Развитие и формирование личности ребенка как педагогической проблемы

Развитие и формирование личности ребенка как педагогической проблемы thumbnail

Одной из сложных и ключевых проблем
педагогической теории и практики
является проблема личности и ее развития
в специально организованных условиях.
Она имеет различные аспекты, поэтому
рассматривается разными науками:
возрастной физиологией и анатомией,
социологией, детской и педагогической
психологией и др. Педагогика изучает и
выявляет наиболее эффективные условия
для гармоничного развития личности в
процессе обучения и воспитания.

В педагогике и психологии по проблеме
личности и ее развития имели место три
основных направления: биологическое,
социологическое и биосоциальное.

Представители биологического
направления
, считая личность сугубо
природным существом, все поведение
человека объясняют Действием присущих
ему от рождения потребностей, Влечений
и Инстинктов (3. Фрейд и др.). Человек
вынужден подчиняться требованиям
общества и при этом постоянно подавлять
естественные потребности. Чтобы скрыть
эту постоянную борьбу с самим собой, он
«надевает маску» или неудовлетворение
естественных потребностей замещает
занятиями каким-либо видом деятельности.

Представители социологического
направления
считают, что хотя
человек рождается как существо
биологическое, однако в процессе своей
жизни он постепенно социализируется
благодаря влиянию на него тех социальных
групп, с которыми он общается.

Представители биосоциальногонаправлениясчитают, что психические
процессы (ощущение, восприятие, мышление
и др.) имеют биологическую природу, а
направленность, интересы, способности
личности формируются как явления
социальные. Такое целение личности
никак не может объяснить ни ее поведение,
ни ее развитие.

Современная педагогическая наука
рассматривает личность как единое
целое, в котором биологическое неотделимо
от социаль­ного. Изменения в биологии
личности сказываются не только на
особенностях ее деятельности, но и на
образе жизни. Однако ре­шающую роль
играют те мотивы, интересы, цели, т.е.
результаты социальной жизни, которые,
определяя весь облик личности, придают
ей силы для преодоления своих физических
недостатков и особенностей характера
(вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность,будучи продуктом общественной
жизни, в то же время является живым
организмом. Отношения социального и
биологического в формировании и поведении
личности чрезвы­чайно сложны и
оказывают неодинаковое воздействие на
нее на разных этапах развития человека,
в разных ситуациях и видах об­щения
с другими людьми. Так, смелость может
доходить до без­рассудства, когда
побуждается желанием привлечь к себе
внима­ние (естественная потребность
в признании). Другого человека смелость
побуждает идти навстречу жизненным
трудностям, хотя об этом никто, кроме
него, не знает. Важно видеть и степень
выраженности качества. Чрезмерная
вежливость, например, мо­жет граничить
с подхалимством, послушание – быть
показате­лем пассивного исполнения
требований, безразличия, а непо­седливость
– свидетельствовать о живости интереса,
быстроте переключения внимания и др.

Личность,по определению Л. С.
Выготского, – это целостная психическая
система, которая выполняет определенные
функции и возникает у человека, чтобы
обслуживать эти функции.

Основ­ные функции личности
творческое освоение общественного
опыта и включение человека в систему
общественных отношений. Все сто­роны
личности обнаруживаются только в
деятельности и в отно­шениях с другими
людьми. Личность существует, проявляется
и формируется в деятельности и общении.
Отсюда и важнейшая ха­рактеристика
личности – социальный облик человека,
всеми сво­ими проявлениями связанного
с жизнью окружающих его людей.

Существуют различия и в понимании
сущности развития лич­ности. Метафизики
рассматривают развитие как процесс
количе­ственного накопления, как
простое повторение, увеличение или
уменьшение изучаемого явления.
Последователи диалектического
материализма при изучении этого вопроса
рассматривают развитие как неотъемлемое
свойство природы, общества и мышления,
как движение от низшего к высшему, как
рождение нового и отмирание или
преобразование старого.

При таком подходе развитие личности
представляет собой единый биосоциальный
процесс, в котором происходят не только
количественные изменения, но и качественные
преобразования.Эта сложность
обусловливается противоречивостью
процесса раз­вития. Более того, именно
противоречия между новым и старым,
которые возникают и преодолеваются в
процессе обучения и вос­питания,
выступают движущими силами развития
личности.

К таким противоречиям относятся:

  • противоречие между новыми потребностями,
    порождаемыми деятельностью, и
    возможностями их удовлетворения;

  • противоречие между возросшими физическими
    и духовными возможностями ребенка и
    старыми, ранее сложившимися форма­ми
    взаимоотношений и видами деятельности;

  • противоречие между растущими требованиями
    со стороны об­щества, группы взрослых
    и наличным уровнем развития лично­сти.

Названные противоречия характерны для
всех возрастов, но приобретают специфику
в зависимости от возраста, в котором
проявляются. Разрешение противоречий
происходит через фор­мирование более
высоких уровней деятельности. В результате
ре­бенок переходит на более высокую
ступень своего развития. По­требность
удовлетворяется, противоречие снимается.
Но удовлет­воренная потребность
рождает новую потребность, более высокого
порядка. Одно противоречие сменяется
другим – развитие про­должается.

В процессе обучения и воспитания общие
противоречия конк­ретизируются,
приобретая более яркие формы. Это
противоречия между требованиями к
воспитанникам и их подготовленностью
к восприятию и реализации этих требований;
между воспитатель­ными воздействиями
и «сопротивлением материала». В
педагогическом процессе проявляются
также противоре­чия, связанные с
условиями развития общества, и
противоречия, возникающие как следствие
недостатков воспитательной работы.

Ученые, занимающиеся изучением
социализации детей на этапе первобытного
общества, считают, что образование в ту
эпоху было вплетено в систему
общественно-производственной деятельности.
Функции обучения и воспитания, передачи
культуры от поколения к поколению
осуществлялись всеми взрослыми
непосредственно в ходе приобщения детей
к выполнению трудовых и социальных
обязанностей.

Расширение границ общения, развитие
языка и культуры привели к увеличению
информации и опыта, подлежащего передаче
молодым людям. Однако возможности его
освоения были ограничены. Это противоречие
разрешалось путем создания общественных
структур, или социальных институтов,
специализирующихся на накоплении и
распространении знаний.

Возникновение частной собственности,
выделение семьи как экономической
общности людей привели к обособлению
обучающих и воспитательных функций и
переходу от общественного образования
к семейному, когда в роли педагога
выступали не община, а родители. Главной
целью образования стало воспитание
хорошего хозяина, наследника, способного
сохранять и умножать накопленное
родителями имущество как основу семейного
благосостояния.

Однако уже мыслители древности осознавали,
что материальное благополучие отдельных
граждан и семей зависит от могущества
государства. Последнее может быть
достигнуто не семейными, а общественными
формами образования. Так, древнегреческий
философ Платон, например, считал
обязательным для детей правящего класса
получение образования в специальных
государственных учреждениях. Его взгляды
отражали систему образования, сложившуюся
в Древней Спарте. Контроль государства
за воспитанием начинался с первых дней
жизни ребенка. С семи лет мальчиков
отправляли в интернаты, в которых был
установлен суровый уклад жизни. Главная
цель образования состояла в воспитании
сильных, выносливых, дисциплинированных
и искусных воинов, способных самоотверженно
защищать интересы рабовладельцев.
Аналогичная система образования
существовала и в Древних Афинах.

Нужно отметить, что сила Спарты и Афин
во многом была обусловлена сложившимися
в них системами образования, которые
обеспечивали высокий уровень культуры
населения. Существование наряду с
семейным государственных, храмовых и
других форм образования было характерным
для многих рабовладельческих обществ.

Движущей силой развития образования в
этот период являлись его внутренние
противоречия. Изобретение письменности,
математической символики не только
произвело переворот в способах накопления,
хранения и передачи информации, но и
радикально изменило содержание
образования и методы обучения. Усвоение
учебного материала требовало ежедневных
специальных занятий в течение ряда лет.
Для организации учения нужны были люди,
подготовленные к этому.

Таким образом, произошло выделение из
единого процесса воспроизводства
общественной жизни духовного
воспроизводства – образования,
осуществляемого с помощью обучения и
воспитания в приспособленных для этих
целей учреждениях. Это означало и переход
от неинституциональной социализации
к институциональной.

Крупные школы имелись уже в IIIв. до н.э., например, в Двуречье и Египте.
В них каждый учитель преподавал свой
предмет: один – письменность, другой –
математику, третий – религию и мифологию,
четвертый – танцы и музыку, пятый –
гимнастику и т.д.

Средние века в Западной и Центральной
Европе характеризуются утверждением
христианской религиозной идеологии.
Поэтому школы, как правило, открывались
и содержались церковью, преподавание
вели монахи и священники. Их главной
целью было распространение религии,
упрочение влияния церкви в обществе. В
наиболее крупных школах наряду с
обучением чтению, письму, счету, пению,
латыни изучали геометрию, астрономию,
музыку, риторику. Готовили такие школы
не только служителей церкви, но и
образованных людей для светской
дея­тельности.

Усложнение общественной жизни и
государственного механизма требовало
все больше образованных людей. Их
подготовкой стали заниматься городские
школы, которые были независимы от церкви.
В XII–XIIIвв.
в Европе появились университеты,
достаточно автономные по отношению к
феодалам, церкви и городским магистратам.
Они готовили врачей, аптекарей, юристов,
нотариусов, секретарей и государственных
чиновников.

Возросшие социальные потребности в
образованных людях привели к отказу от
индивидуального обучения и переходу к
классно-урочной системе в школах и
лекционно-семинарской – в университетах.
Применение этих систем обеспечило
организационную четкость и упорядоченность
образовательного процесса, позволило
передавать информацию одновременно
десяткам и сотням людей. Это повысило
эффективность образования в десятки
раз, оно стало значительно доступнее
для большинства населения.

Развитие образования в докапиталистическую
эпоху было обусловлено потребностями
торговли, мореплавания, промышленности,
но до сравнительно недавнего времени
оно не оказывало существенного влияния
на производство и экономику. Многие
прогрессивные мыслители видели в
образовании лишь гуманистическую,
просветительскую ценность.

Положение стало меняться по мере того,
как крупная машинная индустрия потребовала
смены старого способа производства,
стереотипов мышления и систем ценностей.
Развитие математики, естествознания,
медицины, географии, астрономии и
навигации, инженерного дела, необходимость
широкого использования научного знания
пришли в противоречие с традиционным,
преимущественно гуманитарным, содержанием
образования, в центре которого было
изучение древних языков. Разрешение
этого противоречия связано с возникновением
реальных училищ и технических школ,
высших технических учебных заведений.

Объективные требования производства
и борьба трудящихся за демократизацию
образования уже в XIXв.
привели к тому, что в наиболее развитых
странах были приняты законы об обязательном
начальном образовании.

Перед второй мировой войной для успешного
овладения рабочими специальностями
потребовалось уже среднее образование.
Это проявилось в увеличении сроков
обязательного обучения в школе, расширении
школьных программ за счет естественно-научных
дисциплин, отмене в ряде стран платы за
начальное и среднее школьное образование.
Неполное, а затем полное среднее
образование становится основным условием
воспроизводства рабочей силы.

Вторая половина XXв.
характеризуется небывалым охватом
детей, молодежи и взрослых различными
формами образования. Это период так
называемого образовательного взрыва.
Такое стало возможным потому, что
автоматы, придя на смену механическим
машинам, изменили положение человека
в производственном процессе.

Жизнь поставила вопрос о работнике
нового типа, гармонично сочетающем в
своей производственной деятельности
функции умственного и физического,
распорядительского и исполнительского
труда, постоянно совершенствующем
технологию и организационно-экономические
отношения. Образование стало необходимым
условием воспроизводства рабочей силы.
Человек, не имеющий образовательной
подготовки, сегодня фактически лишен
возможности получить современную
профессию.

Таким образом, выделение образования
в специфическую отрасль духовного
производства отвечало историческим
условиям и имело прогрессивное значение.

Образование как социальное явление –
это, прежде всего, объективная общественная
ценность. Нравственный, интеллектуальный,
научно-технический, духовно-культурный
и экономический потенциал любого
общества непосредственно зависит от
уровня развития образовательной сферы.

Однако образование, имея общественную
природу и исторический характер, в свою
очередь, обусловлено историческим типом
общества, которое реализует эту социальную
функцию. Оно отражает задачи социального
развития, уровень экономики и культуры
в обществе, характер его политических
и идеологических установок, так как и
педагоги и воспитанники являются
субъектами общественных отношений.

Итак, образование как социальное
явление
– это относительно
самостоятельная система, функцией
которой являются обучение и воспитание
членов общества, ориентированные на
овладение определенными знаниями
(прежде всего научными), идейно-нравственными
ценностями, умениями, навыками, нормами
поведения, содержание которых, в конечном
счете, определяется социально-экономическим
и политическим строем данного общества
и уровнем его материально-технического
развития.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Виктория Мельникова
Ребёнок и педагог. Формирование личности

Ребёнок и педагог. Формирование личности.

Личность учителя все больше отходит на второй план в современном образовательном процессе, а технологические приспособления все больше проникают во все сферы человеческой жизни, в том числе в процесс обучения и воспитания. В то же время непосредственное воздействие учителя на формирующееся мировоззрение ребенка – один из основных факторов развития личности.

В истории человеческого общества можно выделить известных философов, государственных деятелей, полководцев, ученых, наставниками которых были выдающиеся личности. Подтверждением этой мысли служит плеяда древнегреческих мыслителей: Сократ – Платон – Аристотель. Платон считал себя учеником Сократа, он записал его основные идеи и теории, Аристотель является учеником Платона, создавшим не менее глубокие и значимые философские трактаты, чем его учитель. Сам же Аристотель является наставником прославленного полководца Александра Македонского. Не случайно дальновидные правители выбирали в учителя своим наследникам ярких и талантливых людей, понимая, что учитель в жизни человека играет важную роль не только при формировании системы знаний, отношений к миру, но и в личностном становлении.

Постоянно развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью и способны к сотрудничеству. Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией образования. Инновация в системе образования основывается на достижениях компетентностного подхода. Учение не рассматривается как прямая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. А потому задача педагога – создавать условия для формирования и развития в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям общества, инновационной экономики. Создавать условия для обучения учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ним задач, способность объединять элементы знаний в нужные комбинации, а затем новое знание. Создавать постоянную мотивацию к учению, умение общаться. Формировать чувство ответственности и личной перспективы, эмоциональную развитость, стремление к познанию.

Учитель должен обладать профессиональными качествами, быть компетентным, чтобы влиять на саморазвитие учеников. Учитель должен ставить перед собой задачи формирования и воспитания личности по качествам, соответствующим требованиям современного общества, должен осознавать, что каждый ребенок – это индивидуальность и помогать ему в его развитии. Для эффективного воспитательного воздействия недостаточно просто дать школьнику формальные ответы на злободневные вопросы. Важно выявить разные взгляды, поспорить, побудить высказать свои суждения, эмоционально рассказать о собственных мнениях и убеждениях.

Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания. Учитель должен способствовать формированию у учащихся потребности развития своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных, физических возможностей.

Учитель должен учить быть успешным в современном развивающемся обществе, чтобы развивать духовно-нравственные качества детей, способствовать их саморазвитию и самосовершенствованию. Учителю надо начать с себя и не бояться трудностей, перестроить свое мышление, овладеть деятельностным подходом в обучении школьников. Педагог, организующий социальное становление личности в современном обществе, должен обладать рядом профессионально-личностных качеств: активной гражданской позицией, ответственностью, умением вести диалог и уважать позицию учащегося. Педагог должен быть специалистом-профессионалом в своей образовательной области, но не замкнутым лишь на своей программе, а имеющим направленность на выполнение социально-педагогических, социально-воспитательных функций.

Роль учителя в прогрессивном развивающемся мире значима тем, что он воспитывает подрастающую молодежь, формирует поколение, которое должно продолжить дело старших, но уже на более высоком, культурном уровне развития общества. Сферой педагогической деятельности является образование, обучение и воспитание. Несомненно, можно утверждать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Именно поэтому во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в формировании личности ребенка.

Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет духовное и телесное развитие. Только педагог развивает ребёнка, как личность.

Что же такое личность?

Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

Ведь развитие личности — это процесс вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для младших школьников такой средой является учебный класс, в котором они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности —учебы.

Даже если ребенок учится плохо, он не должен терять веру в свои способности. И тут главная гуманная миссия учителя – это добиться, чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по предмету. Надо и учить детей, и воспитывать, радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями, хотя путь учителя к современному ученику в наше время не слишком прост. И вставая на этот тернистый путь, учитель должен учитывать в своей работе личный богатый опыт педагогической и воспитательной работы, свои технологии превращения детей в хороших учеников. Главная цель педагога – это создать реальные условия для формирования творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим идеалам и национальным идеалам. Реализация личностно-ориентированного образования в школе выдвигает ряд требований к учителю. Кроме высокого профессионализма, компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям. Понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика. Одной из главных отличительных черт учителя, реализующего личностно-ориентированный подход, является наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса. Важно, чтобы учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог, установил отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения младшие школьники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо для учеников младшего школьного возраста, когда происходит формирование навыков межличностного общения.

Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей превзойти их.

Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы увидеть не только недостатки в ребёнке, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей.

Каковы же основные пути и способы работы с детьми?

• Во-первых, поскольку деформации в развитии есть в следствие комплекса причин:

-отрицательного влияния неблагоприятных семейных условий.

-неудач в школе, отрыва от школьной жизни и школьного коллектива.

-асоциального окружения.

Общая стратегия воспитательного воздействия должна иметь ввиду и семью, и школу, и ближнее окружение. Надо сравниться, насколько это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше внимания уделять трудному ребёнку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща определить линию поведения. Необходимо, чтобы и школа изменила своё отношение к трудному ученику, перестала считать его неисправимым нашла пути индивидуального подхода к нему, вовлекла его в общие дела коллектива. Более того, если разлад в семье зашёл так далеко, то существенные изменения там невозможны, школа должна компенсировать недостатки семейного воспитания. Наконец, следует воздействовать и на ближайшее окружение трудного школьника попытаться перестроить направленность его компании, привлечь её к общественно полезным делам, а если этого не удастся, то отвлечь школьника от компании, оградить его всего плохого.

• Во-вторых, ликвидировать педагогическую запущенность.

Корректировать личность невозможно силами одних лишь учителей, силами только школы. К этой работе, помимо школы, должны быть привлечены семья, детские организации, внешкольные учреждения, актив классов, общественные организации. И при всех условиях надо лишь опираться на здоровый детский коллектив, действовать сообща с ним, через него. Только совместными усилиями при единстве воспитательных воздействий можно решить указанную задачу.

• В-третьих, основным должна быть правильная организация жизни и деятельности ребёнка.

Надо помнить, что нравоучения, нотации не очень действенные средства воспитания педагогически запущенного ребёнка, так как у него давно уже выработалось предубеждение, недоверчивое отношение и скепсис по отношению к словам воспитателя. Это не исключает того, что задушевный разговор в атмосфере искренности, доверия и благожелательности может принести большую пользу.

• В-четвёртых, перевоспитание нельзя понимать только как устранение искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками.

Перевоспитание – это и формирование развития положительных привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций.

В-пятых необходимо вовлечь трудного школьника в процесс самовоспитания, организовать борьбу его самого с собственными недостатками.

Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учёт индивидуальных, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому что, только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него.

Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен.

Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. Важно выявить и использовать то положительное, что имеется в личности любого учащегося.

Педагог – человек преданный своему делу, своим ученикам. Педагоги должны помочь выявить лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять его, чтобы он получал радость от полученных знаний, учить быть хорошим человеком и истинным гражданином своей страны.

Роль педагога существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности. В современной школе учитель больше не лектор, повторяющий одно и то же из года в год, а наставник. Целеустремленность, гражданственность, компетентность, педагогическое творчество, искренний интерес по-прежнему слагаемые успеха педагога.

Источник