Развитие художественно познавательных способностей ребенка
Ирина Васильевна Мазурова
Консультация «Развитие познавательных и творческих способностей детей»
Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего развития, подготовки к школе и дальнейшей взрослой жизни. Этот сложный процесс предполагает формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладения речью.
Развитие познавательных и творческих способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, каким и знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к их получению, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, обдумывать замыслы рисунков, конструкций.
Основные задачи повышения уровня развития познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста таковы:
• Совершенствовать восприятие формы, цвета, величины, пространства и времени;
• Развивать концентрацию, переключение и распределение внимания;
• Тренировать зрительную, слуховую, двигательно – моторную память;
• Учить овладевать элементарными навыками анализа и синтеза, устанавливать тождества и различия, обобщать и классифицировать, делать выводы;
• Работать по образцу, правилу, схеме;
• Стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, развивать художественно – графические навыки;
• Воспитывать взаимопомощь, доброжелательность, чувство коллективизма; взаимоподдержку;
• Побуждать к созданию новых образов, развивать воссоздающее и творческое воображение:
Чтобы дети хорошо учились в школе, необходимо позаботиться о том, чтобы они нормально развивались и были здоровы.
Выполнение программы физического воспитания детей предусматривает не только решение общих его задач, но и формирование устойчивых привычек к различным видам закаливания, потребности в выполнении утренней гимнастики и физических упражнений, стремления к совершенствованию движений, умения проводить их со своими сверстниками. Важно обеспечить выполнение двигательного режима, который способствует улучшению состояния здоровья и физического развития детей, развивает их опорно – двигательный аппарат, тренирует и совершенствует физиологические функции организма, обеспечивает усвоение доступным им по возрасту движений, формирует выносливость организма. Недостаточная двигательная активность- гиподинамия- препятствует успешному решению задач физического воспитания, создает неблагоприятные условия для умственного развития детей, понижает их интеллектуальную активность и работоспособность.
В работе с детьми подготовительной к школе группы особое место занимают спортивные виды физических упражнений. Ходьба на лыжах, катание на санках, коньках, велосипеде, плавание требуют участие разных групп крупной мускулатуры, дают хорошую физическую нагрузку
Если ребенок в дошкольном возрасте освоит эти виды физических упражнений, полюбит спортивные игры и развлечения, то это явится предпосылкой к тому, что и в школьные годы он будет ими заниматься в часы досуга. Это послужит и отдыхом от умственной работы, и средством дальнейшего оздоровления организма. Обучение детей спортивными видами физических упражнений является особым разделом работы, осуществление которого требует от воспитателя владения техникой катания на лыжах, коньках и т. д. и, конечно, методикой обучения детей этим видом движения.
В работе с дошкольниками подготовительной группы нельзя недооценивать и подвижную игру. В ней совершенствуются основные движения, воспитываются такие черты характера, как смелость, находчивость, выдержка. Подвижные игры носят коллективный характер, поэтому они требуют слаженности движений и действий, выполнения определенных правил. Дети сами приходят к выводу о том, что без выполнения правил игра не интересна. Волнение, которое ребенок переживает в игре, мобилизует его силы и способствует достижению хороших результатов в выполнении движений; таких результатов в других условиях, в не игры, он, возможно, и не добился бы. Чередование игр с различными видами упражнений – важное условие равномерного развития всех движений.
Большое место в физическом воспитании детей отводится прогулке. Правильно организованная, она содержит большие возможности для развития самоорганизации в различных видах деятельности, проявления инициативы. К подготовки прогулки воспитатель привлекает самих дошкольников. Например, вместе с ними проверяет готовность лыж, коньков, готовит флажки, ленточки для катания с горы на санках, лопаты для снежных построек. Разговоры с детьми о содержание прогулки (чем будем заниматься, во что играть, что возьмем с собой, как лучше организовать игру и т. д.) учат детей обдумывать предстоящую деятельность, планировать её. Можно предложить отдельным ребятам рассказать, что они будут делать на прогулке, что им для этого потребуется. Такая работа способствует формированию навыка планирования выполнения задания.
У дошкольников к семи годам завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Развивается фонематический слух, и при соответствующем обучение дети легко овладевают звуковым анализом слова. Интенсивно обогащается словарный запас. И здесь уже наблюдаются индивидуальные различия: у одних детей он большой, у других поменьше, что зависит от условий жизни, меры и степени общения со взрослыми. Словарь ребенка быстро увеличивается не только за счет существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных, служебных слов. Детьми усваиваются также закономерности морфологического и синтаксического порядка.
В отличие от практического овладения речью, осознание самой речевой действительности и словесного состава формируется не столь быстро. При отсутствии специального обучения дети относятся к предложению как к единому смысловому целому, которое обозначает реальную ситуацию. Исправить это ложное представление помогает процесс обучения чтению. Когда ребенок начинает читать, он воспринимает и познает и словесный состав речи. Значительно ускоряет формирование этой способности специальное обучение, благодаря которому к концу дошкольного возраста дети начинают легко вычленять слова в предложении.
Образовательный процесс, включает в себя все виды детской деятельности, при этом каждый и них имеет специфические развивающие функции. К ним относится и продуктивная деятельность: изобразительная и конструктивная.
Эта деятельность направлена на развитие у дошкольников творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.
Следует помнить, что все виды изобразительной деятельности объединяет образное отражение окружающей деятельности: рисование, аппликация позволяют отразить предметы и явления на плоскости, в цвете, в пространстве, лепка дает объёмное изображение предмета. Каждому виду соответствует своя техника и свой способ создания изображения.
Связь видов деятельности прослеживается не только при повторе одной и той же темы. В рисовании, например, дети учатся изображать элементы декоративного узора, а в лепке расписывают вылепленную форму, подбирая цвета красок. Или дети лепят фигурку девочки, а затем рисуют девочку, играющую с мячом. Внесение новых деталей создание более полного изображения сюжета в одном из видов деятельности способствует развитию творчества у детей в другом виде деятельности.
Программа по изобразительной деятельности предусматривает формирование у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развития творчества.
В формировании творчества большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Благодаря этому воспитатель создает у детей эмоциональный настрой, вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе.
Учитывая воспитательное значение результатов детского творчества, необходимо использовать их для игры, при оформлении помещения к празднику, для подарка родителям, сверстникам.
Конструирование обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе обучения у дошкольников развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус.
К концу пребывания в детском саду у детей формируются познавательные и творческие способности, необходимые им для последующего обучения в школе.
Источник
Развитие познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. В психологии эти индивидуально – психологические особенности называют способностями личности, причем выделяют только такие способности, которые, во – первых, имеют психологическую природу, во – вторых, индивидуально варьируют. Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако к собственно способностям они не относятся: первая – по причине непсихологичности, вторая – по причине общности.
Известные отечественные авторы (Л.С.Выготский, Б.М. Теплов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.А.Венгер и др.) под способностями понимают обобщенные способы ориентировки, обеспечивающие успешность в деятельности, успешность решения той или иной задачи. Способности понимаются как ориентировочные действия, которые осуществляются путем использования существующих в культуре средств. Традиционно отечественная психологическая наука рассматривала способности как условия успешного овладения деятельностью.
Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей – склонность к какому – либо виду деятельности. Выполняя ее ,ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. И все – таки наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3 – 4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Так. За первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь. Перечисленные достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте.
Дошкольное детство является сензитивным периодом развития способностей.
В структуру общих способностей ребенка входят познавательные и практические способности.
Познавательные способности необходимы для становления и формирования образных форм познания действительности: восприятия, образной памяти, наглядно – образного мышления, которые являются образным фундаментом интеллекта. Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций. Механизмом их функционирования считаются соответствующие им действия и операции (интеллектуальные действия): перцептивные; мнемонические; мыслительные; речевые; преобразовательные (креативные). Развитие и совершенствование интеллектуальных действий создают условия для формирования интеллектуальных умений: слушать и слышать, выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать цепь суждений, анализировать, доказывать и т.д.
К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные (перцептивные), интеллектуальные и творческие.
Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3 – 4 лет. Усвоение дошкольниками эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм.
Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими – либо условными значками, например стол – кружком, а шкаф – прямоугольником.
Творческие способности связаны с воображением, что позволяет находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку или историю, создавать замысел игры или рисунка.
Способности позволяют ребенку самостоятельно обобщать имеющийся у него эмпирический опыт, анализировать новую ситуацию, находить решения различных задач. Основной путь развития способностей – это постоянный переход от внешних действий с условными заместителями ( схемами, моделями, символами) к действиям в уме. Как правило, дети сначала выполняют новые для них действия вместе со взрослыми, затем с другими детьми и, наконец, самостоятельно.
Способности могут относиться к разным областям действительности, разным типам задач, возникающим в результате взаимодействия человека с окружающей действительностью.
Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности.
К.Д.Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выгодский. Поэтому я считаю, что развитие познавательных способностей дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Для того чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т. е. быть «незаменимым». А для этого деятельность должна носить творческий характер.
Дошкольный возраст рассматривается учеными как благоприятный период для развития творческих способностей.
Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом. Знания в нашей жизни являются непостоянной переменной, они быстро становятся неактуальными и обновляются, увеличиваясь в объёме. Поэтому перед сегодняшними дошкольниками, а завтра перед сформированными членами нашего общества, растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. Другими словами — это качества, которые основываются на базе детского творчества.
Таким образом, развивая у детей познавательные и творческие способности, мы даём им возможность быть востребованными в современном взрослом мире.
Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает, что наличие познавательных и творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная с формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
Наша задача пробудить интеллект, творческую активность детей. Развивать воображение, фантазию, желание включиться в творческую деятельность. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными, творческими и интеллектуально развитыми личностями.
Источник
Малышева Елена Викторовна
Развитие познавательных способностей — ключ к развитию личности ребёнка
Актуальность. Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.
Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников.
Психологи (Выготский Л. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Поддьяков Н. Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.
Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей является тяга к умственным усилиям. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.
Основная идея опыта заключается в том, что психолого — педагогическое обеспечение процесса развития познавательных способностей в дошкольном детстве должно происходить в наиболее важных сферах деятельности (познавательной, коммуникативной, художественной). Важными моментами при этом являются:
• сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе;
• учет индивидуальных особенностей ребенка;
• опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой;
• активизация положительных моральных волнений ребенка при оценке его личностных достижений в процессе деятельности.
Для обеспечения эффективности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста нами были определены следующие задачи:
1. Создать предметно – развивающую среду — единое пространство, в котором происходит процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста, единые подходы, единую цель совместной деятельности воспитателей и родителей, единые оценочные взгляды и действия для всех участников педагогического процесса.
2. Заинтересовать, воспитать тягу к знаниям, вызвать желание действовать, дать понимание того, что ошибаясь, ты все равно получаешь знания, поэтому всегда твори, экспериментируй, познавай.
3. Создать соответствующую атмосферу, в которой реально проявляют себя взаимодействие, взаимодоверие, взаимопомощь, гуманность.
4. Обеспечить климат личностной безопасности для каждого ребенка и возможности всестороннего стимулирования, их творческую инициативу.
Научно — методической почвой нашей деятельности является применение методов современных педагогических технологий обучения и развития детей дошкольного возраста.
В организации работы с детьми мы используем следующие методы:
• методы ТРИЗ, в которых успешно решаем задачи проблемного и развивающего обучения, побуждаем детей к поиску, моделированию, экспериментированию. Дети работают в атмосфере свободы мышления и творчества;
• наглядные методы: опорные схемы, таблицы, карты, в которых развиваем память, мышление; формируем навыки объяснительной речи, умение обосновывать свои мысли, делать выводы, побуждаем детей к размышлению;
• методы проектных технологий, в которых формируем умение конструировать свою деятельность, использовать свои знания на практике, искать ответы на вопросы, включаться в партнерские отношения со сверстниками и взрослыми;
• методы экспериментально — исследовательской деятельности, в которых опираемся на опыт ребенка, формируем перспективную сферу у детей, представление о предметах, явлениях природы.
Направления нашей работы с детьми:
• развитие познавательных способностей детей;
• развитие творческих способностей;
• развитие речевых способностей;
• воспитание патриотизма и человечности у детей дошкольного возраста.
Указанные направления мы реализуем в различных формах работы:
• групповые, индивидуальные, подгрупповые занятия;
• проекты, конкурсы, праздники, развлечения, опыты и наблюдения;
• использование карт, схем, моделей;
• изготовление коллективных панно, газет, детских книг, коллажей.
В практической деятельности с детьми мы видим, что основным условием развития познавательных способностей дошкольников является включение их в такие виды деятельности:
• игровую;
• учебно – познавательную;
• продуктивную (рисование, лепка, аппликация, конструирование);
• двигательную;
• трудовую.
Поэтому организованную и самостоятельную деятельность детей мы осуществляем на основе включения детского экспериментирования во все сферы жизнедеятельности дошкольников. Учебный процесс организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, делать выводы, не боясь совершить ошибку. Дети любят экспериментировать. В экспериментальной деятельности работа детей осуществляется самостоятельно, раскрывает перед ними новые стороны и свойства объекта, пронизывает все сферы детской жизнедеятельности, в том числе и игру.
Большое значение мы придаем использованию исследований и опытов в интегрированных занятиях. Нами разработаны циклы занятий для детей, которые включают в себя экспериментальную и исследовательскую деятельность:
«Круговорот воды в природе»;
«Необычные гости»;
«Дети и солнце»;
«Какая вода вкуснее?»;
«Воздушные шарики»;
«Тайны профессий»;
«Наш уголок природы»;
«Моя семья»;
«Мое семейное дерево»;
«История моего города»;
«Мой родной город».
С постановки проблемной задачи начинаются почти все наши занятия с детьми. Для стимулирования познавательной активности используются приемы сомнения, размышления («А может ли такое быть?», «Возможно ли это?», «Было как-то иначе?», «А могло ли быть иначе?», «Как ты думаешь, что будет потом?», «Что могло случиться?»).
Вопросы проблемного характера побуждают детей к поиску способов решения, обоснования собственных мыслей и деятельности.
Значительное внимание уделяем индивидуальному подходу к обучению детей. В центре нашего внимания личность ребенка, его индивидуальный уровень подготовки, желание и способность работать на занятии. Это позволяет организовать работу детей таким образом, чтобы каждый ребенок был приобщен к творчеству не только по желанию, но и с учетом собственных возможностей. Мы убеждены, что развитию детей способствует как индивидуальная работа, так и доброжелательность, спокойный микроклимат, сотрудничество воспитателя и ребенка.
Значительное внимание в работе с детьми уделяется применению проектных технологий. Развития познавательных способностей способствует участию детей в совместных групповых проектах, например: изготовление наборных коллективных панно, детских книг, газет, подготовка праздников и представлений. Участвуя в такой деятельности, дошкольники имеют возможность планировать, распределять свою работу, обобщать, классифицировать материалы, сравнивать качество выполнения работы. За прошедший учебный год были созданы вместе с детьми такие проекты:
• «Путешествие по странам и континентам»,
• «Русский сувенир»,
• «Профессии нашего города»,
• «Семья»,
• «Уроки королевы Кисточки»,
• «По страницам любимых сказок»,
• «Весна — Красна».
Надо заметить, что не у всех дошкольников отчетливо проявляются наклонности и предпочтения. Дети способны часто менять свои интересы, а некоторые вообще их не проявляют. Основная причина этого явления — недостаточная сформированность некоторых средств познания. Результаты диагностики показали, что значительно уменьшилось количество детей с низким уровнем познавательной активности.
Еще один важный момент: наши многолетние наблюдения свидетельствуют, что довольно часто основной причиной низкого уровня интереса к окружающей действительности является слабое физическое здоровье. Особенно это проявляется в старшем дошкольном возрасте, когда умственный труд становится напряженный в связи с активизацией подготовки к обучению в школе.
В этом случае мы прибегаем к индивидуальной работе. Практикуем занятия с подгруппами детей, держим под контролем личный интерес к выполнению задания каждым ребенком. Прибегаем к игровым приемам и применению игровых форм: игры — эксперименты, игры — путешествия, создаем проблемные игровые, поисковые ситуации и ситуативные задачи.
Только поощрения, интерес, неравнодушное отношение и эмоциональная поддержка со стороны взрослых дает положительный результат. Немаловажно тесный контакт с родителями: консультации, беседы. В родительских уголках создан раздел, где размещается информация о нашей деятельности с детьми, советы родителям, что прочитать детям, рассказать и вообще как помочь маленьким «почемучкам».
Интерес, новизна, неожиданность это стимул познавательной деятельности, своеобразный трамплин к познавательной активности, опора для эмоциональной памяти, стимул для повышения эмоционального тонуса, средство мобилизации внимания и волевых усилий ребенка. Даже самых пассивных детей можно сделать активными. Метод очень прост: дать ребенку радость познания, радость преодоления трудностей; научиться ждать ответа от него, переживать вместе с ним счастье интеллектуальной победы.
Источник