Развитие грамматической речи у ребенка

Ирина Сытникова
«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» Ч.1

«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Часть 1

Термин «грамматика» употребляется в двух значениях: он обозначает, во-первых, сам грамматический строй языка, во-вторых, науку, изучающую правила изменения и образования слов, а также сочетание слов в предложении. Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает в себя работу по трём основным направлениям:

морфология (т. е. грамматические свойства слова – изменение по родам, падежам, числам);

словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п);

синтаксис (построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов).

Грамматическим строем языка ребенок начинает овладевать очень рано. Ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и др., употребляет простые и даже сложные предложения. На данном возрастном этапе речь уже становится для ребенка основным средством общения. Но средство это пока еще очень несовершенно. Малышу предстоит полностью освоить богатство родного языка, многообразие способов построения простых и сложных предложений (синтаксис); системы склонения и спряжения, традиционные формы словоизменения (морфологию); средства и способы образования слов (словообразование).

Постепенность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными закономерностями, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической.

В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить. Например, ребенок усвоил функцию предмета, обозначаемую окончанием -ом, -ем: мячиком, камнем (творительный падеж). По этому типу он образует и другие слова («палочком», «иглом», не зная, что существуют другие склонения, имеющие иные окончания.

Число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни, когда ребенок начинает употреблять распространенные предложения (предложения, включающие в себя не только подлежащее и сказуемое, но и другие члены предложения) у него растет активный словарь, расширяется сфера общения. Ребенок не всегда успевает запомнить некоторые грамматические формы новых для себя слов, а при использовании распространенного предложения не успевает контролировать как его содержание, так и форму.

На протяжении всего дошкольного возраста речи ребенка свойственны различные морфологические и синтаксические ошибки. Полное овладение грамматическим строем речи наступает как правило лишь к восьми годам. Данный факт подтверждается многочисленными исследованиями в области педагогики.

В работе над формированием грамматического строя речи стоит особо выделить следующие направления: предупреждение появления у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования, эффективное исправление ошибок, выявляемых в речи детей, совершенствование синтаксиса, развитие «чувства языка», содействие грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.

В дошкольном учреждении независимо от возраста детей специальные занятия по обучению родному языку и развитию речи необходимо проводить еженедельно, обращая особое внимание на комплексное формирование разных сторон речевой деятельности, в том числе и грамматического строя. Речевое занятие является основной формой обучения детей грамматическим средствам и способам, поскольку грамматическим строем ребенок овладевает, прежде всего, в общении, в процессе обучения связной речи, обогащения и активизации словаря. Специальные дидактические игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием, включаемые в речевые занятия, очень важны для выработки и закрепления грамматических навыков и умений. На занятиях с грамматическим содержанием дошкольники обучаются таким способам речевой деятельности, которые в условиях повседневного общения вызывают определенные трудности. Это, например, согласование прилагательных и местоимений с существительными (особенно среднего рода и неизменяемыми) по родам; образование трудных форм глаголов в повелительном наклонении, форм существительных родительного падежа множественного числа и др. Однако не все трудные грамматические формы и категории могут усваиваться на занятиях. Поэтому языковой материал необходимо отбирать таким образом, чтобы развивалось языковое чутье детей; внимательное отношение к языку, его грамматическому строю; чтобы ребенок учился самостоятельно ориентироваться в типичных способах словоизменения и словообразования. Очень важно также помогать детям на практике овладеть правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении, воспитывать критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Разные стороны грамматического строя языка — синтаксис, морфологию, словообразование — ребенок усваивает по-разному. Поэтому каждому возрастной этап выдвигает на передний план что-то одно. Так, системой словоизменения — правилами склонения и спряжения, многообразием грамматических форм слов дети овладевают главным образом в младшем и среднем дошкольном возрасте. В старших группах на передний план выдвигается задача усвоения традиционных, «нерегулярных» форм изменения всех слов, входящих в активный словарь ребенка. Способы словообразования усваиваются детьми позже по сравнению со словоизменением. Наиболее интенсивное формирование словообразовательных умений и навыков происходит в средней и старшей группах. А критическое отношение к своим действиям, точное знание норм словообразования у детей только начинает складываться в подготовительной группе.

Последовательность становления грамматического строя обусловлена традиционными способами организации детской игровой, практической и познавательной деятельности; формами сотрудничества и общения ребенка с окружающими. Однако личный опыт у детей различен, что приводит к многообразию индивидуальных особенностей речевого развития. В каждой возрастной группе есть дети с высоким уровнем владения родным языком, а рядом находятся их сверстники, отстающие в речевом развитии. Поэтому грамматическая работа в детском саду строится так, чтобы каждый ребёнок мог решать посильные речевые задачи.

На первых этапах усвоения грамматических средств и способов языка ребенок прежде всего учится понимать смысл сказанного (например, по окончанию существительного различать, один предмет или их много). Следующая задача — переход к практическому использованию усвоенных грамматических средств в собственной речи; стремление говорить так, как говорят другие.

Ещё сложнее — овладение умением самостоятельно образовывать форму нового слова по аналогии со знакомыми (например, форму «фишками»играю фишками, хотя воспитатель впервые употребил это слово в именительном падеже единственного числа — фишка). И совсем иная, еще более трудная задача, стоящая перед дошкольниками, — оценка грамматической правильности речи, определение, можно или нельзя так сказать.

В соответствии с этим можно наметить основные задачи работы по формированию грамматического строя речи на каждом возрастном этапе.

В младшем и среднем возрасте главное внимание обращается на усвоение морфологии: согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных. Дети учатся с помощью воспитателя словообразованию существительных (суффиксальным способом) и глаголов (с помощью приставок).

Например, в средней группе дети учатся использовать точные наименования предметов посуды. Многие названия им знакомы — тарелка, чашка, блюдце. Но есть и такие, которые известны далеко не всем, — салфетница, хлебница, сахарница. Чтобы новые слова запомнились, дети должны многократно поупражняться в их использовании. С этой целью можно провести дидактическое упражнение «Таня в магазине».

Воспитатель обращается к детям со следующим рассказом:

«Таня с мамой пошли в магазин. Они купили хлеб, сахар и салфетки. Принесли все домой. Решили попить чаю. Стала Танечка накрывать на стол, да что-то перепутала: хлеб положила в тарелку, салфетки — в стаканчик, а сахар — на блюдечко. Подошла мама и покачала головой: что-то не так сделала Танюша. Что она сделала не так? … Забыла Танюша, что для каждой посуды своё: из тарелки едят («Суп, борщ, кашу»,— добавляют дети); из стакана пьют… («Воду, чай»), а на блюдце ставят чашки и стаканы, чтобы не пачкалась скатерть. Для хлеба, сахара и салфеток тоже есть специальная посуда: для хлеба… (интонацией незавершенности воспитатель побуждает детей включиться в рассказ и дополнить: «Хлебница», для салфеток… («Салфетница», а для сахара? («Сахарница».)

А теперь, Петя, помоги Танечке положить хлеб в нужную посуду. Куда ты положил хлеб? Оля, помоги Тане положить сахар. Куда Оля положила сахар? Миша, а ты положи на место салфетки. Дети, куда Миша положил салфетки? Молодцы, помогли Танюше исправить ошибки, теперь она будет знать, что для всего есть специальная посуда. Для хлеба… («Хлебница»), для сахара…, для салфеток…» («Салфетница»).

Однако воспитатель в начале занятия не называет предметы, предоставляя сделать это детям. Дело в том, что в группе наверняка есть те, кто не только знает многие названия посуды, но и умеет образовывать новые слова по аналогии. Это умение воспитателю предстоит воспитывать у всей группы чуть позже, но с первого занятия дети, опережающие товарищей в речевом развитии, имеют возможность поупражняться в самостоятельном словообразовании.

В старших группах, помимо вышеперечисленных задач, формирование грамматического строя речи включает в себя и другие направления. Например, идет усложнение синтаксиса детской речи, запоминание единичных форм, исключений морфологического порядка, усвоение основных способов словообразования всех частей речи, в том числе причастий. В этот период формируется ориентировка ребенка на звуковую сторону слов, проявляется интерес к образованию словоформ. Дети побуждаются к стремлению правильности своей речи, умению исправить ошибку (свою или чужую, потребности узнавать грамматические нормы.

Для успешного обучения дошкольников в области морфологии в первую очередь нужно руководствоваться указаниями, содержащимися в разделе «Ознакомление с окружающим» «Программы воспитания в детском саду». При этом трудные грамматические формы тех слов, с которыми дети знакомятся в данной возрастной группе, нуждаются в особенном закреплении.

Источник

Екатерина Новикова
Грамматический строй речи у дошкольников

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя.

Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

Уже в возрасте трех лет, с помощью конструкций простого распространенного предложения, дети употребляют категории числа существительных и глаголов, времени, лица и т. д. При типичном варианте развития речи дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных, т. е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

Но зачастую формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические. У детей нарушены процессы овладения и морфологическими, и синтаксическими единицами, обнаруживаются затруднения как в выборе грамматических средств, для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Нарушение синтаксической структуры предложения чаще проявляется в пропуске членов предложения, в неестественном порядке слов,что обнаруживается даже при повторении предложений: Много а лесу (Дети собрали в лесу много грибов); Молоко разлило (Молоко разлито котенком).

Для усвоения морфологической системы языка необходима многообразная интеллектуальная деятельность. Ребенку нужно научиться сопоставлять слова по значению и звучанию, найти их различие, осознавать изменения в значении, сравнивать перемены в звучании с переменами его значения, выделять элементы, которые изменяют значение, установить взаимосвязь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов.

Пример:

ложка — значение единственности;

ложки — значение множественности;

ложкой — значение орудийности.

Формирование морфологической системы языка близко связано с развитием не только синтаксиса, но и лексики, фонематического восприятия.

Выделяют следующие неправильные формы сочетания слов в предложении:

— неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);

— неправильное согласование глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, они упал).

— неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);

— неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);

— неправильное употребление предложно – падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан).

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Общение ребёнка с окружающими формируется постепенно: оно включает понимание речи и активное пользование его с учётом правильного грамматического и фонетического оформления. На разных возрастных этапах требования к речи детей предъявляются разные.

Так в 3 – 4 года дети должны уметь повторять за педагогом короткий рассказ (составленный по игрушке, картине, серии картин, употреблять предложения с однородными членами, согласовывать слова в роде, числе, падеже;

В 4 – 5 лет – самостоятельно составлять небольшие рассказы, пересказывать несложные тексты, осознанно пользоваться словами с обобщающим значением.

В 5 – 6 лет – свободно строить простые и сложные по структуре предложения и грамматически правильно оформлять их, употреблять конструкции с прямой и косвенной речью, рассказывать о предмете, картине, используя готовый план, а также составлять самостоятельно

Но, к сожалению, в настоящее время многие дети испытывают трудности при формировании собственных речевых высказываний. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, они испытывают трудности при составлении рассказов. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем.

Работа по развитию лексико-грамматического строя речиведется по 3 направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.

Мы уже рассмотрели последовательность, методы и приемы обогащения словаря. Остановимся подробнее на следующих ключевых моментах – формирование фразы и включение её в связную речь.

Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач и т. п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

Очень важным моментом для формирования у детей фразы и развития связной речи является знакомство детей с элементарными формами словообразования. Работа, направленная на формирование словообразования происходит последовательно-параллельно и начинается с существительных. Сначала дети учатся образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, суффикса – ниц – со значением вместилища, учатся образовывать существительные обозначающие названия детенышей животных и птиц; профессии. Параллельно идет работа по образованию прилагательных (притяжательных, качественных, относительных, глаголов (возвратных, приставочных, совершенного и несовершенного видов, подбору родственных слов. Упражнения в самостоятельном образовании форм существительных, прилагательных и глаголов проводятся на разнообразном тематическом материале.

Формирование словоизменения у дошкольников начинается с упражнений по различению, сопоставлению форм слов. Дети вслушиваются в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова.

Навыки словоизменения закрепляются сначала в словосочетаниях; затем в предложениях, далее и связанной речи.

Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основной для формирования разных типов предложения.

Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи простые предложения, важно, чтобы все слова были им понятны. Необходимо следить за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправлять с помощью вопросов, за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным. Детям предлагается самостоятельно подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения и т. д.

Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами, активные наблюдения за жизненными явлениями. Составляя предложения по описанию различных действий по содержанию картинки и т. п., дети учатся связно рассказывать об увиденном. Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ.

Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах.

Значительную помощь в формировании лексико-грамматических конструкций оказывают родители. Совместная работа с родителями является неотъемлемой частью комплексного процесса развития речи. Для повышения компетентности родителей проводятся открытые занятия, беседы консультации, обучающие семинары-практикумы и другие виды работы. Активная и сознательная помощь родителей значительно сокращает сроки работы над улучшением речи детей и дает положительные результаты.

Таким образом, к школьному возрасту, дети овладевают в основном всей сложной системой практической грамматики.

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи

Задание №1.

Дать «ласковые имена»:

Валя-Валечка Вася Соня

Саша-Сашенька Даша Ира

Люда Катя Аня

Зина Рая Сима

Серёжа Миша Костя

Дима Наташа Вера

Задание №2.

Покажи на себе и на кукле и назови:

Голова-головка Лоб Уши

Нога – ножка Затылок Губы

Рука Щёки Пальцы

Спина Глаза Ногти

Живот Брови Ресницы

Шея Нос Язык

Задание №3.

«Один и много». Вы называете один предмет, а ребёнок – много.

Огурец – огурцы

Баклажан – … Редька – … Помидор – … Кабачок – … Редиска – … Боб – … Тыква – … Патиссон – …

Задание №4.

Считай овощи до трёх по образцу:

Один помидор, два помидора, три помидора.

Один огурец …. Одна редиска…. Один баклажан, …. Одна морковка …. Один кабачок …. Одна репка …. Один боб …. Одна редька … .

Задание №5.

Игра «Есть – нет». Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет».

– У меня есть свежая капуста.

– У меня нет свежей капусты.

Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.

Задание №6.

Подбери как можно больше определений к каждому предмету.

Нарисуй в тетради.

Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный.

Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.

Задание №7.

Правильно называть маленькие предметы. Вы называете большой предмет, а ребёнок – маленький.

Стол-столик

Булка – … Стул – … Чашка – … Салфетка – … Тарелка – … Огурец – … Конфета – … Диван – … Полка – … Нож – … Кружка – …

Задание №8.

Игра с мячом «Один-много».

Яблоко – яблоки

Груша – груши

Слива – сливы

Персик, банан, ананас

Затем можно провести игру «Много-один».

Апельсины – апельсин

Абрикосы – абрикос

Помидоры – помидор

Огурец, мандарин, лимон

Задание №9.

Дополнить предложения, изменив слово в скобках.

В корзине лежит один (помидор).

В лесу растёт много (дерево).

В зоопарке мало (зверь).

У меня меньше (ягода, чем у Вовы.

Петя собрал столько же (гриб, сколько и Света.

В шкафу лежит больше (плащ, чем на вешалке.

Задание №10.

Подобрать по несколько существительных к прилагательным.

Красные машины, стулья, блюдца.

Синие … Тёплые … Металлические … Вязаные … Шерстяные … Пластмассовые …

Существительные должны быть всех трёх родов.

Задание №11.

Игра «Большой-маленький».

Шапка – шапочка Кофта – …

Юбка Костюм Брюки Чулки Туфли Платье Пальто Носки

Задание №12.

Образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками. Игра «Доскажи словечко».

Машина в гараж … (въезжает).

Мальчик из школы … (выходит).

Шофёр к машине … (подходит).

Девочка с горы … (съезжает).

Старушка через улицу … (переходит).

Девочка через лужу … (перепрыгивает).

Птичка из клетки … (вылетает).

Задание №13.

Измените предложения по образцу:

Он сидит на диване. – Они сидят на диване.

Он бежит по дорожке … Он поёт песню … Он рисует солнце … Он идёт домой … Он колет дрова …

Задание №14.

Образование притяжательных прилагательных по образцу:

Хвост собаки – собачий хвост.

Молоко коровы – коровье молоко.

Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика … Рога лося … Усы кошки … Следы зайца …

Задание №15.

Шуба из белки – беличья шуба.

Воротник из норки … Шапка из лисы … Накидка из соболя … Одеяло из шерсти верблюда … Шапка из пуха кролика …

Задание №16.

Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные).

Солнце, как мяч, круглое.

Руки, как лёд, … Нож, как бритва … Шоссе, как стрела, … Снег, словно пух, … Трава, как изумруд …

Задание №17.

«Расхвалить» каждую картинку, подобрать как можно больше слов – определений.

Например:

Рукавички – новые, красивые, дорогие, красные, удобные, шерстяные, вязаные, тёплые.

Задание №18.

Скажи по образцу, какая посуда.

Из стекла – стеклянная.

Из металла … Из глины … Из дерева … Из хрусталя … Из серебра … Из пластмассы …

Задание №19.

Дай полные ответы на вопросы.

Чем дворник подметает улицу?

Чем медсестра делает укол?

Чем парикмахер расчёсывает волосы?

Чем повар режет морковь?

Чем садовник рыхлит землю?

Чем маляр красит стены?

Чем столяр строгает доски?

Задание №20.

Посчитать до десяти предметы, правильно согласовывая числительные с существительными.

Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров.

Ведро, матрёшка, дерево, дом, окно, рыбка, трактор.

Задание №21.

Изменить по образцу:

Белый – беленький. Тёплый Старый Кислый Лёгкий Чистый Добрый Толстый Сладкий Тонкий Узкий Мягкий

Игра » Живой уголок»

правильное использование и образование форм Дп., В. п., Т. п., П. п. имен существительных

В старшей группе дети составляют простые предложения

— я посажу черепаху в коробку и тп

-я угощу собаку косточкой

— я напою кота молоком

В подготовительной группе можно составлять более сложные предложения

— я посажу попугая в клетку и накормлю его семечками.

Игра «Почини игрушку»

правильное образование и успользование форм Р. п. и Т. П им. сущ.

— без чего машинка?

-без колеса.

И наоборот:

— С чем теперь машинка

-С колесом.

» У Белочки в гостях»

Согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; употребление предлогов.

В старшей группе:

Дети рассматривают и называют предметы, а затем закрепляют картинки на столе и комментируют свои действия

— Я поставлю на стол чайник

— Я поставлю чашку рядом с чайником.

Затем можно поиграть в игру «Что изменилось»

Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет картинки

— Что изменилось?

— Вместо большой чашки на столе стоит маленькая чашечка и тд

В подготовительной группе можно задание усложнить, заменяя сразу по 2 картинки,чтобы дети составили сложное предложение:

— Вместо большого чайника появился маленький чайник, а вместо сахарницы появилась салфетница

» Мой, моя, мои, мое»

Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Необходимо разложить предложенные картинки по соответствующим домикам.

«Поможем клоуну Роме»

Согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; употребление предлогов. словарь по теме «Овощи», «Фрукты».

клоун Рома играл с овощами и фруктами, все перепутал и не может теперь разложить их в нужные коробки.

Дети по очереди берут картинки, называют их и кладут на соответствующие коробки.

В старшей и подготовительной группах игра усложняется. Дети не просто называют картинку, а составляют предложения

— Я положу зеленое яблоко в коробку слева от Ромы.

«Катины подарки»

Образование форм Д. п. и В. п. имен существительных.

Катя приехала с дачи и привезла своим игрушкам подарки, названия которых начинаются с тех же звуков, что и названия игрушек.Дети должны по очереди брать картинки с изображением подарков и состовлять предложения:

— Катя привезла кукле коляску

— Катя привезла попугаю пальму и тд.

Работа над предлогами.

Использование предлогов : на, по, в, под, за, над, из, из-под.

Источник