогичные игры можно играть с пуговицами.

Мозаика. Пазлы. Кубики. Конструкторы.

Выбор данного вида детского творчества огромен. Перечисленные игры обязательно должны быть в арсенале ребенка. Они очень хорошо развивают зрительно-пространственную ориентировку, мелкую моторику, логическое мышление, воображение. Материал подбирается в зависимости от возраста ребенка, возможностей родителей. Хранить в отдельных прозрачных контейнерах для свободного доступа и выбора.

Все перечисленные материалы и работа с ними доступны каждой семье, они очень просты в применении, но очень эффективны. Ребенок сам будет играть и заниматься своим развитием! Родители смогут заняться своими делами. Задачей родителей становится только контролировать ребенка и в случае необходимости оказать ребенку небольшую помощь.

Источник

В режиме самоизоляции родители дошкольников целыми днями проводят время вместе с детьми и самостоятельно занимаются развитием своего ребенка. Как поддержать детскую образовательную инициативу? Что важно для подготовки к школе? И как организовать образовательную деятельность в домашних условиях? Об этом в материале РИА Новости.

Создать условия для развития

Для того, чтобы ребенок проявлял инициативу и интерес к обучению, ему нужно создавать необходимые условия. Это задача взрослых, считает доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук Екатерина Клопотова.

По словам ученого, взрослый, который с интересом включается в деятельность ребенка, показывает пример инициативы и любознательности. Глядя на него, ребенок учится задавать вопросы и стремится узнать что-то новое. Взрослому в этой ситуации важно занять такую позицию, которая бы позволяла ребенку проявлять самостоятельность — важно избегать постоянного контроля и излишней опеки.

«Если взрослые заняты и не могут уделить ребенку внимания, то предоставьте ему возможность самому придумать себе занятие. Главное — не допускать гиперопеки со стороны взрослого. Предпочтительнее умеренное включение в деятельность. Но если выбирать между ситуацией гиперопеки и отстранения, то последнее — более благоприятный вариант для проявления детской инициативы», — отметила Екатерина Клопотова.

По ее мнению, чем больше взрослый присутствует в жизни ребенка, тем в меньшей степени он научится осознавать свои желания и организовывать себя сам. А это тоже очень важно для подготовки к школе и дальнейшей жизни.

В городских условиях, по словам ученого, больше всего проблем возникает у родителей воспитывающих детей в небольших квартирах, когда в одной комнате приходится находиться всей семье.

«Даже если у вас однокомнатная квартира и два ребенка, у каждого должен быть свой уголок, личное пространство. И оно должно быть оговорено. Отлично, если есть возможность принести огромную коробку, в которой дети могли бы сделать себе домик, чтобы периодически уходить туда поиграть», — рекомендует эксперт.

Клопотова отметила, что сегодня, когда семьи проводят много времени вместе, особенно важно, чтобы у ребенка было личное пространство.

В режиме самоизоляции обучение дошкольника школьным предметам, таким как чтение или письмо, не должно становиться первоочередной задачей родителей, считает Екатерина Клопотова. Ученые не выявили связи между умением ребенка читать или писать и успехом в школе. Стоит обратить внимание на развитие других навыков.

«В первую очередь — это произвольность и внутренний план действий, то есть способность ребенка действовать в уме. А также познавательная активность. Развитие всех этих процессов можно легко включить в повседневную жизнь», — рассказала ученый.

По ее мнению, для этого необходимо, чтобы у старшего дошкольника были какие-то обязанности: убрать за собой постель, помыть или убрать тарелку. Родители должны следить за их исполнением. Удержание правил и их соблюдение — это важный момент готовности к школьному обучению. Если ребенок идет в школу, не умея соблюдать правила, у него неизбежно возникнет очень много проблем, даже если он отлично пишет, читает и считает.

Для развития произвольности, по словам эксперта, у ребенка должен быть режим дня. Его необходимо соблюдать не только в ключевых моментах: подъем, сон, прием пищи — но и в игровой деятельности. Договоритесь, что каждый вечер какое-то время отводится, например, на настольные игры. Они отлично подходят для развития произвольности и подготовки к школе с одной стороны, а с другой — для содержательного времяпровождения с родителями.

Развивать познавательную активность можно с помощью увлекательных домашних экспериментов, считает Клопотова. Можно выращивать кристаллы, делать леденцы, смешивать соду с лимонной кислотой. Это мотивирует ребенка узнавать что-то новое.

Образовательная деятельность в дошкольном возрасте, по словам Екатерины Клопотовой, это не сетка занятий.

«Это не полчаса чтения, счета или письма. Только если ребенок уже ходил на подготовку к школе, у него есть тетрадки и занятия, которые ему нравятся, можно продолжать делать это ежедневно, затрачивая на это не больше 20-30 минут в день», — объяснила эксперт.

Для образовательной деятельности дошкольника, по ее мнению, лучше всего подойдут игры, где нужно соблюдать правила, что-то объяснять и показывать.

«Например, у взрослой игры «Я знаменитость», есть детский вариант — «Кто я». Нужно наклеить на лоб бумажку с названием животного или известного ребенку персонажа. Он, задавая вопросы, должен пытаться угадать, кто там написан. Эта игра очень полезна для подготовки к школьному обучению, потому что ребенок должен соблюдать очередность, формулировать вопросы, стараться правильно угадать своего персонажа», — посоветовала специалист.

В режиме самоизоляции очень важно организовать двигательную активность, которая отвечает за формирование нервных связей и умственное развитие. Эксперт отметила, что для этого отлично подойдет игра «Море волнуется раз, море волнуется два». Она связана и с движениями, и с моторикой и со способностью прочитать посыл, который тебе «зашифровал» другой человек.

«Отлично подойдет игра «Твистер» или домашняя полоса препятствий из доступных средств», — рекомендовала спикер.

Читать и давать ребенку новую информацию тоже важно, напомнила Клопотова, но подходить к выбору книг нужно с осторожностью. Литература должна соответствовать и возрастным потребностям детей и индивидуальным предпочтениям. Кто-то любит сказки, а кому-то больше нравится познавательная литература.

Организовать позитивную атмосферу в семье

Екатерина Клопотова советует родителям рассматривать самоизоляцию, как время возможностей. Она считает, что за это время родители старших дошкольников могут сформировать у ребенка позитивное отношение к обучению в школе.

«Очень важно, чтобы в семье в этот период был позитивный фон. Отлично, если родители смогут достать свои старые фотографии и поговорить с ребенком о том, как они ходили в школу, о проблемах, которые возникали, и как они их решали», — рекомендует ученый.

По ее словам, ребенок должен чувствовать поддержку родителей, ведь ему предстоит пойти в школу: к новому незнакомому взрослому, в новый коллектив детей. Ему очень важно понимать, что есть папа с мамой, которые уже прошли этот путь, у них есть опыт, которым они могут поделиться.

«Достать и посмотреть детские фотографии родителей – это всегда очень полезно и создает общее эмоциональное поле для детей и родителей», — заявила Екатерина Клопотова.

Кроме того, ученый рекомендовала организовывать совместную деятельность так, чтобы родителям тоже было интересно играть и экспериментировать вместе с детьми.

Источник